Цель нашего материала — рассказать о том, какой рыночный кульбит совершила марка Dodge в последние годы и как чувствует себя сегодня. Подробного экскурса в историю не будет, но общее представление о том, откуда взялся Dodge, мы дадим, тем более что марка Dodge официально покинула российский рынок еще в 2014 году, сегодня уже не все помнят, что она выпускала, хотя тысячи ее машин по-прежнему бегают по дорогам нашей страны.
Компанию Dodge Brothers Company основали в 1900 году братья Джон Фрэнсис Додж и Хорас Элджин Додж (имя Хорас иногда также переводится как Гораций), изначально она производила автомобильные комплектующие и поставляла их компаниям Ford и Oldsmobile. Генри Форд был ключевым партнером братьев Додж, они делали для него такой большой спектр деталей, что к 1914 году дозрели до собственного производства автомобилей. Дебютная модель Dodge 30-35 была, по сути, идейным наследником Ford Model T, но позиционировалась как более дорогой и технически совершенный автомобиль.

Автобизнес братьев Додж бодро шел в гору, в том числе благодаря военным поставкам. К 1920 году их компания вышла на второе место по продажам в США, но в том же году оба брата умерли от «испанки» (разновидность гриппа, пандемия которого в 1918–1920 годах выкосила на нашей планете, по разным данным, от 50 до 100 млн человек). Без своих создателей компания Dodge управлялась уже не так эффективно и растеряла завоеванные на рынке позиции. В 1925 году вдовы братьев Додж продали компанию, и после череды смены собственников она в 1928 году перешла под крыло Chrysler, там марка Dodge заняла место между бюджетной Plymouth и околопремиальной DeSoto, марка Chrysler тогда позиционировалась как люксовая.

В середине 1960-х в США сформировалось такое понятие, как масл-кар — дорожный заднеприводный автомобиль (как правило, с кузовом купе) с мощным бензиновым двигателем V8. На масл-карах можно было участвовать в любительских гонках, но были и полноценные гоночные версии для профессиональных состязаний. Dodge ловко освоил новую нишу: в 1966 году на рынок вышел громоздкий и очень эффектный фастбек Dodge Charger, в 1970-м — более компактный и легкий Dodge Challenger. Обе модели впоследствии стали культовыми, снялись в огромном количестве фильмов и сегодня являются объектами коллекционирования.
Нефтяной кризис 1973 года надолго придушил тему масл-каров, этот жанр пережил полноценный ренессанс лишь в 2000-х, когда Ford, Chevrolet и Dodge разработали спорткары в неоклассическом стиле, наиболее мощные версии которых получили двигатели V8. Dodge Charger тогда вернулся в виде большого седана, Dodge Challenger — в виде соплатформенного купе.
В 1998 году в результате слияния Chrysler и Daimler-Benz появилась объединенная корпорация DaimlerChrysler. Этот союз оказался неудачным и распался в 2007 году, но именно при нем были заложены основы новых масл-каров Dodge, их платформа Chrysler LX позаимствовала многие технические решения у тогдашних Мерседесов. Современный среднеразмерный кроссовер Dodge Durango третьего поколения, что выпускается с 2010 года, тоже имеет мерседесовские гены.
Между тем суперкар Dodge Viper с двигателем V10, дебютировавший в серийном виде в 1991 году, — это самостоятельная разработка компании Chrysler, также во многом сформировавшая спортивный имидж марки Dodge.
С команды, разрабатывавшей Dodge Viper, началась история крайслеровского спортивного подразделения SRT (Street and Racing Technology), буквами SRT с 2004 года обозначались мощные версии многих моделей компании — не только Dodge, но и Chrysler и Jeep, а суперкар Viper последнего, пятого поколения выпускался не под брендом Dodge, а под брендом SRT. После завершения производства Вайпера в 2007 году короткая история SRT как самостоятельного бренда завершилась, а в 2021 году подразделение SRT было и вовсе распущено.
В 2014 году в результате слияния Chrysler и Fiat образовалась корпорация Fiat Chrysler Automobiles, которая в 2021 году объединилась с французской PSA Group, в результате чего на свет появилась современная корпорация Stellantis. Возглавил Stellantis выходец из PSA Group — португалец Карлос Таварес, с его подачи корпорация и все ее 14 дочерних брендов стали в форсированном режиме готовиться к переходу на электромобили. Это была не личная блажь Тавареса, а общий тренд западной автомобильной индустрии, одурманенной набравшей силу экоповесткой.
Если в Европе переход на «электрички» воспринимался дилерами и покупателями как неизбежность, так как власти Евросоюза начали готовить граждан к полному запрету ДВС на легковых автомобилях в 2035 году, то в США вся эта «зеленая лихорадка» оказалась совсем не к месту.
Марка Dodge к 2021 году успела избавиться от всех непрофильных моделей, оставив в гамме только самый сок — Charger, Challenger и Durango с полной линейкой моторов V8 HEMI (атмосферные объемом 5,7 л и 6,4 л и компрессорный объемом 6,2 л), в прошлое ушли компактные седаны, хэтчбеки и минивэны. Пикапы откололись от Dodge еще в 2009 году и с тех пор продаются под маркой Ram.
Сегодня уже ясно, что Карлос Таварес имел довольно поверхностное представление о том, как устроен автобизнес в Америке, о его особенностях и традициях. Желание Тавареса электрифицировать марку Dodge вызвало у ее клиентов и дилеров недоумение, а в связке с директивой приготовиться к расставанию с моторами V8 HEMI — раздражение. На смену семейству двигателей V8 HEMI была подготовлена 3,0-литровая рядная «шестерка» Hurricane с двумя турбокомпрессорами. Сам по себе мотор Hurricane очень даже замечательный, рассчитанный на работу в составе гибридных силовых установок, но Америка привыкла к масл-карам с булькающими V8, расставаться с этими моторами никто решительно не хотел.
Именно с подачи Тавареса в свете нового курса было упразднено спортивное подразделение SRT, хотя сами буквы для обозначения наиболее мощных версий моделей Dodge продолжали использоваться. Последним проектом почившего спортивного подразделения стал монструозный дрэговый Dodge Challenger SRT Demon 170 с форсированным до 1039 л.с. компрессорным 6,2-литровым V8 HEMI, благодаря которому купе может разогнаться до 60 миль/ч (96,56 км/ч) за 1,66 секунды и проехать четверть мили (402 м) за 8,91 секунды.
Версия SRT Demon 170 стала вершиной развития и лебединой песней купе Dodge Challenger, его производство прекратилось в конце 2023 года, тогда же был снят с производства соплатформенный седан Dodge Charger. На смену этим заслуженным моделям пришел абсолютно новый Dodge Charger в кузовах трех- и пятидверный лифтбек, построенный на платформе STLA Large, его премьера состоялась весной 2024 года.
Платформа STLA Large рассчитана как на «углеводородные», так и на чисто электрические силовые установки. Первыми в серию в конце 2024 года пошли электрические версии Dodge Charger с приставкой Daytona, а бензиновые вышли на рынок только в августе этого года, когда уже было совершенно очевидно, что электрические версии продаются плохо: за первые три квартала этого года в США реализовано лишь 7075 штук, тогда как бензиновый Dodge Challenger на излете карьеры в 2023 году разошелся тиражом 44 960 экземпляров, седан Charger — 75 920 экземпляров.
Бензиновые версии нового Dodge Charger оснащаются вышеупомянутым рядным мотором Hurricane, но уже принято решение, что будут и версии с V8 HEMI, хотя платформа STLA Large для них изначально не была предназначена, то есть ее сейчас переделывают. Вместе с тем изначально запланированная топовая электрическая версия SRT Banshee мощностью 900 л.с. была отменена из-за отсутствия перспектив на рынке.
Актуальный Dodge Durango должен был отправиться в отставку на рубеже 2024–2025 годов, но благополучно уцелел — его спасла отставка Карлоса Тавареса в декабре 2024 года в связи с утратой доверия со стороны совета директоров Stellantis. В июне этого года у руля Stellantis стал итальянец Антонио Филоса, ему пришлось в авральном режиме исправлять ошибки Тавареса, особенно в североамериканском подразделении, где в прошлом году продажи буквально рухнули в связи с сокращением модельных линеек и прекращением производства двигателей V8 HEMI. В этом году производство двигателей V8 HEMI оперативно перезапустили, и это мгновенно дало результат — продажи пошли вверх.

С подачи нового гендиректора было также возрождено спортивное подразделение SRT Performance, проморолик сопровождался ревом V8 и фразой: «Мы больше не будем молчать, пришло время снова быть громкими!» — это можно считать манифестом, провозглашающим возвращение к традиционным автомобильным ценностям.
Антонио Филоса также смог вернуть к работе многих талантливых специалистов, ушедших из компании в знак протеста с курсом Карлоса Тавареса, в их числе — Тим Кунискис, легендарный человек для знатоков американского автопрома, с 2013 по 2023 год руководивший брендом Dodge. Развитие подразделения SRT Performance — это тоже по большей части его заслуга. Кунискис очень хорошо знает, что нужно американскому рынку, дилеры его обожают и считают высококлассным менеджером, но весной 2024 года Кунискис ушел из Stellantis — тогда он управлял брендом Ram и очень переживал, глядя, как его пикапы, лишенные моторов V8 HEMI, теряют рынок. Сегодня Тим Кунискис вновь на коне, теперь он отвечает за развитие всех американских брендов Stellantis и возрожденного подразделения SRT Performance. Многие фанаты Dodge (а также Ram, Jeep и Chrysler) встретили возвращение Кунискиса в компанию со слезами счастья на глазах.
Итак, сейчас модельный ряд Dodge состоит из трех моделей — нового Charger, компактного кроссовера Hornet и пожилого, но горячо любимого покупателями среднеразмерного кроссовера Durango, продажи которого за первые три квартала текущего года выросли на 16% до 54 417 штук. Hornet, о котором мы прежде не говорили, дебютировал в 2022 году, он представляет собой слегка перелицованную Alfa Romeo Tonale и производится в Италии. Сам по себе Hornet автомобиль неплохой, но для поклонников Dodge не свой, не родной, а потому продается неважно: с января по сентябрь текущего года в США реализовано только 8486 экземпляров этого кроссовера (-45% по сравнению с АППГ).
Далее приведем для полноты картины статистику продаж марки Dodge в США за последние полные десять лет (год — продажи в шт.):
2014 — 574 155
2015 — 517 153
2016 — 506 556
2017 — 446 996
2018 — 459 324
2019 — 422 886
2020 — 267 326
2021 — 215 726
2022 — 190 795
2023 — 199 458
2024 — 141 730
По итогам первых трех кварталов текущего года марка Dodge реализовала в США 73 601 автомобиль (-38%), но конкретно в третьем квартале ситуация уже, можно сказать, стабилизировалось: продажи сократились всего на 2% до 26 620 автомобилей.
В середине октября корпорация Stellantis объявила о том, что инвестирует в восстановление и развитие бизнеса в Северной Америке 13 млрд долларов. Объявлено также, что новое, четвертое по счету поколение Dodge Durango появится только в 2029 году, так что нынешний флагманский SUV еще поживет и, возможно, даже получит несколько обновок. Семейство лифтбеков Dodge Charger должно в ближайшем будущем пополниться столь желанными клиентами версиями с моторами V8 HEMI и различными спецверсиями от SRT Performance, которые так обожают коллекционеры.
Будут, вероятно, у Dodge и другие новинки, но о них пока ничего неизвестно — корпорации Stellantis предстоит довольно долгий путь до полного оздоровления, причем если говорить о европейском крыле, то такое выздоровление вряд ли вообще возможно в силу объективных причин, а именно псевдоэкологической политики ЕС, ведущей к разрушению европейского автопрома.
Карлос Таварес, решивший после увольнения из Stellantis завязать с автобизнесом, выпустил недавно книгу о своих годах работы в корпорации и сегодня не исключает, что Stellantis распадется: американское крыло станет независимым, а наиболее проблемное европейское может перейти под контроль набирающих силу китайских компаний. В привязке к марке Dodge этот прогноз отставного топ-менеджера можно считать позитивным.






















