Рассказ о том, как я машину покупал.
Первой моей машиной была восьмерка. Скажу честно, я ее любил. У нее были недостатки, и ломалась она иногда, и не очень печка у нее работала, и стекла криво поднимались – но все равно она мне нравилась. Резвая, верткая, проходимая, с жестким кузовом, о который помяли свои тела и забугорный «опель» (лонжерон), и «дэу», и еще кто-то там – не помню уже кто – а она оставалась целенькой, только подкрашивал ее. Она прошла со мной Селигер и Крым, возила прицеп и таскала друзей из грязи, служила домом и траходромом… Но.. и ее час настал, и она ушла в руки другому хозяину, а я… почти на год остался без машины. За это время я много раз задумывался о том, какой будет моя следующая машина. У лучшего друга – праворульный «Витц» с автоматом. У другого – взятый в рассрочку новый «Лансер». Родители живут в Германии – в принципе, можно и из Европы пригнать машинку.. С исходной суммой в 7000 долларов на покупку машины, я рассматривал все варианты. Европа отпала. Из машин, которые я посмотрел на немецких стоянках, в 7000 долларов с перегоном и таможней я укладывался только в «Форд Ка» или в какой-то маленький «Рено». И в «Опель Корса», кстати – вот этот вариант рассматривался мной до последнего. «Опель Корса», пятидверный, с движком 1.3 – это тот минимум, который меня устроил. Разумеется, механическая коробка, ручные подъемники. Не помню, был ли в комлектации кондиционер. С другой стороны – можно было бы чуть-чуть добавить и взять новую ВАЗ-2114 или ВАЗ-2115 - 8000. Альтернатива! Или – взять в рассрочку новые «Ниссан Альмера» или «Хендэ Гец» - 14 000$. Это, конечно, чревато некоторого рода зависимостью в выплате долга – а мне нравится моя свобода, нравится, что я никому ничего не должен и в любой момент могу свинтить на край света изучать Дхарму – поэтому покупка в кредит – дело десятое. И – крайняя альтернатива – праворульная японская машинка. С гидроусилителем, электропакетом, автоматом, кондиционером, по вменяемой цене. Пообщавшись с другом на «Витце», почитав форумы – понял, что этот вариант – очень хороший компромисс по цене с хорошим качеством получаемого товара.
Еще когда продавал «08», успел съездить в город Долгопрудный, где посмотрел продаваемую ребятами из Japan-trade, по-моему, «Мазду Демио» 1999 или 2000-го года. Белого цвета. Разумеется, электропакет и автомат – после дубовой «Самары» - очень понравились. Не понравился немного салон – пахло в нем как-то странновато, плесенью, что ли, и потерт он был немного. Продавец сказал, что сопровождающий машину спал в ней в дороге из Владика – какую-то легенду, в общем. Сама «Демио», если честно, в том, старом, кузове – тоже как-то не очень, не понравилась снаружи. Но цена по Москве была весьма выгодная. Я взял паузу подумать. Потом где-то в нете краем сознания зацепил тему об «утопленниках» - машинах, которые побывали в наводнениях. Их покупают очень задешево на аукционах в Японии (аукционах в Японии – первое упоминание – [message!]), и потом продают здесь. Они вроде бы нормальные, но через несколько месяцев у них начинает выходить из строя электроника – а для «японца» это, по-моему, смертельно. В общем, от «Демио» той я отказался.
Следующим контактом с правым рулем стал визит в салон «Элекс-полюс», в попытке продать свою восьмерку. Там, среди других бэушных машинок, русских и узбекских, сверкал хромированной отделкой зеркал на фоне черного кузова «Ниссан Куб». От него, если честно, я долго не мог отойти. Необычные очертания, элегантный салон, эффектный внешний вид (черный с хромом). Вкусная цена – около 8000. Правда, пробег – 132 000… Но эта встреча стала роковой – я окончательно понял, что именно я хочу. Оставалось выяснить, как это можно получить.
Для начала – я сформировал для себя техническое задание (т.з.) – наверное, чтобы как-то оправдать пять лет, проведенных в МАИ J. Поизучал инет, почитал. В список желаемых моделей вошли: Ниссан Куб; Хонда Капа; Тойота ФанКарго. Почему именно эти модели? Сразу добавлю, что окончательный список желаемых машин несколько отличался от первоначального. Но на тот момент – мне хотелось чего-нибудь вкусненького, необычного – не этот стандартный седан типа «тойота королла» или «ниссан санни». Но и «Витц» друга меня не устраивал – поездив на нем, убедился, что, несмотря на концепцию «небольшой снаружи – вместительный внутри», салон и багажник в нем маловаты. (Кроме того, еще одна деталь: друг покупал машину в Москве. «Только что из Владивостока, с аукциона.» И у нее была такая деталь: когда сзади садишься втроем – правое колесо начинает тереть об подкрылок. Мы подумали – ну что ж, такая контрукция – все-таки машина маленькая, рассчитана всего на 4 пассажиров. И только потом выяснилось, что эта машина была бита в зад и восстановлена – неизвестно, где бита и восстановлена, мы предположили, что во Владивостоке – купили в Японии битую, сделали и продали через Москву. Восстановлена-то восстановлена, да криво – невыдержанный зазор и приводил к тому, что под нагрузкой колесо терло о подкрылок. Это к вопросу о покупке машин из Владивостока…). По поводу движка. 1.3 л. VVT-I витцовский меня очень радовал – машинка выглядела очень резвой, улетала со светофора в путь и носилась по МКАДу с 4-мя пассажирами 150 км/ч. А вот про литровые я прочитал много негативу, насчет динамики и маломощности – так что с объемом движка желаемой машинки тоже более-менее определенность. Верхняя планка, разумеется – 1.5 л. – ибо дальше идет скачек цены в плане растаможки. Теперь – год. Весь в радужных впечатлениях о статистике продаж с аукционов, я замахнулся на 2002. А чего – пять лет будет машинке в этом году?! И вон, продают их такие!
Итак: Ниссан Куб. Движок 1.3. Слабоват по сравнению с другими. И салончик узенький. Но очень нравится. Хонда Капа. Движок 1.5. В принципе очень мне нравилась. Особенно после того, как увидел один экземпляр на «Автоэкзотике 2005». Правда, говорят, Хонда в обслуживании дороже других марок... Тойота Фанкарго. Движок 1.5. Младший брат нашего «Витца». Знакомые запчасти. Правда, странноватый внешний вид, странноватый со знаком «-» - как длиннобазная «Нива», взяли, надставили Ярис, а выглядит не очень.
Теперь: как покупать? Ехать в Мытищи? Во Владивосток? Поиски в инете привели меня к варианту покупки с аукциона с последующей доставкой в Москву через посредническую контору. Долгое время – месяца два – я приценивался и рассматривал возможность покупки через контору «АвтоТрон» - у них там есть очень удобный калькулятор стоимости на сайте, статистика, раскладка по ценам. Доставка велась следующим путем: Япония-Владивосток-ж.д. вагон до Москвы. Стоимость доставки ж.д. – в районе 1700 у.е. Однако через какое-то время я вышел на сайт J-car. Эти ребята оказались из Новороссийска. У них на сайте тоже оказался калькулятор, а также статистика цен, форум, фотографии машин. Плюс – база машин уже в Новороссийске, плюс плывущих сюда, плюс – на стоянке партнера в Японии. То есть – можно выбирать. Я стал сравнивать. И получилось вот что: помимо более низкой стоимости накладных расходов – разница не очень существенная, но все же 200-300 долларов, есть так же разница в стоимости доставки 1300 долларов морем до Новороссийска против 1700 ж.д. до Москвы. И еще – машина приплывает прямо из Японии. То есть, никаких возможных контактов с умелыми российскими автослесарями на всем пути следования она не имеет – в отличие от пути доставки Владивосток-Москва. Так что скрученные одометры, снятые диски, магнитолы и прочий форс-мажор меня должны минуть.
Таким образом, схема предстоящей покупки для меня наконец-то вырисовалась. Единственная поправка заключалась в том, что я решил купить машину не с японской стоянки, а непосредственно с аукциона – опять-таки, где-то зацепив информацию о том, что на стоянки попадают машины, которые по той или иной причине не удалось продать на аукционе. Дождавшись наконец возврата данных когда-то в долг денег, я начал действовать – созвонился с Новороссийском. Мне предстояло сделать предоплату – 500 долларов – чтобы начать делать ставки на торгах. Новороссийск дал мне контакт в Москве – Олега из компании right-car. Через него мне предстояло вести все дела. Я созвонился с Олегом, и затем встретился с ним. Олег оказался рыжеволосым парнем с хорошим умным взглядом, примерно одного со мной возраста (мне 28). Он был на праворульном седане «Хонда», уже не помню, что за модель. Олег рассказал мне о схеме работы, и о себе немного. Мы заключаем договор. Я делаю предоплату – 500 долларов, вношу их, получаю договор, расписку. Далее я сообщаю название машин, которые хочу торговать. Он присылает мне сводку по этим машинам, которые именно сейчас выставляются на торги, и стартовую цену на них. Я указываю, какую именно машину торгуем, и верхнюю планку цены. Кроме того, мне открывается доступ к аукционным страницам Японии – правда, адаптированный через сайт j-car или его зеркало right-car, чтобы я сам тоже мог отслеживать новинки на аукционах. После моего выбора информация передается японскому агенту-трейдеру. Он будет делать ставки. Когда ставка сыграет – необходимо будет в трехдневный срок внести сумму покупки в Японии с комиссионными плюс стоимость доставки. Таможенный платеж платится уже при получении машины. Мне все понятно. Вполне возможно, ставку будет делать сам Олег, а никакой не агент-трейдер – и весьма вероятно, что я и сам могу получить доступ к японским аукционам напрямую – но я не хочу этой мороки. Я не знаю японского, а Олег изучает катакану. Я отдаю ему деньги и список машин, из которых хочу выбирать. Он весьма пестрый: Mitsubishi Dingo, Mazda Familia Wagon, Nissan Cube, Toyota Duet 1.3, Toyota Will Vi, Suzuki Cultus Wagon. Я готов пояснить его изменения. «ФанКарго» убралась из него из-за своей более высокой цены – она обошлась бы мне в 8-9 тысяч. «Хонда Капа» - ушла из-за вариатора в трансмиссии – я не был уверен, что хочу покупать такую штуковину – может быть, она динамична – но долговечна ли? Вообще, Nissan Cube и Honda Capa в это время года – конец марта – продавались, согласно статистике, почему-то по несколько более высоким ценам, чем в среднем. Я думаю, что цена на Куб, в частности, поднялась благодаря более высокому спросу, собственной популярности – на японском рынке подержанных машин нам, россиянам, приходится конкурировать с австралийцами и новозеландцами, которые захватывают большую часть рынка.
С другой стороны, я добавил в список 2 весьма примечательных машинки. Большой Suzuki Cultus Wagon, весьма красивый универсал с отличной подвеской (по-моему, от Субару) и сравнительно низкой судзуковской ценой. Жалко – но эта машинка редкий гость на аукционе, а так – покупка весьма стоящая. И универсал Mazda Familia – машинка небольшая. В кузове седан она смотрится не очень, а вот универсал красив. Кроме того, в списке появилась Mitsubishi Dingo – аналог Куба, Капы и Фанкарго, по приемлемой цене. Я хотел только модификацию с движком 1.5 GDI. Эта GDI-система, судя по отзывам, отпугивает многих потенциальных покупателей своей требовательностью к качеству топлива. Меня не отпугнула. Итак, 6 моделей, из которых 2 – Mitsubishi Dingo и Mazda Familia Wagon – приоритетны. Далее – оценки.
Аукционная система в Японии заключается в следующем: частного рынка подержанных машин в Японии нет как такового. Все машины, покупаемые японцами, обслуживаются фирменными сервис-центрами компаний-производителей. По прошествии 3, 5 и 7 лет японцы должны проходить государственный тех. осмотр, за который им приходится платить из своего кармана, причем весьма круглую сумму. Он может избежать техосмотра, продав машину. Когда японец задумывает сбыть свою машину – он может или сдать ее компании-производителю, в зачет новой, покупаемой – система trade-in. Или может продать ее через систему аукционов. При выставлении на аукцион машина проходит независимую оценку – комплектация, состояние салона, состояние кузова, общее техническое состояние машины. Система, как в наших школах, пятибалльная, в которой 5 – соответствует автомобилю в идеальном состоянии. По результатам осмотра составляется аукционная карта, в которой выставляются оценки состояния элементов машины и ее комплектация.
Я указал, что хочу машины с оценками 3,5-4, состоянием салона «В» («А» - идельное), пробегом до 80 000 км, и годом выпуска 1999-2001, причем пробег приоритетнее года. Надо сказать, что машины в таком состоянии более популярны среди австралийских покупателей, причем чем меньше возраст – тем популярнее машина, и, соответственно, выше цена. Русские вполне берут оценки 3-3,5, пробег до сотни и год 1999.
Договор подписали. Потянулось ожидание. Вечерами Олег скидывал мне информацию по аукционам, да я и сам лазил, смотрел, что есть новенькое. Затем я скидывал ему, на что хочу сегодня ставить. Как правило, в один вечер возможно было сделать 2 ставки – на разные модели. Сначала я пострелял по верхам, приценился. Делал невысокие ставки, года выбирал 2001-2002, пробеги маленькие. Разумеется, мои ставки проигрывали, причем пару раз – цена продажи превышала предложенную мной в два раза. Пришлось подрезать аппетит и поднять ставки. Mazda Familia. 2001 год. Оценка 3.5. Пробег 80 000 км. Ставка 220 000 йен. Уходит за 350 000. (1 доллар = 110 йен примерно). Еще Фамилия. 2000 год, пробег 60 000. Оценка 4. Красная! Уходит за 400 000 йен. Так проходит примерно неделя-две, я не особо парю себе мозги этими торгами, уделяя им ровно час времени по вечерам – ибо рано или поздно все случится. Так и получается! В один из дней я получаю звонок от Олега – ставка сыграла! Жду от тебя деньги, сегодня-завтра.
Mitsubishi Dingo. 1999 год. Пробег 61 000 км. Двигатель 1.5 Gdi. Общий балл – «4». Оценка салона – «В». Цвет – черный. Литые диски. Хромированные зеркала. Электропакет, гидроусилитель, кондиционер, подушки безопасности, музыка.
Важный факт – машина была куплена не за максимально разрешенную мной ставку, а дешевле. Я дал максимальную ставку в 220 000 йен, а куплена она была за 192 000 йен. Общая стоимость машины, с учетом доставки, портовых сборов, императорского налога, вознаграждения трейдеру, стоимости перегона-по-Японии – 4900$ (1740 – покупка, 1300 – доставка, 1860 – налоги/комиссионные).
Я еду встречаться с Олегом, и передаю ему деньги. Это случается где-то в середине апреля. Олег оформляет соответствующие документы, дает мне новую расписку.
Дальше – ожидание. Олег присылает мне фотки купленной машинки – я уже видел фотосессию с аукциона – но эти более подробные: салон, капот, кузов. Затем он присылает мне номер контейнера, в котором фирма Maersk везет морем мою машинку. На сайте Maersk я могу отслеживать перемещения контейнера. Погрузка в Кобэ – Малайзия-Индия…Время идет, я езжу в командировки. На Кипре успеваю порулить двумя праворульными «конкурентами» моей Динги – Митсубиси же Кольт – ручка переключения передать тоже на руле, как и у моей – кайф! И Мазда Демио, в новом кузове – тоже нравится, но Кольт нравится больше. Кроме того, успеваю заметить на дорогах Кипра несколько Динг, а одну – даже на парковке. Долго ошиваюсь вокруг нее, разглядывая наружку и с риском для своего имиджа заглядывая в тонированный салон. Она мне нравится, хотя встреченные мною Динги не блещут динамикой – на Кольте я враз обхожу их. Праворульная тренировка очень мне нравится, я считаю это хорошим знаком перед предстоящей покупкой. Вкупе с тем, что я уже почти год не езжу по России – она суперудачна, левостороннее движение воспринимается мной очень легко. Сложности возникают, наоборот, здесь, в России, где теперь все машины едут «не в ту сторону».
Конец мая. По информации Maersk, контейнер уже прибыл в Новороссийск. Но Олег отмашку не дает, хотя, чувствуя мое нетерпение, вежливо пишет мне пару писем, где рассказывает о том, как он сам доставлял машины из Новороссийска, и какие дела ждут там меня. Также он предлагает поехать перегонять машину вместе со мной, а когда узнает, что моим партнером по перегону будет мой друг (у которого Витц) – предлагает нам в дорогу свой GPS-навигатор со схемой перегона. Но я отказываюсь – вроде особых сложностей у нас не возникнет.
Наконец, во вторник вечером, 6 июня, Олег звонит мне и говорит, что в пятницу мне нужно быть в Новороссийске. В среду, 7 июня, я беру 2 билета на поезд Москва-Новороссийск, который отходит в ночь со среды на четверг, едет весь четверг, а пребывает в Новороссийск в 7 утра в пятницу. С билетами, если честно, повезло – в принципе, так просто и быстро в это время дешевые билеты на плацкарт не взять. Да еще на такой удобный поезд! Ночью мы садимся на поезд, спим ночь, спим день, спим еще ночь – и утром приезжаем в город-герой Новороссийск. 8 утра. Я звоню местному представителю фирмы, через которую покупаю машину, и он говорит мне, что через час за мной заедет их водитель. И точно – через час у дверей вокзала нас ждет зеленая десятка. На ней с водителем мы сразу едем в таможню. Перед входом висит объявление «Вход в шортах воспрещен!». Я кошусь на свои бриджи, размышляя, к какой категории одежды их отнесет автоматчик на входе. Автоматчик сегодня в хорошем настроении и пропускает нас без разговоров. По московской привычке ожидая как минимум часовой очереди, мы идем к заветному кабинету. Там свободно. То есть: я сразу захожу в кабинет. То есть без очереди вообще. В кабинете меня ждет готовый пакет документов, я ставлю штук десять подписей, получаю ПТС, таможенную бумажку – и убираюсь восвояси, несколько шокированный скоростью происходящего. Судя по всему, в юридическое владение машиной я уже вступил. Мы идем с водителем к его «десятке», и по дороге он объясняет, что это все документы, с которыми я поеду в Москву, транзиты мне не положены – у меня есть 3 дня на получение номеров, пока я могу ездить так. Потом мы едем к страховому агенту, и я оформляю годовую страховку на себя и своего друга – 5100 рублей (по московскому тарифу). Потом водитель везет нас в центр, где высаживает. Мы договариваемся, что в районе 2 часов, или по созвону, встречаемся на этом же месте и едем в порт, забирать машину. Мы с другом идем на набережную Новороссийска, осматриваем припаркованный там военный корабь с Андреевским флагом. Но долго нам погулять не удается, буквально через час – звонок. Встречаемся в условленном месте и едем в порт. Там меня ждет мой черненький жучок-Динго!!! Литые диски, хромированные зеркала, ящички в дверях, на торпеде, потайные ящики в полу у задних пассажиров, ящик для очков, ящик по передним сиденьем, ящик в багажнике, задние сиденья складываются, багажник со сложенными огромен! Запаска, домкрат и свечной ключ на месте. Сигнальная ракета в торпеде перед пассажирским местом и CD-чейджер на 6 дисков!! А я его не разглядел на фотках и даже дисков в дорогу не взял! По капотом – чистота! Указанные на аукционной карте дефекты салона оказались махонькими вмятинками, которые совершенно не замечались на фоне общего внешнего вида машинки. Правда, резина – лысенькая.. Ну чтобы жизнь совсем медом не казалась! В общем, машинка мне понравилась!! Я расплатился с представителем фирмы за последнюю стадию – растаможку. И в 2 часа дня пятницы мы взяли курс на Геленджик-Краснодар-Москву, чтобы в 11 утра уже мыться в мойке родного Северного Тушина. По дороге пришлось поучиться обгону фур на однорядной дороге – тут надо или высовываться влево, или идти вслед за кем-то, или просматривать дорогу вперед на ее изгибах. Это, в принципе, самое существенное неудобство правого руля.
Дальше – впечатления о машине. Салон очень понравился. На самом деле, это все отмечают, салон очень функциональный. Большой, легко трансформируемый, с кучей ящиков и ящичков. Сиденья раскладываются, багажник увеличивается. Салон просторный за счет большой высоты. В посадке не понравилось, что с водительского места панель приборов закрывается рулем и руками. Тахометра нет, он мне и не нужен – двигатель и так хорошо слышно. Вообще, шумоизоляция – тоже уже много раз описанный минус машинки. Дорогу и двигатель действительно слышно. Девушка моя еще жалуется, что ей не нравится, как мы проходим стыки на мостах – типа, сильно слышно. Вообще, подвеска мягкая, кажется, прямо тонем в дороге. Пару раз я въезжал в немаленькие выбоины на дороге – удар был весьма пугающим. Наверное, подвеску пробивало, и жесткие литые диски энергию удара на себя не берут (не деформируются), а передают полностью дальше, на кузов. В общем, тряхнуло пару раз порядочно. Насчет парусности – ничего не могу сказать, ни разу пока не испытал проблемы с поведением на дороге из-за ветренности – никаких рывков/рысканья. Хотя некая неустойчивость присутствует – возможно, за счет чуткого руля, возможно, надо уже что-то в подвеске поменять, но машину несколько «водит».
Движок достаточно резвый. По трассе мы разгонялись до 170 км/ч, хотя с точки зрения расхода топлива оптимальна крейсерская скорость 110 км/ч – пока горит лампочка GDI/ECO. Если сдерживать себя и ехать так – то расход можно уменьшить до 8-9 литров на сотню, иначе – легко дойти до 15 л (если 150 гнать, например). Коробка показалась несколько тормознутой – часто случались перегазовки, когда резко давишь на газ, машина ревет, и только через секунду-две начинает набирать скорость. Когда привык к этому – стал просто держать движок «внатяг», чтобы в случае надобности, плавно, но достаточно быстро увеличить обороты. Это требует некоторого опыта, но достаточно хорошо помогает «взнуздать» коробку. В целом, работу АКПП оценю на 4-. Сначала ждал, что машина подстроится под мою манеру езды и станет порезвее – так было с «командировочной» Маздой Демио. Но пришлось самому подстроить манеру ездить под «Динго» J. Теперь знаю, что могу на ней погонять, но заплачу за это хорошим расходом топлива и, соответственно, увеличу затраты на бензин. Поэтому у меня сейчас новое увлечение – по максимуму держать горящей лампочку GDI/ECO. Кстати, пересев после «восьмерки» на японскую машину, замечаю, как перестроилась моя психология как водителя. Если раньше, движимый комплексом неполноценности и желанием доказать крутизну собственную и машины, ездил тапочку в пол, выжимая из вазовского движка все, что можно, то теперь просто спокойно и с комфортом еду. Зная, что сделаю практически любого выпендрежника на «десятой», если надо будет, так приятно не обращать на них внимания и просто наслаждаться дорогой, с музыкой, кондиционером, гидроусилителем, в красивой необычной машинке!
Забыл сказать отдельно несколько слов о фарах. Езжу я в темное время преимущественно с габаритами и противотуманками – света вполне хватает. Если включу ближний свет – некоторые водители моргают или включают, несчастные, дальний – если я не в духе, отвечаю им тем же… Если в духе, сжаливаюсь и оставляю только габариты. Наверное, пучок света сдвинут немного влево, на встречку, как получается. Надо поворачивать лампочки, но сам я в фары не полезу – еще чего-нибудь там напортачу. Если можно где в Москве отрегулировать НЕДОРОГО – буду признателен за совет.
Еще одна вещь – ездили тут недавно в Тверскую область – умудрился застрять на своей лысой резине. Друг стоял впереди, помогал по колее ехать – и в нужный момент я газку не поддал, на него бы наехал. И встрял. И пока выталкивали машину – понял недостаток АКПП – раскачать ее не получится. У меня даже дым из под капота немного шел, пока газовал, выезжая – возможно, это жидкость в АКПП или сцепление?
Сейчас собираюсь в Крым, и перед этим наконец еду в сервис менять масло, воздушный и масляный фильтры. Хотел бы совет получить – надо ли мне менять ремень ГРМ, свечи, топливный фильтр, жидкость в коробке? Масло планирую лить Castrol 5W30 синтетику, воздушник – Mahn. Вот не знаю, какой нужен масляный фильтр. Свечи планирую ставить NGK BKR 5EKUC – вычитал на форуме. Не знаю, какую лить жидкость в коробку и сколько литров покупать. dima@sonex-light.ru посоветовал несколько мест в Москве – буду выбирать. По подвеске и движку – послушаю информацию из сервиса, от диагностики.
Пробег у машинки на момент покупки – 61 000 км.