Автор этого проекта Александр увлекается дрифтом, умеет скользить на любой технике — от дрифт-трайка до Nissan Skyline. Компанию ЗАЗу в его хабаровском гараже составляют Nissan Laurel, два автобуса Toyota Town Ace, вышеупомянутый Skyline R32 и скутер Honda Giorno. Когда суммарный возраст автопарка превышает полторы сотни лет, за ним необходимо тщательно ухаживать или как минимум поддерживать работоспособность. Относясь с трепетом к любой технике, Александр в меру возможностей восстанавливает и дорабатывает все потрепанные временем детали.
Александр Коршунов: — К этой машине у меня особое отношение. «Горбатый» находится в нашей семье с 83-го года, и в 1998 году достался мне от отца, став первым моим автомобилем. Катался на нем до тех пор, пока не надоел, потом я запер его в гараже до лучших времен. «Лучшие» времена настали спустя пять лет, когда гараж вскрыли воры, украли весь металл, а «Запорожец» спустили с горы. Тот момент стал поворотным: решил не просто отреставрировать автомобиль, а дать ему вторую жизнь. К работе приступил в 2009 году.
В то время в Россию пришла мода на заниженные автомобили в стиле «стенс», и в той или иной степени этот тренд затронул все машины Александра. Подбирались широкие колесные диски, натягивалась низкопрофильная резина, а пружины подвески менялись на укороченные. «Запорожцу» ничего не оставалось, кроме как приблизиться к земле путем переворота передних торсионов и резки задних пружин на два витка. Параллельно кузов обрел новый цвет, который владелец создал самостоятельно. На тот момент в арках располагались разноширокие диски Seiken 15-го диаметра, которые, конечно же, были слишком крупными, их заменили сначала на разварки, а затем и на нынешние Asahi (да, как пиво, только диски 😊). Будучи купленными за символическую сумму, они не только редки сами по себе, но и отлично подошли по параметрам и стилистике. Для ещe большего занижения пришлось заказать редкую резину размерности 145/60 R13 от китайского электромобиля. От китайского же квадроцикла идеально подошли и центральные колпачки. Когда ты живешь в Хабаровске, детали из Поднебесной попадаются под руку сами собой!
Понятно, что одним стенсом доработки не ограничились. Многие элементы «Запорожца» являются предметом творчества и выполнены владельцем собственноручно. Видите эти ободки на фарах? Для их изготовления была снята матрица с аналогичной детали от мотоцикла «Ява». Окрашенные в серебристый металлик, эти кольца придают передней части «Горбатого» актуальный вид. Сравните их с тонкими заводскими деталями, и разница сразу станет заметна. Такой прием тюнинга называется рестомоддинг. Интерпретировать старые детали на новый лад — тонкая наука!
Другие примеры? Задние арки на первый взгляд выглядят заурядно, но на самом деле эта деталь заимствована у «копейки». Стандартные элементы не в силах были вместить новые колеса, да и попросту сгнили. Зеркала заднего вида установлены от Chevrolet 1951 года, ведь у 965-го, не считая экспортной версии «Ялта», их не было вовсе! Подобные мелочи и формируют стиль без вычурности и диссонанса. Кто бы мог подумать, что ЗАЗ можно затюнить, одновременно не «заколхозив»?
Внутри этот синий «Горбатый» скрывает куда больше доработок, чем может показаться. Задние колеса теперь вращает 1,2-литровый двигатель мощностью 40 лошадиных сил от модели 968, сдобренный карбюратором от «классики» и бесконтактной системой зажигания от «Москвича». Выбор этого апгрейда довольно прозаичен: производительность выше, цена минимальна, отыскать — не проблема.
Может, показатель мощности и не впечатляет, зато как этот мотор звучит! Выхлоп венчает банка от Mitsubishi Delica D5, позволяя нотам V-образной «четверки» петь во весь голос. Звук одновременно похож на бульканье чоппера и субаровское «бу-бу-бу».
Для нескольких кадров мы загнали ЗАЗ в арку дома, которая создала настолько громкий резонанс, что, уверен, никто не смог бы опознать двигатель Мелитопольского моторного завода по оглушающему грохоту. Для установки этого мотора потребовалось доработать крышку капота, а подкапотное пространство претерпело умеренный шейвинг — спрятана лишняя проводка и заварены некоторые отверстия. Только вот воздушному фильтру места не нашлось, поэтому временно мотор всасывает воздух без какой-либо очистки.
Популярный сценарий «более мощный двигатель потребовал усиления тормозов» — не про этот проект. Штатные барабанные механизмы останавливали советский кей-кар с достаточной эффективностью. Проблемой стали ступицы — их параметры не позволяли экспериментировать с колесными дисками. Поэтому сейчас на «Горбатом» стоят дисковые тормоза на базе деталей от Toyota Corolla E90 и Honda Accord — как спереди, так и сзади. Ручной тормоз задействуется тросами, а не гидравликой, как часто бывает при установке задних дисковых механизмов. Результат — четыре шпильки с популярной разболтовкой, принявшие на себя вышеупомянутые диски.
После установки подходящих колес появилась возможность занизить ЗАЗ еще сильнее без риска повредить арки. Пневматическая подвеска стала разумным, хоть и не коробочным решением. В качестве исполнительных элементов Александр использовал стойки вместе с баллонами от кабины грузовика (опять-таки китайского), а за управление отвечает блок клапанов из тюнинг-комплекта, предназначенного для Toyota Soarer. Большинство фотографий сделаны в нижнем положении со спущенными подушками. В этом случае конструктив задней подвески с диагональными рычагами создает сильный отрицательный развал — один из критериев направления «стенс».
По мере наполнения баллонов воздухом развал сзади меняется на положительный. Прямо как на порожнем грузовике Татра, если вы понимаете, о чем я.
Для передвижения по улицам есть ездовое положение, представляющее из себя некий компромисс: и днищем не шоркаешь, и колeса стоят под правильными углами. В салоне управление подвеской выполнено минималистично: четыре кнопки да пара манометров на алюминиевой панельке. Могло бы быть и лучше, но это не самый спорный элемент интерьера.
Когда улучшение ЗАЗа только начиналось, понимание владельца, «что такое хорошо и что такое плохо» только формировалось, поэтому простим Александру коричнево-синий дерматин, которым обшиты передние сиденья от Toyota Carina E, задний диван и дверные карты. Похвально то, что работа выполнена собственноручно, для чего владельцу пришлось освоить швейную машинку. Хоть по нынешним меркам такой тюнинг выглядит сомнительно, интерьер не отторгает. В нем чувствуются душа и забота на каждом этапе модернизации.
А еще тут на удивление просторно. Посадка низкая, и до потолка даже со 190+ сантиметрами роста Александра остается достаточный запас, чтобы на неровностях не деформировать макушкой крышу. Плечи передних седоков не касаются друг друга и не трутся о двери, а для ног расстояние воистину гигантское. Конечно, сзади все не так радужно, но прокатиться втроем нам это не помешало. Конструктивное отсутствие ремней безопасности не добавляет уверенности, но и быстро ехать совсем не хочется.
Неторопливые прогулки по тесным улочкам старой Москвы являются идеальным времяпрепровождением на этом автомобиле. Правда, лучше если под колесами будет не дореволюционная брусчатка, а свежий асфальт, ибо трясет тут знатно — сказывается сверхкороткая база и подвеска, которая работает как придется. Доведение ходовых качеств до совершенства не являлось приоритетной задачей, да и конструкция автомобиля к этому не располагает. Передние торсионы перевернуты для того, чтобы движение в нижнем положении подвески стало возможным, а штатная рулевая трапеция (вот же архаизм!) заменена на рейку от Toyota Corolla AE86. Гидроусилитель тут не нужен — он заберет олдскульные ощущения от рулежки, да и повороты даются легко даже на парковочных скоростях (помните ширину шин?) Само рулевое колесо крупное, с гладким деревянным ободом. Это не всем известный Nardi, но очень похожая модель от Monza, родом из 70-х. В качестве ручки переключения передач в интерьере «Запорожца» трудно представить какую-то иную деталь кроме советской розочки. И она тут есть! Держаться за нее приятно, но переключения даются не без хрустов — требует доработки механизм сцепления, которое выжимается не полностью.
Вы, вероятно, задались вопросом: «Каким образом Хабаровск сменился на Москву?».
Это не опечатка — фотографии действительно сделаны в столице. Показать ЗАЗу Москву (или наоборот?) Александр решил еще три года назад. Быть в тусовке, общаться с коллегами по тюнингу, когда твой автомобиль только на фотографиях в телефоне, — печально. Поэтому еще тем летом он дал слово: «Привезу “Горбатого” в столицу!».
Путешествие длиной в 9000 километров за рулем этого милого представителя советской эпохи было бы безумием и вряд ли сохранило бы его рабочее состояние. Тем не менее «Запорожец» отправился покорять западные рубежи родины не в вагоне поезда и не на платформе автовоза, а на жесткой сцепке. В качестве тягача изначально планировалось использовать Toyota Town Ace. Однако будучи купленным за 20 000 рублей, этот автобус требовал полной реставрации, завершить которую к поездке Александр попросту не успел. Выручил безотказный седан Toyota Cresta на «механике», который обладает всеми атрибутами комфортного круизера, включая 300-сильный двигатель 1JZ-GTE. Перед поездкой на него установили фаркоп, а на «Запорожец» — подменные колеса с толстой резиной и экран на переднюю часть, чтобы защитить кузов от сколов.
До Москвы этот приметный автопоезд добрался за рекордные для такого расстояния девять дней. При этом средний расход топлива на японском «диване» не превысил 11 литров на «сотню», хотя местами скорость превышала 140 км/ч, а помимо «Горбатого» и двух человек с вещами Toyota везла два комплекта колес. Без приключений обойтись, конечно же, не могло, и они начались уже спустя 200 километров, когда у ЗАЗа оторвалась рулевая тяга. Затем начала спускать пневмоподвеска, давление в ней приходилось подкачивать через каждые пару часов. К середине пути у седана из-за неотрегулированного схождения «кончились» задние шины — пришлось искать пару на замену прямо по пути, в Омске. Под Казанью после попадания в яму погнулся диск и сломался замок двери, которая едва не открылась на скорости. От повреждений спасла предусмотрительность Александра: в начале пути он связал двери, протянув резинку поперек салона. Наконец, уже в Москве у «Запорожца» оторвалось крепление заднего амортизатора, и тут без помощи сварки было не обойтись, но и проблем с ее поиском не возникло.
В тот же момент в турботягаче заменили масло и отрегулировали углы установки колес. Сами колеса у обеих машин заменили на «парадные» — все было готово к финальному 700-километровому броску по великолепного качества трассе Москва — Минск, где было запланировано участие в стенс-фестивале. До белорусской столицы добрались без проблем, а на обратном пути в столицу российскую сломался фаркоп. Страховочная цепь и запасная деталь решили вопрос, и автопоезд после майских праздников вновь оказался в Москве.
Команда стенс-судей на минском фестивале «Граблi» оценила стиль и оригинальность проекта — первая награда в сезоне была завоевана. За ней последовала победа в номинации USSR Classic на московском Autotuningshow и попадание в Топ-20 на московском же фестивале «Листва». В августе Александр отправился покорять южные регионы и, в частности, один из главных стенс-фестивалей — Grounded, что проходит на горнолыжном курорте близ Сочи.
Обратно в Хабаровск ЗАЗ возвращаться не планирует и остался зимовать на черноморском побережье у одноклубника, который тоже владеет 965-м. «Тягач» Cresta, в свою очередь, осел в Краснодаре. Автор проекта вернулся в Хабаровск на самолете. Его несколько машин не дадут соскучиться и без «Горбатого». Надеюсь, мы еще неоднократно увидим этот яркий проект вживую, а он продолжит свою эволюцию. И это заслуживает уважения, ведь число 965-х в рабочем состоянии с каждым годом стремительно уменьшается, а приглядных машин среди них и вовсе единицы. К сожалению, большинство из них уже обрели свое последнее пристанище.
Своими целеустремленностью и упорством Александр доказал, что расстояние и трудности не являются препятствием для действительно одержимого человека. Таких уникальных автомобилей и безумных историй должно быть больше — дерзайте!
Список доработок: