В мае 2022 года мне предстояло первый раз поехать в Россию после того, как мир начал меняться. Оговорюсь, что при наличии соответствующих виз, свободного времени и денег особых проблем нет: транзит через третью страну (наибольшей популярностью пользуется аэропорт турецкого Стамбула) — и ты в России. Но меня не устраивала ни цена вопроса, ни время в пути, которое бы пришлось потратить на дорогу до Новосибирска — более суток. В итоге единственной реальной для меня схемой стало использование личного автомобиля.
Ближайший к Дрездену российский аэропорт расположен в Калининграде, оттуда можно вылететь прямым или пересадочным рейсом во все крупные российские города. Именно сюда я и направился в свой первый маршрут в Россию в мае 2022 года. При этом было совершенно неясно — какая обстановка на пограничном переходе, выпустят меня из Евросоюза и впустят ли обратно.
Дорога до Калининграда из Германии пролегает через Польшу, то есть на пути всего один пограничный переход — Польша/Российская Федерация. Расстояние до границы примерно 850 километров, что не так уж и много с учетом движения по скоростным магистралям. Благодаря активному дорожному строительству передвигаться на автомобиле уже и по Польше — сплошное удовольствие. Не считая последних 100 километров, путь пролегает по минимум четырехполосной магистрали с ограничением 120–140 км/ч.
Путь до границы занял около девяти часов и не преподнес каких-либо сложностей. На пограничном переходе «Мамоново — Гжехотки» царил покой, и я был если не единственным желающим, то одним из немногих, кто хотел попасть в Россию. Переход занял 40 минут, а досмотр был поверхностный.
Далее доехал до окраины Калининграда и по объездной дороге — в аэропорт, на парковке которого и оставил автомобиль. Общий пробег от Дрездена 900 км, преодолел их за 11 часов. Учитывая недорогое топливо при заправке в России на обратный путь, затраты на дорогу до Москвы и обратно составили около 350 евро, что было тогда в два раза меньше стоимости авиаперелета через Стамбул. Для меня — существенная экономия. Разумеется, затраты на амортизацию автомобиля и потраченное личное время здесь не учитываются.
Этот маршрут довольно долго был самым актуальным и использовался еще не раз. Отказаться от него пришлось из-за того, что этот «транспортный коридор» стал слишком популярным. Очереди на границе с Польшей становились все длиннее, а ожидание — все дольше. Основной поток составляли русскоязычные граждане Германии (или имеющие в стране регистрацию) — «русские немцы». Да и досмотр на границе становился все тщательнее («с пристрастием»), в итоге простоять в очереди можно было и десять часов.
Сейчас, по моим данным, время ожидания растянулось до суток. И даже больше — если в Германии праздничные дни, период отпусков или рождественские каникулы. Как наемный сотрудник я также привязан к этим периодам, поэтому вариант с Калининградом стал для меня сложнее. К тому же Калининград стал в России популярным туристическим направлением, что привело к росту стоимости авиабилетов. Например, цены на прямой рейс Калининград — Новосибирск летом 2024 года взметнулись до 70 000 рублей.
Чтобы сэкономить время на прохождении границы, пробовал добраться до Калининграда на мотоцикле (пропускают вне очереди). Да, прошел границу всего за два часа, но проехать 900 км на спортивном мотоцикле за один присест непросто. Взять с собой пассажиров и багаж не получится. Планировать дорогу приходится с учетом погодных условий. Кроме того, на границе возникает конфликтная ситуация — обстановка в очереди накаленная, многим эмоциональным людям очень не нравится, что кто-то пробирается «в объезд» общего потока.
Была опробована альтернатива и с рейсовым автобусом. Вариантов тут появилось множество: и большие автобусы, и микроавтобусы, и сборные такси. Большой автобус также проходит досмотр вне очереди. Но есть нюанс — автобус ждет всех пассажиров, у кого-то обязательно возникнут проблемы, и ожидание растягивается часа на три (обычно такое время и объявляет перевозчик). Один раз три часа не хватило, у одной женщины возникли проблемы на досмотре. В итоге дискуссия «ждать — не ждать» (у людей же пропадают билеты — на самолет, поезд или паром) едва не переросла в драку. Агрессивное большинство победило и женщину с проблемами на досмотре попросту бросили в ночи на пограничном переходе.
Так что автобус — единственное сохранившееся общественное сообщение между Европой и Россией. Рейсов предлагается много — как между Российской Федерацией и Евросоюзом, так и между Белоруссией и Евросоюзом (рейсы есть из Риги, Варшавы, Вильнюса и других европейских городов).
Многие мои знакомые использовали путь из Пскова в Ригу (и наоборот). Выглядит он так: перелет до Пскова, затем специальный трансфер везет вас до границы с Эстонией. Переход пешеходный. Затем снова автомобильный трансфер, но уже до аэропорта Риги, откуда можно улететь во многие европейские города.
К сожалению, аэропорты Пскова и Риги не предлагают большого выбора рейсов. Возможно, ситуация будет меняться по мере роста спроса. Наземный путь составляет 280 км и пять часов без учета перехода границы. «Трансфер» отправляется по мере наполнения пассажирами, а не по расписанию. Это тоже может привести к задержкам. Не использовал этот вариант из-за его сложности. Но здесь часто можно встретить известных в России людей, которые при этом стараются не светиться.
На личном автомобиле этот путь еще сложнее. Из общения знаю, что время на пересечение автомобильной границы измеряется сутками. Бывает и так, что люди доезжают до места, где можно оставить автомобиль, и далее просто идут пешком. С обеих сторон границы растет соответствующая инфраструктура — стоянки, гостиницы, услуги трансфера и т. д.
Какое-то время интересным вариантом был путь через Хельсинки — Санкт-Петербург. Самолет до Хельсинки, а далее автобусом до северной столицы. Ну и в обратном порядке. На автобусе надо было проехать 370 км. Но потом в этом направлении границу полностью закрыли.
У Белоруссии множество пограничных переходов со странами Европейского союза. Но при этом велико санкционное давление со стороны ЕС. Однако даже в 2023 году работало достаточно много пунктов пропуска (как автомобильных, так и пешеходных), и переход границы выглядел не так сложно и долго, как на границе ЕС с Россией. Так что в очередной раз решено было ехать из Дрездена до аэропорта Минска, а оттуда лететь в транзитную Москву.
Ближайший к Дрездену пункт пропуска «Брест — Тересполь» постоянно перегружен, так что выбрал кружной вариант: Дрезден — Каунас — Вильнюс — Минск. Итого примерно 1300 км с пересечением границы через небольшой пункт пропуска «Лоша — Шумскас». Который не являлся основным на данном маршруте, и была надежда, что там не такие большие очереди, как на главном через Каменный Лог. Прохождение границы заняло примерно четыре часа в ту сторону и около восьми часов — в другую. Что довольно быстро по нынешним временам. Машина осталась в аэропорту Минска, стоимость парковки там относительно невысокая.
Пока я был в России, в СМИ появилась информация о закрытии пунктов пропуска между Белоруссией и Литвой. В этот момент стало понятно, что, добравшись в Россию этим путем, можно не вернуться по этой схеме обратно. Непонятно, что в таком случае делать с машиной, оставшейся в аэропорту. Благо переходы закрывались постепенно и я успел выскочить: пункт «Лоша — Шумскас» был закрыт через два дня после того, как я через него выехал.
Ко всей этой нестабильности власти Белоруссии добавляют свои местные особенности. Помимо того что автомобилям с иностранной регистрацией (не считая РФ) необходимо оплачивать проезд по дорогам по вполне европейским тарифам, также требуется покупать отдельную страховку ОСАГО при въезде в страну. Это увеличивает стоимость и без того дорогой поездки. На выезде из страны необходимо оплатить сбор (что-то около тысячи российских рублей в пересчете) на борьбу с COVID (сбор ввели во время пандемии, отменять не стали). Оплатить этот сбор, по крайней мере на пункте пропуска «Лоша», можно было только онлайн с приложения какого-нибудь белорусского банка. Либо необходимо было вернуться в Белоруссию и лично посетить банк для оплаты. Каких-либо способов оплаты на месте нет. Это все я узнал, простояв в очереди шесть часов и добравшись до заветного окошка. Приложений белорусских банков у меня не было, возвращаться желания также не возникло. Пришлось около часа искать в очереди сговорчивого человека с приложением, просить оплатить эту пошлину и отдавать ему наличными в евро на месте.
Следующим вариантом был поезд, идущий в Россию из Калининграда через Литву. В Евросоюзе он делает двухчасовую пограничную остановку в населенном пункте Кяна в Литве. «Подсесть» тут можно полулегально, так как официальных остановок на территории Евросоюза поезд не делает. Соответственно, билет также надо покупать со станций на территории Калининградской области. Машина остается на парковке в Вильнюсе, так как до Кяны оттуда всего около часа на электричке. Итого 1100 км на машине, 900 км на поезде — и ты в Москве.
Метод оказался немного сложный, но рабочий и недорогой. Билет Калининград — Москва пришлось попросить купить родственников в России, так как сайт РЖД в Европе не работает даже с VPN. Стоил он демократично — что-то около 5000 рублей в одну сторону. Пограничники пропустили без претензий, а дальнейшее ожидание на границе прошло относительно комфортно. Бонусом лично для меня стала ностальгия по поездкам в российских поездах — перерыв был в 19 лет. Вот только тут нет вагона-ресторана: литовская сторона не разрешает прицеплять его на этот поезд.
К сожалению, с 1 марта 2024 года выход из поезда и посадку на поезд в Кяны признали нелегальными и запретили. Так что после первого же раза способ пришлось списать в «нерабочие».
Отправляясь в Россию в следующий раз, на этот раз в Санкт-Петербург, я решил, что стоит снова по возможности оставить автомобиль на этой стороне и пешком перейти границу. Ближайшим таким пунктом к Санкт-Петербургу стал город Нарва с пограничным переходом «Нарва — Ивангород». От Ивангорода затем остаются всего-лишь 150 километров до Питера, что на общем фоне даже не воспринимается каким-то существенным расстоянием, хотя и его еще нужно преодолеть.
Моя первая попытка поездки через Нарву была предпринята вообще практически без своих «колес». Так получилось благодаря известному европейскому лоукостеру Ryanair, который предлагал рейсы Берлин — Таллин за 25 евро. От Таллина еще 4000 рублей потратил на билет на автобус Таллин — Санкт-Петербург. То есть два автобуса: этот погранпост закрыт для транспорта. По официальным причинам — на ремонт. Как бы то ни было, перевозчики пассажиров предлагают единственно возможный вариант: вас довозят до пункта пропуска, затем вы переходите границу пешком и садитесь с другой стороны на автобус той же фирмы, на котором едете дальше. Вариант казался практически «идеальным» и выглядел так: машиной Дрезден — Берлин, самолетом Берлин — Таллин, автобусом Таллин — Санкт-Петербург, далее самолетом в нужный мне российский город.
Пограничный переход в Нарве еще этой весной работал круглосуточно. Поэтому, купив билет на рейс с ночным прибытием, я прошел границу всего за 40 минут. Маршрут в целом можно считать идеальным, несмотря на количество пересадок, ожидание и то, что одного проблемного пассажира пришлось ждать неприлично долго (так и не дождались, по правилам перевозчиков время ожидания — до трех часов).
Путь от Германии до Нарвы проходит легко и быстро только на территории Польши. Как только начинаются прибалтийские страны, дорога превращается в пытку для водителя. Трасса имеет по одной полосе в каждую сторону, зачастую с разделительным барьером посередине. Кроме того, наряду с обычным ограничением скорости в 90 км/ч установлено ну просто очень много знаков, ограничивающих скорость до 70 км/ч и запрещающих обгон. Весь поток, как правило, соблюдает это ограничение, так как на страже стоит множество камер, особенно «хитрых», измеряющих скорость по среднему значению. Такая монотонная дорога сильно утомляет, в Нарву приезжаешь уже во взвинченном состоянии.
Но и здесь ситуация во многом ужесточается. Эстонская сторона с 1 мая ограничила время перехода, теперь он работает только с 7.00 до 23.00. Стали скапливаться огромные очереди, переход границы стал занимать до семи–восьми часов, причем никаких условий для столь длительного нахождения — туалетов или скамеек — не было. Правда, туалеты все же потом поставили.
Выехав в четыре часа дня в четверг из Дрездена, я добрался до Нарвы только к восьми вечера в пятницу. Оставив машину в городе, поспешил в очередь, ведь после 23.00 никого уже не пускают. К счастью, успел миновать эстонскую сторону до этого времени, а это значит, что меня сегодня точно выпустят с другой стороны. К слову, наступил этот момент формально завтра — выход в Ивангород состоялся только в 00.20. Оттуда уже вызвал такси в Петербург от известного агрегатора (3700 рублей). Итого путь до Петербурга занял около полутора суток.
Помимо сложностей с прокладкой маршрута сильно усложнилась и ситуация с документальным сопровождением процесса. Ни один из вариантов маршрута не будет иметь смысла, если не получится пройти таможенный и пограничный контроль. Формально все описанные ниже способы совершенно легальны и требуют обычного набора документов. Но на месте ситуация и требования могут различаться.
Понятно, что для пересечения границы нужна соответствующая виза — смотря в какую сторону вы направляетесь — Евросоюза или российская. Раньше такую визу получить было легко. Если смотреть на ситуацию в целом, то формально правила остались те же. Но в деталях произошли изменения.
Первой трудностью стало закрытие в России консульств «недружественных стран». Например, от ФРГ сейчас работает только немецкое посольство в Москве. Документы можно подать и удаленно через визовые центры, но отменен и упрощенный визовый режим между ЕС и Россией. Значительно выросло количество отказов в визе, по крайней мере со стороны Германии. По неофициальным данным, получить туристическую визу без приглашения от родственника сейчас не получится. Но даже приглашение не гарантирует положительного решения.
В случае, если виза получена, пройти паспортный контроль получится только через третьи страны, например, Турцию. Официальных запретов на въезд со стороны ЕС нет, но на сухопутной границе такие страны, как Эстония, Латвия, Литва или Польша, вероятнее всего, откажут во въезде с туристической визой без объяснения причин. Пропускают без лишних вопросов людей с гражданством одной из стран ЕС либо же с разрешением на пребывание, то есть граждан России, зарегистрированных и проживающих в ЕС. Это как раз мой случай. Но даже при этом рекомендуется брать с собой дополнительные документы, например, подтверждающие родство или брак с гражданином ЕС.
Порядок въезда в РФ для европейцев или граждан других стран ни официально, ни фактически не изменился. Не считая разных абсурдных таможенных ограничений, как, например, со стороны Эстонии на вывоз наличных в количестве 100 евро на человека и пристального досмотра на границе, все осталось по-прежнему.
К автомобилям на европейском учете никакого пристального внимания не замечено. Разве что полис ОСАГО от европейских страховщиков по системе «Зеленая карта» перестал действовать в России, поэтому нужно приобретать его на территории РФ. Как таковой полис никто не проверяет (лично не сталкивался), хотя в интернете блуждает информация, что он необходим для въезда в РФ. ОСАГО для Белоруссии нужно покупать отдельно, без него не попасть в страну.
Тарифы по «Зеленой карте» довольно высокие, особенно для того, чтобы доехать от границы до аэропорта и назад.
В завершение можно сделать вывод, что все еще есть возможность доступно передвигаться между Россией и Европой. И такая потребность существует, что подтверждают очереди на границах. Во многих случаях приходится комбинировать различные виды транспорта и мириться с долгим и томительным ожиданием, будь то граница или аэропорт. Надеюсь, что ситуация когда-то начнет меняться в лучшую сторону.