Для начала давайте разберемся, как вообще комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД появляются на наших дорогах. Многие водители считают, что дорожные камеры — дело рук исключительно государственных структур. В действительности это не совсем так. Дело в том, что в России уже многие годы применяется схема концессионного государственно-частного партнерства (подобная действует в большинстве стран мира). Выглядит она примерно следующим образом: власти (как правило, в лице ГИБДД, а в Москве — ЦОДД) принимают решение об установке комплекса фото- и видеофиксации. По какому принципу? «Главным критерием для выбора места является аварийность — и в первую очередь камеры появляются именно в очагах аварийности для повышения безопасности. Также камеры устанавливаются для обеспечения приоритета городского общественного транспорта на выделенных полосах. Другим критерием для установки камеры являются участки, где происходят массовые нарушения ПДД. Все места установки комплексов фотовидеофиксации в Москве в обязательном порядке согласовываются с ГИБДД, — пояснили Дрому в пресс-службе столичного ЦОДД. — Если мы говорим о конкретных нарушениях — будь то фиксация выезда на перекресток, где есть “вафельная” разметка, или, например, разговора по телефону, то для каждого вида нарушения камера устанавливается таким образом, чтобы ее обзор был максимальным. Дополнительным критерием являются технические характеристики камеры, вплоть до подбора производителя», — добавили представители московского ЦОДД.
Когда место для будущей камеры уже выбрано, государство объявляет конкурс, в котором предъявляются требования к будущему оператору и устройству. Затем выбирается компания-победитель, с которой заключают контракт на установку, настройку и обслуживание камеры. После ее установки уполномоченные лица из МВД проверяют корректность выполненных работ, после чего камера считается официально установленной.
Получается, штрафы водителям рассылают какие-то частные компании? Вовсе нет. Они лишь за определенную плату «собирают информацию» — то есть фиксируют нарушение (например, превышение максимально разрешенной скорости), делают фотографию, а затем все эти данные отправляют в ответственный орган — Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД, АМПП и т. д. Там уполномоченный инспектор принимает решение о вынесении постановления на основании тех самых фотографий и данных, зафиксированных камерами (скорости, траектории движения автомобиля и т. п.). То есть частные структуры лишь собирают данные, а решение о штрафе все равно выносит государство.
Очень разными. «Стрелка-СТ», «АвтоУраган», «Крис-С», «Кордон-М4», «Азимут-3», «Арена-С», «Автодория», «Одиссей», «Стрит-Фалькон» — вот названия некоторых комплексов, установленных на российских дорогах. Впрочем, важно не как все эти устройства называются, а по какому принципу работают.
«Представьте себе, что у нас на дорогах одновременно движутся паровые машины, автомобили с ДВС и электромобили. Вот примерно так же у нас обстоят дела с дорожными камерами, — описывает Дрому ситуацию с дорожными радарами в России Сергей Ласкин, генеральный директор компании «Астра-Лаб», занимающейся разработкой программного обеспечения для комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД. — Камеры, установленные в 2010 году и ранее, работают только на “скорость” и используют примитивные алгоритмы — так называемый синтетический метод, когда распознавание происходит за счет чередования белого и черного цвета в номерных знаках. Есть также более современные камеры, работающие на нейросетях, и суперсовременные, в которых нейросеть способна уже не просто фиксировать нарушения, но и классифицировать транспорт» — рассказал Ласкин.
Разумеется, технический прогресс затронул и комплексы фото- и видеофиксации. Если раньше у дорожных камер была своеобразная «специализация» — скажем, какой-то комплекс фиксировал превышение скорости, какой-то — проезд на запрещающий сигнал светофора и т. д. — то новые комплексы способны распознавать сразу несколько составов правонарушений и автоматически передавать информацию по всем нарушениям в ЦАФАП. «Представим себе простую ситуацию: автомобиль едет по выделенной полосе с превышением скорости. Владелец получит сразу два штрафа — за нарушение скоростного режима и выезд на полосу для ОТ. Если водитель, допустим, еще пересек сплошную полосу, то с этой камеры придет еще и третий штраф», — поясняет Сергей Ласкин.
Пока что таких суперсовременных камер в России немного. Правда, непонятно, хорошо это или плохо, поскольку нейросети делают гораздо меньше ошибок, чем камеры, работающие на основании синтетического метода. Самое интересное, что при таком разнообразии устройств в России до сих пор НЕТ обязательного стандарта на принципы их работы и места установки. К примеру, ГОСТ 57144–2016, 57145–2016 и 12577-2016 носят исключительно рекомендательный характер. Нужно ли говорить, что далеко не все производители подобных устройств им следуют?
Самое очевидное и распространенное, за что наказывают комплексы фото- и видеофиксаций нарушений ПДД, — превышение максимально разрешенной скорости (ст. 12.9 КоАП). Но, конечно же, этим дело не ограничивается. Вот, к примеру, перечень нарушений, за которые можно получить штраф с камеры, установленной в Москве:
Как видите, функционал у дорожных камер по-настоящему широкий! По большому счету в столице «письмо счастья» можно получить за практически любое нарушение!
Конечно, это не означает, что стоит только нарушить, сразу же придет штраф по всем статьям. Во-первых, все зависит от типа камеры. Во-вторых, ответственные лица успевают обрабатывать далеко не все нарушения, которые фиксируют дорожные комплексы. Однако, думаем, смысл понятен: «Старший брат» действительно очень тщательно присматривает за тем, что делают автомобилисты на дороге. Лидером по количеству нарушений, которые фиксируют камеры, остается Москва. И неудивительно, ведь в столице, по официальным данным ЦОДД, установлено более 3 млн камер — больше, чем в любом другом регионе РФ. Хотя пионером в плане внедрения новых практик, связанных с камерами, долгое время оставался Татарстан — именно там обкатывали, например, штрафы за остановку за стоп-линией, проезд на красный свет, выезд на выделенную полосу и т. д. А уже затем камеры, фиксирующие новые нарушения, появлялись в других регионах. Сейчас ситуация несколько изменилась, поскольку главным подобным «полигоном» стала Москва. Но не надо думать, что, скажем, штраф с камеры за выезд на загруженный перекресток — это реалия, которая касается исключительно москвичей. Практика показывает, что провинция здесь быстро подтягивается. К примеру, штрафы за непристегнутый ремень безопасности камеры стали рассылать в Москве только в декабре 2020 года, но уже сейчас аналогичные квитанции приходят водителям и в Татарстане, и в Тамбовской области. И власти не скрывают, что в ближайшее время список регионов будет расширен. А, допустим, штрафы с камер за невключенные фары водителям стала рассылать УГИБДД Нижегородской области, и произошло это намного раньше, чем в Москве.
За какие нарушения камеры могут прислать штраф в вашем регионе? Фактически — за любые! Все ограничивается возможностями конкретного комплекса фотофиксации нарушений ПДД, поскольку он лишь передает информацию, а решение выносит конкретный инспектор ГИБДД. Возможно, небольшим утешением может послужить лишь то, что с марта 2020 года Госавтоинспекция официально публикует список мест, где установлены камеры и какие нарушения они фиксируют.
А теперь давайте поговорим о том, что нас ждет буквально в ближайшие годы. Мы уже рассказали, что функционал дорожных камер достаточно большой, и водитель может получить штраф за многие нарушения. Но уже в 2022 году он может стать еще шире! Во-первых, власти обещали, что скоро комплексы смогут начать рассылать штрафы автомобилистам за езду без действующего полиса ОСАГО. Технически это уже возможно, а юридически пока нет — ГИБДД и страховщики все никак не объединят базы, хотя изначально планировалось запустить подобные штрафы еще в 2020 году. Во-вторых, водителям, возможно, придется оплачивать штраф в 2000 рублей за отсутствующий техосмотр. Такие квитанции планируют рассылать с 1 марта 2022 года. И хотя глава ГИБДД Михаил Черников предложил сделать техосмотр добровольным для автолюбителей-частников, формально от планов рассылки штрафов никто так и не отказался.
А дальше — больше. Штраф за невключенные фары? Его камеры могут начать рассылать в 12 регионах, включая Москву, Тверь, Омск, Красноярск, Кабардино-Балкарию и некоторые другие. Причем для него даже не придется ждать 2022 года — в компании «Астра-Лаб», разрабатывающей ПО для комплексов фотофиксации нарушений, заявили, что сейчас активно тестируют подобный функционал, и он может заработать на дорогах уже ближайшей осенью (хотя в столичном ЦОДД подобные планы Дрому опровергли!). Несоблюдение дистанции? И это нарушение камеры скоро «научатся» фиксировать!
Кроме того, судя по всему, водителям в 2022 году могут начать приходить квитанции за превышение средней скорости. До недавнего времени подобные штрафы иногда можно было получить в Татарстане и в Московской области. Формально ни о каком превышении «средней скорости» речи тогда не шло — автомобилисты получали обычные квитанции за нарушение скоростного режима, просто фиксация осуществлялась с помощью двух камер, измеряющих скорость движения автомобиля в двух точках на определенном отрезке и высчитывавших ее с учетом времени, за который автомобиль преодолевал этот отрезок. Многим водителям такое положение вещей не нравилось, они шли в суды, хотя и не всегда успешно. В 2019 году Верховный суд РФ поставил точку в подобных спорах, отменив наказание водителю, таким образом превысившему скорость в Смоленской области. В своем решении ВС РФ отметил, что штраф не был законен не потому, что система неправильно фиксировала скорость, а потому, что в квитанции отсутствовал конкретный адрес и время нарушения. Как следствие, с тех пор подобные штрафы не оформляются. Впрочем, Минюст РФ уже пообещал устранить существующий правовой пробел, и в российском КоАП может появиться уже наказание за превышение «средней скорости», после чего такие штрафы станут абсолютно легальными.
А еще с 1 сентября 2021 года канет в Лету таблички 8.23 «Фотовидеофиксация». Вместо них будут ставить знак 6.22 с аналогичным названием. Разница здесь в том, что информационные таблички вешались под каждым знаком, а новый знак будет достаточно повесить на въезде в населенный пункт. Вроде бы водители и так знают, что в крупных городах они попадают под «перекрестный огонь» камер на каждом углу, но почему-то есть ощущение, что количество штрафов из-за такой инициативы может вырасти.
И до конца 2021 года в России должна заработать система «Паутина». Эта технология позволяет экипажам ГИБДД подключаться к системе дорожных камер, чтобы получать оперативную информацию, не дожидаясь, пока та передаст нарушение. Нужно это, по словам главы ГИБДД Михаила Черникова, для того, чтобы бороться с угнанными автомобилями и так называемыми «двойниками» — машинами, на которых незаконно установлен номерной знак, принадлежащий другому транспортному средству. То есть гаишники смогут оперативно выявлять таких нарушителей и сразу же их останавливать. Главное, чтобы не было ошибок и не задержали законопослушных автомобилистов, которые и знать не знают, что где-то рассекает их «двойник»...
Считается, что камеры должны повышать безопасность движения. Да, это так. За 2020 год с помощью комплексов фото- и видеофиксации в России было оформлено свыше 145,5 млн нарушений. То есть на каждого гражданина РФ, включая пенсионеров и детей, приходится более одного штрафа с камеры! Стали ли россияне из-за этого меньше нарушать? Не думаем. Зато вот бюджет за счет камер пополнился очень здорово, а если говорить конкретно — за 2020 год на сумму свыше 117 млрд рублей.
Российские водители действительно уже привыкли к камерам и в этом смысле мало отличаются от автомобилистов в США, Китае, Великобритании, Германии или Японии. Но у нас камеры де-факто превратились в удобный способ пополнения казны! Ведь будь дорога безопасной, с продуманной инфраструктурой, разумными ограничениями (это когда в городе 50, а на трассе — 90, а не наоборот!), понятными знаками, камеры вообще могут быть ненужными. Но наш опыт и практика говорят об обратном: количество камер растет, поступления в казну — тоже, а вот нарушителей «почему-то» меньше не становится…