Несмотря на то что рынок наводнен официальными «китайцами», параллельный импорт автомобилей ушедших марок продолжается. Альтернативными путями везут и китайские модели — включая те, которые продают дилерские центры. Разбираемся, что происходит в этом направлении, так сказать, в низах — непосредственно у продавцов.
Надежды двухлетней давности на то, что сравнительно недорогие модели B-, C- и D-классов ушедших марок продолжат приходить в товарных количествах через третьи страны, не оправдались. Как не было выгодно привозить условные Toyota Corolla, Mazda3, Hyundai Creta или Elantra, так и не стало. Велики логистические издержки и высока конкуренция со стороны «китайцев». Безусловно, в каких-то незначительных количествах те же Короллы ввозят. Другое дело, что в масштабах всей страны доля относительно компактных моделей невелика. Причем чаще речь все же идет о прошлогодних поставках — в продаже превалируют автомобили 2023 года выпуска. Машины 2024-го встречаются реже. В обоих случаях иногда доставками и продажами занимаются частные лица.
Но больше все-таки предлагают «серые» автомобили салоны и дилеры, которые два года назад продавали в том числе модели этих же марок. В общем, официалы не бросили своих занятий. Имея наработанную клиентуру, продолжают привозить то, к чему за минувшие годы привык потребитель. Полагаем, что его не отпугивает вывеска недавно зашедшего в РФ китайского производителя, висящая на фасаде ДЦ рядом с логотипом, известным десятилетиями.
Да и соседство в шоуруме любимой легенды с незнакомой моделью из Китая вряд ли заставит отвернуться от первой.
Но не всегда в салоне бывшего дилера можно найти, например, Camry последнего поколения (кузов XV80; 3,4–6 млн в зависимости от региона).
Или RAV4 (3,65–6,7 млн). Или какой-то выбор той и другого. Как сказали в одном из салонов, «в прошлом году мы доставили партию “Равиков”, остался последний; когда продастся, будем думать, стоит ли их везти еще».
И добавляют, что «выгодно через третьи страны привозить автомобили стоимостью от 10 млн рублей». У Toyota это Prado, который, как правило, стоит 11–14 млн. И TLC 300, чья цена лежит в пределах 13–18,7 млн. На них есть не массовый, однако постоянный покупатель. Который уже не берет такой автомобиль для поездок по работе в провинцию, для чего сейчас покупают как раз китайские пикапы и внедорожники.
Все это в полной мере касается BMW — X6 (от 14 до 25 млн), X7 (от 15,5 до 23 млн) и XM (21,5–27 млн).
И Mercedes-Benz — GLC и GLC Coupe (10–14 млн), GLE и GLE Coupe (11,5–27,5 млн), GLS (17–39 млн), S- (21–42,5 млн) и G-Class (26–40,5 млн).
Имеются в продаже Audi — Q7 (11–16 млн) и Q8 (12–18 млн). Но в целом их меньше, чем «Мерсов» и BMW. А все модели «Большой тройки» по предложению на российском рынке заметно уступают в объемах той же Тойоте.
Речь идет о наиболее дорогих моделях Audi, BMW и MB. Все, что от этих марок дешевле 10–12 миллионов рублей, как и в случае с «японцами», представлено очень ограниченно. Имеем в виду Mercedes C- (от 8,5 млн) и E-класса (10,5–13,8 млн). BMW 3- (6,5–8 млн) и 5 серии (10–13,3 млн), X3 (7,7–10 млн). И Audi — A4 (6 млн), A6 (8,8–12 млн) и Q5 (7,7–10 млн).
Какое-то время отдельные дилеры завозили Audi-«шестерки» из Южной Кореи в пределах семи-восьми миллионов. А также китайские VW Bora, что отдавались за 2,5–3 миллиона. Сейчас для наличного ассортимента их не возят, в лучшем случае предлагая на заказ.
Любопытная ситуация с «британцами». Так, Range Rover (23–37 млн), Range Rover Sport (17–40 млн) и Defender (11,4–22 млн) продаются по стране в основном в трех городах — Москве, Санкт-Петербурге и Иркутске. Как минимум в Сибирь «Рейнджи» везут из Южной Кореи. Получается значительно быстрее и проще, чем покупать и доставлять из Европы.
У этих здорово подорожавших кроссоверов также остался постоянный потребитель — «три машины в месяц мы продаем». Берут их в лизинг, но опять же не для служебного использования.
В том числе из Кореи идет к нам и Ford Ranger (4,65–11,2 млн).
А также Jeep Wrangler (8–12,5 млн) и Grand Cherokee (7,2–11 млн).
И только пикапы Ram (7,6–20,5 млн) и Toyota Tundra (10,8–17,5 млн) приходят в РФ из-за океана. В первом случае потому, что в Корее нет комплектаций, особо любимых ценителями модели. А Tundra в Южной Корее , по словам импортеров, официально вообще не продается.
Иными словами, потребитель, желающий приобрести Corolla или, скажем, «пятерку» BMW (да, в нынешней ситуации между ними стоит проводить параллели), может это сделать далеко не в каждом краевом/областном центре. По крайней мере из наличного ассортимента.
В позитиве лишь то, что многие автомобили подзависли еще с прошлого года. Прямо скажем, в очередях за ними не стоят. Так что если не пугает покупка в другом городе/регионе…
Еще один интересный момент, проявившийся в последний год — официальные дилеры наверстали упущенное. Еще весной 2023-го альтернативные автосалоны, имевшие каналы поставок, заметно обгоняли в параллельном импорте официальных дилеров. Сейчас примерно паритет. Но, как уже говорилось, почти без предложения бюджетных по нынешним меркам моделей.
Еще один тренд времени — во всяком случае в рамках этого материалы мы не нашли ДЦ, в которых наряду с официальными торговали бы «китайцами», ввезенными параллельно. А ведь относительно недавно иной дилер предлагал кроссовер с гарантией за пять с чем-то миллионов. И без нее тут же в шоуруме — под четыре. Теперь все — конкуренция, затоварка, нужно соответствовать правилам. Альтернативные автосалоны никакой ответственностью перед автопроизводителями не обременены. К тому же есть примеры, когда на фоне стагнации рынка появляются новые структуры.
Количество автомобилей может быть невелико. Набор же их типовой. Это модели, предлагаемые в РФ официально (VX у дилеров стоит от 5,6 млн).
Их двойники для китайского рынка (Chery Explore 06 у нас продается как Jaecoo J7; 3,15–3,8 млн).
А также модели официально зашедших в РФ марок, которые пока на нашем рынке не продаются.
Есть новые «китайцы» и на авторынках. В том и другом случае покупатель, естественно, остается без всякого официального прикрытия. Хотя гарантию на машины, зашедшие параллельными путями, не дает никто.
О гарантии
Дилеры обеспечивают гарантией только те автомобили ушедших марок, которые когда-то ввозились официально. А вот те машины, что привезли по параллельному импорту — уже нет. Предлагают только страховку. И тем более нет гарантии на технику, которую продают альтернативные салоны. Страховка на автомобили с ДВС в зависимости от того, что охватывает (двигатель, агрегаты и узлы трансмиссии, электронику), стоит в пределах 30 000–100 000 рублей. Застраховать ключевые компоненты электромобилей и гибридов (батареи, электромоторы и т. д.) обойдется в пределах 100 000–150 000 рублей.
Одной гарантией спектр услуг не ограничивается. Нужна русификация, установка приложений, постоянные обновления, пред- и послепродажное обслуживание. Все структуры, реализующие «китайцев», можно разделить на те, которые «продали и забыли». И на те, что все это предлагают. Имеют склад запчастей, аксессуаров, свой сервис.
Впрочем, даже подобные автосалоны при продажах делают упор на дорогие китайские автомобили. Сейчас это «электрички» и гибриды.
— По параллельному импорту, растаможивая автомобили на юрлиц, мы везем модели ушедших марок. Естественно, из Китая, где рынок падает и на продукцию СП сейчас большие скидки. Например, на BMW X1 и X3 бонус может достигать миллиона рублей. На Range Rover Evoque — даже два. В отношении популярного RAV4 китайские производители демпингуют в пределах 500 000–750 000 рублей. На Camry скидывают 300 000. В итоге кроссовер Toyota можно приобрести за 3,7 млн. Седан — за 4,75–4,95 млн.
Модели, которые официально продаются в РФ, везем на заказ и на таможне оформляем сразу на физлицо. В китайском городе Хоргосе на данный момент создаем склад, где будем держать популярные автомобили. Доставка оттуда будет длиться порядка двух недель. Скажем, популярный Geely Monjaro обойдется в 3,6 млн (у дилера он стоит 4,275–4,775 млн — прим. авт.).
И все-таки основное направление работы — продажа дорогих машин с электроначинкой. Тут есть и новые открытия — такие как Li Mega и Avatr 12 (полноприводный пятиметровый электролифтбек с двумя моторами общей мощностью 578 л.с., 7 млн).
И старые хиты — Li L6 и L7, Zeekr 001. В дополнение к последнему появился седан с индексом 007 (4,9 м длины, 646 сил с двух электромоторов и 5,2 млн).
По поводу отключения Zeekr. У наших китайских поставщиков есть два мнения. Одни считают, что это фейк. Вторые, что «ничего страшного, прошьем». В конце концов, 001, который должен обновляться «по воздуху», давно уже получает прошивки через флешку.
Это не по теме статьи, однако скажу, что сейчас мы наблюдаем бум подержанных китайских автомобилей. Показательно, что потребитель уже их не боится и активно заказывает тот же Monjaro, который в возрасте от трех до пяти лет стоит в пределах 2,6–2,7 млн. Haval M6 оценивается от 1,3 млн. F7/F7x обходится в 1,8 млн.
Заказывают из КНР и подержанных «японцев», выпущенных на СП. Стоимость «проходной» Corolla от 1,3 млн. RAV4 в зависимости от комплектации и типа привода — 2,3–2,9 млн. Подбираем машины с пробегом до 50 000 км. Есть исключения. Недавно привезли Toyota Venza (он же Harrier последнего поколения в Японии) — 2022 год, 5000 км, 3,5 млн.
Выслушаем еще одно мнение.
— Как известно, с 1 апреля в Россию нельзя ввезти электромобиль и приравненный к нему последовательный гибрид, растаможив его в странах ЕАЭС. В первую очередь это Казахстан и Киргизия. Теперь выпуск таких машин в свободное обращение происходит непосредственно в РФ. И, несмотря на то что сумма таможенной очистки выросла (добавился акциз и НДС), процедура стала прозрачной и понятной. Причем конечная стоимость автомобилей изменилась непропорционально росту таможенных платежей. Ведь путь доставки стал короче, логистика дешевле. Отпала необходимость в казахстанских и киргизских посредниках. Автомобили идут в РФ напрямую, хотя до этого в третьих странах их перегружали, что, скажем так, не добавляло им лоска. Наконец, отныне владельцы могут не бояться, что им прилетит уведомление о необходимости доплатить пошлину — из-за того, что машина в странах ЕАЭС как-то криво оформлялась фирмами-однодневками. Можем сказать, что клиент это прочувствовал, у нас продажи выросли значительно.
Что касается страхов по поводу блокировки «Зикров», выпущенных после 15 июля для рынка Китая и проданных по неофициальным каналам за его пределы. Прежде всего, по имеющейся у нас информации, это касается тех стран, где есть официальные представительства Zeekr и куда идет значительный поток «серых» машин. Скажем, в Казахстане официально продается лифтбек 001 2023 модельного года (на фото внизу). В частном же порядке граждане страны напрямую покупают в КНР автомобили 2024 модельного года — они новее и обходятся дешевле. При этом на них большой спрос самих китайцев. Разумеется, производителя это не может устраивать. Заблокировать экран мультимедиа автомобилей, что производились для внутреннего пользования, но отправились на экспорт, пожалуй, самый простой и действенный способ.
Коснется ли это «Зикров», ввозимых в Россию? В обозримом будущем нам придут машины, выпущенные после 15 июля. Посмотрим.
Благодаря многолетним и прочным контактам на китайской стороне получаем доступ к сервисным процедурам через официальное дилерское ПО. Имеется у нас и практика «принудительных» обновлений. Сейчас они осуществляются не «по воздуху», а, так сказать, через флешку. Самый же неприятный для обладателей Zeekr момент заключается в том, что не работает фирменное приложение. Теперь с телефона нельзя управлять множеством функций. Соответственно, заблокированы россияне и в чате техподдержки, куда из нашей страны были десятки тысяч запросов, порой глупых. Однако специалисты «охранной» компании Pandora уже разработали свое приложение, коммуницирующее телефон с автомобилем. Да, это стоит 50 000 рублей, и обновления не бесплатны. Кстати, эти затраты привычны большинству владельцев ушедших из РФ брендов. Но пока смущают пользователя, выбирающего инновационные марки Zeekr и Li. Зато эти действия позволяют сохранить весь заложенный в Zeekr потенциал. Полагаю, что если мультимедиа отключат и на автомобилях в России, то российские программисты решат и эту проблему.
Какие-то ввезенные даже официально Voyah могут не обновляться. Причем некий российский импортер, по всей видимости, договорился с предприятием, получил на партию автомобилей от него гарантию и какое-то сервисное оборудование. Однако про то, что автомобили нужно обновлять (не по «воздуху», а физическим путем), производитель «забыл». В итоге какие-то машины имеют самые последние прошивки, другие нет. От них, между прочим, может зависеть даже расход топлива. Подобные примеры известны из жалоб клиентов «официалов», обращающихся в наш сервисный центр. Летом 2023 года Voyah грозился заблокировать автомобили 2024 модельного года, выпущенные для внутреннего пользования, но покидающие территорию Китая. Даже попадались машины с отключенными блоками телематики. Проблему быстро решили присоединением «фишки» к блоку.
Преимущества для владельцев моделей Voyah и Zeekr заключается в том, что на них доступны все выпускаемые запчасти. В новом, естественно, виде.
У марки Li по этому поводу особая философия. Для того, чтобы заказать какие-то комплектующие, нужно предъявить автомобиль на сервисную станцию в Китае. Именно так — не VIN или документы, а показать саму машину. Неважно, приехать на ней или, если она не на ходу, например, привезти на эвакуаторе. Только так можно получить добро на заказ и установку деталей. Это касается всех дилерских центров, которые в Китае принадлежат непосредственно компании Li. Так что клиент в России, купивший, скажем, L7 у фирмы-однодневки (много таких появилось на фоне бума параллельного импорта и продолжают существовать), предоставлен сам себе. И не сможет приобрести запчасти. Знаем случаи, когда владелец потерял оба ключа от автомобиля. Или в провинции «стуканул» мотор. Машины превратились в недвижимость. Можно найти лишь бэушные детали, что помогает далеко не всегда. Как выходить из подобной ситуации? Искать альтернативные каналы, которые у нас есть. Что интересно, компания Li никак не ограничивает работу своего приложения в смартфоне владельца и доступность обновлений автомобиля «по воздуху».
Автомобили не китайских марок — Tesla и «немцев» — мы тоже возим. Последние на фоне бума в КНР моделей своих брендов не пользуются прежней популярностью и подешевели. Каких-то ограничений на их экспорт из Китая пока нет. Впрочем, и российский потребитель больше предпочитает электромобили и гибриды китайских марок. Немецкие компании от них отстали по части именно электрокомпонентов. Tesla, безусловно, на уровне. Но в этом случае роль уже играют сложность и сроки поставок из Европы и США. Из Китая все идет значительно быстрее и можно привезти ту же Tesla. Даже цена будет привлекательной. Однако функционал окажется сильно ограничен из-за закрытой операционной системы и невозможности «локализовать» автомобиль для России. На андроид-платформах китайских брендов мы это давно и успешно делаем, после чего машина обретает наш интернет и российские приложения в бортовую систему. Все это работает в РФ с максимально полным функционалом.
Вам не дадут гарантию, где-то откажут в обновлении и обслуживании. Но хуже, если вы обратитесь вот в такие структуры.
Они меняют названия и интернет-адреса. Иногда называют себя официальными дилерами.
И, бывает, путают потенциального покупателя (или контролирующие органы?) неверным территориальным адресом. Едешь по указанному на сайте, а тебя встречает старый жилой дом без каких-либо признаков автосалона или хотя бы офиса.
Неизменно то, что сайты таких организаций предлагают под одной крышей огромное количество марок (в тренде времени преимущественно китайских). А в поисковиках, когда вводишь «купить автомобиль такого-то бренда в таком-то городе», они всплывают в пределах пяти первых ссылок. Иногда даже в самом начале.
Еще один характерный момент работы таких автосалонов — баснословные скидки.
Но когда посещаешь шоурум, видишь там несколько иные ценники (которых на ряд автомобилей нет и цену нужно спрашивать у менеджеров).
Для сравнения, у дилеров Changan CS35 Plus в этой комплектации стоит 2,4 млн. Haval M6 в подобном оснащении — 2,197. Haval F7 уже нового поколения — от 2,7 до 3,5 млн. Dashing здесь тянет на 3,5 млн (у дилера в пределах 2,49–3,19 млн).
«Официальный» «Москвич 3» оценивается в комплектации «Стандарт +» в 1,77 млн. А тут вот:
Как же сумасшедшие скидки? Ах, это на автомобили 2023 года. Здание, кстати, просто не способно вместить более сотни декларируемых моделей на продаже. Внутри их менее двух десятков. Все остальные — якобы на стоянках. Съемка внутри запрещена, есть ограничения при осмотре.
В общем, типичный набор организации, которая заманивает ценами в интернете, а на деле продает автомобили значительно выше рынка.