Как привезти автомобиль из Китая? Расскажу на примере специализированной на поставках подержанных машин из Поднебесной компании, в которой работаю, и личного опыта.
Новый сектор рынка и тенденции
История рынка б/у автомобилей из Китая совсем короткая. Экспорт подержанных машин был разрешен властями только в мае 2019 года. Года три этот сегмент формировался. Дополнительный импульс дали поставки по параллельному импорту в Россию. Тогда были еще схемы ввоза через Казахстан и Киргизию, но сейчас исключительно — напрямую в Россию.
Чтобы оценить объемы и тенденции этого рынка, приведем недавно опубликованные данные:
— По итогам первого полугодия 2025 года продажи новых китайских автомобилей в России снизились на 31%, до 292 001 шт;
— В первом полугодии продажи подержанных китайских автомобилей в России выросли на 34% и составили 132 352 шт.
Рынок подержанных автомобилей из Китая, таким образом, сопоставим с объемом выпуска АВТОВАЗа, постоянно растет и стремится к тому, чтобы догнать объемы продаж новых автомобилей.
Чем интересен б/у автомобиль из Китая
Основной вопрос — почему покупают автомобили из Китая? Ответ достаточно простой: недостаток предложения по моделям на рынке после ввода различных санкций, а также ценовая выгода. Кто-то выбирает в Китае автомобили японских брендов, ставшие недоступными из-за санкций правительства Страны восходящего солнца. Если ходовые модели, скажем, Toyota RAV4, при поставке из Японии были дешевле примерно на полмиллиона рублей, то сейчас цены сравнялись. Так что теперь интереснее везти автомобиль из Китая с левым рулем, чем из Японии с правым.
Ну и существенная разница в цене по сравнению с предложением «здесь и сейчас». Ведь если автомобиль в Россию ввозит импортер, то он платит коммерческий утильсбор и закладывает свою прибыль. Вот уже минимум «плюс миллион» по сравнению с поставкой и растаможкой на частное лицо. Например, практически новый кроссовер Voyah Free с символическим пробегом 10 000 км при прямой поставке обойдется клиенту «под ключ» в три миллиона рублей, на рынке такой предлагается за четыре миллиона, а новый у дилера уже оценивается в пять миллионов.
Неудивительно, что прямые поставки из Китая (в том числе и новых автомобилей) становятся все более популярны. К примеру, востребованный в России Geely Monjaro (в Китае — Geely Xingyue L) дилеры предлагают за 4,8 миллиона рублей, тогда как при прямой поставке он обойдется на полтора миллиона дешевле — в 3,3 миллиона.
На данный момент наибольшим спросом пользуются поставки из Китая автомобилей с небольшими пробегами и итоговой ценой:
- седаны и хэтчбеки класса Тойоты Короллы — 1,5–2,0 млн рублей;
- кроссоверы — 2–3,5 млн. рублей.
Популярная Honda CR-V 2019–2022 с «несанкционным» 1,5-литровым мотором и передним приводом при поставке из Кореи во Владивостоке «под ключ» будет стоить 2,3–2,7 млн рублей, при поставке из Японии — 2,0–2,9 млн рублей (с правым рулем, разумеется).
При поставке из Китая стоимость такого автомобиля будет начинаться от 1,8 млн рублей и достигать все тех же 2,9 млн. Цены сопоставимые, но выбор будет обширнее, причем в этот ценовой диапазон укладываются и версии, попавшие под санкции — то есть с двигателями объемом свыше 1,9 литра (японские ограничения) и 2,0 литра (корейские), а также гибриды и «электрички».
Из Китая можно привезти популярные во многих регионах Toyota RAV4 с 2,0-литровым мотором по цене от двух до трех миллионов рублей (японская версия по сложным схемам доставки в обход санкций — 2,1–2,5 млн).
На этом фоне наибольшим спросом при заказе автомобилей из Китая пользуются японские и (как это ни странно) немецкие бренды. Чаще всего клиенты просят привезти автомобили Toyota (RAV4, Harrier, Venza, Camry, Highlander), Honda CR-V и его удачный клон Breeze, а также Accord и Civic. Среди Nissan стабильным спросом пользуется X-Trail, особенно в версии e-Power, а также более крупный Pathfinder. Традиционно много заказов на Subaru Forester и Outback, однако предложение по ним в Китае скудное. Бренд Mitsubishi китайский рынок покинул. Также недоступен Lexus — эти автомобили в Китае не производят, при импорте они облагаются высокой пошлиной, что делает покупку невыгодной.
Очень востребованы немецкие автомобили Volkswagen — Tiguan, Tayron, Teramont, Touareg, Tharu (все — на T), ну и, конечно же, Golf в версии R-Line. Пользуются спросом все модели BMW, а также представительские седаны Audi A6L. Еще недавно были популярны модели Skoda, но сейчас компания заявила об уходе с рынка, не выдержав ценовой конкуренции, хотя модели Superb, Octavia, Kodiaq, Kamiq, Karoq по-прежнему доступны к заказу. Mercedes своего сборочного предприятия в Китае не имеет, и так же как и Lexus слишком дорог из-за вторичных пошлин.
Достаточно популярна марка Kia — бюджетные кроссоверы KX1 и KX3, а также седаны — K3 и K5.
Hyundai представлен минивэном Kustu, седанами Sonata и Elantra и китайской версией Tucson.
По китайским брендам вне конкуренции у клиентов Geely Xingyue L (Monjaro). Часто идут запросы на кроссоверы Changan. Набирает поклонников марка BYD. Активно интересуются кроссовером Voyah Free и минивэном Dream. По бренду GAC спрашивают GS8 и различные минивэны, в частности, бюджетный M6. Интересны для поставки разнообразные модели от Li, Lync&Co, Zeekr. По марке Tank потенциальных покупателей в основном интересуют топовые версии модели 300.
С чего начать?
С чего начинать покупку автомобиля в Китае? Прежде всего — с поиска надежного поставщика-посредника в Китае или в России. Есть спрос — будет и предложение: в интернете сейчас можно найти множество таких фирм.
В случае если вы решили работать с компанией в Китае (сэкономив на услугах российского посредника), будьте готовы освоить сервисы по переводу иероглифов и главный китайский мессенджер WeChat. Общение из-за разницы менталитетов и «трудностей перевода» будет идти тяжело и может привести к неприятным последствиям. Например, получите не совсем то, что заказывали. Попросту потому, что в Китае и автомобили, и комплектации отличаются от привычных нам.
Ну и сам китайский партнер может разочаровать, вплоть до того, что «исчезнет с радаров». Уже были случаи, когда компания создавала себе репутацию, набирала клиентов, а потом просто растворялась в суете китайских мегаполисов. Вместе с деньгами клиентов, разумеется. Найти и вернуть свои деньги будет затруднительно — международные договоры рассматриваются судами по месту регистрации фирмы, то есть в данном случае — в Китае. Даже с учетом того, что экспортную лицензию в Китае получить сложно и фирмы ею дорожат, это ничего не гарантирует. В любом случае при выборе китайского посредника как минимум стоит проверить имеющуюся в свободном доступе карточку предприятия, экспортную лицензию и судебную историю.
При заказе поставки автомобиля с российской фирмой, как правило, заключается стандартный агентский договор, в котором прописываются взаимные обязательства клиента и исполнителя. Фактически такая компания выступает просто посредником между вами и китайской экспортной компанией, а также берет на себя вопросы по растаможке автомобиля в России (китайские партнеры, как правило, этим не занимаются и не имеют «дружественных» таможенных брокеров в России). При этом китайская сторона выступает не только как подборщик, «оформитель сделки», но и как логистическая компания — организует доставку автомобиля до склада временного хранения (где он будет находиться до оформления документов) на территории России.
При заключении договора вносится комиссия — это заработок российской фирмы. Обычно это 50 000–100 000 рублей при заказе автомобиля итоговой стоимостью до двух миллионов рублей. После заключения договора и внесения комиссии компания начнет предоставлять вам на мессенджер возможные варианты покупки согласно предварительному запросу.
Траблы с названиями автомобилей
Автомобили в Китае зачастую (пусть и не всегда) имеют отличные от привычных нам (и в целом для внешних рынков) названия. Так, популярный у нас Geely Monjaro там называется Geely Xingyue L.
Даже хорошо известные нам модели некитайских брендов имеют собственное обозначение — скажем, «наша» Honda Inspire в Китае называется Insignia.
Разобраться в этих переплетениях не так просто, причем зачастую внешнее и внутреннее название не имеют ничего общего. Например, Volkswagen Passat Variant в Китае это не что иное, как Wei Lan.
Нужно понимать, что в Китае очень много автомобилей известных мировых брендов, но это все продукция совместных предприятий на территории страны. Импортных машин из-за заградительных пошлин там практически нет.
Почему это важно знать и понимать? Если вы будете ориентироваться при заказе на привычные названия, получите совсем не тот автомобиль, который планировали. Китайский посредник вас попросту не поймет и будет предлагать именно тот, который ему привычен. К примеру, Toyota Corolla Cross в Китае выпускается на двух заводах (FAW-Toyota и GAC-Toyota) и с разными названиями. На вторичном рынке Corolla Cross называется Corolla Sharp.
А если вам нужна Toyota Frontlander, то в Китае надо искать модель Fenglanda.
От Toyota Corolla Levin в Китае осталось только название — это будет совершенно другой автомобиль, не имеющий никаких общих корней с известной нам моделью.
Модели автомобилей в России и их аналоги в Китае:
| Geely Monjaro | Geely Xingyue L |
| Geely Coolray | Geely BinYue |
| Toyota RAV4 | Toyota RAV4/Wildlander |
| Toyota Corolla Cross | Toyota Sharp/Fenglanda |
| Audi A6 | Audi A6L (удлиненная версия) |
| Honda CR-V | Honda CR-V/Breeze (Brilliant Shadow) |
| Changan CS75 | Changan CS75 PLUS (следующее поколение) |
| Volkswagen Tiguan | Volkswagen Tiguan L (удлиненная версия) |
| GAC GS8 | GAC Trumpchi GS8 |
| Voyah Free | Lantu Free |
| Hyundai Tucson | Beijing Modern Tucson |
С комплектациями также непросто, тут тоже потребуются дополнительные консультации.
Скажем, максимальная комплектация Honda Odyssey в привычном нам понимании имеет обозначение Extreme. Но на китайских сайтах это будет уже Sharp Supreme Edition.
А ближайший родственник Одиссея Elysion в той же комплектации обозначается как Ultimate Edition.
Почему в Китае непопулярны классифайды (сайты с объявлениями)
В Китае не принято продавать автомобили по объявлениям — подавляющая часть подержанных автомобилей сдается дилеру по системе trade-in или на комиссионные площадки. Сами владельцы автомобили практически не продают. А если и продают, то такие экземпляры невозможно осмотреть, так как в основном они при этом эксплуатируются (эксперты просто отказываются от осмотра таких машин).
Большинство размещаемых на досках объявлений подержанных автомобилей — это окрашенные, битые, восстановленные после серьезных аварий и даже тонувшие, горевшие и технически неисправные экземпляры.
В общем — шлак, который не хотят брать на продажу в трейд-ин/на комиссию официальные продавцы. Личный опыт и общение с профессионалами рынка подтверждает, что автомобилей в более-менее приличном состоянии (не битых, не окрашенных) в этом секторе (на досках объявлений) — не более пяти процентов, и это будут варианты по самому верху рынка.
Культура отношения к автомобилям также оставляет желать лучшего. В Китае не принято после ДТП менять деталь на новую, кузовной элемент просто небрежно ремонтируют. Можно запросто встретить машины с дверьми, где толщиномер будет показывать и 800 мкм («шпакля»), и даже свыше 2000 мкм («слой пластилина»).
Сейчас есть две популярных интернет-площадки по продаже автомобилей в Китае — che168.com и dongchedi.com.
Отличие этих сайтов минимально. Большинство актуальных объявлений — на втором, на некоторые автомобили там есть закрепленные осмотры по принципу Дром Ассист.
При этом на сайте Che168 огромное количество неактуальных объявлений либо они созданы просто для «холодных звонков», сами же машины давно проданы.
Актуальные автомобили на продажу размещаются все же в большей степени на сайте Dongchedi.
Кроме того, есть мобильное приложение m.guazi.com, также зачастую дублируются объявления с других сайтов, в редких случаях могут быть уникальные предложения.
Искать на сайтах объявлений популярный автомобиль — сложное дело. Так, практически невозможно найти в продаже условную полноприводную Toyota RAV4 последнего поколения возрастом от трех до пяти лет в нормальном состоянии. Такие автомобили из-за высокого спроса из России сразу оседают у ориентированных на экспорт фирм. К тому же у китайцев не пользуются спросом полный привод и максимальные комплектации, таких автомобилей на рынке минимум. Китайские автовладельцы, в отличие от российских, больше ориентированы на бюджетные версии.
Большая часть китайского авторынка не представлена на досках объявлений, предлагается на комиссионных площадках, в лучшем случае предложение дублируется на сайте продавца. Тут придется полностью полагаться на посредника — с российской или китайской стороны, который будет скидывать вам в мессенджер соответствующие предложения.
Как посмотреть информацию об автомобиле
И тут мы подходим к логичному выводу из сказанного выше — просто так купить автомобиль без местного посредника в Китае невозможно.
Итак, ваш «помогай» нашел и предложил определенный слот автомобилей, дав по ним предварительную информацию. Этой информации во многих случаях будет недостаточно для принятия окончательного решения о покупке.
Но если выбор сделан, надо дать отмашку на бронирование автомобиля и китайская компания внесет продавцу залог (как правило, в районе $100). Эти деньги берутся из той суммы, что клиент оплатил при заключении договора. Чтобы убедиться в правильности выбора, есть смысл запрашивать и изучать дополнительную информацию. В частности, попросить китайского посредника сделать видеоосмотр.
Сейчас в Китае начинают развиваться и независимые инструменты проверки, в том числе и с частичным разбором. Более того, у серьезных посредников есть штат или привлеченные подборщики, занимающиеся тщательным исследованием выбранного автомобиля.
Почему нужно заказывать платный осмотр
В Китае есть крупные компании, которые делают независимый осмотр по всей стране. Такие фирмы предоставляют осмотр в виде типового PDF-отчета на китайском языке c фото замеров толщины ЛКП, визуального осмотра несущих конструктивных элементов, состояния салона и проверки основных узлов и агрегатов. Количество фотографий — от 40 до 200.
Дополнительных исследований по запросу клиента, например — снимите мне, как работает двигатель, такой отчет не предполагает. Если эксперт в ходе осмотра обнаруживает повреждения, дефекты или конструктивные проблемы автомобиля, он указывает информацию в отчете.
Стоимость такого осмотра в Китае составляет обычно от 600 до 1000 юаней (7500–12 500 рублей). Осмотр (за дополнительную плату, разумеется) организует ваш посредник.
Если по результатам осмотра вы отказались от покупки (автомобиль оказался гораздо хуже, чем было заявлено), есть шанс, что можно вернуть залог (ведь он потребуется для бронирования следующего автомобиля). Но надо понимать, что китайский продавец будет от этого уклоняться. Сам залог вносит экспортная компания, и если продавец отказывается возвращать залог, то его могут удержать с клиента (или компании-посредника, с которой вы работаете).
Цена автомобиля и как посчитать последующие платежи
Стоимость предлагаемых автомобилей на всех площадках — это цена продажи. Никакие дополнительные расходы (доставка, таможня и т. д.) сюда не включены.
Стоимость логистики по Китаю может быть фиксированной, а может отличаться в зависимости от региона доставки. Варьируется от 8000 юаней (88 000 рублей) до 20 000 (220 000 рублей). Зависит это от многих факторов, в том числе от расстояний доставки, дополнительных услуг (послепродажной подготовки) и, конечно же, нормы прибыли фирм-посредников с китайской и российской стороны. Среднерыночное значение — примерно 15 000 юаней (155 000 рублей).
Общая стоимость выставляется инвойсом (или контрактом) и формируется из цены автомобиля и логистики по Китаю до границы России (в некоторых случаях — до города разгрузки в РФ).
Инвойс оплачивается исключительно самим заказчиком напрямую в Китай — рублями через конвертацию в юань на день покупки в российских банках, не попавших в санкционные списки (на момент написания статьи — АТБ и ВТБ). В любом случае о самой возможности перевода в отделении банка (потребуется личное присутствие) надо договариваться заранее.
Итак, счет (инвойс) на покупку от китайской стороны получен. С ним идем в офис «несанкционного» банка, который может выполнить перевод в Китай. Как только деньги туда дойдут (а это может быть и неделя), посредник в Китае выкупает (проплачивает полностью) автомобиль и начинает готовить его к отправке в Россию.
Расчет пошлины производится по тем же правилам, что и для всех автомобилей, ввозимых из-за границы.
Все таможенные платежи в России можно сделать либо самостоятельно, либо обратиться за помощью к таможенным брокерам.
Личный опыт
Как пример приведу личный опыт поставки из Китая подержанного автомобиля Honda Odyssey, который растамаживался в Уссурийске и далее «к месту приписки» следовал автовозом.
Предварительно изучалась конъюнктура по этому автомобилю на общедоступных сайтах (о которых — выше).
Было еще пожелание по опциям: наличие потолочного монитора и накладок на передних спинках (столик и подножка). В результате долгих поисков остановился на двух вариантах. По одному продавец ответил, что заднее крыло находится на ремонте (полировке), при этом по фото из объявления автомобиль выглядел абсолютно целым. После просьбы сделать фото с характером повреждений продавец перестал выходить на связь.
Продавец второго автомобиля отказался предоставлять его для осмотра с частичным разбором и снятием уплотнителей. Пришлось сосредоточится на поиске компромиссных вариантов. В итоге нашел подходящий экземпляр, но в нем отсутствовал второй столик (который позже установила помогавшая в покупке экспортная компания).
И еще важный нюанс — автомобиль, заявленный продавцом как «небитый», оказался с окрашенным передним бампером (не критично, сделка состоялась).
Логистика по Китаю
После того как китайская экспортная компания получила деньги, автомобиль отправят в китайский логистический центр, где его снимут с учета, оформят экспортные документы и поставят на автовоз, на котором (с полным пакетом документов) повезут на выбранный пограничный пункт. Параллельно на этом пограничном пункте надо известить таможню, что будет осуществлен ввоз автомобиля на выбранный пункт СВХ (Склад временного хранения).
Ввозить автомобиль из-за границы (в данном случае из Китая) можно на любой таможенный пункт, куда сможет доехать автовоз/эвакуатор. Основные логистические хабы на данный момент — Уссурийск, Новосибирск и Москва (в первые два автомобили обычно отправляют напрямую из Китая на автовозах, в Москву — в ж/д контейнере). Надо понимать, что кроме таможни по соседству должна быть испытательная лаборатория. Без получения в лаборатории Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) автомобиль не может своим ходом покинуть СВХ и получить электронный ПТС. В крайнем случае со Склада временного хранения автомобиль в лабораторию можно доставить на эвакуаторе.
В моем случае после получения оплаты китайский посредник снял автомобиль с учета, подготовил весь пакет экспортных документов. Так как автомобилю было 2,5 года с даты выпуска, его поставили в отстойник в Китае до достижения «проходного» трехлетнего возраста (в итоге экономия на таможенных сборах составила 1 млн рублей). За это время китайская компания доустановила на автомобиль желаемые опции.
Как только время подошло, автомобиль отправили в пограничный город Суйфэньхэ, откуда открывается прямой путь в Уссурийск. При доставке в популярный у клиентов Новосибирск логистический хаб располагается в городе Хоргос, оттуда автомобили транзитом через Казахстан на автовозах попадают в Россию.
После прибытия автомобиля в Суйфэньхэ готовится финальный комплект экспортных документов, оповещается таможня с обеих сторон, а также в дело вступает брокер с российской стороны, которому уже передали стандартный комплект документов для растаможки на физическое лицо в личное пользование.
Таможенное оформление проходит по отработанной и стандартной схеме — подача подготовленного пакета документов (как правило, брокером), оплата пошлины (в зависимости от возраста автомобили и объема двигателя), получение денег таможней, оповещение от таможни о выпуске автомобиля со Склада временного хранения.
Общее время от оплаты за автомобиль до его поступления на российский СВХ занимает примерно месяц. Сюда входит (ориентировочно) неделя на поступление денег в Китай и выкуп автомобиля, пару недель займут формальности в Китае, ну и еще неделя — на доставку и пересечение границы.
На таможенное оформление, если процесс выстроен правильно и все платежи выполнены в срок и в полном объеме, уйдет еще десять дней (российско-китайские таможни сейчас перегружены). Прохождение испытательной лаборатории займет один-два дня, на выпуск ЭПТС отводится до семи рабочих дней (в зависимости от загруженности лаборатории).
При оформлении автомобилей возрастом до трех лет или «электричек» (последовательных гибридов) сроки прохождения таможни будут увеличены, так как потребуется установить рыночную стоимость автомобиля, от которой считается размер таможенного платежа, кроме того, инспектор вправе установить ту стоимость, которую посчитает нужной, в случае подозрения на занижение стоимости или предоставление недостоверной информации. Для «проходных» автомобилей, оснащенных ДВС (в том числе гибридов — за исключением последовательных), таможенные платежи считаются в зависимости от объема двигателя.
Оплата пошлины производится по стандартной схеме через выписанную квитанцию. В Уссурийске таможня для ускорения процедуры работает и по предоплате: пошлина считается заранее, излишек затем возвращается.
Утилизационный сбор при ввозе на частника оплачивается отдельным платежом и составляет 5200 рублей для автомобилей старше трех лет и 3400 — которым менее трех лет. При этом накладывается ограничение — если автомобиль в течение года продается, надо будет заплатить «утиль» по полной (а это сотни тысяч рублей).
Прохождение лаборатории и получение ЭПТС
После того как «таможня дает добро» автомобиль должен пройти испытательную лабораторию для получения СБКТС и электронного ПТС (ЭПТС). Как правило, всеми этими сопутствующими операциями занимается брокер.
В моем случае дело было перед самыми новогодними праздниками, автомобиль вышел с таможни 29 декабря. Опытный брокер (без личных связей не обошлось) оперативно организовал прохождение лаборатории и в результате автомобиль получил ЭПТС перед самым Новым годом.
Этапы доставки подержанных автомобилей из Китая
1. Выбор автомобиля
Клиент должен как можно конкретнее понимать, какой автомобиль ему нужен: марка, модель, год выпуска, объем двигателя, тип привода, комплектация, состояние кузова, пробег. В этом случае компания сможет сориентировать по стоимости либо в принципе по возможности выполнения пожеланий. Надо учитывать, что торга по цене автомобиля в Китае не бывает либо он минимальный. И да, надо понимать — что-то достойное можно купить только по верху рынка. Очень часто приходится просто отказываться от работы с клиентом, потому как его «хотелки» (модель-год выпуска-состояние-цена) попросту невыполнимы.
2. Определение бюджета покупки
Можно идти от обратного. Если клиент определит бюджет покупки и какие-то ключевые требования (класс, вилка по году выпуска), посредник сможет предложить ему несколько достойных вариантов. При этом надо точно понимать место доставки автомобиля — в зависимости от того, Уссурийск это, Новосибирск или Москва, затраты будут разные.
Из чего состоит итоговая стоимость:
- рыночная цена автомобиля в Китае;
- услуги посредника (Китай и Россия); Китай — 8000–20 000 юаней (будет включена логистика, если заключать договор с экспортной компанией), Россия — 50 000–100 000 рублей (и выше, в зависимости от цены автомобиля);
- логистика по Китаю: от 8000 юаней (88 000 рублей) до 20 000 юаней (220 000 рублей);
- таможенные платежи, рассчитайте на калькуляторе;
- СВХ и услуги брокера; 50 000–100 000 рублей;
- СБТС и ЭПТС; ориентировочно 12 000–25 000 рублей;
- доставка по России; для ориентира: доставка автовозом от Уссурийска до Москвы —180 000–260 000 рублей, точные суммы можно узнать у компаний, занимающихся такими перевозками.
В принципе, любая компания-посредник сделает вам калькуляцию всех платежей при понимании, какой автомобиль и в каком бюджете вы хотите купить.

3. Залог и подписание договора
Когда есть понимание, что пожелания клиента в принципе выполнимы, можно подписывать договор и вносить аванс или комиссию (на тот случай, если клиент откажется от уже сделанного выбора или просто перестанет выходить на связь). К примеру, если мы уже забронировали автомобиль (внесли залог), а клиент вдруг «передумал» (скажем, из-за того, что ему отказали в кредите), то залог вернуть невозможно. Ну и самая сложная ситуация — если деньги, которые перевел клиент, «потерялись» из-за всех текущих сложностей, связанных с проведением платежей. Тут клиенту придется инициировать поиск денег банком, но фактически это означает, что нужно оплатить стоимость автомобиля еще раз, чтобы заказ не сорвался. А поиском и возвращением денег заниматься уже отдельно.
4. Выкуп автомобиля
После того как клиент подтвердил экспортной компании свое намерение выкупить автомобиль, вносится залог продавцу в Китае от китайского экспортера и в течение суток отправляется инвойс на оплату, в который включены:
- стоимость автомобиля;
- комиссия китайского посредника;
- расходы по доставке до СВХ на территории России.
Инвойс действителен в течении 24–72 часов. Понятно, что тут нужно быть в «боевой готовности» — иметь договоренность с офисом банка и там же личный счет для оплаты. Как правило, нужная сумма (стоимость автомобиля плюс комиссия банка от 1% до 3% от суммы перевода плюс затраты на конвертацию) вносится наличными рублями на открытый счет (либо переводится со счета другого банка). Инвойс оплачивается клиентом (покупателем) на счет китайской экспортной компании (реже — непосредственно продавцу). Кроме чека об операции у клиента ничего не остается. Кроме веры, что перевод дойдет до адресата (к сожалению, «потерявшиеся» переводы, как и заблокированные службой безопасности какого-либо банка по пути перевода — это сегодняшние реалии).
5. Запрос документов на таможенное оформление
Деньги дошли — считай, больше чем полдела сделано!
В Китае посредник оформляет куплю-продажу автомобиля. Если есть понимание, где он будет растамаживаться в России, можно искать таможенного брокера (самому или прислушаться к рекомендациям фирмы-посредника) и начинать сбор всех необходимых документов. Так как заказчик оплачивал покупку автомобиля, он же будет оплачивать все таможенные платежи и сборы. В промежутках между подготовкой документов вы регистрируетесь на портале ЭПТС, для того чтобы получить основной документ на автомобиль, вся информация проходит через портал Госуслуг.
6. Доставка из Китая
После того как автомобиль снят с учета, он на автовозе или по железной дороге отправляется на указанный клиентом таможенный терминал. Как правило, этот этап сопровождается фото- и видеоотчетом.
7. Таможенное оформление
По прибытии автомобиля в Россию он размещается на таможенном складе временного хранения (СВХ), запускается процедура таможенного оформления, которую, как правило, выполняет таможенный брокер (можно, конечно, на этом сэкономить и делать все самостоятельно, но вряд ли это разумный путь).
Брокеру нужно предоставить пакет документов:
- заверенную копию паспорта;
- СНИЛС; ИНН;
- инвойс и чек оплаты за автомобиль;
- VIN и другую запрашиваемую информацию по автомобилю.
В итоге получаем еще один серьезный счет — теперь уже на таможенные платежи, а также оплату утилизационного сбора (до трех лет — 3400 рублей, свыше трех лет — 5200 рублей). Коммерческий утилизационный сбор при корректных документах не выставляется, за исключением автомобилей с объемом двигателя свыше трех литров. Автомобили, ввезенные по льготной ставке, могут использоваться только для личного пользования без возможности перепродажи в течение года и с обязательной постановкой на учет на ввозимого в течение года.
Самостоятельно проверить размер выставляемой пошлины можно на калькуляторе.
В большинстве случаев пошлина оплачивается самостоятельно через основные банки по выставленной квитанции либо предварительным переводом на открытый личный счет на таможне.
8. Выдача автомобиля со склада временного хранения
После того как таможенные платежи приняты, услуги брокера и склада временного хранения оплачены, на автомобиль нужно получить СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Экспедитор (таможенный брокер) или лично клиент доставляет автомобиль в испытательную лабораторию, где помимо проверки на безопасность фиксируется соответствие автомобиля заявленным характеристикам, в том числе целостность кузова и работоспособность всех систем. После подтверждения, что автомобиль исправен и соответствует заявленным документам, ждем появления информации на сайте в личном кабинете ЭПТС.
9. Доставка до пункта назначения
ЭПТС получен, можно забирать автомобиль и ставить на учет. Если при этом клиент находится далеко, надо понимать дальнейший путь по доставке: перегон, автовоз или железнодорожная платформа. Тут все решает сам клиент (скажем, найти автовоз совсем несложно) или делегирует эти функции посреднику.






































