Совсем недавно по многим городам России прошел Парад Победы, а по телевизору друг за другом шли фильмы о войне. И там и там нам показывали грузовую технику времен Великой Отечественной войны. Иногда — настоящую, чаще — современные реплики, а еще чаще — просто мутантов, которые выдавали за копии или даже оригиналы старых грузовиков. Так из чего же строят реплики разного качества и, что не менее интересно, для чего это делают? Почему в кино не снимают настоящие «полуторки», а организаторы парадов сами отмахиваются от настоящих ЗиСов?
Вы когда-нибудь видели, как снимают кино? Мне удалось побывать на паре съемочных дней. Один раз снимали сцену, в которой участвовал оригинальный Studebaker Standard Six 1925 года выпуска, другой — Studebaker Dictator 1937. А один раз мне довелось на параде ездить на Willys MB Slat Grill 1941 года. Должен вам сказать, что обстановка немного нервная: киношники оплачивают машину по часам или дням и очень хотят выжать из нее все и чуть-чуть сверху. И если она по какой-то причине начинает хандрить, негодованию нет предела. А начать хандрить в таком возрасте может любой автомобиль. И это здорово напрягает.
Особенно трудно на параде. Там останавливаться вообще нельзя, к тому же нужно выдерживать и временные рамки, и скорость, и интервал движения. Тут вообще никаких ошибок быть не может.
И здесь возникает вопрос: а всегда ли нужны именно такие настоящие машины? Нельзя ли их заменить репликами? Конечно можно. И преимуществ от реплики намного больше, чем от использования настоящего ретроавтомобиля.
Самое главное — репликар не жалко. Стоимость автомобиля получается не слишком высокой, исторической ценности вообще ноль, так что его можно гонять в хвост и в гриву. И даже не жалко в кино взорвать или разбить о стену. Черт с ним, еще построить можно. Разбивать настоящую «полуторку», конечно, жалко.
Второе преимущество репликаров — простота ремонта. Ну, тут объяснять нечего: ту же «полуторку», собранную из запчастей от ГАЗ-52 и ГАЗ-24, можно отремонтировать на коленке с помощью молотка, матюгов и алюминиевой проволоки. А если этого вдруг будет недостаточно, запчасти на эти машины на каждом углу продают ведрами по 100 рублей за килограмм. И это тоже важно.
Третий фактор в пользу использования репликаров — простота эксплуатации. Тут требуются некоторые пояснения.
Возьмем для примера ту же «полуторку» ГАЗ-АА или более поздний ГАЗ-ММ. Обычного современного водителя там шокируют две вещи — отсутствие автомата опережения зажигания и механический привод тормозов. Особенно напрягает отсутствие автоматического зажигания. Тут приходится манеткой регулятора вручную корректировать угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки, скорости, оборотов мотора и курса стоимости макулатуры. При некоторой сноровке это возможно, но я привыкал к этому долго. А если эта «полуторка» еще и газогенераторная, то это вообще сказка: есть еще два рычага смесителя, и рулить там просто некогда.
К работе механического привода тормозов привыкнуть можно. В конце концов, любой нормальный водитель грузовика знает, что тормозить нужно мотором, а не колодками. Но есть одно но: механические тяги так устроены, что под нагрузкой, когда машина оседает вниз, колодки зажимают барабаны. Поэтому после погрузки надо лезть под машину и крутить регулировку длины тяг. А после разгрузки лезть еще раз — иначе на пустой машине тормоза пропадут.
А еще сюда можно добавить несколько мелочей, которые и без того муторное вождение делают еще сложнее. Например, в зависимости от количества включенных электропотребителей (то есть фар, потому что больше там ничего нет) нужно вручную регулировать силу тока генератора. Для этого надо снимать с него крышку и передвигать подвижную третью щетку, уменьшая или увеличивая тем самым силу тока. Если этого не делать, можно либо посадить аккумулятор, либо вскипятить в нем электролит. А аккумулятор стоит под кабиной, куда лазить тоже не слишком просто. В общем, мороки много.
А еще у «полуторки» нет бензонасоса — бензин поступает в карбюратор самотеком. Карбюратор с восходящим потоком, поэтому перелить его невозможно. А вот у ЗиС-5 бензонасос есть. И он в жару очень легко перегревается. Старый дедовский способ — положить на него мокрую тряпку — спасает, но ненадолго. Поэтому в жару ездить на ЗиСе бывает сложно, а на параде перегрев бензонасоса и остановка машины недопустимы. Как тут обойтись без реплики?
Кроме того, оригинальную машину сложно заправить. Современный бензин ей не подойдет, поэтому приходится ездить на смеси АИ-92 или АИ-80 с уайт-спиритом или авиационным керосином. И это тоже довольно мучительно.
В общем, говорить о неудобстве использования ретротехники я могу бесконечно. Я еще даже не заикался о жутком дискомфорте в кабине, жестко прикрученной к раме безо всяких подушек или о ресурсе баббитовых вкладышей, который просто очень жалко расходовать на всякие кино и парады. Одним словом, без реплик — никуда. Главное, чтобы реплики были хорошими, а не как некоторые…
Мне очень трудно обойти самый известный автобус-реплику отечественного кино. Это — автобус Глеба Жеглова и Володи Шарапова. По идее, это ЗиС-8, хотя в романе братьев Вайнеров сыщики ездили на автобусе Опель Блитц. Такой автобус найти в семидесятых было уже невозможно, поэтому сотрудников отдела по борьбе с бандитизмом в кино посадили в ЗиС-8. Однако и такой автобус найти не смогли. И тогда его построили с нуля. Так что в кино снимается самая что ни на есть реплика. Правда, не очень качественная.
Автобус ЗиС-8 построен на агрегатах трехтонного ЗиС-5. Отличий от грузовика немного. Чуть-чуть отличается моторный щит, карданный вал получил дополнительный короткий промежуточный вал с подвесным подшипником, но все это не видно. А вот более короткая рама в глаза бросается. Автобус ЗиС-8 строили на более длинной раме ЗиС-11, но найти ее не смогли (или не захотели искать, что более вероятно). Поэтому шараповский автобус построили на обычной раме ЗиС-5. Кузов слепили вообще странный — не похожий на тот, что должен быть у ЗиС-8. Так что в категорию качественных реплик этот киношный автобус попасть никак не может. Что, впрочем, никак не умаляет достоинств «Места встречи», этот фильм я могу пересматривать бесконечно.
Забавно, что эту реплику строили на ЗиЛе и даже присвоили этой модели свое имя — ЗиЛ-8. Единственный ЗиЛ-8 на свете.
Другая известная в стране реплика — легендарные «лужковские ЗиСы», которые строили по заказу Министерства обороны к Параду 2005 года. И строил тоже ЗиЛ. В основу взяли шеститонный ЗИЛ-4329 с мотором ММЗ Д-245. У меня язык не поворачивается назвать получившееся ЗиСами. Машины оказались настолько уродливыми, что лучше бы их вообще не видеть. Тем не менее заказ завод выполнил полностью, а Министерство обороны осталось довольно. ЗиЛ выпустил огромную партию этих недоЗиСов — 150 штук. По задумке организаторов, они должны были возить на параде ветеранов. А сам Лужков почему-то эти ЗиСы назвал «полуторками».
Теперь вернемся в кино. Нельзя не вспомнить еще одного фантастического уродца нашего экрана — пародию на автобус ЛАЗ-695Б из фильма «Гагарин. Первый в космосе». Трудно сказать, что лежит в основе этого произведения кустарного искусства, но на ЛАЗ это чудо похоже мало. Это особенно странно, потому что оригинальный ЛАЗ-695Б жив-здоров (на фото он слева), и его можно было бы сначала посмотреть, а потом уж строить реплику.
Ну и напоследок пару слов о последнем параде. Нельзя было не заметить странные белые кабриолеты, прибывшие на Парад из Туркменистана. В эфире их назвали «Победами». Само собой, на «Победу» они похожи меньше, чем я на Джонни Деппа.
К сожалению, на этом Параде немцы победили: судя по зеркалам и некоторым другим деталям, эти машины были построены на базе Mercedes-Benz. Скорее всего, это был Mercedes-Benz CLK в кузове А209. Не скажу, что эти машины выглядят совсем уж уродливо. В принципе, почему бы и нет? Но выпускать их на Парад и называть «Победой»... Без комментариев.
Как я уже говорил, хорошие копии тоже встречаются. Хорошие — те, которые снаружи похожи на оригиналы, но построены на более распространенных агрегатах. Давайте посмотрим примеры и начнем с «полуторки» и ее родственника — автобуса ГАЗ-0330.
Эта машина — очень точная копия. Правда, крылья у нее пластиковые, а шпилек на колесах шесть — тут стоят мосты от ГАЗ-51. Но эти детали в глаза не бросаются, а вот шины штатного размера 6.50-20 — это важно. Несоблюдение пропорций было бы заметно.
Раму взяли тоже от ГАЗ-52, а вот переднюю подвеску — от настоящей «полуторки», у «газона» эта деталь сильно отличается и вид испортила бы сильно.
Кабину частично тоже использовали настоящую — нашли в лесу. Само собой, ее деревянные части и брезентовая крыши сгнили, их пришлось делать заново. Но если постараться и все выполнить по заводским чертежам, получается очень похоже. И все-таки специалист сразу поймет, что перед нами классический новодел. Смотрим на переднюю балку.
Да, балка родная, но вот шлангов гидравлических тормозов тут быть не может: тормоза на ГАЗ-АА, как я уже говорил, механические. Но на машине надо ездить безопасно, а в кино не слишком видно, есть там шланги или нет. Поэтому тормоза на все репликары ставят более современные.
Разумеется, мотор тут тоже не стоковый — волжский ГАЗ-2401.
Все навесное оборудование — новое (да-да, не заглохнуть на параде, вы же помните?).
Есть два интересные момента. Первый — рулевой редуктор. Он тоже от настоящего ГАЗ-АА. Дело в том, что моторный отсек у «полуторки» очень узкий, и современный редуктор туда не помещается. Менять пропорции капота — не комильфо, поэтому редуктор пришлось ставить оригинальный. Конечно, получается чуть дороже, но иначе хорошую реплику не построишь.
Вторая деталь — аккумулятор. Выше я говорил, что в настоящей «полуторке» он стоит под кабиной. Но это неудобно, поэтому его поставили сюда. Кстати, у ГАЗ-АА электрооборудование шестивольтовое, но кому же оно сейчас нужно? С 12-вольтовым жить будет намного проще.
Второй экземпляр «полуторообразных» — автобус ГАЗ-0330, построенный на базе ГАЗ-АА.
По сути, и «полуторка», и ГАЗ-0330 — одна и та же машина, но с разными кузовами. Автобусные кузова в те времена делали деревянными, а как построить реплику «полуторки», я сказал чуть выше (очень кратко, конечно же). Слепить деревянный кузов для автобуса не так уж и сложно. Главное — все делать по чертежам. Ну и, конечно, стараться использовать что-то оригинальное или очень близкое к оригиналу.
Тут, кстати, могут помочь американцы. Наверное, все знают, что ГАЗ-АА — лицензионная (а не украденная, как часто говорят) копия американского Ford AA. А детали на эти Форды в Америке в продаже есть и сейчас. Причем дешевле, чем если бы их искать и покупать в России. Некоторые из них отличаются (кое-что смогли локализовать у нас еще в 30-е годы), но разница не такая уж и большая. Например, в этом автобусе стоит приборная панель от Форда.
Заметили, что здесь не так? Думаю, не заметили. А советский спидометр был круглым (на фото он справа). Овальный же — это от Форда.
Тут так же, как и на предыдущей машине, видны магистрали тормозной системы: безопасность — über alles, как говорили немцы. Правда, они так говорили про Германию, но это не важно.
Теперь посмотрим на один интересный ЗиС.
Ценность этой реплики достаточно высокая. Во-первых, найти живой трехосный ЗиС-6 невозможно, а во-вторых, она довольно качественно сделана. Обратите внимание — здесь даже нет передних гидравлических тормозов, которые было бы очень заметно на передней оси. А вот задние есть — их практически не видно.
Для более достоверного вида тут стоят оригинальные диски с «луковицами» — характерными отверстиями. Диски от более новой машины портили бы вид очень существенно.
Ну а что касается техники — тут все, как у других реплик. Хотя, например, мотор от ЗИЛ-157 — а именно ЗИС-120 — не так уж далеко ушел от мотора ЗиС-5. И хотя эта рядная «шестерка» значительно отличается от ЗиС-5, в ее основе лежит именно этот мотор. И это, в общем-то, даже хорошо.
Ну а какой же военный фильм обходится без ленд-лизовского грузовика! В первую очередь это, конечно же, Studebaker US6.
Вот так он выглядит на самом деле. Это — отлично сохранившийся экземпляр американского грузовика. А вот это — киношная реплика.
Похож? Да, очень. Отчасти — благодаря кабине от ГАЗ-51. В свое время ее слизали как раз со «студера», поэтому теперь из кабины ГАЗ-51 удобно делать кабину Студебеккера. Разве что поводки «дворников» немного выдают отечественное происхождение кабины: у «американца» они ходят синхронно из стороны в сторону, а у нашего грузовика — синхронно в стороны от центральной стойки. Но вряд ли это кто-то заметит в кинотеатре. Забавно, что крюки на переднем бампере у машин абсолютно одинаковые. Что ж, мы в свое время заимствовали не только кабины, и это факт.
Шасси тут не газоновское. Но тоже интересное — от нашего легендарного «колуна» («захара», «мормона», «ступы», «семечки», «трумана», «крокодила» — по-моему, он поставил рекорд по количеству народных кличек) ЗиЛ-157. Правда, база у ЗиЛа чуть больше, чем у Студебеккера, и сбоку это немного заметно. Но сокращать ее очень неудобно: у ЗиЛ-157 очень своеобразная трансмиссия с пятью карданами, и что-то там переделывать очень трудно. Но в кино эту особенность заметить практически невозможно. Зато к этому самодельному Студебеккеру можно прицепить пушку и заставить тягать ее по перепаханному полю. Настоящий «студер» было бы жалко.
А в чем главное отличие ЗиЛа от «студера»? Тормозная система! У Студебеккера она гидравлическая, а у ЗиЛа — пневматическая. И слышать, как ленд-лизовский грузовик фырчит компрессором, было очень забавно. Хорошо, что в фильмах есть озвучка.
И еще один забавный факт про не наши машины. Помните сцену из фильма «Титаник», где молодые люди тайком терлись телесами в красивом автомобиле? Этот автомобиль — Renault Type CB Coupe de Ville. Такая машина действительно была на борту лайнера. Но для съемок ее не взяли: слишком дорогой и редкий автомобиль. И для этой сцены построили реплику на базе Ford T. Реплика на базе настоящей «жестянки Лиззи»... Неплохо они живут, да? Кстати, эту машину на дне океана так и не нашли. И уже не найдут: она там давно сгнила. А очень жаль, потому что ее приблизительная стоимость сейчас составляет около 300 тысяч долларов. Правда, в 1912 году, когда этот автомобиль был выпущен, он стоил всего около пяти тысяч. Ну, тогда и деревья были зеленее, и доллары.
Само собой, качественная реплика стоит дорого. Не всегда киношники готовы тратить на их аренду много денег. К тому же для дальних и иногда для средних планов подойдет и не очень качественная реплика. Но очень хотелось, чтобы ляпов было бы чуть меньше, а хороших репликаров — чуть больше. Тем паче что их наличие позволяет сохранить оригинальные автомобили, которые еще встречаются и даже изредка снимаются в кино. А так как олдтаймеры я люблю намного больше, чем кино, мне их жалко. Думаю, со мной многие будут согласны.
Еще одна реплика ЗиС-5. На последнем фото — автомобиль, легший в ее «основу»: