Банки, учреждения, компании и прочие юридические лица избавляются от автомобилей, стоящих на балансе, по нескольким причинам. Самая безобидная — амортизационный износ, когда по бухгалтерским документам машина уже отработала свое и ею нельзя пользоваться. Иногда компании распродают основные фонды (именно к этому виду имущества относятся автомобили), чтобы получить деньги на другие цели и снизить затраты. И практически никогда на балансе не остаются машины, побывавшие в аварии.
Очень важно, чтобы списанный автомобиль не был утилизирован. Иначе после покупки его нельзя будет поставить на учет без участия прежнего владельца и без посещения того подразделения ГИБДД, где была прекращена регистрация автомобиля. Поэтому, прежде чем заключать сделку, нужно проверить машину по базе ГИБДД. Либо заранее проговаривать участие руководителя организации продавца в восстановлении регистрации транспортного средства или выдаче доверенности на эти действия.
Вне зависимости от того, кто продает машину, сделка регулируется нормами гражданского права, в частности, главами 27 (Понятие и условия договора) и 28 (Заключение договора) Гражданского Кодекса РФ. Но, несмотря на это, при покупке автомобиля у разных продавцов могут быть различные нюансы.
Покупка машины у небольших ООО, ЗАО или у индивидуального предпринимателя по сути ничем не отличается от сделки между физическими лицами. Основанием для перехода собственности является договор купли-продажи, в котором указаны все обычные условия (стороны и их реквизиты, данные автомобиля, сумма и др.). Скорее всего нужно будет оформить акт приема-передачи машины, на основании которого бухгалтерия продавца сможет списать автомобиль.
При таких сделках хорошо бы проверить род деятельности продавца. Если он занимался перевозками, оказывал услуги такси или каршеринга, сдавал машины в аренду и т. п., что сильно снижает ресурс автомобиля, то перед покупкой технику лучше не просто осмотреть, а провести диагностику.
Большие корпорации, холдинги, банки и промышленные группы с организационными формами открытых или публичных акционерных обществ имеют достаточно обширные автопарки, которые нужно обновлять. Чаще всего они продают специализированную технику, хотя встречаются и обычные «гражданские» автомобили, на которых ездили специалисты или руководство. О продаже таких машин чаще всего можно узнать на сайте самих компаний либо на сайтах специальных торговых площадок/аукционов. С точки зрения юридической чистоты как самой сделки, так и автомобиля, эта покупка, скорее всего, будет идеальна. Но вот состояние автомобиля может быть не очень хорошим. При выборе такого транспорта важно внимательно изучить техническое описание (оно, как правило, прилагается к документам для сделки).
Давать разрешение на продажу любого имущества, стоящее на балансе госучреждения, должен его собственник. Для автомобилей это чаще всего Росимущество и его территориальные подразделения как на уровне субъектов, так и на уровне муниципалитетов, а также различные «автодоры» и «транс-чего-нибудь». Некоторые организации реализуют машины на основе системы своих внутренних документов, некоторые — выставляют на аукцион. Но и в том, и в другом случае поймать достойный автомобиль достаточно сложно.
Из больших гаражей, обслуживающих МВД, ГИБДД, медучреждения и т. п., техника обычно переходит «по наследству» в более удаленные подразделения. И чем старше машины становятся, тем дальше они оказываются от нормальных сервисов и запчастей, пока не превратятся в груду металлолома. А автомобили из-под местного начальства расходятся по «своим». Причем, этому не могут помешать даже аукционы, устроители которых создают такие условия, что сторонним покупателям их невозможно выполнить.
Если чудо произошло и на торги выставили приличный автомобиль, то для подачи заявки на участие обычно нужно зарегистрироваться на площадке и выполнить ряд условий, которые подробно расписаны в каждом информационном сообщении о реализации конкретного имущества. Среди них перечислены сумма залога, который нужно внести для участия в торгах, способ ценообразования лота и другие подробности. Если удалось выиграть в аукционе, то проходит стандартное оформление сделки с договором купли-продажи (залог засчитывается в счет оплаты товара). Если нет — залог возвращается участнику торгов.
Чаще всего о продаже автомобиля компании узнают ее сотрудники. И если машина в хорошем состоянии, то желающие ее приобрести находятся быстро. Такие сделки не возбраняются, но за ними устанавливается чуть больший контроль, поскольку организация и ее работники «взаимосвязаны». Для того, чтобы избежать проблем после сделки, нужно подстраховаться получением экспертной оценки. Заключение о рыночной стоимости машины обезопасит в будущем от возможных претензий к сумме сделки как со стороны налоговой, так и со стороны собственников компании. Причем это касается не только компании, но и сотрудника, которому разницу между ценой покупки и рыночной стоимостью могут засчитать как прибыль и попросить заплатить с нее НДФЛ. Особенно важно подтвердить адекватность цены в случаях, когда машину покупает руководитель. Для обычных сотрудников достаточно приказа генерального директора, подписанного еще двумя ответственными лицами, например, главным бухгалтером и заместителем директора.
В «правильных» компаниях цену продаваемого автомобиля обычно устанавливает бухгалтерия на основе своих расчетов амортизации. И чаще всего это самый выгодный вариант. Если сумма сделки будет уменьшена или завышена, то со стороны налоговой могут возникнуть серьезные вопросы, а процесс продажи обрастет массой дополнительных документов.
Но достаточно часто юрлица продают свои автомобили по совершенно рыночным ценам. Им выгоднее заплатить налог, чем реализовать машину по остаточной стоимости. Тогда сделка не будет ничем отличаться от обычной и даже может принести некоторые неприятности.
Поскольку деятельность юридических лиц подлежит большему контролю со стороны различных служб и ведомств, то и проблем у компаний больше, чем у частных лиц. В связи с ними могут возникать сложности как при совершении сделки, так и после покупки машины. Причем это уже напрямую коснется покупателя. Если нет желания ходить по судам и доказывать свою добросовестность, то лучше подстраховаться.
Любую сделку с юридическим лицом нужно начинать с его проверки. Для этого у продавца нужно узнать точное название компании, ее ИНН и ОГРН (если эти данные не предоставляются, то это уже сигнал к отмене покупки). Можно просто забить полное название в интернет и получить данные о компании из множества электронных справочников. Если уже на этой стадии появилась информация о том, что такой организации не существует, то от покупки следует отказаться. Но если на этом этапе все в порядке, то следует обратить внимание на следующие моменты.
Срок существования компании — чем больше, тем лучше, поскольку это означает, что вы столкнулись не с фирмой-однодневкой, а серьезной организацией.
Имя генерального директора — персона, которая должна подписать договор купли-продажи или доверенность представителя. Руководителя и учредителей также имеет смысл проверить отдельно, на участие в других действующих ООО и ЗАО. Если таких компаний на одних и тех же людях слишком много, то это значит, что они используют не совсем прозрачные схемы расчетов, что может сказаться на их благонадежности. Хотя так работает большинство мелких фирм в России, и это не является решающим фактором.
Уставный капитал — если он минимальный (10 000 руб.) или близкий к минимальному, то скорее всего для продажи автомобиля, стоимость которого явно выше, нужно обязательное согласование сделки по отчуждению имущества участниками юридического лица (собственниками).
Чтобы быть более уверенным в полученных из интернета данных, их лучше проверить на сайте налоговой службы, получив выписку из ЕГРН. Она предоставляется бесплатно.
Еще одна обязательная проверка — по единому федеральному реестру банкротств (ЕФРСБ). Если юридическое лицо находится в состоянии банкротства или у него введено внешнее управление, значит, на все его имущество претендуют кредиторы. И даже если полученные от продажи машины деньги пойдут в счет погашения задолженности, то сделку все равно могут оспорить и признать недействительной. Поэтому покупать автомобиль у банкрота не рекомендуется. Но вот если в этом же реестре есть сообщение о проведении торгов, а лотом выступает интересующий автомобиль, то такая сделка проходит через арбитражного управляющего и не несет рисков.
Также имеет смысл проверить организацию на предмет незакрытых арбитражных дел. Это можно сделать на сайте «электронное правосудие». Если открытых дел нет, то автомобиль можно покупать. Если есть, то лучше подождать завершения имущественного спора или отказаться от покупки, поскольку может быть вынесено взыскание.
Помимо это имеет смысл провести стандартную проверку автомобиля на наличие обременений и ограничений.
Подводя итог, нужно отметить, что речь шла о добровольной продаже транспортных средств юридическими лицами. О том, как купить конфискованные, арестованные и залоговые автомобили, мы рассказывали в других статьях.