Мало кто помнит его настоящее имя. Скажи ЗАЗ-965 — и полезут в Гугл. То ли дело клички. «Горбатый», «Малыш», «Зазик», «Жужик», «Запор» — прямо бандит, а не автомобиль. Несмотря на эти разношерстные названия, абсолютно все к «Запорожцу» относятся по-доброму, улыбаются и гладят. Но это сейчас. А 60 лет назад к нему испытывали в лучшем случае благодарность, но многие — просто презрение. А между прочим именно эта поистине народная малолитражка изменила в СССР само понятие автомобиля, превратив его из предмета роскоши в доступное транспортное средство.
О любви с первого взгляда речи даже не было. Первые владельцы жаловались на поломки, отсутствие запчастей и вообще не понимали, где «Запорожец» можно ремонтировать. О сервисном обслуживании своих автомобилей бывший завод комбайнов «Коммунар» как-то не задумался. Единственное, что оценил советский народ — возможность сменить мотоцикл на маленький автомобильчик.
При ближайшем рассмотрении ЗАЗ-965 таил немало приятных сюрпризов. «Горбатый» был маневренный и довольно проходимый. Малый вес, сильно загруженные ведущие задние колеса и солидный клиренс (175 мм, между прочим) позволяли гонять телят по полям. Странные, открывающиеся против хода двери отлично подходили для инвалидов. «Тесный» салон был не таким уж и тесным. Четверых взрослых, как и было заявлено, вполне можно было взять на борт. Все от того, что по ширине и запасу пространства над головой ЗАЗ-965 превосходил более крупный «Москвич-408». Да и по размерам «Запорожец» далеко не кроха: крупнее ставшего прообразом Fiat 600 и не выглядит карапузом на фоне современных Smart или первого Daewoo Matiz.
ЗАЗ-965 начал расходиться по стране, но за полноценный автомобиль его все равно не считали. Презирали за маленький багажник и косолапую заднюю подвеску на А-образных рычагах с диагональной осью качания. Колеса у «Жужика» стояли домиком, принимая нормальное положение только в загруженной машине. Проклинали маломощный шумный моторчик, склонный к перегреву (обслуживать надо правильно). И неважно, что таковым он стал по требованию военных — МеМЗ-965 должен быть унифицирован с мотором для легкого транспортера-амфибии ТПК, а приказы не обсуждаются. «Горбатый» все равно покупали. Потому что когда надо везти семью на дачу, это лучше, чем электричка. На старте продаж ЗАЗ-965 стоил 1800 рублей (модернизированный вариант подорожал уже до 2200) — лишь вдвое дороже тяжелого мотоцикла с коляской. Средняя зарплата в СССР тогда была что-то около 80 рублей. То есть в теории на автомобиль можно было накопить за три года.
Первая советская микролитражка неплохо продавалась даже в Европе, чего не скажешь о следующей модели. Кузов седан, более серьезный дизайн (плагиат с NSU Prinz — ложь и провокация), другая конструкция КПП и задней подвески — ЗАЗ-966 формально относился к тому же малому классу, но играл совсем в другой лиге. Шумный, склонный к перегреву двигатель, капризная автономная «печка», неудобный доступ на задний диван, маленький багажник — фамильные недостатки при этом никуда не делись. Но прощать их этому все равно не совсем «полноценному» автомобилю, да еще и с учетом на треть большей, по сравнению с «Горбатым», цены, было труднее. Обе модели могли совершенно спокойно существовать на конвейере параллельно, с появлением в 1966 году ЗАЗ-966 спрос на 965-й ничуть не упал. Тем не менее по приказу сверху «Зазик» упразднили, к великому сожалению трудящихся, которые поняли, что потеряли.
За характерные воздухозаборники ЗАЗ-966 получил прозвище «Ушастый». Конструкторы таким образом пытались решить проблему перегрева расположенного сзади «воздушника», который мог «вскипеть» не только в жару. Заднемоторные Chevrolet Corvair и NSU Prinz IV подобных проблем не испытывали. А советским автомобилистам, чтобы оживить «Ушастого», приходилось на корпус закипевшего бензонасоса наматывать смоченную холодной водой тряпку.
«Ушастость» была характерным признаком «Запорожцев» 13 лет. От «ушей» отказались только на модели ЗАЗ-968М, где их сменили на более эффективные «жабры». «Эмка» — плод глубокого рестайлинга предшественника — выпускалась свыше десяти лет, до 1994 года. Это был последний заднеприводный запорожский автомобиль с воздушной системой охлаждения двигателя.
В 1987 году на ЗАЗе началась новая эра — после многолетних задержек был наконец-то освоен выпуск переднеприводной «Таврии». Но более крупный и современный хэтчбек так и остался типичным «Запором». Не вышло из него недорогой альтернативы вазовской «восьмерке». 51-сильный моторчик объемом 1,1 литра был безальтернативен и откровенно слаб. Качество изготовления и престиж оставляли желать лучшего. Исключительно трехдверный кузов мало подходил для семейного автомобиля. Пятидверная «Дана» появилась лишь в 1994-м, а лифтбек «Славута» — и вовсе в 1999 году, уже после прихода на ЗАЗ партнеров из Daewoo. Корейские деньги помогли освоить производство модернизированной версии «Таврия-Нова», которая смогла продержаться на конвейере аж до 2007 года. Спустя четыре года с конвейера сошла последняя «Славута», и ЗАЗ окончательно переключился на производство лицензионных копий и контрактную сборку.
Так бесславно закончилась история оригинальных «Запорожцев». Зато сейчас самый презираемый автомобиль СССР отрывается вовсю! Теперь быть владельцем «Запорожца» уже не позорно, а очень даже почетно! Особенно если это милашка 965-й. При взгляде на это чудо улыбка на лице возникает сама собой. Настоящий четырехколесный позитив и идеальный вариант, если хочется поиграть в реставратора. Миссия, достойная настоящего героя, — спасти того, кто никогда не мог дать сдачи, кого все обижали, издевались и никто не любил.
Найти подходящий вариант непросто, но можно. Средняя цена пригодного к реставрации экземпляра — 100 000 рублей. Но 90% машин в продаже — мертвые души. Есть автомобили и старые документы советского образца, но записанный в них владелец давно отдал богу душу. Хочешь — бери, если смелый и есть нужные связи в ГИБДД, либо на запчасти.
Михаил и Станислав Горбачевы, владельцы магазина запчастей «РетроЗаказ»:
— Если несколько лет назад все очень активно начали восстанавливать 21-е «Волги» и ранние «Москвичи», то сейчас ситуация меняется, и ранее заброшенные по дворам и гаражным кооперативам «Запорожцы» пропали и перешли в разряд редких и интересных для реставрации автомобилей. Контингент реставраторов разный — от серьезных бизнесменов до любознательной молодежи с золотыми руками. В память о родителях, просто по приколу — мотивы реставрации тоже разные.
По поводу популярности среди «Запорожцев», конечно, первое место занимает модель 968 и 968М. Они наиболее любимы среди ценителей этой марки, детали на них обычно стоят адекватных денег, машин этих было выпущено больше, и многие из них сумели дожить до наших дней с минимальными переделками. Другое дело ЗАЗ-965, их осталось в разы меньше, и детали к ним, соответственно, достать намного труднее. Это привлекает тех реставраторов, которые готовы за любые деньги привести машину в идеальное состояние.
Светло-серый ЗАЗ-965А, выпущенный в апреле 1968 года, один из последних экземпляров с эмблемой «Ноздря», после ее сменили на шильдик «ДнепроГЭС». Куплен за 20 000 рублей, носит прозвище «Леший». И он большой везунчик. Найден восемь лет назад в одном из огородов Ленинградской области, вытащен из кустов, где провалялся с начала двухтысячных. Найден тем, кто в детстве, насмотревшись, как «Зазики» курочили, сжигали, топили и всячески вымещали на них злость и обиду, дал себе слово — вырасти и спасти хоть один несчастный старый «Запорожец»! Повезло и в том, что фактическая хозяйка согласилась вступить в наследство, переоформить документы и продать автомобиль официально, с перепостановкой на учет.
Фантастика, но родной двигатель был жив. Стоило поставить на место промытый карбюратор, правильно соединить высоковольтные провода, заменить аккумулятор, и мотор завелся и заработал ровно, мягко, без провалов и перебоев. Без тормозов, с закисшим педальным узлом, но «Горбатый» сумел сделать пару кругов вокруг гаража.
Зато состояние кузова — весь покрытый ржавчиной, абсолютно весь. Оба передних сиденья отвалились сами, после первого же хорошего удара ногой образовалась дыра в днище. Пороги, арки и центральный тоннель были живые, но после сборки передней части стало понятно, что дальнейшие манипуляции не имеют смысла. Стоимость сварочных работ никак не оправдывала стремление сохранить именно этот кузов, поэтому пришлось купить новый — фисташковый, как казалось, практически без изъянов. В малярке, как всегда, выяснилось обратное — пришлось счищать толстый слой шпаклевки, который был везде, вытягивать геометрию кузова на стапеле, выставлять зазоры дверей, местами переваривать и перекрашивать в оригинальный цвет.
Как и во времена СССР, многие запчасти на «Запорожец» нужно доставать! Сами детали можно разделить на несколько групп: новодел, детали с хранения, восстановленные плюс редкие детали б/у. Новодел и восстановленные в основном производят на Украине. Из новодельных это, например, всевозможные РТИ, подшипники, детали подвески и рулевого управления, а также различные ремкомплекты и пыльники. К сожалению для любителей ретротехники, есть такие запчасти, которые вообще уже не производят, например, кузовное железо и всевозможные элементы декора.
В сером «Горбатом» в основном применены оригинальные запчасти. Наружное зеркало заднего вида от экспортной версии со складной ножкой прибыло из Калуги. Внешняя водительская ручка — из Иркутска. Новое правое крыло за 800 рублей нашлось в магазине, торгующем запчастями для «Москвичей». Клавиша сигнала — новодел. Салон взяли от донора, приобретенного тремя зазоводами в складчину. Кресла и двери перешиты новодельными материалами, но в максимально точном соответствии с заводскими параметрами ткани и кожзама.
Михаил и Станислав Горбачевы, владельцы магазина запчастей «РетроЗаказ»:
— Детали с хранения мы находим по гаражным кооперативам и по частным объявлениям и выкупаем. Часто автовладельцы сами нам предлагают «детали из дедушкиного гаража». Иногда ради двух-трех деталей приходится покупать целый гараж ненужных запчастей.
Также мы сами производим всевозможный пластик для этих автомобилей, такой как ручки включения света, «поворотники», ручки КПП, панель щитка приборов и подлокотники дверей. Все эти детали мы стараемся изготовить качественно, используя шаблоны, сделанные с оригинальных сохранившихся деталей. Все наши детали соответствуют заводским и выполнены из современных материалов.
Сборка после покраски осуществлялась своими силами в гараже, и затянувшийся почти на шесть лет процесс порядком надоел. Поэтому самые ответственные этапы, такие как тормоза, ходовая, проводка и двигатель, были доверены соклубникам, которые ремонтировали «Запорожцы» и в итоге основали собственную реставрационную мастерскую «Совжесть». Их стараниями в «Зазике» появились новые тормозная система из медных трубок, тормозные шланги, РТЦ от «Жигулей» и ГТЦ. Были перебраны рулевые тяги, поставлены новые передние амортизаторы. Занял свое место промытый и очищенный от вековой грязи мотор, приварен кронштейн педали газа, подключена электрика. Первая заправка, первая мойка — и «Леший» успел попасть на открытие сезона 2018 года.
У желтого («Хитрожелтого», как зовет его владелец) ЗАЗ-965 судьба не менее драматичная — похоже, что всем «Запорожцам» муки на роду написаны. Выпущенный в марте 1969-го «Зазик» (один из последних экземпляров модели) прожил в деревне шесть лет, но натерпелся сполна. Дедушка-инвалид регулярно прикладывал его обо все окрестные пеньки и заборы. Наездив таким образом 7500 км, мятый по кругу, включая крышу, с умершим сцеплением и тормозами, «Горбатый» переехал в гараж и о нем попросту забыли. Заточение длилось 30 лет, до 2005 года. Освободил его один из основателей реставрационной мастерской «Совжесть». И сделал своим личным автомобилем.
Подход к реставрации здесь кардинально другой. Если «Леший» восстановлен практически полностью в оригинал, то тут налицо творческое переосмысление в угоду собственным представлениям о прекрасном и спорту. Фото не врут — наружные дверные петли, бессовестно торчащие на округлом кузове «Горбика», удалены за ненадобностью. Обычно все переделки по дверям 965-го сводятся к их банальной перевеске на передние стойки, что лишает «Горбатого» его ключевой «фишки». Здесь же, благодаря дверным стойкам и петлям от ЗАЗ-968, приваренным в нужные места, двери, как и положено, открываются против хода. Дверные замки стоят бесшумные от ГАЗ-31105, есть электростеклоподъемники, появилась возможность регулировки вылета двери относительно кузова. Повторять этот фокус на других машинах автор идеи отказывается наотрез — на каждую дверь уходило три дня работы со сварочным полуавтоматом, куча нервов и подгонок.
Тюнинга не избежал ни один узел. Доработана подвеска — другие амортизаторы и заниженная балка спереди, сзади — газовые амортизаторы с пружинами от «Нивы». Двигатель взят от раллийного ЗАЗ-968. Это серьезно модифицированный V4 объемом 1,4 литра с двухкамерным карбюратором Solex, поршневой от ВАЗ-2106 и увеличенным маслонасосом. Установлено микропроцессорное зажигание, масляные форсунки, электрический бензонасос, выносной масляный фильтр от Логана и радиатор. Вместо стоковых 40 л.с. двигатель выдает порядка 60 л.с. Отсечка по оборотам — 6000 об/мин. Сцепление от ВАЗ-2108 — уже классическое решение для доработанных «Зазиков». Вместе с мотором появились рулевое и коробка передач от ЗАЗ-968, переделаны привода на ШРУСы, установлены задние дисковые тормоза. Раллийный «Запорожец» с таким «сердцем» разгонялся до «сотни» примерно за 13 секунд, демонстрируя около 140 км/ч максималки. Заводские показатели — 38 секунд и 118 км/ч. Представляете, как едет более легкий «Горбатый»? То ли еще будет — в планах, помимо реставрации кузова и салона, более мощный двигатель.
Вячеслав Коваленко, основатель реставрационной мастерской «Совжесть»:
— Средний бюджет подобных доработок двигателя — 100 000 рублей. Перешить салон новодельными, но максимально приближенными к оригинальным материалами, — от 80 000. Бамперы б/у можно найти тысяч за 5-7. Оригинальная резина — от 1000 до 5000 за штуку. Сложнее всего с поиском деталей на ранние экземпляры 1960-61 годов выпуска. У них свой двигатель, коробка передач, декор, приборная панель, бензобак и много чего еще. Найти практически невозможно. Самый масштабный проект, который мы реализовали восемь лет назад, обошелся клиенту в 800 000 докризисных рублей. Тот 965-й был отреставрирован в полный оригинал, за исключением салона, перешитого в белую кожу.
Регалий у желтого «Жужика» полно — в 300-литровый багажник все и не войдут. Двукратный чемпион и столько же раз вице-чемпион фестиваля «Фортуна» в зачете «Мини». Призер зимних «Зазогонок», которые, к слову, проводятся уже 15 лет. На фестивале «День Москвича» громил соперников в ралли-спринтах в зачете оффтоп. Победы стоят дорого в прямом смысле этого слова — тюнинговый 965-й потребляет 98-й бензин. Средний расход — 15 л на 100 км. Соседи по колонке на АЗС еще долго провожают странный «Запорожец» глазами. Нетривиальный способ напомнить о себе, но хоть что-то. Как оказалось, иные прохожие и водители, чья молодость явно пришлась на период СССР, в упор не помнят, что это за автомобиль — «Mini? Fiat?». Уж чего-чего, а забвения «Запорожец» — независимо от наличия «горба» или «ушей» — точно не заслужил.
Михаил и Станислав Горбачевы, владельцы магазина запчастей «РетроЗаказ»:
— Многие думают, что раз ЗАЗ был машиной для простого советского гражданина и купить его в СССР было гораздо проще и дешевле, чем «Волгу», «Жигули» или «Москвич», то и восстанавливать в наши дни будет проще и дешевле. Это заблуждение. Все, конечно, зависит от придирчивости заказчика и желаемой аутентичности. К тому же большинство людей путают реставрацию с восстановительным ремонтом. Мало просто разобрать машину, убрать всю ржавчину, проварить и все покрасить, перебрав подвеску, электрику и мотор. Реставрация — это совсем другое, она подразумевает полное совпадение с технологиями тех лет, использование тех же материалов и полное соответствие оригинальным схемам и чертежам. На такое способны не многие, и такая работа не делается за пару месяцев, на нее уходят годы. В среднем минимальный бюджет восстановления «Запорожца» — от полумиллиона рублей. А полностью восстановить ЗАЗ-965 в заводское состояние обойдется более чем в миллион рублей, что уже соизмеримо с реставрацией той же 21-й «Волги».