Парадокс — Малайзия как колония была выгодна британцам, так сказать, в естественном виде. В других своих колониях они, безусловно, придерживались примерно такой же позиции. Однако в Малайзии их в первую очередь привлекал каучук, а также олово. А также расположение страны вдоль оживленных океанских маршрутов. В результате индустрию этой колонии англичане особо не развивали. Зато понастроили дорог, связывавших каучуковые плантации, рудники и порты.
Соответственно, пошли в Малайзию (или тогда еще Малайю) и автомобили. Поначалу британские, затем американские, итальянские и французские. В 1910-х годах в стране уже сформировался рынок, больше ориентированный на проживавших там британцев. Последние даже вводили заградительные пошлины, дабы ограничить ввоз машин из США.
Тем не менее джентльмены тут проиграли янки — первой, кто закрепился на территории Малайзии, стала Ford Motor Company of Malaya Ltd. С 1926 года представительство являло собой гараж, где занимались ремонтом Model T. Спустя четыре года «дилер» разросся до размеров склада, в котором началась сборка путем прикручивания колес.
А вот GM попасть в Малайю не получилось — отказали британские власти. General Motors основал завод недалеко от современной индонезийской Джакарты и уже оттуда поставлял продукцию в Малайзию. Однако в 1948-м английская администрация запретила GM и это. Ford между тем перед войной построил в Сингапуре (тогда этот город еще входил в общий состав колонии) уже полноценный завод, где производство осуществлялось на уровне сборки кузовов. Но проработал он буквально несколько месяцев, после чего при японской оккупации там собирали грузовики Toyota и Nissan. Удивительно на фоне ситуации с GM, что после освобождения своей Малайи метрополия отдала предприятие «Форду». И тот, видимо, без особых проблем работал в устоявшихся условиях. Что выпускал? Легковушки Consul, Zephyr, Zodiac, а также компактный для США двух- или четырехдверный седан Cortina MkI.
В 1965 году образованная буквально только что страна Малайзия отделила от себя город-государство Сингапур. С тех пор их автопромы пошли разными путями. Считается, что сингапурские предприятия больше сотрудничали тогда с англичанами и немцами. А малайзийские — с японскими. Хотя, конечно же, взаимный импорт автомобилей в той или иной степени продолжался.
Впрочем, такое национальное разделение было весьма условно. В 1967–1968 годах в Малайзии оперативно были организованы СП, которые выпускали Fiat 600, 850 и 124; Volvo 144; VW 1300 и Type 2 (он же Transporter/Caravelle).
А также Toyota Corolla, Corona и Mazda 1200.
Opel Kadett и Record, Renault 8 и Peugeot 204.
От чужого к своему
В начале 70-х в качестве импортных (то есть без местной сборки) на малайзийский рынок зашли Mitsubishi и Nissan-Datsun. К тому времени малайзийцы стали забывать об ужасах японской оккупации. И если раньше это мешало распространению автомобилей островных марок по стране, то теперь их качества начали оценивать по достоинству.
В результате и в Малайзии в 70-х и начале 80-х развернулось традиционное противостояние давних конкурентов — Nissan и Toyota. Но когда правительство решило, что стране нужна национальная марка, национальный автомобиль, за помощью обратились к Mitsubishi. Так в 1983 году появился Perusahaan Otomobil Nasional Sendirian Berhad, или сокращенно Proton. Первой моделью стала Saga — копия Lancer второго поколения. Поначалу с 1985 года выпускался седан, с 1987-го — хэтчбек Saga Aeroback.
Под именами Saga Iswara и Saga LMST эта модель дожила до 2008 года — типичное решение для подобных стран.
Начиная с 1993 года Proton запустил линейку моделей, состоявшую из Wira и Wira Aeroback (Mitsubishi Lancer).
Putra (тот же двухдверный Lancer).
Satria (Mirage/Colt).
И Perdana (Eterna).
Любопытно, что еще с 80-х автомобили Proton поставлялись в различные страны Юго-Восточной Азии, а также в Англию, некоторые другие страны Европы, Австралию и Новую Зеландию. В конце 1996 года Proton стал настолько богат, что приобрел 80% акций британской компании Lotus, доведя свою долю до 100% через шесть лет. Англичане помогали дорабатывать ходовые качества моделей, в том числе работая в Малайзии. В особенности это касается хэтча Satria GTi, который даже нес шильдик Handling by Lotus. В ответ малайзийцы инвестировали в Lotus.
Чуть позже Proton — в 1993-м — появилась еще одна национальная компания, Perusahaan Otomobil Kedua Sendirian Berhad, или Perodua. Через год свет увидел пятидверный хэтчбек Kancil — по сути, Daihatsu Mira третьего поколения.
В 1996 году появился микроавтобус Perodua Rusa — фактически Daihatsu Hijet/Zebra.
А в 1998-м — внедорожник Kembara, клон Daihatsu Terios.
В том же году начало свою деятельность предприятие Inokom, за несколько последующих лет освоившее выпуск Renault Trafic, Hyundai Porter и Hyundai Atos первых поколений.
Наконец, в первой половине 2000-х конгломерат Naza вычленил в своей структуре подразделение Naza Automotive Manufacturing, которое занялась сборкой Kia, Peugeot и Citroen, всего более трех десятков моделей. Именно к Naza относится первый опыт контакта малайзийских сборщиков с компаниями из Китая — хэтчбек Sutera являлся копией Hafei Lobo/Brio.
Примечательно, что Inokom и Naza были лишь сборочными производствами. В то время как Perodua имела свое литейное производство. А Proton — даже научно-технический центр и в его рамках дизайнерское отделение. Позже посмотрим, к чему это привело. Но в любом случае эта марка, по-разному оформляя и дорабатывая модели Mitsubishi, к тому же ведя активный экспорт, стала автомобильным олицетворением Малайзии. Помимо нее существовало еще два проекта, которые не стали массовыми, но не упомянуть о них мы не можем.
Штучно и на заказ
Так уж получилось, что оба зародились в Австралии, и почти одновременно — в 1986 и 1987 году. И потом юридически и в плане производства в 1998-м перебрались в Малайзию. Бренд Bufori — детище трех братьев, которые, будучи вдохновленными американскими довоенными родстерами, буквально в гараже начали строить три оригинальных автомобиля. Из них в итоге получилась первая модель под названием Madison. Двухместный родстер с мягким верхом, задним приводом и воздушным «оппозитником» Volkswagen в заднем свесе. Впоследствии машину не раз пересматривали. Появлялись Bufori Mk I, Mk II, V6i. Немецкий «боксер» прибавлял объем, заменялся на «Ежик» Subaru или на «шестерку» Buick, которую перенесли вперед.
Все они в результате переродились в модель La Joya со 170-сильным V6 2,7 л, которую выпускают до сих пор.
Прорыв произошел в 2010-м, когда был представлен 5,5-метровый седан Geneva, также решенный в ретростиле. Салон щедро отделан кожей. Задние раздельные сиденья имеют не только подогрев и электроприводы, но и вентиляцию с массажем. Задние двери, открывающиеся против хода, также оснащены сервоприводами. Под капотом — 6,4-литровая «восьмерка» Chrysler Hemi, развивающая 470 сил. Подвеска пневматическая.
Еще со времен первого родстера братья увлекались спортом. La Joya, например, участвовала в гонках на выживаемость и в различных австралийских бахах. Поэтому новую модель решили выводить через кольцевые гонки. Еще в 2009 году на некоторых соревнованиях дебютировало купе BMS R1 с малайзийским пилотом за рулем, разработанное совместно с командой Axle Motorsports. В 2019 году Bufori засветила, как заявлялось, уже предсерийное купе CS. Та 4,6-метровая «двухдверка» была оснащена 3,6-литровым крайслеровским V6 с отдачей в 320 л.с., 8-ступенчатой АКП, самоблокирующимся дифференциалом и амортизаторами с электронным управлением. Возможно, к моменту доступности к заказу эта техническая спецификация изменится. Дело в том, что на официальном сайте Bufori на страничке CS до сих пор значится — coming soon. Впрочем, и двух доступных моделей — Geneva и La Joya — в наличии нет. Строятся на заказ.
Реплику известного британского родстера MG TD создали и построили численностью 100 экземпляров три австралийские компании — ACC, Westmex и Gason of Ararat. Прибыли собственники не получили, после чего проект возрожденного MG, созданного с использованием агрегатов Nissan, не раз менял владельца.
В результате достался образованной по этому случаю малайзийской компании TD Cars. Там добавили автоматическую коробку, сменили некий ниссановский мотор на 3S-FE и начали экспортировать в Японию, Австралию, Новую Зеландию, Индию, Англию, Германию и ряд стран Азии и Ближнего Востока. В остальном TD 2000, конечно, все еще тот классический MG — тесный, с рессорной задней подвеской и отсутствием комфорта. И непонятно, выпускающийся ли до сих пор.
Многообразие сборки
Такие родстеры — всего лишь вишенка на торте любого национального автопрома. А основной «вкус» делает массовый сегмент. Что же с ним в Малайзии произошло за минувшие два десятилетия и особенно в последние годы? Так, бизнес-консорциум Naza избавился от автомобильного подразделения, продав его объединению PSA Group, Fiat и Chrysler. С 2018 года оно называется Stellantis Gurun и занимается выпуском «Пыжиков» моделей 2008, 3008 и 5008.
Inokom во второй половине 2000-х выпускал Hyundai — i10, Getz, Matrix. Потом продолжил «корейцами» Kia Carnival, Sorento, Hyundai Santa Fe, Ioniq и Elantra.
Вместе с ними на данный момент собирает Mazda CX-5, CX-8, Porsche Cayenne, а также ряд BMW — 2-й, 3-й, 5-й, 6-й серии, X3, X4, X5, X7.
По последней моде зацепили тут и «китайцев» — Chery Tiggo 8 Pro и Omoda 5.
В середине 80-х в Малайзии появилось еще одно сборочное производство — HICOM. Понемногу на нем выпускали разные Сузуки. А уже в наше время тут производят Mercedes-Benz C-, E-, GLC-Class, EQS, Volkswagen Golf, Tiguan, Arteon. Все — последних либо текущих поколений.
Perodua продолжила работать по направлению городских «компактников» и с Daihatsu. Здесь выпускали Kenari и Kelisa (Move и Mira начала 2000-х).
Viva и Nautica (Mira и Terios образца второй половины 2000-х). Это то, что было снято с конвейера в конце 2000-х, максимум в середине 2010-х.
А вот то, что появилось достаточно давно, однако и сейчас в строю. Это Perodua Myvi. Поначалу этот хэтчбек являлся клоном Daihatsu Boon/Sirion и Toyota Passo. К третьему же поколению (2017 год) японцы дали малайзийцам карт-бланш — рисуйте сами, агрегаты мы предоставим. Вышел автомобильчик длиной 3,9 м с тойотовскими моторами серии NR. В 2021 году хэтчу сделали рестайлинг и заменили «автомат» вариатором. Как Daihatsu Sirion, Myvi экспортируется в Индонезию и некоторые другие страны. Правда, до Японии не доезжает.
Alza образца 2009 года представлял собой клон Daihatsu Boon Luminas. В 2022 году под этим именем в производство запустили Toyota Avanza. Обе модели формата MPV и с 1,5-литровыми двигателями разных поколений, но фактически относятся к разным классам — имеют длину 4,2 и 4,4 м.
Perodua Axia, как и Avanza/Alza, также плод сотрудничества с Toyota и Daihatsu — на сей раз в плане копирования Agya/Ayla/Wigo, выпускавшихся исключительно в Индонезии и на Яве. Пятидверный хэтчбек длиной 3,6 м с литровым моторчиком был представлен еще в 2014 году, а в январе 2023-го запустили второе поколение, чуть крупнее.
Aruz — это Daihatsu Terios/Toyota Rush.
А Perodua Ativa — Daihatsu Rocky/Toyota Raize.
У компании все-таки имеется еще одна самостийная модель — седан Bezza длиной 4,2 м, созданный на основе хэтчбека Axia первой генерации. В отличие от последнего «трехобъемник» оснащается в том числе 1,3-литровым агрегатом и комплектуется еще «автоматом». В 2020 году модели провели рестайлинг. Ее поставляют в соседние страны — Шри-Ланку, Сингапур, Бруней, Пакистан.
Надо сказать, что начиная с 2006 года марка Perodua, благодаря ориентации на самый низ рынка, обходила по объемам продаж Proton. Ну а последний пытался развивать свои компетенции. В 2000 году был представлен седан Waja. Несмотря на то что он имел платформу Mitsubishi Carisma и Volvo S40 и даже мицубисиевский двигатель, дизайн выполнялся уже малайзийцами.
В 2002 году Proton предложил покупателям легковой пикап на базе Wira (Lancer).
А еще через пару лет подоспела и своя серия двигателей, разработанная совместно с Lotus и названная CamPro. При объеме в 1,3 и 1,6 л в отдельных версиях агрегаты имели VVT и VVL и развивали от 95 до 125 сил.
В последующие несколько лет Proton вывел на рынок несколько моделей — хэтчбеки GEN-2 и Satria Neo, компактный седан Saga второго поколения.
Кроме того, семиместный минивэн Exora длиной 4,6 м.
В конце первого десятилетия XXI века Proton снова сотрудничал с Mitsubishi, благодаря чему обрел бейдж-инжиниринговый продукт — седан Inspira. Сами видите, из чего он получен.
В сотрудничестве с Lotus и Italdesign создал несколько концептов EMAS (он же Lotus Ethos) — последовательных и подзаряжаемых от сети гибридов с трехцилиндровым моторчиком и батареей на 16,5 кВт·ч.
В 2012–2013 годах появились 4,5-метровый седан Preve, хэтчбек Suprima S на его базе и Perdana второго поколения. Специально для Preve/Suprima 1,6-литровый CamPro оснастили наддувом, что, однако, не намного подняло его мощность — до 138 л.с. А Perdana оказалась Хондой Accord.
Здесь надо еще отметить, что в 2012 году Proton приобрел холдинг DRB-HICOM, тот самый, что занимается сборкой MB и VW. Спустя пять лет концерн продал Lotus, принадлежавший Proton. 51% достался Geely. В том же 2017-м этот китайский конгломерат купил 49,9% акций и самого «Протона». На данный момент в линейке малайзийцев еще остаются модели прежних лет, созданные в соавторстве с британцами — Saga, Iriz, Persona (все не более чем 4,4-метровые машинки с моторами преимущественно в 1,3 л).
Но китайское влияние дает о себе знать. С 2018 по 2023 год Proton освоил сборку кроссоверов X50 (он же знакомый нам Geely Coolray), X70 (Atlas), X90 (Okavango) и седана S70 (Emgrand).
Безусловно, в отношении «китайцев» речи уже не идет о выпуске агрегатов — всего лишь о сборке, когда из Поднебесной приходит машинокомплект различной степени разобранности. Вместе с тем Малайзия не зависит от китайских автокомпаний подобно другим странам Азии и Востока, таким как Таиланд, Иран, Пакистан. Тем не менее на пути обретения своего национального автомобиля страна не особо преуспела. Особенно с учетом того, какие на Proton возлагались надежды. Ведь его и поддерживали сумасшедшими ввозными пошлинами на иномарки. И программу Vision 2020 объявляли, по которой Малайзия должна была по экономике и технологиям обогнать Японию. Но если в 90-х это приносило какие-то плоды и давало надежду, то сейчас уже очевидно, что страна превращается в большую сборочную площадку.