Гонка Формулы 1 на автодроме Яс-Марина проходит с 2009 года и, в отличие от многих стран, здесь не делали перерыва на ковид: этап проходил и в 2020-м, и в 2021 году. Первые два сезона Гран-при Абу-Даби подводил итоги года, но с 2011-го по 2013-й этап на Яс-Марине не был заключительным, хотя и проходил поздней осенью. С 2014 года и по настоящее время он вновь взял на себя роль финала чемпионата.
Нельзя сказать, что этапы здесь бывают захватывающими: этому не способствует ни конфигурация трека, ни какие-то отличительные особенности. Асфальт здесь гладкий и ровный, позволяющий проводить гонки с одним пит-стопом, и даже тот факт, что гонка начинается в дневное время, а заканчивается уже при искусственном освещении, мало влияет на накал борьбы. Самым знаменитым стал Гран-при Абу-Даби 2021, но не будем воскрешать призраков…
В этом году к Гран-при Абу-Даби уже была решена судьба титулов как в личном, так и в командном зачетах, а также судьба второго и третьего места среди пилотов. Оставалось понять, кто займет вторую строчку в Кубке конструкторов — Ferrari или Mercedes, а также как распределятся места с четвертого по седьмое в личном зачете.
Ferrari или Mercedes?
К финалу сезона эти две команды подошли с разницей в четыре очка в пользу Mercedes. При этом если у Стрел последние этапы опять пропал темп, а квалификации проходили с сомнительным результатом, Скудерия, наоборот, хорошо прибавила и выглядела как вторая по скорости машина. Если бы не одно «но». Невезение.
Случайная и от того еще более обидная авария Карлоса Сайнса в Лас-Вегасе не просто усложнила борьбу за очки за счет совершенно незаслуженного штрафа на старте, но еще и повлияла на команду технически. Шасси Карлоса было разрушено, и новую машину пришлось собирать вокруг запасного. И команда, и сам пилот признавались, что эта вынужденная мера (в ход пошло буквально все, что оставалось из запчастей на конец сезона) привела к серьезной потере темпа на Ferrari № 55.
К тому же мы привыкли, что среди двух гонщиков несчастливый — Шарль Леклер, которому вечно не везет. Но после Вегаса неудача, похоже, заразила и Сайнса. Во второй практике на Яс-Марине в пятницу он потерял машину на кочке в третьем повороте и на огромной скорости вылетел в барьеры безопасности. Как тут было не вспомнить слова Вассёра после аварии в Вегасе, сказанные им то ли в шутку, то ли всерьез, что еще один такой инцидент, и им не на чем будет выйти на старт в Абу-Даби? К счастью, все обошлось: машина Сайнса пострадала не так сильно, как показалось вначале, и к утру субботы ее восстановили. Но быстро она уже больше не поехала: в квалификации Сайнс стал лишь 16-м.
Впрочем, и у Mercedes все было совсем не гладко. Хэмилтон весь уикенд жаловался на машину, и в итоге в квалификации даже не прошел в третий сегмент, показав 11-й результат. А вот напарники у обоих гонщиков, наоборот, проявили себя с лучшей стороны. Леклер уступил поулу Ферстаппена всего 0,14 секунды, а Расселл стартовал со второго ряда, проиграв Пиастри и вовсе 0,006 секунды. Силы были примерно равны — оставалось ждать, кто ошибется. Об этом — чуть ниже.
Хорнер или Хэмилтон?
Здесь разворачивалось соперничество не за очки, а за репутацию. На протяжении трех дней паддок утопал в выяснениях, действительно ли Льюис Хэмилтон искал себе место в Red Bull перед тем, как продлить контракт с Mercedes, как это представил Кристиан Хорнер, или все же кто-то слукавил. Выяснили.
Началось все с публикации интервью с Кристианом Хорнером в одном из самых желтых таблоидов — газете Daily Mirror. Там Хорнер рассказал, что весной этого года Хэмилтон интересовался у него местом пилота в Red Bull, припомнив, что в том числе видел, как Льюис общался с владельцем Ferrari Джоном Элканном и Фредериком Вассёром во время Гран-при Монако на ту же тему.
Что касалось Ferrari, то тут все прояснил сам Элканн, сообщив, что именно они с Вассёром со своей стороны предлагали Льюису место пилота. Относительно переговоров с Хорнером прокомментировал сам Льюис. По его словам, последний раз он разговаривал с Хорнером пару лет назад, а после обнаружил на старом телефоне смс от Кристиана.
К диалогу подключились и Тото Вольфф, и Хельмут Марко, так что история обрастала подробностями по принципу снежного кома, где каждый тянул одеяло на себя.
Завершилась вся ситуация уже в Абу-Даби во время пресс-конференции руководителей команд. Кристиана Хорнера вновь забросали вопросами про его контакты с Хэмилтоном, и выяснилось, что речь шла о человеке по фамилии Хэмилтон, но не Льюисе. Отец гонщика Энтони Хэмилтон зондировал почву в разных командах. Хорнер в итоге прокомментировал всю шумиху следующим образом:
«Родители гонщиков ведут разные разговоры в течение года, но у нас не было никаких серьезных обсуждений с Льюисом. Ничего не было, кроме обмена любезностями. Не было никакого конкретного вопроса "могу ли я выступать за Red Bull в следующем году". И на самом деле больше нечего сказать, тут раздули целую сенсацию из ничего».
Весь паддок прощался с Францем Тостом, вышедшим на пенсию
Гран-при Абу-Даби стал последним для Франца Тоста, руководителя команды AlphaTauri. Австрийский менеджер, практически всю свою жизнь в Формуле 1 он провел в рядах системы Red Bull и возглавил команду Toro Rosso с первого дня ее создания в 2006 году. Свою карьеру в чемпионате он начал в 2000 году, став одним из сотрудников BMW, бренда, поставлявшего моторы для команды Williams.
Именно под руководством Тоста начинали свою карьеру все основные звезды Формулы 1 и не только: Себастьен Бурде, Себастьен Буэми, Жан-Эрик Вернь, Себастьян Феттель, Даниэль Риккардо, Даниил Квят, Макс Ферстаппен, Карлос Сайнс, Пьер Гасли, Алекс Албон и другие.
Последним на пенсию в Формуле 1 провожали Росса Брауна в конце прошлого года, но он уходил с поста спортивного директора чемпионата, а не руководителя команды.
Гран-при Абу-Даби стал последним для бренда Alfa Romeo
Заключительным этапом в Формуле 1 Абу-Даби стал и для бренда Alfa Romeo. Еще в 20-е годы прошлого века они одерживали победы в Больших призах, а в 50-е годы слава Alfa Romeo и знаменитых трех «Ф» (Фанхио, Фарина и Фаджоли) гремела на весь мир. В 2015-м Alfa Romeo заключили партнерство с Ferrari, а в 2018-м стали титульным спонсором Sauber, переименовав команду в Alfa Romeo.
К сожалению, последние годы нельзя назвать удачными для старинного итальянского производителя: их лучшим результатом стало лишь шестое место в Кубке конструкторов. Предполагалось, что в 2024-м они смогут продолжить свое присутствие в Формуле 1, став партнером Haas, но эта сделка не состоялась. Сейчас ходят слухи, что они перейдут в чемпионат мира по гонкам на выносливость, выкупив команду у Peugeot, с которыми входят в один концерн Stellantis.
Практика новичков
Последний этап сезона собрал за рулем практически во всех командах новичков, которые должны были отработать положенную пятничную практику. Единственной командой, кто уже отбыл эту «повинность», была AlphaTauri. А вот Red Bull, наоборот, обе машины был вынужден отдать молодым пилотам.
Впрочем, как молодым… Одним из двух участников «молодежных» тестов стал чемпион мира Формулы Е этого года Джейк Деннис, а компанию ему составил дебютант Формулы 2 этого сезона Исак Хаджар. Из принципиально других чемпионатов здесь был и еще один пилот: от McLaren на трассу вышел Пато О’Уорд, выступающий в цветах папайи в «Индикаре». Однако со следующего года он станет резервным гонщиком McLaren — вместо Алекса Палоу. Резервистов команд Формулы 1 представляли Роберт Шварцман и Фелипе Другович.
Участников чемпионата Формулы 2 здесь было много, к тому же в эти же дни проходил финальный этап Формулы 2. Так что появление Фредерика Вести, Тео Пуршера, Джека Дуэна, Зака о’Салливана и Оливера Бирмана не стало неожиданностью. Для них это были даже не просто тесты, а хорошая вкатка, ведь двоим из них предстояло побороться за титул, а остальным — просто за очки и позиции в чемпионате.
Формула 2: борьба за титул
Перед финальным этапом Формулы 2, который состоялся, кстати, три месяца спустя после предыдущего, предпоследнего, в Монце, в чемпионате было сразу три претендента на титул: Тео Пуршер (ART Grand Prix, Sauber), Фредерик Вести (Prema, Mercedes) и Аюми Иваса (DAMS, Red Bull).
Фредерик Вести возглавлял рейтинг с шестого по 11-й этап, имея за плечами пять побед, но Спа стал поворотным моментом, и за три этапа (шесть гонок) он сумел финишировать в очковой зоне только в двух, набрав всего 13 очков и уступив лидерство Пуршеру. К этапу в Абу-Даби Пуршер лидировал с преимуществом в 25 очков. Третий претендент — Иваса — был им чисто математически. Для победы ему нужно было выиграть обе гонки и взять поул-позицию — так, чтобы оба других пилота не набрали очков.
Не определен был и победитель в командном зачете. Команды ART Grand Prix и Prema Racing разделяло 26 баллов.
Поул в квалификации не достался ни одному из трех пилотов, так что среди претендентов на титул остались лишь Вести и Пуршер. Тео Пуршер усложнил себе задачу, показав лишь 14-е время, Фредерик Вести стал девятым. Это означало для него старт с первого ряда в субботнем спринте, где он приложил максимум усилий и выиграл гонку, заодно показав лучший круг. В воскресенье Основная гонка проходила трудно для обоих спортсменов. Вести сумел подняться лишь на третье место, в то время как Пуршер стал пятым, что означало, что именно француз в итоге стал чемпионом в свой третий сезон в Формуле 2.
Победу одержал Виктор Мартинс, второй пилот команды ART, который также стал лучшим новичком 2023. Это решило судьбу титула в пользу ART GP и в командном зачете. К тому же Олли Бирман, сокомандник Вести по Prema Racing, сошел в середине гонки из-за проблем с коробкой передач.
Однако на данный момент ни один из победителей или призеров не получит прописку в Формуле 1 — разве что в роли резервиста. И хотя в паддоке ходили слухи, что Вести может заменить Сарджента в команде Williams, похоже, американца переподписали на второй сезон.
Что касается Тео Пуршера, то он отправится осваивать просторы японской суперформулы, попутно выполняя роль резервного пилота в команде Sauber.
FIA разбушевалась
Начало и конец уикенда в Абу-Даби были связаны с рассмотрением FIA целой пачки административных нарушений.
Еще в четверг стюарды вызвали на ковер Тото Вольффа и Фредерика Вассёра за грубые высказывания во время Гран-при Лас-Вегаса. Вольфф грубо выразился на пресс-конференции, защищая организаторов Гран-при, а Вассёру вменялись в вину ругательства в эфире после аварии Сайнса. «Порка» была скорее показательной, так что обоих руководителей отпустили с предупреждением. Но тенденция FIA сделать из Формулы 1 полностью стерильный чемпионат выглядит как минимум непривлекательно.
Похожая ситуация произошла и после Гран-при — на этот раз к судьям вызвали Чеко Переса. На круге после финиша он по радио назвал свой штраф, который получил за выдавливание Норриса, дурацкой шуткой от судей. После длительной беседы Пересу пришлось извиняться перед каждым из стюардов, после чего его простили, вынеся предупреждение.
Была и еще одна необычная претензия стюардов к командам. Во второй половине гонки в трансляции появилось сразу несколько сообщений о том, что гонщики различных команд находятся под рассмотрением из-за нарушений правил пит-стопа, что заставило понервничать всех болельщиков. После финиша к стюардам были вызваны менеджеры ВСЕХ команд, а причиной, как выяснилось, стало некорректное использование механиками системы защиты глаз во время проведения пит-стопов. Во многих случаях FIA не смогла доказать это, но было несколько моментов, когда в трансляции было видно, что механики обслуживают машины, не закрыв глаза защитными очками. Штрафовать никого стюарды не стали, но предупреждение всем вынесли — и попросили быть внимательнее с безопасностью.
Нильс Виттих изменил собственное решение
После того как Макс Ферстаппен блокировал сразу нескольких гонщиков во время квалификации Гран-при Сингапура, чтобы создать необходимую дистанцию на трассе, гоночный директор выпустил документ, разрешающий обгон замедлившихся пилотов теми, кто готов сразу выехать для практики или квалификации.
Этим разрешением неоднократно пользовался в том числе и сам Макс Ферстаппен, однако в Абу-Даби возникла неприятная ситуация. Во время второй практики все гонщики выстроились в очередь для выезда с питлейна и медленно двигались в сторону тоннеля, ведущего на трассу, когда справа внезапно возник Red Bull, пытавшийся протолкнуться вперед. Параллельно с этим пилот жаловался по радио, что его все блокируют.
Ситуация вызвала нарекания со стороны других пилотов и команд, и гоночному директору пришлось внести коррективы в собственное распоряжение. С этого момента «запрещен обгон на выезде с питлейна, если только машина впереди не замедлилась по очевидной причине» (поломка, авария и т. п.).
Новинки у трех команд
Несмотря на последний этап сезона, три команды привезли обновления на этап в Абу-Даби:
1) Aston Martin надеялись сразиться с McLaren за четвертое место в Кубке конструкторов и обновили заднее крыло и его торцевые пластины, чтобы повысить прижимную силу с меньшим лобовым сопротивлением. Бим-крыло обрело более широкий размах для лучшего взаимодействия с новой верхней частью заднего крыла.
2) Alfa Romeo надеялись завершить свой последний сезон не на последнем месте и привезли полностью новое переднее крыло, которое помогало перенаправить потоки воздуха вокруг машины.
3) AlphaTauri планировали сразиться с Williams за седьмое место в Кубке конструкторов, и Франц Тост затребовал очередное обновление днища. Эта обновка должна была повысить прижимную силу и лучше загрузить переднюю часть днища.
Как мы увидели из финальных результатов, эти обновки никому из команд не принесли никаких реальных изменений.
Леклер про второе место в Кубке конструкторов
Наиболее близко к сердцу сражение за второе место в Кубке конструкторов воспринимал, пожалуй, именно Шарль Леклер. Накануне и во время финального Гран-при он неоднократно высказывался на эту тему, а на последних кругах гонки предложил командному мостику Ferrari победную стратегию.
«Четвертое место в личном зачете меня не интересует», — сказал Шарль в пятницу. — «Я не испытываю каких-то надежд на это: если получится — хорошо, если нет — не страшно, ведь моя главная цель — стать чемпионом. А вот второе место в Кубке Конструкторов я бы хотел завоевать. Хотел бы, чтобы команда в это воскресенье финишировала выше Мерседеса. В команде все выкладывались на протяжении сезона по полной программе, работая над обновлениями. Мы заслуживаем того, чтобы стать вторыми по итогам года».
Тем не менее после квалификации он был приятно удивлен темпом Ferrari: «Это был большой сюрприз — оказаться на первом ряду. Третья практика была очень тяжелой, вторая — скажем так, тоже, было мало времени адаптироваться к условиям».
Шинная стратегия
Pirelli привезла в Абу-Даби самые мягкие составы, однако, по их прогнозам, самой быстрой стратегией должна была все равно стать стратегия с одним пит-стопом с использованием комплектов хард и медиум. Стартовать они предлагали в любом случае с более мягкого комплекта, и в большинстве случаев команды и пилоты прислушались к этой рекомендации: исключение составили только Стролл, Боттас и… Сайнс, которые выбрали для старта шины с белыми ободками.
Что любопытно, стратегию с одним пит-стопом выбрали в итоге только Боттас и Цунода, и на финише Франц Тост жестко раскритиковал команду за такой подход. В квалификации Юки показал невероятный шестой результат, но, по мнению Тоста, именно неудачная стратегия стала причиной лишь восьмого места на финише.
Валттери Боттас также на протяжении всей гонки боролся с шинами и в итоге занял предпоследнее место. Лэнс Стролл, наоборот, сумел отыграть три строчки и замкнуть в гонке Топ-10.
Как Ferrari сыграли в благородство
Старт гонки прошел без инцидентов. Макс Ферстаппен в очередной раз не оставил соперникам ни одного шанса. На первом круге Леклер предпринял несколько атак на лидера, но в итоге отпустил Макса, чтобы не испортить шины. Хэмилтон и Сайнс отыграли по несколько мест, а вот Расселл опустился на пятую строчку и занял выжидательную позицию. Обогнать Оскара Пиастри ему удалось на 11-м круге, а вот отыграть позицию у Ландо Норриса ему помог сам McLaren. Затянувшийся пит-стоп Ландо занял более пяти секунд, и свернувший вслед за ним в боксы Расселл на выезде с питлейна оказался впереди: на третьем месте.
После пит-стопов лидеров в Абу-Даби произошло историческое событие: в лидеры вышел… Юки Цунода, сделав таким образом прощальный подарок Францу Тосту.
К середине гонки событий было не так уж и много, но к этому моменту позиция Ferrari в Кубке конструкторов оставалась неизменна. Красная команда решила рискнуть, разведя гонщиков по разным стратегиям, и тем самым совершила решающую ошибку, лишив себя второго места собственными руками.
К 23-му кругу комплект хард на машине Карлоса Сайнса практически полностью деградировал, и гонщику пора было заезжать на пит-стоп. Взамен Сайнс получил свежий комплект точно таких же шин, что означало, что ему еще раз совершенно точно предстоит сделать пит-стоп! Как позже рассказали в команде, расчет делался на возможный автомобиль безопасности, но вероятность его выхода в Абу-Даби совсем невысока.
К сожалению, при старте на жестких шинах варианты эффективных стратегий практически отсутствовали. Но и темп запасного шасси Карлоса оставлял желать много лучшего. В итоге за очки в команде боролся только Леклер, и вся надежда Ferrari была на сход одного из Mercedes и низкий финиш другого.
После того как Перес был наказан пятисекундным штрафом за «выталкивание» Норриса за пределы трека, Шарль начал мыслить стратегически. Незадолго до финиша гонки Перес сумел пройти Расселла за третье место, но впереди была быстрая Ferrari Леклера.
Когда Шарлю рассказали про ситуацию на трассе, он выяснил, что отрыв Чеко от Mercedes незначительный, на финише Red Bull потеряет отыгранную позицию, а Расселл все равно финиширует третьим. Тогда Леклер предложил раздать слипстрим Пересу, позволить ему себя пройти и затем слегка придержать Джорджа, чтобы тот оказался не третьим, а четвертым. Такой ход принес бы Ferrari дополнительных три балла (не 15 очков за третье место у Расселла, а всего 12 за четвертое), которые они проигрывали Mercedes, а за счет одной победы на счету Сайнса при равенстве баллов Ferrari взяли бы Кубок конструкторов.
Ситуацию в пользу соперника решил Фредерик Вассёр, сказав Леклеру по радио, что это неспортивно.
«Серхио получил пятисекундный штраф, поэтому, чтобы помочь ему финишировать впереди Джорджа, я раздал ему DRS со слипстримом, но этого оказалось недостаточно. Сегодня мы всё сделали правильно, поэтому жаль, что закончили сезон на третьей строчке в Кубке конструкторов. Только это имело для меня значение в конце сезона, но мы так и не добились поставленной цели. Я благодарю команду за невероятную работу и усилия с самой первой гонки. Мы знали, что сезон будет сложным, поскольку нам не хватало скорости, но команда делала все, что в наших силах», — сказал Шарль Леклер после финиша.
Не дождавшись машины безопасности, Ferrari вызвали Карлоса Сайнса за два круга до финиша, заменив комплект хард на софт, однако уже на следующем круге испанец вновь заехал в боксы и там остался. Команда сообщила, что на его машине обнаружена неисправность.
Финишировавший на девятом месте Льюис Хэмилтон всю гонку боролся с машиной, но в целом два очка, которые он привез на финише, не сыграли никакой роли в финальном раскладе. Второе место команде Mercedes в Абу-Даби добыл Джордж Расселл.
По итогам финала Фернандо Алонсо занял четвертое место в личном зачете, потеснив Карлоса Сайнса, а Шарль Леклер поднялся на пятую строчку. При равенстве очков с Алонсо в пользу испанца сыграло большее число подиумов (восемь против шести). Сайнс стал лишь седьмым.
В командном зачете все осталось без изменений.
Все рекорды Макса Ферстаппена в прошедшем сезоне:
★ Наибольший процент побед в сезоне (86,4%)
★ Наибольшее количество побед в сезоне (19/22)
★ Наибольшее количество очков в сезоне (575/620)
★ Наибольшее количество побед подряд (10)
★ Наибольшее количество подиумов в сезоне (21/22)
★ Наибольшее количество кругов лидирования в сезоне (1003/1325)
★ Наибольший процент кругов лидирования в сезоне (75,7%)
★ Наибольшее количество побед с поула в сезоне (13)
★ Наибольшее количество побед подряд при старте с поула (18)
★ Наибольший разрыв по очкам между первым и вторым местом в чемпионате (290)
★ Наибольшее количество гонок подряд в качестве лидера чемпионата (39)
★ Наибольшее количество набранных очков подряд (1004)
★ Наибольшее количество финишей в Топ-2 подряд (23)
★ Наибольшее количество хет-триков (поул-позиция, лучший круг и победа) в сезоне (6)
★ Наибольшее количество пит-стопов у победителя гонки (6)
★ Единственный гонщик, выигравший три раза в одной стране в рамках одного сезона (Майами, Остин и Лас-Вегас)
★ Наибольшее количество побед в спринтах (7)
Red Bull и Макс Ферстаппен: самое масштабное доминирование в рамках одного сезона в истории Формулы 1.
После финала на Яс-Марине Формула 1 уходит на зимний перерыв, а первая активность на трассе — предсезонные тесты в Бахрейне — состоятся 21–23 февраля.
Однако это не означает, что нам нечем будет вас порадовать в межсезонье. Впереди очень много увлекательных событий.
Результаты гонки
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:27:02,624 | 211,054 | 2 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | +17,993 | 210,329 | 2 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | +20,328 | 210,236 | 2 |
4 | С. Перес | Red Bull | +21,453 | 210,191 | 2 |
5 | Л. Норрис | McLaren | +24,284 | 210,077 | 2 |
6 | О. Пиастри | McLaren | +31,487 | 209,789 | 2 |
7 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +39,512 | 209,469 | 2 |
8 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +43,088 | 209,327 | 1 |
9 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +44,424 | 209,274 | 2 |
10 | Л. Стролл | Aston Martin | +55,632 | 208,830 | 2 |
11 | Д. Риккардо | AlphaTauri | +56,229 | 208,806 | 2 |
12 | Э. Окон | Alpine | +66,373 | 208,406 | 1 |
13 | П. Гасли | Alpine | +70,360 | 208,249 | 2 |
14 | А. Албон | Williams | +73,184 | 208,137 | 2 |
15 | Н. Хюлькенберг | Haas | +83,696 | 207,725 | 2 |
16 | Л. Сарджент | Williams | +87,791 | 207,565 | 2 |
17 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +89,422 | 207,501 | 2 |
18 | К. Сайнс | Ferrari | сход | 207,880 | 2 |
19 | В. Боттас | Alfa Romeo | +1 круг | 206,922 | 1 |
20 | К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 206,825 | 2 |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) — 1:26,993 (45-й круг, 218,541 км/ч).
Гонщик дня: Юки Цунода.