Фольксвагены издавна пустили корни в России — отсюда иллюзия хорошо известной модельной линейки. Но давайте задумаемся, какие автомобили бренда обычно на виду и на слуху? Golf, Polo, Jetta, Passat, Tiguan, Touareg, Taos. Иногда мелькнет в потоке большой кроссовер Atlas для североамериканского рынка, он же Teramont в Поднебесной. Или еще какой-нибудь «эксклюзив». А ведь Volkswagen — это десятки моделей со всего мира и вдобавок когорта забытых или просто малоизвестных машин. О них сегодня и поговорим.
Невероятно, но факт — немецкая компания начала выпускать электромобили еще в начале семидесятых годов. Как тебе такое, Илон Маск? Сначала был T2 Transporter с тяжеленным 850-килограммовым свинцово-кислотным аккумулятором, 22-сильным электромотором и запасом хода до 80 км. Максимальная скорость — 74 км/ч, до которой еще надо было как-то добраться. Например, на набор 48 км/ч требовались долгие 12 секунд. Построено 120 экземпляров с разными кузовами (микроавтобусы, пикапы и другие). В 1981 году появился экологичный Golf CityStromer (от немецкого strom — «электричество»), созданный в содружестве с коммунальной компанией RWE. Его разработали на базе машины первого поколения.
В плане прогрессивности и эффективности CityStromer недалеко ушел от предшественника. Ему выписали тяговую свинцово-кислотную АКБ емкостью 11,4 кВт·ч, обеспечивающую смехотворную автономность примерно до 64 км. У хэтчбека третьей генерации емкость аккумуляторной батареи достигла 17,3 кВт·ч, а запас хода — до 97 км в городском цикле. Про динамику лучше не спрашивайте — накопитель энергии весил три центнера и здорово утяжелял легковушку. Вам все-таки интересно, мог ли электрокар обогнать черепаху? Вероятно, хотя и не без усилий. Например, самый первый CityStromer весил около полутора тонн и при этом довольствовался установленным спереди мотором мощностью в районе 30 л.с. Под горку с попутным ветром он развивал немногим менее 100 км/ч, однако на ускорение до 48 км/ч требовалось аж 13 секунд, а также буддийское спокойствие и ангельское терпение водителя.
Ранний CityStromer никогда не продавался частным лицам и выпущен в количестве примерно 25 штук. Автомобили второго поколения (70 экземпляров), отслужив в разных коммунальных и энергетических компаниях, вышли в отставку и даже попадали к обычным пользователям. Самыми многочисленными — 120 единиц — являются Golf третьей генерации, построенные совместно с Siemens.
Один из самых замечательных и неизвестных широким массам автовладельцев Гольфов — это, конечно же, кроссовер на базе второго поколения родом из восьмидесятых годов, построенный совместно со Steyr-Daimler-Puch. Оригинальный, фановый и практичный автомобиль не косил под внедорожник, а старался им быть. В этом ему помогала система полного привода Syncro. Собственно говоря, она была и у обычного Golf, но версия «Кантри» дополнительно имела длинноходную подвеску и увеличенный до 21 см дорожный просвет. Судя по защите двигателя, «кенгурятникам» и запасному колесу с внешним креплением, модификация задумывалась не только для безмятежной «паркетной» эксплуатации на ровных асфальтовых дорогах. Все-таки она не случайно пользовалась популярностью в горных регионах Европы.
В Старом Свете Golf Country продавался с бензиновым восьмиклапанником объемом 1,8 литра (98 л.с.). Всего выпущено 7735 внедорожников. Специальные исполнения тоже были. Например, упрощенный Country Allround без электроприводов и обогревов зеркал, кожаной обивки руля и противотуманных фар в «кенгурятнике». Наиболее редкие — полсотни Country GTI со 112-сильным мотором «один и восемь», переданные команде разработчиков.
Знакомьтесь, неказистый, но выдающийся автомобильчик, без которого на свет не появилась бы легендарная раллийная Audi Quattro! Его удивительная биография уходит корнями в середину шестидесятых годов, когда Volkswagen приобрел группу марок Auto Union у Daimler. DKW, один из тогдашних брендов, выпускал военные внедорожники Munga с двухтактными двигателями, и к концу десятилетия созрела необходимость взрастить ему достойного преемника. Ответственное задание поручили компании Audi, созданной на основе Auto Union.
Iltis проектировался не с нуля — в качестве отправной точки использовалась платформа Munga с модифицированной подвеской, но по агрегатам он на голову превосходил предшественника. Во-первых, вездеход примерил систему полного привода на основе компонентов от Audi 100 первого поколения, которая стала базой для трансмиссии Audi Quattro. Во-вторых, устаревший двухтактник заменили на 75-сильный четырехтактный двигатель объемом 1,7 литра. Надо ли говорить, что с таким хозяйством и отличной геометрической проходимостью Фольксваген демонстрирует чудеса на пересеченной местности? Производство началось летом 1978-го и уже к ноябрю немецкой армии передали первые 200 экземпляров. Через год тираж достиг двух тысяч штук. Общий за десятилетие сборки — 9547 единиц. Iltis производили в разных версиях, в том числе для гражданских пользователей.
Этот странного вида кабриолет пытается выглядеть крутым вездеходом, хотя на самом деле его внедорожные возможности сравнительно ограниченные. Тем не менее он поставлялся в армии стран НАТО и, надо отметить, в немалых количествах — с 1968 по 1979 год передано свыше 50 тысяч единиц. Общая численность — 90 883 штуки.
Если говорить о гражданском варианте, то, пожалуй, его главное применение — колесить по пляжу с доской для серфинга. Все потому, что в конструкции используются агрегаты и решения из арсенала легендарного Beetle и микроавтобуса T2, а полный привод не предусмотрен. Оппозитный двигатель воздушного охлаждения объемом 1,5 и 1,6 литра установлен сзади. Интересной особенностью армейских Volkswagen 181 являются портальные мосты, позволившие увеличить дорожный просвет. Габариты очень скромные: длина — 3780 мм, ширина — 1640 мм, высота — 1620 мм.
Подозреваем, некоторые читатели возмутились, мол, зачем мы записали Phaeton в забытые модели. Мы очень рады, что часть нашей аудитории продвинутая и осведомленная, но давайте исходить из известности машины для большинства автовладельцев. Точнее, ее неизвестности.
Словосочетание «представительский Фольксваген» звучит более чем странно — все-таки марка ориентирована на массовый рыночный сегмент — но четверть века назад или около того это обстоятельство нисколько не смутило председателя Volkswagen Group Фердинанда Пиеха. Он хотел повысить престиж бренда в глазах покупателей и расширить гамму больших седанов. Казалось бы, зачем? Ведь у концерна была и есть Audi A8. Но Пиех считал ее конкурентом BMW 7 серии и хотел вывести на рынок комфортабельного соперника Mercedes-Benz S-Class.
Конечно, автомобиль готовили по высшему разряду. Его создателям пришлось решать техзадание, состоящее из десяти довольно специфичных пунктов. Например, Phaeton должен был обладать жесткостью кузова 37 000 Нм/град и быть выносливым, как мул — весь день нестись со скоростью 300 км/ч при внешней температуре +50 ℃, вдобавок поддерживать в салоне +22 ℃. По фольксвагеновской традиции предложили широчайшую гамму агрегатов — от бензинового 3,2-литрового VR6 до W12 объемом 6,0 литра мощностью до 450 л.с. и 313-сильного 5,0-литрового турбодизельного V10. Плюс полный привод. И все бы ничего, но покупатели отнеслись к машине с прохладцей. Видимо, ее позиционирование вкупе с массовым брендом рождало в их головах непреодолимый когнитивный диссонанс. Тем не менее производство продолжалось полтора десятилетия. За этот период построено 84 253 экземпляра.
На переднеприводной платформе A5 в свое время было построено немало очень популярных машин — таких как Volkswagen Golf V, Audi A3 и TT, Skoda Octavia и Seat Leon. Но есть в их когорте забытый персонаж, известный разве что большим поклонникам Фольксвагена или кабриолетов с жестким складным верхом. Это симпатичный Eos 2006–2016 годов, который продавался в Европе, США и других регионах.
Главная его фишка — прогулочный формат и практичность. Крыша разработки OASys (подразделение Webasto) состоит из пяти частей и складывается за 25 секунд. В сложенном состоянии она уменьшает объем багажника с 300 до 190 литров. Моторы на любой вкус — от 1,4-литровой «турбочетверки» до «три и шесть» VR6 и турбодизеля объемом 2,0 литра.
Да, именно Gol, а не Golf — здесь нет ошибки или опечатки. Речь идет о трех поколениях (1980–2023 годов) доступной линейки от подразделения Volkswagen do Brasil. Финальное третье с точки зрения компоновки традиционное — двигатель установлен поперек, ведущие колеса передние. У первых двух Gol тоже передний привод, но в основе платформа BX — суть производная от шасси Audi 80. То есть мотор установлен продольно. Интересно, что ранние Gol комплектовались оппозитными «четверками» воздушного охлаждения объемом 1,3 и 1,6 литра. Особняком стоит спортивный Gol GTI 2000, заряженный 121-сильным 2,0-литровым двигателем и с максимальной скоростью 185 км/ч. К слову, это первый бразильский автомобиль с электронным впрыском топлива.
Еще один занимательный факт — не все модели данного семейства назывались Gol, только хэтчбеки. Седан известен как Voyage (в Штатах — Fox), трехдверный универсал — Parati, а легковой пикап — Saveiro.
Такова лишь небольшая часть малоизвестных широким массам Фольксвагенов. Назовите еще какие-нибудь забытые Volkswagen, которые вам запомнились? Быть может, есть опыт эксплуатации подобных машин? Делитесь мнением в комментариях!