Как и в любой стране, все основные нормативные акты в России имеют четкую иерархическую структуру, и дорожное движение — не исключение. Первое место занимает основной закон — Конституция Российской Федерации, которая гарантирует, к примеру, свободу передвижения граждан. На следующем месте по старшинству идут федеральные законы. А центральным документом, непосредственно влияющим на жизнь водителя, является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», первая редакция которого была принята еще в 1995 году.
Вы ничего или почти ничего о нем не знаете? И это неудивительно! Дело в том, что в данном законе очерчены только правовые основы для обеспечения безопасного дорожного движения в России. Хотя этот документ охватывает практически любую сферу, так или иначе связанную с передвижением на автомобиле — от государственной политики в сфере дорожного движения до техосмотра и обустройства дорог объектами сервиса. Каких-то особых откровений в этом законе вы тоже не найдете, но не упомянуть его первым номером мы не могли. По сути, именно данный нормативный акт служит основой всей юридической конструкции, так или иначе связанной с дорожным движением. Любопытно, что ПДД в законе «О безопасности дорожного движения» никак не упоминаются. Да и сами они тоже не наделены статусом федерального закона! Предложения пересмотреть статус ПДД в нашей стране, правда, звучали, но, к сожалению, так и остались на бумаге.
Зато федеральный статус имеет закон «О полиции», который также определяет жизнь водителей. Иногда можно встретить предубеждение, мол, ГИБДД — это структура, которая к обычной гражданской полиции не имеет никакого отношения. В народе есть даже поговорка «мент — гаишнику не кент», подчеркивающая удаленность дорожных полицейских от обычных. В действительности это, конечно же, не так. Стоит начать с того, что полное название ГИБДД — Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. И структурно этот орган подчинен именно полиции. Более того, если обратить внимание на автомобили ДПС, нагрудные знаки инспекторов, нашивки на форме и т. д., то можно заметить совершенно четкую надпись: «Полиция». Так что сотрудники ГИБДД — тоже полицейские!
Что это означает? То, что гаишники обязаны выполнять федеральный закон «О полиции». «Любой инспектор ДПС — сотрудник полиции общественной безопасности, для которого высшим нормативным актом является Конституция РФ, потом — федеральные законы, например, закон «О полиции», затем — постановления правительства, и лишь затем — ведомственные приказы», — пояснил Дрому автоюрист, ведущий «Радио Автодор» Сергей Смирнов.
Если же говорить о требованиях к самим сотрудникам, содержащихся в законе «О полиции», то они довольно четкие. К примеру, в статье 5 ФЗ говорится о соблюдении и уважении прав и свобод гражданина. Например, в случае обращения гражданина сотрудник полиции должен называть свою должность, звание и фамилию, а также предъявлять служебное удостоверение. Та же статья запрещает сотруднику прибегать к пыткам, насилию и другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. С другой стороны, полицейские, в том числе и инспекторы ГИБДД, имеют право применять определенные меры государственного принуждения — вскрывать автомобили, а также применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие — этому посвящены главы 4-5 федерального закона. Одним словом, закон «О полиции» полностью распространяет свое действие и на ГИБДД, сотрудники Госавтоинспекции обязаны ему подчиняться, но получают такие же права, как и другие полицейские.
Помимо федеральных законов важную правовую основу для деятельности ГИБДД образуют ведомственные приказы. Одним из таких документов является приказ МВД РФ № 664. Он утверждает административный регламент исполнения МВД «государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». В переводе с бюрократического на русский это означает, что приказ определяет, каким именно образом ГИБДД будет выполнять свою работу: следить за дорожным движением, останавливать транспортные средства и пешеходов, проверять документы у водителей, выезжать на место ДТП, наказывать нарушителей и т. д. Также в документе сказано, как именно можно обжаловать действия сотрудников в досудебном порядке, в нем содержатся образцы различных протоколов и постановлений (например, протоколы об административном правонарушении, о досмотре транспортного средства, об отстранении от управления транспортным средством и др.), и даже описаны жесты, подаваемые регулировщиком.
«Все, что касается взаимодействия сотрудников ГИБДД с водителем, для самих сотрудников ГИБДД указано в приказе № 664. Это — некий порядок действий исполнения государственной функции. Сейчас [в этом приказе] не прописано четко, что и как должен говорить сотрудник ДПС, но в этом нет никакой необходимости. Достаточно того, чтобы инспектор выполнял все необходимые функции на основании закона. Однако неисполнение тех или иных нормативно-правовых актов, в том числе — регламента, утвержденного МВД в приказе № 664, может стать основой доказательства неправомерных действий инспектора или неправильно принятого документа», — пояснил Дрому автоюрист и ведущий «Радио Автодор» Сергей Смирнов.
Текст приказа № 664 нетрудно найти в интернете, но не спешите заучивать его положения наизусть. Дело в том, что этот документ все же предназначен именно для инспекторов ГИБДД. «Водителя по большому счету никак не касается данный регламент, хотя там и прописаны права автомобилистов. Данный документ напоминает в очередной раз сотрудникам ДПС, что и как может делать водитель. Ссылаться просто так на него нет никакого смысла», — отмечает Сергей Смирнов.
Внутренние документы определяют жизнь не только водителей, но и тех, кто только собирается ими стать. За это отвечает приказ МВД России № 80 от 20.02.2021 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений». В документе длиной целых 106 страниц максимально подробно описывается процедура проведения экзаменов кандидаты в водители: от стандартов предоставления госуслуги (а по законодательству это — именно госуслуга!) до бланков заявлений, описаний маневров, которые необходимо выполнить во время испытаний, форм контроля для экзаменатора и т. д.
Не будем пересказывать все подробности приказа, содержащего 332 пункта. Отметим лишь некоторые интересные нюансы. Так, согласно «Требованиям к порядку информирования о предоставлении госуслуги», сказано, что в случае обращения гражданина за информацией об экзамене в ГИБДД по телефону ответ на звонок должен начинаться с «информации о наименовании экзаменационного подразделения, фамилии и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок», во время звонка это лицо должно «избегать «параллельных разговоров» с окружающими людьми», при невозможности ответить на вопрос — переадресовать звонок другому должностному лицу либо сообщить номер телефона, где заявитель может получить ответ, а сама продолжительность звонка не должна превышать пяти минут.
Также в приказе сказано, что общее время проведения практической части экзамена в отношении одного водителя составляет до одного часа в отношении кандидатов в водители транспортных средств категорий А, А1, В, В1, С, С1, D, D1, М и М1 (пп.168 и 192), до 70 минут для категории ВЕ и до 80 минут — для категорий СЕ, С1Е, DE и D1E. Так что тем, кто жалуется, что экзамен в ГИБДД очень долгий и приходится ждать своей очереди «отъездить город», стоя на морозе или под палящим солнцем, остается только посочувствовать — такие сроки экзамена прямо указаны во внутреннем документе МВД.
Но еще большее недоумение вызывают сроки выдачи самих водительских удостоверений. Согласно пунктам 24–26 приказа МВД, они не должны превышать 15 дней для водительских удостоверений категорий и подкатегорий А, А1, М и В1 и 30 дней — для категорий и подкатегорий В, С, D, ВЕ, СЕ, DE, С1, D1, С1E и D1E со дня приема к рассмотрению необходимых документов. Непонятно, почему в век высоких технологий для того, чтобы принять экзамен и выдать человеку простой заламинированный (даже не пластиковый!) документ, нужен почти целый месяц. Однако, согласно нынешнему регламенту, это, что называется, «не баг, а фича».
Внутренними документами МВД также определены случаи, когда экипажи ГИБДД используются для сопровождения другого транспорта, например, при движении в составе организованной колонны. Такие действия определяет приказ МВД № 177 от 22 марта 2019 года. К подобным случаям, согласно документу, относятся сопровождение транспорта при перевозке групп детей, участников мероприятий, проводимых президентом РФ или председателем правительства РФ, при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также ТС, осуществляющих перевозку грузов повышенной опасности, а также при передвижении автомобилей и спецтехники при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Интересно, что приказ также регулирует сопровождение воинской колонны, хотя его осуществляет не ГИБДД, а ВАИ, а также сопровождение глав субъектов РФ. То есть документ фактически приравнивает процесс перевозки детей к сопровождению правительственных делегаций и губернаторов.
Из других интересных моментов стоит отметить, что согласно данному документу при сопровождении не допускаются отступления от ПДД, связанные с выездом на встречную полосу (за исключением движения крупногабаритных ТС), проездом на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, превышением установленной скорости движения и движением через ж/д пути. И если в случае с перевозкой детей хочется верить, что это действительно так, то вот соблюдение регламента при проезде губернаторов и других высокопоставленных чиновников вызывает сомнения. Думаем, вы понимаете почему.
Помимо федеральных законов и приказов МВД жизнь водителей также регулируют документы Минздрава. В первую очередь — приказ Минздрава от 24.11.2021 № 1092н «Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации». Этот документ делится на две большие части. Первая из них касается кандидатов в водители, получающих водительское удостоверение впервые и проходящих медосмотр, а также тех водителей, кто возвращает свои права по истечении срока лишения. Эта часть документа регламентирует порядок получения медицинских справок, который изменился 1 марта 2022 года, о чем Дром подробно рассказывал здесь. Не будем пересказывать все нюансы данной процедуры, отметим только, что обычному водителю-непрофессионалу такая справка понадобится только при получении водительских прав или открытии новой категории, а потом — раз в десять лет при их замене.
А вот вторая часть приказа Минздрава № 1092н затрагивает процесс проведения медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения (алкогольного или наркотического). И здесь важно понимать, что речь идет именно не о первичном освидетельствовании на опьянение, когда гаишник предлагает «дыхнуть в трубочку», чтобы проверить состояние водителя на дороге, а о медосвидетельствовании — процедуре, которая следует за этим и проводится уже в специализированном медицинском учреждении или передвижном медицинском пункте. О том, как проводится эта операция и к чему нужно быть готовым во время рейдов «на трезвость», мы рассказывали в этой статье. Таким образом, в целом ряде случаев принципы, регулирующие, кому можно выдавать водительские права, а кто их будет лишен, задает даже не МВД, а Минздрав.
Наконец, еще один интересный документ, связанный с дорожным движением, — так называемый «Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств». Этот документ определяет, какие именно автомобили могут находиться в эксплуатации на дорогах общего пользования, причем речь идет как о новых транспортных средствах, так и о «бэушках». Техрегламент носит межгосударственный характер и обязателен к исполнению в странах, входящих в единое таможенное пространство, — России, Белоруссии, Армении, Казахстане и Киргизии. Однако любопытно здесь вот что: техрегламент не вводит прямых запретов на эксплуатацию тех или иных автомобилей, а служит основным документом, на который ориентируются в каждой стране-подписанте при формировании национального законодательства. Также технический регламент плотно связан с техосмотром, поскольку именно на него ориентируются операторы при его проведении.
Как влияет техрегламент на жизнь простых водителей? А вот это действительно интересная тема! До недавнего времени влиял достаточно сильно, даже если не все автомобилисты об этом задумывались. Например, в 2016 году в п. 7.18 ПДД РФ под влиянием техрегламента появилась следующая формулировка: «В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». Из-за этого некоторые водители, даже имея на руках действующий техосмотр, сталкивались с проблемами при общении с инспектором ГИБДД из-за аксессуаров — шноркелей, лебедок, порогов, багажников и т. д. И уже водителю под страхом запрета на эксплуатацию ТС приходилось доказывать, что используемый аксессуар — оригинал, а не самопальный тюнинг. Были и другие нюансы. Скажем, Техрегламент Таможенного союза запрещает эксплуатацию автомобиля с летней резиной в зимние месяцы (в декабре, январе и феврале) и с зимней — летом. Однако по факту санкции за это нарушение по российским ПДД не было. Более того, планировалось, что российские ПДД в части запрета на эксплуатацию ТС будут ужесточаться и приводиться в полное соответствие с техрегламентом, из-за чего под запретом должна была оказаться езда на автомобиле с горящей лампочкой «check engine» и установленным видеорегистратором. Назывались даже сроки введения таких запретов — весна 2022 года. Но…
Сначала в конце 2021 года был отменен обязательный техосмотр для автомобилей, находящихся в личной собственности. Данная мера, конечно, не легализовала «переделки» и самопальный тюнинг, однако владельцы многих б/у автомобилей выдохнули спокойно. А в феврале 2022 года произошли всем известные события, после которых стало не до синхронизации национального законодательства с требованиями техрегламента. Одним словом, на жизнь автомобилистов этот документ по-прежнему влияет, но его вес стал несколько меньше.
Как видите, целый ряд юридических положений и нормативных документов из абсолютно разных сфер напрямую связан с дорожным движением и влияет на него фактически каждый день. Хотя их знание вряд ли поможет обычному автомобилисту в практическом плане, оно позволяет понять, с чем именно он может столкнуться. Впрочем, стоит признать, что самым главным документом для водителя действительно остаются ПДД, несмотря на то, что статус федерального закона они так и не получили.