Чтобы выяснить особенности работы на КДМ, а заодно понять, как функционирует данный автомобиль, я отправился на базу дорожников. И моим гидом по комбинированным дорожным машинам стал Александр — водитель, который уже более пяти лет обслуживает дороги в своем городе.
Зимние задачи
— Зимой мы занимаемся очисткой дорог от свежевыпавшего снега, посыпаем скользкие участки песком, а летом поливаем улицы, чтобы прибить пыль и освежить асфальт, — рассказывает Александр. — Часто работаем по ночам, так как машин на дороге мало и никто не мешает. Но если идет сильный снег, то выходим на маршруты в любое время суток.
Работа по очистке городских улиц от снега начинается с мастера. Он ежедневно проезжает по районам, которые обслуживает организация, и оценивает состояние дорожного покрытия. По итогам проверки составляется задание на смену для водителей КДМ и другой дорожной техники.
— Вообще, у нас имеется так называемая «дорожная карта», — говорит Александр. — Это карта районов города со всеми дорогами, квартальными проездами, остановками общественного транспорта. На ней обозначены места, в которых обязательно нужно осуществлять посыпку, расчистку въездов на прилегающие территории, то есть это — базовый документ, по которому строится работа. А дальше едем по заданию мастера. Есть список улиц, его и отрабатываем. Пока едешь, видишь какой-нибудь накат «неучтенный», лед стихийно образовавшийся, например, от протечки труб водоснабжения — тоже посыпаешь.
Жидкие реагенты организация, в которой трудится Александр, не применяет. Дороги посыпаются песчано-соляной смесью, если температура воздуха от 0 до минус 12 градусов. Если холоднее — обычным отсевом без соли. На базе есть огромный запас и того, и другого. Расход содержимого бункера напрямую зависит от текущих погодных условий. Бывает, что одной загрузки хватает на весь маршрут. Но если погода «буйствует», то приходится загружаться до шести раз за смену.
Работа водителя комбинированной дорожной машины вообще сильно зависит от погоды. Когда нет ни снега, ни наледи, на дорогах чистый асфальт и делать технике нечего, все стоят на базе. В это время можно обслужить автомобиль и установку, да и просто набраться сил, ведь если погода резко изменится, придется немало потрудиться. Большим плюсом является то, что такие «простои» оплачиваются как обычная смена, то есть полноценно.
Весна — время генеральной уборки
— Когда зима заканчивается, на дорогах остается очень много отсева, который мы насыпали за несколько зимних месяцев, — рассказывает Александр. — Поэтому весной происходит его уборка с проезжей части. КДМ с помощью щетки сметают отсев к обочине, а потом его собирают специальной уборочной машиной в виде прицепа. У нас она прицепляется к трактору и собирает отсев в бункер.
Весенняя погода отличается капризностью, поэтому в марте и даже в апреле запросто может случиться снегопад. В иные годы количество снега, выпавшего за один день, практически равнялось норме за все месяцы зимы.
Поэтому, несмотря на конец марта, чистый асфальт и припекающее солнышко, машины дорожников еще в зимней «комплектации»: отвал, щетка и оборудование для посыпания дорог.
— Несколько лет назад, — вспоминает Александр, — в апреле выпало огромное количество снега, который нужно было убирать. А машины мы уже переоборудовали под летние работы. Пришлось в срочном порядке устанавливать отвал и выезжать. При этом в кузове уже находились емкости для воды, из-за чего вид автомобиля получился необычным…
Лето на КДМ
Можно подумать, что летом водителям комбинированных дорожных машин делать вообще нечего. На самом деле это не так.
— Лето, — объясняет мой собеседник, — действительно, этакое «расслабленное» время. У нас даже меняется график работы. Но без дела не сидим — ведь в жару пыльные улицы нужно поливать водой. Причем бывает так, что проехал по улице в одну сторону, полил. Возвращаешься обратно, а только что политая сторона дороги уже высохла…
Заправка КДМ водой происходит в разных местах, в зависимости от города. Где-то от пожарных гидрантов, где-то есть специально оборудованные места в городской инфраструктуре.
Организация, которую я посетил, имеет собственную скважину, поэтому перебоев с пополнением запасов воды в емкостях машины не бывает.
— Вообще, поливание городских улиц водой — не единственная летняя работа, — говорит Александр. — Мы, например, участвуем в промывке ливневок. Если вручную прочистить не удается, приезжает КДМ и водой под большим давлением выбивает песок и мусор. Кроме того, наш город расположен на горах. Поэтому во время сильных ливней со склонов потоками воды смывает песок, камни, мусор. Чтобы все это убрать с проезжей части, также используются КДМ. Щетками сметаем к обочине, а дальше камни собирает погрузчик в паре с самосвалом.
Уже дальним мигаю, а ему пофиг…
Ездить на самосвале по городу — занятие не из простых. Особенно когда и спереди, и сзади машины есть дополнительные габариты. При этом тяжеленный кузов, загруженный песком, «оттягивает» автомобиль назад, что порой приводит к недостаточному сцеплению передних колес с дорогой, и на скользком покрытии во время поворота под 90 градусов есть все шансы поскользить прямо, несмотря на повернутый руль.
Чтобы нормально проехать поворот, нужно заезжать в него по наиболее плавной траектории. Но что знают обо всем этом окружающие? Да ничего!
— Водители легковушек лезут под отвал, — смеется Александр. — Иногда очень сложно прочистить улицу из-за припаркованных в правой полосе машин. У нас ведь отвал сдвигает снег вправо, а там автомобили стоят. Получается, что мы их засыпем… Приходится отвал разворачивать прямо и толкать снег перед собой. Но если снега слишком много, то куча перед отвалом начинает рассыпаться в стороны. Чтобы все это нормально собрать, нужно делать еще один, а то и два прохода. Причем просто остановиться и сдать назад нельзя — там же очередь из машин.
Единого решения для подобных дорожных задач нет. И тут от водителя КДМ требуется немалая выдержка, терпение и мастерство. В каждом конкретном случае ему нужно все сделать так, чтобы и аварию не устроить (а задеть автомобиль или пешехода — это ДТП без всяких скидок), и дорогу прочистить, и движение не поставить в десятибалльную пробку.
— А вот самая жесть, — смеется Александр, — бывает, когда мы едем в несколько КДМ. То есть три-четыре спецмашины идут по улице друг за другом с небольшим смещением. При такой схеме мы постепенно сгребаем снег от середины проезжей части к обочине. Снежный вал как бы «передается» от одной машины к другой. Да, в это время мы действительно сильно мешаем автомобилистам, так как обогнать почти невозможно, причем во многом из-за плотной снежной «завесы» в воздухе. Мы сами едем, ориентируясь чисто по фонарям машины впереди идущего коллеги. Но это же делается во благо тех же автомобилистов. Некоторые этого не понимают, ждать не готовы и пытаются идти на обгон. Получается следующее: легковая машина в снежной пелене обходит первую КДМ, вторую, и водитель понимает, что впереди есть еще третья или даже четвертая. При этом вернуться назад уже страшно, так как там ничего не видно и, возможно, сзади кто-то едет. Поэтому многие водители вклиниваются между спецмашинами, перескакивая через созданный нами снежный вал. Это разрушает вообще всю работу и создает аварийную ситуацию: и так ничего не видно, а тут еще легковушка где-то под отвалом. Встречные тоже чудят… Как-то ехал первый в колонне, посреди улицы, с маячками, оранжевыми стробоскопами, «аварийкой». Вижу — навстречу летит машина. Прямо натурально «в лоб». Я уже дальним мигаю — ему по фигу. Но в последний момент все-таки принял правее.
Лично мне всегда был интересен такой момент. Вот гололед, ехать никто не может и все дружно ждут дорожников. Но ведь та же КДМ является обычным грузовиком. Почему этот грузовик едет, когда другие не могут? Можно сказать — «так у него же песок в кузове!». Но песок сыплется сзади, и под собственные колеса его подать невозможно. Конечно, я не мог упустить возможность узнать ответ из первых уст…
— А в каждом случае по-разному, — объясняет Александр. — В основном все держится на опыте. Мы же заранее знаем, где с разгончика надо, где еще как-то… Но бывают случаи, когда и мастерство не помогает. Тогда мы банально идем на подъем задним ходом. При таком движении разбрасывание песка получается перед автомобилем, и в результате едем уже по посыпанному.
Как устроена КДМ?
Ну а теперь пришла пора «изучить матчасть». Из чего же состоят комбинированные дорожные машины и как все это работает?
«Комплектации» КДМ четко делятся на летние и зимние. Рассмотрим их все!
В зимний набор оборудования КДМ входят отвал (сдвигает слой снега), щетка (сметает снежный «остаток») и комплекс для нанесения на дорожное полотно противогололедных материалов (в среде водителей КДМ он именуется «пескач» или «вставыш»). А это: просто песок, песок с солью либо жидкая «химия», от некоторых видов которой наши любимые личные автомобили весьма быстро превращаются в гнилье…
Все многообразие оборудования на комбинированной дорожной машине имеет гидравлические приводы, питающиеся маслом от насоса. Отвал для снега поднимается и опускается посредством гидроцилиндра. Так же осуществляется и вертикальное движение щетки. А вот ее вращение обеспечивается гидромотором: в нем масло давит на лопатки привода и заставляет вращаться выходной вал.
Кузов для песка или песчано-соляной смеси не так прост, как может показаться: это не просто сужающийся книзу бункер. На его дне находится транспортер — устройство, которое подгребает содержимое кузова к разбрасывающему устройству. Работает он также от гидромотора, с которым соединен цепной передачей, иногда через редуктор.
Песок, задвинутый транспортером в заднюю часть кузова, попадает в специальную воронку и падает на вращающийся диск. Нужно ли говорить, что диск вращается за счет давления масла уже в третьем гидромоторе? Лопатками или другими конструкционными элементами на диске песок разбрасывается на дорогу. Причем водитель может регулировать скорость вращения диска и количество песка, подаваемого на него.
В случае применения жидких реагентов вместо разбрасывающего устройства ставится специальная рампа с форсунками. Вместо кузова с транспортером — цистерна. В частном случае можно установить несколько емкостей, объединенных между собой шлангами.
Но все вышеописанное требуется зимой. А если «весна красна» или «тополиный пух, жара, июль»? Тут-то и начинаются крутые превращения КДМ, на которые другие машины не способны.
Отвал и всякие там кузова для песков и реагентов — долой! Вместо них: перед кабиной рампа для полива улицы или щетка на консоли с функцией подачи воды. За кабиной — баки для чистой водички, которая будет освежать город в период летнего зноя.
Летняя навеска работает за счет… Правильно! За счет давления масла и гидромоторов. Простая щетка предназначена для мойки асфальта, ведь под нее подается вода из специальных форсунок на рампе. Но что значит простая?
Дело в том, что КДМ может мыть не только асфальт, но и разнообразную дорожную инфраструктуру: отбойники, знаки, ограждения… Такие возможности достигаются применением вертикальной щетки, установленной на специальной, весьма «маневренной» консоли. Разумеется, с подачей воды.
Теперь разберем, как же управлять таким количеством гидроприводов и выставлять правильные настройки. Есть несколько вариантов.
а) Механический.
В этом случае водитель управляет гидравликой через распределитель, установленный в кабине. У него в наличии куча рычагов, передвижением которых можно запустить вращение щетки, опустить или повернуть отвал, а также заставить работать другое оборудование.
Способ «железобетонный» и «пуленепробиваемый»: никакой электрики и тем более электроники. Минусы очевидны: нет контроля и обратной связи, рычаги занимают много места, да и работать ими не очень удобно.
б) Электромеханический.
Здесь у водителя имеется панель управления с индикаторами и кнопками. При нажатии на кнопки питание подается на электромагнитные катушки в гидравлическом распределителе.
Под воздействием магнитного поля клапан открывается, масло подается в соответствующую магистраль и где-то на автомобиле начинает движение шток гидроцилиндра. Или включается гидромотор.
в) Электронный.
Это самый современный метод управления оборудованием КДМ. Он требует от водителя многих знаний, но взамен дарит легкость работы, полный контроль над всеми агрегатами, а также всяческие «плюшки», которые недоступны водителям комбинированных машин более простых конструкций. Например, можно не выходя из кабины изменить количество подаваемого песка и даже область его разбрасывания!

Управление осуществляется через сенсорную панель. Это целый компьютер, изобилующий меню, режимами, настройками, графическими подсказками, а также индикацией выбранных режимов!
Но сколько ни тычь пальцем в экран, где-то все равно должен открыться клапан и подать масло в нужную магистраль. Поэтому наличие насоса и распределителя никто не отменял.
Но, пожалуй, самое интересное в современных комбинированных машинах даже не это. Дело в том, что при снятии абсолютно всех навесок грузовик превращается… в обычный самосвал! И только дополнительные фары да черный прямоугольник спереди (плита для крепления навески) выделяют его в потоке. С точки зрения бизнеса такое решение позволяет зарабатывать, даже если работа по обслуживанию дорог сезонная и проводится, например, только зимой.
Когда речь заходит о смене навески, сразу задаешься вопросом: как все это снять? Вероятно, нужен манипулятор или кран, особенно для бункера-пескоразбрасывателя. Но конструкторы позаботились о максимальном облегчении этого процесса. Поэтому «пескач» извлекается из кузова вообще без привлечения каких-либо дополнительных устройств. Как же это происходит?
— Бункер для песка имеет складные опоры, которые в рабочем положении сложены, — Александр показывает мне всю «систему». — Когда приходит пора сменить зимнюю навеску машины на летнюю, задние опоры раскладываются, самосвал слегка приподнимает кузов и немного отъезжает. В результате «пескач» выкатывается из него на специальных роликах, установленных в передней части. Самое главное — не пропустить момент, когда нужно будет разложить передние опоры. И все: бункер обслуживаем, смазываем привод транспортера, и он остается стоять до осени, а самосвал готов к установке емкости для воды. У нас используются пластиковые баки, соединенные между собой. Они заранее скреплены в единую кассету и легко устанавливаются в кузов. А трубопровод, ведущий к лейкам, и сами лейки вообще не снимаем. То есть это оборудование и зимой установлено на машине.
Еще один интересный вопрос: что будет, если отвал во время очистки дороги наткнется на асфальтовую заплатку или еще какую-нибудь «кочку»? Воображение рисует страшный удар, поломку отвала и травмы у водителя. На самом деле ничего такого, конечно же, не происходит.
— От такой ситуации есть две защиты, — объясняет Александр. — Во-первых, в нижней части отвала установлена резиновая полоса. Она хорошо двигает снег, но прогибается при встрече с препятствиями и «обходит» их. А во-вторых, отвал установлен на шарнирной подвеске, которая позволяет ему «плавать». Когда на дороге попадается неровность, отвал приподнимается и проходит над ней.
Но это хорошо, когда чистка дороги проходит в городе и с небольшой скоростью. А как же на трассах? Ведь наверняка каждый видел грузовик с отвалом, идущий со скоростью 60–70 километров в час и отбрасывающий снег далеко вбок?
Оказывается, для таких условий существует свой тип отвала — вихревой, или скоростной. Он имеет специальную форму, благодаря которой вокруг создается завихрение воздуха. Вихрем происходит подъем снега с асфальта, а далее — отброс в сторону из-за скольжения по отвалу. Причем фокус заключается именно в приличной скорости движения автомобиля. Если КДМ, очищающая трассу, будет ехать медленно, вихрь вокруг отвала не создастся и снег частично останется лежать на асфальте. И да, в случае со скоростными отвалами шарнирную навеску также никто не отменял.
Помимо отвала, установленного спереди автомобиля (кстати, водители часто называют его «лопата»), существуют отвалы, помещаемые под машиной и по бокам. Это весьма редкое оборудование, в прямом смысле слова расширяющее возможности комбинированной дорожной машины. Если средний отвал, находящийся в базе автомобиля, применяют для срезания крепкой наледи или наката с асфальта, то боковые отвалы — для сгребания снега с обочин. Они, конечно же, поворотные.
20
Комбинированная дорожная машина в зимнем варианте и редкой максимальной комплектации
В транспортном положении боковые отвалы расположены вдоль автомобиля. В рабочем же разворачиваются и позволяют КДМ за один проход очищать полосу шириной до шести метров!
…Разглядывая вблизи комбинированную дорожную машину (а в данном случае она создана на базе самосвала Iveco Trakker), понимаешь, что тот, кто все это изобрел, поработал на славу.
Обычный самосвал, на который прикрепили разнообразное хитрое оборудование, становится этаким многофункциональным комбайном. Он способен решить большинство задач по содержанию дорог и дорожной инфраструктуры, причем сделать это с максимальным удобством. Даже одна такая машина отлично подготовит проезжую часть для движения транспорта и пешеходов. Самое главное — не мешать ее водителю работать, ведь он старается для нас.