Более 1000 гостей было приглашено в Палаццо д’Аккурсио, одно из трех зданий, составляющих исторический ансамбль на Пьяцца Маджоре. Именно д’Аккурсио является старейшим из трех зданий: его строительство началось в 13 веке, и с тех пор оно был резиденцией правителей города. Сейчас в этом ансамбле располагаются здания городского управления и городской ратуши, а также музей и библиотека.
Накануне Гала-церемонии FIA подвела итоги года и приняла ряд важных решений для дальнейшего развития автоспорта и каждой из дисциплин, а новый президент FIA Мохаммед бен Сулайем отчитался о первом годе своего руководство Федерацией.
В этот вечер чествовали не только чемпионов мира и их команды, но и обладателей специальных наград, а также многих других людей, внесших свой вклад в развитие автоспорта. О спортивных итогах мы расскажем вам в отдельном материале, а этот репортаж посвятим церемонии награждения.
Для Макса Ферстаппена этот год стал рекордным по количеству одержанных побед в гонках: 15. Он выиграл два из трех спринтов и набрал наибольшее количество очков за один сезон (454) в истории спорта, завоевав свой второй титул чемпиона мира подряд.
Свой приз Макс Ферстаппен получил из рук президента FIA Мохаммеда бен Сулайема.
Шарль Леклер получил трофей за второе место, а Серхио Перес занял третье.
Кубок конструкторов, перед этим на восемь лет прописавшийся в Брэкли, покинул расположение команды Mercedes и вернулся в Red Bull впервые с 2013 года.
«Это был самый невероятный год для команды», — сказал Кристиан Хорнер, получив кубок из рук Стефано Доменикали. — «Мы побили все свои рекорды. Сегодня я хотел бы посвятить это Дитриху Матешицу».
Однако затем между Мохаммедом бен Сулайемом и Кристианом Хорнером произошла забавная перепалка. Сначала Хорнер пожаловался, что команде придется заплатить почти 6 млн долларов вступительного взноса (его размер регулируется количеством набранных очков в чемпионате) за участие в чемпионате мира Формула 1 в следующем году, в ответ президент FIA подколол Хорнера относительно стоимости самого кубка, пообещав не включать его в бюджет команды.
Затем Хорнер не удержался и обратил всеобщее внимание на неразбериху с очками на Гран-при Японии, когда Ферстаппен стал чемпионом неожиданно даже для самого себя. Похоже, это заявление серьезно задело бен Сулайема, так как он вдруг стал объяснять, что не FIA придумывает все подобные правила — они исходят непосредственно от команд.
В итоге спорщиков пришлось разнимать Стефано Доменикали.
В WRC отмечали не только 50-летие чемпионата и переход на гибридные автомобили, но и самого молодого чемпиона в истории WRC: победу одержал экипаж 22-летнего Калле Рованперы и Йонне Халттунена. Награду вручил Себастьен Леб. Трофей производителей принял руководитель команды Toyota Gazoo Racing Яри-Матти Латвала.
Шведский гонщик Йохан Кристофферссон в этом году стал уже пятикратным чемпионом мира по ралли-кроссу, однако прошедший сезон стал первым в чемпионате, состоявшимся на автомобилях абсолютно нового поколения. Свой первый полностью электрический автомобиль Кристофферсон построил вместе с командой Kristoffersson Motorsport, который руководит его отец Томми Кристофферссон (на фото вместе с сыном). Он же и получил награду за победу в командном зачете.
«Этот титул для меня нечто большее, чем просто награда», — сказал он. — «Машину мы построили дома вместе с моей семейной командой, поэтому выиграть на ней чемпионат стало чем-то особенным».
Бельгиец Стоффель Вандорн получил кубок за победу в чемпионате мира Formula E.
Вандорн сумел выиграть для команды Mercedes EQ второй подряд титул в личном зачете уже в статусе чемпиона мира. Кубок в командном зачете также взяла команда Mercedes; ее получал руководитель команды Ян Джеймс.
Девятикратный победитель Ле-Мана Том Кристенсен наградил трио команды Toyota Gazoo Racing — Себастьяна Буэми, Брендона Хартли и Рё Хиракава — за победу в зачете Hypercar FIA World Endurance Championship.
За победу в зачете производителей приз от лица Toyota Gazoo Racing получал Камуи Кобаяши. Команда выиграла четыре из шести этапов, включая «24 часа Ле-Мана».
Второй год подряд Алессандро Пьер Гуиди и Джеймс Каладо становятся чемпионами FIA WEC в категории LMGTE Pro, и это означает, что победа в зачете производителей вновь отправляется в Ferrari. Принимая эту награду, руководитель спортивного подразделения Ferrari GT Антонелло Колетта подчеркнул: «Мы очень рады завершить целую декаду участия в категории LMGTE Pro с семью титулами производителей, пятью титулами личном зачете и четырьмя победами в 24-часовых гонках».
В этом году соревнования по ралли-рейдам проходили в статусе чемпионата мира, а не Кубка мира, как до этого. Вручать награду первым чемпионам мира FIA по ралли-рейдам — Нассеру Аль-Аттии и Матье Бомелю — был приглашен 14-кратный победитель ралли «Дакар» Стефан Петерансель. Кубок производителей вновь достался Toyota Gazoo Racing.
Чемпион FIA Formula 2 из Бразилии Фелипе Другович помог гоночному коллективу MP Motorsport завоевать командный титул. Вместе с руководителем команды Сандером Дорсманом он получил награды от Стефано Доменикали.
Француз Виктор Мартинс стал чемпионом Формулы 3, а Рене Розен принял командный трофей от имени Prema Racing.
Звездами завтрашнего дня, чемпионами мира FIA по картингу стали бразилец Матеус Моргатто (ОК), таиландец Энцо Тарнваничкул (ОК Юниор) и швед Виктор Густафссон (KZ).
На церемонии вручили и другие награды.
Новичком года FIA по решению жюри Комиссии гонщиков FIA стал Зейн Малоуни (Барбадос). Малоуни был чемпионом британской F4 2019 года и занял второе место в чемпионате FIA Formula 3 2022 года. Награду ему вручил Шарль Леклер, а Малоуни в своей речи сообщил, что надеется достичь тех же высот, что и Шарль.
Победителем конкурса «Волонтеры и официальные лица 2022 года» Комиссия FIA по волонтерам и официальным лицам (VOC) удостоила награды «Выдающийся официальный представитель года» мексиканца Филиберто Лоранса Мараньона. Филиберто начал свою карьеру в качестве маршала во время Формулы 1 в Мексике в 1986 году, с 2015 года стал главным маршалом гонки в современную эпоху Гран-при Мексики, а в 2022-м он являлся секретарем трассы.
Победу в спортивных играх FIA Motorsport Games 2022 года одержала сборная Италии с тремя золотыми и одной серебряной медалью. Трофей получили президент Автомобильного клуба Италии Анджело Стикки Дамиани и победитель Кубка Формулы 4 Андреа Кими Антонелли.
Награда FIA Action of the Year присуждается за самые зрелищные моменты прошедшего гоночного года и является единственным призом вечера, за который проголосовали болельщики автоспорта со всего мира на сайте FIA.com. На голосование были представлены эпизоды из различных соревнований, в том числе: FIA Formula 3, FIA WRX, FIA ETCR eTouring Car World Cup, Formula 1, ABB FIA Formula E World Championship, FIA World Rally-Raid Championship, FIA World Endurance Championship, FIA World Rally Championship и WTCR.
Лучшим был признан двойной обгон Льюисом Хэмилтоном Серхио Переса и Шарля Леклера на Гран-при Великобритании.
В знак признания высших достижений в автоспорте Мохаммед бен Сулайем учредил Медаль президента FIA за инновации. В 2022 году эту награду получил Гордон Мюррей за его постоянный новаторский подход к дизайну гоночных и дорожных автомобилей.
Кубок наследия Клуба членов-основателей FIA за вклад в развитие автоспорта получила Италия — как одна из стран-основательниц FIA. Вечер завершился общим фото.