Импортозамещение в автопроме РФ: уже не получилось. Поможет ли «цап-царап»?
18.03.2022 | 43206 просмотров

Импортозамещение в автопроме РФ: уже не получилось. Поможет ли «цап-царап»?

Автор: Сергей Арбузов
Фото автора и из открытых источников
Источник: Дром

В свете последних событий остро встал вопрос об импортозамещении в автомобильной промышленности. Попробуем оценить реальную картину — в первую очередь на примере моделей российских марок. Минпромторг не один год рапортовал об успехах в деле замещения импортных деталей и узлов отечественными, а как обстоят дела в реальности?

УАЗ

На прошлой неделе мы уже писали, что сборка на УАЗе может продолжиться исключительно до тех пор, пока на складе присутствуют ключевые импортные компоненты. Самой низколокализованной модификацией Patriot остается версия с «автоматом»: гидромеханическая коробка 6L50 приходит из французского Страсбурга, с завода Punch Powerglide. Вспоминаю, что два с лишним года назад на запуске этой версии я взял небольшое интервью у Юрия Алексакова, тогдашнего заместителя гендиректора УАЗа по развитию. И начал с такого вопроса: почему с переходом на 5-ступенчатую коробку для «Буханки» УАЗ не стал разрабатывать собственную конструкцию, а заказал коробку у китайского концерна BAIC? Юрий ответил: «Для любой коробки или раздатки критически важна механическая обработка зуба, а в России культура обработки зубьев практически утеряна. Она еще осталось на ГАЗе и КАМАЗе. Однако у них обрабатывающие центры настолько загружены, что с трудом принимают наши заказы на главные пары».

Как нетрудно догадаться, и на УАЗ Хантер (Hunter), то есть на модификации УАЗ-469 образца 1972 года, российская коробка тоже не идет: помимо BAIC для Хантера сертифицирован еще и корейский агрегат Hyundai-Dymos ТО32S5. Мотор на Хантере еще отечественный — ЗМЗ-40906, а вот свечи — уже от иностранных компаний, правда, выпускаемые в России: или DR17YC/A от тольяттинской BRISK, или АУ14ДВРМ от «РобертБошСаратов». Безальтернативные форсунки EV-14EL (с высокой долей импортных компонентов) поставляет опять же Bosch, а вот с катушками зажигания проще — наряду с зарубежными в ОТТС прописаны и изделия Старооскольского завода автотракторного оборудования имени А. М. Мамонова. Отсутствие блоков управления двигателем Bosch МЕ 17.9.71 0 261 S16 837 восполнить российской разработкой не получится — проще вернуть на Хантер карбюратор.

Сцепление марки LUK на Хантер может быть заменено узлом от Заволжского моторного завода, а вот на Patriot этот узел безальтернативный — только от LUK, который, кстати, выпускает ульяновский завод концерна Schaeffler

Вернемся к Патриоту: его «ручная» версия оснащается только корейской коробкой Hyundai-Dymos ТО32S5, а вот по раздаточным коробкам есть выбор: ставят либо индийскую Divgi-TTS, либо от упомянутого производителя Hyundai-Dymos. В теории можно полностью перейти на отечественную раздатку УАЗ 31631-1800020-10, но ее сейчас используют лишь для самой бюджетной версии Патриота, которая называется «Классик». При этом у нашей раздатки — «наименее внедорожное» передаточное число понижающей ступени: 1,940 против 2,480 у индийской и 2,642 — у корейской. Кроме того, нашу раздатку нельзя использовать с французским «автоматом». А что с антиблокировочной системой для уазиков — освоили? Увы, не полностью — только механическую обработку корпуса, с дальнейшей сборкой и проведением контрольных испытаний гидроблока.

Печатные платы на уазиках — заимствованные. Да что там платы! В заключениях о подтверждении производства продукции, выданных Минпромторгом, мы обнаруживаем, что, по сведениям в графе «Мосты и редукторы мостов», у Хантера локализована только «обработка картерных деталей», а вот «обработки валов и шестерен» нет. Значит, ГАЗ и КАМАЗ все-таки отказались от этого заказа… Нет этой позиции и в документах на «Буханку» и Patriot. Стало быть, дифференциал с главной парой в Ульяновск тоже поступают откуда-нибудь из Китая?.. Дальше — еще интереснее: в документах на Хантер мы не обнаруживаем графы «передачи карданные» — их тоже из-за границы везем или в Ульяновской областной торгово-промышленной палате при составлении акта экспертизы на производство Хантера их просто забыли? А где «подшипники ступичные» на Хантер, Патриот и «Буханку»? Или с советских времен вымерли все ГПЗ?.. В общем, одно расстройство. Нет, вы не подумайте, что мы негодуем, наоборот, мы рады, что даже Хантер стал частью мирового автопрома. Мы просто хотим показать, что у самой старой из выпускаемых ныне моделей тоже далеко не все советское или российское…

По действующим «Заключениям о подтверждении производства промышленной продукции» УАЗ получил 700 баллов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Интересно, за что? Кстати, 700 баллов — это 1,75% от выручки. За 2021 год выручка УАЗа составила 45,879 млрд рублей, стало быть, на НИОКР завод потратил что-то около 802 млн рублей (если, конечно, отчетным периодом по начислению баллов за НИОКР стал прошлый календарный год). Сумма порядочная: прямо страсть как интересно, чего же такого в Ульяновске за эти деньги наконструировали?

ВАЗ

Вот вроде говорят, что старушка «Нива» — глубоко локализована? А на самом деле у длиннобазной версии в России даже не целиком штампуют детали кузова. А именно процент штамповки от общей массы «черного кузова» составляет от 50 до 70%. Вот так. А что у Весты, ставшей самой популярной моделью российского рынка в 2021 году? Тут тоже резервов для импортозамещения — тьма. К примеру, для мотора ВАЗ-21179 у нас не производят обработку распределительных валов с использованием российской заготовки. То же самое можно было бы освоить и для версий с французским мотором H4M, от которого теперь, видимо, откажутся. Очевидно, как и от вариатора Jatco, который шел с этим двигателем и который был полностью импортным.

А что локализовано по блокам управления отечественных моторов ВАЗ-21129 и ВАЗ-21179? Оказывается, многое: к примеру, АвтоВАЗ проводит «поверхностный монтаж чип-компонентов на печатную плату», разрабатывает программное обеспечение и даже имеет интеллектуальные права на калибровки и конфигурационные файлы. При этом сами печатные платы — опять же не российского производства, а российских компонентов в блоке управления — не более 20% от цены. Заметим, чтобы монтировать чип-компоненты, их нужно где-то закупить, а с этим как раз возникли проблемы. Более того, надежд на возмещение из Китая тоже нет: The New York Times приводит слова министра торговли США Джины Раймондо (аналог должности Мантурова). Чиновница заявила, что США примут «разрушительные» меры против китайских компаний, которые будут игнорировать антироссийские санкции. В своем интервью г-жа Раймондо упомянула и конкретного адресата санкций — китайскую компанию SMIC (Semiconductor Manufacturing International Corporation) — одного из поставщиков чипов. Ее работу г-жа Раймондо пригрозила полностью остановить.

Масляный насос и насос охлаждающей жидкости на отечественном 1,8-литровом моторе ВАЗ-21179 — зарубежного производства, по крайней мере если верить действующему «Заключению о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»

Локализация производства: как это работает

Как вы уже поняли, импортозамещение возможно по двум направлениям: за счет выпуска компонентов и комплектующих и за счет локализации технологических операций. На примере зарубежных брендов мы сейчас увидим, что по большей части замещены только операции, а вот компоненты — лишь в незначительной степени.

По принятой мировой практике локализация машины на новом рынке (в новом регионе) начинается со сварки и окраски кузова. Эту операцию быстро освоили все без исключения российские заводы, кроме «Мазды-Соллерс» во Владивостоке. Что касается «Автотора», на его дочернем предприятии «Эллада Интертрейд» наряду с отверточной сборкой (на основе импорта сваренных кузовов) по состоянию на февраль варили кузова для пяти моделей: Kia Seltos, Kia Soul, Kia Cerato, Kia Sorento, Hyundai Sonata. При этом вся сварка осуществлялась из импортной штамповки, а точнее, из крупных сваренных на заграничных предприятиях подсборок. При этом для первых трех моделей «Автотор» освоил и изготовление бампера. По остальным моделям, собираемым в Калининграде, локализация по компонентам — нулевая, за тем исключением, что для части выпускаемых машин используют российскую мелочовку вроде аккумуляторов, шин и так далее.

А вот российский завод Nissan продвинулся чуть дальше. Согласно данным Минпромторга, в России освоена штамповка более 70% деталей от массы «черного кузова», при этом, по данным пресс-службы самого завода, в России штампуют вообще все детали. А вот используемая сталь — в основном (или вся) — заграничная. Доля российской стали не достигает и 30% от массы «черного кузова». Связано это с ее низким качеством, по крайней мере об этом мне говорили сами заводчане еще несколько лет назад.

Для народного VW Polo, который до недавнего времени еще выпускали в Калуге, немцы освоили штамповку более половины деталей по массе «черного кузова», но доля российской стали недотягивает и до трети, если используется вообще. Зато по подрамникам штамповка деталей составляет не менее 65% от массы, с использованием не менее 80% российского металла, плюс — сварка и сборка. Кроме того, для VW Polo с мотором 1,6 л в России изготавливали чехлы и наполнители сидений, детали корпуса топливного бака с последующей сборкой и контрольными испытаниями. Есть локализация и по двигателю: механическая обработка российских заготовок головки блока, блока цилиндров и коленчатого вала, сборка и проведение контрольных испытаний. Все остальное поставляла заграница…

Самой «импортозамещенной» модификацией Hyundai Creta стала версия с 1,6-литровым двигателем и передним приводом, хотя и здесь российской стали — от нуля до 30% от массы «черного» кузова. В части монтажа чип-компонентов на печатную плату и доли использованных российских материалов локализован щиток приборов. Подрамники варят и собирают, но без достижения той доли российских материалов, что для VW Polo, а вот для телематических систем и системы «подключенный автомобиль» используют российские печатные платы! Кроме того, для Hyundai Creta в России изготавливают бампер с как минимум половинным использованием российского сырья, топливный бак, чехлы сидений и наполнители (но не каркасы сидений), отливают компоненты и производят сборку модуля системы вентиляции и кондиционирования, изготавливают кожаную обивку рулевого колеса, собирают и испытывают радиаторы, используют не менее 30% российских лакокрасочных материалов. Двигатель 1,6 л успели локализовать в том же объеме, что и для VW Polo/Skoda Rapid.

Московское представительство Renault — единственное из зарубежных, кто использует российские литые заготовки барабанов задних тормозов и проводит их механическую обработку. Однако в целом локализация невысока. Скажем, за моторы и коробки Минпромторг не начислил французами ни одного балла, хотя неоднократно заявлялось, что французский двигатель H4M поступает от АвтоВАЗа. По системе выпуска отработавших газов — в активе только сварка и сборка «холодной» части, по подвеске, редукторам мостов, по сцеплению, приводным валам, рулевому управлению, даже по колесам — ничего, по крайней мере в действующих заключениях Минпромторга за все это компания не имеет ни одного «локализационного» балла.

Логично задаться вопросом, а по какой причине АвтоВАЗ в свое время «вошел в зависимость» от той же Bosch по самому широкому набору компонентов? Ответ прост: ABS/ESP российские поставщики поставлять в принципе не в состоянии — нет ни опыта разработок, ни знаний, ни требуемого масштаба использованных кейсов. Что касается мелочовки и нехитрых вроде бы механизмов, таких как стартеры и генераторы, фильтры, ремни, то здесь выбор зарубежного партнера обусловлен не только культурой производства, но и ненадежностью самих российских поставщиков — вспомним, что конвейеры АвтоВАЗа и до известных событий нередко останавливались именно из-за сбоев в работе российских партнеров

Импортозамещение: теория и практика

Теперь — несколько слов о том, почему в современных условиях импортозамещение в принципе невозможно.

Первая и главная причина — объем рынка. Вы, конечно, можете сказать, что в той же Южной Корее, где сбыт новых машин сопоставим с российским, автомобильные заводы работают, причем с локализацией, несоизмеримой с нашей. Да, верно, но у корейских машин — широкий экспорт и самих автомобилей, и комплектов, и запчастей и комплектующих. Причем на некоторые рынки — беспошлинный. У нас такой возможности нет: собираемые в России автомобили или машинокомплекты могут быть востребованы разве что в странах СНГ, да и то не во всех, а в тех, между границами которых товары опять же могут перемещаться беспошлинно, то есть это Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Вот, по сути, и есть весь экспортный потенциал нашего рынка.

Вы спросите, а почему мы не могли поставлять калининградские BMW в США или Германию? Ответ: потому что при локализации на основе импорта сваренных и окрашенных кузовов машинокомплекты и так приходят к нам с заводов из США или Германии, которые попутно выпускают и цельные машины для местных рынков. Перспектива экспорта машин российской сборки в страны с высокоразвитой экономикой с учетом имеющейся локализации — нулевая, а на каком-нибудь Тунисе далеко не уедешь. Единственный завод, который начал движение в сторону экспорта машин в страны Европейского Союза, — калужский ПСМА, да и это — исключение, лишь подтверждающее правило: для вывоза в Европу предназначались коммерческие версии фургонов К0. Однако теперь об этом экспорте придется забыть: Stellantis выпустил релиз о прекращении экспортной сборки в России в связи с известными событиями, а президент Карлос Таварес попутно сообщил и о приостановлении инвестиций в Россию.

Многие из наших читателей наверняка будут апеллировать к опыту импортозамещения в СССР, когда наши заводы просто-напросто копировали конструкции узлов, агрегатов, да и самих машин. Тогда для этого предлагали термин «скицирование», сейчас (точнее, 2,5 года назад) на форуме «Россия зовет» президент В. Путин предложил другой — «цап-царап».

Увы, в СССР «цап-царап» сделать не получилось, о чем мы подробно еще расскажем. Сейчас, когда автомобили стали во сто крат сложнее, производство — более трудоемким, а компонентная база разрослась даже не в десятки, а в сотни раз, не получится тем более. И те, кто сейчас предлагает национализировать заводы, мыслят категориями середины XX века, то есть того времени, когда станки с числовым программным управлением (ЧПУ) еще не вошли в производственный обиход. Национализированный завод просто не сможет работать без программной и технологической поддержки. Так что же делать, неужели мы дружно пересядем на УАЗ Хантер и Lada 4х4, оснащенные карбюратором?

Карбюратор ДААЗ для классических «Жигулей». А вы помните такой узел автомобильного двигателя? А как его регулировать или ремонтировать?

Попробуем все же посмотреть в будущее нашего автопрома с оптимизмом, но уточним, что это будущее непременно должно быть вписано в мировой контекст. Обратите внимание, что положительные примеры локализации, о которых, мы, кстати, писали, все же есть, но связаны исключительно с большими объемами выпуска: «УАЗ-Автокомпонент» взялся изготавливать коленчатые валы для 1,6-литровых моторов Hyundai (поставки начались еще до известных событий), на мощностях пусть и заграничной фирмы — Nemak, но все же в России, стартовало литье головок блока и блока цилиндров для того же мотора, и так далее.

Конечно, невозможно сделать так, чтобы все машины, собираемые в России, продавались по 80 000–100 000 в год, но сформировать обширный пул таких моделей, причем не только в сегменте лоукост, но и в среднем ценовом сегменте, очень даже можно. Вспомним, что в 2012 году российские дилеры продали без малого три миллиона новых автомобилей — тогда Россия поравнялась с Германией и стала четвертым рынком в мире. В США население в два с лишним раза больше, а новых машин там продается почти в десять раз больше, чем в России. Значит, все-таки есть к чему стремиться? Другое дело, что не Минпромторг отвечает за покупательскую способность населения, однако и министерство может многое сделать, к примеру, отменить грабительский утильсбор и вернуть льготы времен договоров о промсборке.

Вероятно, эти меры впереди, но и сейчас министерство начало шевелиться. Не далее как 10 марта в Госдуму были внесены сразу несколько законопроектов, облегчающих жизнь предприятий в нынешних условиях. К примеру, могут вернуть механизмы СПИК 1.0., которые заключались с 2014 по 2019 год. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Комментарии

   
Красноярск
Сообщений: 19453
Ситуация в автопроме крайне тревожная))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
419
24
Ответить
Hohlander
Ну только время покажет что будет. Иран не смотря на санкции где то чипы берет, там и мы себе возьмём и другие узлы найдем.
206
570
Ответить
    
Сообщений: 1057
Hohlander
Ну только время покажет что будет. Иран не смотря на санкции где то чипы берет, там и мы себе возьмём и другие узлы найдем.
Ну и следует помнить, что сейчас у нас санкций больше, чем у Ирана)
595
20
Ответить
Д
Томск
pazik124
Ситуация в автопроме крайне тревожная))
Радоваться то особо не чему...
280
20
Ответить
 
Сообщений: 4623
pazik124
Ситуация в автопроме крайне тревожная))
только в автопроме тревожная?
411
13
Ответить
Тёмная Ночь
У Весты с Грантой, доля российской стали, сколько процентов % ?
188
7
Ответить
   
Сообщений: 21983
pazik124
Ситуация в автопроме крайне тревожная))
Ладно автопром. Бумага становится дефицитом!
Продам уши от мертвого осла.
420
19
Ответить
   
Сообщений: 21983
Hohlander
Ну только время покажет что будет. Иран не смотря на санкции где то чипы берет, там и мы себе возьмём и другие узлы найдем.
Иран продает нефть Китаю со скидкой, возможно им продают за это чипы
Продам уши от мертвого осла.
177
13
Ответить
Тёмная Ночь
ПАЛАСИО
Ладно автопром. Бумага становится дефицитом!
Это из-за таких как Диванио, которые ежедневно потрошат продуктовые магазины.
168
40
Ответить
dmitry e
Российский автопром не такой уж и российский, получается. Да, советские машины отставали технически от современных, но их могли делать при любых санкциях самостоятельно...
376
35
Ответить
Елена
Краснодар
Растаможку отменить не? Тут уже дело не в людях. Машины скорой и реанимации и ДПС будут ломаться. Где запчасти брать кроме Грузии и Беларуси?
260
37
Ответить
Тёмная Ночь
Елена
Растаможку отменить не? Тут уже дело не в людях. Машины скорой и реанимации и ДПС будут ломаться. Где запчасти брать кроме Грузии и Беларуси?
Ставить б.у запчасти на машину скорой помощи не лучшая идея. На реанимобиль, тем более!
131
28
Ответить
   
Нижний Новгород
Сообщений: 27152
"Импортозамещение закончилось потому, что закончились импортные комплектующие".
Мантур Денисов
Honda Odyssey RA7L(4WD) + 2 Toyota HiAce(4WD) + Toyota TownAce(4WD)
637
7
Ответить
Achiles 727
Единственный путь отменить расстаможку на 10 летнии авто и возить бу... Япония и прочие пока доступно.
199
83
Ответить
StanBro
Москва
Летом прошлого года я продал свою шниву (достала) и с продажи погасил ипотеку. План был пособират, потерпеть годик и купить что-то новое. Благо, машину использую для выездов на природу и путешествий с единомышленниками, машина выходного дня. Теперь, с таким ценником, я не могу ничего в купить в принципе, а даже когда смогу - ничего не будет, если такие тренды сохраняться. За один день прахом пошли планы, мечты и хобби. Понятно, что авто сейчас это не самое главное о чем надо думать, но такую подляну не забуду - не прощу. Машины для меня значат очень многое в жизни!
522
139
Ответить
vershila
Химки
StanBro
Летом прошлого года я продал свою шниву (достала) и с продажи погасил ипотеку. План был пособират, потерпеть годик и купить что-то новое. Благо, машину использую для выездов на природу и путешествий с...
Что же у вас за ипотека в Москве, которую можно погасить с продажи б/у Шнивы?
359
28
Ответить
StanBro
Москва
vershila
Что же у вас за ипотека в Москве, которую можно погасить с продажи б/у Шнивы?
Ну а что удивительного? Небольшой кусок оставался, решил добить продажей машины, тем более на третий год существования по мелочи часто сыпаться стала, решил скинуть.
186
28
Ответить
   
Юг,море
Сообщений: 875
> Национализированный завод просто не сможет работать без программной и технологической поддержки.

Это вранье. Обновить может местами будет и сложно, но штамповать по имеющимся процессам - ezpz
79
305
Ответить
   
Сообщений: 718
Т.е вся теория о том, что "всё пропало" строится на надежде, что Китай испугается последствий?
Не стоит недооценивать Китай и переоценивать дедушку Сэма.
129
217
Ответить
Alexey Golovin
Россия явно останется в истории как символ невероятных успехов и побед.
234
52
Ответить
    
Сообщений: 39116
а кроме Боша ставить нечего ?

"Отсутствие блоков управления двигателем Bosch МЕ 17.9.71 0 261 S16 837 восполнить российской разработкой не получится — проще вернуть на Хантер карбюратор."
на газель с подобным движком Микас ставили..
92
44
Ответить
Alexey Golovin
Ramambaharumambaru
Т.е вся теория о том, что "всё пропало" строится на надежде, что Китай испугается последствий?
Не стоит недооценивать Китай и переоценивать дедушку Сэма.
Никто и не думал недооценивать Китай. Разумеется он не собирается отхватывать люлей от сша
227
33
Ответить
Alexey Golovin
Hohlander
Ну только время покажет что будет. Иран не смотря на санкции где то чипы берет, там и мы себе возьмём и другие узлы найдем.
Вы узлы продаете?
Вам нет!
111
9
Ответить
vershila
Химки
fareast
а кроме Боша ставить нечего ?

"Отсутствие блоков управления двигателем Bosch МЕ 17.9.71 0 261 S16 837 восполнить российской разработкой не получится — проще вернуть на Хантер карбюратор."
на газель с подобным движком Микас ставили..
Вот интересно, а на сколько реально снова производить этот автомобиль в версии УАЗ-469 образца 198,,,года? Это ,как бы, для армии машина изначально. Мы для армии УАЗ сделать можем?
100
6
Ответить
vershila
Химки
StanBro
Ну а что удивительного? Небольшой кусок оставался, решил добить продажей машины, тем более на третий год существования по мелочи часто сыпаться стала, решил скинуть.
Просто самая заурядная двушка в приМКАДном спальном районе стоит как десять новых Шнив. А тут всего одна б/у...
81
24
Ответить
  
Омск
Сообщений: 9898
Тащемта, это было очевидно. Геронтократия никого ещё до добра не доводила.
Только Омск, только победа!
149
26
Ответить
dmitry e
Российский автопром не такой уж и российский, получается. Да, советские машины отставали технически от современных, но их могли делать при любых санкциях самостоятельно...
Спорный вопрос, на чем лучше ездить: на телеге, зато вся своя, или на редкой комфортной карете???
60
24
Ответить
8970014
Gambit
"Импортозамещение закончилось потому, что закончились импортные комплектующие".
Мантур Денисов
по этот Денис не министр развития промышленности, а барыга продвигающий иностранные компании в отечественную экономику
202
11
Ответить
StanBro
Москва
vershila
Просто самая заурядная двушка в приМКАДном спальном районе стоит как десять новых Шнив. А тут всего одна б/у...
Вы дотошный! ) имеет право человек на излете выплат по ипотеке, когда осталось 600к платить, закрыть это платёж с продажи Шнивы, чтобы скинуть кредит с себя побыстрее?
И то, что в профиле написано Москва, это же не значит, что в жизни ничего не меняется по локациям влево и вправо.
161
16
Ответить
vershila
Химки
Павел *
Спорный вопрос, на чем лучше ездить: на телеге, зато вся своя, или на редкой комфортной карете???
Если у крестьян не будет телег, то они не смогут заработать барину на карету.
119
9
Ответить
Direktor Shlagbauma
Спецоперацию нынче "известными событиями"называют,забавно.
160
12
Ответить
Олег
Хабаровск
"Я политикой не интересуюсь!" )))
94
9
Ответить
    
Кемерово
Сообщений: 1237
Alexey Golovin
Никто и не думал недооценивать Китай. Разумеется он не собирается отхватывать люлей от сша
Китай уже послал Американский корабль.
44
133
Ответить
Александр
Черногорск
Direktor Shlagbauma
Спецоперацию нынче "известными событиями"называют,забавно.
Потому что результат не ясен
36
20
Ответить
Разбор Полетов
В последнее время смотрю видео про индийцев, как они механизмы различные восстанавливают, колодки тормозные льют например или электродвигатели чинят, на коленках и в тапочках. Познавательно.
332
1
Ответить
   
Новосибирск<>Hannover
Сообщений: 934
Короче полный "швах"....
87
14
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8293
Импортозамещение по- русски это продавать навоз под видом пастилы.
177
17
Ответить
14800599
pazik124
Ситуация в автопроме крайне тревожная))
Ситуация везде тревожная.
Но по факту с комментариями под подобными статьями получается что у нас каждый суслик агроном.
Говоря простыми словами - я не гинеколог но посмотреть могу
Все во всем разбираются...
138
53
Ответить
14800599
dmitry e
Российский автопром не такой уж и российский, получается. Да, советские машины отставали технически от современных, но их могли делать при любых санкциях самостоятельно...
А ты что об этом не знал?
Пару лет назад здесь, на дроме, расклад был что в Весте импорта больше чем в логане первых выпусков.
98
1
Ответить
    
Петропавловск-Камчатский
Сообщений: 1077
Как ведущий автомобильный технолог и инженер :)
Я так понимаю многое зависит от того, будет все очень плохо или более менее. Если все плохо, то надо садиться и работать. То есть как в прошлой статье, смотреть наши технические возможности, брать частный бизнес за мягкое место, ставить задачи по разработке, внедрению, производству и потребному качеству. Только для всего этого нужны люди с горящими глазами, которые хотят воссоздать независимое автопроизводство. К тому же придётся снижать сложность производимых машин. Пусть смеются, но возможно наш предел это Нива, Ока и прочие малолитражки, где всего мало и поэтому доступно и дёшево. Но вот только это работа на годы вперёд. Явно не завтра все станет хорошо. И видимо никто не хочет принимать ответственность на себя и принимать тяжёлые решения. Храбрых пойти у Путину с такими предложениями нет. А такими чиновниками мы так и будем топтаться на месте, вместо того чтобы работать. Неужто все думают, что через пару месяцев все наладится просто чуть усложнятся логостические цепочки? Я как-то сильно сомневаюсь.
276
30
Ответить
14800599
fareast
а кроме Боша ставить нечего ?

"Отсутствие блоков управления двигателем Bosch МЕ 17.9.71 0 261 S16 837 восполнить российской разработкой не получится — проще вернуть на Хантер карбюратор."
на газель с подобным движком Микас ставили..
20 лет назад бош и январь для ваз 2110 на одном заводе штамповали.
53
3
Ответить
14800599
Разбор Полетов
В последнее время смотрю видео про индийцев, как они механизмы различные восстанавливают, колодки тормозные льют например или электродвигатели чинят, на коленках и в тапочках. Познавательно.
Лет 25 назад накладки на передние тормозные колодки при мне в колхозе фрезеровали.
Заготовку брали зиловские или камазововские.
Тут такая же фигня.
46
5
Ответить
9197480
Улан-Удэ
Карбюратор ДААЗ для классических «Жигулей». А вы помните такой узел автомобильного двигателя? А как его регулировать или ремонтировать?
Да, помню ,,,,,,
112
4
Ответить
14547916
Direktor Shlagbauma
Спецоперацию нынче "известными событиями"называют,забавно.
"Известные события" нынче спецоперацией называют,забавно.
50
18
Ответить
Сыгда
Самара
StanBro
Летом прошлого года я продал свою шниву (достала) и с продажи погасил ипотеку. План был пособират, потерпеть годик и купить что-то новое. Благо, машину использую для выездов на природу и путешествий с...
На природу можно на мопеде ездить.
Шниву продавать нельзя. Она подляны не прощает.
29
19
Ответить
Роман
Красноярск
Страна 404 не пригодна для жизни
132
52
Ответить
Директор ФСБ
К чему статья? Автор - тебя почитать, всё плохо, мы умираем... Займись делом, а не рви волосы на опе.
87
249
Ответить
Udacha&blagopoluchie
Воронеж
писать оно конечно хорошо - за каждый абзац наверно платят + за количество просмотров и комментариев

но когда приводят данные да еще для аналитики, нескольким группам и т.д. - удобнее конечный результат предоставлять еще в сводной таблице.

она как-то более продуктивнее и нагляднее сможет отобразить весь написанный текст
20
44
Ответить
Евгений Грушин
Олег
"Я политикой не интересуюсь!" )))
Зато политика интересуется вами. И содержимым вашего кошелька.
162
4
Ответить
Сыгда
Самара
Предполагаю, что и карбюраторы негде будет изготовить....
Производство убито, спецов днем с огнем не найдешь. Например токарей и фрезеровщиков.
Зато расплодили бюрократию и хомяков.
Товарищи, хватит кошмарить производство и рабочий класс.
Сейчас время смыть бюрократическую грязь.
Не мешайте людям работать.
201
14
Ответить
dmitry e
Павел *
Спорный вопрос, на чем лучше ездить: на телеге, зато вся своя, или на редкой комфортной карете???
С автовазом проходили правильные телеги
8
10
Ответить
dmitry e
Сыгда
Предполагаю, что и карбюраторы негде будет изготовить.... Производство убито, спецов днем с огнем не найдешь. Например токарей и фрезеровщиков. Зато расплодили бюрократию и хомяков. Товарищи, хватит...
Есть токари и фрезеровщики, просто в такси и на доставке доходы иной раз выше, чем по профессии, а рисков и квалификации нужно минимум. Вот и разбегаемся по разным сферам
141
11
Ответить
dmitry e
Сыгда
Предполагаю, что и карбюраторы негде будет изготовить.... Производство убито, спецов днем с огнем не найдешь. Например токарей и фрезеровщиков. Зато расплодили бюрократию и хомяков. Товарищи, хватит...
К тому же с нанешними кадровикам (HR по новомодному) адекватный человек не особо хочет общаться и заполнять анкеты, рассчитанные больше на детей-даунов, вместо того, чтобы пройти в цех и показать свои умения (как было ещё лет 20 назад).
139
13
Ответить
dmitry e
9197480
Карбюратор ДААЗ для классических «Жигулей». А вы помните такой узел автомобильного двигателя? А как его регулировать или ремонтировать?
Да, помню ,,,,,,
Процентов 10 от водителей разберёт, промоет и соберёт его быстро и без инструкции.
45
18
Ответить
Сыгда
Самара
15 лет ездил на карбюраторах на нескольких авто, в т.ч. на зил130, газ 53, вазах и уазах.
Проблем не было вообще.
Единственный нюанс - нужен топливный фильтр, который ставится дополнительно.
71
21
Ответить
Сыгда
Самара
dmitry e
Есть токари и фрезеровщики, просто в такси и на доставке доходы иной раз выше, чем по профессии, а рисков и квалификации нужно минимум. Вот и разбегаемся по разным сферам
А в такси, потому что негде работать либо не платят.
Зато офисов настроили, оргтехника, зарплаты и бумага тоннами.
Поэтому приплыли - один с сошкой, семеро с ложкой.
137
13
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8293
Тейдо
Как ведущий автомобильный технолог и инженер :) Я так понимаю многое зависит от того, будет все очень плохо или более менее. Если все плохо, то надо садиться и работать. То есть как в прошлой статье,...
Понравилось про горящие глаза, чиновников и пр. белиберда.
Чем то слегка напомнило Жванецкого. Но у него все получалось умно.
75
4
Ответить
александр
Ленинск-Кузнецкий
Разбор Полетов
В последнее время смотрю видео про индийцев, как они механизмы различные восстанавливают, колодки тормозные льют например или электродвигатели чинят, на коленках и в тапочках. Познавательно.
Они только блоки с головками не отливают, и то, наверное, потому что пока такие видосы не попадались😂 а так и коленвалы, и поршни, и шатуны, и много чего еще с нуля делают😁
29
1
Ответить
Петр
Ольга
9197480
Карбюратор ДААЗ для классических «Жигулей». А вы помните такой узел автомобильного двигателя? А как его регулировать или ремонтировать?
Да, помню ,,,,,,
А, кстати, помните, что изначально это карбюратор Вебер?
56
4
Ответить
9221447
Иркутск
Быть может сейчас как раз и пришло время, когда можно полностью отбросить опостылевший маркетинг, забыть про все экологические и прочие евро-стандарты и уже начать делать хорошие, простые, очень надежные и вполне комфортные, добротные, машины??????
55
90
Ответить
Сыгда
Самара
По любому это придется делать.
17
24
Ответить
dmitry e
Сыгда
А в такси, потому что негде работать либо не платят.
Зато офисов настроили, оргтехника, зарплаты и бумага тоннами.
Поэтому приплыли - один с сошкой, семеро с ложкой.
Платят вовремя, но в машине ты чистенькой и мобильный, а за станком грязный и привязан к рабочему месту.
65
9
Ответить
AveAve2
Без своей микроэлектроники, если еще и Китай обложат, то нам реально трындец. Вот сейчас всех министров и правительство можно ставить к стенке и спрашивать, как так получилось, что за 20 их работы мы пришли к состоянию полной разрухи.
230
5
Ответить
mv1975
Тюмень
vershila
Вот интересно, а на сколько реально снова производить этот автомобиль в версии УАЗ-469 образца 198,,,года? Это ,как бы, для армии машина изначально. Мы для армии УАЗ сделать можем?
НЕТ. В статье же сказано подшипников нет, своих зубонарезных станков нет (Камаз и Газ отказались от заказа - загрузка большая, они тоже вроде как на армию работают), а главное нет тех кто умеет на них работать.
105
1
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2196
Елена
Растаможку отменить не? Тут уже дело не в людях. Машины скорой и реанимации и ДПС будут ломаться. Где запчасти брать кроме Грузии и Беларуси?
А разве дело в стоимости растаможки? Проблема в заперете экспорта иностранными компаниями в нашу страну. Ну отменят пошлину на авто, что изменится?
55
15
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2196
Елена
Растаможку отменить не? Тут уже дело не в людях. Машины скорой и реанимации и ДПС будут ломаться. Где запчасти брать кроме Грузии и Беларуси?
России дан уникальный шанс обратить внимание на то что у нас очень многое зависит от импорта. Мы всегда знали что нужно увеличивать импортозамещение, но так как были возможности тащить из-за бугра, то мы растягивали решение этого вопроса на десятилетия. Сейчас, когда вариантов импорта нет - начнём решать проблему, от безвыходности. Это как поход к зубному - зуб уже чёрный, отколотый, но не болит же, можно ещё походить. Но когда начинает болеть, эта боль выходит в приоритет, и время и деньги сразу находятся, и страхи уходят.
85
53
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4174
ПАЛАСИО
Ладно автопром. Бумага становится дефицитом!
Упаковка Снегурочки 1000 рублей, в три раза подорожала...
Не важно, кто напротив, важно, кто рядом.
Мой отзыв: Honda Freed 2019
78
1
Ответить
555
Иркутск
ПАЛАСИО
Ладно автопром. Бумага становится дефицитом!
Скоро забудем что такое Zewa+, только АиФ и Комсомольская правда, только хардкор.
138
5
Ответить
Texxtron
Москва
Как владелец небольшого производства, поясню для тех, кто не в курсе.
Современная линия по выпуску #дапофигчего - это не набор ручных станочков в кабинете труда в школе. Это целый замкнутый процесс, управляемый вполне закрытой системой, с обновляемой раз в год или чаще, лицензией. И так поступают все нынешние производители во всем мире. Продают готовые линии, а не лицензии. Пример Японии, скупившей в 60е многие американские патенты, и, за счет этого, рванувшей вперед в технологиях - уже никто не повторит.
В этом и есть слабость Китая. Да, это "фабрика мира". Но они всего лишь, большой завод, обеспечивающий рабочую силу. Что-то, безусловно, они смогли сами скопировать и выпускают, но это настолько массово-примитивный уровень, что никого, особо, не волнует. Ну, кроме нас, у которых и того нет.
169
15
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4174
mv1975
НЕТ. В статье же сказано подшипников нет, своих зубонарезных станков нет (Камаз и Газ отказались от заказа - загрузка большая, они тоже вроде как на армию работают), а главное нет тех кто умеет на них работать.
Станков нет, но у КАМАЗ и ГАЗ есть, т.е. станки есть, делать можем, но станков нет, но на КАМАЗ и ГАЗ есть... Великая страна.
Не важно, кто напротив, важно, кто рядом.
34
14
Ответить
dmitry e
AveAve2
Без своей микроэлектроники, если еще и Китай обложат, то нам реально трындец. Вот сейчас всех министров и правительство можно ставить к стенке и спрашивать, как так получилось, что за 20 их работы мы пришли к состоянию полной разрухи.
Китай сам кого угодно обложит. У них есть самое разное оборудование, у нас самые разные ресурсы. Прорвемся как-нибудь...
29
131
Ответить
  
NSK state
Сообщений: 10361
Так что, никак в РФ кремниевый заводик не забацать? Хотя бы один...
Какие автомобили, микроэлектроника сейчас везде...
Satisfaction guaranteed
20
8
Ответить
Сыгда
Самара
dmitry e
Платят вовремя, но в машине ты чистенькой и мобильный, а за станком грязный и привязан к рабочему месту.
все имеет свою цену.
когда работягам платили в 2 раза больше, чем гнилой интеллигенции, проблем с кадрами не было.
я студентом застал совок, так вот за месяц практики мог заработать 8-10 стипендий, не особенно напрягаясь при этом.
73
37
Ответить
Сыгда
Самара
mv1975
НЕТ. В статье же сказано подшипников нет, своих зубонарезных станков нет (Камаз и Газ отказались от заказа - загрузка большая, они тоже вроде как на армию работают), а главное нет тех кто умеет на них работать.
подшипниковые заводы *****или, поэтому нет
27
2
Ответить
Сыгда
Самара
Дмитрий 2008
Упаковка Снегурочки 1000 рублей, в три раза подорожала...
а тонер будем в тупке толочь, как вариант в кофемолке.
46
3
Ответить
 
Yjdjrepytwr
Сообщений: 4860
Achiles 727
Единственный путь отменить расстаможку на 10 летнии авто и возить бу... Япония и прочие пока доступно.
а там типа вам за 500 твщ пятилетки продавать начнут, закона рынка везде одни, как и барыги в нём
20
4
Ответить
   
Сообщений: 21983
Дмитрий 2008
Упаковка Снегурочки 1000 рублей, в три раза подорожала...
о чем и речь
Продам уши от мертвого осла.
9
2
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8293
Artix
России дан уникальный шанс обратить внимание на то что у нас очень многое зависит от импорта. Мы всегда знали что нужно увеличивать импортозамещение, но так как были возможности тащить из-за бугра, то...
Знатный бред.
Дан шанс. Я валяюсь.
117
25
Ответить
Евгений
Горно-Алтайск
9221447
Быть может сейчас как раз и пришло время, когда можно полностью отбросить опостылевший маркетинг, забыть про все экологические и прочие евро-стандарты и уже начать делать хорошие, простые, очень надежные и вполне комфортные, добротные, машины??????
Лучше сразу в деревню свиней разводить, коли у вас такой позитивный вектор. На телеге оно еще лучше. Если телегу не национализируют.

Не понимаю этого воодушевления при движении против всего человеческого развития. Вы заметили, например, насколько снизилась смертность на дорогах при общем увеличении автомобилей и чайников за рулем за последние 10 лет? Просто потому что маркетинг и евро-стандарты немного интересуются вашей безопасностью, комфортом и качеством жизни, но нет, надо обязательно в прошлое, что к чему....
160
19
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8293
ТАБАКК
Так что, никак в РФ кремниевый заводик не забацать? Хотя бы один...
Какие автомобили, микроэлектроника сейчас везде...
По схеме не пройдет.
19
 
Ответить
Евгений
Горно-Алтайск
Artix
России дан уникальный шанс обратить внимание на то что у нас очень многое зависит от импорта. Мы всегда знали что нужно увеличивать импортозамещение, но так как были возможности тащить из-за бугра, то...
Есть наука физика. И ввиду ее законов сверхзвуковой пассажирский лайнер ту 144 и западный Конкорд были удивительно похожи друг на друга. Удивительно похожи, потому что нет особого западного или восточного пути - есть задача и способы ее достижения согласно законам физики.

А есть наука экономика. Да-да, именно наука, со своими законами. И задача, которые вы собираетесь решать от безысходности и веры в особенный путь - нерешаемая. Ваш экономический лайнер либо будет похож на тот который соответствует законам, либо нихрена не полетит. Увы.
171
13
Ответить
 
Yjdjrepytwr
Сообщений: 4860
StanBro
Летом прошлого года я продал свою шниву (достала) и с продажи погасил ипотеку. План был пособират, потерпеть годик и купить что-то новое. Благо, машину использую для выездов на природу и путешествий с...
к сожалению у всей страны рухнули планы в одночасье, покупка авто это всего лишь один из планов
115
2
Ответить
Павел
Барнаул
Уверен, что даже в советские времена на наших заводах смогли бы делать большее количество узлов на современные автомобили, нежели готовы делать в настоящее время. Это для тех телевизороголовых, кто считает, что Союзе только галоши делали.
106
16
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2196
Barmaley61
Знатный бред.
Дан шанс. Я валяюсь.
Не ной. Хватит валяться. Вставай и создавай будущее.
34
83
Ответить
Роман
Владивосток
А чем Вам карбюраторы не угодили? Все эти системы вспрыска выдуманы якобы для экологии, но значительно усложняют авто. Пусть делают дизеля с механическим ТНВД и карбюраторные машины. Хотя еще в 90-х на двигателях ЗМЗ мозг был руссский, потом поменяли. И на Вазах тогда же много элементов вспрыска были русскими, но потом перешли на импортные.
32
87
Ответить
Сыгда
Самара
Евгений
Лучше сразу в деревню свиней разводить, коли у вас такой позитивный вектор. На телеге оно еще лучше. Если телегу не национализируют. Не понимаю этого воодушевления при движении против всего человеческого...
речь шла не об этом
а о том, что когда такая ситуация, евронормами и прочей чепухой можно пренебречь
мягко говоря
15
58
Ответить
bmsber88
Березники
dmitry e
Российский автопром не такой уж и российский, получается. Да, советские машины отставали технически от современных, но их могли делать при любых санкциях самостоятельно...
Совсем даже не российский. У меня на Весте СВ Кросс процентов 70 под капотом с символикой Рено, Ниссан, made in Poland, made in Germany. made in France. Даже петли дверные и те со значком Рено. Тачка новая, но кто знает что может внезапно выйти из строя и даже если обращаться по гарантии, вообще не факт что быстро поменяют (и поменяют ли).
Придётся Весту заталкивать в гараж, а из гаража достать карбюраторную Ниву, там точно всё российское)))
67
4
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 842
Сыгда
речь шла не об этом
а о том, что когда такая ситуация, евронормами и прочей чепухой можно пренебречь
мягко говоря
Вот вы глубинный народец... А может "когда такая ситуация", нужно задуматься - а кто её создал эту ситуацию?
А вы сразу к карбюраторам и сохе.
122
15
Ответить
  
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 10673
"Карбюратор ДААЗ для классических «Жигулей». А вы помните такой узел автомобильного двигателя? А как его регулировать или ремонтировать?" (с)
как-как - молча в гараже...
снимаешь, разбираешь, ставишь новый ремкомплект, собираешь, ставишь
на самом деле достаточно раз в полгода подрегулировать пару винтов
но вот на пятёрке микропереключатель выносил мозг, это да
21
12
Ответить
MercuryFreddie
Иркутск
Может меньше машин будет и то хорошо
9
48
Ответить
  
Кемерово
Сообщений: 345
Легко отрегулирую и настою любой карб и зажигание. Ручки то помнят ))))
Chevrolet Niva FAM1 2008
15
13
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 842
Поражает другое - с какой радостью народ подхватывает идею возврата в прошлое и деградации.
Даешь карбюраторы, долой прогресс!
Настало время бедных. Наконец-то они почувствовали себя людьми. А то сидели на обочине жизни, ковыряя дедушкин москвич.
Только вот не забудьте отказаться от компьютеров с американской ОС, смартфонов, бытовой техники итд.
А то выглядит как биполярное расстройство.
174
32
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8293
Artix
Не ной. Хватит валяться. Вставай и создавай будущее.
О каком будущем ты опять бредишь.
86
16
Ответить
Тейдо
Как ведущий автомобильный технолог и инженер :) Я так понимаю многое зависит от того, будет все очень плохо или более менее. Если все плохо, то надо садиться и работать. То есть как в прошлой статье,...
брать частный бизнес за мягкое место

это так же эффективно, как носить воду решетом
85
4
Ответить
Внезапно...
15
2
Ответить
 
СССР
Сообщений: 192
AveAve2
Без своей микроэлектроники, если еще и Китай обложат, то нам реально трындец. Вот сейчас всех министров и правительство можно ставить к стенке и спрашивать, как так получилось, что за 20 их работы мы пришли к состоянию полной разрухи.
Нет, не "мы пришли", а нас вели 30 лет и привели.
73
7
Ответить
9221447
Быть может сейчас как раз и пришло время, когда можно полностью отбросить опостылевший маркетинг, забыть про все экологические и прочие евро-стандарты и уже начать делать хорошие, простые, очень надежные и вполне комфортные, добротные, машины??????
начать делать хорошие, простые, очень надежные и вполне комфортные, добротные, машины, РАЗ-ДВА!!!!!
41
8
Ответить
Николай
Красноярск
Елена
Растаможку отменить не? Тут уже дело не в людях. Машины скорой и реанимации и ДПС будут ломаться. Где запчасти брать кроме Грузии и Беларуси?
Отмена растаможки скорее всего не сильно поможет отечественному автопрому. Попрут праворульки из Японии.
13
14
Ответить
Artix
России дан уникальный шанс обратить внимание на то что у нас очень многое зависит от импорта. Мы всегда знали что нужно увеличивать импортозамещение, но так как были возможности тащить из-за бугра, то...
всегда знали что нужно увеличивать импортозамещение

то что выгодно, давно импортозаместили.
12
3
Ответить
Сыгда
все имеет свою цену.
когда работягам платили в 2 раза больше, чем гнилой интеллигенции, проблем с кадрами не было.
я студентом застал совок, так вот за месяц практики мог заработать 8-10 стипендий, не особенно напрягаясь при этом.
это результат идиотской сдельной оплаты труда в ссср
26
35
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром