21.03.2025 | 8951 просмотр

Эдди Джордан. 30.03.1948 — 20.03.2025

Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
20 марта стало известно о кончине Эдди Джордана, умершего за десять дней до своего 77-летия от рака, которым страдал последние несколько лет. О том, что проходит курс терапии, он сообщил полгода назад. Мы потеряли одного из самых крутых, харизматичных и веселых представителей автоспорта и Формулы 1, настоящего рок-н-ролльщика от спорта, человека, которого обожали все и который на самом деле внес огромный вклад в автогонки.

Эдмунд Патрик Джордан родился в Дублине, в юности хотел стать священником, но в итоге начал работать в одном из ирландских банков. Человека, который стал позже известен как самый необычный владелец команды, вряд ли могла привлекать такая карьера. Немного позже он перебрался в Джерси, где впервые открыл для себя картинг.

По возвращении в Ирландию Джордан начал заниматься автоспортом и выступать — сначала в картинге, затем в Формуле Форд и Формуле 3. Не то, чтобы он делал большие успехи, но гонки стали его жизнью и главным увлечением. Чтобы позволить себе садиться за руль, ему приходилось работать на нескольких работах. Да, в те времена это еще было возможно.

В 1978 году Джордан выиграл региональный чемпионат Формулы-Атлантик, а также ирландский национальный чемпионат, который проходил в Киркистауне. Его выступления привлекли внимание легенды ирландских гонок Дерека Макмахона, который в 1979 году пригласил Джордана в свою команду Формулы 3 вместе со Стефаном Йоханссоном.

Макмахон оценил коммерческую смекалку Джордана и решил задействовать его в управлении командой. Джордан имел большой успех на переговорах, так как умел «убалтывать» собеседников, а вот в гонках ему приходилось сложнее. В итоге в 1980 году он повесил шлем на гвоздь и основал собственную команду — Eddie Jordan Racing. Это был нелегкий период для Эдди, но именно он дал шанс тогда еще малоизвестным новичкам, таким как Айртон Сенна или Мартин Брандл.

Страсть к рулю еще изредка давала себя знать, и Джордан не мог и не хотел ей сопротивляться. Эдди страстно любил музыку — он был увлеченным и талантливым ударником, так что в 1981 году вместе с менеджером Pink Floyd Стивом О'Рурком за рулем BMW M1 он вышел на старт «24 часов Ле-Мана».

В 1987 году, после того как Джонни Херберт выиграл титул чемпиона британской Формулы 3, Эдди Джордан решил пригласить его в европейскую Формулу 3000. Они уже выиграли несколько гонок, когда Херберт попал в серьезную аварию.

В 1989 году Джордан вывел на второе место в британской Формуле 3000 Эндрю Гилберта-Скотта, который позже стал менеджером Такумы Сато, а Жану Алези помог завоевать титул чемпиона Европы в Формуле 3000.

Конечно, мечтой ирландца всегда была Формула 1, так что Эдди Джордан объединился с Гэри Андерсоном, Эндрю Грином и Марком Смитом, и в 1991 году на заводе в Сильверстоуне они разработали автомобиль, который получил название Jordan 911. Подобное название не могло не вызвать бурю негодования со стороны Porsche, так что машину быстро переименовали в Jordan 191.

Гоночная общественность, особенно СМИ, встретила появление в Формуле 1 новой команды насмешками. Но Эдди этим было не пронять.

«Да пошли они», — сказал он. — «Я им еще покажу».

Случайная встреча в пабе с Бернардом Фергюсоном из Cosworth стала решающей в дальнейшем развитии команды. Jordan Racing заключили с Cosworth договор на поставку двигателей V8 второго поколения. Новая команда получила также поддержку от 7-Up и Fujifilm. «191-й», теперь окрашенный в патриотический зеленый цвет, был вполне конкурентоспособен, но траты на команду росли в геометрической прогрессии.

После скандала и тюремного заключения Бертрана Гашо Джордан успешно «продал» в Mercedes на Гран-при Бельгии своего протеже Михаэля Шумахера, за что получил от немецкого производителя внушительный чек. Это решило финансовые проблемы команды. Шумахер произвел такое впечатление, что его перевели в команду Benetton, а Эдди Джордан благодаря этой сделке успешно провел и последующие сезоны.

Два самых успешных сезона команды пришлись на 1998-1999 годы. Славу Eddie Jordan Racing принесла впечатляющая победа Дэймона Хилла в дождевой гонке в Спа в 1998 году, а в следующем сезоне команда финишировала на третьем месте в Кубке конструкторов. Этот сезон стал ее пиком славы.

Воспользовавшись случаем, Джордан продал 40% акций своей команды частной инвестиционной компании Warburg Pincus и зажил богатой жизнью. Его знакомые отмечали, что если раньше Эдди уделял пристальное внимание каждому аспекту бизнеса, то с этого момента бизнес стал отходить для него на второй план.

Начали возникать трудности с поиском спонсоров, проблемы с выбором лучших двигателей, сотрудники постепенно стали уходить в другие команды. Вслед за этим начались финансовые проблемы, а нехватка бюджетов и конкурентности машин отразилась и на составе пилотов. К 2005 году Eddie Jordan Racing с трудом удерживался на плаву и решил продать оставшуюся долю. В начале нового года команда уже была продана.

Тем не менее 25 февраля 2005 года на Красной площади в Москве Эдди Джордан презентовал ярко-желтую EJ15, которая еще носила его имя. Вскоре Eddie Jordan Racing будет называться Midland и выступать под российской лицензией и российским флагом.

В этот же день, 25 февраля, в «Мариотте» объявили, что 23-летний Роман Русинов станет тест-пилотом команды. Первый раз он сел за руль на тестах только осенью 2005, а боевым гонщиком так и не стал: денег у Мидленда было мало, и Роман без бюджета был им не интересен.

С тех пор команда прошла через множество трансформаций и в настоящий момент выступает под названием Aston Martin.

 

Гэри Андерсон о своем друге Эдди Джордане

Автор: Гэри Андерсон
Перевод: Мария Мельникова

Сегодня утром я проснулся с печальной новостью о том, что Эдди проиграл свою битву с раком. Он мужественно боролся с этим заболеванием, но как только оно настигает нас, дальше все зависит от удачи. Эдди был из тех, кто постоянно преодолевал трудности и добивался невозможного, так что трудно поверить, что его больше нет.

Впервые я встретил Эдди в 1983 году, когда мы выступали в европейской Формуле 3. С тех пор мы были друзьями, коллегами, а иногда и врагами, но несмотря ни на что, мы всегда делали друг для друга все, что могли.

В одном можно было всегда быть уверенным: если бы у меня был спонсор под машину или гонщик с бюджетом, Эдди сделал бы все, чтобы у меня их увести. Как только я смирилась с этим и понял, что он таков, каков есть, я понял, что он при этом обладал чистой душой и всегда был рядом, когда я в нем нуждался.

Когда в конце 1989 года он попросил меня спроектировать его первую машину Формулы 1, я решил, что он сошел с ума, и отказался. В конце концов он убедил меня взяться за эту работу — с помощью моей жены Дженни, так что в начале 1990 года я приступил к разработке модели Jordan 191, или Jordan 911, как ее первоначально называли.

Эдди очень хорошо умел убеждать людей присоединиться к нему в проектах, хотя всегда преувеличивал плюсы и старался не говорить о минусах. Когда я начал работать над «Джорданом», в Сильверстоуне не было ничего, кроме пустующего промышленного комплекса: а в обещаниях фигурировала практически полностью оборудованная база. Тем не менее постепенно мы сумели создать все с нуля. Именно его энтузиазм по отношению ко всему, что он делал, убеждал людей к нам присоединиться.

Я вступил в этот проект, ожидая, что он никогда не будет завершен, но Эдди обладал удивительной способностью добывать деньги, необходимые для продолжения работы, и в конце концов стало ясно, что все это действительно произойдет. Он сделал все, что было необходимо для создания хорошего автомобиля, в том числе и контракт на поставку двигателя Ford V8, и в 1991 году мы справились с поставленной задачей лучше, чем даже можно было предположить. Но это был Эдди, он воплотил невозможное в реальность благодаря силе своего характера.

Хотя первый год прошел хорошо, у команды были серьезные финансовые проблемы, и потребовалась целая серия чудес со стороны Эдди, чтобы мы удержались на плаву. Со временем команда разрослась до такой степени, что мы могли регулярно выставлять крутых гонщиков и выигрывать для них подиумы и победы. Мне всегда это нравилось, и я знаю, что Эй-Джей тоже любил это делать.

Он всегда был честен со мной — я бы сказал, суров, но справедлив. У него были свои проблемы, у меня свои, но он никогда ничего не перекладывал на мои плечи. По мере того как наша команда росла и менялся подход к гонкам, наши тихие встречи с ним один на один становились все реже, а решения, которые приходилось принимать — все труднее. Я знаю, что эти перемены нравились ему не больше, чем мне, но он был боссом и должен был подавать пример.

Он был бойцом и борцом. Ему было нелегко год за годом находить бюджет, необходимый для Формулы 1, но благодаря своему упорству он справлялся с этим. Да, у нас бывали и сложные финансовые ситуации, но он решал их и всегда имел план. Он никогда не втягивал меня во все это; он знал, что я и так сделаю все, что в моих силах и за намного меньшие деньги, чем это стоило, так что, полагаю, мы оба были уверены друг в друге.

Формула 1 сильно изменилась, и я не вижу, чтобы кто-то сейчас мог сделать для нее то, что в свое время сделал Эдди. Он был владельцем команды, руководителем, финансовым, коммерческим директором и абсолютным мотиватором для нас всех в одном лице. На самом деле это он сделал Формулу 1 такой, какая она есть сегодня. Он показал, что если ты готов поставить все на карту, то можешь добиться успеха.

Нам всем, и особенно Эдди, нравилось одерживать верх над большими парнями. Мы делали это неоднократно и, возможно, именно поэтому у команды было так много поклонников.

Его жене Мари, семье и друзьям я передаю слова любви от всего сердца. Эй-Джей, нам будет очень тебя не хватать.

Комментарии

     
Масква
Сообщений: 2816
классный он был
rip
95
3
Ответить
RulonAboev
Ейск
Человек эпохи,когда я смотрел F1
125
2
Ответить
Олег
Алапаевск
Крутой был мужик!..
74
3
Ответить
Здравствуйте
Иркутск
Интересную жизнь прожил 👍
77
2
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 589
Самый харизматичный руководитель команды Ф1. спасибо за эту статью
Мои отзывы: Mazda CX-5 2013, Kia Sportage 2010
107
2
Ответить
9819650
Чита
Человек из нескольких эпох в Формуле 1.
R.I.P.
39
2
Ответить
11387555
один из самых неудачливых руководителей в Ф1
4
52
Ответить
   
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 984
Эх, было время! Смотрел Ф1 все гонки Очень харизматичный был человек. Жалко.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
47
2
Ответить
Павел
Хабаровск
Жаль, что такие люди потихоньку становятся историей.
34
2
Ответить
Max
Новосибирск
Интересно, спасибо за статью!
25
2
Ответить
JonnyPol
Эдди Джордан вписал своё имя в историю автоспорта. Покойся с миром.
33
2
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 505
Мир и прогресс движется благодаря людям-личностям, "харизматикам", раньше таких рокэндрольщиков было больше, сейчас за спиной "романтика" должна быть корпорация, иначе не выйти из бурных вод.
Мария, побольше статей про личности, желательно без такого повода.
Power is nothing without control
41
2
Ответить
dmitry e
Уходят Легенды. Время сильнее большинства из нас
15
2
Ответить
   
Большая страна
Сообщений: 26130
.
3
8
Ответить
     
Сообщений: 2875
!
2
7
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 589
Дром! Найдите этого школьника, который всем комментаторам поставил по минус 1, и надерите ему уши, пожалуйста
19
11
Ответить
$moky
Ленск
Классный дядька был, очень жаль.
6
2
Ответить
   
Сочи
Сообщений: 878
Биография достойная киновоплощения.
13
1
Ответить
Юра З
Светлая память.
5
 
Ответить
   
Хоккейная столица России
Сообщений: 17805
Желтые "шершни" Джорданы в свое время весьма неплохо выступали в эру Хаккинена и Шумахера. А в 1999 году даже взяли 3-е место в кубке конструкторов. На фоне команд-олигархов Макларен и Феррари тех лет, по сути Джордан создал отличную команду.
В общем, дядька вписал свое имя в историю Ф-1 довольно крупными буквами.
Мой отзыв: Лада 2109 1988
12
 
Ответить
21731985
Легенда...грустно...
1
1
Ответить
1489811
MAYTEDO
Дром! Найдите этого школьника, который всем комментаторам поставил по минус 1, и надерите ему уши, пожалуйста
Зачем? Этот минус только подчеркивает количество плюсов:)
 
2
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром