Добрая половина новых автомобилей в России приобретается за счет заемных средств, полученных от банков. И несмотря на то, что автокредиты выдаются на основании строгих критериев, снижающих риски просрочки или невозврата, каждый десятый автовладелец задерживает платежи более чем на 30 дней. Два процента и вовсе не могут погасить долг, а это более 10 000 автомобилей в год. Попробуем разобраться, можно ли их купить, насколько это выгодно и как это правильно сделать.
Залоговые автомобили — это купленные в кредит и обеспечивающие возврат денег кредитору. Существует два способа покупки залогового имущества. Когда автовладелец трезво оценивает свои финансовые возможности и готов расстаться со своим автомобилем добровольно. Либо когда залог изымается по решению суда и переходит в собственность банка. В зависимости от этих вариантов у покупателя приглянувшегося автомобиля две тактики.
При любой покупке автомобиля его нужно обязательно проверить на предмет ограничений или обременений. Если эту проверку пропустить, то можно остаться без машины, которую заберет банк, и скорее всего без денег, поскольку найти бывшего владельца и получить с него хотя бы часть суммы будет затруднительно.
Проверка залогов производится через реестр Федеральной нотариальной палаты. Для этого нужно знать VIN-код автомобиля, номер шасси или кузова.
Если автомобиль оказался в этом перечне, то лучше забыть о его покупке, поскольку сделка потребует много лишних движений. А можно воспользоваться тем, что владельцу действительно срочно нужны деньги и он может уступить приличную сумму.
Если покупатель может сразу выкупить автомобиль, то сделку лучше проводить в следующем порядке.
Если же покупатель не готов заплатить за машину всю сумму, он может взять на себя обязательства по погашению кредита. В этом случае нужно совершить следующие действия:
В этом случае автомобиль все так же продолжает быть предметом залога, только меняется должник — с продавца на покупателя.
Такие схемы возможны, когда владелец-должник не запускает ситуацию с погашением кредита. Но если он становится злостным неплательщиком, то автомобиль рано или поздно окажется у кредитного учреждения. Причем чаще всего транспортное средство оценят на сумму оставшейся задолженности, а все предыдущие вложения владельца (первоначальный взнос, ежемесячные платежи, страховки) просто не засчитают. Для того, чтобы получить назад свои деньги, банк будет продавать залог.
Кредиторы реализуют имущество либо самостоятельно, используя все доступные ресурсы от собственных сайтов до объявлений в интернете, либо через торговые площадки — обычные и электронные аукционы. Банк может продавать только те машины, на которые он получил право собственности по решению суда. В некоторых случаях банк продает автомобиль от имени должника.
Сделка с банком проходит в самом обычном формате. О понравившейся машине можно запросить больше информации, договориться об осмотре. Если все устроит, то оставить заявку на покупку, на основании которой банк подготовит договор купли-продажи и другие документы. После подписания договора и выплаты денег новый собственник ставит автомобиль на учет.
Для аукционов правила также стандартны. Нужно познакомиться с правилами проведения торгов (у некоторых площадок есть определенные ограничения, например, на работу с физическими лицами), оставить заявку, внести залог. Новым владельцем становится тот участник аукциона, который предложил лучшую цену. Если автомобиль не был продан во время первых торгов, то назначаются вторые с меньшей ценой лота.
Залоговые автомобили — это в первую очередь новые машины, купленные в автосалонах. Соответственно, на вторичный рынок они попадают очень свежими с небольшим пробегом.
Поскольку должнику выгоднее побыстрее погасить долг и не выплачивать штрафов за просрочку, то он продает машину немного ниже рыночной стоимости. Перед кредитным учреждением стоит задача вернуть свои средства, а так как часть стоимости автомобиля (первоначальный взнос) уже внесена должником, то банк также устанавливает более низкую цену, чем на аналоги на рынке.
Участие в сделке банка может гарантировать ее юридическую чистоту.
Сложная структура сделки повышает риск того, что должник-продавец может не исполнить своих обязательств на каком-нибудь этапе. Поэтому такие сделки лучше оформлять через нотариуса, когда за передачей автомобиля и его документов следит третье лицо.
Есть небольшая вероятность того, что должник оспорит решение суда о передаче залога кредитору. В этом случае у нового владельца машину могут изъять и ему придется через суд возвращать выплаченные за нее деньги. Этого можно избежать, если запросить в банке или у судебных приставов документы, подтверждающие, что владелец-должник действительно знает о конфискации машины, либо связаться с ним самостоятельно.
Среди реализуемых автомобилей могут попадаться и аварийные экземпляры. Нужно очень четко понимать смысл покупки (возможно, нужен донор запчастей) и размер будущих вложений.