Приветствую читателя! Поведую историю о том как я Prius купил, водил и бед не знал. Начну по порядку. В 2018 году поднакопив немного денег встал вопрос о приобретении своего первого автомобиля. Забегая вперёд, скажу что всё равно пришлось взять кредит. Знаю, что это Prius, но я просто мечтательный крестьянин, который старается изо всех сил, а не боярин :).
Ну так вот! Автомобиль нужен был не дорогой, из-за ограниченного бюджета, экономичный, не проблемный, чтобы в смертельную духоту Хабаровска и лютый мороз сел и поехал, относительно просторный салон, ну и электронной начинки плюс/минус приукрашивающей время эксплуатации. Душа заглядывалась на совершенно другой автомобиль, молодёжный, чтобы и бочком можно было навалить :), но учитывая все обстоятельства, в первую очередь семейные, в конце концов остановился на Prius в 30 кузове и именно рестайле. Из-за, а может и благодаря своему техническому образованию к выбору автомобиля подходил исходя из конкретных исходных данных: статьи, обзоры от водителей долго уже эксплуатирующих автомобиль, данные по эксплуатации от производителя и т.д. А не слухов от знакомых, вроде "да гибрид это фигня непонятная", "да там батарея умирает быстро" и т.д. Обратился в компанию, где озвучил требования к авто, бюджет и стал ждать лоты на аукционе. Недели через 2 попадается такой: белый цвет, комплектация G touring selection, дата производства - октябрь 2013 года, пробег 125 630 км. Есть притёртости слева над порогом между задней дверью и крылом (сантиметра 3) - подкрашено в "полевых условиях" предыдущим владельцем в Японии, небольшой участок (радиусом сантиметра 4-5) пятой двери в самом низу ремонтировался (повторный окрас данного участка, НЕ всего багажника). Осмотрев лот пишу в компанию, что пробег великоват и обговаривали без коцек. Чем интересен мне этот вариант? Начинают перечислять, что входит в комплектацию: светодиодные линзовые фары с автоматической регулировкой по высоте в зависимости от загрузки авто, омыватели передних фар, передние две двери с бесключевым доступом (сенсоры на ручках), на пятой двери рядом с кнопкой отпирания багажника, была кнопка постановки автомобиля на охрану (удобно, закинул часть барахла в багажник, закрыл авто не доставая брелоков и пошёл дальше за покупками/вещами), много подушек безопасности (шторки, для задних пассажиров, для передних дополнительно по подушке в колени, может и ещё где-то были :)), штатная аудиосистема JBL на 8 динамиков (магнитола тоже штатная с USB для флешек в подлокотнике, рядом с прикуривателем), проекция на лобовое стекло, адаптивный круиз контроль, комбинированный салон кож.зам/тряпка чёрного цвета, а потолок белый из какой-то ткани (точно не велюр, но очень приятный и мягкий на ощупь, слегка ворсистый), электрорегулировки водительского сиденья с поясничным упором, датчик дождя и датчик света, туманки спереди, в салоне зеркало заднего вида с автозатемнением, функция автопарковки, подсветка в ногах у водителя и переднего пассажира и передних дверных картах, зеркала в обоих солнцезащитных козырьках и подсветка к ним, воздуховоды печки/кондиционера в ноги для задних пассажиров, на штатных катках 215/45 R17, докатка в багажнике, мультируль (в дополнение к стандартным кнопкам): принять/отклонить вызов по телефону, голосовое управление, задать расстояние до впереди движущегося автомобиля (для адаптивного круиз контроля). Сколько до этого не смотрел на дроме, такой комплектации в 2018 году нигде не было в продаже, да и в истории продаж тоже. Думал, думал... Решил, что эти мелкие косяки по кузову, с головой мне компенсирует комплектация. Даю добро. И в середине сентября 2018 года на автовозе сие чудо попадает в Хабаровск. Поставил на учёт, правда не уложился в 10 дней и заплатил штраф 1000 рублей. У девушки, что номера выдавала, спросил: "я же штраф заплатил, может мне за "красивые глаза" и номер не совсем уж обычный из кубышки достанете?". Она немного подумав улыбнулась и протягивает мне номер с цифрами 765. Вот так случай! :).
Итого машина мне обошлась под ключ в Хабаровске в 903 тысячи рублей ровно. Много или мало, судить вам, я скажу лишь, что за эти деньги за почти 6 лет эксплуатации и 105 тысяч км пробега по РФ - машина ни разу не подвела!
Что сделано было сразу: полная диагностика и замена всех расходников и жидкостей в Гибрид сервисе, в последствии машину только там и обслуживал. Поставил сигнализацию Pandora с GSM-модулем и радиометкой (машина ночевала на улице, пока не начал снимать гараж в кооперативе, ну а завести авто с приложение за 1 км от гаража - это вообще топ, когда на улице декабрь и -33 в 6 утра). Ну и всё. Буквально через пол года (уже в 2019 году) попал в своё первое ДТП, но ничего серьёзного - помяли только передний бампер слева и частично лопнул пластик у нижней губы, все фары остались целы, только у левой туманки видимо лопнул рассеиватель и после зимы в ней всегда скапливалось немного воды, но сама туманка всегда работала. Отремонтировал через 2 месяца. И ещё через 2 месяца опять подломал бампер снизу слева о сильно выпирающий колодец из асфальта при парковке :(. Пострадал только пластик. Плюнул и ездил так до продажи. И больше кроме прилетающих мелких камушков, куда же без них, ничего не было всё остальное время..... Вот так вот всегда.
Уже устали читать наверное, но впереди очень много и подробно. Ничего, читать полезно :).
Краткие итоги в самом низу, если лень читать, а далее подробно:
1) Штатная аудиосистема JBL и магнитола. Всего 8 динамиков: 2 под лобовым стеклом, по 1 в передних дверях (самых больших, они и "дают" насколько могут басы), по 2 в задних дверях. Не скажу, что меломан, но музыку слушать люблю и JBL показал себя очень достойно. Саба нет, но я люблю больше электронную музыку, где важны высокочастотные звуки/мелодии и вот тут вообще без хрипов на почти максимальной громкости. Но на максимальной слушать тяжко: всё дребезжит, даже боковые зеркала в ушах. Громкость 15-25 из 60 пунктов стандартной громкости комфортно слушать постоянно когда едешь больше 80 км/ч, "тошнишь" по городу или в пробке на электротяге, 12 - уже достаточно громко. Аудиосистеме поставлю 8/10, для такого типа массового автомобиля и бюджета - я думаю аналогичное что-нибудь надо ещё поискать. В 2023 году заменил штатную магнитолу на Teyes CC3 2K с камерами 360. В каждом пункте, где будет нужно распишу какие преимущества она дала, в данном пункте про звук. Вот какая штука. Штатно пунктов громкости было 60 и громкость частот нарастала также медленно. Саба нет, поэтому высокие и средние были уже на пределе при 60, а мало-мальский бас только появлялся, но в таком режиме можно было оглохнуть уже через 30 минут. В магнитоле Teyes была отдельная настройка, как бы это правильно описать, повышения громкости низких частот что ли. В общем при громкости в 10, низкие уже были будто на штатной громкости в 40 из 60. Может это усилитель новой магнитолы так повлиял, но аудиосистема стала работать лучше и появился приятный бас. Единственный момент, который появился, это при выключении авто в динамиках был небольшой хлопок. Не раздражало, так как сделал задержку отключения магнитолы в 30 секунд после заглушения автомобиля, и этот хлопок происходил в уже закрытом авто и с улицы был не слышен. Если бы данная магнитола появилась в 2018 году, я бы её сразу тогда бы и поставил и уже допилил бы и звук и шумку.... Но в 2023 году уже были мысли о покупке нового авто. Короче Teyes CC3 2K с камерами 360 очень многофункциональная и интересная штука.
2) Отделка салона и некоторые моменты. Оценка салона в 6 из 10. Дешёвый пластик, который дребезжит и скрепит. Особенно центральный тоннель с подлокотником, даже когда просто касаешься его локтем. Пластик в целом очень легко царапается. Из-за мощной аудиосистемы уже на громкости в 20 из 60 дверные карты спереди давали о себе знать. В целом также гремит корзина под барахло над запаской в багажнике и всё что в ней, когда едешь по кочкам/гравийке (но если слушать музыку, то не слышно :)). На удивление кож.зам на сидушках вообще нигде не протёрся, даже после моей эксплуатации вообще без следов. Я был очень удивлён. Тряпочные вставки под задницей и поясницей дали о себе знать в зиму, когда они не калели и быстро нагревались при прогреве - удобно. Интересно себя показали и воздуховоды от печки/кондиционера в ноги для задних пассажиров зимой. Эти воздуховоды находятся под передними сиденьями, а так как тёплый воздух по физике всегда поднимается наверх он частично "застревал" в полости под сидушкой передних сидений. Некоторые знакомые даже сначала думали, что у меня всё-таки стоит подогрев передних сидений, но это не так. Руль из кож.зама очень быстро калел и прогревался о-о-чень долго от воздуха в салоне - подогрева руля нет. Зимой перед тем как оставить авто направлял дефлекторы обдува салона на руль, на сколько было возможно, но ситуация кардинально не менялась. Часто при больших минусах ездил в перчатках от горнолыжного костюма. Кож.зам руля не устойчив к истиранию и уже из Японии пришёл потёртым немного по центру сверху. После меня и подавно состояние ухудшилось.
3) Эргономика, комфорт и электроника. Тут скорее хорошо, просто хорошо. Хотя львиная часть плюсов из-за комплектации. Но начну с самого раздражающего и по нарастанию в лучшую сторону.
3.1.) Как ни странно - толстые передние стойки раздражали больше всего. Пару раз было так, что пешеходы оставались в этой слепой зоне до самого их выхода на пешеходный переход, пару раз чуть инфаркт не схватил, а один раз на перекрёстке машину увидел уже когда ещё 1 секунда и второе ДТП в моей практике. После этого теперь всегда подъезжая к переходам и перекрёсткам приходится активнее вертеть не только головой но и отклоняться от сиденья вперёд/назад, чтобы увидеть "опасность". Понятно, что это не всегда так, а только когда пешеходный переход/ выезд из двора начинается близко к препятствию, ограниченная видимость: стоящий автобус/грузовик, плотная застройка и т.д., и ты за ранее не видишь участника дорожного движения. Обзор в угоду аэродинамики и экономичности. Для меня это скорее минус.
3.2.) Шумоизоляция. Её нет. Понятно, что в Японии качество асфальтового покрытия намного лучше, да и в деревнях почти везде асфальт, но для наших дорог акустический комфорт оставляет желать лучшего, а учитывая материалы отделки из пункта 2...... Поставил бы данный недостаток на первое место, но сильно это стало раздражать, когда по работе в декабре 2021 года я переехал из Хабаровска в Ванино, около 530 км в одну сторону. Может раз в месяц или чуть реже ездил Ванино - Хабаровск - Ванино. Так сильно от вождения Prius'а я ещё никогда не уставал. Но это всё же дело в самой дороге, а не в машине, ведь я ездил на нём на Байкал в 2022 году и так сильно не уставал. Участок трассы Лидога - Ванино, поверьте мне, это ужас. Те кто понимают о чём я возразят, что ещё 15 лет назад там вообще только на вездеходе можно было ехать или проще на самолёте, а поезд вообще 24 часа идёт из Хабаровска до Ванино, но извините меня - это дорога федерального значения, а её состояние ужасное по меркам даже 2021 года. Причём зимой сама дорога чуть комфортнее, потому что все ямы, выбоины и неровности утрамбовываются снегом :)
3.3.) Жёсткая ходовая часть. Тут уже двоякая ситуация. В данном пункте опишу её минус. Но я думаю прочитав выше про дорогу Лидога - Ванино и так всё становится понятно. Жёсткая, всё чувствуешь. Гравийные участки я всегда проезжал на скорости 20 - 40 км/ч, в зависимости от состояния грейдерования. Жаль было авто насиловать, а особо по времени не выигрывал если и по гравию нестись. Добавлю в целом про её надёжность. Два раза на участке дороги Лидога - Ванино в такие глубокие выбоины налетел, что от удара у меня чуть зубы не повылетали. Оба раза тут же останавливался и со страхом выходил на осмотр повреждений. Но оба раза - ничего. Один раз только порвались пыльники передних стоек и по приезду в Хабаровск съездил на балансировку колёс и выявилась деформация штатных дисков, не значительно. На скорости около 100 км/ч и более чувствовалось будто авто сам начнет подруливать. Поменял местами зад/перед - можно ещё ездить. На общем пробеге около 210 тысяч км поменял втулки переднего стабилизатора и рулевую рейку, это уже после поездки на Байкал, на остров Ольхон (дорога на острове была тем ещё приключением).
3.4.) Сиденья и посадка. Сначала отмечу замечание при поездках на дальняк. Опять же проявилось после моего переезда в Ванино, а особенно при поездке на Байкал. У меня рост около среднего - 177 см, но даже мне сидушки были коротковаты. Честь бедра около 10 см висит в воздухе и передавливается об "угол" сидушки из-за чего затекают ноги. Тем у кого ноги длиннее - учитывайте этот момент. По ширине - нормально. Для заднего дивана тоже справедливо данное замечание. Плечи немного упираются в боковую поддержку, но только на передних сиденьях. Повторюсь, заметно только на дальняк, особенно когда более 5 часов пути. Из положительного: для моего роста все электрорегулировки достаточны, можно настроиться как угодно не упираясь в потолок головой, регулировка поясничного упора в дальней дороге хорошо помогает. Отец отметил большое пространство для ног задних пассажиров, у него рост 182 см. На нехватку места сзади никто не жаловался, конечно только когда сзади двое человек только :). Ну и это уже конечно хотелка, но вентиляции сидений не хватает.
3.5.) Ездовые качества, электронные помощники. Сразу после приобретения автомобиля почти каждые выходные, даже правильнее будет сказать каждые, ездил Хабаровск - Гродеково - Хабаровск, примерно 65 км в одну сторону. Сначала было страшновато, но потом оценил и теперь вообще не представляю себе автомобиль без этой опции. И это я конечно же про адаптивный круиз контроль. Задал скорость, расстояние до впереди идущего автомобиля (отображается на приборке полосками от одной до трёх, вроде 10, 20 и 30 м) и погнал. Твоя задача рулить. Ну не совсем :). Нужно оценивать сможешь ли ты на заданной скорости пройти поворот или нет. Всё проверяется экспериментально - сначала проезжаешь пару раз маршрут сам фиксируешь для себя на какой скорости проходишь, и на круизе всё выставляешь. Ну по крайней мере я так сделал. В общем очень сильно помогает. Потом уже просто визуально, на опыте, понимаешь нужно тормозить или нет, даже на не знакомой дороге. Проезжаю небольшие населённые пункты тоже на круизе, особенно где ограничение в 40 км/ч, поставил 55 и едешь :). По самому круизу были особенности: можно было выставить скорости от 45 км/ч до 117 км/ч. Начинаешь ехать медленнее 45 км/ч круиз отключается, издавая при этом звуковой сигнал и надпись на японском на приборке, мол дальше давай сам. А выше 117 км/ч просто нельзя даже выставить, хочешь быстрее - едь сам. Датчик дождя работает не идеально, при слабом дожде или мороси - подтупливает и может даже не включить дворники. При среднем и сильном дожде - работает корректно. Если едешь на круизе и с датчиком дождя, то когда дворники начинают на самой максимальной скорости махать, круиз отключается, опять издавая звуковой сигнал и надпись на японском - дальше давай сам, опасно. Ну и понятно, что если едешь на круизе 100 км/ч, а впереди ты видишь, что машина просто стоит или едет 20 км/ч, то когда радар это распознает будет уже поздно - оттормаживаться нужно самим. Дальность работы радара наверное метров 50-55, не более. Проекция на лобовое настраивается, но только 4 вида отображения. Я себе поставил отображение скорости и индикацию усилия на педаль газа, чтобы видеть в каком режиме ты едешь при этом не отвлекаясь от дороги (прикреплю фотографию). Прикольная функция, мне понравилось. Голосовое управление штатное только на японском, пару раз что-то пытался сказать, но только смог CD-чейнджер включить, поэтому забыл про эту функцию. Подключение телефона по BT и управление с кнопок на руле - тоже хорошо работает и считаю полезной функцией. Даже штатная магнитола могла импортировать журнал вызовов и контакты из современного смартфона, чтобы позвонить кому-нибудь не доставая телефон вообще. Даже отображала наименование контактов на русском языке при входящем вызове, чтобы видеть кто звонит. После установки Teyes с телефоном стало всё ещё проще, быстрее стало работать, даже голосовое с Алисой от Яндекс с кнопки на руле. Датчик света не пригодился, ведь габариты должны всегда работать по законодательству. Но пару раз проверял его работу - работает. Кстати датчик света ещё и приглушает яркость подсветки приборной панели например, когда садится солнце или едешь в туннеле. Автопарковка работала очень туго, плюс/минус сносно только когда парковочные места имеют разметку, что редкость. Пару раз попользовался и забыл. После замены магнитолы на Teyes данная функция вообще стала не доступна. С Teyes появился круговой обзор - для парковки в Хабаровске в плотной застройке или в центре, где высота бордюра бывает даже 25 см - самое нужное! Пару слов про подвеску в части управляемости. Я не ставил никаких проставок, единственное что я сделал - поставил вместо 45 профиля 50. Для такой машины управляемость была очень хорошей - аэродинамика, низкий центр тяжести. Единственное, что у нас дороги плохо чистят и можно сесть на брюхо, поэтому зимой всегда была лопата в багажнике, на удивление пригодилась только два раза. В остальном машина хорошо гребла. Когда сел на брюхо, чистишь лопатой только под моторным отсеком, только сцепление у передка появилось - задница самай выйдет:). Двигатель - "вы самое слабое звено!" :) Не в плане надёжности, а в плане мощности. Понятно, что машина заточена на совсем спокойную езду, ведь её для этого и придумали. Поэтому так её и использовал, очень редко когда топил на всех "парах". Расход примерно 5,5-7 литров можно сделать. Всё завит от манеры езды, загруженности трассы (как часто нужно обгонять) и конечно профиля пути (рельефа). Во Владивосток на нём не ездил, но вот по пути на Байкал я на полном баке (заправился так, что бензин в горловине был) проехал 800 км (плюс минус 3 км): от заправки ННК у посёлка Уруша до заправки Роснефть в Чите, что у Угданского кольца. Скорость 105 км/ч на круизе. В целом понял, что скорость 100 -105 км/ч - самая оптимальная для минимального расхода топлива. С такой скоростью и ездил После поездки на Байкал в 2022 году в 90% случаях (разумеется только там, где это разрешено). По тяговой батарее вообще никаких нареканий. Перед покупкой помню вычитал, что есть одна особенность: нужно стараться ездить с кондиционером. Почему? Да потому что охлаждается тяговая батарея простым воздухом, который забирается через воздуховод в салоне справа от заднего пассажира. А значит чем прохладнее в салоне, тем лучше будет охлаждаться батарее, что очень положительно сказывается на её долговечности. Так и ездил всегда с кондиционером. Как результат - заводская батарея в очень хорошем состоянии на 230 тысячах км пробега (скину скрин диагностики, делал перед продажей 06.07.2024). Да и вообще никогда нее понимал людей, которые в душном Хабаровске открывают окна и на ходу вроде прохладно, а по факту в салоне тёплый и очень влажный воздух, который потом "охлаждает" батарею. В автомобиле за исключением особых случаев указанных выше, менялись только расходники.
А теперь как и обещал очень много текста назад, краткие итоги:
1) В целом, машина идеальная.... для городского жителя Японии. Для городского жителя Хабаровска или другого населённого пункта, машина хорошая, надёжная и экономичная. А если вы рассматриваете себе как первый автомобиль - то я бы сказал, что идеальный вариант. Хотя на дворе уже 2024 и машины уже не те... Но это уже совсем другая история :)
2) Машина ни разу не сломалась, заводилась в -36 после четырех дневного простоя в деревне под открытым небом.
3) Летом ездить с кондиционером - и будем всем счастье, продлишь срок службы тяговой батареи.
4) Каждые 5 тысяч км меняешь масло в двигателе с фильтром + воздушник + салонный - будет всем счастье.
5) Меняй свечи, масло в планетарке по регламенту - будет всем счастье.
6) Хороший автомобиль для немногочисленной семьи, подходит для поездок на дальняк. Перед покупкой делайте диагностику в сервисе. В Гибрид сервисе она стоит всего 1 тысячу рублей, которая в будущем вам сэкономит время и нервы.