Для сравнения мы выбрали, на наш взгляд, три максимально популярных модели разных «национальностей». Они с ДВС, безо всяких «электропридатков», но с разным расположением руля и кузовами. Ведь за 500 000–600 000 рублей можно купить и универсал Toyota Corolla Fielder E140, и седан Hyundai Solaris первого поколения, и лифтбек Skoda Octavia второй генерации в кузове A5. Только возраст будет разниться. В первом случае это 2007–2008 годы выпуска. Во втором — 2011–2012. В третьем — как правило, 2008–2011-го, хотя есть исключения в обе стороны.
И эти же модели могут стоить «миллион плюс». Естественно, речь в таком случае идет об автомобилях последних лет производства тех поколений. Octavia 2011–2013 годов, Solaris 2014–2016 годов и Fielder в возрасте 12–14 лет. Только праворульный универсал можно приобрести как с пробегом по РФ, так и «без б/п».
Это, конечно, не означает, что после доставки автомобиля из Японии не нужно менять «расходники», поскольку они, дескать, «оригинальные и качественные». После приобретения машины замена всех техжидкостей и фильтров — это нормальная и даже единственно возможная практика. Так что давайте начнем сравнение эксплуатационных расходов.
В качестве моторов возьмем самые распространенные. У Fielder это «полторашка» 1NZ-FE.
У Solaris — 1,6-литровый G4FC.
У Octavia — аналогичного объема агрегат с индексами BGU, BSE, BSF, CCSA и CMXA, в народе известный как 1.6 MPI.
Сравнительно простые моторы, которые, если не считать попадания керамической пыли в цилиндры корейского двигателя, не имеют сложных уязвимых систем и откровенно слабых мест. Разве что цепь ГРМ на том же G4FC готова растянуться к 120 000–150 000 км, на что укажет потеря тяги.
Цепь 1NZ-FE может отработать до 200 000 км. Хотя есть примеры, когда она тоже растягивалась на пробеге чуть за «сотку».
А у «Октавки» ремень, который нужно менять на 90 000 км. Комплект с двумя роликами стоит от трех с небольшим тысяч за китайские изделия до 14 000 за оригинал VAG. Между ними масса предложений, среди которых есть хорошие или как минимум неплохие по качеству Bosch, Contitech, Dayco и Eurorepar по 5000–8000 рублей за весь набор.
Большой выбор цепей и натяжителей (это минимальный набор при обновлении привода ГРМ) для мотора Solaris. Но из трех десятков брендов продавцы и мотористы могут как-то охарактеризовать лишь несколько. Хватает натяжителей, цепей и комплектов (плюс две планки и три звездочки, включая ту, что в составе фазовращателя) на 1NZ-FE. Тут можно отметить марку D.I.D, принадлежащую японской корпорации Daido Kogyo и заявляющую о себе как о конвейерном поставщике японских автопроизводителей. Однако некоторые специалисты в своих оценках однозначны — именно в этом случае нужно брать оригинал. Тут Hyundai истинный «бюджетник» — цепь с натяжителем можно приобрести менее чем за 7000.
Стоимость ремня/роликов и цепи/натяжителя, руб.
Octavia | Solaris | Fielder |
3200–14 000 | 2300–12 000 | 1100–17 000 |
Широко предложение по свечам зажигания. Причем на Toyota и Hyundai кроме азиатских можно найти детали западных производителей — Champion, Eurorepar, Finwhale.
Но если говорить о выборе не только на маркетплейсах, а о том, что есть в наличном доступе, то этот рынок постепенно уходит к маркам из Азии, точнее, китайским — Lynx, Ti-Guar, SAT.
Разумеется, есть комплектующие в упаковке автокомпаний.
Но тут нужно быть осторожным — много подделок! В отдельных случаях их удастся выявить. Скажем, внизу на фото слева старая упаковка VAG, не используемая уже лет семь-восемь. Справа — актуальная.
А у настоящих свечей NGK в месте соединения керамического изолятора с металлом находится белый ободок из некоего «порошка». У подделок такого нет.
Другое дело, что в остальных случаях выявить подделку по крайней мере проблематично, если вообще возможно.
Стоимость свечей зажигания, руб.
Octavia | Solaris | Fielder |
300–2030 | 200–1420 | 450–2380 |
Масляных фильтров — завались! Чтобы не переплачивать и в то же время получить достойное качество, стоит выбирать золотую середину. Для азиатских моделей это Vic (750–950 руб. для 1NZ-FE и порядка 500 руб. для G4FC). У Skoda — Mann (1300–1450 руб.).
На самом деле выбор качественных масляных фильтров шире. Из Старого Света это Mahle, Hengst, Knecht, Kolbenschmidt, Eurorepar. Или брендов из Азии — Mando, PMC, AMD.
Линейки большей части фирм покрывают распространенные двигатели японских, корейских и европейских марок. Наши герои не исключение. К сожалению, подобное изобилие характерно лишь для интернет-площадок. В наличии даже банальный Vic (поставки с перебоями) или Mann (идет параллельным импортом) может обнаружиться далеко не сразу.
Стоимость масляных фильтров, руб.
Octavia | Solaris | Fielder |
200–1000 | 200–1800 | 200–1600 |
С наличным предложением «воздушков» ситуация еще хуже. Масляные фильтры, как правило, унифицированы по разным моделям двигателей и тем более автомобилей. А воздушные часто не имеют подобного распространения. Так что придется поискать либо заказывать. И цены тут традиционно повыше. Например, тот же Vic на Fielder стоит уже 1300 рублей. Mann на Octavia — 1400–1700. Но бюджетность Solaris проявляется и в этом случае. Фильтр Mando — всего 500–600 рублей. Оригинальная деталь — 850–1000.
Ситуация с Octavia, пожалуй, получше. Имеется ряд фильтров от европейских производителей (см. масляные фильтры).
На Fielder, если не найдется Vic, подобрать что-то качественное как минимум сложно. Другие найденные в продаже фильтры (Agama, Sakura, FQ, Goodwill и т. д.) отличаются качеством фильтрующего элемента и отсутствием резинового уплотнителя.
Стоимость воздушных фильтров, руб.
Octavia | Solaris | Fielder |
450–3600 | 260–1300 | 230–2600 |
Напомним, что у Fielder в этом поколении из автоматических коробок был только вариатор. Модели K311 и довольно надежный.
У Solaris до обновления середины 2014 года — 4-ступенчатый «автомат» A4CF2, восходящий своей конструкцией к мицубисиевской коробке конца 90-х.
6-ступенчатая АКП A6GF1 — уже собственная разработка, которая применялась на Solaris с 2014 года.
На Octavia с 1.6 MPI — аисиновский «автомат» TF-61SN о шести ступенях. Каждая из этих классических автоматических трансмиссий — со своими нюансами. Не будем их тут приводить. Скажем лишь, что коробки не безоговорочно надежные, но и не фатально «ломучие». Объединяет их и вариатор еще и то, что все эти агрегаты любят чистую жидкость, которую нужно менять максимум через 60 000–80 000 км. Но лучше частичные замены проводить на 40 000–50 000 км — в зависимости от интенсивности эксплуатации. Скорее всего, первый-второй (или больше) владельцы этого никогда не делали. Ну а правило здесь такое: приобрели б/у автомобиль — поменяйте частично, слив два-три литра. Вопрос — на что? В K311 оригинальное масло Toyota CVT Fluid TC. За 4 литра порядка 4100–4600 рублей. Аналогов хватает: Totachi CVT Multi Type (3800–4400), Moly Green CVT (3900–4900), Mitasu CVT Fluid (3800–4800) или топовый продукт Liqui Moly Top Tec ATF 1400 по цене 1900–2500 рублей за литр.
В «четырехступку» Solaris есть оригинальная ATF SP-III (порядка 3300/4 л), в «шестиступку» — SP-IV (1100/1 л).
Заменителей полно. В первом случае выбираем Dexron III, во втором — Dexron VI. Либо соответствующие «мультижидкости». Правда, экономия вряд ли будет большой.
Шкодовскому Aisin положена Type-WS (3900–4500). Но опять же можно заливать аналоги.
При замене жидкости у того же K311 фильтр поддона надо менять на 80 000–100 000 км.
На том же пробеге желательно менять элемент и на A4CF2.
А вот на A6GF1 фильтры меняются только вместе с переборкой коробки.
Во время «капиталки» обновляются очистители жидкости и на TF-61SN. Цены тех и других мы приводим, однако в рамках комплексного восстановления трансмиссии траты на них буквально копеечные.
Стоимость фильтров коробок, руб.
Octavia | Solaris | Fielder |
900 | 4-ст: 700–1400; 6-ст: 730–1400 |
800–1650 |
У Fielder спереди McPherson и в переднеприводных модификациях, каковых большинство, балка сзади. Каких-то прямо ярких недостатков за подвеской универсала не замечено. Первыми наверняка сдадутся стойки стабилизатора, но не факт. В целом же основные элементы способны отработать 100+ тысяч км.
Solaris имеет аналогичную архитектуру подвески, даже передний рычаг L-образный. Разве что шаровая опора не на болтах, но все-таки съемная. Настройки шасси, как мы помним, дотачивали, а что касается ресурса, то с обновления 2014 года однозначно лучше справляться с нагрузкой стали задние пружины.
И Octavia спереди несет McPherson. Хотя сзади — многорычажная конструкция. Пожалуй, единственное слабое место — задние сайлент-блоки передних рычагов, выхаживающие менее 100 000 км.
В общем, подвески вполне надежные, но это, конечно, не означает, что после 100 000 км шасси наших героев будут в идеальном состоянии. Наверняка что-то, а может, и многое придется менять. Если это амортизаторы, то выбор гипотетически широк на все три модели. Только давайте прикинем, готов ли будет владелец десятилетнего Fielder отдать в районе 8000–9000 рублей за один передний амортизатор KYB или Tokico и 5000–7000 — за задний? Кстати, после официального ухода первой компании с рынка РФ параллельный импорт не наладили. Во всяком случае на конец июня, когда готовился этот материал, в продаже имелись лишь остатки Kayaba. Присутствовали эти амортизаторы и на сайтах-агрегаторах. Но что будет дальше, предсказать не беремся.
Альтернатива широка. Из нее как относительно неплохие отметим китайские амортизаторы Ti-Guar, JustDrive (JD), Miles и корейские Jett.
Stellox и SenSen не советуют брать даже сами продавцы — попробовали и ужаснулись. Банально могут не подойти по креплениям либо штоки выходят с разной скоростью.
Все это характерно и для Octavia. Есть KYB, указанные выше бренды и масса марок, по которым нет сколько-нибудь развернутой статистики.
Помимо них до сих пор предлагаются комплектующие европейских производителей — Bilstein, Boge, Koni, Monroe, Sachs. Но тут расклад такой же, как с KYB. Считаете разумным отдавать от 6000–10 000 за стойку — пожалуйста. Надо лишь учитывать, что в наличии какой-то выбор по евромаркам или даже хотя бы что-то из них обнаружить теперь проблематично.
Зато, в отличие от Fielder, на Octavia, по крайней мере передние амортизаторы, делает Mando (4500 руб.). И тем более они есть на Solaris (ценник примерно тот же, задние — 2600–4000 руб.). В целом же уровень цен на Hyundai и тут пониже, чем на Skoda и Toyota. Несмотря на то что стоимостная вилка примерно такая же, отдельные позиции (KYB, Sachs и т. д.) дешевле.
По пружинам для Toyota выбор небогатый. Зато фирма OBK (чьи детали как минимум не хуже KYB) продолжает работу в нашей стране. Стоимость сопоставима с китайскими SAT.
У Skoda такая же ситуация — имеются качественные пружины Lesjofors (пер/зад — 5800/7500). А цена по максимуму — это за оригинал. Шведские детали предлагаются и владельцам Solaris (передн./задн. примерно за 7000/шт.).
В остальном выбор для Hyundai значительно богаче. На него пружины выпускает даже российская компания «КАС Кинешма» (по 1500). Есть китайские и KYB.
Стоимость амортизаторов и пружин, руб.
Octavia | Solaris | Fielder | |
Амортизаторы пер/зад | 2700–15 700/2700–14 900 | 2400–10 400/1500–8800 | 2500–10 000/1700–23 800 |
Пружины пер/зад | 2700–30 000/2400–26 300 | 1500–24 800/1300–8300 | 2200–3200/2700–10 000 |
По переднему рычагу и шаровым опорам опять же богатейший выбор и огромный разбег по ценам.
Стоимость шаровых опор и рычагов, руб.
Octavia | Solaris | Fielder | |
Шаровая опора | 700–6600 | 390–4500 | 530–6000 |
Рычаг передней подвески | 3600–34 600 | 2200–11 900 | 2000–10 300 |
Мы предлагаем обратить внимание на продукцию фирм CTR, 555, TRW, Lemforder. Вы наверняка не найдете все в наличии, но у нас нет информации, что продукцию этих брендов подделывают.
Стоимость рычага передней подвески, руб.
Octavia | Solaris | Fielder | |
CTR | 7100–10 500 | 4600–8000 | 3700–6800 |
TRW | 6900–9900 | 6700–7100 | |
Lemforder | 7500–11 300 | 7200–11 600 | |
Оригинальный | 34 600 | 4900–5900 | 9500 |
В задней подвеске Fielder и Solaris, не считая пружин и амортизаторов, менять, в сущности, нечего. Сайлент-блоки балки способны отработать 200 000–300 000 км и даже больше. В конце концов, на Hyundai качественные продаются за 1000–2000 руб./шт. На Toyota они подороже (3000–4000). Однако восстановление направляющего аппарата «многорычажки» Octavia, если менять все порычажно и использовать детали Lemforder, обойдется под 30 000. А в оригинальном исполнении стоимость набора рычагов уйдет за 60 000 рублей.
Ступичные подшипники Fielder и Octavia имеют ресурс от 200 000 км. У Solaris он поменьше — порядка 150 000–180 000 км. Но есть примеры, когда узлы сдавались втрое раньше. При этом спереди у Toyota и Hyundai подшипник предлагается как в сборе со ступицей, так и отдельно, сзади — только вместе.
Octavia в любом случае разорит владельца на крупноузловую замену.
Из качественных подшипников отметим японские Koyo, Nachi, NSK, NTN.
А также французские SNR, шведские SKF, немецкие DJB, FAG, Optimal. Из недорогих — Lynx.
Стоимость ступиц (ступичных подшипников, передн./задн.), руб.
Octavia | Solaris | Fielder |
3700–35 200/2900-42 200 | 1300–6800/2800–17 500 | 800–14 500/3600–15 200 |
Брендов тормозных колодок опять же полно. Среди них есть и дешевые, и качественные и дорогие — вроде Brembo, Endless, Nisshinbo, Textar.
К середнячкам можно отнести G-brake и Kashiyama.
Стоимость колодок (передн./задн.), руб.
Octavia | Solaris | Fielder |
950–7000/800–6000 | 800–16 400/650–15 500 | 800–11 200/1400–11 600 |
Из новых запчастей по нашему списку (см. таблицу ниже) на Fielder фары, фонари и крылья кроме самой Toyota предлагает только SAT.
У Octavia задний бампер также только в оригинальном виде. Но все остальное — и от европейских, и от азиатских производителей. У Solaris даже бампер имеет немало аналогов. Тут нужно сказать, что далеко не каждая деталь, если она изготовлена в Китае или Тайване, встанет по крепежам или зазорам, словно заводская.
Стоимость новых кузовных элементов, руб.
Octavia | Solaris | Fielder | |
Фара | 6000–59 200 | 4500–22 300 | 4100–50 800 |
Фонарь | 2800–21 200 | 2300–12 600 | 4100–23 000 |
Переднее крыло | 5500–20 800 | 4600–16 200 | 12 100–68 800 |
Задний бампер | 57 700 | 2200–9400 | 103 000 |
Как вариант — покупка б/у светотехники и кузовщины. Здесь тоже приличная ценовая вилка. Причина не только в состоянии деталей, но и в случае с фарами и бамперами — в уровне оптики (галоген или ксенон) и наличии датчиков парктроника.
Стоимость б/у кузовных элементов, руб.
Octavia | Solaris | Fielder | |
Фара | 3000–18 500 | 1500–18 000 | 6400–9000 |
Фонарь | 800–3000 | 2500–8000 | 2500–4000 |
Переднее крыло | 4500–8000 | 1500–10 000 | 12 000–18 000 |
Задний бампер | 1500–10 000 | 1000–8000 | 7000–18 000 |
Безусловно, мы не можем дать статистику по каждому бренду тех или иных категорий запчастей. Таковой попросту не существует. Интересуешься у сервисменов и продавцов, а те в ответ разводят руками — не попадались еще. При огромном количестве вывалившихся на наш рынок марок это неудивительно. Причем у демпингующих производителей не вся продукция одинакового качества. Что-то может быть хуже, а другое — уже приемлемого ресурса. Все это в подробностях мы узнаем нескоро.
Одно скажем точно — товары из Китая и Европы или Японии, которые отличаются по цене втрое-вчетверо-впятеро и более, не могут быть одинакового качества. А вот корейские, занимающие по стоимости промежуточную нишу, по исполнению близки к европейским и японским. Так что если таковые на вашу модель имеются — присмотритесь.
Стоимость обслуживания Solaris этот тезис только подтверждает. На Hyundai/Kia оригинальные запчасти дешевле, чем на Skoda и Toyota. И в ряде случаев они дешевле даже аналогов от немецких или иных производителей. Бывает, что и на Skoda альтернативные запчасти дороже ваговских. На Fielder же за оригинал почти всегда надо платить по максимуму. В общем, Solaris в этой номинации — лидер. Трудности хозяевам Октавии будет доставлять то, что качественные, но дорогие комплектующие продавцы предпочитают не держать в наличии. Придется искать либо заказывать. А у Toyota по отдельным позициям проблематично найти достойные заменители.