Само собой, аппараты для смены техжидкостей и станки, на которых, скажем, фрезеруются блоки и «головки» — это, мягко говоря, несколько разное оборудование. Но, положа руку на сердце, мы ведь уже не можем обойтись ни без того, ни без другого. Нет, конечно, менять «тормозуху» и антифриз можно по-старому. А привалочные плоскости шлифовать вручную. Однако кажется, что это прямой путь к Ирану, который «40 лет под санкциями, и ничего». Или, точнее, даже к Кубе, что до сих пор представляет собой заповедник автомобильного ретро. Только вот как-то не хочется. Давайте посмотрим, что сейчас способно предложить это направление автобизнеса. Начнем с оборудования для обслуживания.
— От европейского и американского оборудования мы начали отказываться еще в 2014 году, когда стало понятно, что с их поставками могут быть проблемы. Как сейчас выясняется, этот курс оказался правильным. Например, некоторые наши московские партнеры, продававшие продукцию только западных фирм, не знают, как работать дальше. Поставок на данный момент нет, и будут ли впредь — большой вопрос. Нам шла из Италии машина с оборудованием — развернули обратно без объяснения причин. Популярный когда-то стенд регулировки углов установки колес американской фирмы Hunter в Сибири не продается практически с того же 2014 года — до́рог! Могу сказать, что на некоторых немецких стендах отсутствовала информация о праворульных моделях. А вот на отечественных Techno Vector она есть изначально.
В любом случае без оборудования наши клиенты не останутся. Скажем, есть российские производители, которые если и используют китайские комплектующие, то делают это достаточно ограниченно. Так, омская компания Sivik выпускает отличные балансировочные станки, в которых из импортного только мониторы. Даже печатные платы штампуют сами.
Неплохи у Sivik шиномонтажные станки. Они однозначно лучше чисто китайских. И если проигрывают в чем-то итальянским, то значительная разница в цене компенсирует все недостатки.
Омский же «Сибек» выпускает аналогичное оборудование. Причем опять же на российских комплектующих, включая гидравлическую систему.
Хороши российские мойки агрегатов.
И белорусские компрессоры Remeza, в которых импортными заимствованы лишь отдельные узлы.
Надо понимать, что к китайским производителям нужно относиться по-разному. Вот, к примеру, российский бренд Nordberg. Выпускает очень большой ассортимент различного гаражного оборудования.
То же шиномонтажное, аппараты для замены техжидкостей.
В том числе для смены масла.
Гидравлические прессы.
По последним двум позициям у нас есть аналоги из Италии. Но, во-первых, что касается замены масла, ради сравнительно простого оборудования неадекватно переплачивать втрое. Во-вторых, китайско-российский 50-тонный пресс Nordberg и выглядит презентабельнее, чем итальянский Oma, и имеет больше функций.
Или вот подъемники. Sivik реализует как китайские, так и собственного изготовления (с насосными станциями из Поднебесной). Nordberg, понятно, что только первые. Однако есть еще и так называемые no name. Посмотрите на сварные швы! И это только то, что видно невооруженным взглядом.
А вот шланги для вытяжек выхлопных газов: черные — отечественные, в синей обмотке — из Китая. Последние лучше, служат дольше.
Словом, китайская продукция бывает очень разной. Кстати, компоненты оттуда попадаются не только в российском оборудовании. Есть они в некотором итальянском — к примеру, в промышленных пылесосах.
Отечественное также уже вызывает уважение. Пусть и имеет некие нероссийские комплектующие. Оба заключения касаются и сканеров — корейского Zenith, российского «Сканматик», китайских Autel и в особенности Launch, который имеет потенциал и комплектацию, не уступающие европейским устройствам.
Разве что сварочные полуавтоматы предпочтительнее из Европы.
Можем ли мы остаться без поставок из Китая, а предприятия РФ — без необходимых составляющих для производства? Уверен, что нет. Проблемы с доставкой существуют уже второй год. Провалы по логистике начались еще из-за ковида. Бывало, что груз нам приходил с опозданием на четыре месяца. Поэтому мы начали делать запасы оборудования. Надеюсь, что их хватит на то время, пока будут налаживаться и развиваться новые логистические цепочки.
И здесь для нас как дилеров и для конечного российского потребителя существует один положительный момент. Как минимум Sivik и «Сибек» до недавних пор выступали фирмами-экспортерами — отправляли свою продукцию в Турцию, Иран, Сирию, страны Восточной Европы, в Украину, даже в Китай. Целый ряд этих направлений отныне закрыт. Благодаря этому у компаний высвободилась лишняя продукция и они предлагают новые бонусные программы.
Именно поэтому ожидать дефицита оборудования прямо сейчас не стоит. Возможно, он нагонит нас к концу лета. Но и тут есть место позитиву. Несмотря на то что цены (на 30-100%) поднялись еще в 2021 году, а сейчас на дополнительные 30-40% и уже успели откатиться на 20-30%, у автосервиса в России есть будущее. Мы видим, что техстанции дилерских центров, прямо скажем, не ломятся от работы. Раньше Kia, Land Rover, Mercedes-Benz, Skoda, Toyota, VAG вызывали нас на обслуживание оборудования едва ли не еженедельно. Теперь же перестали. Думаю, что оттуда начнется отток кадров. Квалифицированные сотрудники пойдут в малый бизнес. Он, в свою очередь, будет расширяться за счет того, что внешний туризм по многим направлениям фактически закрылся. Будет развиваться внутренний. А это дополнительные пробеги на личных автомобилях и необходимость их обслуживать.
Что же до обслуживания самого оборудования, то ряд операций в сервисах выполняют самостоятельно. Скажем, калибруют балансировочные станки.
Сгоревшая электрика и электроника тоже не приговор. Мы перепаиваем платы.
Так что вряд ли пока можно говорить о доведении оборудования до какого-то печального состояния. В обозримом будущем это никак не скажется на клиенте. К тому же как раз-таки небольшие сервисы продолжают покупать и новые станки, и инструмент.
Впрочем, кому-то заказанные уже после 24 февраля инструменты и оборудование все же пришли. Причем из Германии.
Но мы говорим о штучных покупках не для перепродажи — ради использования в собственном сервисе. Не исключено, речь здесь может идти о персональных договоренностях, когда руководство СТО имеет прямой выход на представителей фирмы за рубежом. Либо делает заказ через «своих» людей с гражданством страны-производителя. Разумеется, о сколько-нибудь массовых поставках тут заявлять не приходится.
В сегменте обработки деталей двигателя, если касаться именно сервисов, а не производств, поставки всегда были штучными. Западные производители, естественно, не отгружали мастерским станки вагонами. И даже какие-то «расходники» не поставлялись в промышленных масштабах. Впрочем, уважающая себя структура, у которой бесперебойный поток клиентов (некоторые обслуживают автотранспортные предприятия: скажем, занимающиеся карьерными разработками), обязана иметь запас расходных материалов.
Поинтересуемся мнением у представителей как раз подобной организации.
— Безусловно, с поставками станков возникнут сложности, если покупка за рубежом вообще будет возможна. Но и раньше (с 2014 года) Россия с трудностями покупала оборудование двойного назначения. То есть то, которое можно было использовать в ВПК или пусть даже теоретически заниматься изготовлением, например, деталей к стрелковому оружию. Препятствия чинила в первую очередь зарубежная сторона. Сейчас западные партнеры подобной формулировки боятся тем более.
Неизвестно, к примеру, будет ли продолжать производство станков екатеринбургская компания «Пумори», которая выпускает их совместно с японской фирмой Okuma. Во всяком случае японцы в очередном пакете санкций запретили поставки в Россию комплектующих для станков. Хотя речь, похоже, там шла о ткацких станках.
С запчастями гипотетически тоже могут быть трудности. Конечно, станкам необходимо едва ли не ежедневное обслуживание по принципу «почистил-смазал». Какие-то операции мы можем сделать своими силами. Но все, что касается замены запчастей… Ведь она тоже бывает необходима. Выходят из строя блоки управления, горят электронные платы и т. д. В этом отношении мы жестко привязаны к зарубежным поставщикам. Ты отправляешь номер нужной составляющей. А производитель запрашивает у тебя номер станка. Так он из России! Нет, не продадим! Тогда мы будем искать аналогичный станок где-нибудь в Турции и договариваться с его владельцами, чтобы они заказали нам комплектующие.
Есть другой вариант — возможно, более действенный. Мы пообщались с компанией, у которой приобретали большинство оборудования. В этой среде отношения, как правило, тесные, близкие, потому что речь не идет о больших тиражах. Все друг друга знают и в хороших отношениях. Нам наши поставщики пообещали — пока поставлять запчасти будем. В конце концов, мы закупились кое-какими необходимыми деталями. И уже после начала событий наблюдали, что все логистические цепочки стали занимать не две недели, как ранее — вчетверо дольше.
Наконец, существуют еще разные расходные материалы, оснастка — фрезы, сверла, резцы, хонинговальные бруски. Их также используем преимущественно импортного производства. Пробуем китайские, но качество обработки ими пока не выдерживает критики. Всегда есть шанс, что именно резец или что-то иное виновато в неважном исполнении детали. В России имеются предприятия, выпускающие аналогичный инструмент. Например, белгородский «Скиф» и московский Microbor. Но некоторые мастерские за долгие годы работы привыкли к хорошему импортному инструменту, у которого большой ассортимент. При этом отечественные предприятия больше не ориентированы на работу в автомобильной области — предпочитают РЖД и «оборонку».
С СОЖ — смазочно-охлаждающими жидкостями, которые используются при обработке деталей — тоже будут проблемы. Все, что применяем — импортное. Отечественные масляные бренды подобные жидкости выпускают. Однако их качество опять же уступает зарубежному.
Сложно сказать, как в этой ситуации себя поведут российские автопроизводители. В их деятельности заинтересовано государство. Сможет ли оно наладить поставки запчастей и оснастки (причем в промышленных масштабах) для станков через третьи страны или договориться непосредственно с европейскими компаниями? Найдет ли какие-то другие источники оборудования? Современные станки, к примеру, выпускают южнокорейский концерн Doosan, японская фирма Mazak. Китайское оборудование уровнем ниже, мы такое у себя использовать не беремся. А чисто отечественного нет. По крайней мере в том количестве, которое требуется для автопромышленности. Что-то отдельные энтузиасты конструируют и собирают, но это буквально единицы.
Добавим, что на советских автомобильных гигантах (и не только на «авто») были инструментальные цеха, где различную оснастку/инструмент не просто ремонтировали — еще и изготавливали. Любое предприятие было этаким натуральным хозяйством, обслуживающим самого себя. А сейчас даже специализированные заводы/компании, оставшиеся со времен СССР или появившиеся недавно, нередко ничего не выпускают — заказывают продукцию в Китае и выдают ее за свою.
Как видим, ситуация по обоим направлениям (аппараты и стенды для СТО и станки/оснастка для металлообработки) пока стабильная. И все-таки представители того и другого отмечают — чтобы понять, что нас ждет в более далекой перспективе, нужно дожить до сентября. А лучше — до ноября. Будет понятна и динамика цен, и то, насколько останутся к нам лояльны зарубежные поставщики.