Хотел приобрести недорогой в эксплуатации, надежный, высокотехнологичный, динамичный, относительно компактный автомобиль с большим багажником и большим клиренсом, с невысоким расходом топлива, с качественной отделкой, хорошей шумоизоляцией и эргономикой. Чтобы он не был бюджетным и при этом выглядел относительно скромно. Все это нашел в Шкоде Октавии 1,8 TSI DSG Elegance (+ опции).
Небольшое отступление - до Октавии у меня был Форд Фокус-1 1.8 2005 года выпуска (неплохой автомобиль, но с Октавией он и рядом не стоял). Еще имею в собственности Форд Фиеста Гиа 1,6 2007 года выпуска. Доводилось эксплуатировать другие иномарки различных производителей разных классов.
Шкоду Октавию приобрел в июле 2009 года за 951 000 рублей. Дополнительно "установил" только коврики. Сигнализация, "музыка" и защита были установлены заводом-производителем в качестве опций или входили в комплектацию. Кстати, в Октавии очень хорошая штатная сигнализация с автоматическим складыванием зеркал, автоматическим открыванием/закрыванием стекол, датчиком крена, датчиками объема салона.
Очень порадовало, что полис "КАСКО" на Октавию обошелся в такую же сумму, как и на Мицубиси-Лансер, который стоит в полтора раза дешевле.
Ну а теперь не совсем коротко о самом автомобиле.
Материалы отделки салона Октавии - одни из лучших в гольф-классе. Могу смело сказать, что они по качеству не уступают, а то и превосходят многие автомобили D и E классов (за исключением премиум-сегмента). В частности, в салоне нет вставок из дешевой крашеной пластмассы, с которых со временем сходит краска, пластик отделки, в основном, мягкий, радует очень качественная кожа на руле и рычагах DSG и ручного тормоза (малый кожаный пакет). Кому-то это не важно, кто-то не готов платить за это деньги, но я решил написать про это для тех, кому важно, и кто готов. А кто-то, дай бог, со временем до этого дойдет.
Эргономика - на высоте, как у всех автомобилей концерна Фольксваген.
Шумоизоляция двигателя – хорошая, лучше чем у большинства автомобилей гольф-класса. Двигатель работает ненавязчиво даже на высоких оборотах. Шумоизоляцию колесных арок можно было бы сделать лучше – на гладком асфальте проблем нет, но на асфальте с поверхностной обработкой звук покрышек отчетливо слышен.
Клиренс больше, чем у отдельных кроссоверов (16 см - по защите, 23 см - до нижней кромки бамперов или до порогов) – у меня стоит пакет для плохих дорог.
Багажник - огромный (560 л), очень удобной формы и грамотно спланированный (имеются откидные крючки для сумок, такелажные сетки и другие приятные мелочи). Перевозил в нем, не раскладывая задние сиденья, четыре покрышки 205/55R16, причем еще оставалось место, для того чтобы съездить в гипермаркет и закупиться на полмесяца.
Много отделений для мелких вещей (навскидку, больше пятнадцати) имеется и в салоне автомобиля.
Особое спасибо хочу сказать концерну «Фольксваген» за качество лакокрасочного покрытия. Я даже не ожидал, но оно действительно очень крепкое (в отличие от современных японских автомобилей и того же Форда), ветки деревьев и мелкие камни ему вообще нипочем.
Очень нравится слаженная работа турбированного двигателя и преселективного семиступенчатого робота DSG с двумя сцеплениями. Динамика, для гражданского автомобиля, очень достойная (7,8 с до 100 км/ч). В режиме кик-даун Октавия 1.8 TSI практически с любой скорости (даже за 100 км/ч) не плавно ускоряется, а "выстреливает". Даже не надо робот переводить в спортивный режим (а в городе это делать вообще страшно). Поэтому на трассе мало кто может "тягаться" в динамике с Октавией 1.8 TSI (хотя, конечно, перед такими автомобилями, как Мицубиси Лансер Эволюшн и БМВ с двигателями объемом от трех литров и более, она бессильна).
Подвеска – энергоемкая, но жестковатая и короткоходная. На небольшой скорости автомобиль подробно отслеживает профиль дороги, зато на высокой скорости подвеска проглатывает практически все.
Рулевое управление, на мой взгляд, оптимальное - очень информативное, но не "острое". Информативность работы педалей газа и тормоза выше всяких похвал. Очень своевременно, интеллигентно и ненавязчиво работают антиблокировочная, противобуксовочная системы, система динамической стабилизации и другие системы безопасности (всего их 9).
В ходе эксплуатации автомобиля очень положительно оценил работу датчиков давления в шинах, дождя, света, а также круиз-контроля и автоматически складывающихся зеркал.
Парктроник очень удобный и информативный. В отличие от многих автомобилей, в Октавии качественно работают климат-контроль, функция обогрева сидений, ксенон с динамической регулировкой угла наклона (например, в Фордах климат-контроль не держит заданную температуру, во многих иномарках обогрев сидений недостаточно эффективный или обогревает недостаточную площадь, в Тойоте-Авенсис ксенон изменяет угол наклона только после того, как автомобиль входит в поворот).
Отрадно, что в бортовом меню Октавии имеются большие возможности по изменению всевозможных настроек (до сих пор во многих не разобрался, так как меня устраивают и заводские настройки).
Неплохо звучит опционная музыка - двухдиновая сенсорная CD-MP3 магнитола Bolero с CD-чейнджером на шесть дисков, 12 динамиков.
В ходе эксплуатации серьезных недостатков в Октавии не обнаружил. Имеющиеся небольшие претензии никак не влияют на общее положительное впечатление от автомобиля, но все же отмечу их:
- При сильном солнечном свете бликует экран CD-MP3 магнитолы;
- Невозможно достать переднюю пепельницу, когда рычаг DSG находится в положении "P". Поэтому, чтобы ее вытряхнуть, приходится заводить двигатель, ставить автомобиль на ручной тормоз, переводить рычаг робота в положение "N" и только после этого вынимать пепельницу;
- Подвеска издает неприятный звук во время срабатывания отбоя, что часто происходит, когда превышаешь скорость при проезде лежачих полицейских или рельсов;
- Не самый эффективный обогрев заднего стекла;
- Иногда на мойке под давлением «Кёрхера» слетает с крепления крышка бензобака. Чтобы это не происходило, приходится закрывать автомобиль. Было бы лучше, если крышка бензобака открывалась бы из салона автомобиля;
- Ящик для мелочей под сиденьем переднего пассажира был бы значительно удобней в использовании, если бы был выдвижным, а не откидным (хотя у многих автомобилей нет даже такого);
- Несколько раз "зависала" CD-MP3 магнитола (впрочем, это характерно для всех современных автомобилей, напичканных электроникой);
- Омыватель фар обладает большим "аппетитом" - такое ощущение, что за одно срабатывание он выбрызгивает пол-литра - литр омывающей жидкости, и в результате бачок омывателя опустошается очень быстро;
- Иногда после мойки зимой примерзают боковые зеркала заднего вида и не сразу срабатывает их автоматическое раскладывание при включении зажигания.
В настоящее время пробег моей Октавии - 16000 км. Из поломок: в конце зимы порвался шланг заднего омывателя (возможно, по моей вине) – отремонтировали по гарантии.
Сделал ТО-1. Оно стоит 3800 рублей, однако регламентные работы предусматривают замену не всех фильтров. Я сказал, чтобы поменяли все, в итоге отдал 6700 рублей.
В общем, покупкой Октавии я очень доволен. Это универсальный, сбалансированный, технологичный и доведенный автомобиль. Стоит он, правда, дороже большинства одноклассников, но он того стоит. Потому что он на самом деле лучше этих одноклассников. По мелочам, но этих мелочей очень много. Одно только качество лакокрасочного покрытия чего стоит. Следует отметить, что некоторые такие мелочи напрямую влияют на безопасность. Так, можно взять автомобиль дешевле, но там будет стоять АБС предыдущего поколения, или ESP будет срабатывать не тогда когда надо, а когда захочет (есть много производителей автомобилей, которые экономят средства на их доводке) и т.д. Если мне кто-то не верит, почитайте тесты в разных автомобильных журналах (только не надо говорить, что все журналисты куплены), а еще лучше сами протестируйте автомобиль и, если у Вас предвзятое отношение к марке «Шкода», посмотрите на него объективно.
Кто-то, кому важней плавность хода либо нужны понты, взял бы за те же деньги, что моя Октавия, автомобиль D или E класса, но у меня приоритеты другие – клиренс, динамика, более компактный размер автомобиля, размер багажника.
Если у кого-то приоритеты совпадают с моими, присмотритесь к Шкоде. Буду рад, если мой отзыв кому-то поможет в выборе или невыборе в качестве личного автомобиля Шкоды Октавия.
Всем удачи на дорогах!
P.S. Напоследок хочу развеять некоторые мифы об Октавии, которые видел в некоторых отзывах и обсуждениях (особенно я угорал, когда читал отзыв ptmk, который, как мне показалось, во-первых, зря пересел на Шкоду Октавию со своей любимой Мазды Капеллы, а во-вторых, вообще зря сел за руль. Не в обиду ему будет сказано, но если тебя раздражает работа датчика дождя, отключи его рычагом в салоне, а он для этого предохранители выворачивать собирается).
Миф №1. Зимой не греет печка.
В Октавии при прогретом двигателе печка греет очень хорошо. Надо только учитывать особенность современных двигателей (не только TSI), которые, в угоду экологии и снижению расхода топлива, не прогреваются на холостом ходу. Поэтому, чтобы печка грела, надо ехать. А так, у нас зимой температура доходит до -35 градусов, но проблем с печкой я не испытывал.
Миф №2. Запотевает переднее стекло. Мерзнут ноги.
Рекомендую сначала научиться пользоваться климатической установкой, а потом садиться за руль.
Миф №3. В снегу, в гору или на некоторых других участках машина не тянет.
Такие участки надо либо проходить с ходу, либо отключать предварительно противобуксовочную систему.
Миф №4. Бешеный расход топлива при коротких поездках.
Не надо всецело полагаться на показания борткомпьютера, особенно при коротких поездках. Он начинает считать расход топлива литров с 40-30 и потом постепенно сбрасывает его.
Миф №5. Ненадежность турбин.
Насколько я помню, Фольксваген ставит турбированные двигатели на свои автомобили, по крайне мере, с конца девяностых годов прошлого века, и, если они были бы не надежны, он бы отказался от этой затеи. Ну а когда турбина все-таки исчерпает свой ресурс, ее можно заменить. Что касается меня, если я нашел миллион, чтобы купить автомобиль, то уж как-нибудь найду и 50-100 тысяч рублей, чтобы купить и установить новую турбину. Кстати, сейчас турбированные двигатели на свои автомобили активно начинают ставить Форд, Митсубиси, Опель.
Миф №6. Двигатель 1,4 TSI слабоват для Октавии.
Турбированный двигатель 1,4 TSI (мощность - 122 л.с., крутящий момент - 200 нм) совсем не слабоват, по характеристикам он соответствует примерно двухлитровому атмосфернику. Так что, Октавия с таким двигателем и DSG по динамике делает такие автомобили, как например Хонда Сивик 1,8 с автоматом (мощность - 140 л.с., крутящий момент - 174 нм) и Мицубиси Лансер с вариатором (мощность - 143 л.с., крутящий момент - 178 нм). А я на своем 1,8 TSI (мощность - 152 л.с., крутящий момент - 250 нм) спокойно делаю Хонду Аккорд (мощность - 201 л.с., крутящий момент - 230 нм) и иду вровень с Лексусом ЭрИкс350 (мощность - 277 л.с., крутящий момент - 346 нм).
Миф №7. Не поднимаются щетки стеклоочистителей – задевают за капот.
Для того чтобы их поднять, необходимо поставить их в сервисное положение (см. инструкцию к автомобилю).