Четыре выпускника Формулы 2 перейдут в новом сезоне в Формулу 1. Это чемпион и вице-чемпион Габриэл Бортолето и Исак Хаджар, занявший шестое место в чемпионате Андреа Кими Антонелли и 12-й в рейтинге Оливер Берман. Пятым к ним присоединился Джек Дуэн, бронзовый призер Формулы 2 2023 года. Этих пятерых гонщиков можно назвать юниорами, так как ни один из них не выступал в Формуле 1 по контракту боевого пилота. Самый опытный из них — Оливер Берман, проведший в прошедшем сезоне три Гран-при: один раз — заменяя Карлоса Сайнса, и дважды — подменив Кевина Магнуссена. Этих трех Гран-при было достаточно, чтобы Берман не мог принять участия в постсезонных тестах новичков, тем не менее в 2024-м он выступал в Формуле 2, т.е. является полноценным юниором.
Лиам Лоусон тоже впервые получил полноценный контракт на полный сезон, однако на его счету уже 11 стартов: в прошлом году он временно заменил травмированного Даниэля Риккардо, а в этом стал его полноценной заменой на оставшийся сезон после увольнения австралийца из команды VCARB.

Кто такой Исак Хаджар, и почему Red Bull выбрали именно его?
Исак Хаджар родился во Франции в семье алжирских врачей, при этом его отец в свое время работал механиком в картинге. В сезонах 2019—2020 он выступал во французской Формуле 4, затем перешел во FRECA, и в конце сезона 2021 года был приглашен в молодежную программу Red Bull. В 2022 он перешел в Формулу 3, где выступал за команду Hitech, одержал три победы, пять раз поднимался на подиум и завершил сезон на четвертом месте. После этого вместе с Hitech и Red Bull Хаджар перешел в Формулу 2. Первый сезон принес ему всего один подиум, зато в прошедшем сезоне он записал на свой счет четыре победы — больше, чем кто-либо другой, и еще четыре подиума. Ну, а Габриэлу Бортолето он уступил в итоге 22,5 очка, при этом на счету Бортолето всего одна победа — в Монце.
Если вы смотрели финальный этап, то знаете, в чем причина такого отставания Хаджара с Бортолето, которых перед финалом разделяло всего 0,5 очка: машина Хаджара не завелась на старте, и ее отталкивали обратно в бокс, после чего он вернулся на трассу, но отыграть отставание в один круг, естественно, не смог.
При этом, сравнивая сезоны этих двух гонщиков, можно сказать, что Бортолето гораздо более стабилен в своих результатах. Из 28 гонок он сошел в трех и еще в трех финишировал вне очковой зоны. В это же время у Хаджара — четыре схода и девять финишей вне очков. Про алжирца говорят, что он слишком горяч и часто не может совладать с характером, а во время пятничных практик, где он подменял сначала Переса, а потом и Ферстаппена, он слишком часто позволял себе агрессивные высказывания по радио в адрес других пилотов.
В 2025 году Хаджар получит шанс показать себя в Формуле 1 и станет партнером Юки Цуноды в команде Racing Bulls. От того, как он себя зарекомендует, зависит и то, сколько он продержится в команде. Правда, на данный момент заменять его некем, и его контракт стал не результатом осмысленного выбора, а, скорее, итогом отсутствия других кандидатов.
Интересно, что руководство Red Bull уже говорило о том, что они были готовы подписать Колапинто, но не сделали этого лишь по причине слишком высокой цены, которую запросили за Франко в Williams. В сочетании с отступными, выплаченными Пересу, это были бы слишком высокие, неоправданные траты.
Интересно, что Red Bull изначально не рассматривали Хаджара ни в одну из своих команд. Предполагалось, что он будет выступать в японской Супер-Формуле, но именно увольнение Переса и переход Лоусона в Red Bull открыли для него эту вакансию.
«Я очень рад приступить к своей новой работе в Racing Bulls, это очень важно для меня, моей семьи и всех людей, которые верили в меня с самого начала», — сказал Хаджар. «Я чувствую, что вступаю в совершенно новую вселенную, управляю гораздо более быстрой машиной и участвую в гонках с лучшими гонщиками мира. Мне предстоит многому научиться, но я готов усердно работать и делать для команды все, что в моих силах. Я с нетерпением жду возможности поработать с Юки и поучиться у него, я всегда равнялся на него, он так же, как и я, был участником Red Bull Junior, и у нас был схожий путь в Формулу 1. Он очень опытный товарищ, и у него будет чему поучиться».
За кем следует наблюдать в программе Red Bull Junior?
Если итоги следующего сезона разочаруют руководство Red Bull, кто сможет заменить неудачника?
Одним из таких пилотов Кристиан Хорнер считает 17-летнего Арвида Линдблада, который присоединился к системе Red Bull в конце 2022 года. В этом сезоне британец, имеющий шведские и индийские корни, проводил свой первый сезон в чемпионате Формула 3 с Prema Racing. Он одержал первую победу в своей дебютной гонке в Бахрейне, а всего за первые семь этапов забрал четыре победы — больше, чем кто-либо другой за весь сезон. Однако три последних этапа пустили под откос все предыдущие усилия: один сход и ноль финишей в очках привели к тому, что Линдблад закончил сезон лишь на четвертом месте, хотя по началу боролся за титул.
В новом сезоне Линдблад займет место Хаджара в команде Campos Racing и будет выступать в Формуле 2. Он уже принимал участие в демо-заездах Формулы 1 в 2024, а в 2025, сообщается, станет участником пятничных тренировок.
«У нас есть очень интересный молодой талант, которым я особенно восхищаюсь в Формуле 3, в лице Арвида Линдблада. Таким образом, у нас растет смена», — сказал Кристиан Хорнер.
Революционный грид
В 2024 году Формула 1 попрощалась с Серхио Пересом, Валттери Боттасом, Даниэлем Риккардо, Чжоу Гуанью и Кевином Магнуссеном, которые на всех провели более 1000 Гран-при. Не нашел себе места на следующий сезон и Франко Колапинто.
Кроме того, лишь две команды — McLaren и Aston Martin — выступят в 2025 году с прежним составом пилотов. Всего же замены произошли ровно в половине составов команд.
Если посмотреть на составы команд, то уверенно сильными мы можем назвать McLaren, Ferrari и, предварительно, Red Bull. Мы знаем, что «Быки» могут показать высокие результаты, даже выступая с одним пилотом — Ферстаппеном, но вся предыдущая карьера Лоусона с высокими результатами в каждой серии, где он выступал, подсказывает, что и в Red Bull он может быть эффективен. Так что, в идеале, мы ждем сражения за Кубок конструкторов в 2025 году между этими тремя командами.
Достойный состав будет и у Williams: Албон и Сайнс опытные, стабильные и быстрые гонщики, но вот отсутствие машины с такими же характеристиками станет проблемой для результата. Посмотрим, что они смогут выжать из своих автомобилей — по крайней мере, их борьба за позиции в чемпионате с Haas выглядит вполне реально.
От Mercedes мы ждем сезон со значительным числом аварий, пока Антонелли, быстрый и результативный, будет вкатываться в новый для себя чемпионат. Но, если W15 позволит, то мы не удивимся, если Антонелли сумеет привезти и подиум. От Дуэна, Хаджара и Бортолетто особых результатов не ожидаем — и из-за уровня машин и в целом из-за уровня самих пилотов. Но будем рады ошибиться.
Боттас останется в качестве резервиста
Ну и последним штрихом на данный момент стало объявление Валттери Боттаса в качестве резервного пилота Mercedes.
Еще в конце ноября Mercedes подтвердили, что Мик Шумахер в следующем сезоне перестанет выполнять функции резервного пилота в команде. Собственно, это произошло через некоторое время после того, как стало известно, что второе место в Sauber/Audi займет Габриэл Бортолето, а не Валттери Боттас.
Для Mercedes возвращение Боттаса было абсолютно логичным шагом: опыт, знания Валттери, а также его теплые отношения с командой однозначно говорили в пользу такого решения — особенно, учитывая появление в команде неопытного новичка.
Интересно, что Валттери был до последнего уверен, что сохранит свое место в Sauber и после того, как команда превратится в Audi. В одном из своих интервью он рассказал, что мог уйти из Sauber после того, как Фред Вассер перешел в Ferrari, однако ему пообещали, что он станет «опорой проекта», но в итоге этого не произошло.
«Возвращение домой, в семью Mercedes в качестве третьего пилота в 2025 году — это то, что ждет меня впереди, и я не могу быть более доволен происходящим. Я хочу поблагодарить Тото Вольффа, команду в Брэкли и всех в "трехлучевой звезде" за то, что приняли меня обратно с распростертыми объятиями. Поскольку я возвращаюсь туда, где произошло так много из счастливых моментов моей карьеры, я с нетерпением жду возможности использовать все полученные знания, чтобы помочь команде выступать и продвигаться к нашей общей цели — борьбе за титул как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов», — сказал Валттери Боттас.
Однако на карьере боевого пилота Боттасу еще рано ставить точку. Сообщается, что он является одним из кандидатов на «место опытного пилота» в будущей команде Cadillac, которая в 2026 должна будет выйти на старт чемпионата. Валттери рассматривают вместе с Кевином Магнуссеном. Третьим кандидатом был Даниэль Риккардо, но он в интервью заявил, что «с него хватит Формулы 1».
Наконец, не решено окончательно будущее еще одного пилота. Чжоу Гуанью отказался рассматривать на 2025 год свое выступление в какой бы то ни было другой серии, за исключением Формулы 1. Китайский пилот сказал, что уверен, что его карьера в чемпионате мира еще не закончена, и он готов даже взять паузу на следующий сезон, чтобы иметь возможность вернуться в 2026.
На данный момент ходят слухи, что Ferrari могут быть заинтересованы в нем в качестве резервного пилота. Так это или нет, мы узнаем в ближайшее время.
Даты предстоящих событий в Формуле 1, о которых известно уже сейчас:
22 января — Ferrari сообщили дату первых тестов Хэмилтона во Фьорано на F1-75
18 февраля — совместная презентация всех команд машин на сезон 2025
19 февраля — Ferrari объявили о дате презентации своей новой машины в Маранелло
19 или 20 февраля — предполагаемая дата презентации и первых тестов у Mercedes. И то, и то – в Сильверстоуне
26-28 февраля — предсезонные тесты в Бахрейне
16 марта — Гран-при Австралии