8 июня состоялось собрание совета директоров СП GM-«АвтоВАЗ». На нем произвели дежурную кадровую рокировку — убрали Бу Андерссона и Питера Тома, введя вместо них Николя Мора и Филипа Киенли. Мор, по традиции, стал номинальным председателем совета директоров СП. До сей поры (после Андерссона) эту должность с префиксом «и.о.» занимал Николай Строков, вице-президент «АвтоВАЗа» по производству.
Но не кадровые изменения были предметом ожидания от этого собрания. Предполагалось, что мероприятие прольет хоть какой-то свет на судьбу новой модели СП — Chevrolet Niva-2. Тем паче что накануне губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил, что после встречи с Путиным последний дал указание министру промышленности и торговли Мантурову «определить нового инвестора, который сможет дать кредит под приемлемые условия».
Но проблема финансирования проекта — только одна из проблем. Сейчас уже ясно, что постройка нового завода в ОЭЗ Тольятти невозможна ни за какие вменяемые деньги, а то, что построено, для использования вряд ли годится и стало предметом вялотекущего разбирательства между СП и строительными подрядчиками (АО «Промышленное строительство» и др.). В прошлом году генеральный директор АО ОЭЗ ППТ Тольятти Алексей Пахоменко в одном из интервью говорил: «Степень готовности здания очень высокая, и если оно еще пару лет простоит так, то его уже можно будет перебирать заново». Фактически здание непригодно для использования уже сейчас, так как концепция проекта изменилась и большие площади уже не требуются. Их избыток ляжет только балластом на бюджет проекта.
Обновленная стратегия запуска «ШНивы-2» — сделать все малыми средствами, изменив соответствующим образом агрегатную часть автомобиля. То есть уйдя от дорогих импортных компонентов и тем более от затратных идей по их локализации в Тольятти. Сколько на это потребуется средств — точно не известно, так как нет железно сформированной позиции по комплектующим. Меркушкин, например, говорил о 12-14 млрд руб. Но тенденция проста: вернуться к максимальному использованию вазовских комплектующих. То есть к тому, от чего GM-«АвтоВАЗ» на самом старте проекта старался уйти максимально далеко.
Сейчас вырисовывается следующая конфигурация: двигатель ВАЗ-21174 — это вариант мотора ВАЗ-21179 объемом 1,8 литра, адаптированный для применения в вазовском проекте LADA New 4x4, известном более как «Нива-3». Передняя и задние подвески — от существующей модели (2123) либо от той же LADA New 4x4. Коробка передач и «раздатка» — вот тут ясности пока нет. В GM-«АвтоВАЗ» хотели было оставить агрегаты от индийской фирмы AVTEC, но они и по качеству оказались так себе, и по цене не очень приемлемы. Не вписываются они в концепцию предельной экономии. Поэтому, вероятнее всего, эти узлы тоже будут вазовскими, читай усиленными вариантами тех, что применяются на нынешних «Ладе 4х4» и «ШНиве». Коробка с индексом 2124 уже проходит стендовые испытания.
Одна из ключевых проблем проекта — штамповка, сварка и окраска кузовов. Сейчас этим занимается сам «АвтоВАЗ», но в новом проекте его участие в этом качестве не рассматривалось.
А теперь рассматривается! Правда, уже в прошедшем времени.
Дело в том, что в последние пару недель вазовцы готовили для GM-«АвтоВАЗа» предложение по изготовлению кузовов силами бывшего ОПП (опытно-промышленного производства). Оно вроде как ликвидировано, но, по счастью, не до конца. В металлолом отправили только сборочный конвейер, а штамповочный, сварочный и окрасочный цеха еще можно восстановить.
Тут надо сказать, что вариантов загрузки оборудования, оставшегося от ОПП, у «АвтоВАЗа» немного. Собственно говоря, рассматривался только один — передать остатки ОПП ижевской фирме «Ижспецмаш». Она хотела взять в аренду штамповую оснастку для кузовных панелей автомобилей, снятых с производства — «Жигулей», «Самары», «Десятки», «Калины-1». Предполагалось, что «Ижспецмаш» будет делать эту «кузовщину» вместо прессового производства «АвтоВАЗа», разгрузив последнее. И продавать самому же заводу для реализации на вторичном рынке через «Ладу-имидж».
Ижевцам такой расклад был чрезвычайно выгоден: гарантирован рынок сбыта плюс за аренду можно расплачиваться готовой продукцией. Но сами вазовцы без энтузиазма восприняли эту затею, продвигаемую одним из бывших высокопоставленных менеджеров тольяттинского завода (не будем его называть). Ведь «Ижспецмашу» почти ничто не помешало бы делать запчасти в большем количестве, нежели заказывает «Лада-имидж», и продавать их самостоятельно, так сказать, вчерную. Не прямо в Тольятти (это было бы верхом коммерческой наглости), а в других регионах, допустим, в странах СНГ, где «Жигулей» и «Самар» еще очень много и спрос на «кузовщину» стабилен.
В апреле на ОПП приезжал Николя Мор. Он посмотрел бывшее производство и спросил: как же вам удалось такой завод в одночасье разрушить? Зачем? Вазовцы только плечами пожали: приказ Андерссона. После этого Мор дал указание заводской команде экономистов еще раз подробно просчитать экономическую эффективность передачи ОПП в аренду «Ижспецмашу» и сравнить ее с возможностью делать то же самое, но самим. То есть перенести часть оснастки из прессового корпуса на ОПП и продолжить работу на вторичный рынок. А пока экономисты работают над этой темой, возникла другая — сотрудничество с GM-«АвтоВАЗ». Последние две недели были посвящены этому проекту, готовилось очень серьезное коммерческое предложение. Сами «джиэмовцы» такой расклад тоже приветствовали, он снимал с них головную боль строительства и решал почти все «кузовные» проблемы «ШНивы-2». Ожидалось, что проект получит высочайшее одобрение как раз на вышеупомянутом совете директоров СП. Еще утром 8 июня Николай Строков убеждал администрацию ОПП (точнее — то, что от нее осталось), что «все на мази» и договор с GM-«АвтоВАЗом» на изготовление кузовов будет подписан.
Но днем по заводу распространили заявление Мора: «АвтоВАЗ» по собственной инициативе отзывает предложение для СП. И все, никаких комментариев! «Джиэмовцы» сами пребывают в недоумении, чтоб не сказать в легком шоке. Теперь у них, по сути, только один вариант действия — попытаться разместить сварочное производство у себя на нынешней территории, несмотря на явный недостаток места. Все прочее будет дороже в 3-4 раза.
Обиднее всего, что сварочное оборудование и штамповая оснастка у СП уже есть, оплачены и доставлены. На этой оснастке в Корее даже отштамповали детали и собрали примерно 30 кузовов. Несколько машин отправили на доводку в Италию. Но и в Тольятти сейчас есть пара экземпляров. Совсем недавно «джиэмовцы» устраивали тест-драйв «ШНивы-2» для делегации менеджеров Renault, приезжавших в Тольятти в компании с будущим председателем совета директоров «АвтоВАЗа» Сергеем Скворцовым. Покатались, всем понравилось.
Надо сказать, что GM-«АвтоВАЗу» проблему «ШНивы-2» нужно решать немедленно, сию минуту. Проект морально устаревает, но не это главное. Важнее то, что ОТТС на ныне выпускаемую модель закончится в 2018 году и пересертифицировать «ШНиву-1» по нормам безопасности 2019 года будет почти невозможно, для этого придется «перелопатить» весь силовой каркас. Что, разумеется, невыгодно. Получается, что без новой модели завод через пару лет вообще может прекратить свое существование. Но даже при успешном привлечении госфинансирования под новый проект (что пока не свершившийся факт), организационные проблемы могут затянуть выпуск«ШНивы-2» на больший, чем хотелось бы, срок.
Теперь давайте называть вещи своими именами.
Перевод конструкции «ШНивы-2» на агрегатную базу ВАЗа возможен только при условии предоставления узлов, разработанных для «Нивы-3». Степень унификации этих машин получится очень высокой. «АвтоВАЗу», с одной стороны, это выгодно: чем больше можно произвести продукции, тем меньше стоимость одной ее единицы. А когда речь идет о сложных агрегатах типа коробки передач или «раздатки», то там только окупаемый объем составляет сотни тысяч штук в год. Очевидно, что это за пределами возможности производства готовых автомобилей, столько просто не продать.
Однако делясь агрегатами с СП, «АвтоВАЗ» де-факто растит конкурента «Ниве-3». Конкурента, надо сказать, весьма грозного, так как дизайн и конструкция «ШНивы-2» значительно интереснее того, что у «АвтоВАЗа» получается в проекте «Нива-3». Особенно, конечно, дизайн: «ШНива-2» выглядит очень эффектно, современно, брутально. А «Нива-3» с навязчивыми до зубовного скрежета Х-образными выштамповками на боковинах смотрится невыразительно и даже немного нелепо. Этот дизайн — провал Стива Маттина.
Понятно, что выберет покупатель, даже если «ШНива-2» будет дороже на 50-100 тыс. руб.
Очевидно, что «АвтоВАЗу» вместо того, чтобы городить эпопею с «Нивой-3», сотканной из жестких компромиссов, целесообразнее было бы просто выкупить у GM-«АвтоВАЗа» проект «ШНивы-2». Но это невозможно: и GM такого желания не пестует, и «АвтоВАЗ» не особенно стремится, ибо с деньгами напряженка. К тому же это будет означать ликвидацию СП, что пока не входит в планы его американских акционеров. Следовательно, у завода остается единственный путь недопущения «ШНивы-2» на рынок — саботаж. К черту миндальность и разговоры о взаимной ответственности акционеров СП! Сохраняя дипломатичную улыбку, «АвтоВАЗ» просто ждет, когда GM сам придет в высотку на Южном шоссе с блюдечком с голубой каемочкой. Возможно, поэтому разработка «Нивы-3» идет ни шатко ни валко.
Тут нужно сказать, что в ближайший корпоративный отпуск на «АвтоВАЗе» (с 25 июля) запланирован перенос производства «Лады 4х4» из 62-го корпуса, в котором машина делалась искони, на третью нитку главного конвейера. Там уже собирают длиннобазную «Ладу 4х4». Обоснование простое: третью нитку, рассчитанную на 220 000 автомобилей в год, после переноса «Весты» в Ижевск надо загрузить хоть чем-нибудь, иначе простаивает не только сборочный конвейер, но современный окрасочный комплекс. На третьей же нитке предполагается собирать и грядущую «Ниву-3». Что будет с 62-м корпусом — неясно. Некоторые вазовцы высказывают предположение, что этот корпус будут готовить под «Ниву-3», но официальных подтверждений нет.
Но если додумать заданный вектор мыслей до конца, то 62-й корпус идеально ложится в проект выпуска «ШНивы-2» как кузовное производство. Впрочем, и ОПП ложится в этот проект не менее идеально. То есть у «АвтоВАЗа» есть все возможности делать этот автомобиль самостоятельно.
Сейчас ситуация застыла в неопределенности и напряженности. Нельзя сказать, что «АвтоВАЗ» хотел бы забрать проект «ШНивы-2» себе. Но нельзя сказать и то, что завод, будучи полноправным совладельцем СП GM-«АвтоВАЗ», делает хоть что-то для решения проблем с новым проектом. Напротив, его бездействие эти проблемы усугубляет.
GM сделал обидный ход, провозгласив в новом проекте полную независимость от одного из своих акционеров. Это было решение американской стороны. Странно было бы ожидать, что «АвтоВАЗ» после такого демарша станет с восторгом помогать «Джиэму». Но, владея 50% акций предприятия, он держит GM за одно место. И не отказывает себе в удовольствии время от времени сжимать кулак. Этого достаточно, чтобы блюдечко с известного цвета каемочкой рано или поздно оказалось в высотке на Южном шоссе.