Можно сказать, что Гран-при Сингапура, в котором была поставлена точка (судя по всему) в формульной карьере Даниэля Риккардо, стал неудачным, но далеко не худшим из возможных.
С другой стороны, плохая квалификация, неудачная тактика и сомнительный командный ход со сменой шин на последних минутах ради лучшего круга вряд ли можно назвать жизнеутверждающими событиями. VCARB решили официально представить это как фавор для Даниэля — якобы чтобы он смог завершить выступление с каким-то достижением, но мы-то понимаем, что сделано это было с другой целью: отобрать дополнительный балл у Норриса и заодно помешать ему оформить «Большой шлем».
Так или иначе, но финальная гонка Риккардо в Сингапуре выглядела откровенно слабо. Возможно, его поклонников утешит тот факт, что так происходило далеко не только с Даниэлем. Вот вам еще примеры того, как сильные пилоты, а иногда даже чемпионы, умудрялись неудачно завершить карьеру в Формуле 1.
Дэвид Култхард — Гран-при Бразилии 2008
На Гран-при Бразилии в 2008 году Дэвид Култхард провел свой 246-й и последний Гран-при. Для выступления он даже получил необычную и красивую белую ливрею «Wings for Life», но квалифицировался только 14-м, а за несколько минут до старта прошел короткий ливень, и все пилоты переобулись со сликов на промежуточную резину.
Правда, Култхарду это не помогло: его прощальная гонка закончилась на первом же круге, после того как Нико Росберг на Williams врезался в него сзади, отправив в штопор, а затем Red Bull Дэвида добил и Казуки Накадзима.
Култхард был вынужден сойти и превратился в зрителя на два часа раньше, чем предполагал. Больше 13-кратный победитель Гран-при не принимал участия ни в одной гонке, лишь выполняя время от времени на протяжении всех этих лет задачи шоу-пилота на различных мероприятиях Red Bull или выступая в качестве интервьюера других победителей и призеров Формулы 1.
Дженсон Баттон — Гран-при Монако 2017
Уступив место Стоффелю Вандорну в McLaren, чемпион 2009 года Дженсон Баттон не стал спешить называть свой уход из Формулы 1 в конце 2016 года полноценным завершением карьеры. И был прав: он вновь вышел на старт Гран-при Монако за McLaren, чтобы заменить Фернандо Алонсо, который в этот уикенд дебютировал в гонке Indy 500.
Это был последний сезон неудачного сотрудничества McLaren с Honda. Было много проблем с надежностью, много сходов, но тем не менее уже в квалификации Дженсон продемонстрировал, что его скорость никуда не делась. Он отлично провел тренировки — несмотря на то что впервые сел в незнакомую машину, сумел пройти в третий сегмент квалификации и даже опередил напарника по команде — Стоффеля Вандорна, показав девятое время.
Но в субботу на его машине заменили элементы силовой установки, что привело к штрафу с потерей 15 мест, а перед гонкой поменяли днище, так что в итоге Баттон начинал гонку с питлейна.
Первые 59 кругов прошли для Дженсона достаточно спокойно, правда, без улучшений, но на 60-м круге произошла авария. Перед тоннелем Баттон попытался обогнать Паскаля Верляйна, машины коснулись колесами, Sauber взлетел в воздух, при приземлении встал набок и врезался в ограждения верхним воздухозаборником.
Машина Баттона тоже была повреждена, он остановился в зоне безопасности.
К счастью, Верляйн не пострадал, но Дженсон был оштрафован потерей трех мест на старте следующей гонки. Отбыть этот штраф Баттону было не суждено, но финальный Гран-при в карьере был испорчен нелепой аварией и штрафом за нее.
Эмерсон Фиттипальди — Гран-при США 1980
Эмерсон Фиттипальди имел отличный потенциал завоевать более двух титулов за свою карьеру, но он является одним из самых ярких примеров того, как неудачный переход в другую команду может поставить крест на всех амбициях гонщика.
Фиттипальди впервые стал чемпионом в 1972 году с командой Lotus, а затем повторил свой успех в 1974 году с McLaren, но в 1975 году, став вице-чемпионом и уступив лишь своему сокоманднику Ники Лауде, он везапно принимает решение уйти из McLaren и перейти в команду Copersucar, основанную его братом Уилсоном.
За пять лет, проведенных в это команде, он завоевал всего два подиума и в конце 1980 года принял решение завершить карьеру в Формуле 1.
Финальный этап проходил в Уоткинс-Глене, а на 15-м круге у него возникли проблемы с подвеской и он был вынужден сойти, так и не доехав гонку.
Правда, стоит отметить, что завершение карьеры в Формуле 1 не стало для Эмерсона в принципе завершением карьеры в одноместных автомобилях. Фиттипальди перешел в заокеанскую серию Cart, выиграл там 23 гонки, дважды побеждал в Indy 500, дважды становился вице-чемпионом серии, а в 1989 году завоевал титул чемпиона.
Дэймон Хилл — Гран-при Японии 1999
О том, что его второй сезон за команду Jordan станет и последним в карьере в Формуле 1, Деймон Хилл знал еще задолго до того, как этот сезон начался. Но он совершенно не ожидал, что этот сезон станет настолько сложным и тяжелым.
Опередив в 1998 году своего напарника по команде Ральфа Шумахера и обеспечив команде их первую победу, в следующем сезоне Хилл внезапно обнаружил, что оказался номером два в команде при новом напарнике Хайнце-Харальде Френтцене.
Френтцен сумел одержать победу в том самом достопамятном дождливом Гран-при Франции, когда воды на трассе было столько, что разворачивало даже машины, едущие за автомобилем безопасности. Что касается Хилла, то он сошел еще на 31-м круге из-за проблем с электричеством. Всего же за тот сезон Хилл не сумел финишировать в девяти гонках — на две больше, чем у него было финишей. Так что в конце июня Хилл решил, что завершить свои мучения в Формуле 1 и рассматривал Гран-при Великобритании в Сильверстоуне как идеальный для этого момент.
По иронии судьбы босс команды Эдди Джордан решил заменить Хилла именно перед Гран-при Великобритании, но в итоге переговоры привели к тому, что команда согласилась оставить его до конца сезона — даже несмотря на желание гонщика завершить свою карьеру раньше.
«Я попал в кошмарную ловушку», — напишет Хилл позже в своей автобиографической книге. — «Я хотел все закончить, но не мог из-за страха финансовых последствий. На том этапе все, что имело значение, это то, что я был жив, мог заботиться о своей семье и им не пришлось пережить того, что в свое время пережил я, потеряв отца».
Вся эта бесконечная история стала для Хилла серьезным испытанием. До конца сезона он страдал от приступов паники и в итоге на последнем Гран-при Японии на Судзуке просто остановил машину на 21-м круге, таким образом завершив гонку. Редко в какой ведомости в графе «причина схода» можно увидеть фразу «отказ продолжать гонку».
«Я достиг максимума, который мог выдержать в этом опасном виде спорта», — объявил он.
Кими Райкконен — Гран-при Абу-Даби 2021
Кими Райкконен доказал, что он по-прежнему достоин места на стартовой решетке Формулы 1 и после своего выступления за Ferrari. А за три года совместных выступлений с Антонио Джовинацци в Alfa Romeo Кими продемонстрировал, что по-прежнему может «укатать» более молодого гонщика.
К концу сезона-2021 Райкконен набрал десять очков, в отличие от трех у Джовинацци, да и в очковую зону попадал в два раза больше, хотя что такое четыре результативных финиша против двух…
Но на финальном этапе в Абу-Даби Джовинацци сумел обойти Райкконена в квалификации, поднявшись во второй сегмент, в то время как Кими выбыл после первого.
В целом гонка проходила для Кими вполне нормально, он уступал Антонио всего пару секунд, но на 25-м круге у него отказали тормоза и он вылетел в ограждения в шикане шестого-седьмого поворотов.
Райкконену удалось вернуться в боксы, но последствия аварии вынудили его сойти, так и закончилась его карьера в Формуле 1 на половине финальной гонки.
Ники Лауда — Гран-при Австралии 1985
Во время пятничных тренировок на Гран-при Канады 1979 года Ники Лауда внезапно объявил о том, что не будет стартовать в Гран-при и вообще уходит из Формулы 1. Причиной стало его нежелание подвергать себя опасности на весьма ненадежных машинах Brabham — после страшной аварии на Нюрбургринге он вообще стал относиться к подобным вещам очень внимательно.
Но два года спустя он решил вернуться в чемпионат и выбрал для этого McLaren.
«После того как я для себя все решил, главным вопросом стала сумма, за которую я бы согласился выступать», — написал он позже в своей автобиографии. — «О том, чтобы сделать это задешево, и речи не шло».
Выбором Лауды для дальнейших переговоров стали Marlboro — спонсор McLaren, который и платил зарплату гонщикам. Лауда потребовал самую высокую зарплату, которую кто-либо получал в Формуле 1 раньше, и главным аргументом было, что платить будут не за результаты, а за имя. Впрочем, это сработало, и в 1982 году Лауда сел за руль McLaren.
На третий сезон после своего возвращения Лауда стал трехкратным чемпионом, опередив своего партнера по команде Алена Проста в борьбе за титул всего на пол-очка. Но следующий год стал провальным и далеко не столь надежным. Из 14 Гран-при Лауда не сумел завершить 11, а еще две гонки пропустил из-за травмы запястья. Но в трех оставшихся он финишировал в очках, а в Зандворте даже одержал победу.
Финальный этап проходил в австралийской Аделаиде. В квалификации Лауда стал лишь 16-м, но его собственная воля к победе и проблемы с надежностью у других машин привели к тому, что на 25-м круге он вышел в лидеры, совершив эффектный обгон Айртона Сенны.
Однако красиво завершить карьеру Ники Лауде не удалось. Из-за проблем с тормозами он вылетел с трассы и врезался в стену. Так что именно проблемы с надежностью и помешали Лауде достойно провести свой последний сезон в Формуле 1.
Жак Вильнев — Гран-при Германии 2006
Большая часть карьеры Жака Вильнева в Формуле 1 после его победного сезона 1997 года была сплошным разочарованием, но финальный Гран-при для него стал совсем печальным.
Свой двухлетний контракт с Sauber на сезоны 2005–2006 Вильнев заключил еще до того, как в конце 2004 года провел три финальные гонки за команду Mild Seven Renault.
В 2005 году он проиграл сезон своему менее опытному напарнику Фелипе Массе, и хотя разница составила всего два очка, это произвело на команду неприятное впечатление: от чемпиона ждали других результатов. Поэтому когда в следующем году Sauber сменила партнера, став BMW Sauber, а Вильнев продолжил уступать напарнику — на этот раз Нику Хайдфильду, его просто отстранили в середине сезона.
Причем сказать, что Жак проводил провальный сезон, тоже нельзя: он финишировал в очках четыре раза, в то время как Ник — шесть, а по квалификациям уступал ему 5:7. Но в судьбу Вильнева вмешался интерес BMW к резервному на тот момент пилоту команды Роберту Кубице. И помогла им авария в Хоккенхайме.
После того как в начале гонки из-за проблем с тормозами сошел Ник Хайдфельд, команда рассчитывала на результат Вильнева, но тот попал в аварию в последнем повороте трассы Хоккенхайм-ринга и тоже сошел. После этого команда решила поменять местами Вильнева и Кубицу на Гран-при Венгрии, чтобы сравнить результаты и затем решить, кто будет докатывать сезон.
Но Вильнев не собирался ожидать решения команды по составу пилотов и немедленно разорвал контракт, положив таким образом конец своей карьере в Формуле 1.
Хуан Пабло Монтойя — Гран-при США 2006
За две гонки до ухода Вильнева Формула 1 потеряла еще одного любимца публики и победителя Гран-при Хуана Пабло Монтойю. Дороги McLaren и Монтойи разошлись после Гран-при США.
Кто-то считает, что это стало своеобразным возмездием за аварию Монтойи в Индианаполисе, когда сразу четыре машины, включая его собственную и его напарника по команде Кими Райкконена, были выбиты из дальнейшего соревнования. Но факт в том, что к тому моменту Монтойя уже принял решение о переходе в следующем сезоне в НАСКАР, и Рон Деннис, босс Mclaren, посоветовал ему не затягивать.
В то время сочетание McLaren и Монтойя было не просто привлекательным как сочетание мощной команды и настоящей звезды автоспорта, но и проявило себя весьма и весьма эффективным на деле, что доказали три победы Монтойи в сезоне-2005. Но после того как McLaren перестали быть конкурентоспособными со своим новым MP4-21 с двигателем V8, который к тому же совершенно не подходил стилю вождения Монтойи, партнерству ожидаемо пришел конец.
Жаль только, что это произошло после худшего в карьере Монтойи первого круга на Гран-при, а не после какого-либо высокого достижения, например, такого, как третье место в Имоле после выдающейся гонки Шумахера и Алонсо.
Карлос Ройтеманн — Гран-при Бразилии 1982
Вместо того чтобы завершить карьеру после решающего сражения за титул в 1981 году, Карлос Ройтеманн решил продолжить выступать за Williams и в следующем сезоне — после того как его партнер по команде Алан Джонс сам заявил об окончании выступлений (правда, временно, пока не вернулся в чемпионат на постоянной основе в 1985 году).
Однако после того как он финишировал вторым в Кьялами, уже на следующем Гран-при Бразилии вылетел сам и вынес вместо с собой Renault Рене Арну. На чем и завершил карьеру.
Существовало множество теорий относительно того, почему же Ройтеманн внезапно ушел из гонок — начиная от страха за то, что выступает в британской команде на фоне надвигающейся войны за Фолклендские острова, и до растущего разочарования в гонках после того, как он упустил титул в 1981 году с разницей всего в одно очко.
Какой бы ни была истинная причина, но в отличие от Ройтеманна его напарник по Williams Кеке Росберг этот титул все же сумел завоевать.
Найджел Мэнселл — Гран-при Испании 1995
Вторая половина карьеры в Формуле 1 складывалась у Найджела Мэнселла не слишком удачно, но вот в своей последней гонке Найджел и вовсе не был похож сам на себя.
После того как в 1995 году Williams подписали Дэвида Култхарда, Мэнселлу предстояло перейти в McLaren, но тут возникла одна проблема. Будучи ростом в 180 см и довольно плотного телосложения, Мэнселл физически не помещался в кокпите McLaren. Так что ему пришлось пропустить две гонки, пока McLaren переделывали машину.
К сожалению, ожидание того не стоило: впереди ему предстояло несколько неудачных уикендов, в том числе в Имоле и Барселоне. И в Испании Мэнселл был вынужден сойти задолго до финиша на абсолютно целой и неповрежденной машине просто потому, что почувствовал, что "машина неуправляема".
В своей автобиографии 2015 года он написал: «Наблюдать за Дэймоном [Хиллом] и Дэвидом Култхардом за рулем Williams в 1995 году было тяжело, потому что моя собственная машина мне абсолютно не подходила. Ездить на ней было невероятно неудобно, неэффективно и неконкурентно».
Мэнселл решил уйти из McLaren и Формулы 1, сославшись на разочарование: «Я чувствовал, справедливо это или нет, будто весь мир давит на мои плечи. Я чувствовал, что некоторые люди забирают у меня часть меня, не давая ничего взамен».
В обзоре использованы материалы издания The Race