Однако уже после гонки пришла информация о дисквалификации Себастьяна Феттеля. Сразу после финиша он остановил свой Aston Martin прямо на трассе в 12-м повороте и добирался до подиума своим ходом. Через некоторое время стало известно, что стюарды, проверявшие его машину в том числе на оставшееся количество топлива, обнаружили, что вместо необходимого по правилам одного литра там осталось всего лишь порядка 300 мл. Ситуацию отправили на рассмотрение, а уже ближе к ночи пришла информация о дисквалификации четырехкратного чемпиона мира. Правда, следом за этим Отмар Сафнауэр сообщил, что в баке в итоге оказалось больше литра топлива (1,44 литра), а откачать его не смогли из-за затруднений в системе. В итоге команда собирается подать апелляцию, а FIA забрали машину Феттеля и отправили ее во Францию, где она сейчас находится в техническом центре FIA для дальнейшего изучения. Вполне возможно, что если Сафнауэр прав, то результаты Гран-при вновь будут пересмотрены.
Таким образом, после решения FIA о дисквалификации Феттеля Хэмилтон поднялся на второе место и заработал 18 очков вместо 15, а Макс Ферстаппен стал девятым и получил два очка вместо одного. Эта дисквалификация дополнительно сыграла в пользу Mercedes, чей отрыв от Red Bull составил 12 очков, и Хэмилтона: он отправился на летнюю паузу с преимуществом в восемь очков над Максом Ферстаппеном.
Гран-при Венгрии сложился довольно странно, однако невозможно спорить с тем, что это был один из интереснейших уикендов сезона. После ситуации в Сильверстоуне и отклонения апелляции Red Bull на увеличение штрафа Хэмилтону, многие ожидали чуть ли не спарринг-битвы между Льюисом и Максом.
Но все началось с крайне спорной квалификации, мнения относительно которой опять разделились и которая привела к тому, что первый ряд стартового поля впервые с ГП Португалии и всего второй раз за этот сезон заняли два Mercedes. В третьем сегменте Хэмилтон слишком медленно выехал из боксов на свою последнюю попытку, и два Red Bull, которые также до последнего оттягивали выезд на трассу, оказались позади него в сложной ситуации. Ферстаппен еле успел на свой быстрый круг, а Перес и вовсе попал под красный сигнал светофора. Болельщики освистали Хэмилтона за то, что он сдерживал двух пилотов Red Bull, лишив их финальной попытки в квалификации и таким образом обезопасив Mercedes от конкуренции.
Однако давайте рассмотрим этот эпизод подробнее.
Подобные ситуации с быстрыми/медленными пилотами на выездных кругах квалификации уже неоднократно возникали в этом сезоне: например, мы помним скандал, когда Никита Мазепин по команде своего инженера объехал Переса в Португалии, чтобы успеть на быстрый круг. Да и Макс Ферстаппен ранее неоднократно поступал так же.
Многие пилоты говорят, что все это «джентльменское соглашение» — мыльный пузырь, но касаемо ситуации в Венгрии Серхио Перес в своем интервью объяснил, что обгонять напарника в такой ситуации было бы некорректно. Учитывая его положение в команде, сложно было бы предположить иной подход, так что джентльменство здесь вряд ли имеет место.
Если посмотреть, как три пилота проходили последние повороты перед выходом на быстрый круг, то очевидно, что расстояние между Хэмилтоном и Ферстаппеном намного больше, чем расстояние между Ферстаппеном и Пересом, и Макс, увеличивая дистанцию до Mercedes, просто не думал о том, что за его спиной находится партнер по команде.
Интересный факт: телеметрия Хэмилтона на прогревочном круге показала, что он проехал разгонный круг быстрее, чем даже свою первую боевую попытку в первом сегменте.
В пятницу во время первой практики Юки Цунода в очередной раз попал в аварию, разбив свой автомобиль. В итоге была повреждена коробка передач, но механики Alpha Tauri снова проявили настоящий героизм, восстановив автомобиль уже до окончания второй тренировки, так что Цунода смог выехать на трассу. Хельмут Марко прокомментировал это происшествие, сказав, что «мальчик слишком дикий», но никаких сюрпризов при объявлении составов Red Bull и Alpha Tauri в этом сезоне не ожидается.
Две довольно серьезные аварии произошли и в субботу.
Мик Шумахер разбил свою машину в третьей практике, потеряв над ней контроль в 11-м повороте. Повреждения были очень серьезны: пришлось менять многие детали, в том числе и коробку передач, так что команда просто не успела собрать автомобиль до квалификации, и Мик был допущен на старт гонки решением судей. По информации от команды Haas, во время аварии на Мика воздействовали перегрузки в 30G.
Для команды, подобной Haas, с весьма ограниченным бюджетом, подобные аварии обходятся очень дорого, о чем позже и сообщил Гюнтер Штайнер в своем интервью.
«В пяти последних гонках Мик несколько раз попадал в крупные аварии. Если машину разворачивает или происходит что-то незначительное, проблем нет, но серьезные аварии — это серьезные деньги, которые мы тратим впустую. Бюджет — это данность, которой необходимо придерживаться. Пока мы справляемся с последствиями аварий, но очень скоро окажемся в ситуации, когда придется искать какие-то обходные варианты. К сожалению, аварии происходят слишком часто и стоят нам слишком дорого», — цитирует Штайнера агентство F1News.
Аварией закончилась квалификация для Карлоса Сайнса, однако в этот раз столкновение с барьерами безопасности было не слишком серьезным, и механики собрали его автомобиль к гонке без каких-либо штрафных санкций.
Гонка начиналась под дождем, и это был уже третий дождь за сутки. На старте Валттери Боттас потерял сразу много позиций, оказавшись не просто позади двух Red Bull, но и Ландо Норриса. В первом же повороте Боттас пропустил точку торможения и на высокой скорости влетел в заднюю часть McLaren, полностью дестабилизировав обе машины на мокрой трассе. Неуправляемый McLaren едва промахивается мимо второго Mercedes, зато отлично попадает в Red Bull Макса Ферстаппена, а сам Боттас выносит Серхио Переса.
Сразу после того, как эти четыре автомобиля, а следом за ними и Пьер Гасли (который сам стал широко обходить столкнувшихся), вылетели с трассы в первом повороте, произошла еще одна авария: Лэнс Стролл подбил Шарля Леклера, размяв ему левым передним колесом полностью весь правый бок машины, а тот, в свою очередь, развернул Даниэля Риккардо.
Таким образом, вся зона первого поворота оказалась усеяна обломками. Дирекция гонки выпустила на трассу автомобиль безопасности, а те пилоты, кто смог своим ходом вернуться на питлейн, сделали это.
Затем гонка была остановлена красными флагами, и все участники вернулись на питлейн. За время паузы машину Макса Ферстаппена кое-как привели в работоспособную форму, однако повреждения были все равно очень серьезными, и стало понятно, что на высокое место в гонке он претендовать уже не сможет. Серхио Перес в итоге вообще сошел, и для Red Bull гонка была фактически потеряна. По итогам расследования стартового инцидента Боттас (и Стролл) получили штраф в пять мест на старте следующего Гран-при.
Однако и для Mercedes этот Гран-при сложилась неудачно. После аварии Боттаса Тото Вольфф был в ярости, и можно предположить, что если контракт на место второго пилота в Mercedes еще не был подписан, то теперь его судьба уже решена. Такого мнения придерживается и Виталий Петров, который написал в своем блоге, что Боттаса могут заменить уже после летнего перерыва.
Теория заговора, которую некоторые болельщики Формулы 1 увидели в действиях Валттери Боттаса, не имеет никакого отношения к действительности. И хотя ошибка Боттаса во многом помогла Mercedes упрочить свое положение в Кубке конструкторов, это именно ошибка, а не тонкий расчет. После гонки Тото Вольфф извинился перед соперниками за этот инцидент.
Картина на рестарте гонки, конечно, была уникальная. Такого еще не видел ни один даже самый давний болельщик Формулы 1. Все помнят ГП США 2005 года, когда на стартовой решетке было шесть автомобилей, но теперь этот рекорд побит. Жаль на самом деле, что Льюис Хэмилтон также не заехал на питлейн перед стартом гонки, потому что было бы очень интересно посмотреть, какие действия предпринял бы в этом случае директор гонки Майкл Маси.
Сам Маси в интервью после гонки сообщил, что Гран-при Венгрии был бы возобновлен с полной процедурой старта, включая пять красных огней, даже если бы на стартовой решетке не было ни одной машины.
Любопытно, но подобный сценарий развития ситуации не предусмотрен в спортивном регламенте Формулы 1, так что решение оставалось полностью за Маси. Вот что он рассказал:
«Последняя машина на питлейн была бы эквивалентом последней машины, занимающей свою позицию на стартовой решетке. Когда эта машина заезжала на питлейн, должен был подаваться сигнал старта, при этом загорались и гасли все пять красных огней. Как только бы это произошло, на выезде с питлейна загорелся бы зеленый сигнал светофора, и весь пелотон получил бы возможность выезда на трассу в том порядке, в котором они выстроились на выходе».
«Мы не могли предвидеть такого развития ситуации, но сейчас дадим эмоциям успокоиться и обсудим происшедшее со всем руководством», — сказал он.
С питлейна все гонщики выехали на промежуточной резине, однако к моменту рестарта трасса существенно высохла, и имело смысл перейти на слики. Таким образом, после прогревочного круга все устремились вновь на питлейн, выбрав старт с питлейна, но на сликах. Единственным, кто остался на промежуточной резине, был Льюис Хэмилтон, который рестартовал с решетки в гордом одиночестве под присмотром красного Mercedes медицинской машины. Однако уже после первого круга он тоже заехал переобуться на слики, откатившись таким образом в самый конец пелотона.
На финише он сказал, что принял решение не заезжать в боксы, так как не получил соответствующей рекомендации от команды. Как мы помним, команда в таких случаях не имеет права подсказывать пилоту решение, так что Mercedes просто не хотели нарушать правила.
В свою очередь Тото Вольфф прокомментировал, что такое решение было правильным, т. к. могло случиться и обратное: Хэмилтон заехал бы единственным и все равно оказался бы последним — или попал в сильный трафик.
Позволим себе не согласиться с Тото: даже если бы Хэмилтон заехал на смену резины единственным из всего пелотона, он получил бы на рестарте преимущество в виде сликов, и оказался бы впереди чуть позже, когда все остальные пилоты отправились переобуваться кругом или двумя позже. Таким образом, гонка была проиграна именно в момент принятия этого решения.
С того самого момента, как Renault вернулись в Формулу 1 в 2016 году, они несколько раз поднимались на подиумы (Сирил Абитебуль так и не сделал татуировку, которую обещал Даниэлю Риккардо), но не могли одержать победу.
В этот раз они не просто сумели победить, но и набрали сразу 35 очков, которые помогли им подняться на пятую строчку в Кубке конструкторов и обойти и Alpha Tauri, и Aston Martin. Таким образом, Эстебан Окон стал первым французским пилотом, победившим на французском автомобиле с французским двигателем после победы Алена Проста с Renault в Австрии в 1983 году.
Победа Окона выглядела несколько сюрреалистично на общем фоне, однако это уже далеко не первый раз в современной Формуле 1, когда побеждает кто-то из явных аутсайдеров. Достаточно вспомнить победу Пьера Гасли в прошлом году в Монце, чтобы понять: именно такие неожиданные развязки и делают чемпионат столь интересным и привлекательным.
Эта гонка по-справедливому и должна была закончиться победой Окона и Alpine. Эстебан сумел прорваться на вторую позицию после массового завала на первом круге, затем оказался первым на выезде с питлейна и, когда Хэмилтон заехал на пит-стоп, возглавил заезд. Он сумел на протяжении практически всей гонки удерживать позади себя Феттеля, который ничего не мог поделать на малообгонной трассе Хунгароринга.
Окон не совершил ни одной критической ошибки и, надо отдать ему должное, полностью заслужил эту победу. Однако ее бы не было, если бы не Фернандо Алонсо.
После гонки Окон поблагодарил испанца, сказав, что вместе они стали фантастическим дуэтом.
«Все говорили мне много плохого о Фернандо до того, как я приехал, но все было неправильно», — сказал он. — «Я могу сказать вам, что внутри команды он просто фантастический парень. Я хочу выразить ему особую благодарность, потому что он сражался как лев и помог мне немного передохнуть».
Свое отношение к произошедшему выразил и Ален Прост:
«Надо быть честными: все мы немного боялись, когда подписывали его, но сегодня он доказывает, что проводит сезон с абсолютно невероятным командным менталитетом. Он действительно делает все, что нужно для команды», — сказал Прост. — «Конечно, находясь в машине, он знал, что сделать, чтобы помочь Эстебану оставаться впереди, и для меня это немного удивительно».
В своем интервью после гонки Алонсо сказал, что вполне мог бы и сам одержать победу на Гран-при Венгрии, так как в квалификации он стартовал всего лишь на одну позицию ниже Окона, однако в завале, спровоцированном Боттасом, больше всего пострадали автомобили из его ряда стартовой решетки, а Эстебану удалось хорошо прорваться вперед.
После своего второго пит-стопа, проведенного после пит-стопа Алонсо, Хэмилтон выехал позади испанского пилота и на протяжении десяти кругов предпринимал безуспешные попытки его обогнать. Это и сыграло свою решающую роль в распределении позиций на финише гонки: именно благодаря обороне Алонсо Хэмилтон не успел догнать на последних кругах Феттеля и Окона. Если бы это произошло, то Льюис сумел бы выиграть гонку, т. к. резина на автомобилях лидеров была на десять кругов старше и к тому же более жесткого состава, нежели на Mercedes.
В итоге Хэмилтон лишь на 67-м круге сумел обогнать Фернандо Алонсо, потеряв надежду завершить Гран-при на первой строчке. А Алонсо еще и в интервью после гонки подлил масла в огонь, заявив, что Хэмилтон на протяжении всех десяти кругов совершал одну и ту же ошибку в последних трех поворотах. Правда, какую именно ошибку совершал семикратный чемпион, Алонсо так и не сказал.
«Я ждал, что он правильно пройдет последний поворот и обгонит меня. Он сумел проделать это потом с Карлосом, но в моем случае все время ошибался. Я понимал, что не смогу сдерживать его, но на каждом круге он все равно оставался позади меня».
В первом повороте после старта заезда Лэнс Стролл решил завершить то, что не успел закончить Боттас, и вынес с трассы Шарля Леклера, который, в свою очередь, развернул Даниэля Риккардо. Таким образом, он открыл путь к победе Эстебану Окону и к подиуму — Себастьяну Феттелю.
За провоцирование аварии Стролл получил штраф в пять позиций на старте следующего Гран-при на трассе в Спа, а также опустился на 14-е место в личном зачете, пропустив вперед Юки Цуноду.
Себастьян Феттель сумел подняться с десятой стартовой позиции на вторую строчку и завершил гонку на подиуме, однако после финиша он был дисквалифицирован за нехватку топлива в баке.
Отмар Сафнауэр сказал, что подобное несоответствие спортивному регламенту никак не умаляет заслуг Себастьяна, а если бы команда сумела провести более быстрый пит-стоп, у Феттеля были бы все шансы одержать победу.
По итогам Гран-при Венгрии Aston Martin опустились на седьмую строчку в Кубке конструкторов, а оба их пилота потеряли позиции в личном зачете.
Для команды в цветах папайи Гран-при Венгрии закончился крайне неудачно. Оба их автомобиля пострадали в аварии на первом круге: для Ландо Норриса массовый завал закончился сходом, но Даниэль Риккардо сумел продолжить гонку, правда, попасть в очковую зону на финише так и не сумел. Тот факт, что у Риккардо не клеится весь этот сезон, уже стал очевидным, и ходят слухи, что если до конца года ситуация не изменится, условия его трехлетнего контракта могут быть и пересмотрены.
В итоге после гонки на Хунгароринге McLaren потеряли свое третье место в Кубке конструкторов, уступив его Ferrari. На данный момент у обеих команд одинаковое число очков: 163.
Норрис сохранил свою позицию в личном зачете благодаря тому, что двое его ближайших соперников — Боттас и Перес — также не набрали очков в Венгрии. А вот Риккардо опустился на девятую строчку, уступив Пьеру Гасли.
В этом сезоне на протяжении нескольких Гран-при подряд Джордж Рассел проходил в третий сегмент квалификации, но так ни разу и не смог финишировать в очках. На Хунгароринге он не смог попасть даже во второй сегмент, но зато в гонке впервые, выступая за Williams, оказался в очковой зоне, удержав позади себя Макса Ферстаппена и набрав после дисквалификации Феттеля сразу четыре очка. Благодаря этому Рассел обошел в личном зачете Кими Райкконена и Антонио Джовинацци и стал 16-м.
Но вот, что называется, «невезение»: в 11 квалификациях сезона Рассел каждый раз поднимался выше Латифи, но в гонках дважды проигрывал ему (за счет сходов в Азербайджане и на Гран-при Штирии). В третий раз он проиграл ему уже на трассе — в Венгрии — и надо же было такому случиться, что именно этот раз пришелся как раз на финиш в очках! Латифи финишировал на седьмом месте (после дисквалификации Феттеля) на одну позицию выше Рассела, на два очка больше и теперь опережает британца в личном зачете. При этом мы понимаем, что этих двух пилотов даже сравнивать между собой затруднительно.
Дежавю? Пожалуй. Ведь очень похожая история произошла у Рассела с Робертом Кубицей в 2019 году на ГП Германии. В дождевой гонке, когда половина пелотона сошла, а остальная перемешалась, Рассел из-за собственной ошибки пропустил Кубицу и финишировал позади него на 11-м месте, а Кубица открыл счет для Williams.
После Гран-при Венгрии Williams набрали сразу десять очков и прыгнули в Кубке конструкторов выше Alfa Romeo, на чьем счету всего три очка. Ну а пилоты Williams также опередили Кими Райкконена и Антонио Джовинацци в личном зачете.
«Я действительно прослезился», — сказал Рассел в послефинишном интервью. — «Наверное, я бы даже не заплакал, если бы выиграл первую гонку, вот что это для меня значит. Это больше, чем я могу выразить словами. Я боролся изо всех сил, удерживая позади Ферстаппена и Риккардо. Это было исключительно, и наконец я вернулся домой с очками».
Несколько непонятная ситуация возникла у Рассела на рестарте гонки. В трансляции было видно, как Джордж сначала выехал на трассу первым, а затем замедлился и пропустил сразу несколько машин. В тот момент предположили, что у него возникла какая-то техническая неисправность, но на самом деле все было немного не так. Выяснилось, что на рестарте британец объехал несколько машин на питлейне, отлично среагировал на зеленый сигнал и оказался на трассе первым. Однако затем на капитанский мостик команды поступил звонок от FIA, которые предполагали начать расследование в связи с этой ситуацией и наказать Рассела серьезным штрафом. Инженер Рассела связался с ним и посоветовал вернуть позиции, что в итоге и произошло.
На обломках, оставшихся после аварии на первом круге, Никита Мазепин получил прокол колеса, но смог заехать в боксы, чтобы заменить покрышки. Затем, после рестарта, он вместе со всем пелотоном заехал в боксы, чтобы переобуться в слики, но был выбит Кими Райкконеном прямо на питлейне. В итоге левая передняя часть автомобиля получила серьезные повреждения, подвеска сломана, и Никита был вынужден сойти. Судьи признали виновным в столкновении Кими Райкконена, который получил штраф в десять секунд.
«Это была та гонка, в которой очень хочется принять участие», — прокомментировал ситуацию Никита Мазепин. — «Она открывала много возможностей для нашей команды, которые ей очень нужны. Я видел завал в первом повороте и подумал, что это может быть наш день, но затем попал на обломки и команда сообщила мне о проколе. Я заехал в боксы, потеряв позиции, вернулся на трассу, а затем вновь отправился в боксы. Дальше вы видели, что произошло. Это отсутствие кругов и результата очень раздражает. Я уверен, что это как раз один из тех дней, за которые мы потом будем вознаграждены».
После Гран-при Венгрии Формула 1 уходит на летние каникулы. Сезон возобновится Гран-при Бельгии в Спа 28-29 августа. Однако, скорее всего, нас и до этого будут ожидать интересные новости.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Э. Окон | Alpine | 2:04:43,199 | 147,512 | 3 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +2,736 | 147,458 | 4 |
3 | К. Сайнс | Ferrari | +15,018 | 147,217 | 3 |
4 | Ф. Алонсо | Alpine | +15,651 | 147,204 | 3 |
5 | П. Гасли | AlphaTauri | +63,614 | 146,269 | 4 |
6 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +75,803 | 146,033 | 3 |
7 | Н. Латифи | Williams | +77,910 | 145,992 | 3 |
8 | Д. Расселл | Williams | +79,094 | 145,970 | 3 |
9 | М. Ферстаппен | Red Bull | +80,244 | 145,947 | 5 |
10 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 145,074 | 4 |
11 | Д. Риккардо | McLaren | +1 круг | 144,847 | 3 |
12 | М. Шумахер | Haas | +1 круг | 144,659 | 3 |
13 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 144,639 | 4 |