Прошедшие выходные были богаты на события из мира классических автомобилей: на 21 и 22 июля было заявлено как ставшее невероятно популярным за пять лет своего существование ГУМ-авторалли, так и еще одно событие, носящее гораздо больший спортивный уклон — Moscow Classic Grand Prix — ежегодная трехэтапная гонка олдтаймеров, проходящая на подмосковной трассе Moscow Raceway. Для того, чтобы не делить между собой любителей классических автомобилей, организаторы решили поделить календарные дни. Так что ГУМ-авторалли успешно стартовало в субботу, 21 июля, а MCGP с трудом, но уместилось в один день, — воскресенье, 22 июля.
Старт ГУМ-авторалли, организованному универмагом ГУМ и компанией Gorky Classic, был дан 21 июля ровно в полдень под бой курантов с Ильинки. Вот уже пятый год ради такого случая городские власти перекрывают ее и прилегающие улицы и переулки, чтобы провести по-настоящему красивое событие с участием автомобилей преимущественно советского производства.
В этот раз на старт вышло 128 экипажей на автомобилях, чей возраст порой насчитывает 85 лет. Участники приехали в Москву из Санкт-Петербурга, Калуги, Краснодара, Липецка, Нижнего Новгорода, Самары, Сочи, Тулы, Ялты, Ярославля, Киева, Запорожья, Минска и даже Парижа!
Смысл ралли сводится к традиционному Р3К, но организаторы мероприятия (кстати, те же самые, что проводят и ралли «Нахимов» в Ялте) озадачились провести не просто прогулочное событие, но написать маршрут по-настоящему интересного и довольно сложного ралли, который было бы интересно пройти как новичкам, так и опытным участникам.
Маршрут этого года оказался еще сложнее, чем в 2017-м, и каждому штурману требовалось не только уметь читать дорожную книгу, чувствовать расстояния, но и соблюдать заданный темп, а водителю приходилось потрудиться, чтобы, не нарушая правил дорожного движения, оказаться в нужном месте в нужное время — с точностью до секунды.
После традиционного стартового проезда через Красную площадь автомобили отправились по 100-километровому маршруту, проложенному через исторический центр Москвы и другие живописные улицы, скверы и площади. Любопытно, что по этому же маршруту их сопровождала команда профессиональных автомехаников — на тот случай, если кому-то потребуется помощь.
Помимо самых разнообразных автомобилей советской эпохи, среди которых были монументальные правительственные ЗИЛы, горбатые «Запорожцы», роскошные «Чайки», стильные «Волги», скромные «Москвичи» и «Жигули», а также милицейские автомобили и кареты скорой помощи, в ралли принимали участие и иностранные олдтаймеры. Среди них особо выделялись ярко-красные классические Jaguar MK II 1961 года и два Jaguar E-Type 1968 и 1971 г. вып. команды Russian Racing Group и ее подразделения Russo-Baltic Racing. Еще одним эксклюзивом стал испанский неоретро-родстер Hurtan.
Ведущим мероприятия стал Николай Фоменко, хорошо известный своими гоночными проектами совместно с Алексеем Васильевым, а также командой «Маруся». Среди участников были как просто владельцы культовых советских автомобилей, так и политики, актеры, журналисты и бизнесмены.
Для зрителей все происходящее — зрелищное шоу, а для членов экипажей — серьезное ответственное соревнование, несмотря на блестящие автомобили и яркие образы участников.
К юбилейному ралли 2018 года ГУМ специально разработал уникальный кубок, который аналогично кубку Стенли будет ежегодно переходить от победителя к победителю. А в перерыве между соревнованиями заветная награда займет самое почетное место в ГУМе, где будет храниться на одной из витрин.
Если в субботу погода была милосердна к винтажным автомобилям всех мастей и возрастов, то вот воскресенье выдалось сложным. Весь день над автодромом Moscow Raceway солнце чередовалось с дождем. И если для кузовных автомобилей это не создавало больших проблем — достаточно было сменить слики на дождевую резину, то вот классическим формулам было не сладко: самый разгул стихии пришелся как раз на их второй заезд, так что решением руководителя гонки старт даже немного отложили.
Впрочем, на проходившей в Германии в это же время Формуле 1 погода тоже не давала расслабиться, но если в Хоккенхайме Льюис Хэмилтон одержал победу, поднявшись на 13 позиций после старта за 67 кругов, то пилот команды УГМК «Моторспорт» из Красноярска Денис Самсонов ради высшей ступеньки подиума совершил в первой гонке за 11 кругов 23 обгона, финишировал пятым, а во второй гонке сумел добиться нужного результата!
— Это была совершенно нереальная гонка, — рассказал Денис Самсонов. — Начнем с того, что я вообще стартовал с питлейна, так как во время квалификации у меня лопнула коробка передач. Поскольку квалификация и гонки в этот раз проходят в один день, то времени на замену было совсем немного, и из-за этого я не успел выехать на стартовую решетку, опоздав всего на 10 секунд. Старт с питлейна это отдельная тема — ведь ты даже не успеваешь набрать ход и приходится еще долго догонять даже самый конец пелотона. А в этот раз на старте было почти 30 машин! Но ничего, я справился, догнал и обогнал, так что сумел финишировать пятым в «Абсолюте» и вторым в своем классе!
Честно говоря, я даже не рассчитывал на какой-то высокий результат с таким стартом! Ну а во второй гонке все было уже намного проще: мы стартовали по итогам гонки № 1, так что я занял свое место в третьем ряду, хорошо стартанул, финишировал третьим в «Абсолюте» после Андрея Козлова и Вадима Антипова, и первым в классе! Так что день сложился — несмотря на проблемы с погодой и дальний старт!
Еще одной красивой победой закончился гоночный день для знаменитого юбиляра. Михаил Ухов отмечал в прошедшее воскресенье свой 60-й день рождения — как и полагается гонщику: на гоночной трассе и за рулем. В этом сезоне Михаил Сергеевич, мастер спорта международного класса, многократный чемпион России по автомобильно-кольцевым гонкам в классе «Туринг», многократный чемпион СССР по картингу, выступает в зачете «Формула Мондиаль» на автомобиле «Эстония-25».
«Для меня эти классические гонки на формулах очень интересны, — рассказал Михаил Ухов. — На “Жигулях” мне не особо хотелось стартовать, хотя мне очень многие предлагали попробовать. А эта “Эстония” — настоящая гоночная машина, и что самое интересное, раньше я на них не ездил, т. к. в те времена участвовал в сборной СССР по картингу и искренне считал, что тот наш картинг был круче всех остальных кольцевых гонок. Но сейчас я могу сказать, что это очень интересные машины. Все эти теории, что с появлением монокока формулы сделали гигантский шаг вперед, имеют под собой основание, но и в этой мягкости, которой обладают “Эстонии” без монокока, тоже есть своя прелесть. Они все равно “цепляются”, и все равно весят немного. И с этой мощностью примерно в 170 л.с., которой они сейчас обладают, они развивают довольно высокую скорость и имеют полное право на существование. Конечно, с современными машинами им не сравниться, т. к. той же формуле 4 проигрывают примерно 8-10 секунд с круга, но и в этом есть их прелесть».
Еще в квалификации Ухов сумел показать лучшее время круга и затем стартовать с поула — и это несмотря на то, что среди участников зачета есть молодые гонщики с хорошим кольцевым опытом и участием в крупных чемпионатах, в том числе и европейских. По словам Михаила Сергеевича, он знал, что скорость у некоторых машин превышает возможности его автомобиля, но зато вместе с механиками они сумели добиться отличного баланса, который помогал наращивать преимущество в поворотах, а огромный опыт помог не допустить ни одной ошибки. В результате Михаил Ухов обе гонки завершил первым и, конечно же, оказался победителем по итогам гоночного дня: отличный подарок ко дню рождения!
Как всегда, огромное количество участников собрал не только зачет «Волга», но и столь любимый всеми зачет «Жигули», в котором пилоты соревнуются между собой в нескольких классах — как полностью стоковых автомобилях (класс «Стандарт»), так и на машинах с разрешенными доработками (класс 1300 и 1600), и даже на полностью переделанных (класс «Жигули+»). Здесь традиционно хвост из участников выстроился за последний поворот на стартово-финишной прямой, а к советским автомобилям добавили еще и немного европейской классики — автомобили BMW, Porsche и Mini.
Но даже в таких, с виду спокойных соревнованиях, как гонки на классических автомобилях, на самом деле кипят страсти, а нервы на старте у всех на пределе. Так что неудивительно, что здесь случаются фальстарты, вылеты и столкновения. Так, например, Илья Козлов на автомобиле BMW 316 1982 года слишком рано рванул со старта в погоне за победой и был наказан проездом через питлейн, а Михаил Тюрин в итоге контакта с соперником помял своего красавца Порше 911 1971 года.
Вообще же на второй этап уже который год приходится небольшое затишье: всегда чуть меньше участников, чуть спокойнее и без лишнего пафоса проходит само мероприятие. Но это не значит, что к нему меньше готовятся или ждут — ведь по итогам года лучшая команда получает ценные призы, а значит, есть смысл бороться за каждое очко!
Винтажные машины сами по себе красивое зрелище. А если они еще и украшены аэрографией… Посмотрите, какие картинки можно было наблюдать у некоторых участников! К слову, представленный здесь шлем сделан известным художником-аэрографом Ильнуром Мансуровым.