Ипсум – это для меня уже пятая за более чем 10 лет правильная японская машина (общий пробег на них порядка 290 тыс. км.). Каюсь в том, что не писал о предыдущих (Карина 1989 г. 1,6 бензин, Карина 1995 г. 2.0 дизель, Нисан-Примера универсал 1999 г. 1.8 бензин, Гайа 1999 г. 2.0 бензин) своих машинах, хотя сам всегда перед очередной покупкой пользовался бесценной информацией из отзывов. Теперь же просто грех не высказаться о таком чудо-аппарате. Да простят меня владельцы других япономарок (я с великим уважением отношусь к их выбору) но после недлительного опыта эксплуатации вышеупомянутого Нисана (недлительного по тому, что даже по сравнению с Кариной 1995 г более свежая Примера, которая была в очень приличном состоянии, казалась мне менее комфортабельной, а главное более прожорливой – в качестве примера: она потребляла с двигателем 1,8 столько же, как минивэн Гайа с двигателем 2.0), я сделал однозначный для себя вывод – все последующие мои авто должны содержать в названии слово «Тойота». И тут, когда настал черед менять верную подругу Гайю, вопрос по типу кузова не стоял (для дачника лучше компоновки, чем минивэн не выдумано до сих пор, правда может быть настоящий не паркетный джип, но до него я пока не дорос ни морально, ни материально) необходимо было определиться между двумя авто – Ипсум и Виш. Почему Виш – да потому, что его внутренние размеры по каталожным данным не уступают Гайе, а двигатель 1,8 развивает почти такую же как у нее мощь. Именно поэтому, когда я решил приобретать авто с аукциона, одновременно торговался по двум направлениям (главные условия – оценка 4,5, наличие мультиголовы с монитором, серебристый «немаркий» цвет и все это за ставку до 9000 $.). Думал для себя – что сработает, тому и быть. К счастью, на третий или четвертый заход ставок сработал Ипсум 2003 г. с означенной оценкой при том, что комплектация «i» ТВ и навигация присутствовали, пробег 42 тыс. км. Почему к счастью – потому что когда я впервые увидел живьем Виш, я понял, что при заявленных размерах внешне и по убранству салона это машина явно ниже классом не только нового Ипсума, но даже Гайи. Приобретал я машину через Владивостокскую фирму, т.к. предварительно проанализировал, что подобные Московские конторы берут большую комиссию с оборота (7% против 5%) при этом в доставку закладывают 56 тыс. руб., в то время как с Уссурийска я отправлял за 50 тыс. Учитывая то, что авиа билеты до Влада и обратно я брал по акции Аэрофлота (15 тыс. руб.), то их цену я с лихвой перекрыл экономией на разнице в комиссии и доставке. К тому же значительно дешевле выполнил в Приморье ряд необходимых первичных действий (перевод ТВ на наш диапазон, покупка и установка сигнализации с автозапуском, переобувание и т.п.), а также получил очередную неоценимую никакими деньгами возможность навестить друга, проживающего под Уссурийском со всеми вытекающими последствиями в смысле отдыха, в том числе на лоне Дальневосточной природы.
Трудно описать те острые впечатления, которые я ощутил впервые сев за руль своего красавца. Несомненно, это машина более серьезного класса, нежели Гайа. Это ощущается по всему: более высокая посадка, двигатель кажется развивает мощь как минимум лошадей на 40-50 больше, чем 2-х литровый 3S-FE, хотя по паспорту разница всего в 25, подвеска значительно более энергоемкая, пробить которую мне, скажу забегая вперед, ни разу не удалось на пути на мой родной Южный Урал и в обратном направлении при том, что участки дороги порой попадались очень даже веселенькие. Салон подлиннее тоже, особенно это заметно для 3-го ряда сидений, где в отличие от Гайи могут спокойно размещаться не только дети и подростки, но и взрослые люди среднего роста и, что очень важно, при загрузке 7-мью человеками автомобиль стоит на своих 16-тых дисках относительно высоко.
Его состояние – это отдельная песня. Новая машина и все тут – таков мой ответ скептикам езды на б/у-шных авто. Часть деталей салона была закрыта полиэтиленом, а состояние подкапотного пространства такое, как будто машина только что пересекла границу автосалона по продаже новых автомобилей.
Теперь отдельно по опциям:
Упомянутый перестроенный на наш диапазон ТВ с экраном типа «touch-screen» вполне качественно (на стоянке) позволяет смотреть в Москве до 17 каналов, в движении качество значительно ниже и зависит от того в сторону вышки или наоборот смотришь лобовым стеклом, т.к. две ТВ антенны расположены в виде рамок в верхней части лобового стекла. Что можно сделать с родной японской навигацией, для того, чтобы были русские интерфейс и карты, пока не знаю, да и банально нет времени изучать этот вопрос, а в японском исполнении все выглядит очень даже достойно, с картами в трех измерениях на приличного размера экране.
Парктроники – удобная вещь, но камера заднего вида была бы поинтереснее.
Автомат обычный 4-х ступенчатый, но учитывая мощь двигателя кикует с 4-ой на 3-ю даже на 130 км/ч.
Климатконтроль с обычной тойотовской логикой работы (АС автоматически не включается в зависимости от выставленной температуры, надо давить кнопку АС), различие только в подаче воздуха на 2-ой и 3-ий ряд сидений. Здесь подача осуществляется с дефлекторов для пассажиров 2-го и 3-го рядов (в Гайе эта опция была только для 3-го ряда), расположенных под крышей. Еще одно отличие – для того чтобы включить подачу воздуха на 2-ой и 3-ий ряд нет необходимости нажимать отдельную клавишу на панели приборов, подача разрешена как бы по умолчанию.
Салон-трансформер исполнен более практично, т.к. позволяет при сложенных 2-ом и 3-ем рядах иметь абсолютно ровную площадку длиной 2 м., что очень удобно при дальнем путешествии 2-3-х человек иметь полноценное спальное место. Учитывая тот факт, что между 1-ым и 2-ым рядами сидений пассажирам без особых затруднений можно перемещаться в движении, то наличие спального места делает поездку на таком авто ничуть ни менее комфортабельной, чем в купейном вагоне поезда дальнего следования.
Отдельно хочу остановиться на 100 вольтовой розетке. Как оказалось по опыту дальнего путешествия - эта опция по степени необходимости не менее важная, чем наличие электропакета или климатконтроля. Вся выпускаемая ныне бытовая техника (например: ноутбук, зарядка для сотового тлф., электробритва и т.п.) имеет блоки питания в диапазоне от 100 до 230 Вольт. Поэтому просмотр фильмов по ноутбуку не ограничивается емкостью его собственной батареи и может быть практически бесконечным.
Родные литые диски 16-го диаметра подразумевают резину либо 205-ой ширины с профилем 65, либо 215/60. Я же поставил 215/65 - вполне нормально вошли, нигде не трут, зато просвет увеличился, как минимум, на 2 см. В целом благодаря таким колесам машина смотрится и выше и как бы более мускулистой. Есть правда одно «но» – погрешность в показаниях спидометра и одометра. Высчитанная по формуле погрешность – 2%, в реалии же – ровно 4%. Подтверждение этого наблюдал по километровым столбам, удаляясь от столицы на Восток по трассе М7. Суммарный маршрут в 1750 км (проверено раньше на других машинах с штатными размерами колес) по моему одометру показал 1680.
По месту раположения запаски много уже написано и до меня, все едины в том, что решение неудобное. Я же со своей колокольни позволю возразить скептикам такого решения. Машина изначально рассчитана на то, чтобы в ней была возможность возить больше груза. Так вот, ниша за третьим рядом сидений ровно в 4 раза больше, чем в ГАЙЕ.
Теперь о расходе. В летние месяцы в смешанном пригородно-городском цикле с умеренными пробками при спокойном стиле езды (со светофоров не давлю в пол, хотя мощей и передаточного числа автомата вполне достаточно, чтобы потягаться с более литражными экземплярами) укладываюсь в 10 литров (точнее – 9,7-9,8). Статистику по расходу веду уже несколько лет, заправляясь еженедельно до «по крышечку» (это лучший компьютер). Зимой, полагаю, в таком режиме будет под 12 л. Что касательно загородного расхода – он был на дальнем переезде с постоянно работающим климатом при средней загрузке (3 чел. и 60-70 кг скарба) 8,5 л. Мог бы быть меньше, но то количество фур, которое имеется нынче на наших дорогах не позволяет чинно ехать 90-100 км/ч, т.е. с бесчисленными обгонами ритм езды просто рваный. Здесь следует отдельно остановиться на возможностях Ипсума делать эти самые обгоны. В этом компоненте он со своим двигателем просто безупречен. Те, кто когда-либо (а лучше недавно, т.к. с каждым годом загрузка все больше, а покрытие все хуже) проезжал по дороге Уфа-Челябинск (от границы с Башкирией до поворота на Миасс – более чем 250 км Уральских гор) поймут, что такое безупречность автомобиля в совершении обгонов в таких условиях – резвое ускорение на любой скорости и эффективность тормозов. А учитывая тот факт, что покрытие дороги как минимум на трети этого участка мягко говоря не выдерживает никакой критики, то дорожный просвет Ипсума, не уступающий паркетникам, и серьезная энергоемкость подвески позволяли поддерживать среднюю скорость значительно выше, чем у «обычных авто».
Несколько слов о том, что могло бы быть исполнено получше, учитывая повзрослевший класс Ипсума.
Во-первых, качество обивки сидений и дверей – оно заметно ниже, чем у Гайи, где велюр внешне очень похож на замшу. Здесь же такой материал, к которому постоянно что-то цепляется, да и на вид он не представляется особо прочным (может быть это обманчиво, учитывая выносливость обивки всех предыдущих Тойот).
Во-вторых, форма передних сидений. Их спинки поуже и с меньшей боковой поддержкой, чем у Гайи, но вместе с тем, они исполнены в таком ключе скорее всего в угоду каким-то ортопедическо-эргономическим требованиям (уж в чем, кроме качества автомобилей, как ни в здоровом образе жизни японцам маловато равных), потому как после 22 часов почти непрерывной езды назад с Урала до столицы выйдя из-за руля не чувствовал дискомфорта в области спины и шеи, что было характерно для подобных ситуаций ранее на предыдущих авто.
Ну и еще один минусок – более слышимые арки колес при попадании в них песочно-гравийной субстанции.
Да, еще компьютер мог бы иметь более серьезные функции. Насколько хватило моих интуитивных познаний при ознакомлении с его меню максимум полезного, что можно из него извлечь – это напоминалки о времени смены отдельных расходников в зависимости от пробега. Так и не удалось найти функций компьютера, широко распространенных в европейских (также азиатских для европейского рынка) авто такого класса (по расходу топлива в разных измерениях, вышедших из строя лампочках и т.п.). А такая функция компьютера, как возможность позвонить, набрав на экране номер и общаться через микрофон, расположенный за рулевым колесом, по определению неприменима у нас, так же как и их навигация.
Что касаемо отмеченного моими предшественниками минуса по тонкому металлу капота, то не настолько уж он тонкий, чтобы промять его при нажиме для фиксации крепления. Хотя учитывая тот факт, что более «надутый» Ипсум со значительно более тяжелыми двигателем и автоматом всего на 60 кг. тяжелее, чем предыдущее поколение подобных минивэнов (Ипсум, Гайа и Надя) наталкивает на мысль, что металл в нем должен быть потоньше. Но это скорее преимущество (машина не растет в массе, а следовательно, не потребляет лишнего топлива), а не недостаток, учитывая уровень качества самого металла и его антикоррозионной обработки, достигнутый при производстве Тойот.
По обслуживанию. На данный момент наезжено всего 8 тыс. км, сразу же по прибытии автомобиля заменено масло в двигателе фильтры масляный и воздушный. Свечи куплены, но пока не заменены, т.к. пришедшие со страны восходящего солнца справляются со своими функциями (сужу по шелесту двигателя и умеренному расходу). В планах поменять антифриз и заложить в ЗИП топливный фильтр. Надо ли будет на 60 тыс. менять ATF в автомате не знаю, слышал, что на vvti-ишных двигателях интервалы замены декстрона увеличены. Плохо, что нет пока русскоязычного мануала.
Буду очень признателен за полезную информацию по интервалам обслуживания от тех, кто в каких-либо источниках что-то нашел, равно как и по информации о возможности «перепрошить мозги» навигации.
На неформальных правах многолетнего тойотовца могу сказать всем, кто терзается в муках выбора подобного авто, если приобретете – не пожалеете, жаль вот только, что из-за действующей варварской шкалы таможенных ставок, таможенная пошлина съедает почти треть итоговой суммы, включающей в т.ч. не менее варварские тарифы РЖД.
Фото делал вечером, так что прошу не судить строго за их качество
Вот пока и все, что хотелось написать о «чудо-аппарате». Удачи всем в эксплуатации и выборе авто.