Что происходит в Alpine? Сумеет ли французская команда добиться наконец стабильности и процветания, к которым так стремится уже много лет — в том числе и с момента своего последнего возвращения в Формулу 1 в 2016 году?
Одной из самых горячих тем сейчас является происходящее в команде Alpine F1. Последние пару недель команду буквально лихорадит, а ее руководство принимает скорые решения, которые явно не идут на пользу спортивному духу команды. Сначала появилась информация о продаже существенной доли акций американским инвесторам, затем было объявлено о переходе на другую должность генерального директора Лорана Росси, а затем и вовсе последовало три увольнения, после чего команда оказалась в прямом смысле обезглавленной.
Но если проследить всю динамику изменений, то станет понятно, что французы произвели глобальные перемены, но так ничего и не добились с помощью этого. Увольнение Сирила Абитебуля, ребрендинг из Renault в Alpine — все это звенья одной цепи. Но год назад произошли еще два тесно связанных между собой события, которые негативно отразились на репутации команды. Имена этих «событий» — Фернандо Алонсо и Оскар Пиастри.
Предлагаем вашему вниманию два материала, посвященных происходящему в Alpine: взгляд со стороны на трансферную политику от одного из экспертов издания The Race и интервью с бывшим руководителем Renault F1 Team Сирилом Абитебулем, который объясняет, в чем на самом деле заключаются проблемы команды.
Два трансфера, которые год спустя себя полностью оправдали
Автор: Скотт Митчелл-Мальм, The Race
Перевод: Мария Мельникова
Год назад в Формуле 1 произошла невероятная история, когда команду Alpine неожиданно покинули сразу два пилота — Фернандо Алонсо и Оскар Пиастри. Команда выглядела глупо, а среди всех экспертов и болельщиков Формулы 1 мнения на тему того, кто прав, а кто виноват, разделились на диаметрально противоположные.
Теперь нет никаких сомнений: Алонсо и Пиастри угадали со своим переходом в новые команды, в то время как Alpine сталкивается все с новыми и новыми проблемами.
Последние перестановки в Alpine, в результате которых были уволены люди, курировавшие эту историю, произошли около года назад. Тогда руководство команды пошатнулось, а ее авторитет был серьезно подорван.
Утром 1 августа 2022 года Aston Martin объявила о подписании Фернандо Алонсо с 2023 года. Новость появилась сразу после уикенда, во время которого руководитель Alpine Отмар Cафнауэр сообщал о скором продлении контракта с Алонсо. На самом деле именно этого все и ожидали от испанского гонщика, а я, глупец, еще рассказал в одном из подкастов обзора Гран-при Венгрии, будто уверен, что на каникулах Алонсо не отправится в отпуск тайком вместе с Лоуренсом Строллом, чтобы организовать за это время собственный трансфер в Aston Martin, а вместо этого разберется со своим новым контрактом с Alpine.
В общем, отчасти это было: Алонсо не сбежал в Aston Martin во время летней паузы 2022 — оказывается, все было организовано заранее, и уже менее чем через сутки все СМИ писали о переходе Алонсо.
Многие посмеялись над тем, как Фернандо это все провернул, но вот вряд ли над этим были готовы посмеяться в Alpine. Как только новости про Алонсо были опубликованы, руководство Alpine сообщило команде в Энстоуне, чтобы те взяли на замену своего резервиста Оскара Пиастри. Однако у Оскара были другие планы, и, говорят, Alpine об этом знали.
В тот день публичного подтверждения Пиастри не последовало, но колеса истории уже были запущены, а еще спустя примерно сутки Alpine все же объявили Пиастри, и это привело к самым драматичным последствиям.
Оскар Пиастри опубликовал твит, в котором публично осудил заявление Alpine. Так начался затяжной процесс, в результате которого официальная комиссия по контрактам FIA встала на сторону Пиастри и обвинила Alpine в «халатности».
Эти полтора дня, в течение которых по очереди стали известны намерения Алонсо и Пиастри, идущие вразрез с планами одной из команд Формулы 1, стали одним из самых драматичных периодов в современной истории чемпионата. Но вряд ли более драматичными, чем нынешняя ситуация, когда массовому увольнению из Alpine подверглось почти все руководство гоночной команды.
В центре всех неудачных решений по обоим пилотам находился как раз генеральный директор Лоран Росси. Это он усомнился в Фернандо Алонсо, отказавшись предоставить ему двухлетний контракт, которого тот заслуживал. И это он не смог заключить грамотный контракт с Оскаром Пиастри, что позволило McLaren заполучить одного из лучших молодых пилотов своего поколения.
Вместо того чтобы признать свои ошибки, Сафнауэр и Росси, наоборот, обвиняли Пиастри в том, что это он нарушил соглашения. Они неоднократно высказывались в его адрес, подвергая сомнению его честность и принципиальность. В тот момент Alpine были непреклонны в мнении, что оба пилота еще неоднократно пожалеют о том, что ушли из команды.
Но время показало, что как раз эти пилоты оказались правы в своем решении. Не только они сами выиграли от событий годовой давности, но и оба руководителя Alpine больше не работают в команде. Росси поменял место работы внутри концерна, на его место взяли другого человека, а Сафнауэр и вовсе был уволен после Гран-при Бельгии. Вот вам и вся лояльность.
Что же касается самой команды, то с сезона 2022 года она существенно откатилась назад, да и стабильности в руководстве уже никакой нет. А Алонсо и Пиастри обнаружили, что там, куда они ушли, трава и в самом деле зеленее.
Aston Martin на последних гран-при немного сдал — и это после того, как Алонсо завоевал шесть подиумов в первых восьми гонках, но, бесспорно, сейчас команда находится гораздо в лучшем положении.
«Невероятно», — сказал Алонсо про Aston Martin 2023, когда его попросили описать первую половину сезона в команде в преддверие летних каникул. — «Начало сезона было мечтой. Сейчас мы занимаем третье место в Кубке конструкторов, опережая Ferrari, и фактически делим третье место в личном вместе с Льюисом Хэмилтоном. Еще в Бахрейне мы не могли и помыслить о таком!».
Но доволен ли Алонсо тем, что он выступает именно за Aston Martin, особенно с учетом того, что сейчас происходит в команде, из которой он ушел?
«Невозможно предугадать, что будет происходить в дальнейшем — для этого нужен хрустальный шар, и тогда вы будете принимать решения о смене команды, заранее зная что тебя ожидает. Но сейчас я счастлив там, где я есть, у этого проекта точно есть будущее, и я горжусь быть его частью».
Переход Пиастри выглядел поначалу куда менее выгодным, учитывая неконкурентоспособное начало сезона в McLaren. Но стремительный прогресс команды на последних этапах перед летней паузой в прямом смысле слова выбил Alpine из накатанной колеи — сместив их еще дальше вниз в Кубке конструкторов. При более благоприятных обстоятельствах Пиастри на данный момент уже точно бы побывал на подиуме в своем дебютном сезоне.
Вместо этого он уходит на летний перерыв с 34 очками, занимая 11-е место в чемпионате и аккуратно разделив двух пилотов Alpine. Правда, сейчас можно уже сказать, что и форма, и перспективы Пиастри намного лучше, чем у них.
Как ответил Оскар перед Гран-при Венгрии на вопрос о прогрессе McLaren с того момента, когда подписывал с ними контракт: «На самом деле я не думал, что мы будем бороться за подиумы, когда я присоединился к команде. Конечно, я надеялся на это, но не особо рассчитывал, учитывая, насколько конкурентна вся решетка».
«Самым важным для меня в тот момент было их большое желание получить меня в команду. И даже после того как я стал членом команды, их энтузиазма не убавилось. Мне действительно приятно находиться там, где меня хотят видеть, и я чувствую, что смог отплатить им за такое отношение. Надеюсь, что я даю команде то, чего они от меня ждали!».
Эта фраза прекрасно подводит итоги всего вышесказанного. Любому гонщику нужны две вещи: производительность машины и поддержка команды. Дайте ему быструю машину и заставьте почувствовать себя важным и нужным, и пилот вывернется наизнанку, чтобы сделать максимум того, что он может.
Алонсо и Пиастри не были уверены, что Alpine сможет им дать хотя бы одно из двух, и поэтому отправились искать это в другом месте. И год спустя мы видим, что их решения были более чем оправданными.
Сирил Абитебул: «Alpine не хватает командного духа и командной культуры»
Бывший руководитель Renault F1 Team Сирил Абитебул в интервью «Франсинфо: спорт» проанализировал кадровые перестановки в Alpine и рассказал о существующей смеси высокомерия и нетерпения у руководства команды.
Текст: Лорис Белин
Перевод и адаптация: Мария Мельникова
Вот уже несколько недель команду Alpine лихорадит. После увольнения генерального директора Лорана Росси последовала следующая бомба: Alpine объявили об уходе сразу трех ключевых фигур — Отмара Сафнауэра, Алана Пермейна и Пэта Фрая.
«Эти действия отражают прежде всего неудовлетворенность результатами и, скорее всего, потерю терпения со стороны руководства Renault. Ведь в начале сезона они были излишне уверены в себе. Если не быть честным с самим собой и прятаться от реальности, то через какое-то время начинаешь жить в мире фантазий. Вполне возможно, что это и произошло в Alpine».
Цифры говорят сами за себя: за 12 этапов Alpine удалось набрать всего 57 очков и на 46 баллов отстать от McLaren, которые в настоящее время поднялись на пятое место в Кубке конструкторов. К тому же у Alpine сейчас всего два финиша в Топ-3: в гонке в Монако и недавнем спринте в Спа. Они потеряли много очков, и это опустило их на шестое место, что никак не соответствует заявленным целям.
Машина, непроизводительная и неконкурентная еще в начале сезона, и в дальнейшем не получила эффективного развития — в отличие от многих других команд. А план «100 гонок» был заранее обречен на провал.
«Планы по проведению 100 Гран-при ... почему не 120, почему не 80. Я этого не понимаю», — говорит Сирил Абитебуль. — «Выдвигать такой план — это уже ошибка. Это показывает, что человек даже не представляет, что происходит в других командах и вообще в Формуле 1. Колоссальные инвестиции Aston Martin, невероятный импульс Red Bull — все это не прекратится только потому, что внезапно состоится 99-й Гран-при Лорана Росси».
Что еще хуже, после ухода Абитебула команда была полностью перестроена. «Было уволено около 15 человек. В Формуле 1, как и в других высококонкурентных отраслях, такие вещи постоянно недооценивают. Если вы уволите 15 человек и наймете вместо них других 15, потребуется два или три года, чтобы получить результат. В ходе реструктуризации, которую Лоран Росси хотел провести, мы еще даже не могли увидеть результата», — рассказал Абитебул. И добавил:
«Любой элемент, который подвергается изменениям, потенциально ставит под угрозу командный дух и культуру. Именно этих двух аспектов не хватает Alpine. Они сделали инвестиции, приложили ресурсы, разработали корпоративную стратегию бренда Alpine — т. е., по идее, все, что было нужно. Им не хватает лишь одного: того, что их всех объединит».
«Такой объединяющей силой не стали и пилоты. Два имени — это слишком много для одной команды. Если вы думаете о Mercedes, вы думаете о Льюисе Хэмилтоне. Если представляете Red Bull, то раньше это был Себастьян Феттель, а теперь это Макс Ферстаппен».
«Всегда нужен гонщик, который умеет объединить команду вокруг себя, эта способность является фундаментальной для успешного функционирования команды. Сейчас пелотон очень и очень конкурентен, машины финишируют фактически в одном круге, еще через некоторое время вооруженность машин фактически достигнет равенства, и тогда вперед выйдут те, на чьей стороне буду амбиции и решительность. Если этого не будет, вы обречены».
Именно этих качеств, по мнению Абитебуля, и не хватает сегодня Alpine. И если они не смогут обрести стержень — будь это идея, гонщик или руководитель команды, то никакие планы, никакие инвестиции не помогут им достичь желаемого.