Новая международная женская серия: поможет ли она попасть в Формулу 1?
27.12.2022 | 2615 просмотров

Новая международная женская серия: поможет ли она попасть в Формулу 1?

АНАЛИТИКА
Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
В конце 2022 года Formula 1 объявила о новой инициативе — открытии специальной Академии Ф1 (F1 Academy) для женщин, направленной на развитие и подготовку девушек-гонщиц и их переход на более высокие уровни соревнований. Разбираем, что это за инициатива и сумеет ли она помочь девушкам пробиться в Формулу 1.

Вопрос женщин в автоспорте — один из самых спорных на сегодняшний день. Все соглашаются с тем, что девушек в гонках должно быть больше, но при этом путь, по которому сейчас идут спортивные организации, довольно сомнителен.

Сами девушки говорят о том, что хотят соревноваться на равных с мужчинами, но, к сожалению, история автоспорта доказывает, что это трудно осуществимо, а женщин, что и в самом деле могли соперничать в гонках с мужчинами, можно сосчитать по пальцам.

В Формуле 1 участие в Гран-при за всю историю принимали всего пять женщин, а очки, вернее, всего пол-очка смогла набрать лишь одна — Лейла Ломбарди. Женщины были также среди тест-пилотов или резервистов — в том числе известная всем Сьюзи Вольфф участвовала в пятничных тренировках.

В «Индикаре» за всю историю девушек побольше — 11, а Даника Патрик даже поднималась на подиум, но и это лишь малая часть от всего числа пилотов.

Еще одно знаменитое имя — Мишель Мутон, единственная из женщин, одержавшая победу на этапе WRC, а Ютта Кляйншмидт смогла победить на этапе «Дакара». Но это исключения из правил, к тому же речь идет всего лишь о победах на одном из этапов, а не на соревновании в целом или в сезоне.

Чем ниже сложность и уровень серии, тем больше женщин в ней выступает, и все равно видно, что конкурировать с мальчишками девочки могут преимущественно в картинге, когда физиология и психика у них еще мало отличаются, или в дрэг-рэйсинге, где требований к физике не так много, а реакция статистически у женщин лучше.

Тем не менее сейчас мы встречаем все больше девушек за рулем различных серий, женские экипажи выходят на старт «24 часа Ле-Мана», а в прошлом году женский экипаж победил в своем классе в гонке «24 часа Нюрбургринга».

Значит ли это, что женщины скоро будут соревноваться в гонках наравне с мужчинами? Сомнительно. Так не проще ли в автоспорте, как и в других видах спорта, сделать отдельный женский зачет? Но автоспорт не выбирает простых решений. Вместо этого федерации, команды и организаторы турниров пока придумывают способы, как не только привлечь девушек в гонки, но и дать им возможность выступать не хуже мужчин.

Участницы программы «Girls on Track — Rising Stars» 2021 в гостях у Академии Ferrari. Крайняя слева — Виктория Блохина

Распространение подобных инициатив сейчас становится все шире. На сегодняшний день уже есть программа FIA «Girls on track — Rising Stars» (в которой, кстати, участвовали и россиянки), имеется инициатива Ferrari Driving Academy, которая набирает девушек на стажировку, программа Total Karting Роба Смедли, которая также стремится к тому, чтобы в ней участвовало как можно больше девочек и девушек. Недавно появилась еще и специальная программа у Alpine под названием «The Rac(H)er programme».

Эта программа, как определяет пресс-релиз Alpine, направлена сразу на решение нескольких задач. Во-первых, это создание специальных алгоритмов по тестированию, физической и ментальной подготовке юных спортсменок к большим гонкам. Во-вторых, это специальные исследования Парижским институтом мозга по оценке того, что нужно, чтобы стать гонщиком топовых серий, и понимания, какие имеются барьеры, которые ограничивают присутствие женщин на стартовой решетке Формулы 1. В-третьих, Alpine намерены выделить «значительные ресурсы, чтобы дать женщинам-гонщикам такие же шансы на успех, как и величайшим чемпионам, подготовленным Академией, и, таким образом, перейти из картинга в Ф4, затем из региональных чемпионатов в Ф3 и, наконец, из Ф2 в Ф1». В качестве цели «The Rac(H)er programme» ставит увеличение числа девушек в автоспорте от нынешних 12% до 30%.

Альтернативный способ, но доступный не всем сериям, придумали организаторы Extreme E: в составе экипажа из двух пилотов они просто сделали участие девушек обязательным.

В Extreme E девушки обязательно входят в состав каждого экипажа наравне с мужчинами

Надо сказать, что в целом эти инициативы работают в том смысле, что в автоспорте и в самом деле стало появляться все больше девушек. София Флёрш, Рахель Фрей, Дориан Пин, Лилу Ваду, Сара Бови и Мишель Гаттинг демонстрируют отличные результаты в кузовных гонках, Джейми Чедвик выступает в «Индикаре». Но их имена знают именно потому, что таких девушек единицы. Если принять во внимание, как мало девочек в целом участвует в соревнованиях по сравнению с мальчиками и что большинство чемпионатов могут предложить только какой-то «женский трофей» для тех двух или трех своих участниц, что заявлены в серию, можно понять, в чем заключается проблема Ф1 в частности и автоспорта в целом, и почему решили создать специальную Академию Ф1 для девушек, чтобы найти и воспитать будущую гонщицу Формулы 1.

Кстати сказать, важную роль в этом сыграл и новый президент ФИА Мохаммед бен Сулайем. Арабские эмираты, откуда он родом, сейчас активно продвигают участие женщин в автоспорте. Вот уже два сезона за команду Prema racing выступают две сестры из Абу-Даби: Амна и Хамда аль Кубайси — в Формуле 4, затем во FRECA, а Амна и вовсе тестировалась в Формулу Е.

W Series

Чтобы появился выбор, в 2018 году объявили о создании полностью женской W Series. Ее дебютный сезон состоялся в 2019 году. Участие в ней было бесплатным, и предполагалось, что это повысит конкуренцию и поможет привлечь все больше девушек из разных стран. Целый сезон в серии провела и наша Ирина Сидоркова, причем в 18 лет она была самой младшей из всех участниц.

Но при организации соревнования было допущено несколько ошибок, которые в итоге привели к определенному ступору в развитии, а в каждом из трех состоявшихся сезонов (в 2020-м сезон отменили) победу одерживала все та же бессменная Джейми Чедвик.

Ирина Сидоркова готовится к гонке W Series

Закончилось все довольно печально. В октябре этого года организаторы серии объявили об отсутствии бюджета и отмене двух оставшихся этапов. Предполагается, что в следующем году серия возобновит свою работу, и о закрытии речи пока нет, но негативный исход всего предприятия все же более вероятен, к сожалению.

Академия Формулы 1

На фоне грустных новостей про W Series анонс новой женской Академии Формулы 1 — F1 Academy, который состоялся во время финалов Ф1 в Абу-Даби, т. е. буквально месяц спустя после отмены этапов, больше напоминал своеобразное перерождение предыдущего соревнования, чем параллельный запуск — хотя и преподносился иначе.

При этом организаторы новой серии явно учли все предыдущие ошибки и постарались их не допускать.

Руководителем F1 Academy стал Бруно Мишель, известный по управлению чемпионатами Формулы 3 и Формулы 2. У него есть огромный опыт и понимание того, как и что лучше устроить для общей пользы. В серию пришли команды, которые имеют опыт участия в гонках, в том числе (преимущественно) и в формульных. Это уже два больших плюса по сравнению с W Series.

Виктория Блохина на подиуме «новичков» итальянской Формулы 4 2022 в Монце

Вот еще детали запуска новой серии:

1. F1 Academy расположена на ступеньку ниже, чем W Series.

Академия Ф1 будет использовать в соревнованиях машины класса Ф4, а не региональной Формулы 3 (между Ф4 и Ф3). Это значит, что девушкам, не имеющим опыта участия в гонках с открытыми колесами, будет проще приспособиться к новой технике.

Шасси: Tatuus T421. Двигатель: от Autotecnica с турбонаддувом, развивающий 165 л.с. Шины: Pirelli.

2. Будет увеличено количество времени на треке.

Главной претензией участниц W Series была острая нехватка практики на треке. В рамках каждого уикенда им предлагалась лишь одна 90-минутная практика. С учетом того, что некоторые девушки впервые садились за руль автомобилей с открытыми колесами, этих полутора часов им категорически не хватало, чтобы понять и почувствовать машину.

В F1 Academy участницы будут получать по 200 минут вместо 90 каждый уикенд, помимо этого их ожидает 15 дней официальных тестов. Да и гонок будет намного больше: если в календаре W Series в течение сезона их было запланировано всего десять, здесь на 2023 год уже указана 21 гонка (по три за семь уикендов). Предполагается также, что в 2023 году как минимум один этап пройдет в рамках поддержки Ф1.

3. Будет сделан упор на более молодых девушек.

Этому должно поспособствовать и использование шасси Ф4. В W Series участвовали спортсменки разных возрастов, в том числе и те, кому за 30. В таком возрасте перспективы дальнейшего роста в формульных сериях уже нет.

Джейми Чедвик продолжит выступления в серии IndyCar за Andretti Autosport и в 2023 году

4. Более развитая перспективная лестница.

В качестве перспектив карьерного роста организаторы видят для девушек следующую возможную лестницу: F1 Academy, W Series, Формула 3, Формула 2, Формула 1. Бруно Мишель уверен, что через три–четыре года в Формуле 1 вполне может появиться женщина-гонщица.

5. Бюджет.

Гонки в чемпионате не будут бесплатными, как в W Series, но Формула 1 субсидирует часть расходов, оплатив по 150 000 евро за каждую участницу. Еще часть будет покрывать пилот, а недостающий бюджет может лечь на плечи команд.

6. Команды и участники.

В дебютном трехлетнем цикле F1 Academy запланировано участие пяти команд по три машины в каждой. Вот уже подтвержденный список команд:

  • Art Grand Prix (Франция)
  • Campos Racing (Испания)
  • Carlin (Великобритания)
  • MP Motorsport (Нидерланды)
  • PREMA Racing (Италия)

Все команды хорошо известны в автоспорте и имеют огромный опыт участия в молодежных формульных сериях.

Так, например, чемпион Формулы 3 этого года Виктор Мартинс выступал как раз за Art GP; PREMA Racing взяли титул в командном зачете Ф3; Фелипе Другович, выигравший Формулу 2 и ставший резервным пилотом Aston Martin, победил вместе с MP Motorsport; Carlin занял второе место среди команд в Формуле 2 вместе с Логаном Сарджентом, а Campos Racing стали чемпионами в испанской F4 в 2022 году.

В начале года организаторы F1 Academy обещают объявить календарь и список участниц, но лично мне и моим коллегам очень хотелось бы видеть среди них и нашу Викторию Блохину. Такой шанс, хоть и минимальный, но есть, но вот получится ли его реализовать, предугадать сложно.

Виктория Блохина может выступить в новой F1 Academy

Мнения экспертов относительно новой женской серии иногда оказываются прямо противоположными, но вот, например, что по этому поводу считает Гэри Андерсон, который явно находится в оппозиции:

«Я не думаю, что полностью женская серия когда-нибудь сработает. Если намерение состоит в том, чтобы привлечь женщину-гонщицу в Формулу 1, то в начале карьеры ей нужно противопоставлять лучших спортсменов. Есть много очень талантливых юношей, у которых нет денег, чтобы подняться по карьерной лестнице в автоспорте, так почему только девушки должны получать помощь от F1 в начале своего пути? Я работал с Лейлой Ломбарди — единственной женщиной, набравшей очки в гонке Формулы 1. Если вы достаточно хороши, вас нужно сравнивать с лучшими».

Схожей позиции придерживается и Бен Андерсон:

«Я уверен, что такие чемпионаты, как серия W и эта новая «Академия F1», созданы из лучших побуждений, но в конечном итоге они являются уловками, которые не решают фундаментальной проблемы».

«В настоящее время у нас нет женщины-гонщицы Формулы 1, не говоря уже о женщине-чемпионе, и как именно эти юниорские категории, предназначенные только для женщин, собираются это изменить? До сих пор еще не появилось женщины, настолько талантливой, чтобы конкурировать с лучшими гонщиками-мужчинами в Формуле 3 и Формуле 2 и побеждать их, и, следовательно, иметь веский довод в пользу перехода в Формулу 1».

«Я уверен, что команды Формулы 2 или Формулы 3, не говоря уже о Формуле 1, все равно не возьмут девушку исключительно из гендерных соображений, если только у нее нет либо подходящего бюджета, либо исключительного таланта, чтобы зарабатывать очки. Гораздо важнее, на мой взгляд, выяснить, какие реальные барьеры мешают женщинам бороться за позиции в топовых формульных сериях и как попробовать решить эту проблему, чем просто предлагать им соревноваться друг с другом в новой женской серии».

На самом деле все, конечно, зависит от масштаба самой программы и размера вложенных в нее сил и средств: вполне возможно, что где-то уже расцветает будущий талант чемпионки мира Формулы 1. Но на данный момент надежды Бруно Мишеля увидеть девушку среди боевых пилотов Формулы 1 через три–четыре года кажутся чересчур оптимистичными.

Комментарии

 
Сообщений: 5734
Хоспаде!..
Набрать парней, сменить им пол и вперед!
Проблем-то куча...
В других видах спорта уже пошли по этому пути. Чем Ф1 хуже?

(Сарказм)
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
19
3
Ответить
 
Сообщений: 5734
А если Себастьянку за руль вернуть, а? Предварительно, кхм, подготовив.
Или вон Люсьена перевести?
А чотакова?
Две крутые чемпионки мира, топящие за равноправие.
Продан в 2010 году...
7
11
Ответить
Енот Игорь
Гамильтона туда отравить он приживется,а если серьезно то лучше бы они щи варили...а не лезли куда не надо...
9
10
Ответить
  
Сообщений: 13110
"Сами девушки говорят о том, что хотят соревноваться на равных с мужчинами"

Пусть с бокса начнут...
Дебильный феминизм, мужчины и женщины НЕ РАВНЫ в своих физических кондициях и не получится соревноваться НА РАВНЫХ хоть у$рись.
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
24
2
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 218
zogar-zag
"Сами девушки говорят о том, что хотят соревноваться на равных с мужчинами"

Пусть с бокса начнут...
Дебильный феминизм, мужчины и женщины НЕ РАВНЫ в своих физических кондициях и не получится соревноваться НА РАВНЫХ хоть у$рись.
Мишель Мутон это расскажи....
4
8
Ответить
  
Сообщений: 13110
gam5ert
Мишель Мутон это расскажи....
Кто такой этот Мишель Мутон?
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
4
3
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 218
zogar-zag
Кто такой этот Мишель Мутон?
Женщина , выигравшая несколько этапов за рулём машины группы B, и еще много чего.
4
8
Ответить
    
Хабаровск
Сообщений: 1393
gam5ert
Мишель Мутон это расскажи....
И сколько у нее чемпионских титулов? Отвечу ноль
7
3
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 218
СУБАРУВОД_207
И сколько у нее чемпионских титулов? Отвечу ноль
То есть для тебя победы в этапах на авто группы B это вообще не показатель? Победитель пайкс пик, тоже нет. ОК, а Кен Блок по твоему тоже так себе пилот? Надо же дичь такую думать...
4
9
Ответить
Alex
Южно-Сахалинск
СУБАРУВОД_207
И сколько у нее чемпионских титулов? Отвечу ноль
В сезоне 1982 года экипаж Мутон/Понс стал вице-чемпионом, уступив только экипажу Вальтеру Рёрлю. Ты точно уверен, что это не титул?
4
3
Ответить
Дром, какая ещё Лейла? В Италии!
Лелла Ломбарди! Мария Грация Ломбарди.
 
 
Ответить
16837880
У Кляйшмидт золотой бедуин за правоверный африканский Дакар. Тоже так себе достижение? У Патрик в инди одна победа, причем, на овале. Чедвик - монстр из конкурентнейшей британской безкоробки, тоже не хухры-мухры. Объективно у меня к женщинам в автоспорте только один вопрос - могут ли они наравне с парнями выдерживать нагрузки высших прототипов и ф1. Космонавтки есть, но, может, это другое, хз.
3
 
Ответить
16837880
Сообщение выше субароводу. Глюк сайта, очевидно.
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром