Очень напряженная и яркая гонка, которая вплоть до предпоследнего круга проходила без желтых флагов или режимов машины безопасности, состоялась в Баку. Но сражение между Карлосом Сайнсом и Серхио Пересом за места на подиуме закончилось для обоих гонщиков в стене на предпоследнем круге. Это помогло неожиданно подняться на третью ступеньку подиума Джорджу Расселлу, а Оливеру Берману — набрать очки. При этом Берман, замещавший в Haas дисквалифицированного на один заезд Кевина Магнуссена, стал первым пилотом, сумевшим набрать баллы в своих первых гонках за разные команды.
Самым ярким дебютом в Баку за рулем Формулы 1 можно назвать Франко Колапинто, который сначала прошел в третий сегмент квалификации и опередил напарника по команде, а затем и набрал очки уже во второй своей гонке, заняв восьмое место.
В этот раз обновления под городскую трассу привезли всего три команды. Большинство коллективов максимум обновлений готовили под два предыдущих Гран-при — Нидерландов и Италии.
Обновления Red Bull были во многом вынужденными: команда быстро теряет все свое набранное преимущество. В Азербайджан они привезли новую версию днища, фактически составленную из трех предыдущих. Дополнительно к ней прилагалась и новая форма киля диффузора, чтобы улучшить локальное протекание потоков воздуха.
Aston Martin: обновленные дефлекторы воздуховодов задних тормозов для лучшего взаимодействия с днищем.
VCARB: еще более урезанный закрылок переднего крыла.
Неким обновлением можно считать и днище у Mercedes, однако они решили использовать в Баку старую версию, которая стояла на машинах до Бельгии, т. к. она, по их расчетам, должна была стать в городской гонке более эффективной.
Как и на любой городской трассе, где в течение года не проходят никакие гонки, трек в Баку в пятницу был очень пыльным и грязным, с минимальным сцеплением, но в течение уикенда быстро прогрессировал.
Неудивительными в таких условиях были многочисленные вылеты и инциденты в тренировочных сессиях в пятницу и субботу, однако дополнительную помощь с прорезиниванием трассы оказала Формула 2, проходившая в Баку в этот же уикенд.
Переход Оливера Бермана в Haas на одну гонку из Формулы 2 повлекла за собой целую серию трансферов. В команде Prema Racing его заменил итальянец Габриэле Мини, сумевший в первой же своей гонке подняться на подиум. Правда, во второй он сошел в результате аварии.
Первая практика Формулы 1 отметилась вылетом и аварией Шарля Леклера. Примерно на середине заезда сессия была остановлена красными флагами. Шарль сообщил, что попал колесом на грязную часть трека и машина оказалась неуправляемой.
Примерно через десять минут после рестарта на выходе из четвертого поворота протаранил бетонные ограждения левой стороной машины и Франко Колапинто. И вновь красный флаг.
Первая практика закончилась с лучшими временами у обоих Red Bull и Льюиса Хэмилтона, причем Макс сумел «выстрелить» в последний момент. А вот у Джорджа Расселла на протяжении всей пятницы наблюдались различные проблемы с машиной. Ему даже поменяли силовую установку на одну из предыдущих, в связи с чем он пропустил почти половину второй сессии.
Вторую тренировку возглавил Леклер, но Перес и Хэмилтон вновь попали в тройку лучших.
В третьей практике настала очередь и Оливера Бермана «пощупать» бакинские стены: британец стал причиной красных флагов в середине третьей практики в субботу.
Также все три заезда между собой «бодались» Перес и Сайнс, обменявшись в том числе и блокировками. Однако никаких существенных наказаний не последовало, оба пилота получили от стюардов предупреждения.
Под расследованием оказался и Шарль Леклер за нарушение режима желтых флагов (не сбросил скорость). Он тоже получил предупреждение.
Можно сказать, что по итогам первых трех сессии все четыре топ-команды были очень близко друг от друга, и в квалификации победитель был непрогнозируем: ведь любое происшествие на трассе могло прервать чей-то быстрый круг.
Это подтвердилось чуть позже.
Накануне этапа в Баку McLaren подтвердили, что в связи со сражением с Red Bull за титулы в чемпионате они все же решили разделить своих пилотов на первый и второй номер, сообщив, что Оскар Пиастри подтвердил свою готовность помогать Ландо Норрису в борьбе за чемпионство. В ответ на это Норрис сказал, что не нуждается в помощи и хочет завоевать титул собственными силами. Фортуна как будто услышала его желание, максимально осложнив для него ситуацию в личном зачете.
Главным событием первого сегмента квалификации стал вылет Ландо Норриса из дальнейшего состязания. Ситуация, в которую он попал, оказалась неоднозначной.
В финальной попытке первого сегмента он был на уже прикатанных шинах софт (Андреа Стелла сказал, что их было вполне достаточно для хорошего темпа, и у Пиастри были такие же), но времени оставалось только на один круг. К этому моменту Норрис был седьмым в таблице времен. По всей видимости, команда решила использовать быстрый прогресс трека, чтобы действовать наверняка, но именно в этом и заключалась ошибка команды: на городских трассах, особенно в Баку, всегда может что-то случиться.
Так и произошло. В четвертом правом повороте Окон задел стену, получил прокол и медленно возвращался на питлейн. Все это его путешествие по трассе сопровождалось белыми флагами «медленная машина», за исключением того момента, когда он оказался в слепом 16-м повороте (90 градусов). В этот момент в 18-м маршальском секторе (как раз 16-й поворот) и появились желтые флаги.
Хотя в трансляции самих этих кадров не было, но на схеме трассы в этот момент действительно десять секунд горел желтый в третьем секторе. Ну а Ландо повезло оказаться там именно в этот момент, хотя Пиастри до него и Хэмилтон после этой сигнализации избежали.
В McLaren подтвердили, что данные на их компьютерах также показали желтый, однако по радио Ландо об этом предупредить не успели, т. к. все произошло в последний момент. Стелла логично считает, что желтых флагов в 18-м секторе можно было избежать, было достаточно белых, однако, оказывается, есть одно «но». Эта ситуация накануне обсуждалась на брифинге пилотов, и причина для желтых флагов заключалась в сочетании слепого поворота и медленной машины на трассе. Поэтому после того как Окон преодолел этот отрезок, желтые флаги были сняты.
Вместе с Норрисом выбыли из дальнейшей квалификации Риккардо, оба Sauber и Эстебан Окон, который тоже не смог показать достаточное время из-за аварии.
Второй сегмент квалификации избавил от дальнейших заездов оба Haas (причем Берман переквалифицировал Хюлькенберга), Юки Цуноду, Пьера Гасли и Лэнса Стролла. А главным сюрпризом был крайне крепкий круг от Франко Колапинто, который прошел дальше с шестым временем, опередив не только своего сокомандника Албона, но и Сайнса, и Хэмилтона.
Третий сегмент квалификации запомнится нам уникальным случаем из боксов Williams. Выпускающий механик так спешил подать знак Алексу Албону выехать на финальную попытку, что другой механик команды не успел снять с машины кулер, которым остужали автомобиль в боксах.
Албон проехал по питлейну фактически до выезда на трассу, когда узнал, что приспособление до сих пор лежит у него на кокпите. Тогда он остановился и сумел самостоятельно снять кулер, что на самом деле спасло большинство пилотов на их быстрой попытке.
Во время разбирательства ситуации стюарды отметили, что хотя сам по себе случай беспрецедентный, а гонщик не должен удалять с машины посторонние предметы таким образом, именно действия Алекса помогли избежать появления желтых флагов. В итоге команда была оштрафована на 5000 евро, а гонщик наказания избежал.
Победителем квалификации стал Шарль Леклер. Это его четвертый подряд поул в Баку. Он сумел опередить Пиастри более чем на 0,3 секунды, а своего напарника на третьей строчке — на 0,44.
Король улиц Серхио Перес проиграл Сайнсу 0,008 секунды, Макс Ферстаппен из-за ошибки в последней попытке показал шестое время, Хэмилтон стал и вовсе седьмым.
Команда Aston Martin так отреагировала на восьмой результат Алонсо: «Мы не знаем, как он смог собрать такой быстрый круг!».
Но, конечно, главным событием стали девятое-десятое места двух Williams. Причем Колапинто стал одним из двух пилотов (вместе с Леклером), кто сумел улучшить свое время в финальной попытке. Благодаря этому он опередил Албона, показавшего десятый результат.
Сразу несколько пилотов были оштрафованы в преддверие воскресного Гран-при.
Еще в пятницу было известно о замене силовой установки на машине Чжоу, что означало его старт с последнего места стартового поля.
Сразу после окончания квалификации во время технической инспекции было обнаружено нарушение технического регламента на машине Пьера Гасли. Мгновенный расход топлива превышал допустимые нормы, и Гасли был дисквалифицирован, но допущен к гонке. Таким образом, он откатывался на 20-е место, а Норрис поднимался на 15-е.
В нарушении спортивного регламента обвинили и Джорджа Расселла. Выяснилось, что он не замедлился под желтыми флагами — как до этого Леклер в тренировках. Но если Шарля в практике простили, то в квалификации наказания всегда бывают строже. Однако судьи удивили и в этот раз. Разобрав подробно ситуацию и установив, что Расселл не мог увидеть желтый флаг, т. к. входил в поворот, они сочли это смягчающим обстоятельством и не стали наказывать гонщика.
Еще две пенализации были выписаны утром в воскресенье. В режиме закрытого парка команды поменяли элементы силовой установки Льюису Хэмилтону и Эстебану Окону, а также изменили настройки подвески на Mercedes № 44. Оба пилота были наказаны стартом с питлейна.
В Баку Pirelli привезли самые мягкие составы резины, и все равно из-за крайне низкой абразивности асфальта, прижимной силы и расхода резины ожидали гонку с одним пит-стопом.
Интересно, что на их графике в этот раз наблюдались очень близкие данные по времени с круга между софт и медиум и огромная дельта у самого жесткого состава.
Однако в Баку редко дело обходится без машины безопасности, поэтому можно было рассчитывать, что по ходу гонки стратегия команд изменится, и в дополнение к составам хард и медиум кто-то из пилотов использует и самый мягкий комплект.
На старте почти все гонщики выбрали шины с желтым ободком. На альтернативной стратегии выступали Алекс Албон, Ландо Норрис, Даниэль Риккардо, а также Чжоу Гуанью и оба пилота Alpine.
1-й круг. Чистый, безаварийный старт в голове пелотона в некоторой степени стал облегчением — особенно после тяжелейшей аварии, произошедшей на старте Основной гонки Формулы 2. Куш Майни заглох на старте и несколько других пилотов врезались в него на большой скорости, просто не увидев за другими машинами. К счастью, пилоты не пострадали.
Тем не менее в Формуле 1 на первых двух кругах произошел некоторый размен позициями. Серхио Перес обогнал Карлоса Сайнса за третье место, Макс Ферстаппен прошел Джорджа Расселла за пятое место, Норрис и Гасли отыграли по три позиции, Хэмилтон, стартовавший с питлейна, за круг отыграл две, поднявшись на 17-ю строчку.
Однако один инцидент в самом начале все же произошел: Стролл и Цунода сошлись в столкновении, и для обоих это имело печальные последствия: Стролл получил прокол и был вынужден заехать за новым комплектом шин, а в боку VCARB Цуноды зияла огромная пробоина, которая в итоге привела к его сходу на 16-м круге.
10 круг. Обгон Хюлькенбергом Бермана. Правда, тут же появилось уточнение, что Олли велели пропустить напарника вперед.
На этом же круге состоялся пит-стоп Колапинто, у первого среди всех гонщиков, что было довольно странно: ему предстояло провести на комплекте хард еще 41 круг гонки, что заранее ставило под вопрос состояние его шин ближе к финишу.
12-й круг — пит-стопы обоих Mercedes и Ферстаппена. 13-й круг — пит-стоп Переса. McLaren не отвечают на этот возможный андеркат со стороны Red Bull, хотя Перес за счет этого имел шанс опередить Пиастри. Однако Перес возвращается на трассу позади Норриса, который сдерживает его позади себя несколько кругов. В результате Перес его обгоняет, но командная тактика McLaren позволяет Пиастри выехать впереди Red Bull после пит-стопа на 15-м круге.
16-й круг — пит-стоп Леклера без потери позиции. Он по-прежнему лидер, но его преимущество заметно уменьшается. Перес надолго застревает позади Албона и теряет почти две секунды по отношению к Оскару. Его отставание от Пиастри увеличивается до 2,1 секунды.
19-й круг — после первой волны пит-стопов все гонщики в пелотоне оказываются на одинаковых комплектах хард, что довольно редкий случай для современной Формулы 1 с ее разнообразием стратегий.
20-й круг — обгон за победу. Пиастри проходит Леклера.
На финише Шарля спросили, произошел ли этот обгон в результате его собственной ошибки. Вот что он ответил: «Это был неверный выбор. Я видел его движение, но не знал, собирается ли он сделать это, но на самом деле я не слишком беспокоился, так как знал, что здесь ДРС много дает. Но я был в фазе прогрева шин и не мог тормозить настолько на лимите, как это сделал Оскар».
Тем временем Перес оказывается в зоне ДРС Шарля. Это борьба за второе место.
23-й круг — Сайнс проходит Норриса, а затем и Албона, которые еще не были на пит-стопе.
С этого момента начинается очень плотное и напряженное сражение за места на подиуме, которое продлится все оставшиеся круги вплоть до предпоследнего.
30-й круг — Берман и Хэмилтон наконец-то обгоняют Гасли, который еще не заезжал на пит-стоп, Берман поднимается на 12-ю позицию.
29-й, 31-й круги — многократные атаки Леклера на Пиастри, которые заканчиваются неудачей. Ferrari не хватает скорости на прямых даже с учетом ДРС.
34-й круг — Расселл и Ферстаппен обмениваются позициями.
38-й круг — пит-стоп Норриса. Ландо получает шины медиум и бросается в погоню за Ферстаппеном. Между ними 15 секунд и 15 кругов до финиша.
41-й круг — Хэмилтон проходит Бермана за 12-е место.
Сражение Леклера и Пиастри продолжается. Оскар отбивает все атаки со стороны Шарля. Перес выжидает.
47-й круг — Сайнс оказывается в зоне ДРС Переса. А вот шины Леклера уже полностью «убиты», и он начинает отставать от Пиастри.
49-й круг — Ландо Норрис обгоняет Макса Ферстаппена в борьбе за шестое место. У него в копилке также и быстрый круг.
50-й круг — столкновение Сайнса и Переса! Гонка будет завершена в режиме виртуальной машины безопасности.
На этом же круге, сразу после аварии Red Bull и Ferrari, Хюлькенберг не успевает вовремя среагировать на зеленые флаги, которые были вывешены после второго поворота, где произошла авария, и пропускает Бермана и Хэмилтона.
Авария между Пересом и Сайнсом приводит к тому, что весь пелотон улучшает свои позиции на два места. В итоге оба Williams поднимаются на седьмое-восьмое места, Хэмилтон на девятое, а замыкает очковую зону Берман, оттеснив Хюлькенберга на 11-ю строчку.
Для Джорджа Расселла выбывание двух соперников впереди означает неожиданный подиум.
На 47-м круге Перес и Сайнс вплотную подобрались к Леклеру, который начал терять темп, а его отставание от Пиастри увеличилось от 0,7-0,8 секунды до 4 секунд.
Перес и Сайнс, в отличие от Леклера, оба находились в зоне ДРС. На 50-м круге они оба были готовы совершить обгон, при этом Сайнс первым атаковал и прошел Переса и устремился за Леклером. Однако затем Перес переместился внутрь, их машины сцепились колесами (переднее правое Переса и левое заднее Сайнса) и ожидаемо вылетели в стену.
Джолион Палмер, выступающий сейчас в роли эксперта на Sky Sports, разобрал после финиша аварию и сделал вывод, что контакт произошел, так как оба пилота рассчитывали использовать слипстрим от Леклера и пытались сохранить за ним траекторию, которая бы делала это возможным.
Однако, по его словам, у Переса все же было больше места для маневра.
С учетом того, что Карлос был впереди Переса, его комментарий сразу после столкновения, расставляет все на места. «Что это было?» — спросил он по радио.
«Важно, что с нами все в порядке, но это ужасно. Я оставался на гоночной траектории и проезжал этот круг, как и все предыдущие, ничего особенного. Я совершенно не ожидал контакта с задней шиной. Я мог стать третьим или даже вторым на финише, но сейчас мы имеем то, что имеем. Это часть гонок. Пора двигаться дальше».
После рассмотрения инцидента судьи не стали наказывать ни одного из пилотов, так как не определили ничьей преимущественной вины в случившемся. Авария признана гоночным инцидентом.
Гонка завершилась под режимом VSC, и уже после финиша было совершено еще одно нарушение. Сразу несколько машин, в том числе и Макс Ферстаппен, совершили обгоны под желтыми флагами. Стюарды рассмотрели эти случаи и вынесли нарушителям предупреждения.
Макс Ферстаппен после Баку выглядел более позитивно по сравнению с Монцей. В интервью он сказал, что в его случае плохой темп объясняется очень просто — изменениями настроек перед квалификацией. Для своей машины он выбрал другое направление развития по сравнению с Пересом.
Кристиан Хорнер: «Возможно, мы добавили в машину Макса какие-то новшества, которые сработали не так хорошо, как ожидалось».
Серхио Перес: «К нашей машине вернулась скорость. Все еще есть над чем работать, но следующие шаги становятся понятнее».
Сейчас, за семь этапов до окончания сезона, борьба за позиции в личном зачете и Кубке конструкторов еще больше обострилась.
Благодаря победе Пиастри и сходу Переса McLaren вышли на первую строку в Кубке конструкторов, теперь опережая Red Bull на 20 очков. Ferrari приблизились к Red Bull на расстояние в 31 балл. Williams обошли Alpine в борьбе за восьмое место. Sauber до сих пор не смог набрать ни одного очка.
В личном зачете ситуация пока более стабильна. Ферстаппен по-прежнему лидирует с отрывом в 59 очков от Норриса на втором месте. Отставание Шарля Леклера на третьей позиции сократилось до 19 баллов, а Пиастри уступает Шарлю всего 13 очков.
Следующий этап состоится уже в ближайшие выходные на городской трассе в Сингапуре.
Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость | Пит-стоп | |
1 | О. Пиастри | McLaren | 1:32:58,007 | 197,521 | 1 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | +10,910 | 197,135 | 1 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | +31,328 | 196,418 | 1 |
4 | Л. Норрис | McLaren | +36,143 | 196,249 | 1 |
5 | М. Ферстаппен | Red Bull | +77,098 | 194,828 | 2 |
6 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +85,468 | 194,540 | 1 |
7 | А. Албон | Williams | +87,396 | 194,474 | 1 |
8 | Ф. Колапинто | Williams | +89,541 | 194,400 | 1 |
9 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +92,401 | 194,302 | 1 |
10 | О. Берман | Haas | +93,127 | 194,277 | 1 |
11 | Н. Хюлькенберг | Haas | +93,465 | 194,266 | 1 |
12 | П. Гасли | Alpine | +117,189 | 193,457 | 1 |
13 | Д. Риккардо | VCARB | +146,907 | 192,452 | 1 |
14 | Г. Чжоу | Sauber | +148,841 | 192,387 | 1 |
15 | Э. Окон | Alpine | +1 круг | 192,909 | 1 |
16 | В. Боттас | Sauber | +1 круг | 192,769 | 1 |
17 | С. Перес | Red Bull | сход | 198,931 | 1 |
18 | К. Сайнс | Ferrari | сход | 198,910 | 1 |
19 | Л. Стролл | Aston Martin | сход | 194,380 | 2 |
Лучший круг: Ландо Норрис (McLaren) — 1:45,255 (42-й круг, 205,318 км/ч).
Гонщик дня: Оскар Пиастри.