Формула 1 и рынок трансферов: большая игра
03.08.2022 | 3456 просмотров

Формула 1 и рынок трансферов: большая игра

АНАЛИТИКА
Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Традиционно период перед летней паузой Формулы 1 становится временем возможных трансферов гонщиков внутри формульных серий. Кто-то объявляет об окончании карьеры, кто-то подписывает новое соглашение, а кто-то получает свой первый контракт в Формуле 1. Примерно за месяц до этого появляется список прогнозов, которые сбываются в той или иной степени, но в целом никогда сильно не отличаются от реально происходящего.

В этом же сезоне сюрпризов очень много, и они гораздо шире охватывают гоночное сообщество, выходя за пределы европейского континента на мировой в полном смысле этого слова уровень.

Начнем издалека.

Итак, в первой половине июля за океаном разразился скандал, казалось бы, никак не связанный с Формулой 1. В далекой и не слишком популярной у нас серии IndyCar испанский пилот Алекс Палоу, выступающий в столь же малопопулярной здесь команде Chip Ganassi Racing, внезапно был объявлен в McLaren на сезон-2023. Объявление произошло без уточнения, в какой серии будет выступать Палоу, но вариантов было немного: IndyCar или Формула 1, потому что на Формулу Е Палоу совершенно точно бы не согласился. При этом Chip Ganassi Racing, обладая опционом на продление Палоу на следующий сезон, успели публично сделать это без согласования с самим Палоу за несколько часов до анонса McLaren.

Не углубляясь в этот затягивающийся конфликт, сейчас перешедший в юридическую стадию с адвокатами и судами, который может сломать сезон как Палоу, так и Chip Ganassi Racing (так как в него включились уж очень серьезные силы), заметим, что эта история может оказаться лишь фрагментом пазла в той большой игре, которая происходит сейчас в главных гоночных сериях.

Во всем виноват Феттель

В четверг, накануне Гран-при Формулы 1 в Венгрии, Себастьян Феттель сделал неожиданное объявление, сообщив, что в конце сезона покидает Формулу 1.

Это было, с одной стороны, ожидаемо, так как всем своим поведением в течение этого сезона — сторонними политическими и социальными активностями, выступлениями по телевидению и некими программными заявлениями — он как бы предупреждал, что гоняться ему надоело и его интересуют сейчас в большей степени семья и социальные аспекты жизни. С другой стороны, Aston Martin неоднократно заявляли, что они хотят сохранить Себастьяна фактически любой ценой, заранее соглашаясь на все его возможные условия.

Тем не менее Феттель принял решение уйти — и тем самым освободил вакансию, которую папаша Стролл должен был обязательно заполнить кем-то вкатанным и опытным, чтобы продолжать поддерживать команду, которую он создавал для своего сына — суперталантливого, но, как считает сам Лоуренс, пока еще не раскрывшегося гения.

Фернандо Алонсо

Кандидатур уровня опыта Феттеля в Формуле 1 в данный момент не так уж и много. По сути, сравниться с Себастьяном мог бы Фернандо Алонсо, Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон. Ну еще Риккардо и Перес. Можно, конечно, обратить взгляды в сторону ушедших на пенсию Райкконена и Хюлькенберга, но это так себе вариант — ведь они не ездили на новых машинах 2022 года, хотя как раз в эти дни Нико Хюлькенберг работает с Aston Martin на шинах Pirelli 2023. Но все равно: действующие гонщики — явно более предпочтительный шаг.

Но трое из названных пяти пилотов (Перес, Боттас и Хэмилтон) прочно заняты на следующий сезон. Еще один — я имею в виду Даниэля Риккардо — имеет под собой слегка шатающуюся, но все же табуретку в McLaren, которую он надеется сохранить. А вот Фернандо Алонсо в Alpine оказался слабым звеном.

Возвращаясь в Формулу 1 в 2021 году, Алонсо не скрывал, что стремится к новым победам и, возможно, даже титулу. Предполагалось, что Renault (позже Alpine) поможет ему на этом пути. Но команда сделала ставку не на Алонсо, а на своего же (французского) пилота Эстебана Окона, хотя звезд с неба он не хватает. Их в чем-то можно понять: национальность и возраст имеют значение. Контракт с Оконом у команды подписан до 2024 года включительно, а вот с Алонсо истекал в конце этого года, к тому же у Alpine «подвис» опцион на еще одного молодого пилота — австралийца Оскара Пиастри, юниора молодежной программы Alpine, который заканчивался 31 июля 2022 года.

Было видно, что Alpine буквально мечутся, не зная, как им поступить: было жаль терять Фернандо и не хотелось упускать Пиастри — чемпиона Формулы 3 и Формулы 2. Их идея была подписать Алонсо еще на год и тем временем «сдать в аренду» одной из команд Пиастри, чтобы он поднабрался опыта, а в 2024-м пришел к ним уже готовым к свершениям. В качестве такой команды они выбрали Williams.

Проблема заключалась в том, что это решение Alpine никак не устраивало ни одного из двух пилотов.

1 августа, на следующий день после Гран-при Венгрии и ухода Формулы 1 на каникулы, как гром среди ясного неба последовало заявление Фернандо Алонсо о переходе в команду Aston Martin на место Себастьяна Феттеля.

Похоже, не шокировало оно лишь самого Алонсо и руководство Aston Martin — ибо тот же Отмар Сафнауэр, нынешний руководитель Alpine, перешедший в команду из Aston Martin перед началом текущего сезона, рассказал, что еще в субботу накануне гонки у него был разговор с Алонсо, и тот подтвердил, что остается в команде еще на один год.

Странный ход Алонсо?

В решении Алонсо было странно даже не то, как быстро он поменял решение в пользу более выгодного варианта (в Aston Martin ему предложили контракт на 2023-2024 годы с возможностью продления по желанию пилота на 2025-й и, по слухам, 20 млн долларов в год), сколько сам факт того, что он решился на очевидный дауншифтинг.

Зачем это было нужно Aston Martin — понятно. Но вот зачем Алонсо — не совсем.

Достаточно просто посмотреть на таблицу Кубка конструкторов, чтобы понять, что в сезоне новых автомобилей Aston Martin не просто не продвинулись вперед, найдя удачное конструкторское решение, а занимают одну из нижних строк, обыгрывая по очкам лишь Williams. Обладая опытом и знаниями Алонсо, сложно предположить, что за ближайшие два или три года (а опцион Фернандо рассчитан по 2025 год включительно, т. е. ДО начала эпохи нового технического регламента и возможного прихода новых мотористов в Формулу 1, когда все снова может измениться) у него появится возможность побороться за подиумы и победы.

К тому же с учетом сложного (если не сказать склочного) характера испанца непонятно, как он будет уживаться с весьма авторитарным и жестким Лоуренсом Строллом. Ведь теперь Алонсо придется говорить «да, босс» в ответ на любые требования не слишком грамотного в гонках канадца и принимать во внимание, что номером 1 в команде Лоуренса Стролла всегда будет его сын Лэнс, а не сам Алонсо.

Возможно, одной из причин стало богатое предложение по зарплате (Стролл-старший не скупится, когда нужно приобрести сыну машину, команду или напарника), но, скорее всего, это был единственный способ для Алонсо закрепиться на несколько лет в Формуле 1. Если бы сейчас он не ухватил этот контракт, то место в Aston Martin было бы быстро занято, из Alpine его, скорее всего, вышибли бы через год, и другой возможности зацепиться в Ф1 пилоту, которому совсем недавно стукнул 41 год, уже бы не было.

Сафнауэр и грабли

Можно себе представить смятение Отмара Сафнауэра, когда он из пресс-релиза Aston Martin узнает об уходе из команды пилота, который еще день назад подтверждал свое решение остаться в коллективе.

Похоже, паника была не только у Сафнауэра, но и у более высокопоставленного руководства команды, так что Alpine совершили поступок, который назвать иначе как «граблями» невозможно — памятуя о недавнем скандале Палоу-CGR-McLaren и неподтвержденном объявлении.

Во вторник вечером, когда в Австралии, где находится в данный момент Оскар Пиастри, Alpine публикует пресс-релиз с информацией о том, что Пиастри займет место Алонсо в 2023 году. Это действие выглядит как минимум странно с учетом того, что в релизе не содержится никакой цитаты самого Пиастри и в соцсетях гонщика также нет подтверждения о его контракте. И не важно, произошло так, потому что команда не смогла связаться с гонщиком — или же потому, что специально выбрала такое время суток для объявления, чтобы гонщик не мог успеть отреагировать. Результат повторил собой историю Чипа Ганасси и Алекса Палоу и оказался скандальным не в меньшей, если не в большей степени, потому что, проснувшись, Оскар Пиастри написал очень жесткий пост о том, что не будет выступать за Alpine.

«Я вижу, что без моего согласия Alpine F1 выпустили пресс-релиз о том, что я буду выступать за них в следующем году. Это неправда и я не подписывал контракт с Alpine на 2023 год. Я не буду выступать за Alpine в следующем году».

При этом заявление Сафнауэра выглядит очень уверенно:

«Я не готов раскрывать условия контракта, но решение здесь за командой, а не за пилотом. Мы не видим для Оскара возможности выступать где-то еще, скажем, в Вильямсе. Если каждый будет выполнять обязательства своего контракта, подписанного всего несколько месяцев назад, то мы сможем быстро продвинуться вперед.

«Мы сделали очень значительные инвестиции. Причем инвестиции не только финансовые, но еще и эмоциональные. Мы подготовили его к успешной карьере в Ф1. Мы не стали бы делать этого, чтобы подготовить его для наших конкурентов».

Кто же окажется в итоге прав? Мы знаем, что в Формуле 1 (да и не только), можно выглядеть очень уверенно и делать основательные заявления, но иногда это происходит скорее от беспомощности. И кто прав в данном случае, мы узнаем позже, но очень скоро.

Интересно, но, по слухам, Алонсо специально тянул с объявлением в Aston Martin, чтобы опцион Alpine с Пиастри закончился и те бы не успели объявить гонщика на следующий год. Зная мстительный характер Алонсо и имея в виду тот факт, что именно Пиастри стал причиной того, что Фернандо не получил те условия, которые хотел, это вполне похоже на правду.

Ну а Alpine и их поспешность тем временем стали поводом для многочисленных мемов и насмешек в соцсетях даже со стороны других чемпионатов. DTM тоже выложили картинку, где объявляют, что Пиастри будет выступать в их серии.

Оскар Пиастри и его планы

Молодой австралийский пилот, чемпион Формулы 3 2020 года и Формулы 2 2021 года, в 2022-м остался на сезон без гоночного кресла, выполняя роль резервиста в Alpine F1. Мы не будем обсуждать, как команда фактически «слила» своего единственного и весьма обещающего юниора, скажем лишь, что его менеджер Марк Уэббер активно взялся за дело, пытаясь найти для своего соотечественника выгодный контракт.

Во время прошедшего сдвоенного этапа Формулы Е в Лондоне Уэббер был замечен в частых разговорах с боссом McLaren Заком Брауном, и одним из предполагаемых тем общения является возможность подписания Пиастри в McLaren вместо Даниэля Риккардо.

Однако еще раньше Alpine планировали сдать Пиастри в аренду команде Williams, которые, в свою очередь, намеревались избавиться от Николаса Латифи, не приносящего команде очков — в отличие от Алекса Албона. Именно там Пиастри должен был поднабраться опыта, чтобы затем прийти в Alpine.

Такой расклад не слишком устраивал Уэббера и Пиастри, и австралийцы пытались его избежать. Это привело к новым заявлениям Отмара Сафнауэра, который предположил, что они вполне могут обменять Пиастри на Риккардо. Причем Сафнауэр почему-то продолжает оставаться уверенным, что их опцион еще действует, несмотря на истекшие сроки.

Чего хочет Риккардо?

Это еще один важный вопрос. Когда Риккардо уходил из Red Bull в конце 2018 года в тогда еще многообещающую команду Renault, он подписал контракт с французами на 25 млн долларов в год. Но через два года, отчаявшись добиться высоких результатов, австралиец переходит в McLaren — на более низкую зарплату. После двух лет с Заком Брауном и Ландо Норрисом — и неудачных сезонов, особенно на фоне напарника — его акции явно упали еще ниже.

Сейчас свой опцион в McLaren должен продлить именно Риккардо, а не команда. Дэн говорил о том, что хочет это сделать, но так ли это на самом деле? На фоне всего происходящего у него есть перспектива вернуться в Alpine — или остаться в McLaren, где его судьба под вопросом. Он может потребовать отступные, а затем уйти к французам, а может отправиться в IndyCar. Вопрос в том, где гуще намазано медом для австралийского медоеда.

Многоходовка от McLaren?

Если все в итоге обернется подписанием Оскара Пиастри в McLaren, то может получиться красивая игра от Зака Брауна, распространяющаяся сразу на все три формульные серии следующего года, в которых они будут участвовать: Формула 1, «Индикар» и Формула Е.

На данный момент расклады таковы:

В «Индикаре» есть две машины, на которых сейчас выступают Пато О’Уорд и Феликс Розенквист. Еще в начале сезона McLaren объявили о том, что со следующего сезона они выставляют третью машину на постоянной основе и под это место подписали Алекса Росси. Еще одно объявление было сделано позже: появится четвертая машина, которая будет задействована на нескольких гонках. Речь даже шла о том, что за руль сядет… Оскар Пиастри. Так что вполне возможно, что Марк Уэббер общался с Брауном на эту тему. Или нет?

Один из вариантов для Пиастри после истечения срока опциона — сесть за руль McLaren F1. На первый взгляд, здесь есть «заковырка» в виде Риккардо, но… Вполне возможно, что Риккардо переведут в IndyCar. Видно, что эти сезоны для Даниэля в Формуле 1 весьма мучительны, и за океаном он может получить то, чего ему недоставало здесь, ведь конкуренция там в меньшей степени зависит от машины, а перемена мест часто позитивно сказывается на успехах гонщиков.

В то же время, чтобы освободить машину для Даниэля, кого-то необходимо убрать из IndyCar. И новая команда Формулы Е открывает неплохие перспективы. Из двух гонщиков — Розенквиста и О’ Уорда — туда, скорее всего, уйдет именно Феликс, освободив место Дэну. Зак Браун явно не слишком переживает из-за того, что Палоу может не прийти в команду (а говорили, в том числе, что Браун видел его в Формуле 1). Он уже высказался в том духе, что был не в курсе опциона и в ситуации виноваты юристы Алекса. Один начинающий чемпион IndyCar в масштабах огромной и разрастающейся команды — не так уж и много. Так что Пиастри может стать отличной заменой Риккардо, при этом и с Дэном не нужно разрывать контракт и провоцировать скандал. Волки сыты и овцы целы.

Теперь осталось дождаться официальных объявлений. Но с учетом того, как складывается сезон, они нас могут вновь удивить.

Комментарии

     
Сообщений: 2321
Похлеще любого сериала))
Нандо красавчик)))
...
Мой отзыв: Changan CS55 Plus 2024
15
3
Ответить
 
Сообщений: 4961
Риккардо было бы неплохо в рено перейти, так как после еще одно года как сейчас, ему прийдется на пенсию с текущей ездой. А там, если будет на уровне Окона сможет поездить дальше
20
2
Ответить
     
Майкоп
Сообщений: 2762
"по слухам, Алонсо специально тянул с объявлением в Aston Martin, чтобы опцион Alpine с Пиастри закончился и те бы не успели объявить гонщика на следующий год" - если так, то Алонсо себя повел (как бы помягче сказать) как последняя мразь.
Сам гоняет с незапамятных времен - ну ты себя показал, имя себе сделал, денег заработал - уйди достойно, дай возможность молодым ребятам погоняться и проявить себя. Так нет же, надо зубами держаться до последнего и выжимать все соки из своего положения, идя по головам другим и откровенно подставляя команду. Противно все это...
6
34
Ответить
19984308
snoom
"по слухам, Алонсо специально тянул с объявлением в Aston Martin, чтобы опцион Alpine с Пиастри закончился и те бы не успели объявить гонщика на следующий год" - если так, то Алонсо себя повел...
Баттона лучше вспомните. Баттонгейт. Тогда он переоценен был очень, но позде раскатался т даже чемпионом стал
5
3
Ответить
 
Сообщений: 5734
snoom
"по слухам, Алонсо специально тянул с объявлением в Aston Martin, чтобы опцион Alpine с Пиастри закончился и те бы не успели объявить гонщика на следующий год" - если так, то Алонсо себя повел...
Алонсо канеш сфинтил. Но Рено сами хороши. Ясен пень, Пиастри более перспективен, чем Алонсо, несмотря на все его заслуги и нынешнюю великолепную форму. Никто бы слова не сказал против Рено, если бы они на 2023 записали Пиастри. Думаете, Нандо этого не понимал?
Впрочем, ему сейчас лучше всех. Контракт длинный, бабло хорошее. Что еще нужно человеку, чтобы встретить старость? 😁👍
Гоняй в своё удовольствие, и никто слова не скажет об уровне результатов. Хорошие результаты - ну, это же Алонсо! Плохие результаты - ну, чего вы хотели, он же уже не молод.
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
16
3
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1123
Ех Автонекрофил
Алонсо канеш сфинтил. Но Рено сами хороши. Ясен пень, Пиастри более перспективен, чем Алонсо, несмотря на все его заслуги и нынешнюю великолепную форму. Никто бы слова не сказал против Рено, если бы они...
А как папка будет рад, если Лэнс объедет двукратного чемпиона. Хотя вряд ли это произойдет
Мой отзыв: Subaru Forester 2010
7
 
Ответить
     
Улан-Удэ
Сообщений: 83
Так-то чип ганасси не самая последняя команда в индикаре!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром