10 неудачных способов завершить карьеру в Формуле 1
07.10.2024 | 3637 просмотров

10 неудачных способов завершить карьеру в Формуле 1

ИСТОРИЯ АВТОСПОРТА
Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Конечно, когда карьера в спорте подходит к концу, завершить ее всегда хочется на высокой ноте. Но далеко не всем удавалось не просто ярко выступить в финальной гонке, но хотя бы довести ее до конца. Аварии, столкновения, технические сходы — судьба порой любит подшутить над спортсменом, в самый ответственный момент выставив его перед фанатами в неприглядном виде…

Можно сказать, что Гран-при Сингапура, в котором была поставлена точка (судя по всему) в формульной карьере Даниэля Риккардо, стал неудачным, но далеко не худшим из возможных.

С другой стороны, плохая квалификация, неудачная тактика и сомнительный командный ход со сменой шин на последних минутах ради лучшего круга вряд ли можно назвать жизнеутверждающими событиями. VCARB решили официально представить это как фавор для Даниэля — якобы чтобы он смог завершить выступление с каким-то достижением, но мы-то понимаем, что сделано это было с другой целью: отобрать дополнительный балл у Норриса и заодно помешать ему оформить «Большой шлем».

Так или иначе, но финальная гонка Риккардо в Сингапуре выглядела откровенно слабо. Возможно, его поклонников утешит тот факт, что так происходило далеко не только с Даниэлем. Вот вам еще примеры того, как сильные пилоты, а иногда даже чемпионы, умудрялись неудачно завершить карьеру в Формуле 1.

Дэвид Култхард — Гран-при Бразилии 2008

На Гран-при Бразилии в 2008 году Дэвид Култхард провел свой 246-й и последний Гран-при. Для выступления он даже получил необычную и красивую белую ливрею «Wings for Life», но квалифицировался только 14-м, а за несколько минут до старта прошел короткий ливень, и все пилоты переобулись со сликов на промежуточную резину.

Правда, Култхарду это не помогло: его прощальная гонка закончилась на первом же круге, после того как Нико Росберг на Williams врезался в него сзади, отправив в штопор, а затем Red Bull Дэвида добил и Казуки Накадзима.

Култхард был вынужден сойти и превратился в зрителя на два часа раньше, чем предполагал. Больше 13-кратный победитель Гран-при не принимал участия ни в одной гонке, лишь выполняя время от времени на протяжении всех этих лет задачи шоу-пилота на различных мероприятиях Red Bull или выступая в качестве интервьюера других победителей и призеров Формулы 1.

Дженсон Баттон — Гран-при Монако 2017

Уступив место Стоффелю Вандорну в McLaren, чемпион 2009 года Дженсон Баттон не стал спешить называть свой уход из Формулы 1 в конце 2016 года полноценным завершением карьеры. И был прав: он вновь вышел на старт Гран-при Монако за McLaren, чтобы заменить Фернандо Алонсо, который в этот уикенд дебютировал в гонке Indy 500.

Это был последний сезон неудачного сотрудничества McLaren с Honda. Было много проблем с надежностью, много сходов, но тем не менее уже в квалификации Дженсон продемонстрировал, что его скорость никуда не делась. Он отлично провел тренировки — несмотря на то что впервые сел в незнакомую машину, сумел пройти в третий сегмент квалификации и даже опередил напарника по команде — Стоффеля Вандорна, показав девятое время.

Но в субботу на его машине заменили элементы силовой установки, что привело к штрафу с потерей 15 мест, а перед гонкой поменяли днище, так что в итоге Баттон начинал гонку с питлейна.

Первые 59 кругов прошли для Дженсона достаточно спокойно, правда, без улучшений, но на 60-м круге произошла авария. Перед тоннелем Баттон попытался обогнать Паскаля Верляйна, машины коснулись колесами, Sauber взлетел в воздух, при приземлении встал набок и врезался в ограждения верхним воздухозаборником.

Машина Баттона тоже была повреждена, он остановился в зоне безопасности.

К счастью, Верляйн не пострадал, но Дженсон был оштрафован потерей трех мест на старте следующей гонки. Отбыть этот штраф Баттону было не суждено, но финальный Гран-при в карьере был испорчен нелепой аварией и штрафом за нее.

Эмерсон Фиттипальди — Гран-при США 1980

Эмерсон Фиттипальди имел отличный потенциал завоевать более двух титулов за свою карьеру, но он является одним из самых ярких примеров того, как неудачный переход в другую команду может поставить крест на всех амбициях гонщика.

Фиттипальди впервые стал чемпионом в 1972 году с командой Lotus, а затем повторил свой успех в 1974 году с McLaren, но в 1975 году, став вице-чемпионом и уступив лишь своему сокоманднику Ники Лауде, он везапно принимает решение уйти из McLaren и перейти в команду Copersucar, основанную его братом Уилсоном.

За пять лет, проведенных в это команде, он завоевал всего два подиума и в конце 1980 года принял решение завершить карьеру в Формуле 1.

Финальный этап проходил в Уоткинс-Глене, а на 15-м круге у него возникли проблемы с подвеской и он был вынужден сойти, так и не доехав гонку.

Правда, стоит отметить, что завершение карьеры в Формуле 1 не стало для Эмерсона в принципе завершением карьеры в одноместных автомобилях. Фиттипальди перешел в заокеанскую серию Cart, выиграл там 23 гонки, дважды побеждал в Indy 500, дважды становился вице-чемпионом серии, а в 1989 году завоевал титул чемпиона.

Дэймон Хилл — Гран-при Японии 1999

О том, что его второй сезон за команду Jordan станет и последним в карьере в Формуле 1, Деймон Хилл знал еще задолго до того, как этот сезон начался. Но он совершенно не ожидал, что этот сезон станет настолько сложным и тяжелым.

Опередив в 1998 году своего напарника по команде Ральфа Шумахера и обеспечив команде их первую победу, в следующем сезоне Хилл внезапно обнаружил, что оказался номером два в команде при новом напарнике Хайнце-Харальде Френтцене.

Френтцен сумел одержать победу в том самом достопамятном дождливом Гран-при Франции, когда воды на трассе было столько, что разворачивало даже машины, едущие за автомобилем безопасности. Что касается Хилла, то он сошел еще на 31-м круге из-за проблем с электричеством. Всего же за тот сезон Хилл не сумел финишировать в девяти гонках — на две больше, чем у него было финишей. Так что в конце июня Хилл решил, что завершить свои мучения в Формуле 1 и рассматривал Гран-при Великобритании в Сильверстоуне как идеальный для этого момент.

По иронии судьбы босс команды Эдди Джордан решил заменить Хилла именно перед Гран-при Великобритании, но в итоге переговоры привели к тому, что команда согласилась оставить его до конца сезона — даже несмотря на желание гонщика завершить свою карьеру раньше.

«Я попал в кошмарную ловушку», — напишет Хилл позже в своей автобиографической книге. — «Я хотел все закончить, но не мог из-за страха финансовых последствий. На том этапе все, что имело значение, это то, что я был жив, мог заботиться о своей семье и им не пришлось пережить того, что в свое время пережил я, потеряв отца».

Вся эта бесконечная история стала для Хилла серьезным испытанием. До конца сезона он страдал от приступов паники и в итоге на последнем Гран-при Японии на Судзуке просто остановил машину на 21-м круге, таким образом завершив гонку. Редко в какой ведомости в графе «причина схода» можно увидеть фразу «отказ продолжать гонку».

«Я достиг максимума, который мог выдержать в этом опасном виде спорта», — объявил он.

Кими Райкконен — Гран-при Абу-Даби 2021

Кими Райкконен доказал, что он по-прежнему достоин места на стартовой решетке Формулы 1 и после своего выступления за Ferrari. А за три года совместных выступлений с Антонио Джовинацци в Alfa Romeo Кими продемонстрировал, что по-прежнему может «укатать» более молодого гонщика.

К концу сезона-2021 Райкконен набрал десять очков, в отличие от трех у Джовинацци, да и в очковую зону попадал в два раза больше, хотя что такое четыре результативных финиша против двух…

Но на финальном этапе в Абу-Даби Джовинацци сумел обойти Райкконена в квалификации, поднявшись во второй сегмент, в то время как Кими выбыл после первого.

В целом гонка проходила для Кими вполне нормально, он уступал Антонио всего пару секунд, но на 25-м круге у него отказали тормоза и он вылетел в ограждения в шикане шестого-седьмого поворотов.

Райкконену удалось вернуться в боксы, но последствия аварии вынудили его сойти, так и закончилась его карьера в Формуле 1 на половине финальной гонки.

Ники Лауда — Гран-при Австралии 1985

Во время пятничных тренировок на Гран-при Канады 1979 года Ники Лауда внезапно объявил о том, что не будет стартовать в Гран-при и вообще уходит из Формулы 1. Причиной стало его нежелание подвергать себя опасности на весьма ненадежных машинах Brabham — после страшной аварии на Нюрбургринге он вообще стал относиться к подобным вещам очень внимательно.

Но два года спустя он решил вернуться в чемпионат и выбрал для этого McLaren.

«После того как я для себя все решил, главным вопросом стала сумма, за которую я бы согласился выступать», — написал он позже в своей автобиографии. — «О том, чтобы сделать это задешево, и речи не шло».

Выбором Лауды для дальнейших переговоров стали Marlboro — спонсор McLaren, который и платил зарплату гонщикам. Лауда потребовал самую высокую зарплату, которую кто-либо получал в Формуле 1 раньше, и главным аргументом было, что платить будут не за результаты, а за имя. Впрочем, это сработало, и в 1982 году Лауда сел за руль McLaren.

На третий сезон после своего возвращения Лауда стал трехкратным чемпионом, опередив своего партнера по команде Алена Проста в борьбе за титул всего на пол-очка. Но следующий год стал провальным и далеко не столь надежным. Из 14 Гран-при Лауда не сумел завершить 11, а еще две гонки пропустил из-за травмы запястья. Но в трех оставшихся он финишировал в очках, а в Зандворте даже одержал победу.

Финальный этап проходил в австралийской Аделаиде. В квалификации Лауда стал лишь 16-м, но его собственная воля к победе и проблемы с надежностью у других машин привели к тому, что на 25-м круге он вышел в лидеры, совершив эффектный обгон Айртона Сенны.

Однако красиво завершить карьеру Ники Лауде не удалось. Из-за проблем с тормозами он вылетел с трассы и врезался в стену. Так что именно проблемы с надежностью и помешали Лауде достойно провести свой последний сезон в Формуле 1.

Жак Вильнев — Гран-при Германии 2006

Большая часть карьеры Жака Вильнева в Формуле 1 после его победного сезона 1997 года была сплошным разочарованием, но финальный Гран-при для него стал совсем печальным.

Свой двухлетний контракт с Sauber на сезоны 2005–2006 Вильнев заключил еще до того, как в конце 2004 года провел три финальные гонки за команду Mild Seven Renault.

В 2005 году он проиграл сезон своему менее опытному напарнику Фелипе Массе, и хотя разница составила всего два очка, это произвело на команду неприятное впечатление: от чемпиона ждали других результатов. Поэтому когда в следующем году Sauber сменила партнера, став BMW Sauber, а Вильнев продолжил уступать напарнику — на этот раз Нику Хайдфильду, его просто отстранили в середине сезона.

Причем сказать, что Жак проводил провальный сезон, тоже нельзя: он финишировал в очках четыре раза, в то время как Ник — шесть, а по квалификациям уступал ему 5:7. Но в судьбу Вильнева вмешался интерес BMW к резервному на тот момент пилоту команды Роберту Кубице. И помогла им авария в Хоккенхайме.

После того как в начале гонки из-за проблем с тормозами сошел Ник Хайдфельд, команда рассчитывала на результат Вильнева, но тот попал в аварию в последнем повороте трассы Хоккенхайм-ринга и тоже сошел. После этого команда решила поменять местами Вильнева и Кубицу на Гран-при Венгрии, чтобы сравнить результаты и затем решить, кто будет докатывать сезон.

Но Вильнев не собирался ожидать решения команды по составу пилотов и немедленно разорвал контракт, положив таким образом конец своей карьере в Формуле 1.

Хуан Пабло Монтойя — Гран-при США 2006

За две гонки до ухода Вильнева Формула 1 потеряла еще одного любимца публики и победителя Гран-при Хуана Пабло Монтойю. Дороги McLaren и Монтойи разошлись после Гран-при США.

Кто-то считает, что это стало своеобразным возмездием за аварию Монтойи в Индианаполисе, когда сразу четыре машины, включая его собственную и его напарника по команде Кими Райкконена, были выбиты из дальнейшего соревнования. Но факт в том, что к тому моменту Монтойя уже принял решение о переходе в следующем сезоне в НАСКАР, и Рон Деннис, босс Mclaren, посоветовал ему не затягивать.

В то время сочетание McLaren и Монтойя было не просто привлекательным как сочетание мощной команды и настоящей звезды автоспорта, но и проявило себя весьма и весьма эффективным на деле, что доказали три победы Монтойи в сезоне-2005. Но после того как McLaren перестали быть конкурентоспособными со своим новым MP4-21 с двигателем V8, который к тому же совершенно не подходил стилю вождения Монтойи, партнерству ожидаемо пришел конец.

Жаль только, что это произошло после худшего в карьере Монтойи первого круга на Гран-при, а не после какого-либо высокого достижения, например, такого, как третье место в Имоле после выдающейся гонки Шумахера и Алонсо.

Карлос Ройтеманн — Гран-при Бразилии 1982

Вместо того чтобы завершить карьеру после решающего сражения за титул в 1981 году, Карлос Ройтеманн решил продолжить выступать за Williams и в следующем сезоне — после того как его партнер по команде Алан Джонс сам заявил об окончании выступлений (правда, временно, пока не вернулся в чемпионат на постоянной основе в 1985 году).

Однако после того как он финишировал вторым в Кьялами, уже на следующем Гран-при Бразилии вылетел сам и вынес вместо с собой Renault Рене Арну. На чем и завершил карьеру.

Существовало множество теорий относительно того, почему же Ройтеманн внезапно ушел из гонок — начиная от страха за то, что выступает в британской команде на фоне надвигающейся войны за Фолклендские острова, и до растущего разочарования в гонках после того, как он упустил титул в 1981 году с разницей всего в одно очко.

Какой бы ни была истинная причина, но в отличие от Ройтеманна его напарник по Williams Кеке Росберг этот титул все же сумел завоевать.

Найджел Мэнселл — Гран-при Испании 1995

Вторая половина карьеры в Формуле 1 складывалась у Найджела Мэнселла не слишком удачно, но вот в своей последней гонке Найджел и вовсе не был похож сам на себя.

После того как в 1995 году Williams подписали Дэвида Култхарда, Мэнселлу предстояло перейти в McLaren, но тут возникла одна проблема. Будучи ростом в 180 см и довольно плотного телосложения, Мэнселл физически не помещался в кокпите McLaren. Так что ему пришлось пропустить две гонки, пока McLaren переделывали машину.

К сожалению, ожидание того не стоило: впереди ему предстояло несколько неудачных уикендов, в том числе в Имоле и Барселоне. И в Испании Мэнселл был вынужден сойти задолго до финиша на абсолютно целой и неповрежденной машине просто потому, что почувствовал, что "машина неуправляема".

В своей автобиографии 2015 года он написал: «Наблюдать за Дэймоном [Хиллом] и Дэвидом Култхардом за рулем Williams в 1995 году было тяжело, потому что моя собственная машина мне абсолютно не подходила. Ездить на ней было невероятно неудобно, неэффективно и неконкурентно».

Мэнселл решил уйти из McLaren и Формулы 1, сославшись на разочарование: «Я чувствовал, справедливо это или нет, будто весь мир давит на мои плечи. Я чувствовал, что некоторые люди забирают у меня часть меня, не давая ничего взамен».

В обзоре использованы материалы издания The Race

Комментарии

иль
Зея
Помню то расстроенное чувство, когда в июне 2006 забрали в армию и там в газете ЗВЕЗДА прочитал неприятную для себя новость, что мой кумир Хуан Пабло уже не в гонках..... Но на его место потом пришёл Льюис и я не ожидал от него того, что делал Монтоя, но был ооочень рад, когда в первой своей гонке он приехал на хвосте у Алонсо
15
4
Ответить
Егор Чернышов
Извиняюсь, но у вас ошибка в разделе про Фиттипальди:
"в 1975 году, став вице-чемпионом и уступив лишь своему сокоманднику Ники Лауде"
7
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1265
А как же Ромэн Грожан?
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
19
 
Ответить
 
Сообщений: 5752
Kostyansk
А как же Ромэн Грожан?
Это из "Эпичного".
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
6
 
Ответить
Павел
Хабаровск
Про Красного Барона ни слова, можно было добавить его историю она покруче всех выше указанных
10
2
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1265
Павел
Про Красного Барона ни слова, можно было добавить его историю она покруче всех выше указанных
Но он свою последнюю гонку нормально завершил. Не только до финиша доехал, но и очки заработал. Тут про другие случаи статья-когда последнюю гонку неудачно завершили.
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
16
1
Ответить
  
Сообщений: 12961
А про Саржента ?)
5
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 8515
Про Латифи тоже можно было написать, история еще свежа в умах всех.
«Если вы думаете, что сможете - вы сможете, если думаете, что нет, вы правы»
3
1
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1265
Леха
А про Саржента ?)
Вы статью читали? Там про то, как не удалось удачно завершить свою последнюю гонку. Авария или сход. Сарджент смог пересечь финишную черту.
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
3
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1265
сухофрукт
Про Латифи тоже можно было написать, история еще свежа в умах всех.
Он свою последнюю гонку нормально завершил, раз уж история свежа. Схода небыло, он доехал.
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
3
1
Ответить
   
Ульяновск
Сообщений: 578
Дром кроме формулы знает еще какой дибо вид автоспорта?
 
6
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1265
VW73
Дром кроме формулы знает еще какой дибо вид автоспорта?
Зайти в раздел автоспорт и увидеть статьи про ралли и прочее религия не позволяет?
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
8
 
Ответить
oculus
Хм. Самый неудачный способ завершить карьеру - у Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера в Сан-Марино - 1994.
Завершили карьеру с разницей в один день.
1
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром