Автомобиль нужен, а с деньгами не очень, есть некоторая сумма наличными, но большую часть придется брать взаймы у банка. Ориентир на стоимость машины в полмиллиона, но возможны варианты в ту и другую стороны — такой вот исходный код истории. При этом имеется большой водительский стаж и реальное понимание рыночной ситуации на основе личного опыта и доступной информации по текущей обстановке. И марка Toyota рассматривается больше гипотетически — «провентилировать» рынок скорее ради успокоения, нежели для реальной сделки.
Вообще, исходя из задач эксплуатации автомобиль устроил бы не очень большой, но удобный для перевозки одного-двух пассажиров и багажа, при этом самому должно быть приятно и безопасно в нем ездить. В приоритете — левое расположение руля, но как альтернатива допускался и правый руль при наличии у автомобиля каких-то иных преимуществ. Например, почти оптимально устроил бы компактвэн Toyota Sienta, но каковы шансы на успех? Как пример: вариант 2010 года (модель первого поколения после рестайлинга) с передним приводом, двигателем 1,5 литра в 110 сил и вариатором, с указанным пробегом почти в 200 000 км, выставлялся за 600 000 рублей. В принципе, такая сумма с учетом торга тоже могла быть принята, и пробег можно допустить как реальный, но что там с вариатором и общим состоянием — вот возникающие вопросы.
Не отрицался выбор автомобилей среди других японских марок, тем более там вырисовывались модели совсем другого класса. Скажем, кроссоверы, ведь кроме городского режима как основного периодически приходится ездить и по грунтовым дорогам, да и общий функционал у них совсем на другом уровне. Но какие здесь варианты?
На глаза соблазнительно попались полноприводные кроссоверы Honda CR-V с левым расположением руля, но выбор здесь был очень ограничен и «тупиковый». Как пример в пределах 600 000 рублей — автомобиль первого поколения, 2001 года выпуска, с указанным пробегом почти 380 000 км, с заменой двигателя на «контрактный» и неясной перспективой по поводу «автомата». Попалось объявление и с другим экземпляром такого же возраста и с меньшим указанным пробегом. С чистым подкапотным пространством и с наполированным салоном, с более-менее приличным, на первый взгляд, кузовом (хотя шпаклевка и подкраска присутствуют). Предоставленная возможность изучить машину на подъемнике сразу открыла глаза. Возраст берет свое: скрытые полости кузова сплошь поедены коррозией, да и по ходовой предстоят вложения, агрегатная часть тоже потребует к себе внимания. И во что это все обойдется?
Ладно, с полноценными SUV «разобрались», но ведь есть и другие «японцы», а в случае с кузовом «универсал» устроили бы и форматом поменьше — за те же деньги, наверное, можно найти машины возрастом куда моложе. В этой связи привлекал внимание высокий хэтчбек Suzuki SX4 первого поколения, особенно в полноприводном варианте, где и клиренс выше — 190 мм, то есть это настоящий кросс-хэтч, а не имитация. Кстати, для японского рынка выпускались версии 4WD и с 2,0-литровым двигателем в 145 сил в сочетании с «автоматом», но в первую очередь хотелось бы выбрать леворульные модели, и полагающийся им двигатель 1,6 литра вполне устраивал. Опять же, хотелось именно рестайлинговый вариант, выпускавшийся с 2010 года, который и внешне стал получше, и мощность двигателя со 107 выросла до 112 л.с., а для версий с 4WD появился выбор по коробке передач — «механика» или «автомат» (до этого был доступен только первый вариант). Впрочем, в поисках подержанной машины «механика» даже больше приветствовалась, так что этот фактор не был принципиальным.
Но все чаяния и допуски разбились о нынешнюю конъюнктуру рынка — цены на подержанные Suzuki SX4 оказались очень кусачими. Если речь шла о машинах возрастом от 2010 года, то с любым расположением руля стоимость уходила к 800 000 рублей и выше, а за полмиллиона предлагались варианты старше и не внушающие доверия. Впрочем, одно предложение было взято во внимание: за 650 000 рублей, но это 2008 год, с указанным пробегом 170 000 км, ко всему седан, который существовал только с передним приводом. Такой тип кузова тоже рассматривался, но в данном случае что-то не «зашел» автомобиль за такую цену.
И вообще, после калейдоскопа просмотренных вариантов, а некоторые из них за это время успели подорожать на 25 000 рублей, выводы напрашивались такие. Если замахнуться на японские машины за шесть сотен, будет тяжеловато для бюджета, при этом вложений в саму машину тоже не избежать. Либо смириться и выбрать «микро» с моторчиком 0,7 литра, но такой вариант был не по душе. А если предположить, что «берем за восемь сотен», то здесь меняется вся парадигма выбора: лучше уж еще немного напрячься по деньгам и что-то взять из Японии, то есть без пробега по России, причем речь в этом случае может идти и о европейских моделях с правым расположением руля.
Все эти доводы неуклонно приводили в сегмент автомобилей не японских марок, например, к некогда популярному и массовому Ford, который оставил неплохое наследие на вторичке, причем с не самыми высокими ценами. Здесь на глаза попадались высокие хэтчбеки Ford Fusion, особенно «зацепил» вариант 2008 года с указанным пробегом 110 000 км и с пометкой «срочная продажа» — за 405 000 рублей. Но 80-сильный двигатель 1,4 литра и в целом специфичный образ автомобиля помешали отнестись к нему серьезно.
Так что само собой напрашивался Ford Focus в его разнообразнейшем исполнении. И почему бы не взять на орбиту интереса экземпляры по нижним ценовым границам — на такие мысли натолкнуло одно любопытное предложение. Модель второго поколения в кузове универсал, с двигателем 1,6 литра в 100 сил и на «механике» в свое время реально рассматривалась в длительное личное пользование, но не случилось. А тут как эхом объявление с предложением универсала 2011 года выпуска (рестайлинг), в комплектации Comfort, «юридически кристально чистый», покупался в салоне, один хозяин, с указанным пробегом в 70 000 км, за 365 000 рублей … Как говорится, надо брать! То есть, конечно, сначала посмотреть на это чудо вживую. Не подстава ли это мошенников, автомобиль существует в реальности, что еще с ним не так?
И толщиномер здесь не в помощь: снаружи кузов пожамкан, с плохо собранным передком и помутневшими фарами, хотя невооруженным глазом очагов коррозии ни по кузову, ни на элементах задней подвески не видно. Двигатель сияет чистотой как новый, запускается хорошо, коробка сухая, сцепление работает, передачи включаются, но издаются неприятные щелчки с частотой в зависимости от оборотов двигателя — муфта фазовращателя? Салон немного «раскурочен», с недостающими мелкими деталями, на сиденьях чехлы. Ладно, проехали, но чисто теоретически, если допустить покупку, насколько могут уступить? «Какая ваша цена?». Ну, скажем, 330 000 рублей. «Не, таких цен нету».
Было немало и других примечательных объявлений, но все не появлялся очевидный претендент на покупку, как вдруг нарисовалась недельная командировка в соседний регион, в более крупный город, находящийся на расстоянии около 2000 км. То есть появился шанс совместить дела по работе и продолжить поиск автомобиля на другом рынке, причем насыщенном как «японцами», так и «европейцами». Конечно, заранее был проведен мониторинг местных объявлений, намечены кандидаты. Среди них приглянулся и Citroen C4 в кузове седан, 2013 года, с указанным пробегом 110 000 км, за полмиллиона рублей. Поначалу он воспринимался как резервный, наряду с хэтчбеком Opel Astra 2010 года с указанным пробегом 217 000 км и за 460 000 рублей. Но после осмотра некоторых «японцев», которые не предоставили никакой новой пищи для размышления — дороговато, а вложений потребуют немалых, тот Ситроен теперь не давал покоя. Какая с ними скложилась конъюнктура на вторичном рынке? Тоже непростая, но сначала немного предыстории.
Седан Citroen C4 был локализован в Калуге и стал поступать к российским потребителям с весны 2013 года. Он разделил нишу с соплатформенным Peugeot 408 и попал и в без того мощную на тот момент группировку автомобилей С-сегмента. Поэтому особых рыночных достижений не снискал: в самом успешном для модели 2014 году было реализовано всего 9000 экземпляров. Для сравнения — такие хиты как Skoda Octavia, Kia Cee’d или Chevrolet Cruze превзошли этот результат более чем в три раза каждый. Затем продажи только снижались, так, в предкризисном 2021 году было реализовано всего 670 экземпляров.
Притом у Citroen C4 Sedan перед конкурентами были свои преимущества, начиная с внешнего дизайна с характерным оформлением облицовки и кормовой части. И ряд параметров, как длина кузова 4621 мм, колесная база 2708 мм, клиренс 176 мм, топливный бак 60 литров, а также «зимний пакет», металлическая защита поддонов и задние дисковые тормоза в базовом оснащении — такой набор не могли за собой записать многие другие представители класса. Также интересно, что французы решили придать этой модели большей солидности за счет колес: штатный вариант на дисках 16 дюймов сам по себе факт объяснимый, но шины не 205/55 R16, как принято в С-сегменте, а размером помощнее — 215/55 R16. Для версий с турбомотором в 150 сил это может и оправданно, но с базовым двигателем зачем такой апгрейд? Поэтому не удивительно, что владельцы в ходе эксплуатации уже на свое усмотрение подбирали шины более доступного размера 205/60 R16 или даже 205/55 R16 (как в данном случае).
Ну и ко всему плюсом выступал базовый 1,6-литровый бензиновый двигатель серии EC5/TU5 как самый «правильный» вариант для адептов классики, поскольку имел чугунный блок цилиндров, распределенный впрыск топлива и комплектовался только с 5-ступенчатой ручной коробкой передач. Двухвальная 16-клапанная ГБЦ с фазорегулятором на впуске, гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, ременный привод ГРМ, пластиковый впускной коллектор, отдача в 116 сил (при 6050 об/мин) с максимальным крутящим моментом 150 Нм (при 4000 об/мин) — типичный и адекватный на тот момент набор характеристик. Степень сжатия 10.8 предполагает использование 95-го бензина.
Главное, что по надежности и общему ресурсу этот двигатель уже давно снискал признание по сравнению с двумя другими силовыми агрегатами. Это бензиновые моторы такого же рабочего объема, но с алюминиевыми блоками и в целом более «продвинутые»: серии EP6C — атмосферный 120-сильный, который сочетался только с 4-ступенчатым «автоматом», и тем более серии EP6DT — турбированный в 150 сил с непосредственным впрыском топлива, доступный только в составе с 6-ступенчатым «автоматом». А вот замечательного 1,6-литрового турбодизеля в паре с «механикой», которым бравировал Peugeot 408, ситроеновский С4 до своего рестайлинга не был удостоен, хотя в данном случае такой двигатель и не интересовал — тут верховодил принцип «чем проще, тем лучше».
Впрочем, свои «заморочки» за базовым двигателем тоже имеются. В частности, электронная составляющая весьма чувствительна к условиям эксплуатации — системы зажигания и контроля выхлопных газов могут преждевременно «забастовать» с предупреждающими надписями на информационном табло или тревожным сигналом «проверь двигатель», были нарекания и к ресурсу катализатора. Проморгать ремень ГРМ тоже чревато — при его обрыве поршни бьются с клапанами.
Кстати, на старте продаж весной 2013 года Citroen C4 Sedan с базовым двигателем предлагался за 579 000 рублей в начальном исполнении Dynamique, а с учетом второй комплектации Tendance цена составляла 648 000 рублей. Сегодня машины 2013 и 2014 года выпуска можно увидеть по типичным ценам от 600 000 до 800 000 рублей или даже выше в зависимости от комплектации, причем не обязательно, что цена напрямую связана с указанным пробегом. А за полмиллиона выставлялись экземпляры с повреждениями. А ведь одно дело — кузовной ремонт «японца», и совсем другое — французского автомобиля.
Но вот этот Citroen С4 за 497 000 рублей на картинках выглядел вполне прилично, к тому же в комплектации Tendance — вполне насыщенной для своего времени. Здесь штатно четыре подушки безопасности, передние «противотуманки», дистанционный ключ, круиз-контроль, трехступенчатый подогрев подушек кресел, кожаный «мультируль» с регулировками по высоте и вылету, передний центральный бокс-подлокотник, электрорегулировка и обогрев зеркал, передние и задние электростеклоподъемники, аудиосистема с CD-проигрывателем, но колеса на стальных дисках с колпаками. Были предусмотрены и различные опции (ESP, датчики дождя и света, автозатемнение салонного зеркала и др.), из которых этому экземпляру достался двухзонный климат-контроль.
Передние сиденья обеспечивают хорошую посадку, водительское кресло с вертикальной регулировкой, и с фронтально-боковым обзором все благополучно, чему способствуют зеркала на ножках, дополнительные окошечки на дверях и неширокие передние стойки. Задний диван тоже удобно спрофилирован, у ног пассажиров есть свои воздуховоды, а над головой свой блок плафонов с индивидуальной подсветкой, в дверях и спинках кресел имеются карманы. Хотя запаса места для ступней и коленей здесь не так много даже при размещении передних седоков среднего роста.
Автомобиль выставлялся в ряду моделей, сданных по программе trade-in, то есть в счет покупки новой машины. Три владельца, конечно, не «подарок» в биографии, но и ничего страшного в этом нет — обычная история для 11-летней машины. Ну а подлинность пробега, как известно, относительна (например, судя по износу задних тормозных дисков, пробег может быть и больше). И дело происходило, внимание, у дилера, специализирующегося на продаже автомобилей дорогих сегментов — Lexus, Toyota и других. По фотографиям все выглядело вполне достойно, к тому же в описании от дилера прозвучали дежурные фразы типа «автомобиль прошел комплексную проверку техсостояния и предпродажную подготовку…»
При живом знакомстве все оказалось не так красиво. Ну, грязноватый кузов — это ладно, прошли дожди, намело пыли, а наводить марафет каждый день никто не будет. Но вот передний бампер, слегка подбитый снизу и снявшийся с креплений на правой стороне — уже портил впечатление. По порогам есть освободившиеся от краски фрагменты, но сильных очагов коррозии не видно, если не считать колесные диски с ржавчиной, автомобиль кажется вполне стойким к внешним воздействиям. Хром-отделка кузова, дверные ручки, боковые зеркала тоже демонстрировали хорошую сохранность.
И под капотом с учетом возраста все выглядело прилично, во всяком случае, внешне. Достаем щуп, а он чистый — следов масла на нем нет! «А как же всесторонняя проверка?» Но на этот факт менеджер искусно парировал таким выражением лица, в котором было и неподдельное удивление, и одновременно абсолютное непонимание, как это могло произойти, и вообще он здесь ни при чем. Эксцесс, конечно, неприятный, но это еще не повод разворачиваться. Нашли литр какого-то масла, залили, уровень поднялся до нижней риски — доехать до станции техобслуживания можно. Но как оказалось впоследствие, расходники — в первую очередь масляный и воздушный фильтры, для этой модели имелись в наличии далеко не на всех СТО, так что даже в этом городе-миллионнике их пришлось активно поискать. Как и салонный фильтр, который из-за своей «убитости» тоже требовал срочной замены.
Что касается событий в автосалоне, в ходе содержательной дискуссии с менеджером удалось снизить цену на 27 000 рублей, то есть до 470 000 рублей. За эту сумму и был выкуплен автомобиль — 150 000 наличными, остальное за счет банковского потребительского кредита, который планируется погасить до конца этого года или до весны следующего. На выторгованную скидку по требованию наступающего сезона и для удобства дальнейшей эксплуатации по объявлению в интернете в дорогу был приобретен комплект б/у колес — на литых дисках с шипованными шинами, которые по состоянию протектора и «гвоздиков» выглядели вполне рабочими. Правда, диски оказались с эмблемой Peugeot, а шины разных производителей — пара Nokian Nordman 7 и пара Sailun Ice Blazer WST3 (в обоих случаях модели с направленным рисунком протектора) в размерности 205/55 R16. Обошлось это как раз в 27 000 рублей, то есть по 6750 рублей за колесо. Интересно было бы узнать, как «финн» с «китайцем» уживутся на одном шасси? Впрочем, погодка еще стояла сухая, зря гудеть «шиповками» на такое расстояние не было нужды: старт намечался именно на родных колесах c летними шинами, а в случае чего можно было сделать на обочине пит-стоп с переброской колес. Хорошо, что проверил домкрат — он оказался сломанным, так что пришлось докупать и эту необходимую для перегона машины вещь (тоже б/у по объявлению).
Конструкция подвески обыкновенная: спереди типа McPherson, сзади скручивающаяся балка с разнесенными пружинами и амортизаторами. И не самое компактное их устройство — колесные ниши не сильно внедряются в пространство багажника, но есть примеры и получше (то есть с более широким проемом). Металлическая защита поддонов входит в штатную комплектацию, но имеет характерную форму: пластина не только заметно прорежена, но и не полностью закрывает нижнее пространство, то есть от грязи, воды и пыли моторный отсек прикрыт все же не очень хорошо. А в данном случае имеются и некоторые следы «коробления», вероятно, от воздействия «тепловой пушки» во время зимнего экстремального запуска двигателя.
По дороге домой все основные нюансы в поведении автомобиля раскрылись. В принципе, машина для своего класса комфортная и функциональная, а постукивания в передней подвеске и некоторая раскачка кузова с учетом подзагрузки (пассажир, комплект колес и прочий багаж) можно устранить — вложения по этой части предполагались заранее. А вот другое обстоятельство уже из разряда «пожизненных» — как ни крути, слабоватый двигатель. В штатных режимах его мощности хватает, но для экстренных динамичных маневров и на подъемах полагаться особо не на что.
Это по-своему отражается и на расходе топлива: на трассе с ровным профилем около семи литров, тогда как на перевалах с необходимостью «давить» на высоких оборотах, как показалось, сжигает все десять. Переобуваться в дороге не пришлось — комплект колес с зимней резиной занял свое место уже по возвращении. Одновременно с этим на дисплее загорелось предупреждение «низкий уровень тормозной жидкости». Проверил, и точно — бачок почти пустой, бдительная электроника оказалась к месту, долил, но еще предстоит полностью поменять жидкость. Ту смесь, что была в поддоне двигателя, перед перегоном заменили на свежее синтетическое масло с вязкостью SAE 5W-30, по приезде и уже с некоторым пробегом в городских режимах пришлось долить около 200 мл. К работе коробки претензий нет — передачи включаются без усилий, довольно четко, но вот сцепление, возможно, скоро попросит замены, поскольку есть признаки износа дисков.
В целом на первичном этапе эксплуатации автомобиль не разочаровал, затраты на его приобретение себя пока оправдывают и впереди надежды только на плановые траты. Но все это с учетом, что купить машину довелось именно в командировке, поскольку специально за ней ехать за две тысячи километров никто не стал бы — такое мероприятие вряд ли оказалось бы выгодным.