Практически в каждом отзыве владельцы начинают свое повествование с долгой и мучительной процедуры выбора. Меня такая участь не постигла, поскольку селика вошла в мою жизнь вместе с ее владелицей весной 2010-го.
Несмотря на двенадцатилетний возраст, машина была в хорошем состоянии и совершенно неприхотлива, пламенно нюхала 8-10 литров 92-95-го бензина на 100 километров пути, масло не жрала, а 200 атмосферных лошадей мчали тонну двести веса очень бодро, присвистывая ямаховской системой улучшенного газораспределения, особенно в режиме спорт и с выключенным овердрайвом. Один нюанс - подхват начинался от 3 тысяч оборотов, потому особо приятно на машинке ездить по трассе, что мы использовали в хвост и в гриву.
За первый год совместной жизни побывали в Перми, в Шадринске, в Тюмени, не считая различных лесов и водоемов. Машина вывозила там, куда большинство представителей монопривода предпочитало не заезжать, а все благодаря очень высоким свесам при вполне гражданском клиренсе в 15 см.
В начале 2011-го случилась первая неприятность: при выезде с работы машина захрустела и на дорогу посыпались черные шарики. В сервисе узнали, что шрус развалился на части, а шарики - это подшипники. Пару часов на телефоне и на одной из разборок нашлась нужная запчасть. Такси туда, такси в сервис, еще день работы и машина снова на ходу. В том же сервисе поменяли тормозную жидкость и масло в коробке, во время чего гаврики сломали болт сливной дырки, поставив ребром вопрос о поиске нормального сервиса для постоянного обслуживания.
Тем же летом случился сезон дождей, когда ливневая канализация не справлялась и низины нашего города превратились в моря и океаны. В одном из таких морей машина стала подводной лодкой. Лужа казалась не особо глубокой и, думаю, мы вполне могли ее преодолеть, если бы не двигавшийся навстречу троллейбус, который создал волну, окатившую нас по самую крышу. Движок заглох и навсегда отказался заводиться. Машину оттолкали в ближайший двор и начали думать, что делать. Вопрос был очень волнующим и предыдущий хозяин посоветовал обратиться в клубный сервис, куда бибика и отправилась верхом на эвакуаторе. Вскрытие показало, что случился гидроудар, снаружи все мокрое, а внутри гнутое, следовательно, нужно принимать решение: перебирать старый или везти контракт. Недолго думая, выбор пал на второй вариант, поскольку заводская сборка выглядела куда более надежной, а по деньгам получалось примерно одинаково. Месяц ожидания на стоянке, куда нас оттащил соклубник, и из Владивостока приехал новый красноголовик с пробегом 60 тысяч, чистый, как слеза ребенка. Затем неделька на свап и к концу августа белый конь привычно замурчал, а движок оказался еще более задорным и экономичным. С первых дней и до самой продажи новый двигатель нюхал только высокооктановый неэтелированный 98-ой бензин. Исключением были заправки на трассе, когда восьмерку взять банально негде.
Осенью того же года перебрали подвеску. Стойки, втулки, рычаги и прочую атрибутику. На все-провсе ушло 20 тысяч. Эта цифра настолько меня поразила, что я неожиданно для себя узнал различия между суперстратом и макферсоном, который был установлен одним из предыдущих хозяев.
После зимы 2011/2012 на машине то тут, то там полезли рыжики. Думаю, что пошли они раньше, но именно в этот период их количество стало обращать на себя внимание. Сей факт заставил задуматься о перекрасе. Ближе к весне выяснилось, что летняя резина умерла и вопрос с перекрасом отодвинулся, уступив место новым дискам и новой резине. Зимним вариантом были родные японские пятнашки-звездочки, а для лета выбор пал на семнашки фирмы "Реплика" с интересным рисунком и шильдиком "Ауди", который планировалось в дальнейшем переделать. Ну а резину взяли бриджстоун потенца спорт. Первый выезд на новых колесах с новой резиной был шоковым: машина управлялась шикарно, но была дубовая, несмотря на новую подвеску. Вначале погрешили на слишком высокое давление, а затем поняли - дело в размерности и высоте профиля. Так что зимой с комфортом, а летом ты-дык-ты-дык. С этого момента я всегда предпочту родные колеса заводского радиуса, без всякого выпендрежа.
Летом машина ушла на перекраску. Делали ее без малого два месяца, все время обещая "На следующей неделе". На крыле со стороны водителя оказался сантиметровый слой шпаклевки, который, по словам жестянщика, был нанесен еще в Японии. Опять же по его словам, выправить крыло очень сложно и проще взять новое, что и было сделано у соклубника. Так же новым взяли лобовое стекло, поскольку у старого была трещина в районе отверстий воздуховода. И вот тут произошел очередной прокол: новое стекло хоть и выглядело симпатичней родного, но через него невыносимо пекло. Наклеенная пленка дала некоторый атермальный эффект, но до оригинала все же не дотягивала.
В то лето успели смотаться в Верхотурье, Пермь, Челябинск и объездить ближайшие окрестности, а в сентябре-октябре совершили большой вояж по России до Москвы, через массу городов. В славном городе Владимире какой-то мужик на стареньком ведре остановился перед пешеходным переходом аккурат в наш задний бампер, чем категорически испортил впечатление о городе. Это было единственное происшествие за 3300 пройденных километров.
По приезду уже известный нам автожестянщик вытянул задний усилитель и залатал трещину, совершенно не попав в пантон, что затянуло ремонт на несколько дней. В том же сервисе заменили сигналку старлайн на пандору, надеясь на больший радиус охвата, а то машина, стоящая чуть поодаль, не всегда попадала в зону действия удаленного запуска.
Зимой 12/13 машина перестала заводиться, пришлось купить новый аккумулятор. После зимы полезли проблемы с, казалось бы, приведенной в идеал машиной - кусками начал отслаиваться и отлетать лак. Естественно, обратились к маляру который чуть больше полугода назад ее красил, но маляр отморозился, мол машину мыли кипятком, из-за этого лак и пострадал, сами виноваты, что не предупреждали мойщиков о покрашенном кузове. Какие-то варианты найти компромисс успеха не возымели, а когда пожаловались в клубный сервис, где нам посоветовали обратиться к этому кадру, то узнали, что у всех красивших у него машины в том году начал отлетать лак. В конечном итоге товарищ слился, так ничего и не переделав, а второй раз перекрашивать машину у очередных рукожопов не было никакого желания. С этого момента я понял, что лучше максимально сохранять заводской окрас, нежели попасть в лапы наших специалистов.
Летом, когда мы отсутствовали в городе несколько недель, в машине опять сел аккумулятор. Тогда казалось, что у любой машины за несколько недель сядет батарейка, это позже пришло осознание фразы "лучшее - враг хорошего", что подтвердило криво установленную сигналку в дурном сервисе.
В выходной день августа 2013-го решили заехать на шиномонтажку возле дома, чтобы сменить тормозные колодки. Казалось - пустяковая вещь ради которой переться на другой конец города в сервис нашего постоянного обслуживания совершенно не стоит. А вот и зря. Мастер поднял мобиль, припер большую телегу с кучей инструментов Jonnesway, одел фирменные перчатки и начал перекладывать ключи из ящика в карман фирменного комбинезона. Через полчаса нас вызвали из зоны ожидания и главный сообщил, что в нашем древнющем ведре настолько все проржавело, устарело и закисло, что их наиаккуратнейший специалист сломал направляющую суппорта при попытке открутить. Естественно последовал вопрос: "И как вы будете решать эту проблему?" на что главный выдал: "Тащите новый суппорт, а без тормозов я вас отсюда не отпущу" o_O последовала перебранка на повышенных тонах, верховное руководство, конечно же, отсутствовало, и в результате главный, подобно какому-нибудь Арнольду Шварценнегеру из фильма Коммандос, натянул перчатки, взял в руки болгарку, ключи, молоток и вместо направляющей запендюрил ржавый болт, приговаривая, что с такими тормозами ездить нельзя и он отпускает нас исключительно на свой страх и риск. Это было еще одним подтверждением рукожопости большинства наших мастеров и последней попыткой что-то сделать с машиной в стороннем сервисе. Выехав потихоньку из бокса, начали вызванивать клубных парней и, спасибо им огромное, они не только ответили в выходной день, но и тут же примчались в гараж, чтобы решить возникшую проблему.
В какой-то момент времени, точная дата сего события, увы, не установлена, лопнул ремень ГУРа. Это событие примечательно тем, что лопнул он после поворота во двор, а впереди оказалось свободное парковочное место, куда мы и закатились. В магазине приобрели новый ремень из наличия и своим ходом на аварийке двинулись в сервис. Рулилось, конечно, туго, но доехали.
В январе 2014-го мобиль наотрез отказался заводиться. Зарядили аккумулятор - не помогло, выкрутили и посушили на батарее свечки - тоже. Крутит, а не схватывает. Позвонили в сервис, а нам с ходу: "Покупайте топливный насос и приезжайте". Насос купили, на эвакуатор погрузили и поехали. Эвакуаторщик возле гаража еще спросил: "А за вами возвращаться не придется?" а Сережка гордо: "От меня все своим ходом уезжают".
Летом начались проблемы с колесами: на каждой ямке их стало пробивать: тык-дык и давление в колесе резко падает. Если родные колеса за 16 лет утратили лишь внешний вид, то вышеозначенная реплика "маде ин тайвань" отходила лишь два года, после чего напрочь потеряла свою округлую форму. На шиномонтажках качали головами, разбортовывали, прокатывали колеса, забортовывали, считали полученные деньги, и через какое-то время все повторялось. Пару раз, открутив колеса при помощи заводского (уже весьма закисшего) домкрата, в багажнике обосновался большой подкатной. С этого момента я еще раз зарекся покупать непойми какие колеса.
После нескольких посещений шиномонтажек и правки дисков, в сентябре случилась очередная неприятность - съело переднее колесо. В итоге два новых колеса, перебортовка, балансировка, развал-схождение и можно ездить дальше.
Осенью 2014 случился самый большой капец за все время эксплуатации: рано утром топнули на практически пустой дороге и при небольшом подтормаживании заклинило суппорт, машину понесло в сторону автобусной остановки и развернуло на 180 градусов, благо все произошло утром, когда дорожный траффик был небольшим, все участники движения успели оттормозиться и удалось отделаться испугом. В голову лезла вышеописанная направляющая, но проблема случилась с другим колесом. После этого случая были заказаны с владика контрактные суппорта в комплекте с тормозными дисками.
В январе 15-го машина завибрировала и заглохла на одном из светофоров, а педаль тормоза стала мягкой и проваливающейся. После нескольких минут ожидания удалось завестись и продолжить путь. Через несколько дней история повторилась. В сервисе порекомендовали искать вакуумный усилитель тормозов, который для нашей двухсоткобыльной модификации достаточно редкая штука. На городских разборках вакуумника не оказалось, а вот паренек из Новосибирска был готов отправить хоть завтра. Заслали ему денег, в очередной раз уточнив точно ли запчасть от Бимса, на что в очередной раз получили утвердительный ответ. Когда вакуумник пришел, то он оказался FE-шный, раза в 4 больше нашего. Новосибирский паренек очень удивился, но без вопросов вернул деньги сразу, как получил назад запчасть. Пожаловавшись парням в сервисе на такой пролет, они как следует поискали в своих закромах и в тот же день позвали на замену.
В течение 15-го года наблюдались проблемы с электрикой: лампочки в ПТФ перегорали одна за другой, а в итоге одна фара совсем перестала работать. Однако это не помешало нам активно проводить выходные где-нибудь загородом, а в майские праздники совершить лонгтрип до Астаны. Ближе к осени аккумулятор высаживался при простоях и небольших похолоданиях. Дошло до того, что жили с двумя аккумами: один в машине, другой на зарядке. Электрики разводили руками: "Где-то коротит, ну а чего вы хотите, возраст-то немаленький" кто-то сказал, что резиновая изоляция проводов вся высохла и потрескалась, потому найти коротыш нереально. Однако страха, что встанешь где-то посреди дороги не было, машина продолжала внушать надежность несмотря на мелкие неприятные выходки, ведь все было прогнозируемо.
С первыми заморозками начали готовиться к зиме. Традиционно поменяли масло с фильтрами и впихнули максимально влезший Bosch Silver Plus S5008 77 Ач, 780 А, в надежде, что один новый аккум лучше двух старых и убавили чувствительность сигналки. Можно сказать, что зима 15/16 прошла без эксцессов, если бы не одно "но"...
В январские праздники 16 года на Башнефти проходила акция "Литр на рубль дешевле". Я не склонен доверять маркетинговым уловкам, просто из года в год заправки шли по кругу: лукойл, башнефть, газпромнеть, лукойл, башнефть и тд до очередного "Чего-то машина перестала ехать", который рано или поздно постигал у любого бренда. В тот январь шла очередь Башнефти и мы автоматически поучаствовали в акции. Вот только вместе со стоимостью бензина упало и его качество, что вновь погубило топливный насос во дворе нашего дома. Процесс был весьма знакомым: магазин, насос, свечки, эвакуатор, сервис.
С этого момента появилось осознание, что старые болячки понеслись по второму кругу, совокупившись с новыми. Если продолжать эксплуатировать машину, то нужно заново красить, перетягивать салон, смотреть подвеску, менять проводку и тд и тп. Причем в сервисе говорили прямо, что машина старая и стоит задумываться об экземпляре поновее, ведь с годами количество проблем будет увеличиваться, а стоимость их решения расти.
Отдельно хочу отметить, что летом машина приносила массу удовольствия, а вот зимняя эксплуатация машины потрепала нервы. 200 Ньютон*метров не всегда позволяли выехать из обледенелого и заснеженного двора. На скользкой горке даже новая резина не хотела цепляться и колеса буксовали. Зимний режим коробки, конечно, душил момент, но принципиально ничего не менял. В какой-то момент времени, при потугах заехать в гору, начали принудительно включать вторую передачу, но и это спасало не всегда.
Прославленные выше свесы переднего и заднего бамперов зимой играли злую шутку: бампером не цепляешь, а на пузо садишься. Особенно пикантно выглядели дни, когда приезжаешь домой чуть попозже и во дворе каждый пятачок уже кем-то занят, делать нечего - встаешь со стороны улицы, а утром оказываешься замурованным прошедшим ночью грейдером. Приходилось махать лопатой, а потом еще и дергать провалившегося на пузо при выезде глазастика. Про частенько садившийся аккумулятор было упомянуто выше. Думаю, что благодаря такому опыту займу призовое место в чемпионате по замене аккумулятора на скорость. В сильный мороз после мойки замки стабильно замерзали. Вначале ползали через багажник, а потом нашли отличный способ - нагреваешь ключ зажигалкой и вставляешь. Работало гарантированно! Периодически замерзал лючек бензобака. Бывало приезжаешь на заправку, дергаешь-дергаешь за рычажок и ни с чем колесишь дальше. В уральские морозы машина очень сильно промерзала. Мне кажется одним из факторов были безрамочные двери у которых между резинкой и стеклом так или иначе оставались щели.
Сейчас перечитал отзыв и понял, что он получился какой-то негативный. Из текста следует, что машина постоянно ломалась, не заводилась, на брюхо садилась и прочее. Такое мнение складывается из-за размытых временных рамок. На самом деле два-три-четыре инцидента в год совершенно не напрягали, тем более, что стоимость устранения была вполне посильной (разве что замена двигателя нанесла урон семейному бюджету), да и мы были моложе, что так же наложило свой отпечаток. Куда больше бесила заклинивающая антенна (которую однажды погнули добрые прохожие) или примерзающий лючек бензобака.
Наряду с озвученными минусами эксплуатации селика обладала очень серьезными преимуществами. Самое главное из них - кузов лифтбек. Со сложенными задними сидушками можно было перевезти, наверное, даже пианино. Такого опыта, увы, не имели, зато вмещали аквариум на 180 литров с тумбой, лазерное МФУ А4 и напольную акустическую систему Sony, состояющую из 5-и коробок разного размера. Это было эпичное зрелище на которое вылезли посмотреть из всех стоящих на парковке джипов. Главное оставить дома сабик, занимающий половину багажника. Второй огромный плюс - экономичность. Машина не жрала, а нюхала бензин, проезжая по 700 километров межгорода на одном баке. Даже на горящей лампочке всегда доезжали до заправки, что было очень приятно. Третий момент - это крайне изящный внешний вид лупатой, который по сей день привлекает внимание, ну и лаконичный, но при этом очень добротный интерьер. После кожаной торпеды смотреть на пластик нового автопрома было грустно. Очень сильно доставляла масса мелких плюшек: зеркала с электроприводом и кнопкой складывания, лампочка в бардачке, всякие нишки для мелочей, телефона и прочее. Жаль, что в нашей комплектации не оказалось салонного фильтра. Еще хочется отметить заводскую распорку под капотом. Особенно радостно вспоминать как селика нравилась детям: кто-то подходил и расспрашивал о тех. характеристиках, кто-то просил сфотографироваться, кто-то просто засматривался из окон новехоньких мерседесов.
В целом селика оставила крайне приятные впечатления, даже несмотря на пережитые проблемы. Наоборот, с селикой мы прошли огонь и воду, пережили массу эмоций и узнали много нового, в том числе и по устройству автомобиля. Если сейчас рассматривать покупку машины с бюджетом "около 300", то я бы однозначно смотрел на сеялку, настолько она запала в душу. Расставаться было очень тяжело, но замена оказалась равноценна...вот только об этом в следующий раз...