Представим этот материал как ряд мнений представителей данного бизнеса. Увы, большинство из них поделились своей точкой зрения анонимно — в этой среде как-то не очень принято говорить открыто.
Первое мнение от руководителя фирмы, которая возит запчасти не непосредственно из Японии, а покупает их у владивостокских компаний.
— Конечно, российский рынок для японских предпринимателей, содержащих разборки, значимый. Не такой, пожалуй, как рынок Эмиратов, которые превратились в помойку японского автохлама (туда везут все то, что мы брать отказываемся), но точно в тройке лидеров. Потеряют ли японцы часть своих доходов, если экспорт в Россию прекратится? Безусловно.
Сейчас есть дефицит определенных узлов и агрегатов. К примеру, тойотовский 1NZ всегда имелся в наличии и в ассортименте. А сейчас его нет. Отчасти раскупили, отчасти продажи заморозили. Пока курс валют плавает, непонятно, какую цену выставлять. Тот же «Эн зет» еще недавно стоил 65 000–70 000 рублей. Сейчас у тех, кто им торгует, ценник от 90 000 до 110 000.
1ZZ подорожал с 80 000–110 000 до 150 000 рублей. 2AZ — с 90 000–120 000 до тех же полутора сотен. Для 3S стоимость с 70 000–80 000 накрутили до 90 000–100 000. Поверьте, для людей, собирающихся заменить неисправный мотор на б/у, надбавка даже в 20 000 рублей — значительная. Наши клиенты и при прежних ценах экономили буквально на всем.
На данный момент мы продажи остановили. Смотрим на наших приморских поставщиков, ждем внятного курса валют. Но уже сейчас могу сказать, что наши потенциальные покупатели начинают рассматривать вариант восстановления двигателя, а не его замену. Вот только составляющих ЦПГ сейчас на некоторые двигатели тоже не найти. Попытался приобрести кольца и вкладыши к тому же 1NZ — в продаже не оказалось.
Следующая организация занимается поставками агрегатов из Японии.
— Мы продажи осуществляем. Однако некоторые самые популярные позиции из прайсов убрали. Цены на двигатели и коробки выглядят у нас вот так: 1ZZ и 2AZ по 170 000, QG и QR — 50 000, CVT Jatco (под QR и MR) — 20 000, тойотовский вариатор — 50 000, поперечная коробка Toyota — в районе 25 000 рублей.
У японской стороны полное непонимание того, как в таких условиях работать. У нас тоже. Ситуация осложняется и тем, что все снятые с автомобиля узлы, агрегаты и детали шли к нам в контейнерах. А зарубежные суда-контейнеровозы в российские порты теперь не заходят. При этом попытки попасть с контейнерами на паром, перевозящий автомобили, раньше заканчивалась неудачно. Под полную пошлину покупали довольно много машин, и места на судах просто не было. Не знаем, как это изменится сейчас.
Еще одна фирма-собеседник — на сей раз поставщик так называемых «распилов». Половинок автомобилей, приходящих к нам из Японии вместе с агрегатами, подвеской, кузовщиной.
— Наша компания никаких исключений не делает — продаем все, что привезли из Японии. Какое-то время наблюдали рост продаж в полтора раза — некоторыми элементами, например, кузовными деталями или светотехникой, люди закупались на будущее. Двигатели и агрегаты трансмиссии впрок, естественно, не возьмешь. Однако и на них наблюдался повышенный спрос.
Пока мы привезли партии тех товаров, что были оплачены до 24 февраля. И в нынешний момент ничего в Японии не приобретаем. Ждем пусть и высокого, но хотя бы стабильного курса валют. Уверен, что островные предприятия заинтересованы в продаже запчастей именно в Россию. Знаю, что по экспорту бэушных агрегатов и других деталей наша страна занимает третье место. И потеря подобного импортера больно ударит по местному бизнесу. Полагаю, что если нынешняя ситуация сохранится на месяц-другой, в Японии серьезно просядут продажи автомобилей — тех, что приобретались под разбор.
Стоимость кузовных панелей и элементов подвески мы подняли на 30%.
Наименование агрегата | Стоимость в феврале, руб. | Стоимость в марте, руб. |
5A-FE | 55 000 | 85 000 |
3S-FE | 80 000 | 120 000 |
1NZ-FE | 50 000 | 80 000 |
1ZZ-FE | 90 000 | 140 000 |
2AZ-FE | 95 000 | 150 000 |
U340E (2WD с 1NZ) | 30 000 | 45 000 |
CVT K311 (Toyota) | 45 000 | 60 000 |
CVT K310 (Toyota) | 35 000 | 55 000 |
АКП Honda Odyssey | 40 000 | 70 000 |
Приведем еще одно мнение, на сей раз не инкогнито. От организации, напрямую из Японии поставляющей исключительно двигатели и коробки передач.
— Контрактные агрегаты и другие запчасти из Японии покупают в Эмираты, Малайзию, Пакистан и Филиппины, в США и Австралию. Знаю, что наша страна в плане их импорта не самый крупный рынок. Хотя японские бэушные детали приобретают не только на востоке России. В том числе на западе, доставляя их через ОАЭ, что проще по логистике. И все же уверен, что утрата такой «торговой площадки» для японских бизнесменов будет заметна. Потеряют в прибыли заводы, занимающиеся утилизацией, и аукционные структуры, которые станут продавать меньше автомобилей «под разбор». В принципе, будут меньше реализовывать машин.
Отключение от платежной системы SWIFT на нас никак не повлияло. Банки, с которыми работаем мы, под это ограничение не попали. Другое дело, что покупать агрегаты какое-то время приходилось не по курсу Центробанка, а по грабительским ставкам обычных банков. Московская биржа не работала. Так что спекулятивный курс был единственной возможностью приобрести новую партию товара. «Караулили» курс (который, кстати, еще недавно был 0,65 рубля за иену) неделю. Нам удалось «поймать» по нынешним меркам удачный — по 1,15 рубля. Кто-то боялся остаться без товара, паниковал и покупал запчасти по любому (самому невыгодному) курсу, что был на данный момент.
Иными словами, только из-за роста иены цены на моторы и коробки в Японии выросли для нас почти в 1,8 раза. Подорожал вдвое морской фрахт — ведь расчет и оплата производится в долларах. Разве что таможенная очистка считается по курсу ЦБ. Так ведь она тоже в валюте — в евро, как и на автомобили! В общем, и по этой позиции удорожание. Две недели назад на 40% увеличилась стоимость доставки российской железной дорогой. Почему — в этом случае категорически непонятно. У них есть какая-то привязка к иностранным валютам? Топливо подорожало? Даже продукты и ряд других товаров подросли в цене далеко не все и далеко не везде. По-моему, это просто желание использовать удобный момент, погреться на ситуации. Да и работает наша «железка» без должного внимания к частным клиентам и капиталам. В декабре недели две-три не могли погрузиться — железная дорога выполняла какой-то госзаказ.
В транспортировке морем свои нюансы и проблемы. Последние начались еще года полтора назад, в разгар пандемии. В южнокорейском порту Пусане — огромном перевалочном пункте — начали скапливаться очереди из судов, ожидающих разгрузки. Транспортный коллапс привел к тому, что товары задерживались там месяцами. А недавно, как многим известно, компании Maersk и MSC, которые доставляли контейнеры из Японии во Владивосток, отказались заходить в российские порты. При этом нужно учитывать, что агрегаты и другие составляющие, снятые с автомобилей, транспортируются именно в контейнерах.
Тут имеется рабочий вариант. Один российский морской перевозчик также работает по этому направлению. Причем как с заходом в перегруженный Пусан, так и по прямому маршруту Япония — Владивосток. Впрочем, и здесь не без трудностей — количество судов резко сократилось. В результате бронировать место необходимо за месяц. Например, наш последний контейнер должен был выйти 15 февраля, а вышел только 13 марта.
Среди местных продавцов вижу две характерные тенденции. Кто-то отдает запчасти по старым ценам. Фактически распродает запасы и уходит с рынка. Другие пока ничего не продают — ждут стабильного курса. Некоторые владивостокские импортеры заморозили реализацию популярных и дорогих агрегатов. Наша компания ведет промежуточную политику. Мы делаем минимальную накрутку, жертвуя прибылью, и ищем ту тонкую грань, которая позволяла бы зарабатывать. И в то же время не отпугивать клиента чудовищными накрутками.
Тем не менее цены подскочили значительно. Вот сравнение стоимости некоторых двигателей и коробок на середину февраля и середину марта.
Наименование агрегата | Стоимость в феврале, руб. | Стоимость в марте, руб. |
1NZ-FE | 50 000 | 70 000 |
2AZ-FE | 105 000 | 155 000 |
1ZZ-FE | 100 000 | 170 000 |
QR20 | 45 000 | 85 000 |
MR20 | 37 000 | 55 000 |
EJ204 | 70 000 | 120 000 |
1JZ-GE | 60 000 | 100 000 |
U340E (2WD с 1NZ) | 25 000 | 40 000 |
U340F (4WD с 1NZ) | 20 000 | 35 000 |
U341E (2WD с 1ZZ) | 12 500 | 18 000 |
U341F (4WD с 1ZZ) | 10 000 | 15 000 |
JF011E (CVT с MR20 и QR25) | 25 000 | 35 000 |
Стоимость обслуживания мотора (замена привода ГРМ, ремней навесных агрегатов, сальников) и легкого ремонта (например, замена отдельных поршней, вкладышей; то есть без инструментальной обработки блока цилиндров) тоже увеличилась. Раньше укладывались в 25 000 рублей. Сейчас обходится в 50 000–60 000. И это притом, что стоимость работ как по монтажу агрегата, так и по обслуживанию, мы еще не поднимали. Поднимем обязательно — когда увидим рост цен на повседневные товары и топливо.
Стоимость заправки техжидкостями также выросла. Только на масло Totachi цены за две недели взвинчивали три раза. В итоге на данный момент к изначальной получилось плюс 60%. А все процедуры вместо прежних 10 000 рублей (речь идет о «четверке») обходятся в полтора раза дороже.
Первые пару недель наблюдался ажиотаж — продавали по 15 агрегатов в день, что вдвое больше обычного. Никто впрок двигатели с коробками, естественно, не покупал. Просто подошло время, и то, что долго откладывали, решили успеть сделать. На данный момент (середина марта — прим. авт.) едва ли не полная потеря спроса. Честно говоря, думали, что это произойдет не раньше апреля…
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии с 18 марта запретило экспорт в Россию ряда товаров. Среди них оказались средства связи, полупроводники, радары, лазеры, телекамеры, криптографическое оборудование, оборудование для нефтепереработки и т. д. В общем, все то, что в той или иной степени можно признать продукцией двойного назначения. По нашей же теме в РФ запретили продавать дизельные двигатели мощностью более 298 л.с., грузовики и тракторы. Причем как новые, так и подержанные. Представители «контрактного» бизнеса были обеспокоены тем, что в этот список все-таки попадут и продукты с японских разборок. Пока этого не случилось. Тем не менее дефицит какой-то номенклатуры или ее части уже есть. И он сохранится, пока рубль плавает.