В конце декабря 2020 года WADA приняла решение лишить российских спортсменов права выступать под российским флагом в чемпионатах мира и Олимпийских и Паралимпийских играх сроком на четыре года, а CAS (международный арбитражный спортивный суд) смягчил приговор в два раза, ограничив наказание двумя годами — вплоть до 16 декабря 2022 года. Таким образом, на протяжении этого срока в оговоренных сериях и соревнованиях на автомобилях россиян не будет российского флага, рядом с именем будет указано «нейтральный атлет», а российский гимн не прозвучит над подиумом в случае победы.
Мы уже рассказывали некоторые подробности о том, что происходило во время первого этапа Кубка мира по бахам «Россия — Северный лес», но этим, к сожалению, не ограничилось. Наш гонщик Николай Грязин уже выступал на этапах WRC в качестве нейтрального атлета, теперь эта же участь постигла и наших спортсменов (в том числе Алексея Кузьмича, Кирилла Шубина и Павла Лебедева) на втором этапе Кубка мира по бахам в Саудовской Аравии, где им пришлось скотчем заклеивать российский флаг на омологированных комбинезонах. Под горячую руку попал заодно и Игорь Чудайкин, который выступал штурманом с саудовским спортсменом в национальном классе местного чемпионата.
Ходят слухи, что и Гран-при России Формулы 1 может быть переименован в Гран-при Сочи, ну а что касается Никиты Мазепина, который в своем дебютном сезоне в Формуле 1 выступит за команду Haas, то и он станет «нейтральным атлетом», и в случае (довольно маловероятном), если он окажется на подиуме, то вместо российского флага мы увидим белый флаг с аббревиатурой «РАФ».
Однако компания «Уралкалий», ставшая в этом году титульным спонсором команды «Haas» и принадлежащая отцу Никиты бизнесмену Дмитрию Аркадьевичу Мазепину, сумела решить эту проблему весьма кардинальным и красивым способом, одев обе машины в ливрею в цветах российского флага. Таким образом, и Никита, и его партнер Мик Шумахер будут выступать на одинаковых машинах в бело-сине-красных цветах. А полное название команды будет звучать как Uralkali Haas F1 Team.
Презентация нового титульного спонсора и ливреи состоялась 4 марта, и выглядело это как большой щелбан по лбу WADA, FIA и иже с ними. WADA даже начали расследование о законности такой расцветки автомобиля, однако были вынуждены признать, что все сделано по правилам.
На самом деле все обстояло немного иначе, и, по словам руководителя команды Haas Гюнтера Штайнера, ливрея в цветах российского флага была согласована сначала с Джином Хаасом, а затем и с FIA еще задолго до решения WADA, когда команда заключила договор с «Уралкалием». Но даже если бы это было сделано позже, официальное пояснение CAS к решению WADA отдельным пунктом позволяет выступать на автомобиле, раскраска которого включает цвета национального флага. Сказано дословно следующее: «Униформа, аксессуары и оборудование (в том числе и автомобиль — ред.) могут включать в себя цвета флага Российской Федерации».
На фоне всех антироссийских настроений, которые сейчас чрезвычайно активны, команда Формулы 1, выступающая в цветах российского флага, вызвала очередную волну возмущений в интернете и способствовала появлению целой серии порой даже забавных мемов, а также «острых» комментариев, связанных в том числе и с довольно противоречивой фигурой одного из пилотов Haas Никиты Мазепина.
В начале декабря соцсети взорвало видео, выложенное в сториз Инстаграма Никиты Мазепина, где он, находясь в машине, трогает свою подругу за грудь. Вроде бы ничего особенного не происходит: молодые люди явно давно и хорошо знакомы, но европейцы углядели в этом сексуальное насилие и предали Никиту анафеме. Началась кампания под хэштегом #wesaynotomazepin, смысл которой сводится к тому, что «насильнику» не место в Формуле 1. В расчет не брались ни извинения Никиты за публикацию видео, ни слова девушки, что они развлекались (что очевидно) и видео оказалось в Сети по глупости.
Появляющиеся комментарии вынудили Гюнтера Штайнера, обычно хранящего молчание, высказаться в стиле «мы не одобряем и проведем разъяснительную работу», смысл которой, по идее, должен был сводиться к тому, что не нужно публиковать в Инстаграме все, что ты делаешь в частной жизни, и не забывать, что за пилотом Формулы 1 будут следить миллионы глаз.
В своем интервью во время пресс-конференции в прошедший четверг, когда команда Haas представила свою новую машину, Никита сказал, что он понял, как требуется себя вести и какие истории можно публиковать в соцсетях, а какие должны оставаться для частной жизни.
Этого оказалось недостаточно, чтобы «хейтеры» успокоились. Не помог и твит от Уильяма Стори, основателя компании Rich Energy, бывшего титульного спонсора Haas, который сообщил, что полностью поддерживает решение Haas нанять двух молодых пилотов и видит в Никите Мазепине будущего чемпиона. Впрочем, Стори понравилась и новая раскраска Haas — он сообщил, что это лучшая ливрея из всех представленных в новом сезоне.
А вот большая часть болельщиков Формулы 1 высказались резко негативно касаемо новой ливреи машины Haas в недавнем опросе, проведенном сайтом Formula1.com. Правда, и тех, кому она понравилась, тоже оказалось много.
На самом деле история нелюбви к Никите Мазепину в Европе и особенно в Англии началась уже давно, и причиной ее стало не только российское происхождение Никиты и состояние его отца, сколько довольно агрессивная манера езды, нарушения правил и конфликт с пилотом Каллумом Айлоттом. Британцы припоминают Никите давнюю драку с Айлоттом, а также обвиняют Мазепина-младшего в том, что из-за него Каллум не получил места в команде Haas.
Что касается первого пункта, то такая история действительно случилась в 2016 году во время свободной практики, когда оба пилота выступали в европейском чемпионате Формула 3. Борьба на трассе переросла в словесную перепалку, после чего превратилась в драку. После того инцидента Никиту дисквалифицировали на одну гонку, а он, в свою очередь, извинился за свое поведение. Позже он рассказал, что он давно и хорошо знаком с Айлоттом и его семьей, а этот конфликт — результат проблем внутренних отношений в прошлом двух друзей.
Что касается места в команде Haas, то фанаты в целом правы, однако Формула 1 это такой вид спорта, где помимо таланта всегда нужна и финансовая поддержка — по крайней мере для большинства начинающих пилотов. История знает много случаев, когда в будущем великий гонщик начинал свою карьеру как типичный рент-а-драйвер, ведь даже Ники Лауда купил свое место в первом сезоне Формулы 1.
С другой стороны, Каллум Айлотт не выглядит большой потерей для Формулы 1. За всю свою гоночную карьеру он всегда был крепким середнячком, но ни разу не побеждал ни в одной из серий, добившись лучших результатов в GP3 в 2018 году, где стал третьим по итогам сезона, и в Формуле 2 в 2020-м, где закончил сезон вторым, поначалу уступая даже новичку Роберту Шварцману. Честно говоря, и на трассе в этом году он выглядел слабее Никиты Мазепина.
На вопрос о том, как Никита относится к тому, что все считают, будто ему купили место в Формуле 1, и не считает ли это несправедливым, т. к. Лэнс Стролл, Николас Латифи и Ландо Норрис пришли в Формулу 1 при аналогичных обстоятельствах, Мазепин ответил, что всех гонщиков стоит рассматривать в целом, а не выделять один какой-то фактор.
«Формула 1 — это не спортивная ходьба. Чтобы оказаться здесь, требуется целая совокупность обстоятельств. И каждый гонщик так или иначе ее приобрел. Например, нужна команда, машина и многое другое. Я не единственный пилот, которому приходится иметь дело с такими обвинениями. Но меня это не особо беспокоит, потому что я горжусь своей семьей. Я горжусь своим отцом и не воспринимаю подобные разговоры негативно. Чтобы перечеркнуть эти разговоры, мне нужно проявить себя в Формуле 1, и я собираюсь это сделать».
В своем интервью Гюнтер Штайнер сравнил репутацию Никиты с тем, каким в свое время был Кевин Магнуссен: резким на трассе и неуступчивым за ее пределами. Однако с возрастом характер Магнуссена изменился: он стал спокойнее, хотя и сохранил репутацию «плохиша», а его недавний диалог с Нико Хюлькенбергом на камеру одного из телеканалов до сих пор со смехом вспоминают многие.
Что касается Никиты Мазепина, то ему однозначно будет довольно сложно выйти за рамки сложившегося образа: несдержанного гонщика, слишком часто участвующего или провоцирующего аварии, который свое свободное время проводит в довольно фривольной манере. Все уже и забыли, что раньше автогонщикам так и полагалось себя вести: пить, курить, развлекаться с девушками и даже порой дебоширить.
Никита — быстрый и талантливый пилот, который пока еще совершает ошибки и на трассе, и за ее пределами. Его выступление в Формуле 2 в прошлом году в составе новой команды лишь подтверждает его скорость, и если бы его не лишили в сезоне-2020 одной победы и одного подиума за две схожие ситуации с разным судейским толкованием, он вполне мог бы подняться выше в личном зачете. Тем не менее по итогам сезона-2020 у него есть две победы и четыре вторых места, и по количеству побед он не уступает своему партнеру по команде чемпиону Формулы 2 Мику Шумахеру.
Тем временем Гюнтер Штайнер пообещал, что в подобных случаях, как возникли в прошлом году на Гран-при Барселоны и Спа, он лично будет ходить к судьям, чтобы разобраться в ситуациях, где пилот получает необоснованные наказания.
Несмотря на разгоревшийся из-за видео скандал и требования некоторых болельщиков выгнать Мазепина из Формулы 1, за Никиту заступился и президент FIA Жан Тодт, сказав, что Никита вполне заслужил свое место в Формуле 1, т. к. не просто набрал необходимое количество баллов, но уже имеет и суперлицензию.
Ну а Гюнтер Штайнер заметил, что «многие будут использовать повод с видео, чтобы припомнить Никите его ошибки, но он сильный парень и научится правильно на это реагировать».
Издание GP Blog приводит выдержки из большого интервью Никиты Мазепина европейской прессе, где ему задают довольно много провокационных вопросов, в том числе и о предстоящем соперничестве с Миком Шумахером. Интересно, что Никита уже выступал вместе с Миком в соревнованиях по картингу:
«Я обгонял его, когда мы соревновались на одинаковых машинах. И он тоже обгонял меня. Здесь все зависит от поединка. Но это очевидный факт, что Мик очень хороший гонщик. Для нас обоих сезон будет очень интересным, но более точно я смогу ответить на этот вопрос после того, как закончится 23-я гонка наступающего сезона».
Также на пресс-конференции один из репортеров задал еще один актуальный вопрос — выкупит ли Мазепин-старший команду у Джина Хааса, и появится ли она в будущем под российским флагом.
«Я не слышал об этом, и никто меня ранее об этом не спрашивал, так что я не могу ответить на этот вопрос», — сказал Никита.
12 марта в Бахрейне состоятся первые и единственные предсезонные тесты Формулы 1, где два новых пилота команды Haas впервые сядут за руль новой машины в этом году. Поскольку никаких особых обновлений у автомобиля в этом году не предвидится — команда предпочла сосредоточиться на создании машины по новому регламенту для 2022 года — то вряд ли нам стоит ожидать от Ника и Мика каких-то выдающихся достижений, однако чего мы точно ждем от Никиты, так это его победы над партнером в квалификациях и в гонках.
Именно это, а не оправдания, станут хорошим ответом на все комментарии, мнения и хэштеги в СМИ и соцсетях.
В дополнение к материалу предлагаем вам небольшое интервью Никиты Мазепина перед стартом тестов в Бахрейне от команды Haas:
— Ваше появление в паддоке Формулы 1 в качестве одного из 20 гонщиков — это, очевидно, реализация мечты и важный момент в вашей карьере, но так ли вы представляли этот день? Легко ли контролировать эмоции?
— Это будет удивительный момент, которого я ждал бо́льшую часть своей жизни. Причина, по которой я люблю свою работу, заключается в том, что я могу управлять самыми быстрыми автомобилями в мире вместе с этими 19 гонщиками на трассе.
Я особо не представлял себе, как я иду в паддок, но сесть в машину перед моим первым тестовым днем станет особым моментом. Я полностью сосредоточен на том, чтобы максимально использовать этот год, справиться со многими проблемами этого уникального сезона в спорте и на самом деле пытаюсь по-настоящему прочувствовать каждый момент своего первого сезона.
— Учитывая, что на VF-21 для вас запланировано всего полтора дня тестов, что главное для себя вы постараетесь из них извлечь?
— Да, количество времени на тестах в этом году значительно сократилось по сравнению с предыдущими годами, и это, конечно, многое усложняет для новичков, которым и так все будет непросто. Иметь значение будут каждые минуты. Автомобиль будет для меня новым, так что надеюсь на удачу, что не придется терять время на трассе. Мне важно как более комфортно почувствовать себя в машине. У нас есть много новых компонентов, к которым нужно привыкнуть. Кроме того, я ранее не управлял автомобилем с двигателем Ferrari, так что мне предстоит изучить элементы управления и освоить новую технику. Я много работал зимой. Мы тысячу раз общались с инженерами по зуму, чтобы изучить все кнопки и положения руля. Я также попросил создать для меня некоторые индивидуальные компоненты, такие как, например, упор для пятки, так что будет интересно проверить все в движении, а не только на заводе.
— Что вы думаете об автодроме Бахрейна как месте проведения тестов?
— Бахрейн — очень хороший тестовый трек. Там почти всегда стабильная погода, поэтому риск потери времени на треке из-за холода в это время года невелик. Он также состоит из множества высокоскоростных и медленных поворотов, которые станут отличным испытанием для конфигурации машины, и в то же время покрытие у трека очень абразивное, что увеличивает износ шин во время длинных сессий по сравнению с другими трассами. Это поможет нам точно понять, что нас ожидает в предстоящих гонках.
— Из-за ограничений на поездки в другие страны вам было, безусловно, сложнее познакомиться с командой. Например, вы только недавно смогли присутствовать на примерках сиденья в Банбери. Над чем конкретно вам удалось поработать с командой удаленно перед поездкой в Бахрейн?
— Есть два ключевых момента. Во-первых, это подгонка сиденья и обеспечение моего комфорта в машине. Это будет долгий год, и если сиденье не подойдет, весь сезон станет чрезвычайно тяжелым. Кроме того, эта машина очень сильно отличается от других машин Формулы 1, в которых я сидел — с точки зрения расположения рулевого колеса, названий кнопок на руле и всей системы управления в целом. Но прежде всего было важным установить хорошие рабочие отношения с инженерами, понять, как они предпочитают работать и какая обратная связь им необходима. Команда произвела на меня очень приятное впечатление, это отличная команда профессионалов, и я с нетерпением жду возможности начать сезон вместе с ними.
— На каких элементах программы физической подготовки вы сосредоточились? Ведь сезон в Формуле 1 будет намного более напряженным в физическом плане?
— Важно понимать, что это будет 23 Гран-при, три из них — с двумя гонками за уикенд. Мне никогда не приходилось летать так много или пересекать так много часовых поясов. Кроме того, в Формуле 1 по сравнению с Формулой 2 гонки длиннее, больше кругов, больше физических нагрузок — все это требует дополнительного внимания. Я был очень сосредоточен на кардио и силовых тренировках, упражнениях для укрепления шеи, чтобы быть в отличной форме и соответствовать физическим требованиям. Моя команда помогла мне как следует перегруппироваться и морально подготовиться к предстоящему сезону.