В этом же сезоне сюрпризов очень много, и они гораздо шире охватывают гоночное сообщество, выходя за пределы европейского континента на мировой в полном смысле этого слова уровень.
Начнем издалека.
Итак, в первой половине июля за океаном разразился скандал, казалось бы, никак не связанный с Формулой 1. В далекой и не слишком популярной у нас серии IndyCar испанский пилот Алекс Палоу, выступающий в столь же малопопулярной здесь команде Chip Ganassi Racing, внезапно был объявлен в McLaren на сезон-2023. Объявление произошло без уточнения, в какой серии будет выступать Палоу, но вариантов было немного: IndyCar или Формула 1, потому что на Формулу Е Палоу совершенно точно бы не согласился. При этом Chip Ganassi Racing, обладая опционом на продление Палоу на следующий сезон, успели публично сделать это без согласования с самим Палоу за несколько часов до анонса McLaren.
Не углубляясь в этот затягивающийся конфликт, сейчас перешедший в юридическую стадию с адвокатами и судами, который может сломать сезон как Палоу, так и Chip Ganassi Racing (так как в него включились уж очень серьезные силы), заметим, что эта история может оказаться лишь фрагментом пазла в той большой игре, которая происходит сейчас в главных гоночных сериях.

Во всем виноват Феттель
В четверг, накануне Гран-при Формулы 1 в Венгрии, Себастьян Феттель сделал неожиданное объявление, сообщив, что в конце сезона покидает Формулу 1.
Это было, с одной стороны, ожидаемо, так как всем своим поведением в течение этого сезона — сторонними политическими и социальными активностями, выступлениями по телевидению и некими программными заявлениями — он как бы предупреждал, что гоняться ему надоело и его интересуют сейчас в большей степени семья и социальные аспекты жизни. С другой стороны, Aston Martin неоднократно заявляли, что они хотят сохранить Себастьяна фактически любой ценой, заранее соглашаясь на все его возможные условия.
Тем не менее Феттель принял решение уйти — и тем самым освободил вакансию, которую папаша Стролл должен был обязательно заполнить кем-то вкатанным и опытным, чтобы продолжать поддерживать команду, которую он создавал для своего сына — суперталантливого, но, как считает сам Лоуренс, пока еще не раскрывшегося гения.
Фернандо Алонсо
Кандидатур уровня опыта Феттеля в Формуле 1 в данный момент не так уж и много. По сути, сравниться с Себастьяном мог бы Фернандо Алонсо, Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон. Ну еще Риккардо и Перес. Можно, конечно, обратить взгляды в сторону ушедших на пенсию Райкконена и Хюлькенберга, но это так себе вариант — ведь они не ездили на новых машинах 2022 года, хотя как раз в эти дни Нико Хюлькенберг работает с Aston Martin на шинах Pirelli 2023. Но все равно: действующие гонщики — явно более предпочтительный шаг.
Но трое из названных пяти пилотов (Перес, Боттас и Хэмилтон) прочно заняты на следующий сезон. Еще один — я имею в виду Даниэля Риккардо — имеет под собой слегка шатающуюся, но все же табуретку в McLaren, которую он надеется сохранить. А вот Фернандо Алонсо в Alpine оказался слабым звеном.
Возвращаясь в Формулу 1 в 2021 году, Алонсо не скрывал, что стремится к новым победам и, возможно, даже титулу. Предполагалось, что Renault (позже Alpine) поможет ему на этом пути. Но команда сделала ставку не на Алонсо, а на своего же (французского) пилота Эстебана Окона, хотя звезд с неба он не хватает. Их в чем-то можно понять: национальность и возраст имеют значение. Контракт с Оконом у команды подписан до 2024 года включительно, а вот с Алонсо истекал в конце этого года, к тому же у Alpine «подвис» опцион на еще одного молодого пилота — австралийца Оскара Пиастри, юниора молодежной программы Alpine, который заканчивался 31 июля 2022 года.
Было видно, что Alpine буквально мечутся, не зная, как им поступить: было жаль терять Фернандо и не хотелось упускать Пиастри — чемпиона Формулы 3 и Формулы 2. Их идея была подписать Алонсо еще на год и тем временем «сдать в аренду» одной из команд Пиастри, чтобы он поднабрался опыта, а в 2024-м пришел к ним уже готовым к свершениям. В качестве такой команды они выбрали Williams.
Проблема заключалась в том, что это решение Alpine никак не устраивало ни одного из двух пилотов.
1 августа, на следующий день после Гран-при Венгрии и ухода Формулы 1 на каникулы, как гром среди ясного неба последовало заявление Фернандо Алонсо о переходе в команду Aston Martin на место Себастьяна Феттеля.
Похоже, не шокировало оно лишь самого Алонсо и руководство Aston Martin — ибо тот же Отмар Сафнауэр, нынешний руководитель Alpine, перешедший в команду из Aston Martin перед началом текущего сезона, рассказал, что еще в субботу накануне гонки у него был разговор с Алонсо, и тот подтвердил, что остается в команде еще на один год.
Странный ход Алонсо?
В решении Алонсо было странно даже не то, как быстро он поменял решение в пользу более выгодного варианта (в Aston Martin ему предложили контракт на 2023-2024 годы с возможностью продления по желанию пилота на 2025-й и, по слухам, 20 млн долларов в год), сколько сам факт того, что он решился на очевидный дауншифтинг.
Зачем это было нужно Aston Martin — понятно. Но вот зачем Алонсо — не совсем.
Достаточно просто посмотреть на таблицу Кубка конструкторов, чтобы понять, что в сезоне новых автомобилей Aston Martin не просто не продвинулись вперед, найдя удачное конструкторское решение, а занимают одну из нижних строк, обыгрывая по очкам лишь Williams. Обладая опытом и знаниями Алонсо, сложно предположить, что за ближайшие два или три года (а опцион Фернандо рассчитан по 2025 год включительно, т. е. ДО начала эпохи нового технического регламента и возможного прихода новых мотористов в Формулу 1, когда все снова может измениться) у него появится возможность побороться за подиумы и победы.
К тому же с учетом сложного (если не сказать склочного) характера испанца непонятно, как он будет уживаться с весьма авторитарным и жестким Лоуренсом Строллом. Ведь теперь Алонсо придется говорить «да, босс» в ответ на любые требования не слишком грамотного в гонках канадца и принимать во внимание, что номером 1 в команде Лоуренса Стролла всегда будет его сын Лэнс, а не сам Алонсо.
Возможно, одной из причин стало богатое предложение по зарплате (Стролл-старший не скупится, когда нужно приобрести сыну машину, команду или напарника), но, скорее всего, это был единственный способ для Алонсо закрепиться на несколько лет в Формуле 1. Если бы сейчас он не ухватил этот контракт, то место в Aston Martin было бы быстро занято, из Alpine его, скорее всего, вышибли бы через год, и другой возможности зацепиться в Ф1 пилоту, которому совсем недавно стукнул 41 год, уже бы не было.
Сафнауэр и грабли
Можно себе представить смятение Отмара Сафнауэра, когда он из пресс-релиза Aston Martin узнает об уходе из команды пилота, который еще день назад подтверждал свое решение остаться в коллективе.
Похоже, паника была не только у Сафнауэра, но и у более высокопоставленного руководства команды, так что Alpine совершили поступок, который назвать иначе как «граблями» невозможно — памятуя о недавнем скандале Палоу-CGR-McLaren и неподтвержденном объявлении.
Во вторник вечером, когда в Австралии, где находится в данный момент Оскар Пиастри, Alpine публикует пресс-релиз с информацией о том, что Пиастри займет место Алонсо в 2023 году. Это действие выглядит как минимум странно с учетом того, что в релизе не содержится никакой цитаты самого Пиастри и в соцсетях гонщика также нет подтверждения о его контракте. И не важно, произошло так, потому что команда не смогла связаться с гонщиком — или же потому, что специально выбрала такое время суток для объявления, чтобы гонщик не мог успеть отреагировать. Результат повторил собой историю Чипа Ганасси и Алекса Палоу и оказался скандальным не в меньшей, если не в большей степени, потому что, проснувшись, Оскар Пиастри написал очень жесткий пост о том, что не будет выступать за Alpine.
«Я вижу, что без моего согласия Alpine F1 выпустили пресс-релиз о том, что я буду выступать за них в следующем году. Это неправда и я не подписывал контракт с Alpine на 2023 год. Я не буду выступать за Alpine в следующем году».
При этом заявление Сафнауэра выглядит очень уверенно:
«Я не готов раскрывать условия контракта, но решение здесь за командой, а не за пилотом. Мы не видим для Оскара возможности выступать где-то еще, скажем, в Вильямсе. Если каждый будет выполнять обязательства своего контракта, подписанного всего несколько месяцев назад, то мы сможем быстро продвинуться вперед.
«Мы сделали очень значительные инвестиции. Причем инвестиции не только финансовые, но еще и эмоциональные. Мы подготовили его к успешной карьере в Ф1. Мы не стали бы делать этого, чтобы подготовить его для наших конкурентов».
Кто же окажется в итоге прав? Мы знаем, что в Формуле 1 (да и не только), можно выглядеть очень уверенно и делать основательные заявления, но иногда это происходит скорее от беспомощности. И кто прав в данном случае, мы узнаем позже, но очень скоро.
Интересно, но, по слухам, Алонсо специально тянул с объявлением в Aston Martin, чтобы опцион Alpine с Пиастри закончился и те бы не успели объявить гонщика на следующий год. Зная мстительный характер Алонсо и имея в виду тот факт, что именно Пиастри стал причиной того, что Фернандо не получил те условия, которые хотел, это вполне похоже на правду.
Ну а Alpine и их поспешность тем временем стали поводом для многочисленных мемов и насмешек в соцсетях даже со стороны других чемпионатов. DTM тоже выложили картинку, где объявляют, что Пиастри будет выступать в их серии.
Оскар Пиастри и его планы
Молодой австралийский пилот, чемпион Формулы 3 2020 года и Формулы 2 2021 года, в 2022-м остался на сезон без гоночного кресла, выполняя роль резервиста в Alpine F1. Мы не будем обсуждать, как команда фактически «слила» своего единственного и весьма обещающего юниора, скажем лишь, что его менеджер Марк Уэббер активно взялся за дело, пытаясь найти для своего соотечественника выгодный контракт.
Во время прошедшего сдвоенного этапа Формулы Е в Лондоне Уэббер был замечен в частых разговорах с боссом McLaren Заком Брауном, и одним из предполагаемых тем общения является возможность подписания Пиастри в McLaren вместо Даниэля Риккардо.
Однако еще раньше Alpine планировали сдать Пиастри в аренду команде Williams, которые, в свою очередь, намеревались избавиться от Николаса Латифи, не приносящего команде очков — в отличие от Алекса Албона. Именно там Пиастри должен был поднабраться опыта, чтобы затем прийти в Alpine.
Такой расклад не слишком устраивал Уэббера и Пиастри, и австралийцы пытались его избежать. Это привело к новым заявлениям Отмара Сафнауэра, который предположил, что они вполне могут обменять Пиастри на Риккардо. Причем Сафнауэр почему-то продолжает оставаться уверенным, что их опцион еще действует, несмотря на истекшие сроки.
Чего хочет Риккардо?
Это еще один важный вопрос. Когда Риккардо уходил из Red Bull в конце 2018 года в тогда еще многообещающую команду Renault, он подписал контракт с французами на 25 млн долларов в год. Но через два года, отчаявшись добиться высоких результатов, австралиец переходит в McLaren — на более низкую зарплату. После двух лет с Заком Брауном и Ландо Норрисом — и неудачных сезонов, особенно на фоне напарника — его акции явно упали еще ниже.
Сейчас свой опцион в McLaren должен продлить именно Риккардо, а не команда. Дэн говорил о том, что хочет это сделать, но так ли это на самом деле? На фоне всего происходящего у него есть перспектива вернуться в Alpine — или остаться в McLaren, где его судьба под вопросом. Он может потребовать отступные, а затем уйти к французам, а может отправиться в IndyCar. Вопрос в том, где гуще намазано медом для австралийского медоеда.
Многоходовка от McLaren?
Если все в итоге обернется подписанием Оскара Пиастри в McLaren, то может получиться красивая игра от Зака Брауна, распространяющаяся сразу на все три формульные серии следующего года, в которых они будут участвовать: Формула 1, «Индикар» и Формула Е.
На данный момент расклады таковы:
В «Индикаре» есть две машины, на которых сейчас выступают Пато О’Уорд и Феликс Розенквист. Еще в начале сезона McLaren объявили о том, что со следующего сезона они выставляют третью машину на постоянной основе и под это место подписали Алекса Росси. Еще одно объявление было сделано позже: появится четвертая машина, которая будет задействована на нескольких гонках. Речь даже шла о том, что за руль сядет… Оскар Пиастри. Так что вполне возможно, что Марк Уэббер общался с Брауном на эту тему. Или нет?
Один из вариантов для Пиастри после истечения срока опциона — сесть за руль McLaren F1. На первый взгляд, здесь есть «заковырка» в виде Риккардо, но… Вполне возможно, что Риккардо переведут в IndyCar. Видно, что эти сезоны для Даниэля в Формуле 1 весьма мучительны, и за океаном он может получить то, чего ему недоставало здесь, ведь конкуренция там в меньшей степени зависит от машины, а перемена мест часто позитивно сказывается на успехах гонщиков.
В то же время, чтобы освободить машину для Даниэля, кого-то необходимо убрать из IndyCar. И новая команда Формулы Е открывает неплохие перспективы. Из двух гонщиков — Розенквиста и О’ Уорда — туда, скорее всего, уйдет именно Феликс, освободив место Дэну. Зак Браун явно не слишком переживает из-за того, что Палоу может не прийти в команду (а говорили, в том числе, что Браун видел его в Формуле 1). Он уже высказался в том духе, что был не в курсе опциона и в ситуации виноваты юристы Алекса. Один начинающий чемпион IndyCar в масштабах огромной и разрастающейся команды — не так уж и много. Так что Пиастри может стать отличной заменой Риккардо, при этом и с Дэном не нужно разрывать контракт и провоцировать скандал. Волки сыты и овцы целы.
Теперь осталось дождаться официальных объявлений. Но с учетом того, как складывается сезон, они нас могут вновь удивить.