Тест-драйвы и статьи о ЗАЗ Запорожец

 
Михаил Шмаков — светлый, смелый и даже авантюрный человек. Только ему в голову могла прийти идея купить легенду советских анекдотов — «Запорожец» и отправиться на нем через всю Россию — из Новороссийска во Владивосток. В поездку под красивым названием «От моря до океана».
«Предложение итальянской фирмы “Фиат” о продаже Советскому Союзу автомобилей типа Фиат-600 в виде узлов и деталей с последующей сборкой их в нашей стране, поставке потребного для этих целей оборудования и оказания технической помощи при освоении считаю не только неприемлемым, но и оскорбительным». Так начал свое письмо в отдел машиностроения ЦК КПСС председатель Совета народного хозяйства Горьковского экономического административного района Георгий Александрович Веденяпин, бывший в начале 50-х директором ГАЗа. Веденяпин считал, что советская автомобильная индустрия в состоянии без посторонней помощи справиться с созданием автомобиля такого класса. Между тем первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 как раз и начали разрабатывать с оглядкой на Fiat. Давайте вспомним, как это было, и попутно осветим еще несколько эпизодов увлекательной истории создания первого «Запорожца» ЗАЗ-965.
Первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» стал результатом переосмысления модели Fiat-600, которую в середине 50-х итальянский концерн настойчиво предлагал СССР для лицензионной сборки. Увы, оригинал не помог: потребительские качества «Горбатого» оказались столь посредственными, что уже через два года после начала серийного выпуска Совет Министров СССР обязал запорожский завод «Коммунар» изготовить и представить на государственные испытания образцы новой модели — ЗАЗ-966. Госкомиссия экзаменует экспериментальные «Запорожцы» вместе с двумя европейскими микролитражками — BMW 700А и Simca 1000.
60 лет назад жизнь простого советского автомобилиста изменилась в лучшую сторону. С конвейера завода «Коммунар» стали сходить машины, на которые нужно было копить не всю жизнь, а только половину. У «Запорожца» в этом году юбилей — вспоминаем, каким он был в советское время и каким стал в нынешних реалиях.
Этот «Горбатый» ЗАЗ-965 был найден в Instagram как объект для исследования совершенно случайно. Голубая микролитражка сразила своим очарованием и лаконичным стилем, да так сильно, что захотелось познакомиться с автомобилем поближе. Поближе ли? Автор в Москве а Запорожец — в Хабаровске. Но благодаря отчаянности владельца, проблемой это не стало!
Позволим себе заявить, что не в Аурусах и не в «Чайках» отражается истинное лицо автопрома, а именно в таких разработках. Каждая автомобильная эпоха рождает свою машину, призванную стать наиболее доступной и массовой. Между героями этой статьи 50 лет разницы в возрасте и пропасть по части технических решений. Но оба — самые дешевые отечественные авто своего времени. Сошлись в дружеской схватке ЗАЗ-965А и Lada Granta.
Этот экземпляр с родным пробегом в 34 000 км стоял много лет без движения в ржавеньком гараже. Весь в пыли, со спущенными колесами и севшим аккумулятором, окутанный неповторимыми запахами из советского детства…
Промышленность Советского Союза ориентировалась в первую очередь на нужды государства и строительство коммунизма. Разумеется, этот тренд не обошел стороной и отечественный автопром. В то время тяжелая техника была в явном приоритете над легковыми машинами.Последние разрабатывались и выпускались по остаточному принципу. Разумеется, это порождало дефицит на внутреннем рынке. Тем удивительнее, что Советский Союз экспортировал отечественные легковушки за границу. И отнюдь не всегда это были отсталые страны Африки или государства соцлагеря. Некоторые модели поставлялись и на развитые конкурентные рынки вроде Британии, Германии и даже США. Чем прельщали советские модели зарубежную публику? Были ли они популярны — не в вакууме, а в насыщенной среде конкурентов? Читайте в этом материале Дрома.