Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Пять самых крупных провалов в истории Формулы 1
22.06.2020 | 3705 просмотров

Пять самых крупных провалов в истории Формулы 1

Автор: Бен Майлс, Мария Мельникова
Перевод: Марии Мельниковой
Фото из открытых источников
Источник: Дром

К сожалению, Формула 1 не раз демонстрировала нам, что отлично умеет превращать муху в слона. Можно было бы написать несколько томов про те ошибки, которые в итоге привели к отмене гонок, сокращению или неправильному подсчету результатов. Но сейчас, когда весь сезон-2020 находится буквально на грани и никто не знает, чем он обернется в итоге, самое время вспомнить различные нелепейшие ситуации, произошедшие в главной гоночной серии за последние два десятилетия.

Гран-при Малайзии 2009 года

Каждый, кто когда-либо бывал в тропиках, знает, что по вечерам в этом регионе почти всегда идет дождь, особенно весной. Поэтому первый тревожный звоночек прозвучал, когда Гран-при Малайзии, до этого всегда стартовавший в полдень, был перенесен на более позднее время. Понятно, что так было удобнее для Европы, но это решение могло поставить под угрозу проведение всей гонки.

Тем не менее погода в воскресенье с самого утра была хорошей, сухой и, казалось бы, проведению Гран-при ничего не угрожало.

Первые тучки стали собираться, когда после своего неудачного старта Дженсон Баттон стал понемногу пробиваться в голову пелотона, а Нико Росберг уже отыграл несколько позиций и возглавил гонку, сумев реализовать свои шансы в первом же повороте. К этому моменту на экранах погодных радаров дела обстояли уже не столь безоблачно.

Дождь начался на 19-м круге, а в Малайзии так всегда: если уж первые капли упали, то дальше будет только хуже, само по себе ничего не пройдет. Однако в этот раз на протяжении некоторого времени дождь поливал только в одной части трассы, и большая часть трека оставалась сухой.

Но все же к 31-му кругу дождевые тучи затянули все небо, и всюду полило как из ведра. Тем пилотам, кто сначала переобулся в дождевую резину, а затем вновь вернулся на промежуточную, предполагая, что полтрассы так и останется сухой, пришлось вновь заезжать в боксы.

При этом ливень был такой силы, что машины ловили эффект аквапланирования и вылетали с трассы буквально в каждом повороте. Тем не менее гонка продолжалась еще два круга, а недавний прекрасный солнечный день внезапно превратился в бурную темную ночь.

Все пилоты одновременно стали жаловаться по командному радио, что они ничего не видят даже на расстоянии вытянутой руки, после чего на трассу вышел автомобиль безопасности. Любопытно, что ему поначалу даже не удалось собрать пелотон, т. к., в отличие от формул, у него было куда больше сцепления на мокром асфальте.

На 33-м круге гонка была остановлена, но пилотам пришлось еще некоторое время оставаться на гриде, пока организаторы решали, что делать дальше. Именно тогда и произошел знаменитый диалог Роба Смедли с Фелипе Массой, истерично требовавшим себе светлый визор на шлем: «Фелипе, детка, остынь, мы принесем тебе светлый визор, успокойся, у нас все хорошо!».

Пожалуй, только ради этих радиопереговоров и стоило переносить Гран-при Малайзии на более позднее время, но в остальном это была полнейшая катастрофа.

В итоге гонку решили не возобновлять, так как дождь все не утихал, пилоты получили половину зачетных очков, а организаторы заявили, что начнут переговоры с Берни Экклстоуном об обратном переносе времени гонки.

Гран-при США 2005 года

Полнейший провал Гран-при США 2005 года настолько очевиден, что было бы даже как-то неловко поставить его в этом рейтинге на первое место. Вся произошедшая история так запутана и полна совершенно безрассудных, необъяснимых решений, принятых в те моменты, когда гонку еще можно было спасти, что им даже невозможно дать адекватное объяснение.

Если коротко, то Гран-при США 2005 года проводился в Индианаполисе на домашней трассе знаменитой гонки Indy 500 к этому моменту уже пятый раз, и особых проблем у организаторов не возникало.

Для Формулы 1 использовалась преимущественно кольцевая трасса, встроенная в знаменитый овал, но последний поворот формульной трассы совпадал с первым поворотом овала, и это было сделано в Индианаполисе впервые спустя несколько десятилетий, когда Формула 1 гоняла по бэнкингу.

В 2005 году давление, которое приходилось выставлять в шинах под Индианаполис, оказалось чересчур высоким для тех покрышек Мишлен. Во время одной из практик Ральф Шумахер попал в тяжелейшую аварию на своей Toyota, одно из колес взорвалось. И это при том, что в аналогичную аварию он попал на том же самом месте еще и годом ранее, когда выступал за Williams.

В тот раз последствия были очень тяжелые: он сломал спину и пропустил шесть гонок, так что повторение похожей ситуации год спустя ровно на том же самом отрезке трассы привело к неприятным слухам в паддоке.

Michelin за ночь успели, казалось бы, решить вопрос и привезти на гонку другой тип шин, но лишь для того, чтобы обнаружить у них те же проблемы. После этого их представителю оставалось лишь официально сообщить, что в подобных условиях проводить гонку они считают небезопасным.

После этого Чарли Уайтинг запретил использовать новые шины, также он исключил возможность изменения конфигурации трассы путем замены поворота с бэнкингом на обычную шикану. Причина — в этом случае трасса утратила бы омологацию и гонка считалась бы внезачетной.

Тем не менее, несмотря на все происходящее, все участники продолжали ждать, что какой-то компромисс в итоге будет найден и гонка состоится.

В итоге все 20 автомобилей выстроились на гриде, по-прежнему обутые в те же шины Michelin. В тот момент, когда Уайтинг дал отмашку для прогревочного круга, все поголовно: команды, пилоты и зрители — все еще думали, что решение будет найдено в последнюю минуту, и даже не предполагали, что же может произойти далее.

После этого все машины, обутые в Мишлен, заехали на питлейн вместо того, чтобы выстроиться на гриде для старта, а пилотам было велено оставаться в машинах. Единственным, кто покинул машину и ушел с питлейна, был Кими Райкконен. Остальные продолжали ждать какого-то решения. Ну или чуда.

Каково же было всеобщее удивление, особенно у тех 130 000 зрителей на трибунах, когда оставшимся на стартовой решетке шести автомобилям был дан стартовый сигнал и гонка началась!

Поистине, Гран-при США 2005 года можно назвать одним из величайших фарсов в истории Формулы 1. В качестве соперников для Ferrari Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло на трассе оставались лишь два слабеньких Jordan (которым оставалось совсем недолго) и два Minardi, которые тоже вряд ли могли помешать им финишировать победным дублем.

Так все и произошло. Получившие свои трофеи Шумахер и Баррикелло быстро покинули зону награждения, а вот новичок Тьягу Монтейро, заработавший свой первый подиум, вместе с командой как следует это дело отметили, несмотря на свист и гул в толпе фанатов.

Тысячи зрителей после этого Гран-при отправились в кассы, требуя вернуть деньги за свои билеты, скандал разрастался, и ситуация настолько вышла из-под контроля, что даже пришлось вызвать полицию.

Формула 1 еще дважды приезжала в Индианаполис — в 2006 и 2007 годах, но никогда не набирала полные трибуны. С тех пор она больше туда не возвращалась, а США в следующий раз посетила только в 2012 году, когда был построен автодром «Трасса Америк».

Гран-при Бразилии 2003 года

Гран При Бразилии 2003 года можно назвать одним из самых захватывающих Гран-при всех времен. Проливной дождь, накрывший автодром «Интерлагос» во время гонки, превратился в бурные реки воды, протекающие через всю трассу, но самый мощный из потоков полностью залил часть третьего поворота (после шиканы Сенны).

Из-за этого бедствия вылетело с трассы и сошло большинство пилотов, включая Михаэля Шумахера, и к концу 54-го круга в гонке оставалось всего лишь десять машин.

Затем потерял контроль над своим Ягуаром и Марк Уэббер: на 55-м круге он попал в серьезную аварию в последнем повороте Arquibancadas — перед стартово-финишной прямой.

Сам пилот не пострадал, но обломков от разбитой машины по трассе было разбросано великое множество. Сразу после этого был выпущен автомобиль безопасности, но Алонсо, шедший на тот момент третьим, не видел желтых флагов и не успел догнать сейфити-кар, поэтому на огромной скорости он врезался в машину Уэббера и также вылетел с трассы.

Его Renault бросало от одной стены к другой, машина была полностью разбита, а сам Алонсо получил сотрясение мозга и был отправлен в больницу. Вся трасса была усеяна обломками, старыми покрышками из барьеров безопасности, гонка была остановлена, и никто не знал, что делать.

На тот момент лидировал Джанкарло Физикелла на Jordan, который стал лидером после шинного пит-стопа Кими Райкконена. После остановки гонки Физикелла заехал в закрытый парк и не успел вылезти из машины, как на ней загорелся двигатель.

Тем не менее к тому моменту пройденная дистанция гонки составляла уже 75%, так что пилотам были начислены полные очки. Физикелла и его команда Джордан уже собирались праздновать первую победу, когда им сообщили, что судьи отдали первое место Кими Райкконену. По правилам FIA победителем должен был стать тот пилот, кто лидировал за два круга до остановки гонки, а это был Райкконен.

Эдди Джордан был не готов оставить все как есть. Вместе с Чарли Уайтингом они подняли телеметрию и обнаружили, что к моменту появления красных флагов Физикелла уже ушел на 56-й круг, а значит, расчет должен был производиться по 54-му кругу, а не 53-му. Так победа вновь была присуждена итальянцу. Перед следующим этапом в Сан-Марино Райкконен и Физикелла приняли участие в довольно неловкой церемонии, и кубок вернулся законному владельцу.

Справедливость в итоге восторжествовала, но первая победа и один из самых счастливых моментов в спортивной карьере Джанкарло Физикеллы на деле оказался для него одним из самых странных за всю гоночную жизнь.

Гран-при Бразилии 2019 года

Не менее странной стала и подиумная церемония другого Гран-при Бразилии — 16 лет спустя.

После проблем с двигателем в квалификации и отсутствием времени круга Карлос Сайнс в прошлом году был допущен к старту гонки с последнего места на гриде.

Но на 52-м круге Валттери Боттас останавливается на обочине и тем самым вызывает появление автомобиля безопасности, что приводит к целой волне пит-стопов. А на 66-м круге Бернд Майландер вновь выезжает на трассу, на этот раз уже из-за исторического столкновения Феттеля и Леклера, в результате которого оба сошли.

Этим пит-стопом пользуется Хэмилтон, чтобы получить комплект свежей резины и затем вновь атаковать соперников. Времени до финиша мало, британец торопится отыграть потерянные позиции и допускает критическую ошибку: сталкивается с Алексом Элбоном, которого разворачивает, и он откатывается назад.

Все это время Карлос Сайнс методично отыгрывал позицию за позицией, весьма умело распоряжаясь резиной, так что оказался единственным пилотом, который совершил за гонку всего один пит-стоп.

Благодаря всей череде происшествий Сайнс сумел финишировать четвертым, но ожидаемый штраф Хэмилтону за столкновение с Элбоном автоматически должен был поднять его на первый в жизни подиум. Всем было понятно, что штраф неминуем — вопрос состоял только в том, сколько секунд судьи присудят британцу. И хотя Хэмилтон уже признал свою вину в столкновении с пилотом Red Bull, судьи продолжали тянуть с решением.

В итоге награждение состоялось по результатам финиша, и Сайнс остался без своей первой в жизни и честно заслуженной подиумной церемонии. Позже судьи все же приняли справедливое решение, и 5 секунд штрафа отправили Хэмилтона на седьмое место вместо третьего, а Сайнсу подарили заработанный кубок.

Трофей молодому испанцу уже после официального награждения вручала сама команда, и он все равно сумел первый раз постоять на подиуме, хотя и неофициально.

«Это странный первый подиум, которого не было сразу после гонки», — признался Сайнс. «Но я очень доволен нашей сегодняшней гонкой. Завершить гонку третьим, стартовав с самого конца стартовой решетки, было большой проблемой, но мы боролись до конца всеми способами, что имели».

Гран-при Австралии 2016 года: новый формат квалификации

Последние два десятилетия Формула 1 только и делала, что придумывала, как сделать шоу покруче. Среди имеющихся вариантов самым популярными были новые форматы квалификаций, т. к. предполагалось, что именно они смогут «перемешать» пелотон и привести к захватывающей борьбе на трассе.

Несмотря на все усилия организаторов, результат не менялся: все равно на гриде порядок расположения команд сохранялся в традиционном виде: лучшие впереди, худшие — позади.

В итоге испробовали практически все: и проводить одновременно две сессии, и выводить участников на один быстрый круг, ну и конечно — современную систему на выбывание, которая используется с 2006 года и является весьма успешной.

Однако в 2016 году, десять лет спустя после ввода ныне действующей системы, организаторы Формулы 1 в очередной раз решили сделать шоу «еще лучше».

Как и прежде, квалификация должна была состоять из трех сессий, и победитель по-прежнему определялся в самом конце, но теперь каждые 90 секунд самый медленный из присутствующих на треке автомобилей автоматически выбывал из соревнования. На бумаге это выглядело довольно забавно и интересно, но на деле это привело к беспорядку и хаосу.

Мало кто из пилотов и команд понимал, что происходит на трассе, а что уж говорить про зрителей — им и вовсе было недоступно, почему тот или иной гонщик вдруг оказался «за бортом». Уже после первого этапа в Мельбурне было понятно, что необходимо возвращать предыдущий формат, однако в итоге все же было решено проверить новую версию еще раз, в Бахрейне.

Бахрейн стал еще большим кошмаром, и сразу после гонки представители всех 11 команд написали совместное письмо с требованием вернуть привычную версию квалификации.

В итоге уже на третьем этапе — во время Гран-при Китая — все вернулось на круги своя.

Больше организаторы Формулы 1 о смене формата квалификации до сих пор не заикались.

Гран-при Австралии 2020 года

Гран-при Австралии 2020 года благополучно замыкает этот короткий список: этап, который так и не состоялся, но все же умудрился превратиться в настоящий фарс. Да, пандемия — это более чем уважительная причина для приостановки гонок, особенно с учетом того, что к марту 2020 года Италия стала главным эпицентром этих драматичных и порой весьма трагичных событий.

Пока команды готовились к открытию сезона, в паддоке постепенно нарастало напряжение: уже на протяжении нескольких недель подготовки к Гран-при оставалось непонятным, сумеют ли команды с базами на территории Италии вообще принять участие в гонке.

Несмотря ни на что, они все же смогли прилететь в Австралию, благодаря чему сложилось впечатление, что все самое неприятное уже позади и гонка теперь уже точно состоится.

А затем у одного из членов команды McLaren выявили положительный результат на COVID-19, и ситуация начала меняться на глазах.

McLaren заявили о том, что снимаются с гонки, вполне обоснованно сославшись на желание обеспечить безопасность сотрудникам своей команды, но организаторы продолжали утверждать, что гонка все равно состоится.

Напомним, что происходило это уже в четверг. В ночь на пятницу по паддоку поползли слухи, что этап будет отменен. Многие даже делали на это ставки, другие ждали официальной информации, но ее так и не поступало.

В пятницу утром зрители уже начали понемногу подтягиваться на трассу, было слышно, как в некоторых боксах заводят моторы, но этот звук не мог заглушить ропот недовольства, который нарастал вокруг трассы в Мельбурне при виде закрытых ворот.

Тем временем появилась информация, что Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен уже покинули автодром и улетели из Австралии, раскритиковав решение организаторов провести гонку. К тому же незадолго до этого был отменен и сезон австралийского баскетбола. И, наконец, правительство штата Виктория, где расположен Мельбурн, заявило, что даже если гонка состоится, зрители на нее допущены не будут.

В итоге всего за несколько часов до начала этапа Формула 1 отменила гонку, и в этот момент выяснилось, что всего лишь несколько команд, и среди них Racing Point, Red Bull и AlphaTauri, были готовы участвовать в гонке при любых обстоятельствах.

Гран-при Австралии-2020 так и не состоялся.

 

5 июля нас ожидает отложенный старт сезона и первый этап, который запланирован на трассе Red Bull Ring в Австрии. Пока все говорит о том, что гонка все же состоится, но меньше всего хочется, чтобы и это долгожданное событие тоже превратилось в фарс.

Комментарии

  
Санкт-Петербург
Сообщений: 12951
Да уж...
Errare humanum est!..
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011
2
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 721
"Гран-при США 2005 года проводился в Индианаполисе на домашней трассе знаменитой гонки Indy 500 к этому моменту уже на протяжении восьми лет, и каждый раз все проходило гладко и без каких-либо проблем."

2000
2001
2002
2003
2004

ИТОГО отнюдь не восемь, а лишь пять раз.
И не всё было гладко, особенно в 2002-м.
7
 
Ответить
 
Москва
Сообщений: 187
Cadavre
"Гран-при США 2005 года проводился в Индианаполисе на домашней трассе знаменитой гонки Indy 500 к этому моменту уже на протяжении восьми лет, и каждый раз все проходило гладко и без каких-либо проблем."...
Спасибо, поправили и написали письмо первоисточнику.
4
 
Ответить
Серега
Новосибирск
Maria Melnikova
Спасибо, поправили и написали письмо первоисточнику.
Интересная статья, спасибо
5
 
Ответить
 
квартира
Сообщений: 208
Эммм... Но ведь в квалификации Австралии-2016 не было никакого беспорядка и хаоса, и вот этой длинной фразы "Мало кто из пилотов и команд понимал, что происходит на трассе, а что уж говорить про зрителей — им и вовсе было недоступно, почему тот или иной гонщик вдруг оказался «за бортом» тоже.

Все прекрасно понимали, что происходит, и зрители тоже, потому что формально на самой трассе ничего не изменилось: пилоты, как и прежде, проезжали по 1-2 попытке.

Сюр был в том, что из-за недостаточного количества свежих комплектов шин никто из пилотов попросту не поехал "дуэлиться" со своими соперниками и вся эта подготовленная графика по выбыванию и нагнетению пафоса просто молола вхолостую, вызывая смех всех причастных. Я даже тогда наклепал быстренько вот такую картинку.
Таких героев страна не должна знать в лицо.
10
 
Ответить
Oldschool Life
РДС гораздо зрелищнее, и вот его начала я жду с большим интересом.
Ф1 интересна только разбором гоночной кухни и скандалами.
4
9
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 721
Хорошо Мария работает - выдаёт материалы, скрашивая ожидания начала сезона!

Вопрос лишь в том - а состоится ли чемпионат Ф1 в этом году?
5
4
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 22694
Cadavre
Хорошо Мария работает - выдаёт материалы, скрашивая ожидания начала сезона!

Вопрос лишь в том - а состоится ли чемпионат Ф1 в этом году?
Ну несколько гонок то наверняка проведут.
В стране кризис. Денег едва хватает на роскошь и излишества.
3
 
Ответить
  
Владивосток
Сообщений: 408
Не знаю как в других, младших формулах, но F1 - г...но. Изначальная задумка- есть пилот и есть авто. У какой команды лучшее сочетание этого- тот и выиграл. Но последние 20-30 лет, если есть быстрый пилот с хорошей тачкой- орги Ф1 стараются придушить такие команды/пилотов, что б они сильно не выделялись и что б типа была интрига до конца сезона. F1 давно уже не про быстрые тачки и быстрых пилотов. Это про то, кто будет первым при езде через грабли (через кучу технических, финансовых и организационных ограничений).
оброс русскими аффиксами...
1
10
Ответить
Дмитрий
Сургут
давно бы уже проводили гонки без зрителей... усложнили все дико.
1
4
Ответить
Алексей
Новосибирск
Авторы гонки Ф1 вчера смотреть начали? Мария, перевела текс и приписала себя к авторам))))
От такой статьи подальше держаться надо.
5
1
Ответить
   
Сообщений: 906
-Falcon-
Не знаю как в других, младших формулах, но F1 - г...но. Изначальная задумка- есть пилот и есть авто. У какой команды лучшее сочетание этого- тот и выиграл. Но последние 20-30 лет, если есть быстрый пилот...
Это естественный процесс. Чем круче структура, тем больше завихрений.

Можно честно на великах по двору соревноваться, но кто будет это смотреть?
)))
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
3
 
Ответить
   
Сообщений: 906
Мельбурн 2020. Наличие отсутствия или отсутствие наличия?
1
 
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 17993
Чем больше жести тем интереснее!
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
6
 
Ответить
  
Благовещенск
Сообщений: 290
Ивановка
Чем больше жести тем интереснее!
Пару раз пытался смотреть Ф1 - скукота.
Фтопку правила и ограничения, пусть они носятся как угодно, хоть ракетный двигатель приделывают к болидам, больше жести, больше ДТП, больше столновений, больше скорости, оторванных колес - хочется ЗРЕЛИЩА!!! Этакую лайт версию смертельной гонки, без оружия.. или с резиновыми пулями)
Мой отзыв: Nissan Tiida Latio 2007
6
7
Ответить
1
Владивосток
Вы если пишите историю, то хоть не коверкайте ее. Или у Вас статья для людей никогда не смотревших Ф1?
 
 
Ответить
capoverde
Мария, пишете очень интересно и читать легко. Можете написать в следующий раз что нибудь про гонщиков - Ники Лауду и Джеймса Ханта? Особенно интересно было бы про Ханта почитать
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!