Именно дождь, прошедший перед самым стартом, и еще моросящий, когда машины уже выехали на формировочный круг (капли дождя на визорах были видны почти у всех пилотов), вновь превратил гонку в лотерею, где для успеха к скорости нужно было прибавить еще и мастерство. А неравномерное распределение осадков по трассе, перемежающиеся мокрые и сухие сегменты покрытия отразилось и на выборе шин. Четыре пилота вышли на старт на дождевой резине, в то время как остальные остановили свой выбор на промежуточной. Команда Haas в полном составе, а также Гасли и Окон, поверили прогнозам, обещавшим следующую порцию дождя, и промахнулись. Трасса высыхала, и во второй половине гонки все пилоты перешли на слики.
Именно неравномерно просохший асфальт, мокрая трава на обочине, скользкие, мокрые поребрики и стали причиной многих инцидентов, которые произошли на автодроме Энцо и Дино Феррари в этот день. И один из них стал наиболее серьезным: авария Валттери Боттаса и Джорджа Рассела на 34-м круге гонки.
Когда Рассела спросили, что он сказал Боттасу сразу после аварии, он ответил: «Ты что, хотел убить нас?», на что Боттас не нашел ничего лучшего, чем показать в ответ средний палец. По крайней мере, это была хоть какая-то реакция от пилота, сидящего почти неподвижно в полностью уничтоженной машине, что позволило зрителям выдохнуть с облегчением.
Позже Рассел добавил, что этот поступок Боттаса был больше похож на действия Макса Ферстаппена времен 2015 года, обвинив тем самым финна в столкновении.
Что же произошло? Рассел преследовал Боттаса в борьбе за девятое место, когда оба они оказались на подъезде к Тамбурелло. И тут и сыграло свою драматичную роль не до конца просохшее покрытие. Британец на большой скорости и с использованием DRS и слипстрима приближался к Боттасу на узкой трассе и собирался обойти его справа, когда Боттас сделал небольшое движение в его сторону. Рассел соскользнул колесом на мокрую траву, его машину занесло, он зацепил Mercedes Боттаса, и оба они моментально улетели в барьеры безопасности, полностью разрушив свои автомобили.
«Я очень быстро приближался к Валттери, т. к. попал в слипстрим плюс у меня было открыто крыло», — сказал после финиша Джордж Расселл. — «Когда я пошел на обгон, он слегка подвинулся вправо — это такой тактический защитный ход, каким пользовались пилоты вроде Ферстаппена в 2015 году. Но у нас было джентльменское соглашение, что так делать нельзя, потому что это очень опасно. Если бы было сухо, проблем бы не было, но из-за этого маневра мне пришлось принять вправо, я попал на сырую обочину и тут же потерял машину. Наша скорость была свыше 300 км/ч. Нужно всегда принимать во внимание скорость и условия трека».
Джордж также убежден, что если бы это был не он, а другой пилот, Боттас бы так не поступил, и весь вопрос в конкуренции за место. С его точки зрения, Валттери ни за что и не сражался. «Для него девятое место вообще ничего не значит, а для нас это все и даже больше. Когда мы остынем, мы обязательно с ним все обсудим. Уверен, он расстроен не меньше моего».
Боттас же заявил, что не собирается ничего обсуждать с Расселом.
«На этом круге я в очередной раз боролся с резиной, пытаясь ее прогреть, когда активировали DRS», — рассказал Валттери Боттас. «Джордж подъехал очень близко и пытался меня атаковать там, где есть лишь одна сухая траектория. Я пересматривал повтор этого момента и ясно видел, что на треке было достаточно места для двух машин. Я считаю, что это полностью его вина, я очень разочарован. Когда он подошел ко мне после аварии и стал что-то говорить, я вообще ничего не слышал».
У нас была возможность пересмотреть этот эпизод сразу с нескольких камер, в том числе с камеры Рассела и Райкконена. Было видно, что Боттас и в самом деле слегка сместился в сторону Рассела, затем сразу попытался вернуться обратно на прежнюю траекторию, но было уже поздно.
Что касается Рассела, то, похоже, он слишком сильно уходил от Боттаса и сам не рассчитал расстояние, задев колесом мокрую обочину. Контролировать срыв машины на такой скорости невозможно, произошло столкновение. Но все же это можно назвать скорее гоночным инцидентом, нежели преднамеренным действием кого-то из пилотов. Так же рассудили и стюарды.
Понятно, что для Рассела борьба за девятое место и первые очки за Williams, особенно после обгона Mercedes — это серьезный повод атаковать на пределе, но и ему тоже нужно принимать во внимание скорость и условия гонки. Иногда лучше чуть подождать — или финишировать десятым, а не девятым, чем оказаться в стене и потерять гонку.
Проехав в прошлом году гонку за Mercedes, Рассел почувствовал вкус к быстрым и стабильным машинам и в Имоле ехал так, будто управлял Mercedes, забывая, что у него в руках Williams. И все же, оставив за кадром аварию, скажем, что делал он это красиво — просто не хватило мастерства, опыта и холодной головы.
Что касается Боттаса, то в целом в его действиях сложно найти хоть сколько-нибудь криминала. Но есть крохотный процент сомнений в их адекватности, который ставит многое под вопрос. И этот процент связан с Гран-при Тосканы.
Сложно забыть массовый завал после рестарта на шестом круге гонки, когда сразу четыре машины (Сайнса, Джовинации, Латифи и Магнуссена) были полностью разбиты. Тогда Грожан, который чудом избежал аварии, прокомментировал, что «это был невероятный идиотизм того, кто был впереди. Они поубивать нас хотят?». А за автомобилем безопасности в тот момент лидировал Валттери Боттас.
Уже после финиша гонки Тото Вольфф сказал, что оба гонщика так и не признали свою вину в случившемся, перекладывая ответственность друг на друга. В своих комментариях он вроде бы в шутку сообщил, что поведение Рассела в этом инциденте было ближе к уровню Кубка Renault Clio, нежели Формулы 1:
«Я его постоянно подкалываю, что если он будет хорошо выступать, то попадет в Mercedes, а если плохо — то в Кубок Renault Clio. Но сегодня мы ближе к Renault Clio».
В ответ Renault предложили Mercedes заполнить форму на участие в Кубке за Джорджа, пообещав оплатить стартовый взнос.
Однако, несмотря на шутливый тон, босс Mercedes был серьезен. «Я считаю, что Джордж не должен был предпринимать этот маневр с учетом состояния трека. Это означает брать на себя большой риск, а машина впереди него — Mercedes. Молодому пилоту всегда надо держать в голове свои перспективы. Ему еще предстоит многому учиться».
Рассел, безусловно, хотел показать себя и продемонстрировать, что он больше Боттаса достоин занять кресло в Mercedes, обогнав его в гонке. Но получилось так, что своим неудавшимся маневром он, возможно, немного отодвинул свой шанс попасть в чемпионскую команду.
Незадолго до аварии с Валттери Боттасом Джордж Рассел оказался случайным участником еще одного инцидента с Mercedes — на этот раз Льюиса Хэмилтона. На 31-м круге он слегка подвинулся в сторону с траектории в Тосе, чтобы пропустить Хэмилтона, но Льюис ошибся и вылетел с трассы в гравий. Вины Рассела в этом точно никакой нет.
Интересно, что, пытаясь развернуться, чтобы вернуться на трассу, Хэмилтон уперся носом машины в барьеры безопасности и сломал переднее крыло. Казалось, что британец там окончательно застрял и для него это сход, т. к. вариантов самому вернуться в гонку у него почти не было. Но Хэмилтон нашел необычный способ: он аккуратно сдал задним ходом, выехал на трассу и тут же получил индульгенцию сначала в виде автомобиля безопасности из-за инцидента Боттаса и Рассела, а затем и красных флагов. Таким образом, после пит-стопа для замены резины и носового обтекателя он откатился всего на девятую позицию, а впереди было еще полгонки, чтобы наверстать упущенное.
Имелись мнения, что Хэмилтона стоило наказать за возвращение на трассу задним ходом, однако Майкл Маси рассказал, что слушал переговоры команды с гонщиком в тот момент, когда она информировала его о происходящем на трассе, и никакой опасности в происходящем не было.
Вылет на 31-м круге был не единственным просчетом семикратного чемпиона в Имоле, хотя далекий от совершенства старт в гонке и моментальную потерю лидерства сложно назвать откровенной ошибкой: просто Хэмилтон умеет стартовать хуже Макса.
Однако, оказавшись девятым после рестарта гонки, он довольно быстро реабилитируется, поднявшись до второго места и установив лучший круг. И заслуга в этом не только его самого как гонщика, но и, безусловно, машины.
Еще в Бахрейне сложно было предположить, что Mercedes сможет взять поул (ведь разница в третьем сегменте между Хэмилтоном и Ферстаппеном была 0,4 секунды в пользу второго) или поставить лучший круг в равных условиях, да еще в самом конце гонки (60-й круг), сохранив для этого резину. На автодроме Сахир лучший круг показал Боттас — но на пустой машине и на свежем комплекте резины.
Спустя три недели ситуация изменилась: Mercedes привезли в Италию обновления, и они сработали. Лидирование в первых двух практиках осталось за обоими пилотами Mercedes, поул в квалификации и лучший круг в гонке взял Хэмилтон, и благодаря этому дополнительному очку он сохранил первое место в чемпионате, сравнявшись по количеству Гран-при, в которых он лидировал в чемпионате, с Михаэлем Шумахером (121). А вот что касается Макса Ферстаппена, то он за всю свою карьеру чемпионат пока еще не возглавлял. Но все еще впереди. Он провел безошибочную гонку в Имоле, заработал заслуженную победу и теперь уступает Льюису Хэмилтону всего одно очко.
В Имоле Макс и Льюис поменялись местами относительно ситуации в Бахрейне: по поулу и победе у каждого из них, но в гонке побеждает не тот, кто стал лучшим в квалификации.
Льюис вновь показал свое умение сконцентрироваться на важном, взять себя в руки после ошибки и отыграться, используя все возможности. И это одно из главных его отличий от многих других пилотов в паддоке, в том числе и от Серхио Переса, который в Имоле не смог восстановиться после неудачного старта.
У Серхио Переса в Имоле было практически все, что только может пожелать душа: отличная квалификация, время лучше, чем у Макса Ферстаппена (на 0,05 секунды), старт с первого ряда и все шансы провести безупречную гонку. За последние годы никто из партнеров по команде не мог переквалифицировать Макса, а вот Перес сумел. Но, похоже, даже не умеющий волноваться мексиканец в этот момент просто не выдержал давления, совершая ошибку за ошибкой.
Сначала он проиграл старт — и не только Ферстаппену, но и Леклеру, который вышел на третью позицию. Затем произвел совершенно необъяснимый маневр под автомобилем безопасности после аварии Николаса Латифи, когда после вылета в гравий и потери двух позиций Перес возвращает их обгоном двух соперников. За это он получил Stop&Go 10 секунд, которые в итоге свелись к 10-секундному штрафу во время пит-стопа. Еще несколько его вылетов и разворотов можно отнести к проблемам с рулем, на которые жаловался Перес, но они ошибки продолжались и после замены руля.
На 38-м круге его машину в очередной раз развернуло, он потерял много мест и в итоге финишировал лишь 12-м: вне очковой зоны после старта с первого ряда.
С учетом того, что ему в спину уже начинает дышать дебютант из Alpha Tauri, Пересу нужно быть очень собранным и спокойным, чтобы хотя бы доехать этот сезон до конца.
В отличие от Бахрейна, гонка Цуноды в Имоле оказалась больше похожа на его прошлый сезон в Формуле 2: быстро, но неаккуратно, с ошибками и авариями. Это тем более удивительно, что автодром Энцо и Дино Феррари для команды из Фаэнцы — фактически дом родной, и Юки Цунода провел здесь достаточно тестов, в том числе и на предыдущих машинах, чтобы чувствовать себя уверенно. Сделаем скидку для молодого пилота на волнение, которое он испытал перед выступлением на важной для команды домашней трассе.
Уикенд для японского пилота оказался неудачным. Сначала он разбил машину в первом сегменте квалификации, не сумел показать времени и стартовал последним, затем ошибка на рестарте и вылет, и в итоге еще +5 секунд к результату за систематическое нарушение границ трассы.
Однако, в отличие от Переса, у него есть время, чтобы начать показывать результаты.
К сожалению для Alpha Tauri, единственными баллами в Имоле стали заработанные Гасли шесть очков за седьмое место в гонке. С учетом двух очков Цуноды в Бахрейне у них сейчас всего восемь очков: совсем мало для команды, которой прочат борьбу за третье место в Кубке конструкторов.
В Имоле их подвела и шинная стратегия: Пьер Гасли стал одним из четырех пилотов, кто стартовал на дождевой резине — ставка на нее себя не оправдала.
Речь идет прежде всего о машине, которая в этом году позволяет гонщикам показывать высокие (по сравнению с прошлым годом) результаты и наконец заявить о серьезных претензиях на подиум.
Пока безусловным лидером команды является Шарль Леклер, который в квалификации в Имоле уступил очень плотным Топ-3 (1:14,411 — у Хэмилтона, 1:14,446 — у Переса и 1:14,498 у Ферстаппена) всего 0,4 секунды. В прошлом году здесь же он проиграл секунду (!) времени Боттасу на поул-позиции и квалифицировался только седьмым. У Карлоса Сайнса, правда, дела идут немного хуже. В квалификации он стал 11-м и проиграл Хэмилтону 0,8 секунды. Но в гонке обе Ferrari подтянулись и финишировали на четвертом и пятом местах, увеличив отрыв от Alpha Tauri в командном зачете.
Судя по тому, как Ferrari чувствует себя на трассе в первых двух гонках нового сезона, они станут полноценными соискателями за третье место в Кубке конструкторов.
Это было понятно уже и после первого этапа, но итальянская квалификация для обеих машин оказалась не слишком обнадеживающей: лишь шестая и седьмая позиции на старте у Риккардо и Норриса. Однако в гонке Ландо Норрис показал, что он может ехать быстро, обгонять соперников и даже довольно долго сдерживать Хэмилтона. Так что его второй подиум в карьере и бронзовая награда стали абсолютно ожидаемыми и заслуженными.
К чести Норриса нужно сказать, что и накануне, в субботу, в третьем сегменте квалификации он сумел показать второе время (1.14,454) — пока судьи не удалили его за нарушение границ трассы. Это говорит об отличном темпе McLaren, которые в этом году выступают с силовыми установками Mercedes.
Пока непонятно, что происходило в этот раз у Даниэля Риккардо. Во втором сегменте квалификации он проиграл своему напарнику почти секунду, а в гонке пропускал соперников одного за другим, финишировав на шестом месте. На 17-м круге ему предложили пропустить вперед Норриса, чтобы посмотреть на темп второго McLaren в чистом воздухе, и Даниэль открыл траекторию напарнику.
Сам Риккардо рассказал, что вначале он постоянно ощущал аквапланирование, а затем начались проблемы с шинами. В интервью после финиша он признал, что на данный момент шестое место полностью соответствует его уровню, и дал себе еще несколько гонок, чтобы окончательно адаптироваться к новой машине.
Так или иначе, но команда довольна результатом, особенно с учетом того, что они занимают уверенное третье место в командном зачете, а Ландо Норрис не только назван пилотом дня, но и поднялся на третью строчку среди гонщиков.
По сравнению с прошлым сезоном дела у команды Aston Martin идут совсем неважно. Мы уже писали, что замена Переса на Феттеля оказалась неудачной идеей, и гонка в Имоле это еще раз подтвердила.
В Кубке конструкторов Aston Martin сейчас шестые — после McLaren, Ferrari и Alpha Tauri, а очки из их пилотов пока набирает только Лэнс Стролл. Помимо не самого сильного состава пилотов их еще преследуют и технические проблемы. Про сложности нового регламента для машин с высоким углом атаки (Aston Martin и Mercedes) мы писали после прошлого этапа. А сейчас прибавились еще и проблемы с тормозами, возникшие на обеих машинах. У Стролла они были решены быстрее, а вот Феттель оказался вынужден стартовать с питлейна, а затем еще и получил Stop&Go 10 секунд за то, что колеса на его машине не были установлены в положенное время (5 минут до старта прогревочного круга), как это было в свое время у Сергея Сироткина на Гран-при Монако.
На последних кругах команда приняла решение снять Феттеля с гонки из-за проблем с коробкой передач, так как он все равно был вне очковой зоны, а это решение позволит им заменить коробку без штрафа на старте следующей гонки. Но пока в новой команде Себастьян выглядит не слишком жизнеспособно, темпа у него нет и бороться за позиции он не может. Кажется, что фраза Стролла в Бахрейне «Скажите Феттелю, чтобы сдержал McLaren» уже перестает выглядеть так дико, как это было три недели назад.
После схода в Бахрейне Никита Мазепин сумел благополучно финишировать в Имоле, закончив гонку 17-м с тремя пит-стопами, как и у его напарника.
Первый конфликт в Италии у него произошел в квалификации с Антони Джовинацци, когда итальянец попробовал свалить на него свою неудачу в первом сегменте во время разгона перед быстрым кругом. Однако никакой вины Никиты в этом нет: его задачей было успеть на быстрый круг, а Джовинацци следовало просто ехать чуть быстрее.
«Когда остается всего несколько секунд, чтобы пересечь линию для следующего быстрого круга, вы либо нажимаете на педаль газа, либо отправляетесь на питлейн. Я не понимаю, в чем проблема», — сказал Никита.
В гонке Никита благополучно избежал последствий столкновения с Николасом Латифи, который слишком сильно сместился в его сторону, после чего произошел контакт двух автомобилей и Латифи вылетел.
Во время периода автомобиля безопасности, вызванного аварией Латифи, Шумахера развернуло, он сломал переднее антикрыло, но сумел вернуться в боксы.
Тем не менее Мик Шумахер продемонстрировал хороший темп, опережая Никиту примерно на 0,5 секунды с круга во второй половине гонки. Похоже, что контакт с Латифи не прошел для машины российского пилота бесследно.
У Райкконена складывалась отличная гонка, пока в распределение мест на финише не вмешались судьи. Кими стартовал лишь 16-м, однако к тому моменту, как гонка была остановлена красными флагами, он уже был седьмым. Затем на рестарте пропустил вперед Хэмилтона и на финише занимал девятую строчку, заработав для Alfa Romeo первые два очка. Но уже после финиша гонки был получен судейский протокол, по которому Райкконен получил штраф в 30 секунд, причем точно пояснить его не смогли даже судьи.
За что же был назначен такой штраф? Вот как это объясняется на официальном портале Формулы 1.
После рестарта гонки на 35-м круге Райкконена развернуло на прогревочном круге позади автомобиля безопасности, он потерял три позиции. По правилам соревнования «пилот может вернуться на свою позицию, если успеет сделать это до первой линии машины безопасности (SC1). Сначала команда проинструктировала его сделать это, но затем сказала, чтобы он оставался на своем посту», — говорится в постановлении стюардов после гонки. — «Если гонщик не может занять свою позицию, он должен выехать на питлейн и может вернуться в гонку только после того, как пропустит весь пелотон».
«Стюарды обнаружили, что Райкконен догнал впередиидущие машины между 13-14 поворотами, но к тому моменту автомобиль безопасности уже выключил огни. Таким образом, пилот Alfa Romeo опоздал с возвращением позиций на рестарте».
«Это выглядит противоречиво, и команда проинструктировала пилота не возвращать позиции, чтобы избежать проблем с безопасностью на мокром треке. Они связались с Директором гонки, но тот не успел ответить, так как занимался процедурой рестарта».
«Стюарды считают еще одним противоречием регламента то, что когда автомобили находятся позади машины безопасности во время действия периода безопасности, им запрещено обгонять, однако во время процедуры рестарта это разрешено, даже если причиной для старта с хода являются неблагоприятные погодные условия».
«Тем не менее правило, требующее, чтобы автомобиль проезжал через пит-лейн при невозможности вернуть позицию, указано в спортивном регламенте Формулы 1 и постоянно применяется. Таким образом штраф является обязательным, и поэтому стюарды считают, что у них нет альтернативы, кроме как применить это наказание из соображений последовательности», — сказано в официальном заключении.
Майкл Маси объяснил всю ситуацию намного короче, сообщив, что под автомобилем безопасности в гонке применяются те же правила, что и на формировочном круге, а границей окончания формировочного круга считается первая линия автомобиля безопасности.
Таким образом, из-за того, что стюарды не смогли решить противоречие, заложенное в регламенте, Кими Райкконен получил штраф в 30 секунд (что приравнивается к Stop&Go 10 секунд) и откатился с девятого места на 13-е. А Фернандо Алонсо заработал свое первое очко.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 2:02:34,598 | 151,276 | 2 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +22,000 | 150,825 | 4 |
3 | Л. Норрис | McLaren | +23,702 | 150,790 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +25,579 | 150,751 | 2 |
5 | К. Сайнс | Ferrari | +27,036 | 150,722 | 2 |
6 | Д. Риккардо | McLaren | +51,220 | 150,230 | 2 |
7 | П. Гасли | AlphaTauri | +52,818 | 150,197 | 4 |
8 | Л. Стролл | Aston Martin | +56,909 | 150,216 | 3 |
9 | Э. Окон | Alpine | +65,704 | 149,936 | 4 |
10 | Ф. Алонсо | Alpine | +66,561 | 149,919 | 1 |
11 | С. Перес | Red Bull | +67,151 | 149,907 | 2 |
12 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +73,184 | 149,785 | 2 |
13 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +94,773 | 149,351 | 1 |
14 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 148,626 | 1 |
15 | С. Феттель | Aston Martin | сход | 147,990 | 3 |
16 | М. Шумахер | Haas | +2 круга | 146,429 | 3 |
17 | Н. Мазепин | Haas | +2 круга | 145,084 | 3 |
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) — 1:16,702 (60-й круг, 230,403 км/ч)