Многие современные внедорожники — Mercedes-Benz Gelandewagen, Jeep Wrangler, Toyota Land Cruiser, Land Rover Defender — в той или иной степени обязаны своим появлением различным военным ведомствам. Вот и герой сегодняшней статьи — Hummer — не исключение. HMMWV М998 (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle Model 998, «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство модель 998»), или просто «хамм-ви» — именно так назывался вездеход, спроектированный для нужд американской армии в 1979 году компанией АМ General. Что от него требовалось? Быть более компактным, легким и маневренным, чем традиционные вездеходы, уметь десантироваться с воздуха, но при этом обладать хорошей динамикой и отменной проходимостью. Вот лишь немногие требования: дорожный просвет — выше 400 мм, возможность преодолевать 60% уклон и 40% косогор, штурмовать полуметровые вертикальные препятствия и броды глубиной до 80 см (со шноркелем — до 1,5 м). Также предусматривалась возможность бронирования и установки крупнокалиберных пулеметов, гранатометов и даже ракетных комплексов.
Двигатель — V8 дизель, 6,2 л
Мощность — 130 л.с.
Коробка передач — 3-АКП
Габариты — 4572x2150x1753 мм
Снаряженная масса — 2295 кг
Дорожный просвет — 406 мм
Максимальная скорость — 105 км/ч
В 1980 году был произведен первый тестовый образец М998. Годом спустя AM General объявила о готовности к серийному производству, а в 1983-м получила заказ на первую партию из 55 000 (!) внедорожников HMMWV для армии. Под капот пикапа с мощнейшей лонжеронной рамой установили 130-сильный 6,2-литровый мотор от Detroit Diesel, который агрегатировался с 3-ступенчатым «автоматом» Hydra-Matic и 2-ступенчатой «раздаткой» New Process с блокировкой межосевого дифференциала. Причем все это хозяйство устанавливалось в салоне, между передними пассажирами, что позволило достичь не только правильной развесовки, но и гигантского клиренса в 406 мм. Межколесные дифференциалы — типа Torsen с системой Torqtrac 4, умеющей подтормаживать буксующий движитель (появились после 1999 года). Кроме того, все колеса — с планетарными редукторами и дисковыми тормозами «по кругу» — независимо подвешивались на А-образных рычагах с пружинами и гидравлическими амортизаторами. Также у HMMWV была централизованная система подкачки и вентиляции всех агрегатов и 24-вольтовая бортовая сеть.
Военные действия, в которых участвовал Hummer
Самую широкую известность «хамм-ви» получил во время кампании армии США в Персидском заливе, и в частности операции «Буря в пустыне», на рубеже 1990–91 годов. Хотя до этого уже успел вторгнуться в Панаму в 1989 году. Участвовал Hummer и в военных действиях Соединенных Штатов в Сомали (1993–1994 годы, фильм «Черный ястреб»), и во второй Иракской кампании в 2003 году, и в Гаити (1994 и 2004 годы), и в афганской операции 2001–2014 годов.
В 1999 году, после начала операции НАТО в Югославии, Хаммеры засветились и там. Есть свидетельства участия этих внедорожников — вне юрисдикции США — в военных действиях в самых разных уголках земли: в Китае, Африке и даже на Донбассе.
При столь внушительных габаритах «хамм-ви» оказался не таким уж и тяжелым — весил он всего 2,3 тонны. При этом внедорожник мог взять на борт до 1135 кг груза и буксировать прицеп или орудие массой до 1,5 т. До 80 км/ч Хаммер разгонялся за вполне вменяемые для военной техники 20 секунд. М998 был доступен как в закрытом четырехместном варианте, так и в виде двухдверного пикапа в сцепке со специальным прицепом (М116А2) или его закрытой версии с лебедкой (М1038). Существовали модификации M1043/M1045 и M1044/M1046 с легкой бронезащитой кузова и основных агрегатов. Был и облегченный санитарный автомобиль с индексом М1035 с брезентовым верхом, а также цельнометаллические исполнения М966 и М997. Версия М1059 — не что иное, как… дым-машина, умеющая ставить маскирующую воздушную завесу! Чтобы перечислить все модификации HMMWV, не хватит и целой статьи: к 1990 году их было более пятидесяти!
После «Бури в Пустыне» и многочисленных попаданий «хамм-ви» на телевизионные экраны, где эти внедорожники влегкую штурмовали высоченные барханы, в компанию AM General стало поступать все больше заказов от частников, и в 1992 году версия HMMWV — под более привычным нам именем Hummer — стала доступна всем желающим по цене от $50 000. Одним из первых этот вездеход приобрел Арнольд Шварценеггер, а позже к когорте почитателей военного «монстра» присоединились и другие «селебрити» — Сильвестр Сталлоне, Андре Агасси, Джордж Лукас, Деннис Родман, Тупак Шакур и Стивен Спилберг. К началу 1993 года было выпущено более 100 000 HMMWV.
Двигатель — V8 дизель, 6,5 л
Мощность — 170 (195) л.с.
Коробка передач — 4-АКП
Габариты — 4686x2197x1905 мм
Снаряженная масса — 2295 кг
Дорожный просвет — 406 мм
Максимальная скорость — 133 км/ч
Итак, с 1992 года HMMWV стал доступен не только для армии, но и для частных лиц. Полноценная же гражданская история Hummer начиналась в 1994 году, когда внедорожник стало возможным приобрести в одном из четырех типов кузова — двухместный пикап, четырехдверные пикап и универсал, а также четырехместный «кабриолет» с открытым верхом. Эти модификации уже оснащались более цивильным салоном с кондиционером, «музыкой» и отделкой дверных панелей. В том же году Хаммер получил два важных обновления — 6,5-литровый турбодизель GM-6500 (говорят, что ресурс этого мотора — более миллиона км!) и 4-ступенчатый «автомат» Hydramatic, а годом позже на всех гражданских автомобилях появилась система централизованной подкачки CTIS. С 1996 года можно было заказать «форсированную» версию этого же двигателя (195 л.с.) и бензиновый атмосферный V8 5.7 на 200 л.с (под заказ). Начиная с 1999 года все Хаммеры оснащались АБС и системой TorqTrac4, а позже и блокировками межколесных дифференциалов. Выпускался Hummer H1 вплоть до 2006 года, и именно поэтому самой желанной среди коллекционеров версией является финальная Alpha с 300-сильным (705 Нм) турбодизелем Duramax 6600 и 5-ступенчатым «автоматом» Allison 1000 со специальным режимом для буксировки. Но мощный мотор создал одну проблему: проскальзывание фрикционов и, как следствие, перегрев. Поэтому инженерам пришлось оснастить Н1 еще более серьезной понижающей передачей (первая ступень — 3,10:1, понижающий ряд — 2,72:1, колесные редукторы — 1,92:1; итого конечное передаточное отношение — 41,5:1!) и эффективной системой охлаждения коробки передач. При этом «топовый» Хаммер умел разгоняться до 100 км/ч за 13,5 секунды. Всего с 1992 года было продано «на гражданку» около 12 000 Хаммеров.
Присвоение модели индекса Н1 произошло в 1999 году, когда все права на Hummer выкупила корпорация General Motors. Это знаковое событие стало в какой-то мере началом конца настоящего военного Хаммера, ибо уже в 2000 году на автосалоне в Детройте американцы представили смелый концепт Hummer H2. Выглядел этот внедорожник по-прежнему очень круто, был стилизован под HMMWV с узкими «бойницами» окон и стал настоящей звездой Детройта. Но на самом деле Н2 не имел со своим предшественником почти ничего общего: он стал крупнее, тяжелее, выше и намного цивилизованнее. Серийная версия автомобиля появилась в 2002 году.
«Война» c Daimler-Chrysler (2001)
Казалось бы, из-за чего воевать Jeep и Hummer? Ведь Wrangler играет совсем не в той внедорожной лиге — он намного компактнее и легче. После автосалона в Детройте и демонстрации «гражданской» модели Н2 юристы Daimler–Chrysler вдруг решили, что радиаторная решетка Hummer с семью вертикальными прорезями подозрительно напоминает «лицо» всех Jeep. В 2001 году обе компании — GMC и Daimler-Chrysler — подали друг на друга иск, как гласит история, с разницей всего в 11 минут! Седьмой окружной апелляционный суд Соединенных Штатов, рассмотрев доводы сторон, в конечном итоге все же вынес решение в пользу Hummer.
Двигатель — V8 бензин, 6,0 л
Мощность — 315–330 л.с.
Коробка передач — 4-АКП
Габариты — 4820x2063x1977 мм
Снаряженная масса — 2909 кг
Дорожный просвет — 255 мм
Максимальная скорость — 160 км/ч
Как и Н1, Hummer H2, который запустили в серийное производство в 2002 году, выглядел необычно и эпатажно: мало кто в XXI веке решался эксплуатировать такие нарочито кубические формы и столь внушительные размеры. Как мы уже говорили выше, второй Хаммер изначально проектировался под гражданскую эксплуатацию, поэтому, по сути, представлял собой обычный, хотя и очень тяжелый (полная масса — 3909 кг) и массивный внедорожник, построенный на модернизированной платформе GMT820, которую также использовали, например, Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade и GMC Yukon. Под капот установили бензиновую 6,0-литровую «восьмерку», а «автомат» остался 4-ступенчатым. Передняя подвеска стала торсионной, сзади появился «мост» на пружинах или на «пневме», клиренс уменьшился до 255 мм, а интерьер сильно облагородился, хотя и не отличался высоким качеством отделочных материалов. Успех Н2 гарантировала низкая себестоимость и, как следствие, невысокая цена в $50 000 (первый Хаммер на тот момент стоил уже около $100 000). В первый же год удалось реализовать около 20 000 этих «мастодонтов», а через год Н2 купили уже 35 000 человек! В 2004 году появился пикап SUT с откидным бортом, а в 2007 году внедорожник обновился: объем двигателя вырос до 6,2 л, мощность — до 393–409 л.с., а «автомат» стал 6-ступенчатым.
Двигатель — L5 турбодизель, 3,5 л, V8 бензин 3,5–5,3 л и L4 бензин 2,0 л
Мощность — 220 и 223–300 л.с., 265 л.с.
Коробка передач — 5-МКП и 4-АКП
Габариты — 4782x1989x1872 мм
Снаряженная масса — 2231 кг
Дорожный просвет — 230 мм
Максимальная скорость — 160 км/ч
Маркетинг давно уже правит миром, поэтому в 2004 году компания General Motors всерьез задумалась о расширении модельного ряда Hummer и производстве более компактной модели, которая не только могла бы расширить аудиторию, соперничая с легендарным Jeep Wrangler, но и, возможно, покорить Старый Свет. Результатом стало появление в 2005 году самого «маленького» Хаммера — Н3, построенного на модифицированной платформе GMT355 от Chevrolet Colorado и GMC Canyon. Схожесть со «взрослыми» Хаммерами была налицо, но габариты и масса стали меньше, а под капот устанавливали рядный 5-цилиндровый турбодизель Vortec в паре с 5-ступенчатой «механикой» (4-ступенчатый «автомат» — за доплату). «Топовая» версия Alpha позже получила и более мощный бензиновый V8 5.3. Уже в 2006 году Hummer благодаря Н3 (ценой всего около $30 000) оказался на подъеме — было реализовано более 70 000 автомобилей, модель начали продавать и в Европе. И все же оказалось, что рынок внедорожников не столь обширен, а Wrangler все равно стоит дешевле. В 2008 году грянул ипотечный кризис в США и последовавший за ним мировой, и продажи Хаммеров сразу рухнули на 22%. С этого момента Hummer начал стремительно приближаться к кончине, и ему не помогли ни новый пикап Н3Т, ни «максимальная» версия Alpha, ни попытка подключить Н3 к розетке вместе с фирмами Raser и FEV (Plug-In гибрид PHEV с 2,0-литровым четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом и электродвигателем суммарной мощностью 265 л.с.). В 2009 году продажи упали до жалких 9000 автомобилей в США, большой Н2 ушел на покой, так и не дождавшись замены, проект еще более компактного Н4 забуксовал. И Hummer занял свое место в очереди в камеру смертников обанкротившегося General Motors, в которой на тот момент уже стояли такие компании, как Saab, Pontiac и Saturn.
Производство в России (2005–2009)
Модели — Н2 и Н3
Эх, какие были времена! Даже Хаммеры в России когда-то производили! Соглашение о сборке американских внедорожников Н2 на калининградском «Автоторе» было подписано в августе 2003 года, о чем объявили на Московском автосалоне. В том же году планировалось и начать выпуск, но в итоге первый российский Н2 появился только в 2005 году — это была крупноузловая сборка. По той же схеме год спустя на «Автоторе» начали собирать и «малыша» Н3. Впрочем, сборка была условной: готовые «трешки» из Штатов везли в Польшу, где их разбирали и в крупноузловом виде везли в Россию, чтобы получить таможенные льготы. На тот момент Н3 можно было купить за $50 000, что по тогдашнему курсу составляло около 1,3–1,4 миллиона рублей. Всего под Калининградом произвели 2875 единиц Hummer H2 и H3, а продано в России с 2006-го по 2010 годы 6424 Хаммера.
Итак, в 2009 году дела корпорации General Motors и в частности бренда Hummer были очень плохи. Логично, что обанкротившаяся GM начала активно избавляться от своих убыточных отделений, и одной из первых в этом списке оказалась компания Хаммер, продажи которой падали наиболее стремительно. В июне блеснула искорка надежды: китайский гигант Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co. решил было выкупить Hummer и продолжить выпуск легендарных внедорожников, было даже достигнуто предварительное соглашение, по которому он должен был заплатить 150 миллионов долларов и еще 1,5–2 миллиарда вложить в локальные производственные мощности. Но китайцы вовремя одумались: с современными экологическими нормами продавать Хаммеры в Китае было бы непросто, да и внедорожники такого размера там особо не в чести. «Мы разочарованы, что сделка с Tengzhong не состоялась», — резюмировал вице-президент General Motors Джон Смит. Сказал, и 24 февраля 2010 года было объявлено о том, что марка Hummer прекращает свое существование, вылетев из пакета компаний GM вслед за Saturn и Pontiac.
Двигатель — V8 дизель, 6,5 л (версия ES)
Мощность — 246 л.с.
Коробка передач — 6-АКП
Снаряженная масса — более 7000 кг
Дорожный просвет — 305 мм
Максимальная скорость — н. д.
В этом году исполняется уже 11 лет с тех пор, как мир ничего не слышит о легендарной марке Hummer. Тем не менее компания AM General — с которой все начиналось — до сих пор существует и в 2018 году представила на базе Humvee обновленную модель NXT 360. Правда, это уже немного другая история, так как NXT 360 сертифицирован по военному классу MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), иначе говоря, бронированный по умолчанию. В результате снаряженная масса самой проходимой и «тяжелой» версии ES (с дополнительным пакетом бронирования) составляет более семи тонн! NXT бывают двух-, четырех- и шестиместными, оснащаются турбодизелями с «автоматом», круговой системой обзора (это позволило наглухо изолировать заднюю часть салона), но клиренс вездехода меньше, чем у первого Хаммера — всего 305 мм. Тем не менее, говорят, Арнольд Шварценеггер уже получил свой гражданский вариант NXT 360.
Двигатель — три электромотора
Мощность — 1014 л.с.
Пробег на одной зарядке — до 563 км
Дорожный просвет — более 400 мм
Hummer вернулся в мировую автомобильную историю 20 октября 2020 года, когда компания General Motors сообщила о создании одноименного суббренда, который дебютирует на рынке в 2021 году с… электрическим пикапом GMC Hummer EV, построенным на новой электроплатформе ВТ1. Нельзя сказать, что современные дизайнеры GM не изучали матчасть: пикап, который задумывается как конкурент Tesla Cybertruck, действительно, напоминает о легендарных Хаммерах прошлых лет. Но еще более интересны выдающиеся технические характеристики и оснащение. Три электромотора суммарно выдают более 1000 сил, что позволяет пятиместному четырехдверному внедорожнику набирать 100 км/ч за три с небольшим секунды. Есть и пневмоподвеска, которая дополнительно способна поднять кузов на 150 мм, и 35-дюймовые колеса в базе, и уникальный режим «краба» (движение с четырьмя колесами, повернутыми в одну сторону), и система кругового обзора UltraVision с 18-ю (!) камерами, и огромный «планшет», и весьма богатый интерьер. Согласитесь, отличная замена ветерану получилась? Но и стоить Hummer EV будет немало даже по американским меркам — от $113 000! Старт производства Edition 1 на предприятии Factory ZERO сборочного центра Detroit Hamtramck намечен на осень этого года. Позже запланировано появление упрощенных версий EV2, EV2X и EV3X.