И С ЛЮБОВЬЮ.
Без мечты нельзя жить человеку, без неё он словно корабль без руля. Мечта, если она очень сильная, обязательно превратится в реальность, и в 1998г я стал обладателем косорукого(правый руль) Лэнд круйзера 93 гв с автоматической коробкой передач, кузовом комплектации VX, 4,2л турбодизелем 1HD-T мощностью в 167лс. В подвеске стояли амортизаторы ТЕМС с изменяемой жёсткостью в зависимости от условий движения, с включением режима работы от кнопки в панеле. Поскольку крузер был серого цвета, дал ему кличку «серый». Почему хотел крузака, по моему, понятно без слов. Хороший обзор, неубиваемая подвеска, (даже не знал где находятся амортизаторы), приёмистый двигатель, причём, как бензиновый, так и дизельный. Очень крепкий кузов на раме – хороший аргумент к пассивной безопасности. На дороге уважают, как участники движения, так и гаишники, никто не подрезает, управляемость приличная. Подходит для езды в городе и загородом. Но обстоятельства иногда сильнее нас, и через два года счастливого обладания «серым», пришлось с ним расстаться. Тем более обидно, что за два года он ни разу не огорчил своего владельца, требовал только замены масла да фильтров. Без джипа стало очень одиноко на душе, поэтому купил Прадо в 70 кузове 94гв с 2,5 литровым двигателем 2LT, выдававшем 105 дизельных лошадей, и механической коробкой передач. Прадик был с велюровым салоном, и судя по трём заглушкам в панеле почти максимальной комплектации. Понял с приобретением, что механическая коробка – это очень «вкусно». Но пустота, образовавшаяся с утратой «серого», так и осталась кровоточившей раной, поэтому Прадо так и не получил собственного имени, а остался в памяти просто прадиком.
Но жизнь тем и прекрасна, что после чёрных полос обязательно мелькнёт и белая, и в июне 2003 году я стал готов купить автомобиль, которого мне так не хватало, «для души».В семье к тому времени уже был разъездной автомобиль для обычных поездок по делам. Расставшись с прадиком, сообщил о своём желании всем знакомым, и предложение не заставило себя долго ждать. Было предложено три крузака в 80 кузове, один в комплектации STD и два комплектации GX. Чтобы определиться с выбором загнал всех троих к спецам, кто как не профессионалы должны решать, когда на кону стоит не презренный металл, а спокойствие души. Два раза в месяц летом случаются выезды с семьёй за город на Аршан или Байкал, зимой огромное удовольствие доставляет охота. Вердикт механиков оказался неожиданным – STD. У одного GX снесло когда-то крышу о поваленное дерево, затем старательно приделанную на место, а второй GX не оправдал возложенных надежд по тех.состоянию, да и на вид он был самый усталый.
STD хоть и не впечатлил комплектацией, но имел неоспоримый «плюс» - левый руль, исключающий реакцию на портящие нервы угрозы «врагов лучшего», о запрете правого руля, защитников отечественного автопрома. В памяти из ниоткуда возникла запомнившаяся фраза: Если миссия ООН использует ленд круйзеры на территории слаборазвитых стран, то неизменно в комплектации STD в виду их непритязательности, или, можно сказать, неубиваемости…И крузер светло-серого цвета занял своё место в моём гараже. Что повлияло на выбор?
Японская сборка, уже успевшая полюбиться на прадике механическая коробка, вихрекамерный 4,2 литровый атмосферный дизельный двигатель 1HZ в 130 лошадей, абсолютно не притязательный к топливу. Механическая топливная аппаратура, исключающая головную боль обслуживанием электроники. А учитывая качество российского дизеля это принципиально. О ресурсе двигателя 1HZ надо сказать отдельно. Поршневая, как правило, до 500 т км ходит без проблем. Затем может возникнуть необходимость поменять кольца на поршнях, ещё 500 тысяч 1HZ не напомнит о себе. После миллиона км, как правило, меняются поршни, о дальнейшей статистике слесаря тоёта-центра умолчали. Резиновые полы салона хоть со шланга мой. Сидения, соответствующие более дорогим комплектациям, но с обивкой из очень качественного дермантина серого цвета. За годы эксплуатации автомобиля обивка не утратила своего первозданного вида. Впереди и сзади мосты с пониженной в разлатке и блокировкой межосевого дифференциала, который включался кнопкой в панеле или при включении рыччага пониженной в раздатке. Резина на штамповке 215/80-R16, уже чем у крузеров блее высоких комплектаций GX и VX (265-275/70-R16), но при меньшей площади опоры 215/80-R16резина от STD более приспособлена для пересечённой местности. Узкая резина легче «режет» грязь, и быстрее достигает более плотных слоёв под скользкой жижей. Пробег в 196 т км для 1HZ не юность, но до зрелого возраста еще очень далеко. Купленный LC STD отличался от своего предшественника более спартанским имиджем, но и большей непритязательностью к условиям эксплуатации, поэтому и получил кличку «трактор». Для начала, чтобы слегка облагородить салон поселил фирменные ворсистые коврики на резиновый пол, сверху положил пластиковые коврики-ванночки, без которых в России нельзя существовать – летом грязь с ботинок, зимой мокрый снег. Закрыл дермантиновые сидения специально заказанными чехлами. Затонировал остекление кроме лобового фирменной американской плёнкой, на передних дверях более светлой, с коэффициентом светопропускания 0,7, сзади темнее. Несмотря на расхожее мнение, что для крузера в тракторном варианте лучше подходит штамповка, потравил фирменное крузаровское литьё. Заменил сломанную телескопическую антенну волговской. На удивление, игнорируя несовместимость иженерных идей творцов этих автомобилей, волговская заняла место тоётовской как родная. Поставил модную на тот момент сигналку от меджик систем с запирателем капота. Для большего соответствия имени решил сделать ему кое-какой внедорожный тюнинг, но с наступлением холодов этому помешали некоторые обстоятельства. Даже после слабого касания педали тормоза крузер терял динамику на время. Стоило заглушить двигатель, и после выкуренной сигареты машина снова могла двигаться как ни в чём ни бывало. Со временем у этой неполадки наметился прогресс, и однажды, когда после стоянки на светофоре в течении десяти минут не мог тронуться с места. Прямо со светофора, слегка притормаживая двигателем отправился в тоёота-центр. Слесаря подняли крузера на подъёмнике, поколдовали возле колёс, и решили голволомку. Как положено в сервисной книжке при замене тормозной жидкости прежним владельцем, в систему была залита контрафактная тормозная жидкость, разъевшая многочисленные резиновые манжеты в тормозных цилиндрах. Что в свою очередь препятствовало возвращению тормозных колодок в исходное положение, и машина некоторое время продолжала оставаться с заблокированными колодками после касания педали тормоза. От эксплуатации в таком режиме и неизбежного нагрева тормозные диски приобрели синеватый оттенок цвета побежалости, в ступичных подшипниках из-за нагрева ступиц смазка закоксовалась. А поскольку все это продолжало колесить по необъятным просторам Иркутской области, тоёта-центр отказался дать гарантию на эти узлы. Всё это решено было заменить. Калькуляция, включавшая в себя работы по замене всех тормозных дисков, ступичных подшипников оказалась довольно внушительной, только тормозные цилиндры решено было реанимировать заменой резиновых изделий, для чего пришлось вставить в список стоимость фирменного ремкомплекта. Учитывая пробег в 200т км, попросил слесарей проверить работу форсунок, стенд наглядно продемонстрировал, что вместо необходимого факела из их сопла форсунок выходила просто струя. Чистить форсунки ультразвуком уже не имело смысла. Хотя к работе двигателя претензий не было, решено было включить в список позицию по их замене. На последок попросил моториста выставить впрыск топлива пораньше, для лучшей приёмистости, даже не смотря на то, что слесарь предупредил, что из-за раннего впрыска двигатель будет слегка дымить. Заодно поменял свечи накаливания.
В течении первой зимы в очередной раз убедился в неубиваемости машины. В сильный мороз неожиданно пропала динамика. С трудом добрался до гаража – перемерз трубопровод подающий топливо, но остановиться в такой патовой ситуации крузеру не суждено, топливо пошло в двигатель по обратке, через которую скидывается в бак лишнее топливо из рампы на малых нагрузках. Из любопытства открутил топливный фильтр – он был весь во льду, но машина не бросила меня на произвол судьбы, а за рулём я был в одном свитере. Такое пижёнство объясняется просто, гараж в пяти метрах от дома,а в салоне крузера две печки и тёплая одежда зимой мне, практически, не понадобилась. Двигатель крузера в любой мороз запускается очень хорошо, тому причиной два аккамулятора под капотом, оба по 90 ампер/ч. Всё электро оборудование машины 12 вольтовое, стартёр работает от 24 вольт, для этого под капотом размещается аккамулятор, при пуске двигателя подключающийся в параллель с основным. Основной аккамулятор ввиду более интенсивной работы умирает быстрее, в то время как пусковой служит минимум в полтора раза дольше.
Поздней осенью в первый год эксплуатации поехали поохотиться на коз под Лабагаем в районе Балаганска. По месиву из грязи и слякоти поднялись на косогор, а при спуске угодили в очень глубокую колею, – повисли на мостах. Ставить домкрат у крузера можно только под мост, под поргом вылета стандартного домкрата не хватает для того чтобы оторвать колесо от земли, - слишком длинные ходы амортизаторов подвески. Два часа выбирались из грязевого плена с помощью стволов деревьев из близлежащего леса и механической кробки передач. Механика позволила набить небольшую тропку в колее, на которую клали стволы, пока «дерева» под колёсами стало достаточно для того, что бы оторвать мосты от земли, и совершить манёвр в сторону от ловушки. Этот случай напомнил о задумке с внедорожным тюнингом. С помощью Дмитрия Кононова из клуба протектор был приобретён домкрат хайдек длиной 1,5 метра. Для его установки под машину, был изготвлен передний силовой дампер из 20 швелера и кенгурин из 76 и 57 труб. Бампер с кенгурином покрасил порошковой эмалью в цвет кузова. Порошковая эмаль – очень крепкое покрытие, не скалывается при упоре лапки хайдека в бампер. На трубы кенгурина установил два фароискателя - прожектора, позвлояющие чувствовать себя ночью как днём, а так же на швелере бампера изготовил место для крепления лебёдки. Такое же место для крепления лебёдки прикрепил к раме под задним бампером, позволявшим по желанию использовать его как прицепное устройство для буксировки прицепа. Силовой бампер позвляет поднять машину хайдеком до 1,5 метров над землёй с любого угла. Нагрузку в 1,5 тонны, прихдящиеся на бампер, при этом держат 10 болтов М12. Для установки на машину была куплена лебёдка «спрут» с ремённым приводом от электродвигателя лебёдки на редуктор, что впоследствии было заменено цепной передачей, из-за проскальзывания клиновидного ремня при намыкании в дождливую погоду, или даже в снегопад. Электродвигатель лебедки в свою очередь при работе подключался напрямую к аккамулятору двумя проводами. У лебёдки были усилены ролики тросоприёмника из-за изначальной слабости конструкции, выявленной в ходе эксплуатации. Для крепления лебёдки к бамперу был изготовлен поворотный быстросъёмный кронштейн, крепящийся к бамперу двумя болтами М19, позволявший быстро снять и поставить лебёдку, а так же перемещать джип в любом направлении относительно его оси.
Вспоминая о бродах, которые иногда случается преодолевать, заказал в Москве фирменный шнорхель для 80 кузова, с целью увеличить глубину преодолеваемого брода до 1,2 метра. В чём плюс дизеля, ему для дыхания нужен только воздух, и двигатель абсолютно не критичен к водной стихии, если только она не попадёт в воздухозаборник. Воздухозаборник крузера, как и всё остальное, приспособлен для тяжких условий эксплуатации машины, он сложной формы и приличной длины. Грубая пыль отсекается лепестками, специально установленными внутри раструба, и оседает в многочисленных отстойниках не доходя до воздушного фильтра. Для монтажа шнорхеля вырезал окошко в крыле, и гофру шнорхеля надел на штатный воздухозаборник, предварительно вставив шнорхель в окно, вырезанное в крыле.
Крузер просторный автомобиль по определению. С разложенными в багажном отсеке сидениями в крузера входят десять среднеразмерных человек, без стиснения в плечах, но спать в багажнике комфортно могут не больше трех человек, иначе становится тесно в ширину. Тем, кто решил использовать крузера как «домик на колёсах» привычно будет входить и выходить через двери багажника, так как открыть-закрыть их можно как изнутри, так и снаружи. Если потенциальные любители активного отдыха ростом более 170 см , то придётся снять второй ряд сидений, который демонтируется легко, с помощью отворачивания четырёх болтов на каждой из двух половинок дивана, который поделен пополам, и вам обеспечено ровное спальное место длиной 2,1м. А если нет, то вам достаточно будет положить спинку дивана на сидение, поднять сложенный диванчик перпедикулярно полу, на образовавшуюся площадь длиной 1,7 метра можно или лечь отдохнуть, или завалить каким-нибудь очень габаритным грузом.
После проделанной профилактики в тоёта-сервис в течение последующих лет до сего времени пройдено 30000км, регламентные работы сводились к замене маслянного фильтра и 10л моторного масла каждые 5000 км, воздушный фильтр продувал каждые 5000км, менял через 10000км. Расход топлива не в последнюю очередь из-за проделанной профилактики в тоёта-центре и, изначально неплохого состояния автомобиля, в режиме печка/кондиционер составил 13,5л/100км. После первой зимы утратил работоспособность один из задних амортизаторов, поменял оба, чтобы не вспоминать об этом узле. Пока писал свою историю, вспоминал, за чтобы такое можно укорить LC80? Из знакомых мне случаев известно только одно негативное замечание о крузаках. Если пренебрегая законами физики разогнаться до скорости раллийного болида, подпрыгнув на бугорке как на трамплине с отрывом всех четырёх колёс, при посадке передней части кузова на землю может погнуться чулок переднего моста. Последствие такого легкомысленного поведения – может уйти геометрия передней подвески, но чтобы это произошло, надо очень постараться. Неизвестно какие образы мысленно представлялись инженерам тоёта при создании крузера в 80 кузове, но точно можно сказать, что сделан он с любовью, и для России.