|
Сиэтл — Снокуэлми — парк Олимпик — Ньюпорт — парк Кратер Лейк — Солт-Лейк-Сити — Твин Фоллс — парк Глейшер – Сиэтл.
Маршрут этой поездки задумывался таким образом: старт в Сиэтле, переезд через штаты Вашингтон (не путать с городом!) и Орегон вдоль Тихого океана к границе Орегона и Калифорнии, оттуда разворот на восток и переезд через Неваду и Юту к Скалистым Горам. Затем — еще один разворот, теперь уже на север, и переезд вдоль гор через Айдахо и Монтану к границе США и Канады, ну и оттуда — возвращение в Сиэтл и отлет домой. По пути предполагалось осматривать национальные парки Олимпик, Норт Кэскейд, Кратер Лейк и Глейшер, а также многочисленные местные заповедники и другие достопримечательности. План поездки составлялся как обычно: пробег 500-1000 км в день, 5-10 км ежедневных небольших пеших походов для осмотра всевозможных интересных мест, экскурсии до темноты, и после этого — выдвижение к заранее забронированному отелю километров за 100, как только стемнеет и посмотреть уже ничего невозможно. То есть путешествие напоминает достаточно сложное ралли с заранее строго отмеченными контрольными точками. У нас всегда так, нам это нравится )). Состав команды — я и жена.
Но до аэропорта еще надо добраться. От дома до Шереметьево — 575 км, выезжаем ночью, чтобы в 7-8 утра оставить машину на стоянке неподалеку от аэропорта дожидаться нашего возвращения. Трасса М4 «порадовала» только что открывшимися новыми платными участками. Теперь от Воронежа до Москвы их 4, и еще вскоре прибавятся. Что ж, хоть вот так «приближаемся» к еврожизни. Ну а дальше — все как обычно, перелеты да пересадки.
Любое путешествие по США начинается с выбора транспорта. По мне, так нет ничего лучше мотоцикла, но вот жена после наших давнишних неудачных мотоприключений категорически отказывается быть пассажиркой. Что ж, не всегда мне везет так, как в прошлом путешествии (https://travel.drom.ru/21737/ ), поэтому берем авто. При бронировании машины в США клиент выбирает размерный класс. И если в наших прежних американских поездках (https://travel.drom.ru/17967/ , https://travel.drom.ru/21737/ , https://travel.drom.ru/21829/ ) мы были втроем с племянницей и поэтому выбирали авто в классах «фулл сайз» или «стандарт», то сейчас, оказавшись вдвоем, решили сэкономить и заказали «компакт». Вот только сэкономить нам удалось только на бензине, но не на стоимости аренды машины — прилетели-то мы, как оказалось, в самый канун праздника Лейбор Дэй (День Труда). В результате многие прокатные конторы вообще закрывались, а те, что работали, в ценах не стеснялись и предлагали «компакт» по цене «стандарта». В итоге был взят новенький Шевроле Круз по 27 долларов в день, включая разнообразные сборы и налоги.
Благодаря автоглобализации, эта модель распространена и в России, но собираемые в Огайо авто немного отличаются от российских по комплектации. Нам достался Круз в комплектации LT с турбированным мотором 1,4 литра 138 л.с., 6-ти ступенчатым автоматом с возможностью ручного переключения, 6-ю подушками безопасности, АБС, системой «трекшн контроль» и спутниковым радио, но зато без привычного в России подогрева сидений. Цена Круза в этой комплектации в США — около 17-18 000 долларов.
День первый.
Ранним утром мы въезжаем в Сиэтл, двигаемся к центру. Интересно, что весь город при необходимости можно проскочить по нескольким параллельным многополосным хайвеям с ограничением скорости больше 100 км/ч. Но нам надо в самый центр, и мы съезжаем с магистралей на обычные улицы. Город почти пустой — сейчас выходной и к тому же утро. Над нами проносятся монорельсовые поезда.
Утро хмурое, и это неудивительно — дождь в Сиэтле в среднем идет 300 дней в году.
Нас интересуют два здания — «Коламбия Сентр» с площадкой обозрения на 73-м этаже, и один из самых старых небоскребов США «Смит Тауэр». Сегодня его 42 этажа уже не удивляют, но вот для 1914 года это было очень впечатляюще! Символ Сиэтла — здание «Спейс Нидл» - оказался в стороне от нашего маршрута, и поэтому мы планировали просто его рассмотреть с главной смотровой площадки Сиэтла в «Коламбия Сентр».
Но пока нам надо припарковаться. Въезжаем на одну из центральных парковок, оглядываемся, и нам понемногу становится не по себе… Кроме нас на пустой парковке только одинокий бомж, сидящий в углу и обхвативший голову руками. Вот появляется какой-то черный, без машины, зачем-то направляется к парковочному автомату, пару раз тычет в кнопки и не спеша уходит. Возможно, присматривается, что здесь плохо лежит. Мы переезжаем на парковку в соседнем квартале, она кажется безопаснее — там есть другие машины и нет бомжей, при этом она еще и дешевле. До открытия смотровой площадки в «Коламбия Сентр» остается еще минут 40, и мы решаем прогуляться по центру города. Эта прогулка подарила нам несколько очень сильных впечатлений! Расхожая фраза из американских боевиков «оказались не в то время не в том месте» отлично подходила к нашей утренней прогулке в Сиэтле. )) Я не люблю большие американские города — в них масса проблем (пропорциональных размеру города и этажам небоскребов), эти города неприятны для жизни и часто просто опасны. Среднестатистический американец в таких городах не живет — он предпочитает описанную еще Ильфом и Петровым «одноэтажную Америку». Но прилететь в Сиэтл и не посмотреть город было бы совсем уж странно, и мы начали осмотр. На первый взгляд все неплохо, нестандартная архитектура и зелень деревьев радует глаз.
Вот и Смит Тауэр — даже сейчас здание отлично смотрится. Не верится, что его построили 100 лет назад. Но еще более удивителен тот факт, что его возвели всего лишь через 60 лет после того, как первопоселенцы заложили свои первые хижины на этом берегу.
Интересно, что пирамида на вершине Смит тауэр — это дизайнерская квартира, представляющая собой одно гигантское помещение, можно сказать — однокомнатное, с внутренними террасами и лестницами. А совсем рядом возвышается и наша цель — огромный черный, напоминающий обелиск небоскреб Коламбия Сентр.
Оба знаменитых небоскреба расположены по соседству в даун-тауне.
Но вот что сильно напрягало во время этой ранней прогулки, так это чрезмерное даже для американского города количество бомжей на улицах. Собственно, в это время праздношатающихся туристов, кроме нас с женой, вокруг и не было. А поскольку в связи с выходным не было и спешащих на работу сиэтлцев (или сиэтлян? ))), то обстановка на улицах была не совсем обычная. Мы свернули к океану и почти сразу уткнулись в портовые промзоны и многоярусные хайвеи. В нос неожиданно шибануло мочой — крайне редкий запах в США, его нет даже в простейших туалетах в глухих лесах или пустынях. Вокруг — ни души… Развернулись обратно, прошли квартал чуть в сторону от Смит Тауэр, буквально 150-200 метров, и были шокированы еще более неожиданным для США густым запахом сгоревшей конопли. Недоуменно огляделись и наконец-то обнаружили разгадку такой, мягко говоря, странноватой обстановке в это утро в самом центре Сиэтла. Оказывается, мы стояли рядом с благотворительной миссией, в которой окрестные бомжи ели, спали, при желании — мылись, получали одежду и талоны на еду. Почему городские власти разместили эту организацию в самом туристическом центре для нас осталось загадкой, где-нибудь на задворках портовых складов это было бы уместнее. Ну да ладно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, и мы отправились чуть дальше в Китайский квартал.
Обстановка здесь была умиротворяющей, а местные жители занимались цигуном во дворах.
Неожиданно среди домов оказался фруктовый сад с курятником, как следовало из таблички — частный, принадлежащий местному китайцу, но открытый для общественного посещения.
Затем мы отправились в Коламбия Сентр и «взлетели» на 73-й этаж. Сиэтл с высоты очень красив!
Прямо под нами команда бесстрашных мойщиков окон спокойно занималась своим делом.
А вот и символ Сиэтла — башня Спейс Нидл.
Одно из впечатлений от Сиэтла при взгляде сверху — грамотно проложенные многоуровневые автомагистрали, упрощающие городской трафик. Вместо обычных перекрестков — сложные развязки.
Стоит отметить, что эти магистрали проложены в городе с населением всего лишь 600 000 человек! В родном Воронеже живет почти в 2 раза больше, при этом дорог меньше уж не знаю во сколько раз… Поэтому 7 км с работы домой, бывает, едешь больше часа. И на этом же 7-ми километровом участке видишь 2-3 аварии каждый день. Забегая вперед, скажу, что за все это наше путешествие по США, 6500 км самых разных дорог, мы увидели только 2 аварии. Значительный вклад в достижение относительно низкой аварийности в США вносит прекрасно организованное дорожное движение.
Когда мы наконец-то спустились «с небес на землю», обстановка в городе переменилась как по мановению волшебной палочки. Появились туристы, одиночки и большие группы, заработали магазины, а бомжи как-то подрассосались. И мы еще немного прошлись по центру.
Вот это цветущее здание — всего-навсего многоуровневый паркинг.
Местная городская библиотека выглядит очень футуристично.
Даже непонятно, сколько в этой в этом здании этажей. Оказалось — десять.
А из окон библиотеки открывается необычный вид на соседние крыши. На некоторых крышах — минипарки или цветники, совсем как в Неаполе.
Во многих американских городах мы видим вот такие пункты раздачи бесплатных гигиенических пакетов для собаководов, выгуливающих своих питомцев.
На ящиках — подробная инструкция, как правильно собрать отходы собачьей жизнедеятельности, чтобы не испачкаться самому. ))
Нам пора двигаться дальше. Навигатор с трудом разбирался в переплетениях развязок и эстакад.
Наконец-то мы выбрались в пригороды. Вот это и есть настоящая Америка.
Наша следующая цель — небольшой городок Снокуэлми неподалеку от Сиэтла. Он тих и патриархален.
Название этого городка ничего не говорит среднестатистическому туристу. А известен этот городок тем, что в этих местах в свое время снимался знаменитый сериал Дэвида Линча «Твин Пикс». Вот уже больше 20 лет в городе регулярно собираются фанаты сериала. И вот мы смотрим на тот самый отель над водопадом, в котором по сюжету жил агент Купер.
Вдоль реки Снокуэлми, давшей название городку, расположены еще несколько больших водопадов. Хайвей идет прямо над ними, но сверху их не видно. Чтобы добраться до водопадов, мы сворачиваем на старую Хисторик Вэгон Роуд, которая врезается прямо в облака.
От этой дороги к каждому водопаду проложены тропы протяженностью 1-2 км.
Эти тропы идут через о-о-очень необычный лес. Сказочно густой и какой-то первобытный…
С тропы вниз, в реку Снокуэлми стекают многочисленные ручьи.
И каждая тропа заканчивается водопадом.
Здесь мы разворачиваемся и опять едем к Тихому океану, где на побережье нас ждет мотель. Как обычно в наших путешествиях, мы выбираем небольшие местные дороги — так интереснее.
На этот раз мы двигаемся по шоссе вдоль берега самого большого фьорда США — Худ Кэнел. Да, раньше я почему-то полагал, что фьорд — чисто норвежское «изобретение», но оказалось, что они существуют везде. Вот только американский фьорд оказался совсем не скалистым. Просто очень узкий и длинный залив, 120 км длиной, на берегах которого стоят домики местного люда. У каждого дома, помимо непременных машин, еще и катер.
Рядом с дорогой увидели небольшой водопад в лесу.
Здесь, как и в Сиэтле, нас удивили пальмы у домов. Температура у океана +18, прохладно, но получается, что зимой здесь ненамного холоднее. Вот тебе и север США, ведь из этих краев уже и Канаду видать, а климат-то сочинский! Пальмы, виноградники, персиковые рощи…
Кстати, о персиках. По всему нашему маршруту местные фермеры у обочин торговали персиками, грушами и прочей своей сельхозпродукцией, совсем как у нас. Недешево — примерно в 2 раза дороже, чем в супермаркетах (до 120 руб. за кг), но только что сорванные фрукты этого стоили!
Уже под вечер недалеко от нашего мотеля мы прокатились в район старых береговых укрепрайонов начала 20 века. Такой любитель фортификации, как я, никак не мог упустить эту возможность!
Возле этой батареи стоит симпатичный домик, по виду — вполне современный, в стиле обычной «одноэтажной Америки». Но табличка на доме поясняет, что это — офицерский дом, построенный еще в 1903 году.
Еще один форт спрятался в прибрежном лесу.
Тут нам пригодились припасенные еще в Воронеже фонарики.
В казематах чисто, нигде нет ни мусора, ни неуместных граффити. Жаль, форты Кронштадта, ДОТы Карельского или Киевского укрепрайонов выглядят совсем по-другому…
Залив затянут густым туманом, в котором еле видны мачты постоянно гудящих кораблей, пробирающихся к выходу в океан.
Мыс между фортами превращен в зону отдыха — местные приезжают с домами на колесах, загруженные удочками, катерами, великами, квадрами и мотоциклами.
Уже подъезжая к отелю, увидели, как нагловатый олень, прогуливающийся по деревенской улице, подошел к обочине и не спеша отправился перед нашим капотом поперек дороги. Сначала такие сценки умиляют, но в отдельных штатах олени на дорогах — настоящее бедствие. Причем, говорят, животные исчезают аккурат с началом охотничьего сезона. ))
День второй.
Весь этот день отведен для обследования национального парка Олимпик. Расположенный на одноименном полуострове, парк окружен кольцевой дорогой, с которой по нескольким радиальным въездам можно проехать к различным участкам парка.
Сначала мы по серпантинам «взмываем» к ледникам на заснеженных вершинах.
По обочинам дороги — водопадики и вездесущие олени.
Ну а на вершине — награда, фантастически красивый вид на заснеженные горы.
Если бы не туман над океаном, можно было бы заглянуть в Канаду.
По другому въезду в парк мы подобрались к одному из водопадов.
Местные деревья, судя по этому пню, явно страдают гигантизмом. ))
А по дороге — как обычно, тоннели и олени ))
Двигаясь по дороге вокруг парка, мы заезжаем в еще один старый форт береговой обороны. Он тоже превращен в зону отдыха. Попадаешь в форт очень оригинально — шоссе ведет прямо в одну из бывших артиллерийских башен, в ее тыльную часть.
Размер сооружения поражает — ведь когда-то здесь находилось всего одно, но исполинское орудие. Бывшую артиллерийскую башню машины проезжают насквозь.
В форте было два крупнокалиберных орудия, шоссе проходит через обе башни. У стен выставлены впечатляющие снаряды. Если присмотреться, то на фотке внизу можно заметить меня, вставшего для масштаба у снарядов в соседней башне.
Мы снова возвращаемся в Олимпик. Горные реки и озера подходят почти вплотную к берегу океана.
По лесной тропе мы отправляемся к еще одному водопаду. Лес вокруг… ну, как обычно в этих местах.
На расположенных в парке площадках отдыха олени бродят, не обращая никакого внимания на людей.
По другой тропе мы идем вдоль невероятно прозрачной горной реки.
Вокруг — все тот же сказочный лес.
Тропа выводит… ну, конечно же, к водопаду. ))
Уже темнеет, день заканчивается, но мы спешим по очередной лесной тропе к берегу Тихого океана. В парке Олимпик снимались некоторые сцены популярного молодежного фильма «Сумерки». В таком лесу вполне можно поверить в вампиров и оборотней.
И вот мы выходим на океанский берег. Туман и сумерки делают мир вокруг почти черно-белым, но все равно от увиденного захватывает дух…
Мы спешим в отель, но по дороге, не удержавшись, на ночь глядя опять заезжаем в Олимпик.
Ну, а когда мы подъехали к мотелю в небольшом городке по соседству, то с удивлением увидели, как толстый енот не спеша переходил центральную улицу. Было не очень и поздно, мы даже успели воспользоваться гостиничными бассейном и джакузи.
Это для наших путешествий редкость — нет, не наличие бассейна (бассейны-то имеются почти во всех выбранных отелях), но вот обычно мы поселяемся уже после их закрытия, а выезжаем до их открытия. ))
День третий.
Проснулись мы в небольшом прибрежном городке. Но рассмотреть его толком не получилось — все заволакивал наползающий с океана туман.
Интересная погода в этих местах — у океана почти всегда туман и прохладно, +16 +18. Но стоит отъехать от берега километров 20, как от тумана не остается и следа, а воздух резко теплеет до +30 и выше.
А мы по прибрежным серпантинам, пересекая реки и заливы, двигаемся на юг к штату Орегон. Жителей этого штата в США дразнят «водоплавающими» — обильные дожди здесь не редкость. Но нам с погодой повезло.
Добравшись до устья реки Колумбия, мы подъезжаем к еще одному форту береговой обороны. Как и везде, здешний форт — это музей и зона отдыха.
Сначала мы осматриваем артиллерийскую позицию.
Ну и затем, взяв фонарики, мы полезли внутрь…
Чуть дальше от берега расположились склады и наблюдательный пункт. Строгая табличка предупреждала о возможных опасностях этих сооружений, но нас так просто не остановишь. ))
Затем мы на время отдаляемся от океанского берега и направляемся вдоль реки Колумбия в направлении Портленда, столицы штата Орегон. Но наша цель не сам город, а старая дорога за ним, проложенная в начале 20 века, Хисторик Коламбия Хайвей. Эта дорога, проходящая через живописные ущелья с водопадами — сама по себе достопримечательность.
По пути обращаем внимание на многочисленные мосты через Колумбию, предназначенные для прохождения океанских судов.
А в городке по соседству из старого суденышка сделали памятник.
И вот современный хайвей остается где-то внизу, а мы по старому серпантину поднимаемся в горы над рекой. Пейзажи завораживают…
Дорога хороша!
И вот начинаются водопады. Некоторые можно увидеть прямо от дороги.
Другие затерялись в окрестных лесах, и к ним выводят неприметные тропы.
Один из водопадов стекает со стены большого грота, а тропа позволяет пройти за водопадом, рассмотрев его как бы «изнутри». Такое чудо мы видим впервые!
Самый известный водопад в этих краях — двухсотметровый Малтнома Фоллс, один из символов штата Орегон.
Бродим по окрестностям старой дороги до сумерек, и уже в темноте, пролетев через Портленд, прибываем в отель в прибрежном рыбацком городке Ньюпорт.
День четвертый.
В этот день мы планировали прохватить по побережью до темноты сколько сможем, а потом свернуть в сторону национального парка Кратер Лейк, рядом с которым у нас забронирован очередной мотель. Но неожиданно мы надолго задержались в Ньюпорте. Путеводители отмечают там как достопримечательность очень красивый арочный мост через залив.
Но когда мы остановились у моста, то совершенно отчетливо услышали крики морских львов! Поехали вдоль берега залива на звук и оказались в историческом рыбацком квартале.
И там, среди непривычно разукрашенных рыбных складов и фабрик…
… мы обнаружили морских львов, безмятежно расположившихся у одного из причалов, совсем как в Сан-Франциско у Пирса 39!
А рядом с ними — обычная рыбацкая суета.
Метрах в 100 от берега небольшой островок был просто весь покрыт «загорающими» морскими львами, жаль, что солнце не позволило сделать забавное фото.
Затем мы двинулись на юг, в сторону Калифорнии, по пути останавливаясь в самых живописных местах орегонского побережья.
Вот только туман, туман…
Во время отлива морские звезды оказывались на прибрежных скалах.
Мы уже приближались к Калифорнии, но туман никак не хотел рассеиваться.
Таблички на побережье предупреждают о возможных цунами.
По пути увидели ресторанчик в автостиле.
Посетителей усаживают в автомобили, установленные в зале, совсем как Винсента Вегу и Мию Уоллес в «Криминальном чтиве». Но мы выбрали итальянский ресторанчик в соответствующем городке — Флоренция. Аппетитная порция устриц на гриле всего за 12 долларов — почти невозможно устоять. ))
Мосты в этих краях часто выглядят как настоящее произведение инженерного искусства.
Мы двигаемся дальше. Мечтали окунуться в океан, но температура воздуха на побережье +16 с ветром, температуру воды не знаем, но от холода аж кости ломит. Купание в Тихом океане отложили до более теплых пляжей.
В самых красивых местах побережья Орегона устроены парки и заповедники.
Иногда на прибрежных островках можно снова увидеть морских львов.
На границе Орегона и Калифорнии туман наконец-то рассеивается, но теплее все равно не становится. Перед разворотом на восток в сторону мотеля неподалеку от национального парка Кратер Лейк последний раз гуляем у Тихого океана.
День пятый.
С утра стартуем в парк Кратер Лейк. Этот парк представляет собой огромный кратер древнего вулкана, со временем заполнившийся водой. По кромке кратера проложена круговая дорога со смотровыми площадками и прогулочными тропами. И вот на горизонте появляется наша цель.
Мы забираемся на высоту около 2,5 километров, и перед нами открывается совершенно нереальное зрелище!
Оказывается, в главном кратере есть еще один кратер, поменьше, возвышающийся над гладью воды. А цвет воды просто завораживает, смотришь и думаешь: «Да такого не бывает!» ))
Вода к тому же необычайно прозрачна.
Солнце на такой высоте припекало, захотелось окунуться в это необычное озеро. Но оказалось, что температура воды в нем всего лишь +3 . Увы, мы не моржи…
Этот день у нас бедноват впечатлениями — после парка нас ждал только длинный перегон на восток к Скалистым горам.
Из Орегона мы въехали в Неваду. Невада — очень пустынный штат.
Мы были в этих краях раньше, только южнее. Смотреть здесь особо не на что. Даже когда мы поднялись по серпантину на горный перевал, вокруг нас до горизонта была только пустыня.
Жаль, не успели заснять необычную сценку. Пустое шоссе, но впереди на встречке видна какая-то непонятная суета. Подъезжаем и видим огромного орла, неторопливо ковыряющегося в останках какого-то сбитого животного. Он взлетел, только когда мы поравнялись с ним, причем остатки еды утащил с собой.
День шестой.
Наша первая цель на сегодня — пещера Тимпанога. Пещера находится в горах на высоте около 2 километров, к ней ведет тропа длиной около 2500 м. Тропа асфальтированная и даже с водоотводами! Но идти по ней непросто.
Стильный домик на склоне — просто туалет неподалеку от входа в пещеру. На нем предупреждающая надпись «Последний шанс».
Вокруг — красота!
В пещере красиво, как…ну, как обычно в пещерах. ))
После пещеры — небольшой поход по соседнему каньону вдоль горной речушки к водопаду.
Погода на высоте 2-2.5 км меняется резко и неожиданно — вроде бы только что жарило солнце, и тут же ливень. Местные говорят: «если погода не нравится — подожди 15 минут».
Мы двигаемся на север и въезжаем в столицу штата Юта — Солт-Лейк-Сити. Как и в Сиэтле, через город идут два многополосных хайвея с ограничением скорости до 120 км/ч. С этих магистралей — съезды в жилые и офисные кварталы, и только там скорость ограничивают до 50-70 км/ч. Очень грамотное, хотя и дорогое решение проблемы пробок. А могли бы просто ограничить въезд в центральную часть, как принято в некоторых иных странах, да и все.
Наша цель здесь — местный зоопарк, с удовольствием там гуляем. Большие вольеры очень похожи на естественную среду обитания животных.
Забавно выглядят вольеры для жирафов с необычно высокими и узкими дверцами для животных. А для посетителей эти вольеры - двухэтажные.
У многих животных есть свои персональные бассейны, устроенные как гигантские аквариумы.
Огромная черепаха живет уже больше 100 лет. Сколько — точно никто не знает, ведь она пережила всех своих исследователей.
Солт-Лейк-Сити — приятный спокойный город.
Удивляют символические даже по российским меркам расценки на автопарковке в самом центре города. Для здешних заработков это чуть дороже, чем бесплатно.
Ну а в этом местном Капитолии заседает правительство штата Юта.
Вот-вот сядет солнце, и мы совершаем заключительный на сегодня поход на гору со смотровой площадкой над городом. Здесь мы встречаем закат.
А затем — короткий переезд на север в мотель.
День седьмой.
Этот день мы начали с купаний в горячих источниках. Несколько бассейнов и джакузи с водой разной температуры, от комнатной до +43, вход 7 долларов, если бронируешь через интернет — скидка. Больше всего понравился большой бассейн с температурой +33.
Дальше наш путь ведет на северо-восток через штат Айдахо. Прозвище этого штата — «картофельный», поскольку основное занятие его жителей — фермерство. Это сильно заметно по многочисленным магазинам ковбойской атрибутики.
Айдахо — штат скучноватый, но и в нем есть свои замечательные места. Первая наша остановка в районе городка Твин Фоллс у водопада Шошони, называемого еще «Ниагара Запада». Зрелище очень необычное! Вот едешь и едешь через бесконечные поля, и вдруг…
Оказывается, все окрестные поля находятся на скалистом плато, которое прогрызает река. Сворачиваем к реке, и все вокруг резко меняется. Дорога неожиданно превращается в серпантин, со склонов которого прямо на шоссе стекают ручьи и водопады.
Но главное чудо — впереди. Жаль только, что оказались мы у водопада в засушливый сезон.
Темные следы на скалах оставлены еще недавно струившейся водой. Водопады поменьше стекают со стен речного каньона.
Рядом озеро, в котором местные рыбачат и купаются.
Неподалеку — ажурный мост начала 20 века, самый высокий в штате Айдахо.
И опять водопады, стекающие со стен каньона в реку.
Наша следующая остановка — в парке Лунные Кратеры. Этот парк представляет собой гигантские лавовые поля, оставшиеся от извержения вулкана 5000 лет назад. Площадь этих полей — около 1000 квадратных километров. Первопоселенцы в свое время не смогли их преодолеть и искали пути обхода.
В самых интересных местах парка, как обычно проложены тропы, причем многие из них асфальтированы и доступны даже для инвалидов в колясках.
В парке висит карта, в которой посетители иголочками помечают города, из которых они попали в этот парк. Очень много иголочек в Европе, достаточно в Китае, Австралии и даже в Индии и Новой Зеландии. А вот в России почти нет. Мы немного подправили статистику.
Из этого парка мы направились дальше на север, в горы. Следующая цель — городок, название которого мало что скажет обычному туристу — Сан Валли. Но если сказать «Серенада Солнечной Долины», то многие любители американской киноклассики и доброго старого джаза сразу вспомнят бесхитростный фильм с чудесной музыкой Глена Миллера. Да-да, мы заехали именно в ту Солнечную Долину — первый в мире горнолыжный курорт. Милый старомодный городок, типичная «одноэтажная Америка».
Наш путь вел дальше на север. Вскоре мы въехали в Монтану. Как обычно, выбирали не основные магистрали, а местные небольшие дороги вдоль каньонов и горных речек.
Чем дальше мы продвигались на север, тем величественнее становилась природа.
По сравнению со скромным Айдахо преобразились дома местных фермеров. Расположенные на большом расстоянии друг от друга и неизменно в красивых местах, они выглядели о-о-очень живописно! Стали появляться лесовозы и поленницы дров у домов. А в безлесной Юте или Неваде одно поленце стоит один доллар ))
Уже в сумерках, приближаясь к отелю, на обочине горного серпантина неожиданно увидели клубы пара. Я решил было, что померещилось, но жена предложила остановиться, и не напрасно! Рядом с дорогой струились горячие источники. Просочившись под дорогой, горячие струи впадают в горную реку. Оказывается, в начале 20 века их даже приспособили под солдатскую баню.
Недалеко от источников — остатки старой плотины.
Эти края почти не заселены. Вот такой городок с населением 7 (семь!) человек мы проехали уже ночью.
День восьмой.
Мы продолжаем двигаться вдоль гор на север. По дороге увидели необычный мост, оказалось — это переход через шоссе для окрестных животных.
Путешествуя по американской глубинке, можно часто увидеть самые разные музеи. Этнографические, авиационные, автомобильные или оружейные — они создаются и поддерживаются местными энтузиастами и встречаются по всей стране. Мы остановились возле подобного музея в Монтане у городка Полсон. Сначала захотели пофоткать необычные машины, выставленные у входа в музей, заглянули через забор и …
... в общем, наш график тормознулся на полтора часа. В этом музее оказалось огромное количество экспонатов, рассказывающих о самых разных сторонах жизни в США за последние 100 лет с точки зрения развития техники.
Сначала я, конечно, завис в оружейных залах. Начинается все с эпохи покорения Дикого Запада.
Затем — Мировые войны.
Затем пришел черед залов с мототемой…
В числе мотоэкспонатов были и наши «Урал» с «Днепром» — один из Камбоджи, другой из Восточного Берлина.
Помимо экспозиции в здании, на внутренней территории музея воссоздан типичный старый американский городок. И там жену заинтересовали более обыденные вещи.
Можно было зайти в кабинет дантиста 60-летней давности, в парикмахерскую такого же возраста, посмотреть на автозаправку или автомастерскую довоенной поры.
Интересно, что самый старый пылесос в музее датируется аж 1880-м годом. И были в музее стиральные машины примерно такого же возраста.
Было в музее и знакомое до боли всем россиянам такое родное устройство. ))
Новейшей истории в музее мало, ведь вещи еще не успели состариться как следует.
Всего в этом провинциальном музее оказалось более 150 000 экспонатов. Стоимость входного билета — 5 долларов.
Затем мы продолжили наш путь на север. Дорога шла вдоль необыкновенно чистых озер и горных рек с перекатами и водопадами.
Радовали глаз и домики местных жителей.
Наша главная цель на этот день — национальный парк Глейшер. Он не случайно называется «Ледник» — обычно снег здесь лежит еще в июне, и ледников здесь достаточно. Но продолжающаяся уже два года в этих местах засуха в сочетании с аномальной жарой основательно подпортили впечатление от здешних гор, ожидали куда больше снега и льда. Тем не менее, парк очень хорош. Прежде всего он знаменит своей дорогой через горы, называющейся «Идущие к солнцу».
Вокруг дороги — те самые ледники, точнее — то, что от них к этому времени осталось.
Прямо на дорогу льются водопады.
Дорога идет вдоль больших озер.
По парку, как всегда в США, для туристов проложено много троп различной протяженности и сложности. Мы выбрали пару троп вдоль горных рек с водопадами.
У этого водопада две американки устроили костюмную фотосессию.
А этот водопад выливается прямо из скалы!
Солнце уже садилось, и мы двинулись к очередному мотелю. Путь к нему оказался непрост! В сумерках на пути встречались грозные знаки…
…необычные мосты, выглядевшие как декорации к вестернам…
…и совершенно обнаглевшие животные. ))
День девятый.
В этот день мы начинаем движение на запад, обратно в Сиэтл. Можно туда махнуть по-быстрому по магистралям, но это — не наш метод. Как обычно, мы выбираем небольшие местные дороги. Главное на сегодня — охватить максимально возможный кольцеобразный участок живописных дорог «Селкирк Луп». Вот только северная часть этого кольца проходит в Канаде. Что ж, посмотрим что сможем. Это тоже немало — американский участок трассы «Селкирк Луп» проходит через западную часть Монтаны, север Айдахо и восточную часть штата Вашингтон.
И дорога оправдывает наши ожидания на все сто! Озера, водопады и горные реки сменяют друг друга…
Многие американцы приезжают в эти места на отдых, со своими домами на колесах, лодками и квадроциклами.
А местным и ехать-то незачем — они и так здесь живут.
Мы проехали небольшой городок, который удивил необычной рекламой на столбах.
Первая наша большая остановка — у водопада на реке Кутенай. Предупреждающая табличка призывает к осторожности и сообщает, что в этих местах погиб 51 турист. Сначала по лесной тропе …
…мы выходим к водопадам и порогам.
Затем, следуя тропе вдоль реки, мы оказываемся на подвесном мостике, вызывающем ассоциации с фильмами про Индиану Джонса.
Неподалеку — очень красивый арочный мост, второй по высоте в Айдахо. А первый по высоте мы уже видели у водопада Шошони в Твин Фоллс.
Мы продолжаем путешествовать в озерно-речном краю.
Можно встретить следы деятельности тех поселенцев, которые начинали осваивать эти пустынные края. Вот мы опять увидели мост, напоминающий декорации к вестернам.
А вот мы осматриваем угольные разработки 100-летней давности.
Возле бывшей угольной шахты — водопад, который шахтеры когда-то приспосабливали для своих нужд.
Постепенно мы приблизились к границе с Канадой.
Природа завораживает своим величием!
Городки и фермерские хозяйства встречаются все реже. Но уж если встретились, то хочется сфоткать каждый дом. Местные живут в очень красивых местах, а их дома, мосты или электростанции отлично смотрятся на фоне окрестных пейзажей.
Солнце уже садилось, и мы направились на ночлег в очередной отель, уже в штате Вашингтон.
День десятый.
На сегодня наши планы — вернуться в Сиэтл, по пути посмотрев национальный парк Норт Кэскейд. Дорога к парку привела нас к интересному городку Уинтроп, стилизованному под времена освоения «Дикого Запада». Какие-то дома остались от старых времен, а новые продолжили строить в том же стиле. Результат получился замечательный!
Но вот дальше нас ждал серьезный облом: оказывается, этой ночью ливень в горах вызвал оползень, заваливший единственную дорогу в парк Норт Кэскейд. Причем эта дорога — кратчайший путь в Сиэтл. Деваться нам было некуда, и мы поехали в объезд, вдоль уже знакомой нам реки Колумбия.
Вдоль реки стоят дома и сады фермеров. Интересно, что сады очень удобно организованы для ухода за деревьями и уборки урожая. Во-первых, плодовые деревья низкорослые — привычных нам яблонь с двухэтажный дом нет вообще, все не выше человеческого роста. А во-вторых, вдоль рядов саженцев фермеры часто устанавливают решетки, наклоненные под углом 45 градусов, к которым затем привязывают саженцы. В итоге ряды деревьев вырастают, наклоненные друг от друга и между ними всегда есть проход для людей или проезд для техники.
Все хорошее когда-нибудь да кончается. Вот и нам пришло время улетать. А дома все как всегда — забрали машину на стоянке и покатили 575 км под проливным дождем.
Ну и немного фоток запомнившихся тамошних не совсем стандартных машин.
Так получилось, что во время нашего пребывания в США там проходили различные автофестивали. Большинство участников прибывали на выставки своим ходом, и мы часто видели их на дорогах.
С владельцем Плимута на фото внизу удалось перекинуться парой фраз на заправке. 650 лошадиных сил (даже не хочется пересчитывать, какой транспортный налог его ждал бы в России!), расход бензина от 60 до 100 литров на 100 км. Говоря о расходе, хозяин расхохотался. Вон он на фото, пожилой мужчина в красной бейсболке справа от машины.
А вот на этом классическом Корвете пара еще более пожилых пенсионеров каталась по паркам в 2 000 км от дома.
Но на американских дорогах можно увидеть также вполне раритетные машины, которые безо всякого пафоса до сих пор просто используются по своему прямому назначению.
Вот этот грузовичок трудится в хозяйстве садовода.
А этот старый Шеви Сабарбан переделали в снегоочиститель в парке Олимпик.
Немного мотоциклов. Ну как же без них в США.
Вот на стильном трайке едет не менее стильная дама.
А на этом Харли в парк Кратер Лейк приехала изящная девушка. Потому и ленточка на рюкзак повязана.
А здесь оказались рядом два символа авто-мото Америки.
Немного пикапов. Они там работают. ))
А еще пикапы помогают хозяевам отдыхать.
Но амеры умеют отдыхать с любыми авто.
Вот владелец этого Рэнглера прихватил с собой на природу мотоцикл.
Обладатели машин побольше могут и захватить с собой побольше.
А вот эта ситуация очень хорошо характеризует ценность авто в глазах среднестатистического американца — хозяину надо было перевезти тренажер, и он его запросто уложил прямо на кузов. Машины в США очень доступны и поэтому местные их не очень-то и берегут.
Часто в обсуждении отчетов про США возникают споры о том, как достигнута тамошняя всеобщая чистота (Нью-Йорк и тому подобные места не в счет, это совсем другая Америка). Я уже говорил раньше, что в амерской жизни мощный и почти неизбежный кнут всегда соединяется с приятным пряником. Что касается чистоты, то это выглядит так: даже вдоль провинциальных двухполосок устроены места отдыха и пикников, подобные тому, что на фото ниже.
Часто такие площадки отдыха устраивают в живописных местах, где и просто так хочется остановиться. Там, помимо столиков, обязательно будет чистый (ЧИСТЫЙ!) туалет и мусорные ящики (разные для разного мусора). Соответствующие службы будут поддерживать все почти в идеальном состоянии. И при этом штраф за выброшенную из окна авто сигаретную пачку — от 500 до 1500 долларов. При таком раскладе нормальный человек нигде не гадит.
Немного о еде — ну как без этого в Америке. В путешествии мы питались примерно так же, как среднестатистический американец. До сих пор находятся те, кто полагает, будто стандартная американская еда — это конвейерные гамбургеры из Макдоналдса. Очередной раз утверждаю — это не так! Даже Гарминовская программа при поиске в разделе «еда» разделяет «фаст-фуд» и «америкэн фуд». Вот типичный пример нашего стандартного «завтрака туриста» в ресторане из раздела «америкэн фуд»:
Немного пояснений к фото: на переднем плане так называемый «скилет» — смесь мяса, картошки и других овощей с яичницей сверху. Подается в раскаленной шипящей сковородке на термоподставке с ухватом на ручке. Цена — 7-8 долларов.
На заднем плане — «слэм». Это яичница с беконом, ветчиной, купатами и картошкой «хаш браун» (типа драников) плюс большие блины с маслом и кленовым сиропом. Цена всего набора — 8-9 долларов. После такого завтрака аппетит разыгрывается только к ужину.
Но многие американцы (и мы тоже) с удовольствием заходят в рестораны различных национальных кухонь. Вот обычная еда в китайском ресторане:
На заднем плане — основная еда (в данном случае говядина по-монгольски и курица, жареная в сладком соусе). А посередине стола — гарнир, конечно же, рис. Цена — в среднем долларов 7-9. Съесть такое количество еды в один присест нереально, но все недоеденное забираешь с собой в специальных контейнерах. Нам такой порции хватало минимум на два раза.
Останавливались мы в недорогих мотелях, по возможности выбирая сетевые. Больше всего по соотношению цена-качество нравится сеть «Дэйз Инн». В стандартном номере будет все необходимое — телек с кабельным, кондиционер, микроволновка, холодильник, фен, утюг, телефон. Средняя цена — долларов 60 с завтраком. Вот один из наших номеров:
Чуть хуже, но в целом неплохо — сеть «Мотель 6», примерно те же деньги, но с плохеньким кофе вместо завтрака и без микроволновки. Во всех мотелях этих сетей обязательны бассейны.
Немного о Шеви Круз. Из плюсов — очень экономичный мотор, средний расход самых дешевых 85-го или 87-го бензинов за все путешествие оказался меньше 6,5 литров. Конечно, значительная часть нашего маршрута — это загородные трассы с неспешным трафиком, но приходилось ездить и в городах, а две трети пути — это серпантины в горах высотой от 1000 до 2500 метров. Вот только в пробках нигде не стояли. Интересно, что такой же мотор, оказавшись в России, экономичностью не отличается. Думается, что причина — в отвратительном качестве нашего российского бензина и совершенно нечеловеческом трафике. Понравилась АКПП, активно помогающая тормозить двигателем на горных спусках. АКПП Доджа Эвенжера и Шеви Малибу, которые мы арендовали в прошлых поездках по США, так делать не умели.
Но были у Круза и раздражительные мелочи. Прежде всего — крайне неудачное расположение петель багажника у седана, съедающее значительный объем по самому центру. Удивили мелкие глюки электростеклоподъемников на почти новой машине. Ткань, использующаяся в отделке салона, очень маркая. Но в целом нормальное авто за свои деньги. Особенно, если расплачиваешься за него в США.
Про бюджет поездки.
Самая затратная часть — перелет, 70 000 за двоих туда-обратно, плюс 5000 — проезд от дома к аэропорту и обратно вместе со стоянкой авто. Всего 75 000 руб.
Отели — 11 ночей по 60-65 долларов, всего около 700 долларов. Больше половины отелей — с завтраками.
Аренда машины — 11 дней по 27 долларов в день, всего 297 долларов.
Бензин — в среднем 6,5 литров на 100 км при цене около 1 доллара за литр, всего чуть больше 400 долларов.
Еда-питье-выпивка — долларов 400 за все путешествие.
Въезд в парки, различные билеты — долларов 100-150.
Итого на собственно путешествие мы затратили 75 000 руб. плюс около 1900-1950 долларов — то есть примерно 140 000 рублей на двоих.
К этим затратам надо прибавить некоторую сумму на сувениры, подарки родственникам и друзьям. Ну и полноразмерный шопинг — без него в США никак. Очень трудно удержаться, когда видишь привычные вещи в 4-5 раз дешевле, чем дома.
Все! Всем удачных путешествий!