После нашей воскресной заметки об изменении правил расчета утилизационного сбора читатели справедливо потребовали от редакции Дрома дать более полную картину по новым ставкам, и желательно — в табличной форме. Выполняем просьбу нашей аудитории и сопровождаем таблицы комментариями. Они помогут сориентироваться и понять, на какие автомобили утилизационный сбор увеличится, а на какие останется прежним. Что касается влияния грядущих изменений на рынок в целом, скажем сразу: в проигрыше окажутся все потенциальные покупатели, поскольку подорожают все без исключения машины, даже если новый «утиль» не коснется их напрямую. В общем, объясняем популярно, по пунктам.
С какого времени начнет действовать увеличенный «утиль»?
Согласно проекту постановления правительства РФ, в котором были опубликованы новые коэффициенты для расчета утилизационного сбора, плановая дата нововведения — 1 ноября 2025 года. Однако есть вероятность, что обсуждаемый проект постановления не примут, и тогда ставки «утиля» останутся прежними. Ввод новых правил могут и отложить, назначив более позднюю дату. Плохая новость заключается в том, что в процессе обсуждения правительственного постановления суммы утильсбора могут еще больше увеличиться или может сократиться сегмент автомобилей, для которых сохраняется льготный «утиль».
Кто платит утильсбор?
Плательщиков можно разделить на следующие группы.
- Первая — граждане, которые ввозят машины из-за границы сами и оформляют их «для личного пользования». Это позволяет обойтись льготным утильсбором, который в сотни раз меньше коммерческого.
- Вторая — официальные компании-импортеры, а также те, кто ввозит машины по еще действующей схеме «параллельного импорта». Они платят коммерческий «утиль» в полном объеме и включают его в конечную цену машины.
- Третья — автомобильные заводы Российской Федерации. Они платят коммерческий «утиль» в полном объеме, но впоследствии правительство возвращает часть «утиля» в зависимости от локализации конкретной машины. АВТОВАЗу возвращают весь выплаченный «утиль».
- К четвертой (самой малочисленной) группе относятся граждане или юридические лица, которые ввозят машины с оформлением не «для личного пользования». Они тоже платят коммерческий «утиль» в полном объеме.
От чего зависит утильсбор на легковой автомобиль категории М1 сегодня?
- А. От типа оформления автомобиля на таможне. Здесь два варианта — «для личного пользования» и для всех остальных нужд. Машину «для личного пользования» может оформить на себя только частное лицо, причем он не должен продавать ее следующие 12 месяцев. Именно в этом случае можно заплатить льготный утильсбор. На все остальные машины начисляют так называемый коммерческий «утиль», который в сотни раз больше.
- Б. От возраста. На машину, которой не исполнилось три года, «утиль» ниже, чем за машину, которой исполнилось больше трех лет.
- В. От объема ДВС или типа силовой установки. «Утиль» тем больше, чем выше рабочий объем двигателя внутреннего сгорания. При этом для машин с моторами объемом более 3,0 литра льготный утиль не действует еще с 1 октября 2024 года, даже если ее оформляют на таможне как «для личного пользования». «Утиль» на электромобили и последовательные гибриды с 1 января 2025 года начисляют в том же размере, что и на автомобили с ДВС объемом от литра до двух. На все прочие типы гибридов расчет идет в зависимости от объема ДВС.
Сколько платят сейчас?
На все электромобили и последовательные гибриды, а равно — на машины с ДВС, у которых объем двигателя не превышает 3,0 литра, сейчас распространяется льготный «утиль», если машину оформляют «для личного пользования». Он составляет 3400 рублей, если автомобилю не исполнилось три года, и 5200 рублей, если исполнилось.
Размер «утиля», действующего на машины не «для личного пользования» в настоящее время, указан в таблице в рублях. Если не будет принято постановление об изменении схемы начисления утильсбора с 1 ноября 2025 года, текущие ставки будут использоваться до 31 декабря 2025 года, а затем повысятся согласно Постановлению Правительства РФ от № 1255 от 13 сентября 2024 года.
| Типы автомобилей | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 и далее |
| до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | |
| Электромобили и последовательные гибриды | 667 400 / 1 174 000 | 800 800 / 1 408 800 | 880 000 / 1 549 600 | 969 000 / 1 704 600 | 1 065 800 / 1 875 000 | 1 172 400 / 2 062 600 |
| с ДВС до 1,0 литра | 180 200 / 460 000 | 216 400 / 552 000 | 238 000 / 607 200 | 261 800 / 667 800 | 288 000 / 734 600 | 316 800 / 802 000 |
| с ДВС от 1,0 до 2,0 литра | 667 400 / 1 174 000 | 800 800 / 1 408 800 | 880 000 / 1 549 600 | 969 000 / 1 704 600 | 1 065 800 / 1 875 000 | 1 172 400 / 2 062 600 |
| с ДВС от 2,0 до 3,0 литра | 1 875 400 / 2 839 400 | 2 250 600 / 3 407 200 | 2 475 600 / 3 740 000 | 2 723 200 / 4 122 800 | 2 995 400 / 4 535 000 | 3 295 000 / 4 988 600 |
| с ДВС от 3,0 до 3,5 литра | 2 153 400 / 3 296 800 | 2 580 000 / 3 956 000 | 2 842 400 / 4 351 600 | 3 126 800 / 4 786 800 | 3 439 400 / 5 265 400 | 3 783 400 / 5 792 000 |
| с ДВС свыше 3,5 литра | 2 742 200 / 3 608 000 | 3 290 600 / 4 325 800 | 3 619 600 / 4 758 400 | 3 981 600 / 5 234 200 | 4 379 800 / 5 757 600 | 4 817 800 / 6 333 400 |
Что может измениться с 1 ноября 2025 года?
Если проект постановления об изменении схемы начисления «утиля» будет принят правительством, добавится еще один показатель, который прежде не влиял на сумму утильсбора — мощность ДВС или силовой установки электромобиля, или последовательного гибрида. При сертификации автомобиля (а равно и в инженерных расчетах) в качестве размерности мощности используются киловатты. Именно эта размерность использована и при расчете «утиля» по новым правилам. Для ориентации по более привычным «лошадям» используем коэффициент перевода, рекомендованный Минпромторгом: 1 кВт = 1,35962 л.с. Данные мощности можно посмотреть в сертификационных документах на машину: ОТТС, ЗОТТС, ЗОЕТС, СБКТС.
На какие машины сохранится возможность оформления льготного «утиля»?
С новыми правилами сократится сегмент автомобилей, на которые можно заплатить льготный утиль при оформлении их «для личного пользования». В дополнение к машинам с ДВС объемом выше 3,0 литра льготный утиль будет недоступен для всех машин с ДВС, у которых мощность мотора превышает 117,68 кВт (160 л.с.) вне зависимости от рабочего объема. Что касается электромобилей и последовательных гибридов, для льготного оформления оставили только те, мощность электромотора которых (или суммарная мощность электромоторов, если их больше одного) составляет 58,84 кВт (80 л.с.). Для гибридов, у которых силовой агрегат выполнен не по последовательной схеме, суммируется максимальная мощность ДВС и электромотора (или электромоторов).
На сколько вырастет коммерческий «утиль»?
Уточним, что в случае введения новых правил сохраняется принцип повышения утилизационного сбора с 1 января каждого года вплоть до 2030 года. После 2030 года повышение утильсбора ПОКА не планируется.
Для сравнения с текущими ставками предлагаем новый расчет «утиля» для отрезка с 1 ноября по 31 декабря 2025 года и на 2030 год (в информационном порядке).
А. Электромобили и последовательные гибриды, 1 ноября — 31 декабря 2025 года, 2030 год. Утильсбор, рубли
| Диапазоны мощностей | 2025 | 2030 |
| до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | |
| до 80 л.с. (льготный) | 3 400 / 5 200 | 3 400 / 5 200 |
| до 80 л.с. | 667 400 / 1 174 000 | 1 172 400 / 2 062 600 |
| от 80 л.с. до 100 л.с. | 826 000 / 1 368 000 | 1 451 200 / 2 403 400 |
| от 100 л.с. до 130 л.с. | 1 098 000 / 1 594 000 | 1 929 000 / 2 800 600 |
| от 130 л.с. до 160 л.с. | 1 300 000 / 1 856 000 | 2 284 000 / 3 260 800 |
| от 160 л.с. до 190 л.с. | 1 540 000 / 2 162 000 | 2 705 600 / 3 798 400 |
| от 190 л.с. до 220 л.с. | 1 828 000 / 2 520 000 | 3 211 600 / 4 427 400 |
| от 220 л.с. до 250 л.с. | 2 166 000 / 2 936 000 | 3 805 400 / 5 158 400 |
| от 250 л.с. до 280 л.с. | 2 566 000 / 3 420 000 | 4 508 200 / 6 008 600 |
| свыше 280 л.с. | 3 040 000 / 3 984 000 | 5 341 000 / 6 999 600 |
Б. Машины с ДВС не более 1000 куб. см, 1 ноября — 31 декабря 2025 года, 2030 год. Утильсбор, рубли
| Диапазоны мощностей | 2025 | 2030 |
| до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | |
| до 160 л.с. (льготный) | 3 400 / 5 200 | 3 400 / 5 200 |
| до 160 л.с. | 248 000 / 460 000 | 435 800 / 808 200 |
| от 160 л.с. до 190 л.с. | 256 000 / 473 800 | 449 800 / 832 400 |
| от 190 л.с. до 220 л.с. | 264 000 / 488 000 | 463 800 / 857 400 |
| от 220 л.с. до 250 л.с. | 270 000 / 502 000 | 474 400 / 882 000 |
| свыше 250 л.с. | 288 000 / 502 000 | 506 000 / 882 000 |
В. Машины с ДВС свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см. Утильсбор, рубли
| Диапазоны мощностей | 2025 | 2030 |
| до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | |
| до 160 л.с. (льготный) | 3 400 / 5 200 | 3 400 / 5 200 |
| до 160 л.с. | 667 400 / 1 174 000 | 1 172 600 / 2 062 600 |
| от 160 л.с. до 190 л.с. | 750 000 / 1 244 000 | 1 317 600 / 2 185 600 |
| от 190 л.с. до 220 л.с. | 794 000 / 1 320 000 | 1 395 000 / 2 319 200 |
| от 220 л.с. до 250 л.с. | 842 000 / 1 398 000 | 1 479 400 / 2 456 200 |
| от 250 л.с. до 280 л.с. | 952 000 / 1 532 000 | 1 672 600 / 2 691 600 |
| от 280 л.с. до 310 л.с. | 1 076 000 / 1 676 000 | 1 890 400 / 2 944 600 |
| от 310 л.с. до 340 л.с. | 1 216 000 / 1 836 000 | 2 136 400 / 3 225 800 |
| от 340 л.с. до 370 л.с. | 1 386 000 / 2 010 000 | 2 435 000 / 3 531 400 |
| от 370 л.с. до 400 л.с. | 1 580 000 / 2 200 000 | 2 776 000 / 3 865 200 |
| от 400 л.с. до 430 л.с. | 1 800 000 / 2 410 000 | 3 162 400 / 4 234 200 |
| от 430 л.с. до 460 л.с. | 2 054 000 / 2 640 000 | 3 608 800 / 4 638 200 |
| от 460 л.с. до 500 л.с. | 2 340 000 / 2 890 000 | 4 111 200 / 5 077 400 |
| свыше 500 л.с. | 2 668 000 / 3 164 000 | 4 687 400 / 5 558 800 |
Г. Машины с ДВС свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см. Утильсбор, рубли
| Диапазоны мощностей | 2025 | 2030 |
| до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | |
| до 160 л.с. (льготный) | 3 400 / 5 200 | 3 400 / 5 200 |
| до 160 л.с. | 1 875 400 / 2 839 400 | 3 295 000 / 4 988 600 |
| от 160 л.с. до 190 л.с. | 1 922 200 / 2 880 000 | 3 377 400 / 5 060 000 |
| от 190 л.с. до 220 л.с. | 1 970 000 / 2 918 000 | 3 461 200 / 5 126 600 |
| от 220 л.с. до 250 л.с. | 2 002 000 / 2 960 000 | 3 517 400 / 5 200 400 |
| от 250 л.с. до 280 л.с. | 2 100 000 / 3 050 000 | 3 689 600 / 5 358 600 |
| от 280 л.с. до 310 л.с. | 2 184 000 / 3 142 000 | 3 837 200 / 5 520 200 |
| от 310 л.с. до 340 л.с. | 2 272 000 / 3 228 000 | 3 991 800 / 5 671 400 |
| от 340 л.с. до 370 л.с. | 2 362 000 / 3 318 000 | 4 149 800 / 5 829 400 |
| от 370 л.с. до 400 л.с. | 2 458 000 / 3 412 000 | 4 318 600 / 5 994 600 |
| от 400 л.с. до 430 л.с. | 2 556 000 / 3 508 000 | 4 490 600 / 6 163 200 |
| от 430 л.с. до 460 л.с. | 2 658 000 / 3 606 000 | 4 669 800 / 6 335 400 |
| от 460 л.с. до 500 л.с. | 2 764 000 / 3 706 000 | 4 856 200 / 6 511 200 |
| свыше 500 л.с. | 2 874 000 / 3 810 000 | 5 049 400 / 6 693 800 |
Д. Машины с ДВС свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см. Утильсбор, рубли
| Диапазоны мощностей | 2025 | 2030 |
| до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | |
| до 160 л.с. (льготный) | 3 400 / 5 200 | 3 400 / 5 200 |
| до 160 л.с. | 2 153 400 / 3 296 800 | 3 783 400 / 5 792 200 |
| от 160 л.с. до 190 л.с. | 2 196 000 / 3 334 000 | 3 858 200 / 5 857 600 |
| от 190 л.с. до 220 л.с. | 2 240 000 / 3 370 000 | 3 935 600 / 5 920 800 |
| от 220 л.с. до 250 л.с. | 2 286 000 / 3 406 000 | 4 016 400 / 5 984 000 |
| от 250 л.с. до 280 л.с. | 2 342 000 / 3 454 000 | 4 114 800 / 6 068 400 |
| от 280 л.с. до 310 л.с. | 2 400 000 / 3 540 000 | 4 216 600 / 6 219 400 |
| от 310 л.с. до 340 л.с. | 2 532 000 / 3 630 000 | 4 448 600 / 6 377 600 |
| от 340 л.с. до 370 л.с. | 2 672 000 / 3 738 000 | 4 694 400 / 6 567 400 |
| от 370 л.с. до 400 л.с. | 2 820 000 / 3 850 000 | 4 954 600 / 6 764 200 |
| от 400 л.с. до 430 л.с. | 2 974 000 / 3 966 000 | 5 225 000 / 6 968 000 |
| от 430 л.с. до 460 л.с. | 3 138 000 / 4 084 000 | 5 513 200 / 7 175 200 |
| от 460 л.с. до 500 л.с. | 3 310 000 / 4 208 000 | 5 815 400 / 7 393 200 |
| свыше 500 л.с. | 3 492 000 / 4 334 000 | 6 135 200 / 7 614 400 |
Е. Машины с ДВС свыше 3500 куб. см. Утильсбор, рубли
| Диапазоны мощностей | 2025 | 2030 |
| до трех лет / свыше трех лет | до трех лет / свыше трех лет | |
| до 160 л.с. (льготный) | 3 400 / 5 200 | 3 400 / 5 200 |
| до 160 л.с. | 2 742 200 / 3 604 800 | 4 817 800 / 6 333 400 |
| от 160 л.с. до 190 л.с. | 2 788 000 / 3 658 000 | 4 898 200 / 6 426 800 |
| от 190 л.с. до 220 л.с. | 2 836 000 / 3 714 000 | 4 982 600 / 6 525 200 |
| от 220 л.с. до 250 л.с. | 2 884 000 / 3 770 000 | 5 067 000 / 6 623 600 |
| от 250 л.с. до 280 л.с. | 2 942 000 / 3 856 000 | 5 168 800 / 6 774 600 |
| от 280 л.с. до 310 л.с. | 3 000 000 / 3 944 000 | 5 270 800 / 6 929 200 |
| от 310 л.с. до 340 л.с. | 3 106 000 / 4 160 000 | 5 457 000 / 7 308 800 |
| от 340 л.с. до 370 л.с. | 3 214 600 / 4 390 000 | 5 647 800 / 7 712 800 |
| от 370 л.с. до 400 л.с. | 3 328 000 / 4 632 000 | 5 847 000 / 8 138 000 |
| от 400 л.с. до 430 л.с. | 3 444 000 / 4 886 000 | 6 050 800 / 8 584 400 |
| от 430 л.с. до 460 л.с. | 3 564 000 / 5 156 000 | 6 261 600 / 9 058 600 |
| от 460 л.с. до 500 л.с. | 3 688 000 / 5 440 000 | 6 479 600 / 9 557 600 |
| свыше 500 л.с. | 3 818 000 / 5 738 000 | 6 708 000 / 10 081 200 |
Как видно из таблиц, будущим владельцам тех категорий машин с ДВС, для которых с 1 ноября могут отменить льготный утиль, придется платить на таможне в двести–триста раз больше! Резко вырастет утильсбор и на электрические и гибридные автомобили. Очевидно, что импорт Zeekr и Lixiang, а равно — подавляющего большинства «электричек» (в том числе и подержанных) резко снизится, вплоть до единичных экземпляров.
Кому на Руси жить хорошо?
Главным выгодоприобретателем от введения повышенного утиля традиционно остается АВТОВАЗ, но не только. Новые правила расчета «утиля» обеспечат протекционистскую поддержку АО «Кама», которое планирует выпуск электромобиля Atom, и «Моторинвесту», который производит в Липецкой области как электромобили под маркой Evolute, так и последовательные гибриды под марками Evolute и Voyah.
Несомненно, в выигрыше от грядущих нововведений будет и Chery, которая научилась сильно сокращать утильсбор за машины, собранные методом отверточной сборки на российских заводах. А вот рядовой покупатель, как всегда, будет переплачивать: возможное увеличение утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года приведет исключительно к повышению цен на все автомобили — даже на машины АВТОВАЗа. Мы много раз писали о причинах этого, они очевидны.
Почему правительство решило повысить «утиль» внепланово?
Еще раз напомним, что по Постановлению Правительства РФ от № 1255 от 13 сентября 2024 года утильсбор должен был возрастать ежегодно с 1 января каждого года вплоть до 2030 года. Исходя из этого нетрудно догадаться, что предполагаемое повышение «утиля» с 1 ноября 2025 года — внеплановое. Дело в том, что после того как 1 октября 2024 года «утиль» резко вырос и попутно ужесточились правила ввоза машин частниками «для личного пользования», а заодно — уравнена «таможенная стоимость» машин при оформлении в разных странах ЕАЭС, импорт автомобилей в Россию заметно снизился. Это касается и частного завоза, и «параллельного импорта», и официального. К примеру, из всех автомобилей марки Chery, проданных с апреля по июнь 2025 года, уже 60% были собраны в России на бывшем заводе VW в Калуге. За эти машины завод выплатил существенно более низкий «утиль», чем за импортированные. При этом практически все импортные Chery, проданные в I полугодии, были завезены еще в прошлом году, то есть по более выгодному «утилю».
Но вслед за обвалом импорта резко сократились поступления в бюджет РФ от выплаты утильсбора, хотя по задумке правительства они должны были расти как на дрожжах. Именно в попытке залатать бюджетные дыры и было запланировано повышение утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года, с введением более жестких правил расчета, предусматривающих сокращение сегмента машин, на которые можно будет оформить льготный «утиль».
В результате нововведений бюджет может остаться вообще без «утилизационных» доходов, по крайней мере от машин категории М1 (то есть легковых).
Что будет?
На этот вопрос очень хочется ответить в позитивном ключе, и в поисках этого позитива мы обратились к нашим экспертам. Дром следит за крайне важной для российского авторынка темой!


