Вот прижал так прижал! Не то что наши мужики на болоте!
© Лягушка, которую переехал каток
Голландская компания Donkervoort объявила о выпуске новой модели: D8 GTO JD70. В этой новости не было бы ничего интересного (мало ли таких машин появляется каждый год?), если бы не одна цифра из характеристик «Донкерворта»: боковое ускорение 2 G.
Если вы учились в старшей школе, то знаете, что такое ускорение. Оно измеряется в м/с². При этом, сидя в неподвижном (или равномерно движущемся!) автомобиле, вы испытываете лишь ускорение свободного падения, равное 9,8 м/с² (оно же 1 G) и не испытываете никаких перегрузок (то есть перегрузка равна 0 G). Нажимаете на газ или тормоз, начинаете крутить руль — начинаете испытывать перегрузки в соответствующем направлении. Обычный автомобиль, каких в потоке 99%, способен дать почувствовать перегрузку лишь в доли G. Например, максимальное боковое ускорение даже у дорогих и мощных седанов составляет в лучшем случае 0,7 G.
В сегодняшнем топе — автомобили, которые способны прижать по-настоящему!
Даже такие, бесспорно, быстрые автомобили, как Ferrari Enzo и Nissan GT-R, могут обеспечить в повороте перегрузку около 1,05 G — дальше начнется снос или занос. Как Donkervoort D8 GTO JD70 достигает невероятного бокового ускорения в 2 G, оставаясь серийным автомобилем, разрешенным для эксплуатации на дорогах общего пользования?
Это очередной из бессчетных клонов легендарного Lotus 7 — такой класс машин называется «Se7en». Сверхнизкий центр тяжести, широкая колея, минимальная масса (лишь 700 кг), жесткая спортивная подвеска и гоночные шины Nankang AR-1 — вот то, что позволяет спорткару не сбрасывать скорость в самых крутых поворотах. D8 GTO имеет статус «street legal», но вы вряд ли захотите ездить на нем на работу: ему нужен чистый, сухой и желательно идеально ровный асфальт. И да, с 400-сильным мотором от Audi этот спорткар на старте выдает перегрузку в 1 G. Это много, но далеко не рекорд.
Чемпионом по боковому ускорению среди гоночных автомобилей являются болиды Формулы 1. Максимальная перегрузка достигается в повороте «130R» на трассе «Судзука» — 6 G. Но еще более впечатляет восьмой поворот на трассе «Истанбул Парк»: здесь болиды держат боковое ускорение до 5,5 G в течение семи секунд! Неудивительно, что пилоты F1 уделяют множество времени тренировкам шеи: например, известно, что Хуан-Пабло Монтойя может сделать 300 наклонов шеи с 23-килограммовым весом на голове.
Есть несколько серийных автомобилей с мощнейшими тормозами, которые способны остановиться со скорости 100 км/ч за 27 метров: Porsche 911 GT2 RS, Dodge Viper ACR, Chevrolet Corvette ZR1. Средняя перегрузка при таком торможении составит 1,4 G. Немного больше перегрузка будет не в конце, а в начале торможения — на очень большой скорости замедляться помогают не только рабочие тормоза, но и аэродинамическое сопротивление. Перегрузку в несколько G могут ощутить мотоциклисты, поднявшись в седле при скорости в 400 км/ч, но мы официально не рекомендуем экспериментировать.
Сверхэффективные тормоза, гоночные шины и специфическая аэродинамика болидов Формулы 1 обеспечивает отрицательное ускорение в 6 G (торможение после стартовой прямой на трассе «Монца») — такую перегрузку не испытывают даже пилоты дрэгстеров при раскрытии тормозного парашюта. «Чувствую, как легкие вжимаются в ребра», — комментируют это ощущение гонщики F1.
В этой дисциплине довольно сложно определить победителя. Сейчас выпускается множество мощных и очень мощных автомобилей — за 1000 и даже за 2000 лошадиных сил. Но цифры разгона до 100 км/ч у современных суперкаров (а значит, и перегрузка на старте) примерно равны, поскольку определяются они уже не лошадиными силами, а коэффициентом сцепления резины с покрытием. Больше мощности — больше пробуксовки, и только. Как же определить быстрейшего?
Очень мощные автомобили могут быстро разгоняться, например, до 200 км/ч. Рекорд Ferrari SF90 Stradale — 6,7 секунды. Но ведь вовсе не это определяет перегрузку на старте. Самая короткая дистанция, для которой засекается время разгона на трассах для дрэг-рэйсинга, — 60 футов (18 метров). Здесь рекордсменом является Dodge Challenger SRT Demon 2018 года. Несмотря на «скромные» 840 сил, автоматическую КПП и задний привод, этот автомобиль может прыгнуть на 60 футов всего за 1,358 секунды.
При несложных подсчетах получаем ускорение в 2,18 G. Нужно понимать, что достигнуто оно хоть и на серийном автомобиле с шестилетней гарантией на ДВС, но на мягкой дрэговой резине и специально проклеенной трассе. Обычные суперкары, как правило, могут показать ускорение от 1 до 1,5 G.
Нет и не может быть машин, которые разгоняются быстрее, чем дрэгстеры класса Top Fuel. Специальные скручивающиеся шины позволяют полностью использовать 10 000 лошадиных сил, которые выдает 8,2-литровый компрессорный V8. Результат — разгон до 100 км/ч примерно за 0,8 секунды.
В конце 2019 года рекорд в категории был поставлен девушкой — Бриттани Форс улучшила результат Тони Шумахера двухлетней давности, пройдя 305 метров за 3,659 секунды и достигнув скорости 540 км/ч. Первые 18 метров (60 футов) пройдены за 0,828 секунды — это соответствует ускорению в 5,4 G.
Интересно, что мотоциклы класса Top Fuel на старте почти настолько же быстры. Остается лишь воображать, чего стоит удержаться в седле пилотам, когда их вес увеличивается в пять раз.
В 1954 году американский летчик Джон Стапп в ракетных санях, установленных на рельсовой платформе, достиг скорости 1017 км/ч на 15-километровом испытательном треке «Холломан». Во время разгона Джон испытал перегрузку в 46,2 G. В следующих экспериментах скорость саней увеличивали, в конце концов достигнув 10 326 км/ч, но человека в них уже не было.
Шведский пилот серии IRL Кенни Брак в финальной гонке 2003 года зацепился колесами с другим болидом, взлетел в воздух и врезался в ограждение. Телеметрия его Хонды записала перегрузку в 214 G. От болида почти ничего не осталось, однако Кенни выжил. Проведя 18 месяцев в больнице, 37-летний швед смог восстановиться и в 2005 году даже участвовал в легендарном марафоне «Indy 500».
Для сравнения: удар, пропущенный от боксера-тяжеловеса, обеспечит перегрузку в 60 G. По некоторой информации, игроки в командных видах спорта (в первую очередь в американском футболе) в столкновениях получают удары в 200 G и выше. Но авария Кенни Брака остается рекордным, документально подтвержденным случаем.
При старте ракеты космонавты испытывают перегрузку лишь около 1,3 G (в американских чуть меньше, чем в российских). Однако ракета — не автомобиль, с каждой секундой она становится легче, сопротивление воздуха на высоте также уменьшается, и ускорение постоянно растет, достигая примерно 4 G к моменту отстыковки первой ступени.
Астронавты в Space Shuttle при входе в атмосферу испытывали перегрузку в 3 G. Система аварийного спасения, сработавшая в 2018 году на «Союзе МС-10», заставила космонавтов пережить перегрузку в 8 G. Официальные лица назвали ее «штатной».
Американские горки «Башня страха» в Йоханнесбурге радуют посетителей перегрузкой в 6,3 G в нижней точке — она находится в 15 метрах под землей в бывшей угольной шахте.
Истребитель МиГ-35 способен маневрировать с ускорением в 10 G. Считается, что тренированный пилот в противоперегрузочном костюме может остаться в сознании даже при перегрузке в 12 G.
При открытии спортивного парашюта Ут-15 парашютист кратковременно испытывает 16 G.
Противоударные механические часы могут вынести перегрузку в 15 000 G. Поршни в двигателе болида Формулы 1 подвергаются перегрузкам в 8600 G.
Наконец, есть перегрузки, которые испытывают пассажиры маршруток. Скорее всего, они способны бить космические рекорды, но данными инструментальных измерений мы не располагаем.