Трехнедельный перерыв между предыдущим этапом в Монце и предстоящим в Сингапуре можно назвать мини-каникулами для Формулы 1. Пилоты и команды каждый по-своему воспользовались этим тайм-аутом.
Например, Alpha Tauri подготовили несколько новинок по аэродинамике, McLaren представили новую ливрею для своих автомобилей на Гран-при Сингапура, а Ferrari провели модное дефиле в рамках Миланской недели моды, которое не смог пропустить и Карлос Сайнс.
Не дремали и в руководстве чемпионата.
Во вторник Formula 1 и FIA распространили пресс-релиз относительно количества уикендов со спринт-гонками. В документе сказано, что в календаре 2023 года, где ранее анонсировали 24 Гран-при, в расширенном формате с субботними спринт-гонками пройдет шесть уикендов.
Идея с шестью спринтами появлялась в планах Доменикали еще на 2022 год, но тогда три стороны (FIA, Formula 1 и представители команд) не смогли договориться по расходам. Команды требовали увеличения бюджетов, утверждая, что амортизация увеличится, а возможные инциденты во время спринтов потребуют дополнительных расходов, но FIA и F1 пересматривать финансы отказались.
Тем не менее некоторые изменения в 2022-м по сравнению с 2021-м последовали. Так, например, пересмотрели систему начисления очков: вместо трех, двух и одного балла за первое, второе и третье место соответственно стали начислять очки за первые восемь мест.
Как эта система будет выглядеть в 2023 году, в каком формате будут проходить сами короткие гонки и будет ли применяться реверсивная стартовая решетка — пока еще неизвестно, как неизвестно и то, какие из этапов примут «длинные уикенды». Пока же можно в любом случае предположить, что на этот раз стороны договорились между собой о бюджетах и скоро нам сообщат другие подробности.
Изменения произошли и на рынке пилотов.
Мы уже рассказывали подробно про Пьера Гасли, Оскара Пиастри, Колтона Херту, Фелипе Друговича, Мика Шумахера, Роба Шварцмана и других гонщиков в нашем обзоре примерно две недели назад.
Больших сдвигов с тех пор не произошло, однако кое-что изменилось.
Николас Латифи и Williams объявили о том, что со следующего сезона их пути расходятся. На момент написания материала было еще неизвестно, кто займет его место в кокпите.
Alpha Tauri объявили о продлении Юки Цуноды на 2023 год, а во вторник уже Alfa Romeo сообщили о продлении контракта с Чжоу Гуанью. Ну и как модно стало последнее время после скандалов в «Индикаре» между Chip Ganassi Racing и McLaren, а также в Формуле 1 между McLaren и Alpine, Цунода и Чжоу это также подтвердили.
Как это повлияет на дальнейшее движение на рынке пилотов?
Сейчас формально остается еще три условно свободных места: в Alpine, Haas и Williams, причем в Alpine с вероятностью в 99% его займет Пьер Гасли, которому на смену в Alpha Tauri придет Ник де Вриз. В любом случае можно сказать, что де Вриз займет одну из вакансий, настолько он впечатлил всех своим выступлением в Монце. Среди других кандидатур называют Антонио Джовинацци (в Haas) и Логана Сарджента (в Williams).
В начале года Формула 1 объявила о том, что истекший контракт на проведение Гран-при Сингапура продлили вплоть до 2028 года.
1–2 октября Гран-при Сингапура состоится впервые с 2019 года. Два года здесь, как и в Китае, все подобные массовые международные события были приостановлены из-за коронавируса. Однако этой осенью Сингапур снял ограничения, и вполне возможно, что следующей весной его примеру последует и Китай — по крайней мере Гран-при в Китае уже значится в официально утвержденном календаре.
Впервые Гран-при Сингапура состоялся в 2008 году и стал первым в истории Формулы 1, прошедшим в темное время суток. С тех пор проводится исключительно ночью. Кстати, тот самый первый Гран-при стал примечательным и с другой точки зрения: почти год спустя после гонки FIA начала расследование аварии Нельсона Пике-младшего, которая привела к победе Фернандо Алонсо. Кстати говоря, Алонсо выступал тогда за Renault. Был установлен сговор между пилотом Пике-младшим, руководителем команды Флавио Бриаторе и главным инженером Пэтом Симондсом. Любопытно, что никаких санкций не последовало.
Марина-Бэй — это гораздо больше, чем просто зрелищная и красивая гонка. Гран-при Сингапура является в полном смысле этого слова гонкой на выносливость из-за высоких температур и беспрецедентной влажности. Подготовка к такому соревнованию проходит у гонщиков в специальном режиме. В Сети уже появлялись фото и видео тренировок Карлоса Сайнса на тренажере-велосипеде, установленном в сауне. Похожим испытаниям подвергают себя и другие пилоты.
Ко всему прочему гонка проходит в темное время суток, когда дополнительный стресс для глаз гонщиков наносят яркие фонари и резкие тени. И несмотря на то, что пилоты используют специальные визоры, а промоутеры Гран-при утверждают, что у них на трассе «светло как днем», освещение отличается от дневного. С другой стороны, в этом есть и свои плюсы: свет всегда ровный и не меняется.
Правда, в этом году в случае дождевой гонки может возникнуть другая проблема — отраженные лучи от искусственных прожекторов.
Характеристики трассы:
Длина круга — 5065 метров
Ширина трека — 10–15 метров
Количество поворотов — 23
Продолжительность гонки — 61 круг, или 308,8 км
Время пит-стопа — 27 секунд (данные 2019 года)
Вероятность появления автомобиля безопасности — 100%
Рекорд трассы:
В квалификации — Льюис Хэмилтон, Mercedes: 1:36,015 (2018)
В гонке — Кевин Магнуссен, Haas: 1:41,905
Больше всего побед: пять (Себастьян Феттель)
Предыдущая победа — Себастьян Феттель, Scuderia Ferrari
Предыдущий поул — Шарль Леклер, Scuderia Ferrari: 1.36,217
В этом году в Сингапуре положили новый асфальт. Он более абразивный, чем обычный городской, но может оказаться скользким, так как обновление состоялось незадолго до Гран-при. При этом все равно нужно учитывать, что трек проложен по обычным улицам и городским магистралям, а это значит, что покрытие не идеально ровное и на нем присутствует как дорожная разметка, так и люки.
В случае если гонка пройдет посуху, трасса будет быстро эволюционировать: вместе с накатом резины уровень сцепления повысится. Но этого не произойдет в том случае, если гонка пройдет под дождем.
Трасса в Сингапуре известна своими обгонами не на прямых, а в медленных поворотах (первом, седьмом и 14-м). Однако можно ожидать сражения и на стартовой и задних прямых в зонах DRS. В целом же большого числа обгонов ждать не приходится, это малообгонная трасса. Поэтому очень важна квалификация, а также правильная стратегия и хороший старт.
Стратегия пит-стопов из-за длинного питлейна здесь также не предлагает большого числа вариантов: самой предпочтительной остается стратегия одного пит-стопа.
Поскольку гонка начинается в 20:00 по местному времени и продолжается около двух часов, температура на трассе, как правило, стабильна бóльшую части гонки.
Для Сингапура выбрали три самых мягких состава: твердый C3, средний C4 и мягкий C5. Выбор был обусловлен характеристиками трассы для обеспечения максимального уровня сцепления на свежем дорожном асфальте.
Такие составы резины определили шестой раз за сезон. До этого они использовались на других уличных трассах вроде Мельбурна, Монако, Баку и Канады, а также в Австрии.
Кстати, в 2019 году для Сингапура были выбраны те же составы, а вот в тот год в Австрии, Баку и Мельбурне предпочтение отдали трем средним составам С2, С3 и С4.
«На 18-дюймовых колесах и с совершенно другим составом и структурой резины по сравнению с теми, что использовались три года назад, а также с новым асфальтом в этом году — это почти как совершенно новая гонка», — сказал руководитель гоночного подразделения Pirelli Марио Изола. — «Сингапур — это медленные повороты — все 23 из них — и максимальное сцепление с дорогой. У нас есть три самых мягких состава для максимальной скорости и сцепления, но необходимо помнить о задних колесах, т. к. сохранность задних шин станет ключевым фактором. Учитывая склонность новых автомобилей к недостаточной поворачиваемости, еще более важно найти правильный баланс настроек, чтобы обеспечить сильную переднюю часть машины без ущерба для задней».
Сейчас кажется удивительным, что в тот год на подиум Сингапура не поднялся ни один Mercedes. Еще более удивительным на первой ступеньке выглядит Себастьян Феттель в красном комбинезоне и с короткой стрижкой. Кажется, что с тех пор прошло не три года, а целая эпоха.
В 2019 году Ferrari выглядели в Сингапуре весьма уверенно, но уже тогда у конкурентов возникали вопросы относительно чрезмерной мощности их двигателей. К тому моменту разгорался скандал, а Red Bull направили в связи с этим запросы в FIA.
В предыдущий раз в Сингапуре результаты гонки свелись фактически к тому, насколько принятая стратегия соответствовала реальности и как быстро команды сумели перестроиться. Именно три режима автомобиля безопасности помешали выиграть гонку Mercedes и привели к ставшей известной фразе главного стратега команды «Валттери, ты должен ехать примерно 1.48,8», чтобы сохранить четвертое-пятое места.
Отличились по стратегии и в Ferrari, однако это был тот редкий случай, когда их решение привело к улучшению результатов. Тогда в итоге более раннего пит-стопа Феттеля Шарль Леклер потерял лидерство, но зато команда вместо первого–третьего места взяла победный дубль, оставив Ферстаппена третьим. Кстати, именно Себу на том Гран-при принадлежит серия красивых обгонов и звание пилота дня.
В тот год первое зрелище зрителям подарил старт: в самом начале гонки произошло две аварии — между Риккардо и Расселлом и между Хюлькенбергом и Сайнсом, однако все четверо продолжили гонку. Но Джорджу Расселлу здесь нужно быть осторожным: в Марина-Бэй он выступал в своей карьере в Формуле 1 всего один раз и тогда поучаствовал сразу в двух авариях, и в результате второй — с Роменом Грожаном — сошел.
Было еще несколько инцидентов и технический сход у Переса, однако ничего подобного старту здесь же в 2017 году, когда произошла тройная авария между двумя Ferrari и Максом Ферстаппеном, мир больше не видел.
За пять лет с момента того знаменательного старта Макс Ферстаппен повзрослел и не просто не совершает таких ошибок, но и сражается за второй титул.
Среди пилотов трех топ-команд из сражения за титул уже выбыл Льюис Хэмилтон, а после Сингапура, скорее всего, не будет шансов и у Джорджа Расселла. Соискателями останутся четыре пилота Red Bull и Ferrari. А вот у Макса Ферстаппена впервые появится шанс досрочно завоевать титул чемпиона. И его главными соперниками сейчас являются Шарль Леклер и Серхио Перес.
Ферстаппен возьмет титул, если:
Ферстаппен | Леклер | Перес |
Первый | Девятый или ниже |
Четвертый или ниже без быстрого круга Пятый или ниже с быстрым кругом |
Первый + быстрый круг | Восьмой или ниже | Четвертый или ниже |
Если говорить просто, то на ГП Сингапура Максу нужно опередить Леклера на 22 очка, Переса — на 13 и Расселла — на шесть.
Личный зачет | |||
1 | М. Ферстаппен | Red Bull Racing | 335 |
2 | Ш. Леклер | Scuderia Ferrari | 219 |
3 | С. Перес | Red Bull Racing | 210 |
4 | Д. Расселл | Mercedes-AMG Petronas F1 Team | 203 |
5 | К. Сайнс | Scuderia Ferrari | 187 |
6 | Л. Хэмилтон | Mercedes-AMG Petronas F1 Team | 168 |
7 | Л. Норрис | McLaren Racing | 88 |
8 | Э. Окон | Alpine F1 Team | 66 |
9 | Ф. Алонсо | Alpine F1 Team | 59 |
10 | В. Боттас | Alfa Romeo F1 Team ORLEN | 46 |
11 | П. Гасли | Scuderia AlphaTauri | 22 |
12 | К. Магнуссен | Haas F1 Team | 22 |
13 | С. Феттель | Aston Martin Aramco Cognizant F1 Team | 20 |
14 | Д. Риккардо | McLaren Racing | 19 |
15 | М. Шумахер | Haas F1 Team | 12 |
16 | Ю. Цунода | Scuderia AlphaTauri | 11 |
17 | Г. Чжоу | Alfa Romeo F1 Team ORLEN | 6 |
18 | Л. Стролл | Aston Martin Aramco Cognizant F1 Team | 5 |
19 | А. Албон | Williams Racing | 4 |
20 | Н. де Вриз | Williams Racing | 2 |
21 | Н. Латифи | Williams Racing | 0 |
Положение в Кубке конструкторов | ||
1 | Red Bull Racing | 545 |
2 | Scuderia Ferrari | 406 |
3 | Mercedes-AMG Petronas F1 Team | 371 |
4 | Alpine F1 Team | 125 |
5 | McLaren Racing | 107 |
6 | Alfa Romeo F1 Team ORLEN | 52 |
7 | Haas F1 Team | 34 |
8 | Scuderia AlphaTauri | 33 |
9 | Aston Martin Aramco Cognizant F1 Team | 25 |
10 | Williams Racing | 6 |