Свою лепту в затягивание этого процесса внесла и мировая пандемия, которая вынудила отложить принятие новых технических регламентов на год. Но если обновленные кузова мы увидим уже в следующем сезоне, то вот проект совместных усилий FIA, Formula 1, команд и производителей силовых установок станет известен как минимум к середине декабря 2021-го.
Процесс принятия решений по созданию новых силовых установок был осложнен рядом факторов. Формула 1 всегда стремилась привлечь свежие силы, но для этого необходимо создать подходящие условия, которые стали бы интересны потенциальным производителям двигателей. К сожалению, в прошлом году в их рядах, наоборот, убыло: Honda в силу определенных внутренних причин объявила о том, что покидает главный чемпионат планеты.
Таким образом, Red Bull остались без поддержки мотористов, на которую рассчитывали, и стали активно искать способы не просто получить другого партнера, но и остаться в Формуле 1, не растеряв своих позиций.
Приняв решение самим заняться доработкой имеющихся двигателей вплоть до наступления реформы, Red Bull стали убеждать остальных участников большой игры взять курс на упрощение и удешевление силовых установок. Еще одним шагом стал поиск новых партнеров, ведь было понятно, что собственными силами, даже переманив лучших специалистов в этой сфере у Mercedes, они все равно не справятся, а доработка имеющихся двигателей в итоге приведет к тому, что команда может остаться на устаревших установках, когда все остальные сделают колоссальный шаг вперед.
Впрочем, решение первого вопроса с упрощением регламента должно было повлечь за собой и позитивный сдвиг в привлечении новых мотористов. Так и получилось.
Одним из основных моментов, на котором Red Bull делали основной акцент, стало упразднение гибридного рекуператора тепловой энергии MGU-H. Новые потенциальные производители попросту не хотели заниматься этим элементом. Помимо того, что он чрезвычайно сложен и затратен в проектировании и производстве, они не видели в нем никакой перспективы. В гражданском автомобилестроении, на которое ориентируются производители, это направление оказалось побочным, а основное развитие нацелено в сторону экотоплива и электрификации.
Что нам известно о будущей силовой установке?
1. Прежде всего, что она сохранит шестицилиндровые моторы с турбонаддувом и гибридной составляющей. И гибрид будет играть в этом тандеме наиболее важную роль.
Несмотря на то, что в этом сезоне несколько раз звучали призывы вернуть двигатели внутреннего сгорания, столь популярные ранее у зрителей благодаря своему звуку и мощности, это не нашло отклика у руководства Формулы 1. Как бы ни хотелось поклонникам традиционных ДВС получить новый V10 или хотя бы V8, это очевидно не станет основным трендом ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе.
Именно гибридные двигатели с электрической составляющей стали сейчас главным интересом всех производителей, и на их совершенствование и направляются основные бюджеты.
«Мы действительно верим, что развитие гибридных силовых установок — это именно та позиция, которая позволит всем производителям получить доступ к дальнейшим технологиям», — сказал генеральный директор F1 Стефано Доменикали.
2. MGU-K заменит MGU-H в гибридной системе. Последние несколько лет все шло к тому, что Формула 1 все же откажется от MGU-H как наиболее сложной и затратной части гибридной системы. Но поскольку F1 хочет сохранить гибридный элемент в качестве ключевой части инфраструктуры двигателя, ей необходимо компенсировать потерю этого ключевого электрического компонента.
Как сообщили Auto Motor und Sport и подтвердили другие источники, F1 планирует увеличить выходную мощность MGU-K со 120 кВт (161 л.с.) до потенциально 350 кВт (469 л.с.).
3. Система рекуперации вероятнее всего будет включать только заднюю ось, и, по словам специалистов, это изменение баланса машины может стать серьезной проблемой для инженеров. Предварительно предполагается, что ее можно будет решить с помощью активной аэродинамики. В свою очередь отказ от MGU-H может привести к появлению турбоямы, и здесь на помощь может прийти увеличенная мощность MGU-K. В любом случае эти детали находятся в процессе обсуждения.
4. Известно также, что разработки новых силовых установок будут нацелены на достижение углеродной нейтральности и станут использовать экологичное топливо, созданное с использованием биоотходов, не предназначенных для употребления людьми или животными.
Formula 1 уже анонсировала, что со следующего года будет применяться топливо с индексом Е10, который означает 10% долю из синтетического и возобновляемого биосырья, а к 2030-му в планах руководства серии стоит переход уже на 50% биотопливо.
5. Почти наверняка будет введено ограничение на стоимость двигателя, хотя все еще существуют разногласия по поводу того, какие расходы следует разрешить. Известно, что это особенно важная область для Mercedes, который в течение некоторого времени открыто поддерживал ограничение затрат.
Предполагается, что избавление от MGU-H снизит стоимость силовых установок, но вряд ли этого будет достаточно, чтобы все остались довольны, тем более что до сих пор существуют разногласия по поводу того, какие расходы следует разрешить. Так, например, по словам управляющего директора Porsche Motorsport Томаса Лауденбаха, их компания хочет получить «больше стандартных деталей в двигателе, чтобы уменьшить конструкторскую свободу при создании как ДВС, так и электрической составляющей».
Как новые вводные отразятся на весе автомобиля?
Руководство чемпионата надеется, что благодаря разработке нового двигателя большие и тяжелые современные автомобили получат шанс стать легче и компактнее. Но, конечно, это вопрос не ближайших перспектив, а будущего, начиная с 2026 года.
В следующем же году вес новых машин вновь увеличится и составит 792 кг. Это более чем на 100 кг тяжелее машин V6 2014 года и на 150 кг тяжелее автомобилей V8 2013 года. Первоначально предполагалось, что по новому техническому регламенту минимальный вес будет ограничен 775 килограммами, но с тех пор он вырос еще на 17 кг. Связано это с переходом на 18-дюймовые колеса и некоторыми другими изменениями по безопасности.
Что касается габаритов, то последний раз они были увеличены в 2017 году, чтобы сделать машины агрессивнее и быстрее благодаря новой аэродинамике.
Что касается автомобилей 2026 года, то переход на новый регламент силовых установок предполагает, что полностью изменится вся архитектура двигателя, а отказ от MGU-H снизит размеры и вес силовых установок. Однако не надо забывать, что параллельно это приведет и к увеличению размера и веса батареи для накопления и использования необходимой энергии. Поэтому предсказать, как изменятся вес и размеры будущего автомобиля, пока довольно сложно.
Появление новых производителей
Разговоры о возвращении или появлении в Формуле 1 новых мотористов и производителей стары как мир, но от этого не менее привлекательны. Да и в новейшей истории чемпионата они происходят с завидной регулярностью.
Тем не менее одно из событий едва не произошло несколько лет тому назад, а точнее, в 2019 году, когда Volkswagen Group дала указание подразделению Porsche Motorsport разработать и построить тестовую версию гибридного двигателя F1.
Все началось в 2017 году, когда появилась надежда на изменение технического регламента, по которому Формула 1 могла отказаться от устройства по рекуперации энергии выхлопных газов MGU-H.
«В 2017-м были сигналы, что правила изменятся и MGU-H больше не потребуется, — цитирует предыдущего руководителя автоспортивного директора Porsche Фритца Энцингера Motorsport.com. — В конце 2017 года мы получили указание разработать высокоэффективный шестицилиндровый двигатель, несмотря на наш уход из класса LMP1 в гонках на выносливость».
Более того, в те времена Porsche уже участвовали вместе с FIA и Formula 1 в обсуждении технического регламента серии. По словам Энцингера, в их проект было вовлечено 40 лучших специалистов из проекта LMP1, которые занимались разработкой шестицилиндрового двигателя — как раз без MGU-H. В итоге этот двигатель был готов и прошел испытания на стенде, доказав свою пригодность.
Но в 2018 году Volkswagen Group отказалась от участия в Формуле 1 в пользу Формулы Е, двигатель был забыт, и до сего момента этот вопрос больше не поднимался.
Второе пришествие
Слухи о том, что в Формулу 1 может прийти концерн Volkswagen, начали циркулировать в автоспортивном сообществе несколько лет тому назад, причем с разной степенью интенсивности. Возможное будущее участие в Ф1 Volkswagen Group и раньше становилось частью дискуссий, но до сих пор их вход в Формулу 1 не был настолько определенным.
Последняя крупная встреча между FIA, F1, действующими производителями и возможными перспективными мотористами по вопросам будущих двигателей произошла во время ГП Италии, когда обсуждение приняло конкретный характер.
Сейчас в FIA и F1 действует рабочая группа высокого уровня, в которую входят действующие и потенциальные производители двигателей и поставщики топлива, а также принимает участие и представительство Volkswagen Audi Group вместе с двумя своими брендами — Porsche и Audi.
Вполне вероятно, что аппетиты концерна Volkswagen выходят далеко за рамки сотрудничества только с Red Bull, и итогом переговоров станет появление еще одной заводской команды.
Так или иначе, подобные проекты — вопрос относительно отдаленного будущего, и сейчас речь идет прежде всего о партнерстве VW и Red Bull в разработке двигателей по новому регламенту в рамках созданного подразделения Red Bull Powertrains. В дальнейшем такая силовая установка может получить то или иное брендирование в зависимости от ситуации.
Общий проект VW Group вместе с Red Bull Powertrains по созданию новых силовых установок поможет обеим сторонам значительно сократить расходы на программу F1. Если же в Формулу 1 придут сразу оба производителя, то тогда к перспективе дальнейшей работы с Red Bull могут добавиться и партнерские отношения с другими командами.
Среди таких потенциальных партнеров Volkswagen рассматривает прежде всего McLaren, а также Williams и Sauber. Интересно, что и в McLaren, и в Williams работают топ-менеджеры, имевшие в прошлом отличные связи с Volkswagen Group. Речь идет как об Андреасе Зайдле, так и о Йосте Капито.
Auto Motor und Sport сообщили, что концерн изучает возможность инвестирования в McLaren или прямой покупки команды. И прежде всего это касается бренда Audi, т. к. Porsche нацелены на сотрудничество с Red Bull.
Что об этом говорят действующие производители
Появление в Формуле 1 новых брендов было встречено неоднозначно уже имеющимися производителями и командами. Однако для F1 и FIA убедить нового производителя присоединиться к чемпионату — ключевая цель, и они готовы ради этого на многое.
Одним из условий, выдвинутых потенциальными производителями, стали определенные уступки, на которые F1 и FIA должны пойти, чтобы обеспечить им комфортное вхождение в чемпионат, и среди них — увеличение рабочего времени и бюджетных лимитов, затрачиваемых на разработку новых двигателей.
Это вызвало понятные нарекания среди уже имеющихся производителей, которые считают подобные уступки излишними. Mercedes, Renault и даже Ferrari изначально при обсуждении нового регламента были против отказа от MGU-H, т. к. это означало новые и весьма серьезные траты на разработку нового двигателя. Теперь же они понимают, что окажутся в неравном положении с новыми производителями, которые будут заниматься ровно теми же инженерными процессами, но получат льготы по времени и бюджету.
«Посмотрите на историю Mercedes в первые три года как заводской команды, посмотрите на тяжелые годы, с которыми столкнулась на своем пути Honda», — прокомментировал ситуацию Тото Вольфф. — «Каждому приходилось преодолевать многие препятствия, прежде чем начать выигрывать гонки и чемпионаты».
«Если вы новичок, то ваше преимущество в том, что вы сосредоточены исключительно на новых разработках, в то время как нам, действующим производителям, необходимо разделить наши усилия на текущие и будущие операции. Отказ от MGU-H означает, что создание мотора к 2026 году — совершенно новый проект для всех. Так что все начинают с нуля, и я не считаю, что новым производителям будет сложнее. Я думаю, что у них тоже есть навыки работы с новым топливом и гибридными установками, и уверен, что им хватит компетенции, чтобы бросить нам вызов», — сказал Маттиа Бинотто.
Интересно, что уступки новым производителям не поддерживает и Андреас Зайдль, руководитель команды McLaren: «Я хочу соревноваться с конкурентами на равных условиях. И я думаю, что нужно отдавать себе отчет — когда вы приходите в спорт, может потребоваться время, чтобы стать конкурентным».
Однако если условия Volkswagen, связанные с определенными уступками, будут приняты, действующие производители выдвинули другое условие: концерн должен подписать гарантию на свое участие в чемпионате как минимум на протяжении пяти лет. Таким образом они обезопасят себя, чтобы не остаться с невыгодными с точки зрения затрат силовыми установками и без новых производителей.
Окончательное решение о вступлении брендов Audi и Porsche должно быть принято до 15 декабря — даты, когда на Всемирном совете FIA планируют окончательно одобрить новый регламент на силовые установки начиная с сезона-2026. Это будет означать, что впереди всех ожидает четыре полных года подготовки и много времени для разработки новой программы по двигателям.