Эдмунд Патрик Джордан родился в Дублине, в юности хотел стать священником, но в итоге начал работать в одном из ирландских банков. Человека, который стал позже известен как самый необычный владелец команды, вряд ли могла привлекать такая карьера. Немного позже он перебрался в Джерси, где впервые открыл для себя картинг.
По возвращении в Ирландию Джордан начал заниматься автоспортом и выступать — сначала в картинге, затем в Формуле Форд и Формуле 3. Не то, чтобы он делал большие успехи, но гонки стали его жизнью и главным увлечением. Чтобы позволить себе садиться за руль, ему приходилось работать на нескольких работах. Да, в те времена это еще было возможно.
В 1978 году Джордан выиграл региональный чемпионат Формулы-Атлантик, а также ирландский национальный чемпионат, который проходил в Киркистауне. Его выступления привлекли внимание легенды ирландских гонок Дерека Макмахона, который в 1979 году пригласил Джордана в свою команду Формулы 3 вместе со Стефаном Йоханссоном.
Макмахон оценил коммерческую смекалку Джордана и решил задействовать его в управлении командой. Джордан имел большой успех на переговорах, так как умел «убалтывать» собеседников, а вот в гонках ему приходилось сложнее. В итоге в 1980 году он повесил шлем на гвоздь и основал собственную команду — Eddie Jordan Racing. Это был нелегкий период для Эдди, но именно он дал шанс тогда еще малоизвестным новичкам, таким как Айртон Сенна или Мартин Брандл.
Страсть к рулю еще изредка давала себя знать, и Джордан не мог и не хотел ей сопротивляться. Эдди страстно любил музыку — он был увлеченным и талантливым ударником, так что в 1981 году вместе с менеджером Pink Floyd Стивом О'Рурком за рулем BMW M1 он вышел на старт «24 часов Ле-Мана».
В 1987 году, после того как Джонни Херберт выиграл титул чемпиона британской Формулы 3, Эдди Джордан решил пригласить его в европейскую Формулу 3000. Они уже выиграли несколько гонок, когда Херберт попал в серьезную аварию.
В 1989 году Джордан вывел на второе место в британской Формуле 3000 Эндрю Гилберта-Скотта, который позже стал менеджером Такумы Сато, а Жану Алези помог завоевать титул чемпиона Европы в Формуле 3000.
Конечно, мечтой ирландца всегда была Формула 1, так что Эдди Джордан объединился с Гэри Андерсоном, Эндрю Грином и Марком Смитом, и в 1991 году на заводе в Сильверстоуне они разработали автомобиль, который получил название Jordan 911. Подобное название не могло не вызвать бурю негодования со стороны Porsche, так что машину быстро переименовали в Jordan 191.
Гоночная общественность, особенно СМИ, встретила появление в Формуле 1 новой команды насмешками. Но Эдди этим было не пронять.
«Да пошли они», — сказал он. — «Я им еще покажу».
Случайная встреча в пабе с Бернардом Фергюсоном из Cosworth стала решающей в дальнейшем развитии команды. Jordan Racing заключили с Cosworth договор на поставку двигателей V8 второго поколения. Новая команда получила также поддержку от 7-Up и Fujifilm. «191-й», теперь окрашенный в патриотический зеленый цвет, был вполне конкурентоспособен, но траты на команду росли в геометрической прогрессии.
После скандала и тюремного заключения Бертрана Гашо Джордан успешно «продал» в Mercedes на Гран-при Бельгии своего протеже Михаэля Шумахера, за что получил от немецкого производителя внушительный чек. Это решило финансовые проблемы команды. Шумахер произвел такое впечатление, что его перевели в команду Benetton, а Эдди Джордан благодаря этой сделке успешно провел и последующие сезоны.
Два самых успешных сезона команды пришлись на 1998-1999 годы. Славу Eddie Jordan Racing принесла впечатляющая победа Дэймона Хилла в дождевой гонке в Спа в 1998 году, а в следующем сезоне команда финишировала на третьем месте в Кубке конструкторов. Этот сезон стал ее пиком славы.
Воспользовавшись случаем, Джордан продал 40% акций своей команды частной инвестиционной компании Warburg Pincus и зажил богатой жизнью. Его знакомые отмечали, что если раньше Эдди уделял пристальное внимание каждому аспекту бизнеса, то с этого момента бизнес стал отходить для него на второй план.
Начали возникать трудности с поиском спонсоров, проблемы с выбором лучших двигателей, сотрудники постепенно стали уходить в другие команды. Вслед за этим начались финансовые проблемы, а нехватка бюджетов и конкурентности машин отразилась и на составе пилотов. К 2005 году Eddie Jordan Racing с трудом удерживался на плаву и решил продать оставшуюся долю. В начале нового года команда уже была продана.
Тем не менее 25 февраля 2005 года на Красной площади в Москве Эдди Джордан презентовал ярко-желтую EJ15, которая еще носила его имя. Вскоре Eddie Jordan Racing будет называться Midland и выступать под российской лицензией и российским флагом.
В этот же день, 25 февраля, в «Мариотте» объявили, что 23-летний Роман Русинов станет тест-пилотом команды. Первый раз он сел за руль на тестах только осенью 2005, а боевым гонщиком так и не стал: денег у Мидленда было мало, и Роман без бюджета был им не интересен.
С тех пор команда прошла через множество трансформаций и в настоящий момент выступает под названием Aston Martin.
Гэри Андерсон о своем друге Эдди Джордане
Автор: Гэри Андерсон
Перевод: Мария Мельникова
Сегодня утром я проснулся с печальной новостью о том, что Эдди проиграл свою битву с раком. Он мужественно боролся с этим заболеванием, но как только оно настигает нас, дальше все зависит от удачи. Эдди был из тех, кто постоянно преодолевал трудности и добивался невозможного, так что трудно поверить, что его больше нет.
Впервые я встретил Эдди в 1983 году, когда мы выступали в европейской Формуле 3. С тех пор мы были друзьями, коллегами, а иногда и врагами, но несмотря ни на что, мы всегда делали друг для друга все, что могли.
В одном можно было всегда быть уверенным: если бы у меня был спонсор под машину или гонщик с бюджетом, Эдди сделал бы все, чтобы у меня их увести. Как только я смирилась с этим и понял, что он таков, каков есть, я понял, что он при этом обладал чистой душой и всегда был рядом, когда я в нем нуждался.
Когда в конце 1989 года он попросил меня спроектировать его первую машину Формулы 1, я решил, что он сошел с ума, и отказался. В конце концов он убедил меня взяться за эту работу — с помощью моей жены Дженни, так что в начале 1990 года я приступил к разработке модели Jordan 191, или Jordan 911, как ее первоначально называли.
Эдди очень хорошо умел убеждать людей присоединиться к нему в проектах, хотя всегда преувеличивал плюсы и старался не говорить о минусах. Когда я начал работать над «Джорданом», в Сильверстоуне не было ничего, кроме пустующего промышленного комплекса: а в обещаниях фигурировала практически полностью оборудованная база. Тем не менее постепенно мы сумели создать все с нуля. Именно его энтузиазм по отношению ко всему, что он делал, убеждал людей к нам присоединиться.
Я вступил в этот проект, ожидая, что он никогда не будет завершен, но Эдди обладал удивительной способностью добывать деньги, необходимые для продолжения работы, и в конце концов стало ясно, что все это действительно произойдет. Он сделал все, что было необходимо для создания хорошего автомобиля, в том числе и контракт на поставку двигателя Ford V8, и в 1991 году мы справились с поставленной задачей лучше, чем даже можно было предположить. Но это был Эдди, он воплотил невозможное в реальность благодаря силе своего характера.
Хотя первый год прошел хорошо, у команды были серьезные финансовые проблемы, и потребовалась целая серия чудес со стороны Эдди, чтобы мы удержались на плаву. Со временем команда разрослась до такой степени, что мы могли регулярно выставлять крутых гонщиков и выигрывать для них подиумы и победы. Мне всегда это нравилось, и я знаю, что Эй-Джей тоже любил это делать.
Он всегда был честен со мной — я бы сказал, суров, но справедлив. У него были свои проблемы, у меня свои, но он никогда ничего не перекладывал на мои плечи. По мере того как наша команда росла и менялся подход к гонкам, наши тихие встречи с ним один на один становились все реже, а решения, которые приходилось принимать — все труднее. Я знаю, что эти перемены нравились ему не больше, чем мне, но он был боссом и должен был подавать пример.
Он был бойцом и борцом. Ему было нелегко год за годом находить бюджет, необходимый для Формулы 1, но благодаря своему упорству он справлялся с этим. Да, у нас бывали и сложные финансовые ситуации, но он решал их и всегда имел план. Он никогда не втягивал меня во все это; он знал, что я и так сделаю все, что в моих силах и за намного меньшие деньги, чем это стоило, так что, полагаю, мы оба были уверены друг в друге.
Формула 1 сильно изменилась, и я не вижу, чтобы кто-то сейчас мог сделать для нее то, что в свое время сделал Эдди. Он был владельцем команды, руководителем, финансовым, коммерческим директором и абсолютным мотиватором для нас всех в одном лице. На самом деле это он сделал Формулу 1 такой, какая она есть сегодня. Он показал, что если ты готов поставить все на карту, то можешь добиться успеха.
Нам всем, и особенно Эдди, нравилось одерживать верх над большими парнями. Мы делали это неоднократно и, возможно, именно поэтому у команды было так много поклонников.
Его жене Мари, семье и друзьям я передаю слова любви от всего сердца. Эй-Джей, нам будет очень тебя не хватать.