Шансов, что Льюис не возьмет титул в США, было мизерно мало — учитывая мастерство пилота и огромную надежность машин Mercedes, которые в этом году ни разу не давали сбоя. Главным и единственным соперником был его же сокомандник Валттери Боттас, но Хэмилтону было достаточно приехать девятым даже в случае победы Боттаса, и восьмым, если бы тот вдобавок показал лучший круг.
Тем не менее пятый результат в квалификации заставил будущего шестикратного понервничать: впереди него оказались не только обе Ferrari и Макс Ферстаппен, главным усугубляющим фактором стал поул Валттери. Хэмилтон признал, что пятый результат стал следствием его собственных ошибок, в то время как напарник сумел собрать лучший круг, и пообещал отыграться во время гонки.
Гран-при США расставил важные метки сразу по нескольким вопросам.
Во-первых, на прошлой неделе был опубликован новый регламент на 2021 год, и об этом мы, конечно, расскажем в отдельном обзоре чуть позже.
Во-вторых, поставлена точка в вопросе относительно расхода топлива в автомобилях Формулы 1. Речь шла о тех подозрениях, которые испытывали команды относительно хитрого использования топлива у Ferrari во время квалификации. Они предполагали, что его накапливают в определенном месте, чтобы в нужный момент использовать для единовременного повышения мощности. В связи с этим Red Bull направили запрос в FIA и перед Гран-при США получили ответ, что подобные технические решения являются нарушением регламента.
То ли совпадение, то ли нет, но после появления этой директивы многие отмечали снижение темпа у Ferrari, однако Маттиа Бинотто отрицает взаимосвязь этих двух событий и говорит, что причины кроются в другом. Тем не менее в квалификации Себастьян Феттель сумел добиться второго результата, чтобы стартовать с первого ряда и постараться отыграть у Боттаса позицию.
К сожалению, этот высокий старт в гонке никак не повлиял на итоговый результат Феттеля. Уже на старте гонки он теряет темп, пропускает Ферстаппена и позволяет подъехать ближе Леклеру, после чего обе Ferrari пропускают и стартовавшего позади Льюиса Хэмилтона. А еще через пару минут и Даниэль Риккардо обходит Себастьяна. Феттель жалуется на недостаточную поворачиваемость и не может понять, что произошло с машиной, ведь никаких контактов у него на старте не было.
Оказывается, что причиной тому стал новый оранжевый «хот-дог» — высокий и жесткий поребрик, который организаторы установили накануне гонки, чтобы пилоты не срезали поворот. Наехав на него на первом круге, Феттель сломал заднюю подвеску и в итоге был вынужден сойти на девятом круге гонки.
Шарлю Леклеру Остин также не принес никаких приятных результатов. Началось еще все на третьей практике, где через четверть часа после старта у него задымился двигатель. Поскольку лимит силовых установок у Ferrari уже оказался исчерпан, то, дабы избежать штрафов, было принято решение поставить на машину Леклера предыдущий двигатель, который отличался по производительности. К тому же на первых кругах монегаск, по словам Маттиа Бинотто, оказался очень медленным из-за проблем с шинами, и проигрывал примерно по секунде с круга.
Как и в Мексике, шинная стратегия и умение работать с резиной стали основополагающим фактором в гонке.
В Остин Pirelli привезли те же три средних состава резины, что и в Мехико, и уже на первых тренировках стало понятно, что проблемы с износом комплектов ожидают команды не только применительно к софту, но и двум другим составам. Дольше всего мог «продержаться» на трассе хард, однако и его устойчивости было явно недостаточно, чтобы придерживаться рекомендаций Pirelli относительно стратегии с одним пит-стопом.
Большая часть пелотона предпочла стартовать на медиуме — в том числе и пилоты топ-команд (за исключение Элбона), которые показали на нем лучшее время во втором сегменте квалификации. Оставшиеся четверо (два Mclaren, Даниэль Риккардо и Пьер Гасли) были вынуждены, как и в Мексике, начинать гонку на софте. Были и те, кто стартовал на харде (Даниил Квят и Нико Хюлькенберг), но даже в этом случае обойтись стратегией с одним пит-стопом не удалось.
В итоге на одном пит-стопе сумели проехать всего четыре гонщика: Льюис Хэмилтон, которого перспектива вновь посетить боксы в конце гонки не порадовала, и он постарался выжать из резины все, что можно; Даниэль Риккардо, которые провел на комплекте хард на три круга больше, чем Хэмилтон, но финишировал в Топ-6, Карлос Сайнс, находящийся на той же стратегии что и австралиец, и Серхио Перес, который как и Хэмилтон, стартовал на медиуме.
Совсем неприятная история произошла у Александра Элбона, чей комплект хард, опробованный в свободных заездах, потрескался от ночных перепадов температур (один раз термометр опустился ниже нулевой отметки). Однако в связи с тем, что он уже был использован, Pirelli не смогли его заменить, и на гонку Элбон остался без харда. А с учетом его столкновения на первом круге с Карлосом Сайнсом и вынужденного пит-стопа на первом круге, ему и вовсе пришлось заезжать в боксы три раза!
Однако Остин от Мехико отличало то, что на «Трассе Америк» стратегия с несколькими пит-стопами оказалась даже выгоднее, чем умение «пересидеть» на двух комплектах. Так, Алекс Элбон, потерявший все позиции в самом начале Гран-при, благодаря свежим комплектам и обгонным участками, сумел финишировать в Топ-5. Валттери Боттас, для которого в Мексике Хэмилтон был бы недосягаем при тех же раскладах, сумел вернуть себе лидерство на последних кругах. Скорее всего, и Макс Ферстаппен обошел бы британца в конце гонки, но в случае с Льюисом опять сработало его невероятное везение: на втором секторе из-за вылета Кевина Магнуссена появились желтые флаги, которые помогли британцу избежать части опасных атак, и он финишировал вторым.
Несмотря на сражение за победу между Боттасом, Хэмилтоном и Ферстаппеном, основная борьба разворачивалась все же в середине пелотона. Даниэль Риккардо, стартовавший девятым, начал с красивого прорыва в своем стиле и уже к десятому кругу стал шестым, а Кими Райкконен после неудачной квалификации и старта с 17-го места отвоевал к этому моменту сразу десять позиций. Прекрасные три серии обгонов провел Александер Элбон, завоевав в итоге титул пилота дня. Кристиан Хорнер рассказал, что команда насчитала у Элбона порядка 16 обгонов, и только Карлоса Сайнса тайский пилот проходил трижды. Высокий финиш на Гран-при США помог Элбону наконец обойти в личном зачете спортсменов из второго дивизиона и замкнуть Топ-6 с отрывом в четыре очка от Карлоса Сайнса.
Оба McLaren финишировали на тех же позициях, что и стартовали: седьмым и восьмым, однако в ходе гонки поменялись местами. Отдельно хочется сказать про Racing Point и Серхио Переса, который уже не в первый раз становится камнем преткновения для российских пилотов. Во время второй практики Перес не остановился для взвешивания по требованию судей, а его механики ко всему прочему начали работать с машиной. За такую провинность Перес был наказан стартом с питлейна и был вынужден прорываться с самого хвоста пелотона, и к 41-му кругу сумел замкнуть Топ-10. Но в конце гонки у мексиканца случился инцидент с Даниилом Квятом. В борьбе за десятое место между двумя машинами произошел контакт, больше напоминавший гоночный инцидент — по крайней мере, судьи оставляли подобные ситуации без внимания и в более жестких случаях. В этот раз же они признали виновным Квята, прибавили ему пять секунд к результату и лишили заработанного очка. Реакция Даниила, как и в Мехико, была весьма однозначна:
— Я заработал очко на треке, и в том, как это произошло, не было ничего агрессивного. Я видел ситуации и пожестче, которые не пенализировались, так что я очень разочарован, что это вновь случилось со мной. Я все чаще замечаю, что как только я что-то предпринимаю, мне сразу выписывают штраф. Вот, например, Ферстаппен и Леклер в Австрии: нет штрафа. Я и Перес в США — штраф. Отлично, я буду продолжать бороться, а что я еще могу сделать?
— Я очень разочарован происходящим; мне просто так ничего не дается, приходится все время сражаться, но как только я чего-то добиваюсь, у меня это тут же отбирают.
Есть определенная ирония и в том, что от Серхио Переса пострадал и напарник Квята по команде Пьер Гасли. На 53-м круге у него произошло столкновение с Пересом в борьбе за девятое место, в результате которого француз через несколько кругов был вынужден сойти из-за поломки подвески. Так что обе Toro Rosso оказались в итоге вне очковой зоны и уступили Racing Point шестую строчку в Кубке конструкторов с разницей в одно очко.
Благодаря подиуму Макса Ферстаппена и сходу Себастьяна Феттеля голландец сумел опередить его в личном зачете, поднявшись на четвертое место, а также сократил отставание от Шарля Леклера: теперь их разделяет 14 очков. Теперь нас, вполне возможно, ожидает битва между ними за третье место на оставшихся этапах. Благодаря победе в Остине Валттери Боттас досрочно завоевал вице-чемпионство, и уже сейчас можно говорить, что он провел лучший сезон в своей карьере.
Итак, небольшая статистика по результатам Гран-при США:
Предпоследний этап сезона-2019 состоится в Бразилии 17 ноября.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. В. Боттас | Mercedes | 1:33.55,653 | 197,006 | 2 |
2. Л. Хэмилтон | Mercedes | +4,148 | 196,861 | 1 |
3. М. Ферстаппен | Red Bull | +5,002 | 196,831 | 2 |
4. Ш. Леклер | Ferrari | +52,239 | 195,196 | 2 |
5. А. Элбон | Red Bull | +78,038 | 194,315 | 3 |
6. Д. Риккардо | Renault | +90,366 | 193,897 | 1 |
7. Л. Норрис | McLaren | +90,764 | 193,883 | 2 |
8. К. Сайнс | McLaren | + 1 круг | 193,191 | 1 |
9. Н. Хюлкенберг | Renault | + 1 круг | 193,057 | 2 |
10. С. Перес | Racing Point | + 1 круг | 192,844 | 1 |
11. К. Райкконен | Alfa Romeo | + 1 круг | 192,812 | 2 |
12. Д. Квят | Toro Rosso | + 1 круг | 192,740 | 2 |
13. Л. Стролл | Racing Point | + 1 круг | 192,055 | 2 |
14. А. Джовинацци | Alfa Romeo | + 1 круг | 191,655 | 2 |
15. Р .Грожан | Haas | + 1 круг | 191,069 | 1 |
16. П. Гасли | Toro Rosso | сход | 191,477 | 3 |
17. Д. Расселл | Williams | + 2 круга | 189,207 | 2 |
18. К. Магнуссен | Haas | сход | 191,117 | 2 |
Лучший круг: Шарль Леклер (Ferrari) 1:36,169 (44-й круг, 206,374 км/ч)
P.S. сегодня Alfa Romeo подтвердили состав пилотов на сезон-2020: Вместе с Кими Райкконеном цвета команды будет защищать Антонио Джовинацци. Таким образом, на данный момент осталось неподтвержденными четыре места в командах: место пилота, который заменит Роберта Кубицу в Williams; пилота, который будет выступать за Red Bull вместе с Максом Ферстаппеном, а также оба места в команде Toro Rosso.