Предисловие.
На момент написание отчета машина продана уже как 2 года. Потому пишу, скорее воспоминания.
В 2005 году пришла необходимость приобрести свой первый автомобиль. До того ездил на отцовском Москвич 2141. Эту машину я не любил, она мне отвечала взаимностью.
Выбор машины.
Подтолкнул к ПР меня, как ни странно, журнал «За рулем». Несколько лет назад там была статья о Toyota Carina II «махрового» года, европейка. Смысл статьи – редакция журнала купила пару Carina II с пробегом, подшаманили, поездили, считая все затраты и продали. Вывод в конце статьи: ездить так же дешево можно, пожалуй, только на Оке, да и то недолго. При этом не сравнить комфорт. Даже писать им было особо не о чем. Ничего не ломалось.
Еще была статья о Королле ПР. В том же духе.
Мои мозги были затуманены. Если взять правый руль – то это то же самое, только еще дешевле.
Было 200 т.р. На эти деньги нужно было купить машину и по-минимому обставить пустую однокомнатную квартиру. Планировал потратить сумму 50/50 и на 100 т.р. приобрести беглую 9-ку, которая несколько лет будет рабочей лошадкой. Но при реальном выборе душа ни к чему не лежала. Все было убого. Тогда деньги стали делиться в пользу авто. Я стал осматривать меньший год, 99, 10, затем Нексии. Все не то. В хорошем состоянии за авто нужно было отдать все деньги.
ПР тогда был в мыслях следующей машиной. На первой, отечественной нужно было познакомиться с местной автомобильной инфраструктурой, набить шишки.
Затем стал смотреть Дэу Эсперо. Много читал отзывы, машина нравилась. Но, как назло, в продаже их почти не было. Каждую неделю покупал «Из рук в руки», смотрел рынки – ничего или почти ничего. (После того как купил Карину мне попался в руки свежий «Из р в р», Эсперо продавалось 6 штук. Сразу возникли мысли о судьбе, карме, промысле божьем и т.п. Позже, как-то ехал в такси Эсперо – поразила убогость интерьера).
Собственно, о машине.
В том же «Из р в р» случайно увидел фотообъявление о продаже Тойота Карина 1996 г.в., 2л, 4WD черного цвета. Выглядела очень красиво.
Позвонил, договорился посмотреть. Едем на станцию, сказали все ОК.
В то время я вовсю читал статьи о ПР в Интернете, и знал о программе, определяющий год выпуска машины по номеру кузова. По ней пробил машину – 1994 год. Тогда засомневался, но больше было доверия к ПТС, чем неизвестному ресурсу сети. А зря!
В итоге купил машину за 170 т.р., даже не проехав сам за рулем. Сейчас вспоминаю, кажется, даже сидел только сзади! Вот вера в японский автопром!
Купил машину, хозяин отдает ключи, и я понимаю, что не знаю как на этом ездить. Попросил хозяина довести до дома. Там он показал, как управляться с АКПП. И уехал.
Впервые сажусь за руль. Приятно поразило, что руль маленький и толстый, очень удобно. Классные впечатления от салона, от события в жизни. Наверное, такие впечатления уже в жизни не повторятся никогда.
Что было в салоне: расширенный климат, подогрев лобового под щетками, подпор поясницы водительского сиденья, воздуховоды к ногам задних пассажиров, высокий подлокотник с двумя отсеками, полочка в ногах переднего пассажира. Родная магнитола играла CD и кассеты. Подушек безопасности не было.
Забегая вперед, отмечу, что из этого реально пригодилось и как работало. Подпор обычно был выдвинут, убирал редко (хорошая штука). Кнопкой Эконом на блоке климата почти не пользовался, т.к. не ощутил разницы в расходе. Подогрев лобового что-то не пригождался. Воздуховоды к ногам сзади удобны, но пассажиры там ездили редко, особенно зимой. На полочке спереди обычно лежала бутылка с водой. Причем, когда на это место садился я сам, то мне эта полка очень мешала, т.к. ногам тесно. Но жене она не мешала, а потому не была демонтирована и использовалась постоянно.
С братом делаю пробную поездку вокруг квартала. Затем второй раз, уже увереннее. Проехали подальше. Затем решили съездить за мамой на работу, на другой конец города. По дороге переезжаем полицейский (из разряда «чтоб испортить жизнь автомобилистам», высокий и узкий, чугунный, кака на дороге; сейчас его уже нет) и слышу под днищем скрежет. Непонятно и неприятно. На обратном пути с мамой скрежет сильнее. Потом посмотрел внимательно днище. Недостаток 4WD – в тоннеле под днищем расположен кардан, а выхлопная, как бедный родственник, примостилась сбоку под днищем, и является самой низкой точкой. Ладно.
В первые дни изучаю машину, она меня. Климот-контроль, АКПП, поведение машины на дороге – все в новинку. Оказалось, что у машины радиус поворота больше, чем у Москвича 2141. Из-за этого пару раз не вписался в поворот, и приходилось сдавать назад. Еще, клиренс заметно меньше. Вот два параметра, по которым изделие советского автопрома превосходит изделие японского.
Но самые яркие эмоции случились у меня, когда я снова сел за руль М2141. Господи, это гроб на колесах. Как я раньше ездил!?!
Однажды вечером сижу в машине и жду людей, при заглушенном двигателе слушаю музыку на CD. Пришли люди – пора ехать. Ключ на старт и… вместо четкого звука стартера слышу какой-то скрежет. Вторая попытка – то же самое. Соображаю, что же может быть. Сел аккумулятор? Но магнитола играет CD, стеклоподъемники бодро таскают стекла. Люди уезжают общественным транспортом. Вызываю на помощь отца. Слушаем звук, соображаем. Решили все-таки проверить аккумулятор. С заведенного двигателя Нивы отца снимаем ак-р и ставим в Карину. Машина завелась. Мой севший ставим на Ниву, подсоединяем провода, и машина резко повысила обороты, заряжая севший источник питания. Вспоминаю, что бывший хозяин говорил, что ак-р свежий, корейский, необслуживаемый. М-м-да. Так я и отъездил на этом отечественном ак-ре до продажи. В морозы он крутил стартер весьма неплохо. Кто его произвел, и какова его емкость я тогда не посмотрел, да и не разбирался в этом.
Проходит пару дней. После поездки километров в 12 с ужасом увидел, что стрелка температуры ОЖ стоит в красной зоне, из-под капота поднимается уверенный парок. Шок. Японки же супернадежные!?! Диагноз мастерской – пробита прокладка головки блока цилиндров. Меняю прокладку, заодно ремень ГРМ, масло в двигателе, антифриз. Болты на головке были не затянуты, потому и пробило. Приятно удивило то, что в первом же магазине прокладка и ремень РГМ были в наличии, а я уже настроился на ожидание.
Вскоре поехал в командировку в Курганскую область. Трасса Челябинск-Курган это экстремальная школа по освоению правого руля. По одной полосе в каждую сторону. Фуры, фуры, фуры.… Для себя усвоил пару уроков обгона:
1. Не прижиматься перед обгоном к обгоняемому. Начинать обгон подальше, тогда видишь встречную машину гораздо дальше. Больше времени на маневр.
2. Обогнав машину, если встречка свободна, а невдалеке еще один потенциальный обгоняемый не возвращаться в свой ряд, а ехать по встречке дальше. За раз получается обогнать по несколько фур и других тихоходов. На М2141 я бы возвращался в свой ряд после каждой фуры.
Данные приемы помогут и с левым рулем. После этого стал замечать, что многие водители с левым рулем при обгоне дышат в попу обгоняемому. Тупо…
О динамике.
Разгон не очень резкий, но хватает. От 2л двигателя ожидаешь большего. На трассе динамика вялая до 110км/ч. Зато далее восхитительно. Нужно постоянно следить за стрелкой спидометра, иначе скорость постоянно возрастает, незаметно для тебя. Чуть зазевался и уже 140. Тут, видимо, важны обороты двигателя. Он просыпается где-то после 3500. Кстати, при 3000 об/мин скорость на трассе 105км/ч. (Сейчас у меня Карина 1999г.в. с двигателем 7AFE, 1,8л – при 3000 об/мин скорость 130км/ч.) Видимо сказывается 4WD и соответствующая АКПП. Где-то читал, что на 4WD Карина/Корона АКПП 3-х ступенчатая с повышающей передачей. Тогда все сходится – отсюда высокие обороты на трассе.
Когда в машине 5 человек + полный багажник двигатель тянет так же уверенно, как и с одним только водителем.
Про расход.
Заправлялся каждый раз на одной колонке по горловину. Счетчик на ноль, считаю расход. Летом в городе 12 литров, зимой – 13,5. Бывает немного +/-. По трассе точно не замерял. Где-то 8-9 литров. Кондей на расход не сказывается. На динамику тоже не влияет никак.
Небольшие претензии были к ТОРМОЗАМ. Усилие на педаль великовато. Конечно, мне не нужно «хрустальной» педали французских машин, но хотелось помягче. Если за рулем женщина, то тем более.
Была странная особенность тормозов: как бы плавно я не тормозил, в самый последний момент машина останавливалась резко. Не особенно и напрягало, но можно и без этого.
Однажды ехал с родителями к родне в другой город. В машине 5 человек. Поздно заметил нужный поворот. Со скорости в 110 км/ч я не смог до поворота замедлить машину до нужной скорости и проехал мимо поворота. Конечно машина под завязку, но тормоза подвели. Ладно, это был поворот на пустой дороге, а если бы угроза ДТП? Возможно, виноваты истертые тормозные диски. НЕ знаю. К тому моменту я освоил машину, привык к ней, и по моим ощущениям, при тех условиях в тот поворот я должен был вписаться. Кстати, тормоза в машине дисковые спереди сзади.
С момента покупки рычажок включения повороток не вставал на месте по окончанию поворота. Вскрытие «баранки» показало отсутствие какой-то детали, по крайней мере, таков вердикт СТО. Искать деталь не стал, так и ездил.
Про подвеску.
Попе удобно. Но. Не могу описать технически грамотно, под осью колеса вниз выступает какой-то элемент (изнутри, возле самого колеса), кажется с сайлентблоком. Этой штукой активно цепляешь крупные камни, когда едешь, скажем, по щебенке. Очень не удобно. На следующей Карине такого нет.
Обман.
Знающие люди посмотрели на ярлычки на ремнях безопасности и сказали, что машина действительно 1996 года. Да я ПОЧТИ не сомневался. Как-то сам внимательно осмотрел ярлыки на ремнях. Они оказались разные, один, поновее, имел надпись «1996», но не было слова «Тойота». Второй с «Тойота», 1996, но «позажуханнее». Рассматривая его как-то в другой раз, обратил внимание, что цифра «6» отличается от «199». Потер ногтем и «6» отвалилась, открыв «4». Год выпуска 1994. Не буду описывать мои эмоции. В принципе, пережил спокойно. Видимо, «6» была вырезана с другого ремня, и кусочком ткани, аккуратно приклеена на место «4». Возможно конструктор. В то время о конструкторах я ничего не знал.
Эксплуатация и поломки.
Машина служила верой и правдой. Почти не капризничала. Менял только передние колодки, воздушный и масляный фильтр, масло. Но кое-какие поломки, кроме вышеизложенных, были.
1 марта 2006 года в машину сели сразу 5 здоровых мужиков, включая меня. Стекла изнутри сразу запотели. Я включил обдув лобового, как делал уже не раз. Лобовое быстро отошло, остальные стекла тоже. Но через какое-то время я заметил, что низ лобового обогнула симметричная трещина. Внутри все клокотало. Но я мужественно не подал вида и довез людей до места. После отъехал, вышел из машины и осмотрел стекло. Трещина прошла через скол. Обидно, но жизнь продолжается. Насколько позже я для себя выяснил, трещина появляется от резкого перепада температур: на улице холодно – обдул горячим воздухом, на улице жарко – обдул кондиционером или снаружи плеснул ведро холодной воды (реальные примеры). На следующей Карине я очень аккуратен с обдувом стекла. Самое безопасное зимой - ставить обдув стекла при непрогретом двигателе. С прогревом двигателя обдуваемый воздух постепенно теплеет. Опасности появления трещины нет.
Стекло на мою Карину стоило 1800 рублей, китайское, с полосой вверху. Ничего, говорят, ходит нормально. В другом месте с работой просили 2000 рублей. Цены приятно удивили, но менять не стал. При возникновении трудностей с ТО можно было и поменять.
А первое и единственное ТО, признаюсь, не проходил, а «сделал». Передние боковые стекла были затонированы. ГАИ ни разу не предъявило претензии. Ни при постановке на учет, ни при снятии, ни при вымогательстве взятки в Башкирии местными Гаирами. (ГАИры тогда заинтересовались машиной, спрашивали какова она года и (!!!) сколько я на ней выжимал. Говорю, у нас больше 110 вообще нельзя. Да ладно говорят, скажи сколько. А деньги все равно взяли) Притом, при снятии с учета в РЭПе рядом стояла 99-я, тоже снимаемая. Молодой парень в ней с помощью ножика занимался обратной аппликацией на передних боковых. Думаю, не по собственной инициативе.
Также на машине не был переделан свет фар под европейский. Тогда я про это не знал. Ночью на трассе мне часто моргали. Прошу у людей прощенья. Переделал на станции уже перед продажей (поворот лампы Н4), когда узнал где и как это делается. Быстро и за небольшие деньги. Вскоре отец купил Калдину 1999 года. На ней подобный способ не прошел. А так как одна фара была сильно треснута, то купили еврофары от Авенсиса + поворотки, т.к. авенсисовские фары с калдиновскими поворотками не стыковались.
Другая поломка.
Выхожу с работы, завожу двигатель. Двигатель завелся, а приборная панель « мертвая» - не светится, стрелки не движутся. Ни фар, ни повороток, ни стопсигналов. Зато аварийка работает. Привез автоэлектрика. Тот поковырялся и сказал, что надо ехать на станцию. Эвакуатор вызывать не стал. Аккуратно, без стопов и повороток доехал до СТО. Вечером забрал машину, все работало. Видел под капотом впаянный провод неродного цвета. Что-то сгорело и было перепаяно. В то время я даже не знал, что можно просто посмотреть предохранители. Но, кажется, в тот раз дело было не в них.
Еще поломка.
Какое то биение при езде. Внимательно осматриваю заднее левое колесо. Поломан один из 5-ти болтов крепления колеса. Его остатки видны в отверстии диска. На СТО сделали.
Как-то почувствовал стук и биение при езде. Оказалось – грыжа на одном из колес. Колеса были уже сильно изношены. К тому времени уже было в планах замена машины, и покупать для будущего хозяина новую резину что-то не хотелось. А отбить потраченные на обувку деньги при продаже, как я считал, не реально. Менять одно или два колеса при 4WD нельзя, она итак, бедняжка на разной резине, но та хоть изношена равномерно. Переобул четыре колеса в б/у Якохаму. На ней и ушла к новому хозяину.
Летом на ровном месте при хорошей погоде в зад въехала Газель. Страховая выплатила сумму, в 1,5 раза превысившую стоимость ремонта. Хорошая страховая, сам потом в ней застраховался. Эксперт посчитал бампер «на замену», хотя были всего 2 незаметные трещины от отверстия под номер вниз, которые даже не стал заделывать. Плюс ПР в том, берётся стоимость нормо-часа СТО официального представителя Тойоты, а ремонт выполняют жестянщики попроще. При подсчете выплаты для, скажем, китайского авто будет закладываться стоимость нормо-часа соответствующего СТО. А она раза в 1,5-2 ниже. Т.е. за одни и те же повреждения, полученные автомобилем в ДТП, владелец Тойоты получит существенно больше владельца «Made in China». Плюс оценщик некоторые пострадавшие элементы автомобиля ставит на замену, а их зачастую можно починить, или взять с разбора. Даже с учетом амортизации это выгодно.
Оценщик, которого я вез к жестянщикам для показа скрытых дефектов, возмущался поведением автовладельцев, которые, получив компенсацию, покупают по дешевке запчасти на разборе «и еще остаются в выигрыше». Пытался убедить его, что это уже мое дело, как я извернусь при ремонте авто, где что куплю. Бесполезно. Сам факт того, что я могу отремонтировать авто дешевле, чем он насчитает в голове НЕЗАВИСИМОГО оценщика не укладывается. А ведь еще не учитывается моральная компенсация, потраченное время, потеря товарной стоимости авто. Не говоря уже о том, что масса случаев, когда их оценки не хватает на реальный ремонт.
Хочу сказать несколько теплых слов о заводе машины в морозы. И это притом, что по незнанию отъездил зиму на Кастрол 10W-40. Сужу по тому, как заводится теперешняя Карина, а заводится она в морозы плохо, но этот вопрос решается. До -30 заводился уверенно. При -30 с небольшим, интереса ради, воспользовался сервисом автостоянки: за 20 рублей сторож притаскивает на санках трансформатор и прикуриваешся от него. Как это делается - я не имел тогда никакого представления, но в мороз на этот агрегат на стоянке живая очередь, мужики ходят за этими санками и с интересом наблюдают за процессом заводки очередного коллеги. Много и по-разному подсказывают. Подсказали и мне. Машина завелась «на Ура». На теперешнюю Карину купил книжку по эксплуатации. Там подробно описывается процесс прикуривания, какой провод присоединяется сначала, какой следом. Тогда были только советы. Пока машина прогревалась, я вместе с очередью понаблюдал за прикуриванием других машин и решил по-возможности «санками» больше не пользоваться: Мерседес 1989г., следом за мной, спалил стартер, Мерседес года 1998, у которого аккумулятор почему-то оказался в багажнике, так и не завелся. Все-таки, какие характеристики тока у «санок» никто не знает.
Я тихо, но с гордостью произнес, глядя на муки Мерседесов: Покупайте японцев! И, знаете, народ вокруг уважительно закивали головами. Эх, было бы масло хотя бы 5w-40, и «санки» не понадобились бы.
Но то было время становления чайника. Хотя я и сейчас не далеко ушел.
Зимой на полном приводе – сказка! За все время «буксонул» только раз, перелезая через ледяной бугор в квартал – передняя и задняя ось оказались на льду, и машина забуксовала. Я не стал давить тапку, а сдал назад и спокойно проехал то же место со второй попытки. И все.
Эх, бывало, навалит в городе снег, заползаешь на стоянку и на свое место, потихоньку… Она ползет, ползет и встала. Сдаю назад и опять вперед. Так 2 -3 раза и доехал. Сказка.
Но та же сказка вызывает странные ощущения при езде летом, по ровному асфальту. Полный привод при этом не нужен. 12 литров в городе ела стабильно. Для меня это много. Приходилось расплачиваться за зимнюю сказку летом. Но и летом, бывало, полный привод выручал: забирался в крутую гору по щебенке не задумываясь. Когда сменил машину, поехал в ту же гору и еле забрался, с постоянными пробуксовками. Так как привод уже передний. А еще в грязи после дождей хорошо. Отлично показал себя полный привод и при езде в горах, даже по сухому асфальту. Дорога Уфа – Белорецк, Уральские горы. Крутые повороты, спуски и подъемы. Выключив O/D ехал до 140км/ч, машина входила в повороты как влитая. Вторая Карина с 2WD по этой дороге едет уже не так. Зимой в горах 4WD идеально.
Напрягало то, что япы не сделали в багажнике полочек для аптечки, компрессора и т.п. Все это болталось по багажнику, а в боковые ниши не помещалось. В этих нишах периодически появлялась вода, я совершенно не представлял откуда. Аналогичные проблемы элементарно решил на следующей Карине. Вся информация с этого сайта.
При очередном обслуживании у знакомого механика, тот обратил внимание на то, что задний редуктор сильно нагрелся. Дескать, это свидетельствует о его неисправности и скором выходе из строя. Предлагал заменить на контрактный. Сам он з/ч не торгует, заинтересован не был. Поднапрягло 4WD. Но делать не стал, дело шло к продаже машины.
Была небольшая неприятность с проводом АКПП. Его оплетка была перетерта еще до меня, были видны тонкие проводки. Для его крепления есть специальный скобы, но в них он, почему-то, не хотел лежать и периодически вываливался под днище. И перетирался.
Незадолго до продажи появился непонятный стук при езде. С набором скорости стук учащался. Мне показалось, что он исходит из АКПП.
Через год владения машина была продана в течение месяца на 6% ниже цены покупки. Продал, в основном, потому, что хотел меньший расход. У знакомого была Карина 1999 года 1,8л. Ее расход был существенно ниже, внутри и снаружи была, как мне казалось, наряднее. В моей чувствовалось что-то увядающее, уходящее. Это не передать словами. Наверное, это называется СТАРОСТЬ. Поблекшая краска, многочисленные сколы, которые я подкрашивал тонкой кисточкой краской, оставшейся от ДТП. На черном цвете хорошо видна не только пыль, но и царапины.
Я хорошо понял, что такое цвет «Умри с тряпкой». Мыть без шампуня бессмысленно. Следующую машину брать в черном цвете не хотелось, хотя это и очень красиво.
Сейчас езжу на Карине в 211-м кузове. Отзыв о ней хочу написать позже. Причем сделать это в сравнении со 190-й Кариной (в моем случае ST-195). А еще с Калдиной отца 1999 года. Но уже сейчас хочу сказать, что на Карины 190-го кузова смотрю как на первую любовь. Их облик кажется более гармоничным, чем у 211-го.
Рабочие (работаю в строительстве) видевшие мою первую Карину и Карину в 211 кузове коллеги, решили что моя машина дороже или выше классом. Были очень удивлены, когда я им объяснил, что машины практически одинаковые. Было приятно, но я так не считал. Тогда.
Вывод.
Машина очень понравилась. Во время поездки ощущаешь, что это достаточно большой седан (D класс), полный привод, красивые формы кузова, гармонично дополняемый низким спойлером. Красивый и благородный цвет. Окружающим очень нравится, мне тоже. Надежность Тойоты на высоте.
Расход… Думаю, если б мне попался вариант 2WD с двигателем 1,8 литра, то ездил бы на ней до сих пор. Несмотря ни на что.
P.S. Вся вышеизложенное является исповедью чайника о первой машине.