Итак, подводим итоги восьмого этапа.
Статистика ГП Азербайджана за прошедшие до 2022 года Гран-при была такова, что за все это время ни разу не повторялся обладатель поул-позиции или гонки. Было интересно, сохранится ли тенденция, или в этом году у нас появятся новые имена в этих списках. Ну и, конечно, самым важным был намечающийся перелом в лидерстве.
Все три практики прошли без сенсаций: в Топ-3 — одни и те же имена, причем возглавляли таблицу по очереди Серхио Перес и Шарль Леклер, а Ферстаппен так и держался в тени третьего места. В остальном городская трасса Баку расставила приоритеты на свой лад, и в них среди Топ-10 нашлось постоянное место для двух Alpine и Alpha Tauri. «Телята» показывали отличный темп обеими машинами и заезжали не просто в Топ-10, но и уверенно держались в серединке. Что касается Алонсо, то в первых двух практиках он вообще показал пятый и четвертый результат, оставив позади себя не только очень быстрого в Азербайджане Гасли, но и стабильного Расселла, и даже Сайнса.
Квалификация заставила слегка понервничать болельщиков и Ferrari, и Red Bull, но Скудерия была однозначно быстрее, а Леклер задал совершенно невероятный темп. Сайнс попробовал было с ним поспорить, и даже на несколько минут занял верхнюю строчку после первой попытки в третьем сегменте, но затем собственная ошибка отбросила его на четвертое место, оставив второе-третье за Red Bull. Так что по квалификациям у двоих «Карлосов» теперь уже 8:0.
Поул-позицию взял Шарль Леклер, да еще и с опережением ближайшего Red Bull Переса почти на 0,3 секунды, Джордж Расселл вновь стал пятым, Себастьян Феттель, который ни разу не уезжал из Баку без очков, стал девятым, несмотря на то, что побывал в барьерах безопасности, а единственный Alpine Алонсо замкнул десятку. А вот для Mclaren опять что-то пошло не так: обе машины остались во втором сегменте. Ужасной стала квалификация и для Alfa Romeo: оба пилота едва вышли из первого сегмента, хотя Чжоу сумел опередить Боттаса.
Краш-шоу устроил в первом сегменте Лэнс Стролл. После того как в первом контакте с ограждениями он фактически не повредил машину (и это комплимент прежде всего организаторам Гран-при, которые очень грамотно расставили барьеры TecPro, разделив их дополнительными интервалами, еще более смягчающими удар), через пару поворотов он вновь оказался в стене, но на этот раз с более плачевными последствиями. Возможно, на это все же повлияли и некоторые аэродинамические повреждения после первого контакта.
Старт в воскресенье ожидался весьма любопытный — прежде всего из-за расстановки сил на гриде. После успеха в Монако и квалификации впереди партнера от Серхио Переса ожидали желания закрепить успех. Для Леклера Баку был шансом обезопасить свои позиции в личном зачете, для Ферстаппена — вырваться вперед. На результаты предстоящей партии на трассе влияло все: скорость, стратегия, командная тактика, шины, пит-стопы, высокие температуры, выносливость и многое другое. Но в итоге все это оказалось неважным по сравнению с надежностью автомобилей.
Ferrari, моторы, заявление Бинотто
Ferrari шокировали своих болельщиков еще накануне гонки в Баку, когда Маттиа Бинотто в интервью BBC Sport заявил, что перед Ferrari не стоит задача выиграть титул в 2022 году, хотя они и будут к этому стремиться. С таким подходом, конечно, еще никто никогда не выигрывал. После блестящего начала сезона, когда в трех первых гонках Леклер одержал две победы, успехи Красных резко пошли вниз. Сейчас они — первые в списке по сходам в сезоне, и кроме двух побед им похвастаться нечем: все остальные триумфы — на счету Red Bull.
После отличного темпа в начале уикенда зрители надеялись, что и в гонке все сложится удачно, даже после того как Шарль Леклер уступил лидерство Серхио Пересу уже в начале первого круга.
Первое разочарование произошло на восьмом круге, когда Карлос Сайнс был вынужден остановить свой автомобиль из-за проблем с гидравликой. Red Bull не стали пользоваться «дешевым» пит-стопом, решив, что такой шанс представится позже: ведь изначально Баку из-за низкой абразивности асфальта планировался как гонка с одним пит-стопом. А вот Шарль Леклер вместе с двумя Mercedes и многими другими гонщиками получил свежий комплект резины, и для лидирующей группы это оказалось правильным решением.
В тот момент, когда обе машины Red Bull начали терять темп, им пришлось заезжать на пит-стоп — но делать это под зелеными флагами. На 19-м круге Ферстаппен вернулся на трассу, но был позади Леклера более чем в 11 секундах. Перес оказался еще дальше: за несколько кругов до этого в команде произошла смена позиций.
Казалось, что вот он, ключ к гонке, когда главное теперь — не упустить победу, но настоящий поворотный момент произошел несколькими кругами позже.
На 21-м круге гонки из заднего отсека Ferrari Леклера начал вырываться сизый дым, и для Шарля это означало сход. После Гран-при команда сообщила, что бакинский двигатель Леклера восстановлению не подлежит, и причиной поломки могла стать очень жаркая погода и перегрев установки.
Из-за схожих проблем через десять кругов сошел и Кевин Магнуссен, а перед этим сход оформил еще один автомобиль с мотором Ferrari: Чжоу Гуанью закончил гонку на 23-м круге. Alfa Romeo заявили технические проблемы, пока никаких уточнений не поступало.
Red Bull получают подарки
Благодаря проблемам у Ferrari в Баку Red Bull получили все подарки, о которых только могли мечтать. Теперь они возглавляют обеими машинами личный зачет, а Шарль Леклер уступает даже Серхио Пересу 13 очков. В Кубке конструкторов и так большой отрыв стал просто огромным: после восьмого этапа Быки выигрывают 80 очков.
Да, в гонке у них было не все гладко, и ошибка в стратегии могла привести к другим результатам, но как потом рассказали в команде, Ферстаппену, который шел третьим было сказано действовать противоположно Леклеру. Такая стратегия часто срабатывает, но не в этот раз.
А вот что касается Переса, то пит-стоп под VSC мог сохранить ему гонку. Выяснилось, что в Баку у него были проблемы с радиообменом и он просто не слышал, что говорила ему команда.
Кстати, совершенно не факт, что не случись у Леклера проблем с мотором, он бы выиграл гонку. Следующие пит-стопы могли изменить расклад в пользу Red Bull, тем более что у них бы оставалось две машины на трассе — в отличие от Ferrari.
Применяли ли Red Bull командную тактику? На 15-м круге гонки Пересу отдали приказ «No fighting!», после чего он пропустил вперед Ферстаппена. Однако, похоже, это не было именно приказом пропустить партнера: к этому моменту у Переса уже были проблемы с шинами и он уступал Максу по времени с круга. Так что подобное распоряжение можно расценить как желание минимизировать потери времени.
Под конец гонки у Макса были проблемы с DRS, и инженер велели его не использовать до финиша. Благодаря этому лучший круг и дополнительное очко остались за Серхио Пересом.
Mercedes и Джордж Расселл — самые стабильные в Формуле 1
Удивительно, но вот уже восьмой этап подряд Джордж Расселл продолжает оставаться единственным пилотом, который на протяжении всех этапов стабильно финиширует в Топ-5. В Баку он сумел оптимизировать все возможности, воспользоваться двумя сходами Ferrari и вновь оказаться на подиуме. В личном зачете он по-прежнему занимает четвертое место впереди Карлоса Сайнса и отыгрывает у него 16 очков. Теперь сократился и отрыв от третьего места: отставание от Леклера сейчас составляет 17 очков.
Понятно, что по темпу Серебряные стрелы отстают и от Red Bull, и от Ferrari, но это единственная команда на данный момент, у кого не было ни одного схода в сезоне. За исключением неудачной гонки ГП Эмилии-Романьи, где Хэмилтон финишировал вне очковой зоны, Mercedes каждый этап приезжает в очках.
Сейчас отрыв команды, занимающей третье место, от следующих McLaren — почти 100 очков, притом что Ferrari они уступают всего лишь 38 баллов. Вполне возможно, что именно благодаря своей надежности они смогут побороться за второе место в Кубке конструкторов — если Ferrari не найдут способ решить свои проблемы.
Льюис Хэмилтон вновь уступил напарнику и в квалификации, и в Гран-при, однако в гонке сумел минимизировать потери и финишировать четвертым. По результатам зрительского голосования он стал Пилотом дня, и совершенно заслуженно. Удивительно, что с таким дельфинированием на машине он сумел не просто финишировать, но еще и обогнать Гасли.
После гонки ходили слухи, что из-за возникших проблем со спиной Хэмилтон может пропустить Гран-при Канады, а Тото Вольфф еще больше подогрел интригу, сообщив, что это вполне вероятно. Однако в понедельник утром Льюис в своем твиттере написал, что благодаря усилиям его физиотерапевта и врачей, а также после сеанса иглоукалывания он уже почти в норме и гонку в Монреале ни за что не пропустит.
Интересно, что в Баку он выступал на машине с другой, экспериментальной конфигурацией днища — это и объясняет тот факт, почему у него дельфинирование было намного жестче, чем у Расселла.
Про то, как этот эффект отражается на здоровье гонщиков, мы поговорим чуть ниже — так как это настоящая проблема, которой уже занялась Ассоциация пилотов Гран-при.
Alpha Tauri — лучшие среди остальных
Alpha Tauri решили не использовать шанс заехать на пит-стоп для смены шин, когда на трассе появился второй период режима VSC. Это был стратегический просчет, благодаря которому Льюис Хэмилтон обогнал Пьера Гасли на последних кругах и вышел на четвертое место.
В пользу Alpha Tauri хочется сказать, что выбора у них было мало: Гасли на тот момент был впереди Хэмилтона, и у Mercedes имелась возможность сделать противоположный ход с пит-стопом. С другой стороны, переобувшись на жесткий комплект в самом начале гонки, даже такие мастера работы с шинами, как Хэмилтон и Гасли, не могли сохранить комплекты в боеготовности. Но был бы шанс у Пьера обогнать Льюиса, если бы тот остался на трассе, а Гасли переобулся? Скорее всего, нет.
Однако Alpha Tauri запомнятся не столько высоким результатом Гасли, сколько эпизодом с Юки Цунодой.
Японский гонщик удерживал шестое место позади партнера по команде, когда к 36-му кругу зрители трансляции заметили, что на его машине возникли проблемы с системой DRS. При включении механизма одна половина пластины заднего антикрыла не открывалась, и это могло привести к серьезной аварии. Цуноде показали оранжево-черный флаг, означающий техническую неисправность, и на 38-м круге он заехал на пит-стоп. Болельщики опасались, что это будет означать технический сход, т. к. быстро такую поломку не исправить, но Alpha Tauri всех удивили. Для фиксации крыла они использовали армированный скотч и выпустили машину обратно на трассу. Интересно, но FIA, которая больше всего печется о безопасности, на это решение так и не отреагировала.
McLaren в очках. Дэн поднажал
Гонка в Баку и сход Ferrari помог Mclaren финишировать в очках обеими машинами (восьмая и девятая позиции), причем, если не считать схода у Норриса в Майами, это всего второй раз для Даниэля Риккардо, когда он сумел переиграть напарника.
В финальной части гонки мы наблюдали фактически истерику Ландо по радио, когда он требовал от команды, чтобы Дэн его пропустил.
На командном мостике приняли решение, чтобы Риккардо постарался обогнать Алонсо, а если не сможет, то пропустить с этой же целью вперед Норриса. Но и Риккардо не смог атаковать Фернандо, и Норрис не сумел приблизиться к партнеру на трассе, чтобы получить такой шанс. В итоге они так и финишировали позади.
Обе машины были на разных стратегиях, и Даниэлю повезло, когда он сумел заехать на пит-стоп под очередным VSC, чего был лишен Норрис. На своем финальном отрезке на медиуме он сумел лучше распорядиться резиной и в итоге закончил гонку восьмым. Тем не менее в личном зачете он занимает лишь 13-е место, в отличие от седьмого у Норриса.
Крепкая гонка от Феттеля и Алонсо
Несмотря на то что Себастьян Феттель допустил ошибку при обгоне Окона, не рассчитав скорость, вылетел на торможении в «карман» и из-за этого потерял две позиции, но в итоге он вновь традиционно для Баку финишировал в очках! Себастьян показал умение идеально работать с резиной. На девятом круге он получил уже использованный комплект шин хард, но сохранил его до самого финиша, не сдав позицию Алонсо, который был на более свежем и новом комплекте.
Что касается его партнера по команде, то он сошел на 48-м круге из-за возникших на машине вибраций.
Фернандо Алонсо в итоге финишировал седьмым позади Феттеля, в очередной раз обыграв Эстебана Окона. Несмотря на то что Окон все еще впереди Алонсо по очкам с двойным преимуществом, не надо забывать, что у Фернандо было два схода, а в двух последних городских гонках он был намного сильнее партнера.
Haas и Williams вновь в самом хвосте
Довольно грустная ситуация разворачивается для двух команд. И если Williams с самого начала были отстающими, то вот Haas показывали неплохие результаты — по крайней мере одним автомобилем. В Баку после технического схода Магнуссена Haas вновь не набрали ни одного очка — это уже четвертый Гран-при для них «всухую».
К сожалению, на результатах сильно сказывается отсутствие обновлений, которые Haas не может себе позволить после многочисленных аварий Мика.
Williams лучше чувствует себя в этом году по финансам, однако их машина изначально не блистала грамотными решениями, и, несмотря на имеющихся три очка Албона, они по-прежнему остаются в самом низу Кубка конструкторов. Как следствие — команда, куда новые владельцы подтягивают неплохое финансирование, начинает постепенно решать возникшие проблемы, и одним из способов станет замена гонщика, а именно — Латифи, на счету которого тоже много глупых аварий.
Пиастри заменит Латифи?
Как всегда, к середине сезона появляются слухи на тему рынка пилотов. Основные кандидаты на замену — Латифи, Риккардо и Феттель.
Так, издание The Race сообщает о том, что сделка с Оскаром Пиастри у Williams уже близка к завершению и будет окончательно подтверждена уже к концу июня.
Пиастри находится на контракте резервиста у Alpine и на 2023 год, но предполагается, что команда освободит его от обязательств, если до конца июня не сможет предложить ему место боевого пилота.
В 2023 году у Alpine вакансий не будет, и они дали понять, что будут рады, если Оскар сумеет найти себе место на краткосрочной основе. В будущем же Alpine намерены сохранить его за собой.
О том, что Пиастри подпишут в Williams, сообщали уже многие источники. Предполагается даже, что о новом контракте сообщат перед ГП Британии, т. к. он состоится как раз в конце июня.
Означает ли это, что замена состоится в середине сезона? По некоторым слухам — вполне, но все же более серьезные эксперты склоняются к тому, что Латифи продолжит свои выступления до конца сезона.
Гонщики — за здоровье, команды — за результаты
Джордж Расселл и Карлос Сайнс, Эстебан Окон и многие другие говорят, что необходимо в обозримом будущем разобраться с проблемой дельфинирования, иначе «через пару лет они будут ходить с палочками».
Онборд-камеры из Баку не раз фиксировали ужасную тряску и скачки́ на машинах Формулы 1, и сложно предположить, как гонщики выдерживают такое галопирование и при этом продолжают бороться за результаты.
Правда, Кристиан Хорнер подозревает, что это именно команды-соперники Red Bull, которые не смогли справиться с проблемами у машин, подговаривают своих пилотов жаловаться на это в FIA, но Джордж Расселл как один из директоров Ассоциации гонщиков Гран-при сообщает, что команды как раз не заинтересованы в улучшении комфорта своих пилотов, так как ради этого им придется увеличивать клиренс на машинах и, соответственно, снижать темп — ведь иных решений пока не найдено. Он считает, что команды будут стараться блокировать те решения, которые пойдут на пользу гонщикам, и в этом вопросе FIA должны прислушаться не к командам, а к пилотам. «Я едва различаю начало зоны торможения, когда еду в гонке», — сказал он. — «Серьезная авария, причиной которой станут подобные проблемы с машиной, вопрос времени. Большинство из нас едва удерживают автомобиль в этих прыжках на прямой. Мы входим в повороты на скоростях в районе 320 км/ч, машины подпрыгивают, бьются днищем и подлетают. Я не знаю, что нас ждет в будущем, но мы просто не выдержим в таком режиме три года — или сколько там продержатся новые правила».
Его поддержал и Фернандо Алонсо, заявив, что «это худшее из того, что он испытывал за последние 20 лет», правда, он предполагает, что это может быть связано и с самим треком в Баку.
Монреаль также станет серьезным испытание в этом смысле для гонщиков, т. к. автодром Жиля Вильнева изобилует прямиками, где нужно будет выжимать максимальную скорость. Это подтвердил и Эстебан Окон, сказав, что если в Баку это еще можно хоть как-то вытерпеть, то в Монреале и Сингапуре это может привести к большим проблемам со здоровьем.
Смогут ли пилоты добиться того, чтобы команды поступились темпом ради их здоровья — сомнительно. Однако если им удастся привлечь на свою сторону FIA, чьим главным постулатом является безопасность, то это лишит чемпионат возможной интриги.
Следующий Гран-при состоится на автодроме Жиля Вильнева в Монреале уже в ближайшие выходные.
Результаты гонки
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:34:05,941 | 195,144 | 2 |
2 | С. Перес | Red Bull | +20,823 | 194,427 | 2 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | +45,995 | 193,567 | 2 |
4 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +71,679 | 192,698 | 2 |
5 | П. Гасли | AlphaTauri | +77,299 | 192,509 | 1 |
6 | С. Феттель | Aston Martin | +84,099 | 192,280 | 1 |
7 | Ф. Алонсо | Alpine | +88,596 | 192,129 | 1 |
8 | Д. Риккардо | McLaren | +92,207 | 192,009 | 1 |
9 | Л. Норрис | McLaren | +92,556 | 191,997 | 1 |
10 | Э. Окон | Alpine | +108,184 | 191,475 | 1 |
11 | В. Боттас | Alfa Romeo | +1 круг | 191,127 | 1 |
12 | А. Элбон | Williams | +1 круг | 191,073 | 2 |
13 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 191,017 | 2 |
14 | М. Шумахер | Haas | +1 круг | 189,723 | 2 |
15 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 187,807 | 2 |
16 | Л. Стролл | Aston Martin | Сход | 189,002 | 2 |
Лучший круг: Серхио Перес (Red Bull Racing) — 1:46,046 (36-й круг).
Пилот дня: Льюис Хэмилтон.